Итоговый тест по товароведению. Н

Тесты для итоговой аттестации

080502 «Экономика и управление на предприятии»

260501.65 «Технология продукции общественного питания»

ПАСПОРТ ТЕСТОВОГО МАТЕРИАЛА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Наименование пункта Значение
1. Кафедра Товароведение и технология общественного питания
2. Автор - разработчик Габитов Б. Х.., доцент
3. Наименование дисциплины Товароведение продовольственных товров
4. Общая трудоемкость по учебному плану 300, 100,140
5. Вид контроля (нужное подчеркнуть) входной, текущий, рубежный
6. Для специальностей (указать код) 080502 «Экономика и управление на предприятии» 260501.65 «Технология продукции общественного питания»
7. Количество тестовых заданий всего по дисциплине
8. Количество заданий при тестировании студента
9. Из них правильных ответов должно быть (%):
10. для оценки «отл» 85 % и больше
11. для оценки «хор» 70 % - 85%
12. для оценки «удовл» 50% - 70%
или для получения оценки «зачет» не менее 50%-
13. Время тестирования (в минутах)

Паспорт составил Б. Х. Габитов

Тема 2. Зерно и продукты его переработки

Тема 3. Плодоовощные товары

Тема 4. Кондитерские товары

Тема 5. Вкусовые товары

Тема 6. Пищевые жиры

Тема 7. Молочные товары

Тема 8 Мясо и мясные товары

Тема 9. Рыбные товары

Тема 10. Яйца и яичные товары

ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Тема 1. Теоретические основы товароведения

1. Предметом товароведения является...

Потребительная стоимость товара

Продукция

Качество товаров

Меновая стоимость товара

2. Что является предметом изучения товароведения?

Технология производства;

Потребительская стоимость товаров;

Особенности и классификация товаров.

3. Термин «Товар» означает продукт, созданный для:

Обмена (продажи);

Личного потребления;

Распределения;

Общественного потребления.

4. Объектом товароведения служит...

Качество товаров

Стоимость

Ассортимент



5. Мера потребительской стоимости товара - ...

Качество

Количество

Ассортимент

6. Потребительские свойства товара определяют..

Потребительную стоимость

Физическую сущность

Рыночную стоимость

Качество

7. Фасетный метод классификации - это...

Параллельное разделение множества на независимые группировки

Последовательное разделение множества на подчиненные группировки

Параллельное разделение множества по разным признакам

8. Классификатор - это...

Официальный документ, представляющий систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок

Документ о правилах и методах кодирования объектов классификации

Документ о правилах и методах классификации объектов

Документ, представляющий свод наименований классификационных группировок

9. Дополните пропущенные слова: «Энергетическая ценность продукта определяется содержанием в нем ___,___,___».

Углеводов,

Витаминов

10. Иерархический метод классификации - это...

Последовательное разделение множества на подчиненные группировки

Параллельное разделение множества на подчиненные группировки

Последовательное разделение множества на независимые группировки

Параллельное разделение множества по различным признакам

11. Показатель "полнота ассортимента" характеризует фактическое количество в перечне

Видов и наименований однородных групп товаров

Новых товаров

Видов и наименований разнородных групп товаров

Разновидностей товаров однородных и разнородных групп

12. Термин "рациональный ассортимент" означает набор товаров...

Наиболее полно удовлетворяющий спрос

Отличающийся большим функциональным назначением

Отличающийся большим разнообразием

Удовлетворяющий реальные потребности при минимальных затратах

13. Термин "ассортимент товаров" означает перечень товаров, ...

Формируемый по определенным товарным признакам

Формируемый по различным торговым операциям

Одного сорта разных видов

Входящих в ассортиментный минимум

14. Показатель "устойчивость ассортимента" характеризуется товарами...

Имеющими устойчивый спрос

Имеющимися в наличии

Включенными в ассортиментный перечень

Удовлетворяющими изменившиеся потребности за счет новых товаров

15. Ассортиментный минимум означает...

Минимальное количество видов товаров, определяющих профиль розничного предприятия

Количество видов и наименования товаров, имеющихся в продаже

Количество видов и наименований товаров, имеющихся на складе

Количество видов и наименований товаров, предназначенных для экспорта

16. Объективные методы определения показателей качества:

Измерительный;

Органолептический;

Экспертный;

Социологический.

17. Недостатки органолептического метода определения показателей качества:

Субъективность;

Точность оценки;

Сложность;

Длительность по времени;

18. Выражение результатов в конкретных единицах

с помощью аудиометода определяют следующие показатели качества:

Внешний вид;

Консистенция.

19. Измерительные методы предназначены для определения:

Органолептических показателей качества;

Консистенции, концентрации вкуса;

Физико- химических и / или микробиологических показателей качества.

20. С помощью осязательного метода определяют следующие показатели качества:

Консистенцию;

21. Назовите метод консервирования действием высоких температур (113- 120 С) герметически закрытого продукта: ____.

Пастеризация

Стерилизация

Ультропастеризация

Кипячение

22. Какое количество энергии выделяется при расщеплении 1г углеводов?

23. Термин "качество продукции" трактуется как совокупность всех характеристик...

Которые придают ей способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности

Которые обуславливают её безопасность

Количественных

Качественных

24. Выборочный контроль качества предусматривает проверку...

Части продукции, определяемой нормативными документами

Каждой единицы продукции

Части продукции, определяемой исполнителем

a. - части продукции, определяемой производителем

25. Назовите продукты с минимальным содержанием углеводов:

Мясо, рыба;

26. Какие из углеводов хорошо растворяются в воде?

Клетчатка;

Сахароза;

Крахмал.

27. Общие свойства моносахаридов

Гидролиз;

Клейстеризация;

Сладкий вкус.

28. Назовите продукты с одинаковым содержанием углеводов:

Плоды, овощи;

Рыба, мясо;

Сахар, мед.

29. Какие углеводы содержаться в организме человека:

Сахароза;

Крахмал;

Гликоген.

30. Какие продукты содержат больше углеводов?

Картофель;

31. Какой из углеводов не усваивается?

Мальтоза;

Клетчатка;

Лактоза.

32. К какой группе углеводов относится крахмал и сахарозу?

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

33. Выделите простые сахара:

Фруктоза;

Мальтоза;

Гликоген

34. Каким изменениям подвергается сахар при нагревании

Карамелизация;

Кристаллизация;

Гидролиз.

35. Вещества или другие компоненты, которые вводятся в пищевые продукты для придания им тех или иных свойств.

Пищевые добавки

Наполнители

Кислоты

36. Какой прибор относят к средствам измерения относительной влажности воздуха?

Гигрограф

Барометр

Термограф

37. Стандарты, технические условия, правила это…

Товарно- сопроводительные документы;

Элементы маркировки;

Нормативные документы.

38. Стандартная продукция, нестандартная, условно- пригодная, отходы, брак это…

Этапы жизни продовольственных товаров;

Градация качества;

Описание товара;

Сортность продукции.

39. Вещества, которые вводятся в пищевые продукты для придания им тех или иных свойств, и для имитации отдельных потребительских качеств товара, это

Пищевые добавки;

Ингредиенты;

Компоненты.

40. Какой буквой обозначают пищевые добавки?

41. Относительно стабильное качество при хранении имеют...

Ликероводочные изделия

Н.С.НИКИФОРОВА

ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

ПРАКТИКУМ

Допущено

Экспертным советом по профессиональному образованию в качестве учебного пособия для образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования

3-е издание, стереотипное



УДК 620.2:339.166.82 (075.32) ББК 65.422.5я722 Н627

Рецензент - преподаватель специальных дисциплин высшей категории технологического колледжа № 14 г. Москвы В. Ф. Воскобойникова

Никифорова Н.С.

Н627 Товароведение продовольственных товаров. Практикум: учеб.пособие для нач. проф. образования / Н.С.Никифорова. - 3-е изд., стер. - М. : И Издательский центр «Академия», 2009. - 128 с.

ISBN 978-5-7695-6345-4

В практикум включены тесты нескольких уровней, контрольные во­просы, карточки-задания, позволяющие самостоятельно и на занятиях проверить знания по химическому составу, хранению и консервирова­нию пищевых продуктов. Практикум соответствует теоретическому курсу «Товароведение продовольственных товаров».

Для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования.

УДК 620.2:339.166.82 (075.32) ББК 65.422.5я722

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Никифорова Н. С., 2007

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 ISBN 978-5-7695-6345-4 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

В практикуме приведены тесты трех уровней, контрольные во­просы, карточки по темам предмета товароведения продовольствен­ных товаров.

Уровень вопросов соответствует требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом начального профес­сионального образования по курсу «Товароведение продовольственных товаров».

Современный ассортимент продовольственных товаров рассмотрен по группам.

2. Минеральные вещества в зависимости от содержания в продуктах подразделяют на две группы: ... .

3. Моносахариды растворяются..., дисахариды... .

4. Белки при взбивании образуют..., которую используют в получении товаров: ... .

5. Жиры при длительном хранении..., при сильном нагревании

6. Чай, кофе содержат..., которые оказывают возбуждающее действие на нервную систему.

7. В состав лука, чеснока входят..., которые обладают свойствами... .

8. Укроп, петрушка, кинза содержат которые являются ароматическими веществами.

9. Сливочное масло, растительные масла содержат... и... усваиваются организмом человека.

10. Перец горький, горчица содержат вещества с резким вкусом и запахом, которые относятся... .

11. Витамин С - это... . Он содержится в... .

12. К красящим веществам относят... и их используют для подкрашивания... .
Тесты третьего уровня
1.В магазине в продаже имеется пшеничная мука ГОСТ Р 52189 - 2003. Определите по образцу муки: вид муки; товарный сорт. Для получения каких товаров используют этот сорт муки? Какой углевод содержит мука?

2. В продаже имеются молоко, творог, йогурты, рисовая крупа, рыба. Какие из этих товаров содержат соли кальция, фосфора?

3.В магазине в продаже имеются яблоки сорта антоновка обыкновенная. Какой углевод определяет его сладость? Какие вещества определяют кислый вкус яблок?

4.В магазине имеются в продаже рисовая, манная крупы, фасоль, горох, чечевица. Какие из этих продуктов содержат белки ?

5.В продаже имеется засахаренный мед. Допустим ли такой мед в продажу? Какие вещества содержит мед? Почему мед является ценным лечебным продуктом?

6.Назовите продукты, в которых вода содержится в большом количестве? Как необходимо хранить эти продукты для сохранения их качества?

7.Какая кислота содержится в клюкве? Что происходит с клюквой при хранении?

8.В магазине при неправильном хранении происходит усушка сыра, увядание огурцов, яблок. Что происходит при увядании огурцов?

9.Какие минеральные соли определяют жесткость питьевой воды? Для получения каких товаров используют воду определенной жест-кости? Какое влияние оказывают минеральные соли, содержащиеся в воде, на качество выпускаемых изделий?

4.Для приготовления каких пищевых продуктов используется процесс карамелизации?

5.От чего зависит температура плавления жиров?

6.Как влияет состав жиров на сроки их хранения?

7.Чем отличаются полноценные белки от неполноценных белков? В каких продуктах содержатся полноценные белки?

8.Какое значение имеют витамины группы В для организма человека?

9.Почему возникает авитаминоз? Какие заболевания возникают при недостатке витамина С?

10.Что такое ферменты, какова их роль в организме человека?

11.Какова роль ферментов в процессе хранения товаров?

12.Перечислите органические кислоты. В каких продуктах они содержатся и где их используют?

2.Какой микроэлемент влияет на нормальную функцию щитовидной железы?

3.Какие факторы влияют на качество масла сливочного при его хранении?
№ 3
1. От чего зависит усвояемость жиров?

2. Дайте понятия заменимых и незаменимых аминокислот.

3.Какие процессы протекают в пищевых продуктах в результате действия ферментов?
№ 4
1.Какое свойство жирных кислот используется при производстве маргарина и спредов (ГОСТ Р 51272-99)?

2. Какие вещества обусловливают вкус и аромат пряностей?

3. Что происходит с продуктами в результате порчи белков и как это отражается на качестве мяса , рыбы?
№ 5
1.Охарактеризуйте свойства белков.

2.Что такое зольность продукта?

3.В каких продуктах содержатся дубильные вещества?
№ 6
1.Дайте характеристику жиров. Как их состав влияет на усвояемость и сохранность товаров?

2. Как по происхождению делятся белки и где они содержатся?

3. Что такое мальтоза? В состав каких пищевых продуктов входит мальтоза?
№ 7
Продолжите заполнять таблицу «Минеральные вещества»

№ 8
1. Дайте характеристику водорастворимых витаминов и укажите их значение для организма человека.

2.Какие овощи содержат фитонциды?

3.Для каких кондитерских изделий, напитков используют краситель - сахарный колер?
№ 9
1.Дайте характеристику жирорастворимых витаминов и укажите их значение для организма человека.

2.Какие продукты содержат от 0,1 до 12 % воды? Как это влияет на качество товаров ?

3.Какие пищевые добавки изменяют структуру, физические и химические свойства пищевых продуктов?
№ 10
1.Почему влажность хлеба нормируется стандартами?

2.Какова роль жиров для организма человека?

3.Какая зависимость существует между химическим составом продуктов и условиями их хранения?


  1. Хранение и консервирование пищевых продуктов

Тесты первого уровня
1. Какие товары могут храниться при температуре 18 °С и относительной влажности воздуха 75 %:

а) клубника, черешня;

б) сахар, соль;

в) молоко, творог?
2. В каком помещении хлеб плесневеет:

а) во влажном;

б) в сухом;

в) в холодильнике?
3. Какие товары быстро портятся при температуре 25 °С:

а) крупы, макароны;

б) огурцы, помидоры;

в) мясо, рыба?
4. Какие товары можно хранить без доступа кислорода:

а) макароны, соль;

б) яблоки, груши;

в) картофель, капусту?
5. На какие товары оказывает негативное влияние свет:

а) соль, сахар;

б) маргарин, масло сливочное;

в) картофель, лук репчатый?
6. Для каких товаров очень важным является товарное соседство:

а) для пряностей, чая;

б) для масла растительного;

в) для крупы, лапши?
7. С какой целью используют метод консервирования:

а) сократить сроки хранения;

б) уничтожить микробы;

а) торты, пирожные;

б) рыбу, колбасы;

в) соль, сахар?
9. При получении каких товаров используют пастеризацию:

а) творога, сметаны;

б) молока, сливок;

в) кефира, ряженки?
10.Какая кислота образуется при квашении капусты:

а) уксусная;

б) молочная;

в) лимонная?
11.При получении каких товаров используют стерилизацию:

а) масла подсолнечного;

б) мясных, рыбных консервов;

в) варенья, джемов?
12.При производстве каких продуктов формируется новый улучшенный вкус:

а) мороженого мяса, рыбы;

б) соленых сельдей;

в) сушеных плодов (яблок)?
Тесты второго уровня
1. Режим хранения товаров - это... .

2. При правильном режиме хранения сохраняются... .

3. Температура, близкая к 0°С, замедляет развитие... .

4. Лучшая оптимальная температура для хранения овощей....

5. Для длительного хранения мороженой рыбы температура... .

6. При высокой влажности на хлебе, сыре развиваются... .

7. Для овощей, фруктов необходима относительная влажность воздуха....

8. Сухие продукты (сухое молоко, соль) хранят при влажности воздуха....

9. Свет оказывает отрицательное влияние на товары: ... .

10. Высокая концентрация углекислого газа подавляет развитие

11. Консервирование способствует... .

12. В результате быстрого замораживания мяса, рыбы образуются... .

13. При стерилизации рыбных консервов изменяется... .

7.В чем сущность копчения?

8.Какие виды копчения называют холодным и горячим копчением?

9.Что называют режимом хранения?

10.Почему быстрозамороженные продукты лучше сохраняют качество?

11.В чем заключается сущность посола?

12.Для каких товаров используют пастеризацию или стерилизацию?

13.Какие продукты охлаждают, замораживают?

14.В чем заключается сущность сублимационной сушки?

15.Для каких продуктов применяют сублимационную сушку?
Карточки с заданиями
№ 1
1. Дайте сравнительную характеристику пастеризации и стерилизации.

2.Какие процессы происходят при хранении продуктов?

3.Почему при хранении продуктов следует избегать колебаний температуры?
№ 2
1.Какие условия создают для хранения мяса в магазине ?

2.Для получения каких продуктов используется молочнокислое брожение?

3.Почему в магазине нельзя хранить рядом хлеб, масло сливочное и рыбу?
№ 3
1. Какие условия необходимо создать для хранения огурцов, капусты, помидоров?

2. На какой химической реакции основано маринование?

3. Какие товары дольше сохраняются при минусовой температуре?
№ 4
1.Как влияет температура помещения на сроки хранения пищевых товаров?

2.Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха?

3.Какое сырье консервируют солью, сахаром?
№ 5
1.Почему не допускается повторное замораживание мяса, рыбы?

2.Какие пищевые товары подвергают пастеризации?

3.Какие пищевые товары необходимо обязательно упаковывать?
№6
1.Почему продукты холодного копчения сохраняются дольше, чем горячего копчения?

2.От чего зависят сроки хранения товаров?

3.Какие товары консервируют ультразвуком, ультрафиолетовым и инфракрасным излучением?
№ 7
1.Для чего консервируют пищевые продукты?

2.Как влияет вакуумная упаковка на сроки хранения товаров?

3.Какие продукты в магазине охлаждают для сохранения качества?
№ 8
1.Какое брожение используют для получения кисломолочных продуктов?

2.Какие процессы при хранении товаров вызывают естественную убыль?

3.Назовите новые виды упаковочных материалов для пищевых товаров.
№ 9
1.В чем сущность процесса вяления продуктов?

2.Чем вызвано образование плесени на продуктах? Какие продукты плесневеют и почему?

3.Какие товары хранят, соблюдая товарное соседство?
№ 10
1.Почему товары в вакуумной упаковке хорошо сохраняют свое качество?

2.Что включает в себя понятие «режим хранения товаров»?

3.Для каких продуктов используют сублимационную сушку?

Возникновение товара еще в древние времена определило необходимость его изучения и описания. Развитие промышленного производства повлекло за собой развитие товароведения, которое можно разделить на этапы: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий, товароведно-коммерческий.

Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей.

Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления капитализма. Этот период длился с середины XVI до начала XVIII века. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей - к расширению области их распространения. Задачи товароведения на этом этапе сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. Первая кафедра товароведения была учреждена в 1549 году при Падуанском университете. В числе первых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в 1575 году.

Товароведно-технологический этап развития товароведения длился с начала XVIII до середины XX века. В это время произошел переход от описания товаров к исследованию факторов, формирующих и сохраняющих качество товара, разработке методов исследования показателей качества. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины. Одним из основоположников отечественного научного товароведения является профессор казанского университета М.Я. Киттары. Учебный курс товароведения М.Я. Киттары разделил на две части: общую, в которой рассматривались общие теоретические вопросы товароведения, и частную, где рассматривались отдельные группы товаров.

    Современный этап развития товароведения. Связь товароведения с другими научными дисциплинами. Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов, с химией и микробиологией, способствующими пониманию процессов формирования свойств продуктов и условий их хранения, с биологией, поогающей вскрыть природу и пищевую ценность продуктов, с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.

    Классификация продовольственных товаров.

Классификация товаров - это систематизированное их распределение на группы по наиболее общим признакам. В товароведении применяют различные виды классификации: биологическую, производственную, учебную, торговую и др. Наиболее часто пользуются учебной и торговой классификацией.

В основу классификации товаров могут быть положены такие признаки, как происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Так, в зависимости от происхождения пищевые продукты можно подразделить на продукты животного, растительного и минерального происхождения; по химическому составу - на белковые, жировые, углеводные, минеральные; по степени обработки - на сырые, полуфабрикаты , готовые изделия; по назначению - на пищевые и вкусовые.

По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы.

Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия ) характеризуются высоким содержанием углеводов.

Плодоовощные товары (овощи, плоды, ягоды , грибы и продукты их переработки) обладают низкой энергетической ценностью , но высокими вкусовыми достоинствами и большим содержанием витаминов, Сахаров , пищевых волокон и минеральных веществ.

Вкусовые товары (чай, кофе, пряности , вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый , никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма.

Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягодные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель , конфетные изделия, халва, мучные изделия , восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.

Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы ) - основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества.

Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые.

Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты , полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия , копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.

Рыба и рыбные товары (рыба живая , охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) - ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др.

Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство - и на сорта.

Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые , а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые - только на высший и 1-й товарные сорта.

Кроме товарных сортов существуют хозяйственно-ботанические (для овощей), помологические (для плодов ) и ампело-графические (для винограда) сорта.

По торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары .

Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености , мясные кулинарные изделия, мясные консервы ); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы ); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки.

Бакалейные товары - крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал , пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.

Классификация представляет собой процесс распределения множества понятий (свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Или это - деление множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации - элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции- товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признаки классификации - свойства или характеристика, по которому производится классификация. Признаки классификации подразделяются: на

1) телеологические, (назначение, применение);

2) генетические, (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава);

3) технологический, (конструкция, рецептура, процессу производства, способы отделки или оформления). Примером телеологического признака может служить классификация непродовольственных товаров на одежно-обувные, культурно - бытовые и хозяйственные товары. По этому же выделены такие группы продовольственных товаров , как вспомогательные товары и продукты детского питания. Генетические признаки положены в основу классификации вкусовых товаров на алкогольные, безалкогольные, слабоалкогольные; тканей - на льняные, х/б, шерстяные и синтетические. По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы - на полированные или шлифованные и т.д. В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных технологических и генетических признаков чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав - количественно и качественно.

Значение классификации:

1) необходима в целях автоматизации и обработки информации;

2) необходима для изучения потребительских свойств товара, его качества, учета и планирования товарооборота;

3) требуется при сертификации продукции;

4) позволяет рационально организовать приёмку товара, хранение , контроль качества;

5) позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества разных товаров и рационально организовать ими торговлю.

    Предмет и задачи товароведения. Основные понятия.

Товароведение - прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

Состоит из двух слов: «товар» - любой предмет, предназначенный для продажи, «ведение» - знание о товаре.

Основная задача товароведения пищевых продуктов состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е в изучении сырья, из которого приготовляют продукты, особенностей технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наимешими потерями. Товароведение классифицирует пищевые продукты по определеннымпризнакам и свойствам.

1) Изучить факторы, которые влияют на сохранение качества товаров.

2) Проведение контроля качества товаров.

3) Изучение ассортимента товаров.

4) Формирование покупательского спроса.

    Качество товара. Показатели качества продовольственных товаров.

Качество товара является одной из его основной характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

КАЧЕСТВО - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые предают им способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Свойство продукции - это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее изготовлении, хранении, транспортировании и потреблении.

ПИЩЕВАЯ ценность продовольственных товаров - это комплексное свойство. Ее составные элементы -энергетическая, биологическая, физиологическая и органолептическая ценность, а также усвояемость и доброкачественность продуктов питания.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ характеризуется этой энергией, которую получает организм в процессе обмена веществ. Для построения тканей и процессов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, а потребность энергии удовлетворяется в основном за счет углеводов, жиров и белков.

БИОЛОГИЯЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ продуктов характеризуется белковым составом, содержанием в них витаминов и минеральных веществ (сбалансированность).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ обусловлена веществами, оказывающими активное воздействие на организм человека. Например, кофеин чая и кофе какао - порошок и шоколада возбуждающе действуют на сердечную и нервную деятельность человека.

ОРГАЛЕПТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ - это комплексное сочетание свойств продукта: внешний вид (форма, цвет, состояние поверхности), консистенция, вкус и запах.

К важным свойствам пищевой ценности товара относится их, Усвояемость.

УСВОЯЕМОСТЬ продуктов зависит от общей совокупности их свойств: содержания пищевых веществ, внешнего вида, вкусовых достоинств.

Факторы, влияющие на качество продовольственных товаров

Качество продовольственных товаров является одним важнейших факторов эффективной экономической деятельности любого предприятия. На качество влияют различные факторы, которые можно объединить в две группы:

1) формирующие факторы;

2) сохраняющие факторы.

К формирующим факторам относятся:

а) МАРКЕТИНГ- это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары людей или организаций посредством обмена.

б) СЫРЬЕ И ТЕХНОЛОГИЯ изготовления оказывают большое влияние на качество товара.

Например: из муки выработанной из проросшего или морозобойного зерна нельзя приготовить хороший хлеб, а из молока с полынным вкусом невозможно приготовить сметану и творог хорошего качества.

К факторам, сохраняющим качество продовольственных товаров, относятся тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации

    Методы определения качества пищевых продуктов.

При оценке качества товаров определяют показатели их качества и устанавливают соответствие их требованиям нормативных документов.

Существуют методы определения качества товаров.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Этим методом устанавливают качество товаров при помощи органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, слуха) по внешнему виду, цвету, консистенции, вкусу и запаху.

ВНЕШНИЙ ВИД продукта определяют осматриванием его с поверхности и на разрезе, при этом обращают внимание на равномерность цвета и наличие посторонних включений. ЦВЕТ (окраска) продукта лучше всего устанавливается при естественном освещении.

ВКУС И ЗАПАХ - важнейшие показатели качества продуктов. Существуют четыре основных вида вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький.

Каждому продукту свойственна определенная КОНСИСТЕНЦИЯ. Для твердых и полутвердых продуктов различают консистенцию твердую, рыхлую, упругую, эластичную. Для жидких - вязкую, сиропообразную, жидкую. Изменение консистенции продукта свидетельствует об ухудшении его качества.

Это метод оценки качества находит свое применение и в торговой практике и на предприятиях - изготовителях, причем, в торговой практике при приемке партии товара, он является решающим.Органолептический метод отличается простотой, доступностью и быстротой определения. Однако у этого метода есть и недостатки. Он имеет субъективный характер, что делает оценку качества недостаточной. При оценке качества некоторых товаров (чая, кофе, вина) органолептический метод имеет решающие значение. Он незаменим при дегустации.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД. Этот метод исследования требует применения специальной аппаратуры,поэтому он более сложный и длительный, но дает возможность точно и объективно произвести оценку качества продуктов. Лабораторные методы подразделяют на физические, химические, микробиологические и физиологические. ФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют удельный вес и плотность продуктов, температуру их плавления, застывания и кипения, вязкость, интенсивность окраски. ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ устанавливают содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов, минеральных веществ.

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют наличие в продуктах вредных для здоровья человека микроорганизмов, возбудителей пищевых отравлений, кишечной палочки и других микробов, вызывающих порчу пищевых продуктов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ устанавливают усвояемость, а также энергетическую ценность пищевых продуктов, их пищевую безвредность, витаминную ценность.

Продовольственные товары, вызывающие сомнения в доброкачественности, подлежат лабораторному анализу в специальных санитарно - гигиенических или лабораториях. Качество товаров лабораторными методами определяется по средней пробе. Правильный порядок отбора средней пробы различных пищевых продуктов подробно указывается в специальных руководствах по исследованию их качества или стандартах. Средней пробой называется образец, по которому можно судить о качестве всей партии товаров. Поэтому при отборе средней пробы соблюдается порядок, обеспечивающий соответствие пробы всей парти

    Преимущества и недостатки органолептического метода оценки качества товаров. Область применения органолептического метода.

    Последовательность органолептической оценки пищевых продуктов .

    Сущность балльной оценки качества пищевых продуктов.

    Лабораторные методы исследования качества продовольственных товаров.

Лабороторные методы определения качества продукта подразделяют на физические, химические, микробиологические и физиологические.

Физическими методами устанавливают температуру (плавления, застывания, кипения), влажность, удельный вес и плотность продукта.Доброкачественность некоторых продуктов определяют люминесцентным методом, основанным на различном свечении в ультрафиолетовом свете свежих и испорченных продуктов. Химическими методами определяют состав продукта и наличие в нем вредных примесей. Микробиологическим методом определяют наличие болезнетворных и портящих пищевые продукты микробов.Физиологическим методом выявляют калорийность и усвояемость продукта.Для исследования качества берут среднюю пробу образец парии продукта из разных мест каждой упаковки.Пробу иногда отбирают специальным щупом.Порядок отбора средней пробы указан в стандартах.

    Стандартизация пищевых продуктов. Цели и задачи.

Стандарт-нормативно –технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Основной целью стандартизации являются ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда, улучшение качества продукции, обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, соответствующих требованиям мирового рынка. Основная задача стандатизации-установление требований к качеству готовой продукции.

    Виды стандартов на пищевую продукцию. Цель международного сотрудничества в области стандартизации .

Существуют следующие категории стандартов.Гост -государственные стандарты.Госты устанавливаются на важнейшие виды продукции, в том числе на пищевые: овощи,рыбу, хлеб, крупу, коровье и растительные масла, консервы разные, соль, кондитерские изделия.

Ост - отраслевые стандарты-утверждаются министерствами, которые считаются ведущими в производстве данного вида продуции, и являются обязательными для всех предприятий данной отрасли.РСТ -республиканские стандарты утверждаются советами министров союзных республик и являются обязательными для предприятий на территории данной союзной республики. СТП - стандарты предприятий – утверждаются руководителями предприятий и действуют только на определенных предприятий. Кроме Гостов,ОСТов,РСТ иСТП на продукцию, находящуюся в стадии освоения, разрабатывают технические условия(ТУ), утверждаемые министерствами, которые являются ведущими в производстве данного продукта. Срок действия ТУ ограничен. Стандарты построены по определенному принципу и состоят из нескольких разделов: вводной части, классификации, технических требований, методов исследования, правил упаковки, маркировки, транспортирования и хранения.

    Отличительные особенности нормативно-технической документации на продукты питания .

    Организация технического контроля пищевой продукции на предприятии.

    Белки: строение и свойства. Заменимые и незаменимые белки. Значение белков в питании человека.

Это сложные органические соединения,в состав которых входят углерод, водород,кислород, азот могут входить также фосфор, сера, железо и др.элементы.Они являются основным материалом, из которого строятся клетки, ткани и органы тела человека. Белки могут служить источнтком энергии и составляют основу гормонов и ферментов, способствующих основным проявлениям жизни(пищеварению, росту, размножению). Наиболее часто в составе белков встречаются 20 аминокислот. Аминокислоты бывают заменимые и незаменимые. Заменимые аминокислоты могут быть синтезированы в организме человека из других аминокислот, имеющихся в составе пищи. Незаменимые аминокислоты синтезироваться в организме не могут и должны поступать в готовом виде с белками пищи. При отсутствии их нарушается жизнедеятельность организма. Белки способны набухать, что можно заметить при изготовлении теста, а при взбивании образовывать пену. Это свойство используют при изготовлении пудингов, муссов, самбуков.

    Углеводы. Классификация, свойства, значение в питании.

Углеводы –это органические вещества, в состав которых входят углерод, водород, кислород. Название этих веществ объясняется тем, что многие из них состоят как бы из углерода и воды. Синтезируются углеводы зелеными растениями из углекислоты и воды под действием солнечной знергии. Углеводы преобладают в пище человека. Они являются основным источником жизненной энергии. В зависимости от строения углеводы подразделябт на моносахариды, т.е простые сахара, дисахариды, состоящие из двух молекул моносахаридов, и полисахаридов – высокомолекулярные вещества. Моносахариды. К ним относят глюкозу, фруктозу, галактозу. В чистом виде моносахариды представляют собой кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде. Дисахариды. К ним относят сахарозу, мальтозу, лактозу. Сахароза входит в состав многих плодов овощей. Особенно много ее в сахарной свекле и сахарном тростнике.

Мальтоза в естественных пищевых продуктах имеется в небольшом количестве. Содержание ее повышают искусственно путем проращивания зерна, в котором мальтоза образуется из крахмала под действием ферментов.

Лактоза находится в молоке, придавая ему сладковатый вкус. Полисахариды – это высокомолекулярные углеводы, имеющие общую формулу. К ним относят крахмал, клетчатку, гликоген, инулин. Крахмал – наиболее важный углевод для человека, в питании которого он составляет 80% общего количества употребляемых углеводов. Клетчатка – полисахарид, называемый целлюлозой и входящий в состав оболочек клеток растительных тканей. Гликоген – животный крахмал, содержащий в основном в печени и мышцах. Инулин при гидролизе превращается в фруктозу, растворяется в горячей воде, образуя коллоидный раствор.

    Витамины: классификация, свойства, содержание в продуктах, значение в питании .

Витамины-это низкомолекулярные органические соединения различной химической продукции.

Они играют роль биологических регуляторов химических реакций обмена веществ, протекающих в организме человека, участвуют в образовании ферментов и тканей, поддерживают защитные свойства организма в борьбе с инфекциями. Отсутствие витаминов в пище вызывает заболевание - авитаминозы. Витамины в зависимости от растворимости подразделяют на водорастворимые С,Р, и жирорастворимые А,Д,Е,К, к витаминоподобным относят F и U.Витамины находятся почти во всех пищевых продуктах. Некоторые продукты подвергают витамнизации в процессе произврдства: молоко, сливочное масло,кондитерские изделия.Витамин С (овощах и плодах-картофель,капуста,томатах красных,петрушка, укроп и т.д

    Функции минеральных веществ. Вода, как важнейшая составная часть человеческого организма.

Вода (Н20) играет важную роль в жизнедеятельности организма. Она является самой значительной по количеству составной частью всех клеток. Вода- это среда, в которой существуют клетки и поддерживается связь между ними, это основа всех жидкостей в организме (крови, лимфы, пищеварительных соков). При участии воды происходят обмен веществ, терморегуляции и другие биологические процессы. Вместе с потом, выдыхаемым воздухом и мочой выводит из организма вредные продукты обмена. В зависимости от возраста, физической нагрузки и климатических условий суточная потребность человека в воде 2-2.5 л. С питьем в организм поступает 1 л воды, с пищй – 1,2, около 0,3 ее образутся в процессе обмена веществ. В продуктах вода может находиться в свободном и связанном состояниях. В свободном виде она содержится в клеточном соке, между клетками, на поверхности продукта. Связанная вода находится в соединении с веществами продуктов. При их кулинарной обработке вода из одного состояния может переходить в другое.

Чем больше воды в продукте, тем ниже его питательная ценность и меньшн срок хранения, так как вода является хорошей средой для развития микроорганизмов ферметативныхипроцессов, в результате которых происходит порча пищевых продуктов. Вода используемая для питья и приготовления пищи, должна соответствовать определенным требованиям. Она должна иметь температуру 8-12 гр,быть прозрачной, бесцветной, без посторонних запахов и привкусов. Минеральные вещества. Минеральные вещества являются обязательной составной частью пищевых продуктов. Они входят в состав минеральных солей, органических кислот и других органических соединений.Значение этих веществ состоит в том, что они участвуют в построении тканей, в поддержании кислотно- щелочного равновесия в организме, в нормализации водно- солевого обмена, в деятельности центральной нервной системы, входят в состав крови. В зависимости от содержания в пищевых продуктов минеральные вещества делят на макроэлементы. Находящиеся в продуктах в сравнительно больших количествах, микроэлементы, содержащиеся в малых дозах, и ультрамикроэлементы, количество которых ничтожно мало.

    Макроэлементы. Роль для организма человека, источники поступления .

К ним относят кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий, хлор, серу.

Кальций – необходим организму для построения костей, зубов. Для нормальной деятельности нервной системы и сердца. Он влияет на рост и повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Солями кальция богаты молочные продукты, яйца, хлеб, овощи, бобовые.

Кобелева Галина Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ Технический лицей
Населённый пункт: Республика Коми Г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занимательные тесты по предмету"Товароведение продовольственных товаров".
Дата публикации: 06.11.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Технический лицей» М
Предлагаемое учебное пособие рекомендуется учащимся 10-11 классов по профессии «Продавец продовольственных товаров». Пособие составлено в виде тестов, которые могут быть использованы для повторения пройденного материала по курсу предмета «Товароведение продовольственных товаров». Повторение может быть организовано с применением интерактивных форм обучения: в игровой форме (с участием нескольких команд), в форме «Круглого стола», в форме дискуссий, где учащиеся могут обсуждать ответы на вопросы.

1.ЗЕРНО И ПРОДУКТЫ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ.
1.1
.
Почему при производстве крупы удаляется оболочка и алейроновый слой? Выберите правильный ответ: 1.Оболочка и алейроновый слой содержат большое количество жира, поэтому зерно не сможет долго храниться. 2.Оболочка содержит много клетчатки и минеральных солей, а алейроновый слой богат жирами, белками, клетчаткой, что снижает пищевую ценность и затрудняет усвоение питательных веществ. 3.Оболочки используют как самостоятельный продукт – отруби, поэтому их удаляют при производстве круп.

1.2.Крупа.
1.2.Укажите, из каких видов злаковых культур вырабатывают следующие наименования круп: 1.Просо 2.Гречиха 3.Овес 4.Пшеница 5.Ячмень 6.Бобовые 1.Толокно 2.Манная крупа 3.Пшено шлифованное 4.Ядрица обыкновенная 5.Горох полированный целый 6.Перловая крупа

1.3.Мука.
1.3.Укажите, на какие сорта подразделяют пшеничную муку: 2.Крупчатка Высший сорт Первый сорт Второй сорт Мука обойная 5.Первый сорт Второй сорт Третий сорт Мука обойная 4.Обойная Обдирная Сеяная 1.Высший сорт Первый сорт Второй сорт 3.Крупчатка Высший сорт Первый сорт

1.4.Макаронные изделия.
1.4
.
Расставьте соответствие типов макаронных изделий с наименованиями: 1.Трубчатые макаронные изделия 1.Вермишель 2.Лентообразные макаронные изделия 2.Гребешки, ракушки, звездочки 3.Нитеобразные макаронные изделия 3.Перья, рожки 4.Фигурные макаронные изделия 4.Лапша

1.5.Хлеб и хлебобулочные изделия.
1.5.Назовите, какие продукты относятся к основному сырью для производства хлеба, а какие – к дополнительному: 1.Основное сырье 1.Сахар, молоко, масло, яйца, патока, мак, изюм и т.д. 2.Дополнительное сырье 3.Мука, вода, соль, дрожжи. 4.Мука, вода, соль, дрожжи, сахар. 2.Мука, вода, дрожжи.

2.Плодоовощные товары.
2.1.Овощи. Расставьте наименования овощей, соответственно их классификации: 1.Перец сладкий 2.Огурцы свежие 3.Свекла 1.Тыквенные овощи 5.Пряные овощи 4.Клубнеплоды 2.Корнеплоды 3.Томатные овощи
2.2.Плоды. Расставьте наименования плодов или ягод соответственно их классификации: 2.Ягоды. 5.Семечковые плоды. 3.Косточковые плоды. 1.Тропические и субтропические плоды. 4.Цитрусовые плоды. 1.Сливы 2.Ананас 3.Гранат
2.3.Укажите, к какой группе плодов или овощей относится арбуз: 1. Ягоды 2. Тыквенные овощи 6. Десертные овощи 5.Тропические плоды 3. Семечковые плоды 4.Косточковые плоды АРБУЗ

3.Вкусовые товары.
3.1. Чай. Укажите, какие вещества, содержащиеся в чае, придают вяжущий вкус: 1.Белковые вещества. 3.Органические кислоты. 2.Дубильные вещества.
3.2.Кофе. Для чего кофейные зерна обжаривают? Выберите правильный ответ: 1.Для того, чтобы придать кофе аромат. 2.Для того, чтобы зерна кофе стали коричневыми. 3.Для того, чтобы высушить зерна кофе. 4.Для того, чтобы придать коричневый цвет зернам и вкус и аромат, соответствующий кофе. 5.Для того, чтобы высушить зерна и изменить их цвет.

3.3.Пряности и приправы.
3.3.Укажите, какие наименования товаров относятся к пряностям, а какие к приправам: 1.Пряности 1.Перец черный 2.Лавровый лист 3.Кислота лимонная 4.Майонез 5.Гвоздика 2.Приправы

4.Крахмал. Сахар. Мед.
4.1.Крахмал. Укажите вид культур, из которых не вырабатывают крахмал: 1.Кукуруза 3.Хлопок 4.Рис 6.Пшено 2.Картофель 5.Пшеница
4.2.Сахар. Какой сахар- рафинад обладает самой меньшей крепостью из перечисленных видов: 1.Сахар литой 3.Сахар колотый 2.Сахар прессованный 5.Сахар прессованный в кубиках 4.Сахар быстрорастворимый 6.Сахар детский
4.3.Мед. Характеристика какого вида меда дана: Мед темного цвета, тягучий, вязкий. 1.Цветочный мед 2.Падевый мед 3.Смешанный мед

5.Кондитерские товары.
5.1.Шоколад. Почему шоколад десертный ценится выше, чем шоколад обыкновенный: 2.Т.к. содержит больше какао, меньше сахара. 1.Т.к. содержит больше сахара, меньше какао. 3.Т.к. не содержит добавок. 4.Т.к. содержит различные добавки.
5.2.Карамельные изделия. 5.2.Какой вид начинки представлен: Начинку готовят растиранием необжаренных ядер орехов или масличных семян с сахаром или горячим сиропом. 1.Фруктово- ягодная начинка 2.Помадная начинка. 6.Ореховая начинка 5.Марципановая начинка 4.Молочно- ореховая начинка 3.Молочная начинка
5.3.Кофетные изделия. 5.3.Чем отличаются шоколадные конфеты от конфет, глазированных шоколадом? Выберите правильный ответ: 1.Шоколадные конфеты имеют разнообразные начинки. 2.Шоколадные конфеты содержат не менее 50% шоколадной массы. 3.Шоколадные конфеты не имеют начинок. 4.Шоколадные конфеты содержат не менее 60% шоколадной массы.
5.4.Мучные кондитерские изделия. 5.4.1.Печенье. Чем отличается печенье затяжное от печенья сахарного? Выберите правильный ответ: 1.Затяжное печенье готовят из эластично - упругого теста, поэтому при формовании наносят сквозные проколы от вздутий. Сахарное печенье имеет хрупкую, рассыпчатую консистенцию. 2. Затяжное печенье готовят их слоеного теста, сахарное печенье готовят из сдобного теста. 3.Затяжное печенье готовят из слоеного теста с большим количеством жира, сахарное печенье готовят с большим количеством сахара. 4.Затяжное печенье отличается от сахарного печенья формой, рисунком на поверхности и вкусовыми добавками. 5.Затяжное печенье хорошо набухает в воде, сахарное печенье медленно набухает в воде.
5.4.2.Пряники. 5.4.2.Почему пряники сырцовые имеют более твердую консистенцию и более светлое тесто? Выберите правильный ответ: 1.Сырцовые пряники готовят без разрыхлителей. 2.В тесто добавляют много сахара. 3.Сырцовые пряники замешивают на холодном сиропе. 4.В тесто не добавляют какао – порошок. 5.Сырцовые пряники дольше выпекают.
5.4.3.Пирожные и торты. 5.4.3.В чем особенность приготовления бисквитного полуфабриката? Выберите правильный ответ: 4.Бисквитный полуфабрикат получают путем длительной расстойки теста. 2.Бисквитный полуфабрикат получают путем сбивания яиц с сахаром и последующего замешивания сбитой массы. 3.Бисквитный полуфабрикат получают при большом количестве дрожжей и разрыхлителей. 5.Бисквитный полуфабрикат получают путем замешивания сбитой массы. 1.Бисквитный полуфабрикат получают из большого количества яиц и сахара.


6.1.Укажите жирность молока в соответствии с наименованием: 1.Молоко нормализованное 1.Жирность 2,5% 2.Молоко топленое 2. Жирность 6% 3. Молоко витаминизированное 4. Молоко повышенной жирности 3. Жирность 2% 4.Жирность 3,2% 5. Молоко белковое 5. Жирность 3,5%
6.2.Выберите правильное определение: 1.Сливки - это жирная часть молока. 2.Сливки – это часть молока, которая отстоялась и после чего стала более густой. 3.Сливки – это наиболее жирная часть молока. 4.Сливки – это молоко повышенной жирности, подверженное отстаиванию.
6.3.Кисломолочные товары. 6.3.Кисломолочные товары. Какие из перечисленных кисломолочных товаров обладают лечебными свойствами: 1.Сметана 2.Кефир 4.Простокваша 5.Творог 3.Кумыс

7.Сыры.
7.Укажите тип сыра в соответствии с наименованием: 1.Сыр Костромской 1.Сыры типа Чеддер 2.Сыр Пошехонский 2.Сыры типа Голландского 3.Сыр Горный Алтай 3.Сыры типа Швейцарского 4.Сыр Алтайский 4.Сыры типа Латвийского 5.Сыр Пикантный 5.Сыры типа Дорогобужского

8.Масло коровье.
8.Характеристика какого вида масла животного дана: Масло получают из несквашенных сливок, которые подвергают пастеризации при температуре до 98°С. В результате чего масло приобретает ореховый привкус и запах. Если такого нет, масло относят к несоленому, сладкосливочному, жира в нем -не менее 82,5%, влаги – не более 16%. 1.Любительское масло 2.Крестьянское масло 3.Диетическое масло 4.Вологодское масло

9.Масло растительное.
9.Расставьте названия масла растительного по способу очистки: 1.Масло нерафинированное 1.Масло, очищенное от механических примесей и обработанное щелочами. 2.Масло рафинированное 3.Масло гидратированное 2.Масло, полученное путем механической очистки и гидратации. 3.Масло, очищенное только от механических примесей путем фильтрования. ..отстаивания 4.Масло дезодорированное 4.Масло, обработанное горячим сухим паром в условиях вакуума.

10.Мясо и мясные товары.
10.1.Какая из тканей мяса убойных животных свидетельствует о возрасте животного и о его кулинарной ценности? Выберите правильный ответ: 1.Жироавя ткань 2. Хрящевая ткань 3.Соединительная ткань 4.Костная ткань 5.Мышечная ткань
10.2.Выберите правильный ответ: какое мясо отличается высокой пищевой ценностью и кулинарными достоинствами? 1.Мясо парное 3.Мясо охлажденное 4.Мясо замороженное 2. Мясо остывшее 5.Мясо глубокой заморозки
10.3. Мясо домашней птицы. Выберите все преимущества мяса домашней птицы перед мясом бойных животных: 1.Мясо птицы легко усваивается 2.Мясо птицы содержит больше полноценных белков. 5.Мясо птицы может быть аллергеном для организма человека. 3.Мясо птицы меньше по размеру. 6.В мясе птицы меньше соединительной ткани. 4.Мясо птицы отличается большим количеством съедобных частей. 7.Мясо птицы обладает высокой скороспелостью.

11. Колбасные изделия.
11. Выберите правильный ассортимент вареных колбас: 1.Колбасы вареные, сосиски, сардельки, студни, зельцы. 2.Колбасы вареные, сосиски, сардельки, мясной хлеб, фаршированные колбасы, ливерные колбасы, кровяные колбасы. 3.Паштеты, студни, зельцы, сосиски, сардельки. 4.Колбасы вареные, кровяные колбасы, ливерные колбасы. 5.Колбасы фаршированные, кровяные колбасы, ливерные колбасы.

12.Рыба и рыботовары.
12.1.Рыба свежая. К какому семейству рыб относятся кета и горбуша: 1.К сельдевым 2.К лососевым 4.К тресковым 3.К осетровым 5.К карповым 6.К рыбам разных семейств
12.2.Рыба копченая. Копчение является одним из способов консервирования рыбы. Почему? Выберите правильный ответ: 1.Перед копчением рыбу предварительно солят, поэтому она дольше сохраняется. 2.Во время копчения рыба теряет часть влаги, поэтому она дольше сохраняется. 3.Коптильные средства содержат консервирующие вещества (фенолы, кислоты, смолы, спирты). 4.Перед копчением рыбу разделывают (удаляют все внутренности), поэтому она дольше хранится. 5.Рыбу подвергают двойной обработке: солению, затем копчению.

13.Яйца куриные.
Чем отличаются яйца диетические от яиц столовых? Выберите правильный ответ: 1.Диетические яйца содержат меньше жира. 3.Диетические яйца хранятся 10 суток, столовые – 30 суток. 2.Диетические яйца содержат больше белка. 4.Диетические яйца хранятся дольше, чем столовые. 5.Диетические яйца хранятся 7 суток, столовые-20 суток.

14. Пищевые концентраты.
Выберите из предложенных наименований товары, которые не относятся к пищевым концентратам: 1.Смеси для кексов. 2.Кисели плодово-ягодные. 3.Горчичный порошок. 4.Детские молочные смеси. 5.Лапша быстрого приготовления. 6.Сухие смеси перцев.
Контрольные ответы к тестовым заданиям.
1.Зерно и продукты его переработки.

1.1.
– 2
1.2
. 1 -3; 2 - 4; 3 – 6; 4 – 2; 5 – 1; 6 -5.
1.3.
– 2.
1.4.
1 – 3; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 2 .
1.5.
1 -3 ; 2 – 1.
2.Плодоовощные товары.

2.1.
1 – 3; 2 – 1; 3 – 2 .
2.2
.1 -3; 2 – 1; 3 - 1.
2.3.
– 2.
3.Вкусовые товары.

3.1.
– 2.
3.2
. – 4.
3.3.
1 -1; 2 -1; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 1.
4.Крахмал. Сахар. Мед.

4.1.
– 3,6.
4.2
. – 4.
4.3.
– 2.

5.Кондитерские товары.

5.1.
– 2.
5.2.
- 5.
5.3
. – 2.
5.4.1
. – 1.
5.4.2.
– 3.
5.4.3
. – 2.
6.Молоко, молочные и кисломолочные товары.

6.1.
1- 4; 2- 2; 3 – 1, 4; 4 -2; 5 -1.
6.2
. – 3.
6.3
. – 2, 3.
7.Сыры.

7.
1 – 2; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 3; 5 -4.
8.Масло коровье.

8
- 4.
9. Масло растительное.

9.
1 -3; 2 -4; 3 -2; 4 -4.

10.Мясо и мясные товары.

10.1.
-3
10.2
-3
10.3
.-1, 2, 4, 6,7.
11.Колбасные изделия.

11
.-2.
12.Рыба и рыботовары.

12.1
-2
12.2.-
3
13.Яйца куриные.

13.-
5.
14.Пищевые концентраты.

14.-
3, 6.
Список использованной литературы. 1. Базарова В. И. Исследование продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1986. 2.Боровикова Л.А. и др. Товароведение продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1988. 3.Коробкина З. В., Страхова С. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. М.: Колос, С, 2003. 4.Микулович Л. С. и др. Товароведение продовольственных товаров. – Минск: БГЭУ, 1998. 5.Рубцова Л. И. , Тимофеева В. А., Дашкевич М. В. Справочник продавца продовольственных товаров. Р. – на Д. : Феникс, 2002. 6.Справочник по товароведению продовольственных товаров, М.: Колос С, 2003.



Просмотров