Избрание, изменение или отмена меры пресечения. Порядок избрания, применения, отмены и изменения мер пресечения Порядок применения мер пресечения

Меры пресечения - это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исклю­чительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.

Основания применения мер пресечения

Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

    1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
    2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
    3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:
    1. наличие возбужденного уголовного дела;
    2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Порядок применения мер пресечения

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

    • за­конности,
    • обоснованности,
    • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом - определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Отмена или изменение меры пресечения

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.

Мера пресечения отменяется во всех случаях:
    1. прекращения уголовного дела,
    2. оправдания подсудимого либо
    3. постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсроч­кой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания.
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
    • изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные и Кодекса;
    • изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отмена или изменение меры пресечения производится по по­становлению дознавателя, следователя или судьи либо по опре­делению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд - определение. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103-107 УПК, также поручи­телям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского уч­реждения, залогодателям, органу или должностному лицу, осу­ществляющему надзор за соблюдением ограничений при до­машнем аресте.

При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постанов­ления об изменении меры пресечения на более строгую разъяс­няется порядок его обжалования.

В соответствии со ст. 98 УПК РФ при производстве предварительного расследования могут применяться следующие виды мер пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, залог, домашний арест, заключение под стражу. Помимо перечисленных мер к несовершеннолетним может быть применена такая мера пресечения как присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. К военнослужащим также может быть применено наблюдение командования воинской части (в которой они проходят службу).

Меры пресечения, избираемые без судебного решения

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) является самой распространенной мерой пресечения. Она состоит в том, что у подозреваемого или обвиняемого отбирается письменное обязательство:

не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении по общему правилу применяется к лицам, обвиняемым (подозреваемым) в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, имеющим определенное место жительства и работу. Иными словами применение данной меры рассчитано на случаи, когда вероятность уклонения от предварительного расследования и суда незначительна, но вместе с тем, данные, характеризующие личность обвиняемого (подозреваемого), указывают на определенную моральную неустойчивость, которая, в свою очередь, может вызвать у него такие стремления.

Главная задача подписки о невыезде и надлежащем поведении заключается в оказании на обвиняемого (подозреваемого) предупредительного воздействия, обеспечении нахождения в определенном месте с тем, чтобы в случае необходимости он мог без задержки явиться по первому требованию органа расследования или в суд.

Предупреждение лица о том, что при нарушении условий данной меры пресечения к нему будет применена более строгая мера, несет значительную психологическую нагрузку. Без преувеличения можно сказать, что на обвиняемого (подозреваемого) действует не столько избранная мера пресечения, сколько угроза ее изменения на более строгую.

Подписка применяется и в том случае, когда нет оснований опасаться, что, оставаясь на свободе, обвиняемый скроется от органов расследования и суда, но вместе с тем он может временно отлучиться из того места где проживает в связи с командировкой, пребыванием в отпуске.

После вынесения постановления об избрании данной меры пресечения от обвиняемого (подозреваемого) отбирается подписка о том, что он обязуется проживать по определенному адресу, своевременно являться по вызову лица, в чьем производстве находится дело и, без разрешения последнего, не покидать место своего пребывания. Подписка приобщается к материалам дела. Чтобы иметь сведения о действиях обвиняемого (подозреваемого), которые помогут принять своевременные меры по предупреждению его уклонения от органов расследования и суда, о принятой мере пресечения следует уведомить участкового уполномоченного милиции по месту жительства лица, к которому применяется мера, паспортный стол, а также отдел кадров по месту работы (учебы) последнего. В случае отмены или изменения меры пресечения, об этом вновь уведомляются указанные лица и учреждения.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ) – одна из немногих мер, которая не может быть применена к обвиняемому (подозреваемому) без наличия его письменного на то согласия.

Данная мера состоит в принятии на себя заслуживающим доверия лицом обязательства о том, что оно ручается за надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) на всем протяжении уголовного судопроизводства.

Под заслуживающим доверие лицом следует рассматривать гражданина, который за продолжительное время трудом и примерным поведением, своими жизненными приоритетами и ценностями снискал уважение окружающих его лиц.

Нравственная составляющая личного поручительства предполагает применение этой меры к лицам, не представляющим большой общественной опасности, для которых уважение к своему поручителю может стать достаточным сдерживающим фактором, не позволяющим умалить авторитета последнего. Именно нежелание причинить какой-либо вред уважаемому им человеку, удерживает обвиняемого (подозреваемого) от ненадлежащего поведения.

Под надлежащим поведением здесь имеется в виду то, что, находясь на свободе, обвиняемый (подозреваемый) в назначенный срок будет являться по вызовам следователя, дознавателя и в суд, а также иным путем не станет препятствовать производству по уголовному делу.

При избрании в качестве меры пресечения личного поручительства закон не ограничивает число поручителей. Представляется, что их число вправе определить лицо, в чьем производстве находится дело. Поручителями могут быть родственники, друзья, знакомые, которые в состоянии оказать на него воздействие, препятствующее нарушению последним своих процессуальных обязанностей.

Для применения в качестве меры пресечения личного поручительства необходимо, чтобы к лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, поступило ходатайство от лица о даче им поручительства за обвиняемого (подозреваемого). Ходатайство может быть заявлено как в письменной, так и в устной форме. Если ходатайство поступило в устной форме, то об этом составляется протокол, в котором излагается содержание ходатайства. Протокол подписывается лицом, выразившим желание дать личное поручительство и тем должностным лицом, которое приняло ходатайство и составило об этом протокол.

При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть ознакомлен с существом подозрения или обвинения. Поручитель предупреждается о том, что на него, в случае невыполнения обвиняемым обязательств по явке в органы расследования или в суд, либо осуществления иным путем препятствий для производства по уголовному делу, может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей.

Для привлечения поручителя к ответственности лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, составляет протокол о невыполнении поручителем своих обязанностей, который направляется в районный суд (ст. 118 УПК РФ). Если невыполнение поручителем принятых обязательств будет установлено в судебном заседании, то определение или постановление о наложении штрафа выносится судом в том же заседании.

Доводы поручителя о том, что он добросовестно выполнял свои обязанности, но, несмотря на это, не смог предотвратить нежелательное поведение обвиняемого (подозреваемого), не освобождают его от ответственности.

Поручитель может отказаться от взятого на себя обязательства, заявив об этом ходатайство должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения, если к этому времени обвиняемый (подозреваемый) не нарушил принятые на себя обязательства. Отмена (изменение) данной меры пресечения возможна лишь по мотивированному постановлению (определению) органа расследования или суда.

Наблюдение командования воинской части(ст. 104 УПК РФ) также как и личное поручительство не может быть применено к обвиняемому (подозреваемому) без наличия его письменного на то согласия.

Этот вид пресечения состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств являться в назначенный срок по вызовам следователя, дознавателя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Данная мера может быть применена лишь к обвиняемому (подозреваемому), являющемуся военнослужащим Вооруженных Сил, войск МВД, войск и учреждений ФСБ, других военизированных частей и учреждений. Наблюдение за военнослужащим возможно лишь при условии, что он находится на казарменном положении, поскольку это предусматривает постоянное его нахождение в расположении части. Именно поэтому применение данной меры становится возможным и к гражданам, являющимся военнослужащими запаса, призванным к прохождению учебных военных сборов.

Учитывая подследственность преступлений, совершаемых военнослужащими, можно сказать, что данная мера применяется только следователями военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

О применении меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части следователь (дознаватель), в чьем производстве находится уголовное дело, выносит постановление и направляет его командиру воинской части, в которой служит (прикомандирован для прохождения военных учебных сборов) обвиняемый (подозреваемый). При этом командованию части сообщается о характере совершенного преступления и разъясняется суть его обязанности по наблюдению за военнослужащим. Кроме того, обвиняемому разъясняется о том, что в случае нарушения им принятого на себя подпиской обязательства, к нему может быть применена более строгая мера пресечения.

Все соответствующие разъяснения и предупреждения должны быть зафиксированы в протоколе о применении данной меры пресечения или подписке, которые подписывают обвиняемый (подозреваемый), представитель командования воинской части и лицо, избирающее меру пресечения. В суде эти данные должны быть внесены в протокол судебного заседания.

Постановление о наблюдении обязательно для командования воинской части, в то время как обвиняемый имеет право в любой момент отказаться от применения к нему данной меры пресечения.

Военное командование, получив копию соответствующего постановления, издает приказ, за подписью командира части, предусматривающий конкретные меры, применяемые в отношении военнослужащего, о чем в письменном виде информируется орган, избравший меру пресечения.

В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», переданные под наблюдение командования воинской части лица, на определенное время лишаются: права ношения оружия; не назначаются в караул, боевые дежурства и другие ответственные наряды; постоянно пребывают под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, а также суточного наряда; не направляются на работы, производимые вне воинской части, в одиночном порядке; не увольняются из части; не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.

В случае совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, для предупреждения которых была избрана данная мера, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, избравший меру пресечения. За недобросовестное исполнение своих обязанностей по наблюдению соответствующий командир (начальник) может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) состоит в обеспечении его надлежащего поведения, заключающегося в выполнении обязательств являться в назначенный срок по вызовам следователя, дознавателя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Само название рассматриваемой меры пресечения говорит о возможности применения последней исключительно к лицам, не достигшим на момент решения вопроса об ее избрании возраста 18 лет.

В случаях, предусмотренных гражданским законодательством, когда полная дееспособность несовершеннолетнего обвиняемого наступает до 18 лет (вступление в брак, эмансипация), вместо присмотра целесообразно применять личное поручительство.

К лицам, призванным обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего закон относит: 1) родителей, опекунов, попечителей; 2) других заслуживающих доверия лиц; 3) должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором уже находится (но не в связи с производством по уголовному делу) несовершеннолетний.

Под другим, заслуживающим доверия лицом, следует рассматривать гражданина, который не только обладают хорошей репутацией, но и по состоянию здоровья, роду своих занятий, имущественному положению, складу своего характера, нравственным качествам может обеспечить должный присмотр за поведением несовершеннолетнего обвиняемого.

Избрание рассматриваемой меры возможно только при наличии согласия (ходатайства) соответствующего лица, под присмотр которого предполагается отдать несовершеннолетнего. В этом случае дознаватель, следователь или суд разъясняет поручителю существо подозрения или обвинения, а также его ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. Если при получении данной информации поручитель не меняет своего решения, то от него отбирается письменное обязательство.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр иных (кроме родителей, опекунов или попечителей), предусмотренных законом лиц, допускается только в случае, если представители первой группы не способны или по иным причинам возражают против взятия несовершеннолетнего под свой присмотр.

Согласия должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый), на применение к нему присмотра – не требуется, поскольку, как и при наблюдении командования воинской части, условия присмотра совпадают с их должностными обязанностями.

На лиц, которым несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства, может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей. Порядок наложения денежного взыскания такой же, как к недобросовестным поручителям. На должностных лиц детского учреждения нецелесообразно наложение денежного взыскания.

Применение рассматриваемой меры пресечения не требует согласия обвиняемого, но получение такого согласия все же предпочтительно. Неся в себе, прежде всего, психологическое принуждение, и, не имея при этом согласия обвиняемого, данная мера вряд ли может стать эффективной. Согласие служит своего рода подтверждением возможности надлежащего поведения несовершеннолетнего, его доверия своему поручителю.

Меры пресечения, избираемые по решению суда

Залог (ст. 106 УПК РФ) состоит во внесении залогодателем на депозитный счет суда, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг, или ценностей в целях обеспечения явки обвиняемого (подозреваемого) к следователю, дознавателю или в суд, а также предупреждения совершения им новых преступлений. При этом залогодатель берет на себя обязательство обеспечить надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) под угрозой утраты заложенного.

Говоря о предмете залога, следует иметь ввиду, что в качестве ценностей рассматриваются драгоценные металлы, драгоценные камни, другие ценные предметы и недвижимость, хотя использование последней в качестве залога в уголовном судопроизводстве реально не представляется возможным, поскольку залог требуется внести на депозитный счет в банковском учреждении.

Применение данной меры пресечения, прежде всего, предполагает наличие ходатайства залогодателя о принятии от него требуемой суммы залога, а также наличия самой суммы.

Рассматриваемая мера пресечения не требует согласия обвиняемого (подозреваемого), однако при внесении залога третьими лицами оно все же предпочтительно, поскольку именно его обещание о надлежащем поведении составляет суть любой из мер, несущих в себе психологическое принуждение. Эффективность залога заключается по преимуществу в моральном долге обвиняемого (подозреваемого) перед залогодателем. Поэтому согласие будет своего рода подтверждением возможности надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), его уважения и доверия к своему залогодателю.

Залогодателем может быть непосредственно сам обвиняемый (подозреваемый), либо другое физическое или юридическое лицо, а также общественная организация. Допускается внесение залога несколькими залогодателями. При этом требуется установить характер взаимоотношений между потенциальным залогодателем и обвиняемым (подозреваемым) в целях исключения сделки или оказания содействия последнему его соучастниками.

Залогодателю, не являющемуся обвиняемым (подозреваемым), в обязательном порядке разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

Залог в качестве меры пресечения избирается по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ.

Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя. Как правило, стоимость залога не должна быть меньше причиненного преступлением ущерба и размера заявленного гражданского иска.

В случаях, когда внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения залога следователь, с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель, с согласия прокурора, возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства указываются фамилия и другие сведения о личности залогодателя, предмет и сумма залога, мотивы, которыми руководствовался дознаватель, следователь или суд, избирая эту меру пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Копия постановления вручается залогодателю.

Получив копию постановления, залогодатель вносит определенную судом сумму на депозит органа, избравшего эту меру пресечения, после чего предъявляет соответствующие платежные документы. На основании этих документов (квитанций) составляется еще один процессуальный документ – протокол принятия залога, копия которого также вручается залогодателю. В данном протоколе отражаются: факт разъяснения залогодателю существа дела и возможных последствий ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого); обязательства обвиняемого (подозреваемого), даваемые им во исполнение избираемой меры пресечения; факт разъяснения обвиняемому (подозреваемому), что в случае нарушения этих обязательств к нему будет применена более строгая мера пресечения, а залог обращен в доход государства.

Обращение залога в доход государства производится на основании постановления (определения) суда, к подсудности которого относится данное уголовное дело в порядке ст.118 УПК РФ.

При вынесении любого вида приговора либо прекращении дела на стадии предварительного расследования или в суде, независимо от оснований прекращения, залог возвращается залогодателю если не были нарушены условия применения данной меры пресечения.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого (подозреваемого), а также в запрете общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи.

Ограничения, связанные со свободой передвижения могут выражаться в запрете постоянно или в определенное время суток покидать жилое помещение (квартиру, дом), здание (дом), прилегающую к нему территорию, осуществлять эти же действия без сопровождения, посещать определенные места.

Ограничения, связанные со свободой общения, могут выражаться в запретах на ведение переговоров в конкретной форме – устно, письменно или с использованием каких-либо средств связи, с определенными лицами. При этом могут использоваться как полный запрет на ведение переговоров в любой форме, так и на конкретную форму отдельно, например, только телефонных переговоров. Не может быть ограничено лишь общение обвиняемого (подозреваемого) со своим защитником, поскольку оно вытекает из процессуальных прав.

Находясь под арестом у себя дома, в квартире, обвиняемый (подозреваемый), не изолируется от совместно проживающих с ним лиц, а, следовательно, ему не запрещается и общение с ними.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда, когда имеются основания для заключения под стражу (ст.108 УПК РФ), но с учетом его преклонного возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств это представляется нецелесообразным. Под «другими обстоятельствами» здесь следует понимать чистосердечное раскаяние, особые заслуги перед государством, общественное положение, ходатайства заслуживающих доверия лиц.

В основу рассматриваемой меры пресечения положено физическое принуждение, что не предполагает получения согласия самого обвиняемого (подозреваемого) или согласия органов (их должностных лиц), обеспечивающих соблюдение установленных ограничений.

При избрании данной меры пресечения в постановлении суда устанавливаются лишь конкретные, необходимые ограничения, которым должен подвергнуться обвиняемый (подозреваемый), а также указываются орган или должностное лицо, которым поручается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Жилище этого лица подлежит взятию под охрану.

Закон не исключает возможности смягчения (временного или постоянного) установленных ограничений. Например, обвиняемому (подозреваемому) могут быть разрешены поездки в поликлинику, телефонные переговоры, переписка с близкими родственником.

При нарушении обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения к нему могут быть применены либо наложение по решению суда денежного взыскания (ст.117 и 118 УПК РФ) на сумму до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, либо избрана более строгая мера пресечения – в качестве таковой в данном случае остается только заключение под стражу.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) в уголовном судопроизводстве традиционно является наиболее суровой из всех, предусматриваемых законодателем мер пресечения.

Суть рассматриваемой меры заключается хоть и во временной, но все же полной изоляции человека.

Как и иные, рассмотренные нами меры, в основу которых полагается физическое принуждение, заключение под стражу не может предполагать получения на то согласия самого обвиняемого (подозреваемого) или согласия органов (их должностных лиц), призванных обеспечить ее исполнение.

По своим свойствам эта мера пресечения способна преодолевать право человека на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренные ст. 22 Конституции РФ, без обвинительного приговора суда.

Именно данное обстоятельство требует для ее применения самых надежных гарантий от возможных ошибок и различного рода злоупотреблений.

Поэтому законодатель в качестве гарантий обеспечения прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого устанавливает достаточно конкретные и весьма жесткие требования:

1. Заключение под стражу осуществляется по судебному решению.

2. Лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о применении данной меры пресечения, должно обвиняться (подозреваться) в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

При этом законодатель отмечает, что в первую очередь подлежат рассмотрению все возможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. «Невозможность» же может быть констатирована лишь недостаточностью иных мер пресечения для достижения поставленных целей.

Формулируя условие применения меры пресечения в зависимости от предполагаемого наказания, законодатель исходит из общего правила о том, что меры пресечения не могут быть более строгими, чем возможное наказание. Поэтому, при обвинении или подозрении лица в совершении преступления, наказание за которое не связано с лишением свободы, применять к нему меру пресечения – заключение под стражу – недопустимо, даже если имеются данные о том, что это лицо может скрыться.

Ситуация же, когда наказание за совершенное преступление в виде лишения свободы предусмотрено, но оно не превышает двух лет, может послужить основанием применения рассматриваемой меры пресечения – есть изъятие из приведенного правила. И это изъятие может быть допущено лишь при наличии одного из следующих, предусмотренных именно для подобных случаев обстоятельств:

подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

его личность не установлена;

им нарушена ранее избранная мера пресечения;

он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

При этом следует иметь ввиду, что отсутствие у лица регистрации на территории Российской Федерации может служить лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства. Но само по себе не является обстоятельством, дающим основание для избрания в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. Данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности, результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований, предъявляемых к доказательствам уголовно-процессуальным кодексом, не могут служить основанием для принятия решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

4. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников обвиняемого (подозреваемого), при их отсутствии – других родственников, о месте содержания или об изменении места содержания его под стражей, а при заключении под стражу военнослужащего – дополнительно сообщить и командованию воинской части.

В случае заключения лица под стражу, согласно ст. 466 УПК РФ, при наличии решения судебного органа иностранного государства, приложенного к запросу о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем незамедлительно уведомляется компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.

5. Специализация судей, которые бы рассматривали исключительно ходатайства о заключении под стражу – не допускается. Такие полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципу распределения уголовных дел.

6. К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае обвинения (подозрения) его в совершении умышленного преступления, за которое может быть назначено наказание свыше 5 лет лишения свободы. Избрание этой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего, при совершении им преступления средней тяжести является исключительным случаем.

Не дав перечня исключительных случаев, закон оставляет определение их критериев на усмотрение принимающего это решение судьи.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в отношении несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцати лет, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести впервые – заключение под стражу в качестве меры пресечения применено быть не может.

При вынесении постановления о применении данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего судья обязан указать почему лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста к моменту совершения преступления не может быть отдано под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других, заслуживающих доверия лиц.

7. Суд, применяющий в качестве меры пресечения заключение под стражу, обязан принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого (подозреваемого) и охраны его жилища и имущества, если они остаются без присмотра. О принятых мерах должно быть уведомлено лицо, заключенное под стражу.

8. Гарантией от возможных ошибок и различного рода злоупотреблений служит и сама процедура применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Придя к выводу о необходимости избрания в качестве меры пресечения – заключение под стражу, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора в форме постановления возбуждают перед судом мотивированное и обоснованное ходатайство. К этому постановлению прилагаются материалы, подтверждающие его обоснованность (копии постановлений о возбуждении уголовного дела, привлечении лица в качестве обвиняемого, протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, иные материалы о причастности лица к преступлению, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, данные подтверждающие возможность того, что это лицо скроется от следствия, об угрозах с его стороны в отношении потерпевших, свидетелей).

Если подозреваемый, задержан в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не менее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Ходатайство об избрании этой меры пресечения рассматривается по месту производства предварительного расследования или задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд в открытом судебном заседании судьей единолично.

Лица, в отношении которых ставится вопрос о заключении их под стражу, их защитники и представители имеют право не только на ознакомление с ходатайством, но и со всеми прилагаемыми к нему документами. Они вправе делать из них выписки, требовать предоставления соответствующих копий. Ознакомление с указанными материалами производится в суде в пределах установленного законом срока для рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Судебное заседание по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, будучи формой судебного разбирательства, должно отвечать его общим условиям. Исключением выступают отдельные правила, которые достаточно подробно представлены в ст. 108 УПК РФ.

В отличие от неявки представителей сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого не допускается.

Единственным исключением из данного правила служит объявление обвиняемого в международный розыск.

Решение о применении заключения под стражу может быть принято судьей только после исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения.

При этом судья должен выяснить у стороны обвинения, не предрешая вопроса о виновности, о наличии в деле доказательств, достаточных для серьезного предположения о совершенном данным лицом преступлении.

По итогам судебного заседания, судья принимает одно из следующих решений, о чем выносит соответствующее постановление:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания.

В своем постановлении судья обязан проанализировать все доводы сторон, мотивируя, почему одни из них были приняты им во внимание, а другие отвергнуты, почему к лицу, заключаемому под стражу, не может быть применена менее строгая мера пресечения.

Постановление судьи о заключении под стражу направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

9. Существенной гарантией выступает предусматриваемая законодателем возможность обжалования решений о применении заключения под стражу или продления срока содержания под стражей.

Для принесения жалобы или представления на это решение в кассационном порядке отводится 3 суток со дня его принятия. Суд кассационной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке надзора.

10. Особенности заключения под стражу отдельных категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, также являются одной из гарантий законности и обоснованности применения этой меры пресечения.

При этом следует иметь в виду, что особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу предусмотрены не для всех категорий лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Так, принятое на основе ходатайства органа расследования решение судьи по месту производства предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого (обвиняемого) об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, исполняется:

а) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

б) в отношении судьи иного (кроме Конституционного Суда Российской Федерации) суда – с согласия квалификационной коллегии судей;

в) в отношении члена Совета Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий – с согласия Совета Федерации;

г) в отношении депутата Государственной Думы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – с согласия Государственной Думы.

Для исполнения же судебного решения о применении данной меры пресечения в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации, не требуется согласия каких-либо органов.

Однако лицо, в производстве которого находится уголовное дело, до возбуждения ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу должно получить согласие от Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В случае же если данный вопрос решается в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – согласие требуется от руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

11. Еще одной, но, вместе с тем, не менее важной гарантией являются устанавливаемые процессуальных законом сроки в рамках которых допускается применение рассматриваемой меры пресечения.

Ситуации, которые хотя бы отчасти напоминали случаи, о которых свидетельствовал И.Я. Фойницкий, когда «задержанные лица нередко забывались в тюрьмах, где в ожидании приговора они оставались иногда по 10-12 лет» – недопустимы.

Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. Он исчисляется с момента заключения обвиняемого (подозреваемого) под стражу до направления уголовного дела прокурором в суд. В этот срок засчитывается время на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого, время применения домашнего ареста, время принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда, а также время в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его Российской Федерации.

При отсутствии оснований для изменения или отмены рассматриваемой меры пресечения и невозможности окончить предварительное следствие срок содержания под стражей продлевается судьей районного суда (военного суда соответствующего уровня) до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока осуществляется в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений при особой сложности уголовного дела и сохранении оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда – до 12 месяцев.

Предельный срок содержания под стражей на этапе расследования уголовного дела составляет 18 месяцев. Дальнейшее его продление не допускается, за исключением случаев, связанных с окончанием ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ч.ч. 3, 7, 8 ст. 109 УПК РФ).

Лица, заключенные под стражу, могут находиться в местах содержания задержанных не более трех суток. Если доставка таких лиц в следственный изолятор осложнена или невозможна ввиду отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут пребывать в местах содержания задержанных до 30 суток.

Учитывая общее правило о недопустимости содержания обвиняемого под стражей без судебного решения, перед направлением прокурором или вышестоящим судом уголовного дела на рассмотрение в суд – необходимо удостовериться, что срок содержания обвиняемого под стражей не истек.

В противном случае должен быть своевременно решен вопрос о продлении срока в установленном УПК РФ порядке.

Только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях суд, в производстве которого находится уголовное дело, и по истечении 6 месяцев со дня поступления уголовного дела, вправе продлить срок неоднократно, но каждый раз не более чем на 3 месяца (ч. 3 ст. 255 УПК РФ).

Такие решения суда о продлении срока содержания подсудимого под стражей могут быть обжалованы в кассационном порядке. Производство по уголовному делу обжалование не приостанавливает.

Литература

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759 (с последующими изменениями и дополнениями).

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан» // Российская газета. 2005. 1 апреля.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2004. 7 июля.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2004 г. № 522п04пр «Срок содержания обвиняемых под стражей может быть продлен только в пределах срока, о котором ходатайствовали органы предварительного следствия» (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 4.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2003 г. № 153пО3пр «При рассмотрении ходатайств об избрании обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу суд нарушил требования ст.ст. 97, 99 и 108 УПК РФ» (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 12.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 25 марта.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» // Российская газета. 2009. 11 ноября.

Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Практ. пособие / Под ред. В.П. Верина – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 589 с.

Петрухин И.Л. Человек и власть. – М.: Юристъ, 1999. – 392 с.

Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева . – М.: Норма. 2004. – 448 с.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. – Спб.: «Альфа», 1996. Т. 2.

Альмухаметов Б., Булатов Е. Привод и денежное взыскание // Законность. 2003. № 3.

Андреева О.И. Решение вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу: проблемы правоприменения // Журнал российского права. 2005. № 2.

Богдановский А. Избрание и продление срока заключения под стражей судом // Законность. 2005. № 2.

Боровая З. Подписка о невыезде или «виза» на выезд? // Милиция. 2004. № 9.

Быков В., Лысков Д. Домашний арест как новая мера пресечения по УПК РФ // Российский следователь. 2004. № 4.

Власенко И. В. Отмена наложения ареста на имущество в порядке уголовного судопроизводства. // Российская юстиция. 2008. №6.

Головинская И.В. Генезис мер пресечения в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве // Российский следователь. 2008. № 11.

Гриненко А.В. Разграничение фактического и уголовно-процессуального задержания // Уголовное право. 2002. № 3.

Грузд Б.Б., Сойкин Л.Р. Проблема задержания по УПК РФ // Российская юстиция. 2005. № 8.

Дикарев И. Избрание меры пресечения по инициативе суда // Уголовное право. 2008. №4.

Жагловский В. Основания заключения подозреваемого под стражу // Уголовное право. 2008. № 2.

Кутуев Э.К. Уголовно-процессуальное принуждение: вопросы теории и практики: Монография. Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

Мельников В.Ю. Проблемы применения домашнего ареста как меры пресечения // Журнал российского права. 2007. №3.

Мичурина О.В. Особенности избрания мер пресечения при производстве предварительного расследования в форме дознания // Следователь. 2005. № 6.

Николюк В.В., Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе // Государство и право. 2005. № 7.

Орлов Р. Избрание меры пресечения в виде содержания под стражей в отсутствие обвиняемого // Законность. 2008. № 3.

Савченко А.Н. Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу // Уголовный процесс. 2006. №6.

Семенюк В.И. О правовом регулировании заключения под стражу // Российский следователь. 2006. №10.

Стерхов П., Стерхова И. Судебный контроль и проблемы применения домашнего ареста и залога в качестве мер пресечения // Уголовное право. 2008. № 3.

Цоколова О. Фактическое задержание // Законность. 2006. № 3.

Закон устанавливает право суда по собственной инициативе или по ходатайству сторон избрать, изменить или отменить ранее избранную меру пресечения в отношении подсудимого в ходе судебного разбирательства. Это решение может быть основано на оценке обстоятельств, выясненных в судебном заседании (ч. 1 ст. 255 УПК РФ).

Об избрании, изменении или отмене меры пресечения суд выносит определение (постановление), в котором мотивируется принятое судом решение. Постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, аналогичное решение судьи районного суда - в вышестоящий суд, решение которого по данной жалобе окончательно.

Суд вправе содержать подсудимого под стражей при проведении судебного разбирательства (от поступления дела в суд и до вынесения приговора) в течение 6 месяцев. По истечении этого срока дальнейшее продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится дело, и допустимо лишь по делам в отношении подсудимых, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. По смыслу комментируемой статьи такое продление может иметь место неоднократно, но каждый раз на срок, не превышающий трех месяцев. По мнению Конституционного Суда РФ, норма ч. 3 ст. 255 УПК, в которой законодатель предусмотрел возможность в случае длительного рассмотрения особо сложных уголовных дел продлевать содержание подсудимого под стражей в период судебного разбирательства на срок свыше 6 месяцев, но каждый раз не более чем на три месяца, не может расцениваться как чрезмерное ограничение прав и свобод человека. Наоборот, адресованное суду требование не реже чем через три месяца возвращаться к рассмотрению вопроса о наличии оснований для дальнейшего содержания подсудимого под стражей, независимо от того, имеются ли на этот счет какие-либо обращения сторон, обеспечивает судебный контроль за законностью и обоснованностью применения этой меры пресечения и ее отмены в случае, если ее необходимость не будет доказана (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. N 4-п).

Определение суда, постановление судьи о применении, изменении или отмене меры пресечения должно быть мотивировано, выносится в совещательной комнате и оглашается в зале судебного заседания.

7. Распорядок судебного заседания.

Порядок вынесения решений в судебном разбирательстве

Судебное заседание всегда должно носить характер торжественного ритуала, призванного поддерживать авторитет суда.

Установленный законом порядок проведения судебного заседания, внешние формы взаимоотношений суда (судьи) со сторонами не должны упрощаться. Все указанные в УПК РФ формы почтительного отношения к суду (судье) должны безоговорочно соблюдаться.

Закон регламентирует порядок взаимоотношений суда и сторон. Процессуальный закон обязывает всех участников судебного разбирательства вставать при входе суда в зал судебного заседания; участники судебного заседания обязаны стоя давать показания, делать заявления, обращаться к суду с ходатайствами.

Председательствующий по делу должен следить за неукоснительным соблюдением регламента судебного заседания.

Судебное разбирательство должно происходить в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников процесса. Судебный пристав обеспечивает безопасность судей, участников судебного процесса и свидетелей. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в судебном заседании обязан выполнять распоряжения председательствующего по делу судьи, связанные с соблюдением порядка в судебном заседании.

Судебные приставы имеют право в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

Невыполнение обязательных требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка в судебном заседании, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

При нарушении порядка в зале судебного заседания, неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава виновное лицо предупреждается о недопустимости такого поведения или удаляется из зала судебного заседания либо на него налагается денежное взыскание в установленном законом порядке.

Под нарушением порядка в судебном заседании понимается совершение таких действий, которые представляют собой несоблюдение регламента судебного заседания, препятствуют или мешают нормальному ходу судебного разбирательства, свидетельствуют о неуважении к суду, нарушают распоряжения председательствующего по делу.

Указанные меры воздействия могут быть применены к любому лицу, каким бы то ни было образом нарушающему порядок в судебном заседании.

Помимо применения мер процессуального принуждения за нарушение порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК) судья может привлечь нарушителя, не исполняющего законное распоряжение судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, к административной ответственности (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ).

Подсудимый, нарушающий порядок в судебном заседании, может быть по решению судьи, изложенному в мотивированном постановлении, удален из зала заседания на время проведения отдельных судебных действий или на все время судебного заседания.

Денежные взыскания в случаях умышленного неисполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей и нарушения ими порядка судебного заседания налагаются судьей в том же судебном заседании, где это нарушение было установлено. Привлечение к административной ответственности в случае неисполнения законного распоряжения судьи также производится судьей (ч. 1 ст. 17.1 и ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Распоряжения председательствующего, предупреждения нарушителям порядка судебного заседания, вынесенные в связи с этим определения суда и постановления судьи заносятся в протокол судебного заседания. Определения суда и постановления судьи, вынесенные в ходе судебного разбирательства, о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания, не подлежат кассационному обжалованию.

Порядок вынесения процессуальных документов в судебном разбирательстве. Закон устанавливает порядок вынесения различных решений суда, принимаемых в ходе судебного заседания, и их документирования. В зависимости от значения судебного решения оно может выноситься в зале судебного заседания и в совещательной комнате. Независимо от места вынесения определения суда или постановления судьи оно в силу принципа гласности подлежит оглашению в зале судебного заседания. Определения или постановления, выносимые после совещания на месте заседания суда, т.е. в зале судебного заседания, подлежат занесению в протокол судебного заседания и в случае отказа судом в удовлетворении заявленного ходатайства должны содержать мотивы принятого решения.

Принимаемые судом решения о дальнейшем производстве по делу: о возвращении уголовного дела прокурору; о прекращении уголовного дела; об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого; о продлении срока содержания его под стражей; об отводах; о назначении судебной экспертизы - выносятся обязательно в совещательной комнате и должны излагаться в виде отдельных документов, подписываемых судьей или всеми судьями, и приобщаются к делу.

Судебные действия и результаты судебного разбирательства подлежат обязательному отражению в протоколе судебного заседания. Записи протокола судебного заседания служат необходимым источником информации о происходившем в судебном заседании суда первой инстанции при проверке правильности действий судьи в кассационной и надзорной инстанциях, а также используются в совещательной комнате при постановлении приговора.

Протокол судебного заседания может допускаться в качестве источника доказательства и анализироваться при повторном рассмотрении дела в суде. Отсутствие протокола или небрежное его изготовление лишает вышестоящие инстанции возможности правильно оценить соответствие действий судьи закону, законность и обоснованность вынесенного приговора и является основанием к отмене приговора как необоснованного должным образом.

Председательствующий в судебном заседании обязан предоставить сторонам в судебном разбирательстве возможность ознакомиться с содержанием протокола с момента его подписания. Допустимо ознакомление с содержанием протокола иных участников судебного разбирательства по их ходатайству в части, касающейся их показаний.

За своевременность и полноту при составлении протокола наряду с председательствующим несет ответственность секретарь судебного заседания. Секретарь судебного заседания является субъектом уголовного процесса, его обязанности по ведению протокола судебного заседания указаны в ст. 245 Кодекса.

Представление замечаний в отношении протокола судебного заседания является правом сторон судебного разбирательства. Новым в правовом регулировании представления таких замечаний и их рассмотрения председательствующим по делу является установление определенного срока, в течение которого стороны могут подать замечания на протокол с момента завершения ознакомления с ним. Ознакомление с протоколом и подача замечаний не являются обязанностью сторон.

При явно выраженном желании осуществить это право возможность ознакомления с протоколом и подачи на него замечаний возникает через трое суток со дня окончания судебного заседания. Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в кассационную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для кассационного обжалования, находится в стадии исполнения.

Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания в течение трех суток.

Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний.

Если протокол судебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении трех суток со дня окончания судебного заседания, участники судебного разбирательства должны быть извещены о дате подписания протокола. Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объема протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления.

Председательствующий может продлить время ознакомления. В случае если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий может установить определенный срок для ознакомления с ним (ст. 259 УПК).

Принесенные сторонами замечания по протоколу судебного заседания могут быть рассмотрены председательствующим с участием лиц, подавших замечания. Согласие с высказанными замечаниями судья выражает путем удостоверения их правильности, а при несогласии отклоняет их. Замечания по протоколу и постановлению председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания (ст. 260 УПК РФ).

Лица, уполномоченные на избрание, отмену или изменение меры

пресечения.

1) дознаватель,

2) следователь,

3) руководитель (член) следственной группы,

4) начальник следственного отдела,

5) прокурор,

Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам. Дознаватель не вправе избрать меру пресечения, осуществляя неотложные следственные действия

по делам о преступлениях, по которым производство предварительного

следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ), а также в рамках реализации института исполнения поручения (указания) следователя.

Мера пресечения избирается в отношении обвиняемого и в исключительных случаях в отношении подозреваемого. В этом случае обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан,

а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента фактического его

задержания, а не после вынесения постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отменяется, а заключенный под стражу освобождается. Это правило не касается лишь случаев

обвинения в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ. Такое

обвинения должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения

меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен

под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если же в этот срок

обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Если в отношении лица избрана любая иная, помимо заключения

под стражу, мера пресечения, десятидневный (30 суточный) срок исчисляется с момента объявления ему постановления об избрании меры пресечения.

Одного лишь вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в течение десяти (30) суток недостаточно для того, что-

бы не нарушать рассматриваемое уголовно-процессуальное положение.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения

отменяется.

Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением (определением).

На практике постановления дознавателя утверждаются руководителем учреждения, наделенного правами органа дознания. Это ведомственное, а не уголовно-процессуальное требование.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения (фамилия, имя, отчество, дата рождения), преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание (классный чин), фамилию и

инициалы лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК

РФ, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.

Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В

этой части кратко, но конкретно излагаются фактические основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых

она применяется.

Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов

мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части. Когда избирается мера

пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве

которого находится производство по уголовному делу, если обвиняемый

подаст заявление об увольнении.

Следователь (дознаватель и др.) и прокурор не вправе самостоятельно избрать такую меру пресечения как заключение под стражу. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора уполномочены лишь на вынесение постановления о возбуждение перед судом

ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,

вводная и описательно-мотивировочная часть которого составляется по

тем же требования, что и постановление об избрании меры пресечения.

Единственное отличие описательно-мотивировочной части рассматриваемого постановления заключается в том, что в нем должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого иной, более мягкой, чем заключение под стражу меры пресечения.

В резолютивной части данного постановления содержится существо

заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является

также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, ими, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должно

быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и судимость.

Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.

Предоставление суду исключительных возможностей заключать

подозреваемого или обвиняемого под стражу служит важной гарантией

законности и обоснованности применения указанных мер пресечения,

существенно затрагивающих интересы личности.

Копия постановления или определения о применении меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно.

Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера

пресечения не избиралась. Копия постановления (определения) о приме-

нении меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу

после его оглашения. Одновременно ему разъясняется установленный ст.

123-127 УПК РФ порядок обжалования решения об избрании меры пресечения. По просьбе защитника или законного представителя обвиняемого (подозреваемого) копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается и ему.

Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под

стражу соответствующее постановление (определение) направляется для

исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.

Уголовно-процессуальный закон не обязывает избирать меру пресечения в отношении каждого обвиняемого. При отсутствии оснований,

делающих необходимым применение меры пресечения, мера пресечения

не избирается.

Если мера пресечения не избрана, обвиняемый может сохранять

обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе

по своему усмотрению менять место своего жительства, однако ему рекомендуется ставить об этом в известность орган расследования, прокурора или суд и немедленно являться по их вызовам. Только в этом случае мера пресечения ему может быть не избрана и в дальнейшем. Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.), он может быть подвергнут приводу. После чего обычно в отношении него избирается мера пресечения.

Когда в применении меры пресечения отпадает необходимость, она

отменяется. Если же изменяются предусмотренные ст. ст. 97 и 99 УПК РФ

основания для избрания данной конкретной меры пресечения, мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, на стадии предварительного расследования может быть отменена или

изменена только с согласия прокурора.

Заключение под стражу, порядок продления срока содержания под стражей.

Заключение под стражу

Заключение под стражу - это наиболее строгая мера пресечения и поэтому ее применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия ее применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Если при избрании мер пресечения, не связанных с лишением свободы, большое значение имеет психологический фактор их воздействия на поведение обвиняемого (подозреваемого), то при заключении под стражу на первый план выступает физическое ограничение свободы, в результате которого резко сужается возможность скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать осуществлению задач уголовного судопроизводства и продолжать преступную деятельность.

Изоляция от общества обвиняемого или подозреваемого путем заключения его под стражу позволяет наиболее продуктивно обеспечить те цели, которые достигаются применением мер пресечения. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда задачи, стоящие перед мерами пресечения без ее избрания решены быть не могут.

Заключение под стражу может быть применено, только если лицо, в отношении которого избирается данная мера пресечения, подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и при этом нет возможности применить к нему иную, более мягкую, меру пресечения. Лишь в исключительных случаях и к тому же при соблюдении специальных условий эта мера пресечения может быть избрана в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Данными специальными условиями признаются следующие обстоятельства:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Заключение под стражу может быть применено и к несовершеннолетнему. Между тем законом предусмотрены дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов данной категории граждан. Рассматриваемая мера пресечения в отношении них может быть избрана данной категории, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Заключение под стражу должно применяться по судебному решению. Механизм принятия решения о заключении лица под стражу следующий.

1. Сначала прокурор либо следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносят постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства.

В нем излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения.

К постановлению должны будут прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Эти материалы, должны содержать надлежаще заверенные копии постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания подозреваемого, постановления о при- влечении в качестве обвиняемого, протоколов допроса подозреваемого и обвиняемого, а также сведения о их личности и другие данные, которые дознаватель, следователь и прокурор представляют в суд для подтверждения необходимости в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

Кроме того, должны представляться: решения правомочного органа о согласии на привлечение к уголовной ответственности и арест лица, пользующегося статусом неприкосновенности; а также справки и другие документы, свидетельствующие о возрасте, состоянии здоровья (наличии и степени тяжести заболевания), семейном положении, наличии или отсутствии постоянного места жительства, имеющихся судимостей, характеристики личности арестованного245.

2. Постановление и приложения направляются в районный или военный суд соответствующего уровня.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и прилагаемые к нему материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

3. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается судьей в судебном заседании.

Рассмотрение ходатайства осуществляется судьей единолично по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В судебном заседании участвуют подозреваемый или обвиняемый,

прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле или подозреваемый или обвиняемый ходатайствует о таком участии. Здесь так- же вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Между тем неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Без обвиняемого решение о заключении его под стражу может быть принято только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. Подозреваемый же, задержанный в порядке ст. 92 УПК РФ, в обязательном случае должен быть доставлен в судебное заседание.

Судебное заседание начинается с объявления судьей, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем судья разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права, обязанности и ответственность. После чего прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

4. По итогам рассмотрения ходатайства, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

5. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство. Копии постановления - прокурору, подозреваемому или обвиняемому.

6. Данное судебное решение подлежит немедленному исполнению.

После обращения судебного решения к исполнению лицо, в производстве которого находится уголовное дело, должно незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.



Просмотров