Иван 1 калита и его правление. Правление ивана калиты

(1288?-1340) великий князь московские

Он родился, когда еще были живы старики, испытавшие ужас первых набегов татар на Русь. Основным настроением, того сложного времени был страх, и Иван разделял его и своими современниками. В раннем детстве, он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Возможно, поэтому, уже став великим князем, он всячески стремился избежать открытого столкновения с ними.

Как и подобало княжескому сыну, Иван рано приобщился к миру взрослых. Отец, а иногда и бояре рассказывали ему об истории и о том, что происходит на Руси. Уже в три года, Иван прошел обряд посага - был впервые посажен на коня. После этого дня, ребенок переходил от нянек и мамок на попечение воспитателей-мужчин. Его начали понемногу приучать к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец - князь Даниил Московский - видел в Иване своего преемника, хотя главным наследником являлся его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван более подходит для княжеского престола, чем резкий и неуживчивый Юрий. Тем не менее после смерти Даниила в 1303 году власть перешла именно в руки Юрия. Ему было в то время двадцать два года, а Ивану не исполнилось и пятнадцати.

Первое время, Иван действовал заодно с братом. Он помог Юрию подчинить Владимирское княжество и положил немало сил на то, чтобы отобрать великокняжеский ярлык у тверских князей.

Но резкий характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время поездки в Золотую Орду. Там сознательно устроили встречу двух враждовавших князей, и тверской князь во время драки, убил московского князя.

После смерти брата, на княжеский престол сел Иван. Он сразу же изменил политику в отношении Орды, понимая, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет только к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде, в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укреплял Москву и одновременно присоединял к ней близлежащие земли.

Не менее важным было и право собирания налогов, также полученное от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить расположение ее правителей. Собранных таким образом денег хватало и на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог строительству белокаменных церквей и соборов. Прозвище «Калита» (кошель для денег) князь получил потому, что собранные деньги тратил весьма продуманно, стремясь сделать Москву настоящим центром Руси.

Летописец упоминает и о том, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошель, полный серебряных монет, и щедро раздавал их нищим. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так постепенно расширялись границы московского княжества. Он официально перевел столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвался «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем на Руси. В его завещании сохранился список наиболее ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой посуды золотой и серебряной, одна золотая шапка и один золотой ларец.

Что же касается его взаимоотношений с Золотой Ордой, то он проявил себя как умный и осторожный политик. Он не мешал ханским баскакам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые подчинялись власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «бороться с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписав разбой татарам.

В области внутренней политики, Иван Калита был также достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром Руси. Поэтому в 1325 году он добился переезда в Москву митрополита Петра Волынца.

Всего через год, престарелый священник скончался и был погребен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба начали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой земли русской. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святителя Петра, и стала духовным центром Руси. В ней находилась митрополичья кафедра.

Как только Иван Калита сумел стабилизировать отношения с Ордой, в Москву начали переезжать на службу крупные боярские фамилии. Многих из них пригласил сам Иван. Так постепенно вокруг княжеского двора сложился круг новой московской аристократии.

Но гораздо более важным делом Ивана Калита, было другое: за сорок лет его правления татары ни разу не приходили на Русь с опустошительными набегами. В летописях, это время спокойствия на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, ничем не потревоженного сна. Как писал позже В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчетного ужаса перед татарами. Позже они и вышли на Куликово поле».

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Еленой. Но до наших дней не дошло упоминание о роде, к которому она принадлежала. У них родилось три сына - Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита вновь женился на некоей Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришел срок, Иван Данилович Калита «умер в чернецех»: перед смертью он постригся в монахи. Он был погребен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени вплоть до начала XVIII века там хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Москву же он отдал им в общее владение, специально оговорив, что она всегда должна быть столицей.

В правление Ивана Калиты, преемника Юрия Даниловича московского, продолжилась борьба с Тверью за великое княжение. Калите помог взять в ней верх неожиданный случай. Татарские послы с военными отрядами, часто приезжали на Русь для получения дани или для того, чтобы посадить на престол князя, пожалованного ярлыком, и пр. Эти посольские приезды сопровождались грабежом и разорением. Татары позволяли себе возможные обиды и насилия, вследствие чего местами происходили бурные вспышки и даже избиения ненавистных варваров. Еще при Александре Невском были народные восстания в северно-русских городах против жестоких откупщиков татарских даней. Такие мятежи, по-видимому, послужили к перемене самой системы этих сборов. В эпоху после Ивана Калиты мы уже не встречаем в северной Руси бесерменских откупщиков. Вместо того, сами князья собирают дань с своих владений и отвозят ее в Орду или вручают ханским послам. Это было уже значительным облегчением. Но обиды и насилия от ордынских послов продолжали вызывать кровавые столкновения с жителями. Подобное восстание произошло в 1302 году в Ростове.

Баскаки. Картина С. Иванова, 1909

В 1327 году к сопернику Калиты, великому князю Александру, прибыл в Тверь с большою свитою ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), сын того воеводы Дюденя, который жестоко разорил Северную Русь при сыновьях Александра Невского. Он занял в Твери старый княжий двор и держал себя с великой гордостью; его татары творили обиды и насилия жителям. В народе стали ходить слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и о намерении татар истребить православную веру. Ничтожный случай послужил поводом к кровавому событию. Дьякон, прозвищем Дюдко, повел свою кобылу поить на Волгу. Татары Чолхана захотели отнять кобылу (15 августа, в праздник Успения). Дьякон завопил. Тверичи бросились ему на помощь. Татары начали рубить противников. Кто-то ударил в набатный колокол; народ собрался, пошел на татар и начал их избивать. Остаток их заперся с Чолханом на княжьем дворе, но разъяренная чернь зажгла его. Все посольство Чолхана погибло; избиты были и находившиеся в городе татарские купцы.

Разорение Твери, торжество Москвы в борьбе за великое княжение.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить своего соперника. Хану Узбеку донесли, что народное восстание было поднято самим великим князем Александром Михайловичем, хотя нет точных указаний на его участие в этом событии. 50 тысяч татар немедленно соединились с московскими войсками Калиты, которому хан поручил наказать мятежников. Это войско нагрянуло на Тверскую область и жестоко ее опустошило. Города, в том числе сама Тверь, были разорены; жители спасались бегством в леса. Александр Михайлович и не пытался прибегнуть к обороне. Со своим семейством он бежал от татар и Калиты в Новгород, но не был там принят из страха перед татарами и удалился во Псков.

В 1328 г. Иван Калита отправился в Орду, где получил от хана ярлык на великое княжение. А Тверское княжение хан отдал брату Александра Михайловича Константину, который вызвал жителей из лесов и восстановил разоренные города. Узбек велел русским князьям «искать» князя Александра. Калита и другие князья посылали в Псков склонить бывшего Тверского князя к поездке в Орду. Но Псковичи не пустили Александра, обещая умереть за него в случае нужды. Иван Калита с товарищами и новгородцами пошел было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, придумал такую меру: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено. Александр уехал в Литву. Князья оставили псковичей в покое. Спустя короткое время, Александр воротился в Псков под покровительством Гедимина и княжил там несколько лет. Однако он скучал о Твери; его мучила мысль, что дети его и все потомство будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение. Но такой оборот дела не был по вкусу Ивану Калите. Соперничество возобновилось. Некоторые тверские бояре также были недовольны возвращением Александра: они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю, т. е. в Москву.

Гибель Александра Михайловича тверского в Орде

Иван Калита с своими сыновьями отправился в Орду, черня пред ханом тверского князя. Узбек потребовал к себе Александра. Этот последний отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду от интриг Калиты; но так же, как отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели новым бегством лишить своих детей наследственного княжения. Когда, провожаемый своей семьей, боярами и гражданами, князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября (1339 г.). В этот день Александр исповедовался у своего духовного отца и принял св. дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Князь сам вышел навстречу убийцам. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне вельможе Товлубию. «Убейте», – крикнул Товлубий. Убийцы пронзили Александра и сына его Федора и отрубили им головы. Бояре отвезли тела своих князей в Тверь. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Иван Калита велел снять колокол у Тверского Спасского собора и привести его в Москву.

Россия во первой половине XIV века

Возвышение Москвы при Иване Калите

Иван Данилович Калита (т. е. денежный мешок или кошель, – скопидом) во время своего правления является, с одной стороны, с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений. «Седе на великое княжение Иван Данилович, – говорят летописцы, – и бысть тишина Христианом на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Таковы обыкновенно бывали и в других странах основатели государственного могущества, собиратели какой-либо раздробленной народности, и потомство, пользующееся плодами их политики, обыкновенно вспоминает о нем с уважением и признательностью.

Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита в своё правление возвысил Москву и значительно увеличил московское княжение. Он совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. В правление Калиты Московская земля, заключала в себе все течение реки Москвы с Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; на юго-запад она простиралась вверх по Оке, с Каширою и Серпуховом; на северо-востоке владения московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Иван Калита купил у обедневших князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белоозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полною покорностью последних. Для подчинения себе Ростовских князей Иван Калита выдал двух своих дочерей за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: московские бояре распоряжались в его стольном городе. В 1330 году прибыл в Ростов московский наместник Василий Кочева и учинил великие притеснения гражданам, вымогая от них деньги (вероятно, для татарского выхода). Старшего ростовского боярина Аверкия они подвергли побоям, на время повесив его вниз головою. Другой зять Ивана Калиты Василий Ярославский, наоборот, не только не хотел подчиниться своему тестю, но даже по родовым отношениям считал себя старше московского князя и вступил против него в союз с Александром Тверским.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Эти земельные примыслы эпохи правления Калиты сильно возвысили Москву, но стоили князю Ивану недешево. Еще более того приходилось ему тратить на татарские дани, подкупы ордынских вельмож. Необходимые на это средства Калита приобретал доходами с собственных земель и бережливостью. Благодаря наставшему в его время спокойствию, внутреннему и внешнему, возвысившиеся московские волости стали оправляться от прежних разорений; земледелие и промыслы оживились, возросли и княжие доходы. (Есть известие, что Иван Калита строго преследовал в своей земле татей и разбойников). Другим источником сделался сбор татарской дани. В годы своего правления Калита, по-видимому, добился от хана позволения самому взимать эти дани с областей Северной Руси и доставлять их в ханскую казну. Разумеется, от этих сборов немалая доля оставалась в руках великого князя. Так как это взимание всегда могло опираться на татарскую помощь, подчинение удельных князей возвысившейся Москве пошло успешнее. Надобно полагать, что и самые примыслы Калиты находились в связи с несостоятельностью некоторых удельных князей, разоренных татарскими данями. Важным источником великокняжеских доходов служил богатый Новгород . В годы своего правления Иван Калита при всяком удобном случае старался прижать новгородцев, чтобы более получать с них на татарские выходы. В 1332 году он потребовал себе «серебра закамского», т.е. даней, которые они взимали с чудских приуральских народцев. Новгородцы отказали; Калита пошел на них ратью, захватил их пригороды Торжок и Бежецкий Верх и начал опустошать Новгородские волости. Но соперник его Александр Тверской в то время сидел в Пскове подручником Гедимина Литовского. Новгородцы вошли в сношение с Александром и Гедимином, призвали к себе Гедиминова сына Наримонта; Калита переменил тон и помирился с Новгородом. В конце своего правления он снова потребовал от Новгородцев большую сумму, ссылаясь на требования выхода со стороны хана. Новгородцы опять уперлись. Иван Калита отозвал своих наместников, но вскоре умер, и распря окончилась уже при его сыне.

Тишина, безопасность и зажиточность московской области в правление Калиты привлекали сюда переселенцев, и население заметно стало умножаться. Многие бояре от удельных князей стали переходить на службу к Ивану Даниловичу. В Москву приезжали бояре из Твери, Чернигова, Киева, Волыни и т. д.; даже из Орды выезжали в возвысившуюся Москву знатные люди, которые принимали крещение, получали поместья и жалование. Знатнейшие из этих приезжих бояр иногда становились выше собственных московских думцев; уже в те времена началось между ними так называемое «местничество».

Иван Калита, митрополиты Петр и Феогност

Сметливость Ивана Калиты особенно выразилась в отношениях его к церковной власти. Оказывая глубокое уважение и защищая его от соперников, он сумел не только сделать его своим другом, но и побудил его оставить Владимир и переселиться в Москву. Переселение это совершилось еще в то время, когда спор за первенство между Москвою и Тверью находился в полном разгаре. Пребывание митрополита в Москве, сообщая ей значение церковной столицы, способствовало и ее перевесу над соперницей.

Объезжая русские области Пётр все реже возвращался во Владимир и все долее гостил в Москве, куда мало-помалу и перешёл центр митрополии. Получив в правление Ивана Калиты такое значение, Москва должна была иметь и большой соборный храм. Согласно житию Петра, митрополит начал просить Калиту выстроить в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, как во Владимире. Утверждают, что Петр, обращаясь к князю, произнёс при этом пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его». Летом 1326 Иван Калита заложил в Московском Кремле основание каменного Успенского храма. В декабре того же года митрополит Петр скончался, едва успев приготовить в стене храма нишу для своей гробницы. На следующий год Успенский храм был окончен, однако он не мог ни размерами, ни внутренним убранством равняться с тем собором, который возвели во Владимире Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо . Русская архитектура и изобразительное искусство, процветавшие в конце XII – начале XIII века, сильно упали из-за тяжких последствий монгольского нашествия.

Погребение в Москве митрополита Петра подвинуло в ее пользу вопрос о перенесении митрополии, однако, окончательное решение зависело от его преемника. Этим преемником Константинопольский патриарх поставил грека – Феогноста. Когда Феогност прибыл во Владимир (1328 г.), спор за великое княжение между Тверью и Москвой уже решился в пользу последней. Естественно, что новый митрополит окончательно переехал на житье в Москву. Феогност сделался таким же преданным пособником Калиты, каким был Петр, и вскоре уже грозил отлучением псковичам, если они не изгонят Александра Тверского.

Постройки Ивана Калиты

Кроме Успенского собора, Калита в годы своего правления украсил Московский Кремль еще несколькими каменными храмами. На Боровицком холму, он построил, вместо прежней, деревянной, каменную церковь Спаса Преображения, устроил при ней монастырь и перевел сюда часть иноков и архимандрию из отцовского Данилова монастыря, подчинив его Спасо-Преображенскому. В честь своего ангела Калита выстроил каменную церковь Иоанна Лествичника (на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). На самом краю Боровицкого холма стояла деревянная церковь Михаила Архангела, где покоились останки Юрия, брата Калиты. Князь Иван воздвиг на ее месте каменный храм, назначив ему служить усыпальницей для себя и своего потомства. Все каменные храмы, построенные в правление Калиты, были малых размеров и не отличались большим изяществом. Наглядным их образцом служит помянутый Спасо-Преображенский храм, отчасти уцелевший в прежнем своем объеме и более известный в народе под именем «Спаса на Бору». Храмами деревянными Москва уже давно обиловала; летопись сообщает, что в одном пожаре сгорело 18 церквей. Пожар однажды истребил и кремлевские стены. Иван Калита после построил новые, более крепкие стены из дубового леса.

Московский Кремль при Иване Калите. Художник А. Васнецов

Последним событием правления Ивана Калиты был поход против смоленского князя Ивана Александровича. Этот князь, по-видимому, вступивший в союз с Гедимином Литовским, оказался непокорным хану данником. Узбек послал на Смоленск татарское войско с воеводою Товлубием, приказав соединиться с ним северо-восточным русским князьям. Князья Рязанский, Суздальский, Ростовский и некоторые другие привели свои отряды; Иван Калита послал московскую рать с двумя воеводами. Ополчение опустошило окрестности Смоленска и, не взяв города, воротилось назад. Калита, может быть, не пошел лично в поход по причине тяжкой болезни. Он скончался 31 марта 1341 года.

Завещание Калиты

От Ивана Калиты дошло до нас два духовных завещания, относящиеся, впрочем, не к концу, а к началу его правления. Такие завещания, по-видимому, составлялись им перед каждою поездкою в Орду. В завещаниях Калита делит свою землю между тремя сыновьями: Симеоном , Иваном и Андреем. Старшему он отказывал лучшую часть земли с наиболее значительными городами, Можайском и Коломною, Ивану – Звенигород и Рузу, Андрею – Серпухов и Лопасну, и еще некоторые волости супруге своей Елене с дочерьми. Кроме волостей, Калита делит между ними свои одежды, утварь и украшения, как-то: золотые цепи, пояса, унизанные жемчугом и дорогими каменьями, золотые чаши и ковши и проч. Не забывает завещатель и о церквах.

С одной стороны, мы видим в завещательных грамотах времени правления Калиты все ту же удивительную систему, дробление земли между сыновьями. Но замечаем уже значительную разницу с прежнею системою. Во-первых, младших сыновей, жену и дочерей великий князь приказывает старшему сыну, отдает их под его покровительство. Во-вторых, сам раздел земли устроен так, что младшим сыновьям Калиты трудно выйти из повиновения устаршего. Их уделы не представляют особых, сколько-нибудь округленных владений; их волости отчасти окружены владениями старшего брата, отчасти перемешаны с ним. Уделы их довольно незначительны в сравнении с его частью. Город Москва хотя и отказан в общее владение всех трех сыновей Ивана Калиты, но, конечно, государем его был старший из них, а младшие пользовались лишь третьей частью известных доходов. Затем к старшему должны были перейти вся область Переяславля-Залесского и все дальние приобретения в Поволжье.

Князь Иван Данилович Калита (около 1283-1340 гг.) - с 1325 г. великий князь московский, с 1328 г. великий князь владимирский. Своей деятельностью он заложил прочную основу будущего политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Кошель (Калита) князь получил за невероятное богатство и щедрость.

Юность Ивана Даниловича Калиты прошла в тени его старшего брата - Юрия Даниловича, московского князя. Хотя после того, как Юрий уехал в Новгород, в 1319 г. получив в Орде ярлык на великое княжение, Москва оказалась в распоряжении Калиты, но унаследовал Иван Москву только в 1325 г. по завещанию, оставшемуся после смерти брата.

Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека. Если остальные княжества страдали под гнетом ордынских баскаков, то земли московские, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселявшимися туда из других местностей.

Перевод в Москву митрополичьей кафедры в 1325 г. сделал ее не только важным экономическим центром, но и духовной столицей русских земель. Князь Иван 1-й прекрасно умел пользоваться обстоятельствами, что позволяло ему оказывать влияние на других правителей русских земель и успешно расширять собственные владения.

Соперником Калиты был князь тверской Александр Михайлович. В 1327 г. в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхана. И Калита, узнав об этих событиях, сразу же отправился в Орду, чтобы выразить готовность помочь в расправе над виновными. Это изъявление преданности привело к тому, что Узбек даровал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право собирать самостоятельно дань для отправки в Орду и 50 тыс. войска. Объединив это воинство с ратью Александра Васильевича, князя суздальского, Калита разгромил Тверь, а довершили дело отряды ордынских баскаков. Тверской князь был вынужден бежать сначала в Новгород, а затем в Псков и дальше, в 1239 г., в Литву. Разоренный город был отдан его брату Константину.

Князь Иван Калита дважды был женат. В 1332 г. женился на Елене, а позднее на Ульяне. От двух жен он имел семерых детей. Дочерей выгодно выдал замуж за ярославского и ростовского князей. Причем условием их замужества была возможность самовластно распоряжаться уделами зятьев. Подчинил Иван 1-й и Рязань, а также Углич (методом купли). Пытался присоединить Новгород, начав против него военные действия. Но это предприятие оказалось не слишком удачным для Калиты, и князю пришлось заключить мир. В 1340 г. (возможно, по приказу ордынского хана) войско было отправлено в земли непокорного смоленского князя Ивана Александровича. Земли Смоленска были опустошены московскими воинами и отрядами ордынцев. Позже Александр, приехавший в Орду в надежде примириться с ханом, был казнен вместе с сыном Федором.

Умер Иван 1-й Калита в 1340 г., а на московский престол взошел его старший сын Симеон Иванович Гордый.

Иван I Данилович Калита

Иван Дани́лович Калита́ (1288 - 31 марта 1341, Москва) - князь Московский с 1325 (фактически с 1322) до 1341, Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337.

Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита (от тюркского слова «калта») - старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

Биография

Иван I Данилович Калита (в крещении – Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского , князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

В течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже 13-14 веков, согласно летописи, Иван был наместником в Новгород е, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, в то же время умным и упорным в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

В 1332 году Калита добился у Узбека ярлыка на Владимир ское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек даже отказался от присылки своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» – «кошель», «денежная сумка», другая версия от привычки носить с собой постоянно «калиту» с деньгами для раздачи милости).

Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков , Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. С княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

Умер великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля. После смерти он оставил четырех сыновей и пятерых дочерей.


Князь Иван Калита

Культура

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 — 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.

Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского .

Великий князь Московский в 1325 — 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 — 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 — 1337 годах.

Свое прозвище Калита князь Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.
После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.

Московский Князь Иван Калита

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. «Перестали поганые воевать русскую землю, — писал летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Правление Ивана Калиты

Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.

В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.

Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.

Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище - Добрый.

При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве — Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

31 марта 1341 г. умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе, построенном при его княжении

Политика Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его «в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что «Калита заложил основы могущества Москвы», видел в нем блестящего политика, дипломата.

У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;
2) княгиня Ульяна,

От Елены дети:

  • Симеон Гордый(1316-1353+)
  • Даниил (1320-1328+)
  • Иван (1326-1359+)
  • Андрей Серпуховский (1327-1353+)
  • Владимир Храбрый (1353-1410)
  • Феотиния
  • Евдокия

От Ульяны:

  • Мария
  • Феодосия (1365+)
  • Мария


Просмотров