Исследовательская работа " Когда огонь друг, а когда враг человека?". Огонь – наш друг, но он и враг

Оценить статью

Огонь друг огонь враг На него можно смотреть часами, заряжаясь философским настроением. Он заставляет задуматься о многих проблемах. Наши древние предки его хранили и оберегали, а он в ответ их согревал и помогал питаться. Видимо, поэтому в древности огонь боготворили.

В современном же мире огонь для человечества не настолько важен. Пищу люди готовят на электрической плите, то же электричество позволяет видеть в темноте и жить в теплых и уютных квартирах.

Тем не менее, и сегодня многие опасаются этой стихии. Боязнь огня заложена практически у всех людей на подсознательном уровне. Но что собой представляет огонь?

Химики говорят, что это окислительная реакция с выделением света и тепла.

Историки считают, что это – одна из основополагающих стихий, ведь благодаря огню на Земле существует цивилизация, а мистики его боятся и обожествляют.

Понятие «огонь» овеяно множеством легенд и тайн. И многие об этом знают не понаслышке. Например, историю семьи Ломшаковых в Липецкой области знают многие. Они переехали сюда из Архангельска и некоторое время ютились во времянке: строили новый дом. Но долгожданное новоселье омрачил пожар…

Когда накрывали на стол, спохватились:

не хватало стульев.

Поэтому пододвинули диван.

Но то, что произошло потом, не поддается объяснению: диван ни с того, ни с сего загорелся.

Тогда пламя удалось погасить, пострадала только обшивка.

Все кто присутствовал на новоселье, уверяют: загорание произошло само собой: никто не курил, поблизости не было источника огня или электропроводки.

С этого дня для Ломшаковых пожары стали обычным делом. Предметы домашнего обихода, мебель, вещи, даже соль – все это загоралось само по себе.

Семья обращалась ко многим специалистам, но ученые мужи только разводят руками.

При этом удивительным было другое. Загадочный огонь, который появлялся в доме Ломшаковых, внешне отличался от обычного: в первые секунды он горел с ярко-синими всполохами, напоминающими пламя в турбозажигалке.

Ломшаковы понимали, что имеют дело с необъяснимым и загадочным явлением. И чтобы попытаться выяснить причину возгорания, им пришлось обратиться к специалистам по аномальным явлениям. Когда последние замерили электрическую напряженность нового дома Ломшаковых, то были поражены.

Она составляла почти сто пятьдесят вольт.

Выясняется, что такой вольтаж связан в основном с тектоникой местности.

Более того, вокруг на участках вокруг уже горело несколько домов ранее. И еще: местные жители не раз замечали в этом районе таинственные огненные явления - атмосферные свечения и парящие в воздухе голубоватые светящиеся шары… шаровые молнии


Огненные метеоры

Древние считали: небесный огонь – это кара богов. В 1935-м году огненные шары уничтожили тысячи квадратных метров зеленых насаждений в Южной Америке, срезав деревья под корень. Ущерб, который был ими нанесен, сравнивали со стихийным бедствием.

В 2004-м году в иранском городе Баболь упавший на дом пылающий шар полностью его разрушил. Жителям чудом удалось спастись. Взрыв был таким громким, что разбудил всех соседей. Они бросились на улицу и застыли в изумлении. Во дворе дома огненный шар, имевший диаметр около полутора метров, бешено вращался, разбрызгивая вокруг себя искры.

Через минуту все исчезло, а шар растворился в воздух е. Иранские специалисты, осматривавшие место падения огненного шара, не обнаружили никаких остатков космического вещества.

Они выдвинули версию, что это – шаровая молния, возникшая в результате землетрясения.

Но это противоречит устоявшейся теории о том, что огни землетрясения выходят до или во время стихийной катастрофы прямо из земли. А огненный шар в Баболе, по словам очевидцев, прилетел с неба.

Но есть и другая версия: дом подвергся атаке геофизического метеорита. Его природа пока непонятна.

Одни специалисты считают его шаровой молнией, другие – сгоревшим в атмосфере метеоритом.

Пирокенез

А московские ученые сделали и вовсе сенсационное заявление: возможно, что огненные шары и феномен пирокинеза – родственные явления.

Ведь пирокинез – движущийся огонь – одно из самых загадочных явлений. Он до сих пор не получил научного объяснения.

Тем не менее, на территории России до сих пор зарегистрировано более двух тысяч случаев самовозгорания людей.

Неизвестно, все ли они связаны с пирокинезом или в некоторых случаях причиной был криминал, однако факты были, и они зафиксированы.

В последние годы СМИ стали утверждать, что самовоспламенения происходят намного чаще, чем раньше.

Неизвестно, правда это или нет, поскольку официальная наука не изучает проблему самовозгорания. Зато этим вплотную занимаются исследователи аномальных явлений, пытающиеся понять, почему люди вспыхивают как спички.

Аномальная зона

Медведицкая гряда – цепь невысоких холмов на границе Саратовской и Волгоградской областей – считается одной из наиболее известных аномальных зон в нашей стране. Дурную славу Медведицкие холмы получили вследствие невероятного количества происходящих здесь аномальных явлений.

За последние три десятилетия лет Медведицкую гряду посещало несколько десятков исследовательских групп. Здесь несколько раз были зафиксированы случаи самовозгорания, причем последнее из них произошло так молниеносно, что пострадавший, а это был местный пастух, видимо даже не понял, что с ним произошло. Об этом свидетельствовало положение трупа, когда его нашли односельчане.

Явление пирокинеза до сих пор вызывает жаркие дебаты в научном мире. Человек на три четверти состоит из воды, в состав которой входят сверхтекучие электроны. Именно они и способны собираться в мощный электромагнитный вихрь, создающий внутри организма своеобразную шаровую молнию. Она-то и обращает человека в пепел.

Опытным путем было установлено: для самовозгорания необходимы соответствующие внешние условия – повышенный геомагнитный фон и температурный режим.

В Древней Греции человек, убитый молнией, лишался торжественного погребения. Традиция предписывала похоронить его там, где боги «поразили» несчастного. В средневековой Европе таких погорельцев хоронили за церковной оградой. Поверье, что бог карает так грешников, живо до сих пор.

Станет ли небесный огонь мощным источником энергии или останется неуправляемой разрушительной силой, сегодня гадают исследователи.

Нострадамус говорил, что солнце запылает огнем и наступит конец света. Средневековый предсказатель считал: мир сгорит в адском пламени. И за это он сам чуть не отправился на костер.

По прогнозам экологов, планете Земля грозит глобальное потепление. В течение ближайших ста лет средняя температура может подняться на пять-шесть градусов.

Разбалансировка атмосферы приведет к резкому изменению климата, к пожарам… Огонь станет орудием «божественного возмездия», приведя к гибели мира.

Подобный сценарий развития предсказан еще в древности…

Огонь друг

В тоже время, человек отличается от животного существа в том числе и тем, что умеет обращаться с огнем. Для этого он преодолевает свой страх перед опасной стихией. Ведь не случайна пословица об огне, воде и медных трубах.

Некоторые обряды язычников , основанные на воздействии огня, дошли и до современников: славяне празднуют Масленицу, сжигая ее чучело, прыгают через костер в Купальскую ночь, люди молятся перед горящими свечами… Ведь считается, что огонь очищает душу и ауру, помогает соприкасаться к высшим духовным сферам, поговорить с богами и быть услышанным Вселенной…

Сегодня наука изучает атом, разглядывает далекие звезды и исследует тайну генома, но она пока не в силах контролировать огонь.

И еще неизвестно, приведет ли техногенный путь развития цивилизации к покорению огня. А может, эта стихия подчиняется только силе мысли или энергетической силе человека? Время покажет…

Прометей, который подарил человеку огонь, был страшно наказан: боги обрекли его на страшные мучения. Но его жертва была не напрасна: люди получили не только вареную пищу, тепло и свет, но и отличный «тренажер», помогающий преодолеть собственное несовершенство.

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное образовательное учреждение

Нижнетерянская средняя общеобразовательная школа

Когда огонь друг, а когда враг человека?

Конкурс «Страна чудес - страна исследований»

Исследовательская работа.

Выполнила:

ученица 3 класса

Ирина Денисовна Кузурман

Руководитель:

учитель начальных классов

Надежда Викторовна Федоренко

Нижнетерянск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

    Огонь в жизни человека

1.1. Легенда о Прометее 4

1.2. Огонь – друг человека 5

1.3. Огонь – враг человека 6

1.4. История пожарной службы 7

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск 8

1.6. Причины пожаров 10

1.7. Правила пожарной безопасности 11

Заключение 13

Литература 14

Приложения 15

Введение

Пожары. Как часто мы слышим это слово. Во время пожаров выгорают тысячи гектаров леса, в огне сгорают десятки населённых пунктов, погибают люди. Особенно часто это слово жители нашей страны слышали летом этого года. На территории России более 4 тысяч человек осталось без крова. Остро стоит проблема пожаров и в нашем посёлке. На территории посёлка Нижнетерянск расположено 123 дома. Проживают 550 человек. Каждый год в нашем посёлке происходят пожары. Почему так часто это происходит? Кто в этом виноват? Что является причиной пожаров? Я решила исследовать эту проблему. Если огонь враг, то в наших ли силах сделать так, чтобы огонь стал другом?

Гипотеза: Я предполагаю, что огонь может приносить как пользу, так и вред.

Цель: Выявить роль огня в жизни человека.

Задачи:

1.Познакомиться с легендой появления огня на Земле.

2.Рассмотреть положительную и отрицательную роль огня в жизни человека.

3. Привлечь общественность к пожарной безопасности в посёлке.

Методы и методики:

Выбор темы

Работа с литературой

Обработка фотоматериалов

Анализ статистических данных

Опрос

Обобщение полученных результатов.

I .ОГОНЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    1. Легенда о Прометее

Из древней мифологии до наших дней дошла легенда о храбром Прометее. Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. Люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь. И это действительно так .

1.2. Огонь – друг человека

Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины. Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы, и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Всё это добрый огонь.

1.3. Огонь – враг человека

Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона.

– пламя, широко охватившее и уничтожающее что – нибудь.

1.4. История пожарной службы

Как защитить себя от этого страшного слова – пожар? В старину на Руси люди считали огонь “гневом Божьим”. В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского или у иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" На этой иконе чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет - во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый.

Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться не только с помощью молитв. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь.

В конце ХV века в Москве впервые была учреждена “опаса” – так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе. В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме. Пожарная служба стала развиваться в годы правления царя Петра I. Из Голландии он выписал новые пожарные трубы. На Спасской башне Кремля особые колокола – набаты – “выбивали тревожные повестки на случай пожара”.

В начале ХХ века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых. Огонь – друг или враг? Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск

В нашем посёлке пожары происходят часто. Может кто-нибудь, скажет: «Горит везде». Но территория нашего посёлка невелика. Я опросила 16 человек, моих друзей. У 8 были пожары. (Приложение 1) Горели гаражи, хозяйственные постройки, а 24 декабря 2010 года у моего одноклассника сгорел дом, в котором проживала его семья. С 1987 года на территории нашего посёлка зарегистрировано 29 пожаров . Сгорело общежитий – 5, школа - 1, магазин – 1, столовая - 1, квартир - 15, бани, хоз. постройки, сараи – 6. (Приложение 2)

Погибло в пожарах – 7 человек

Даты трагических пожаров:

1990 год . Сгорело 2 общежития, в одном из которых погибла женщина с двумя детьми.

5 апреля 1996 года. Страшная дата в истории нашего посёлка. Сгорела школа. В огне погибла учительница школы Веретенникова Светлана Юрьевна. Президент России Владимир Путин наградил Светлану Юрьевну за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную при спасении людей в экстремальных условиях, Орденом мужества (посмертно). Благодаря мужественным и самоотверженным действиям Веретенниковой С.Ю во время возникшего в школе пожара удалось избежать жертв среди учащихся, но сама она не успела выйти из горящего здания.

11 января 2006 года . При пожаре в двухквартирном доме погиб мужчина.

Осень 2008 года . В квартире погиб мужчина.

24 декабря 2010 года . Сгорел двухквартирный брусовой дом. Погибла женщина.

Горят не только строения. В июле 2010 года рядом с посёлком возник пожар на территории нижнего склада. Загорелись штабеля леса. В пожаре сгорело 8450 кубометров древесины.

Летом 2010 года горело кладбище.

1.6. Причины пожаров

Каковы же причины возникновения пожаров в нашем посёлке? Я, со своим руководителем, обращались к инженеру по пожарной безопасности Яковлеву О.С., к главному электрику Лыткину А.В., к заместителю главы сельской администрации Корниковой Л.Н. Ни каких документов о причинах пожаров у них нет. Поэтому я опросила потерпевших от пожаров и очевидцев. Из опроса следует, что основными причинами пожаров являются: неисправное электрооборудование, неосторожное обращение с огнём, поджоги. То есть, игра со спичками, зажигалками, неосторожное обращение с жидкостями, которые легко воспламеняются, оставленные без присмотра включенные электроприборы, уголёк из печи – всё это может стать причиной пожара. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей. Можем ли мы, жители посёлка противостоять силе огня? Наверняка - да, если будем соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности. Что для этого нужно делать? C трого соблюдать свои обязанности.

1.7.Правила пожарной безопасности

В законе о противопожарной безопасности, в статье 14 сказано, что граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполняем ли мы всё это? Я решила выяснить, как жители нашего посёлка выполняют эти правила. На каждом доме висит специальный знак. На этом знаке изображён предмет, который должны взять с собой хозяин в случае пожара. Я провела опрос. Из анализа опроса следует , что из 24 человек, только 8 смогли назвать правильно предмет, 11 не знали, 5 – сомневались в правильности ответа. (Приложение 3) Также ни у одного из опрошенных нет дома специальных средств тушения. Это тревожные сигналы, которые говорят о том, что, не смотря на боязнь пожаров, наши жители не выполняют те правила противопожарной безопасности, которые могли бы помочь им в случае беды. Хотелось бы обратить внимание на пожарную технику, которая есть в нашем поселке и должна помогать тушить пожары. К огромному сожалению это происходит не всегда. В наличии пожарной части находятся 2 машины, но бывает так, что они не могут оказать помощь. Часто машины находятся в ремонте. А когда бывают на выезде то, использовав воду, пожарным приходится по два часа пополнять запас воды. За это время огонь набирает новую силу. Часто на пожары вызывается техника из посёлка Мазня. Спасибо пожарным за то, что они помогают жителям нашего посёлка. Наш посёлок весной и осенью оторван от «большой земли» и в это время нам ждать не кого. Поэтому необходимо обратить внимание ответственных людей на то, чтобы пожарные машины в нашем посёлке всегда были готовы прийти на помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы я ознакомилась с легендой о Прометее. Была рассмотрена отрицательная и положительная роль огня в жизни человека. Я выяснила, что когда огонь «друг», то он дарит человеку своё тепло, уют, помогает в промышленности. Когда огонь «враг» - он несёт горе и беду людям. Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме пожаров, я выпустила листовку, которая призывает жителей нашего посёлка соблюдать все правила противопожарной безопасности. Огонь друг, когда мы за ним следим, соблюдаем правила пожарной безопасности. Враг, когда мы об этих правилах забываем. Люди всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Используемая литература:

1. Бурдыкина М.Б. Мифы древнего мира. Издательство «Каравелла» Санкт–Петербург 1995г.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.

3. Интернет ресурсы http://www.viv.vstu.edu.ru/history/hist2.htm

4. Интернет ресурсы. http://www.bishelp.ru/

Проект

«Огонь друг или враг»

Проблема, ее актуальность : Огонь – друг или враг человека.

Цель : Определить, огонь – друг или враг человека.

Сформировать у детей знание о правилах безопасного поведения и обращения с пожарными предметами.

Задачи:

    Какие правила надо знать, чтобы не произошел пожар.

Участники: учащиеся 1 класса

Предполагаемый результат:

    Знают и выполняют правила поведения в экстремальных ситуациях;

    Воспитание самостоятельности и ответственности

    Обогащение жизненного опыта ребенка.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели проекта

Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав слова из загадок.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

2. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный (друг)

3. В гости я его не жду.

Затевает он вражду.

Он любитель ссор и драк

Он не друг – а он мне..(враг)

Сформулируйте тему (вставить союз ).

На доске вырисовывается запись:

Огонь – друг … враг человека?

Видите, оба слова и слово друг и слово враг – белого цвета. И вот к концу нашего классного часа нам необходимо решить -

III . Выведение проблемы и цели:

Подводим ребят к проблеме:

- Необходимо решить - огонь–друг или враг человека?

Для этого мы и разделились на две команды, Команда №1 «Когда огонь друг». Команда №2 «Когда огонь враг».

Так о чём мы будем говорить?

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

I V . Определение задач

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?

Задачи: определяют дети. (Карточка №2 )

Узнать, почему огонь наш друг.

Узнать, почему огонь бывает врагом.

Что делать, если случился пожар.

На доске вывешены картинки в центре.

По бокам висят надписи «Когда огонь друг», «Когда огонь враг».

Ребята, в конце нашего занятия мы с точностью сможем сказать, когда огонь друг, а когда он враг. Итогом нашей работы станут два плаката, которые смогут посмотреть все учащиеся, это ваши проекты.

V . Вступительная беседа учителя.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины.

Но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого.

О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью, люди слагали пословицы.

Как вы, ребята, думаете, почему так говорили:

    Спичка невеличка, огонь великан.

    Коробка спичек хоть мала, но может много сделать зла.

    «Спи, царь Огонь!» - говорит царица Водица.

    Воры обкрадут – стены останутся, а огонь в разор разорит.

    От малой искры да большой пожар

    Не шути с огнем – обожжешься

    Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит

    Огонь не вода – пожитки не всплывут

*****************************************************************

(Дети объясняют смысл 4 первых пословиц) еще 4 запасные

Вывод: по одному человеку из группы переносят первые картинки в свою рубрику .(сделать по картинке)))

«Когда огонь друг». «Когда огонь враг».

Огонь улыбающийся Огонь злой, зубастый

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки считали его живым существом, которое помогало им бороться за существование.

- Какая группа сейчас перенесет подходящую картинку? Вслушайтесь!

Он помогал первобытным людям готовить пищу, спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер.

-Молодцы, команда №1!

Да, огонь давний друг человека. Но о нем, как о друге мы нередко забываем. Он верно служит нам и на производстве и дома, в быту.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов..

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

- Команда № 1, переносите свои картинки!

Посмотрите, ребята, все эти профессии связаны с добрым огнем, другом – это и сталевар, и сварщик, и кузнец, и даже на кухне у нас дома нам помогает огонь!

(команда №1 вынесла и разместила свои картинки)


- Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами. И многими людьми.

Когда это может произойти? (ответы детей)

VI . Игра ситуаций

1. В зажигалке или спичке –

Огонечек-невеличка,

Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Следующая картинка переходит в рубрику.

2. Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла

Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Помните дети: пожары бывают

Когда про включенный утюг забывают!

Картинка в рубрику.

3. Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет

Пока папы с мамой нет

Рома взял ракеты в руки

Я поджег четыре штуки

Не пришлось повеселиться

Оба мы лежим в больнице.

Обожгли носы и щеки

С фейерверком шутки плохи.

Картинка из центра доски переносится в нужное место.

4. Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компота

В кухню Юленька вошла

Под кастрюлей газ зажгла

Час прошел - кипит кастрюля

Испугалась наша Юля

Мало сделалось воды –

Так недолго до беды

Сам к плите не прикасайся

Лучше взрослых дожидайся.

5. Жарко вспыхнула квартира

Плачет маленькая Ира,

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать

Лучше спрячусь под кровать

А Иван не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает

С пожаром в прятки не играют!

В дальнейшем после каждой ситуации учитель подводит детей к выводу и один человек из каждой группы переносит соответствующую картинку к своему заголовку.

Физминутка.

Смотрите – руки согнуты в локтях, энергичные движения кистями рук.

Ребята – показать на соседа

Вокруг – обвести руками круг перед собой

Нам – приложить ладони к груди

Огонь – руки согнуты в локтях перед собой, пальцы перебираем быстро

Повседневный друг – наклон головы вправо и влево.

Но – указательный палец перед собой, «Внимание»

Когда мы – развести руками в стороны.

Небрежны – руки свободно болтаются внизу «как плети»

С огнем – то же что и огонь

Он – указать пальчиком перед собой

Становится – постойка «Смирно»

Нашим врагом – руки вытянуты вперед, кисти «скрещены»

VII . Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто услышав запах гари

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым

Закричит «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем

Кто от маленькой сестрички

Незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем,

Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

VIII . Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Перегрузка электрической сети.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей.

Шалости детей с огнем.

Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь.

Если будешь баловаться,

То беды не миновать –

От огня не несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит –

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес…

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

Может кто-то из ребят знает:

Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.


- Если пожар все-таки возник, как нужно себя вести? Попытаемся совместно ответить на этот вопрос.

IX . Правила поведения при пожаре

Вызвать пожарных по телефону 01.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания можно попытаться потушить, накрыв его одеялом и перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинь помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывай окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткни щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Если пожар начался в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь.

При пожаре нельзя пользоваться лифтом!

Нельзя прятаться в шкаф, под стол, под кровать - так от дыма не спастись.

Не бросай в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки, они могут быть взрывоопасны.

Особая тема - пожар в школе. Так как в школе находится много людей, в случае пожара эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры.

X . Игра – имитация «Эвакуация»

Ребята, что мы должны делать и как, когда звучит сигнал пожарной тревоги?

Звучит сигнал. Дети должны быстро и спокойно построиться, приготовиться к выходу через пожарный выход.


- Конечно, при пожаре на помощь приходят пожарные. Но чтобы они сумели приехать вам на помощь быстро, нужно уметь грамотно сообщить в пожарную часть о возникшем пожаре. Кто из вас, ребята, знает телефон пожарной службы?

(помещается на доску)

Пусть помнит каждый гражданин -

Пожарный номер - 101.

Но только знать номер пожарной службы недостаточно.

Нужно быть собранным и внимательным при вызове пожарных.

Подумайте и скажите, какие сведения нужно сообщить при вызове пожарных?

Сведения, которые нужно сообщить, вызывая пожарную команду:

1. Адрес, по которому обнаружен пожар (улица, номер дома и квартиры).

2. Что горит.

3. Кто вызвал пожарную команду.

XI . Игра «О1»

Представим, что произошел пожар. Как вы будете вызывать пожарных по телефону?

В каждой группе один учащийся «вызывает» по игрушечному телефону пожарных, остальные анализируют его действия.

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные.)

В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Помогают пожарникам в трудном деле пожарные машины, вертолеты.

XIII . Пожарная викторина

Почему пожарных вызывают по телефону «01»?

Во-первых, номер «01» простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот номер короткий, а вовремя пожара каждая секунда дорога. В- третьих, этот номер легко набрать на диске телефона, даже в темноте.

Что надо делать, когда увидишь пожар?

Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от места пожара.

Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате?

Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от электроприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те….(забрать)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его …(водой)

Если, где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё…(убрали)

Как ножка воробьиная тонка.

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь,

Когда горит, ее не тронь.

Играть с ней - скверная привычка,

Опасная игрушка - …(спичка)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Ты его рукой не тронь,

Обожжет тебя..(огонь)

Запомни каждый гражданин –

Пожарный номер..(101)

XIV . Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел? (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

XV . Подготовка плакатов, защита.

В итоге на доске получаются два плаката.

Ребята, а давайте все внимательно посмотрим на доску. Какой же вывод мы сделаем? Как мы ответим: Огонь нам друг или враг?

Видите оба слова у нас пока белого цвета.

(либо вывесим уже готового цвета, либо разукрасим))))

0 «Огонь – друг и враг человека»

Россия, ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой

МБОУ СОШ №12

Воспитатель группы продлённого дня

Комичева Л.А.

«Огонь – друг и враг человека»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.

Ход урока

I. Организационный момент (2 слайд)

Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

Пусть пойдёт ребятам впрок

Очень важный наш урок!

II. Сообщение цели и задач урока

Отгадайте загадку: (3 слайд)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар. (4 слайд)

III. Огонь – друг (5 слайд)

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

(6 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Он становится нашим врагом.

IV. Огонь – враг

Звук пожара (7 слайд)

Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.(8 слайд)

V. Причины возникновения пожара (9 слайд)

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

(10 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

VI. Как вести себя во время пожара (11-12 слайды)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещенияневозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрыеносовой платок, ткань, одежду.
  • Двигайся к выходу, пригнувшись илиползком - внизу дымаменьше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
  • VII. Физ. минутка (13 слайд)

Игра «Потуши пожар!»

III. Познавательные и развлекательные игры. (14 слайд)

1) Назови огнеопасные предметы(15 слайд)

2) Набери номер пожарной службы (16-17 слайды)

3) Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

4) Решите кроссворд(18 слайд)

5) Выберите то, что нужно пожарному (19 слайд)

6) Отгадайте загадки

Летала мошка - сосновая ножка,

на стог села – всё сено съела. (спичка) (20 слайд)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.(огонь) (21 слайд)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар) (22 слайд)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные) (23 слайд)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит.(огнетушитель) (24 слайд)

7) Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой )

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять )

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали )

Пожар не ждёт!К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок)

IX. Правила пожарной безопасности в городской квартире

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
  • X. Работа в группах

Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

  1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
  2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
  3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
  4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода .

  1. Позвонить в службу спасения «01».
  2. Дышать через мокрую ткань.
  3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
  4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
  5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

XI. Рефлексия (25-26 слайды)

Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

Литература

1) «Искру туши до пожара,беду отводи до удара» КВН, Вальнова Людмила Егоровна, учитель начальных классов г. Амурска

2) Урок-путешествие «Огонь-друг и враг человека», Лепёхина Л.С., МОУ «ЛСОШ №2»

3) «Огонь – опасная игра», презентация, Щедрова Е.В.,воспитатель МДОУ №16 «Росинка»,г.Северодвинск

4) Викторина «Пожарная безопасность»Подготовили учащиеся 9-а класса МОУ СОШ с.СвятославкаОганджанян А., Андриенко Е., Классный руководительСергадеева Анна Владимировна

Классный час

«Огонь – друг, огонь - враг »

Цели: - показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную;

Познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и ге-

роизм людей этой профессии;

Проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;

Составить памятку, как вести себя при пожаре.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Отгадайте, о чём мы будем говорить на классном часе.

Шипит и злиться,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

Ответ (воды)

Да, огонь боиться воды. Какие разные стихии. Как нужны они человеку. Но они же могут принести большую опасность и беду в жизнь каждого из нас. Давайте разберёмся – что же для нас значит огонь?

Рассказ учителя

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей.(Слайд 3)

Зачем человеку в современном мире нужен огонь? Перечислите сферы применения его.(приготовление пищи, обжиг керамической плитки, плавка металлов, теплоэлектростанции, изготовление стекла и стройматериалов)… (Слайд 4)

Можно ещё долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и в работе, но нужно помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребёнок. Из 10 пожаров 9 происходят по вине человека, каждый 5-й пожар из-за детской шалости с огнём. Наши пожарные постоянно ведут борьбу с огненным драконом.

Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Как правило дети бояться огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был не так страшен? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом.

Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнём. Я могу предотвратить пожар!»

А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

Игра «Запомни!»

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костёр опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес всегда прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место своё знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землёй

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Надо много потрудиться.

Ты костёр не разжигай

Там, где зреет урожай.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Выключай в квартире газ!

За газом нужен глаз да глаз!

Во избежании всяких бед
Огню на ёлку хода нет!

Пиротехника – опасна,

Хоть и выглядит прекрасно.

Правила безопасного поведения:

Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях:

На доске:

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ.

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

1 . На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2 . Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

3 . Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. (Слайд 14)

Составление правил пожарной безопасности (памятки)

Давайте, определим правила пожарной безопасности

Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Не суши бельё над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома

(лучше это делать со взрослыми).

Подведение итогов. Блиц-опрос.

Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

Классный час

«Огонь-друг, огонь –враг.»

Кл.руководитель: Асанова А.Ш.

«Огонь –друг, огонь-враг».





Просмотров