Исследования в области уголовного права, касающихся института необходимой обороны. Основные институты общей части уголовного права зарубежных стран Уголовно правовые институты виды

УДК 340.112:343.2

Страницы в журнале: 8-16

М.С. ЖУК,

кандидат юридических наук, докторант кафедры уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права юридического факультета Кубанского государственного университета [email protected]

Анализируется внутреннее строение институтов уголовного права через призму образующих их структурных элементов. На базе проведенного исследования предлагается модель композиционного построения институтов уголовного права.

Ключевые слова: институт уголовного права, внутреннее строение, структура, элементный состав, идеи, нормы, правоотношения.

Institutions of Criminal Law: Internal Structure and Elementary Composition

Zhuk M.

Тhis article is devoted to the analysis of criminal law institutions internal structure in terms of structural elements that compose it. On the basis of the investigation performed, the model for structural arrangement of criminal law institutions is offered.

Keywords: institution of criminal law, internal structure, structure, elementary composition, ideas, norms, legal relationship.

Вопрос о внутреннем строении и элементном составе институтов уголовного права при всей его теоретической и прикладной значимости недостаточно исследован наукой. Вместе с тем очевидно, что от его адекватного решения во многом зависит и содержательное наполнение уголовного права, и техника его законодательного оформления, и в конечном итоге качество правоприменительной деятельности.

Думается, что в основе решения данного вопроса должны лежать положения, выработанные общей теорией права. Однако обращение к соответствующим источникам показывает, что проблемы структурирования правовых институтов исследуются поверхностно или вообще остаются белым пятном. Традиционно утверждение, что институт права состоит из правовых норм. Особенно четко эта позиция сформулирована Д.Е. Петровым, который указывает, что «в структуре правового института неразличимы иные правовые образования, кроме юридических норм». В ряде случаев исследователи стремятся дать видовую характеристику норм, составляющих правовой институт. Так, В.И. Гойман полагает, что институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

Подобные утверждения могут служить лишь исходной точкой в познании внутреннего строения институтов уголовного права. Они указывают, как представляется, далеко не все элементы структуры правового института и, кроме того, акцентируют внимание только на элементном составе, игнорируя то обстоятельство, что, будучи системным образованием, институт права предполагает наличие целого ряда взаимосвязей между образующими его компонентами. Последнее обстоятельство удачно подмечено С.С. Алексеевым, который пишет, что «структура правового института, как и всех других общностей, характеризуется не только определенным строением, дифференцированностью нормативного материала, но и интегрированностью, своим законом связи элементов… выражающим системную целостность, стойкую композицию элементов».

Приступая к анализу внутреннего строения уголовно-правового института, важно отметить, что приведенные выше общетеоретические представления несут отпечаток нормативистского правопонимания, что, как представляется, заслуживает критической оценки. Если следовать разделяемой нами позиции, согласно которой право есть единство идей, норм и реальных отношений, то структура уголовно-правового института должна быть пересмотрена.

На первое место в ней должны быть поставлены определенные идеи или принципы, исходя из которых в пределах правового института осуществляется нормативное регулирование соответствующей группы общественных отношений. О необходимости выделения принципов институтов уголовного права в науке речь шла уже давно. В частности, более тридцати лет назад М.И. Бажанов писал, что «вполне правомерно говорить не только о принципах уголовного права в целом… но и о принципах отдельных институтов уголовного права». Однако к детальной разработке данного явления уголовно-правовая наука так и не приступила. Это находит отражение и в профессиональном правопонимании. Только 38% опрошенных в процессе исследования респондентов согласились с тем, что в уголовном праве, наряду с его общеотраслевыми принципами, функционируют принципы отдельных уголовно-правовых институтов.

В литературе последнего времени системе принципов уголовного права в целом уделяется достойное внимание. При всех, порой существенных, отличиях они определяются обычно как наиболее общие, фундаментальные начала, исходные требования к процессу уголовно-правового регулирования - содержанию и системе уголовно-правовых норм, практике их конструирования и реализации. Разделяется большинством специалистов и мнение о том, что не все и не в полном объеме принципы уголовного права отражаются в уголовном законодательстве. Эта мысль была четко сформулирована Н.А. Беляевым, который в системе уголовно-правовых принципов, представляющих собой обусловленные социальными отношениями и отраженные в правосознании идеи уголовно-правового противодействия преступности, выделил особую группу положений, закрепленных в уголовном законодательстве, названную им «собственно принципами уголовного права».

Данные положения приобретают важное методологическое значение в познании принципов уголовно-правовых институтов. Само понятие «принципы института уголовного права» в науке четко не сформулировано, хотя достаточно активно используется применительно к отдельным отраслевым институтам, и прежде всего к институту уголовного наказания. Вместе с тем особых проблем с определением этого понятия быть не должно. Принципы институтов уголовного законодательства - менее емкое по объему образование, нежели принципы уголовного права, и находятся с ними в отношениях подчинения. Они оказывают более детальное и конкретное воздействие на относительно самостоятельную совокупность общественных отношений, являющуюся предметом регулирования правового института, и представляют собой основные идеи и требования, которые лежат в основе его создания и применения.

Важно подчеркнуть, что нормативное закрепление принципов отдельных правовых институтов - скорее исключение, чем правило. С.С. Алексеев в этой связи отмечает, что лишь в достаточно развитой области права, отличающейся высоким уровнем кодификации и нормативных обобщений, правовые институты «возглавляются» нормами-принципами, сформулированными прямо в тексте нормативных актов. Так как в тексте Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) принципы отдельных институтов уголовного права чаще всего не находят самостоятельного закрепления, их вычленение, формулировка и уяснение предполагают обязательное обращение к господствующей форме правосознания и постулатам уголовно-правовой доктрины.

Такое обращение необходимо не только в процессе применения уголовно-правовых норм, но и - что в последнее время приобретает особую значимость - в процессе их создания. Современные научные исследования выявили массу случаев несоблюдения законодателем принципиальных уголовно-правовых требований при криминализации и пенализации отдельных деяний. Здесь и нормы об ответственности за организацию экстремистского сообщества, не согласованные с исходными положениями института соучастия в преступлении и института неоконченного преступления, и криминализация преступлений, сопряженных с иными посягательствами, находящаяся в противоречии с положениями института множественности преступлений, и противоречивая уголовно-правовая оценка состояния опьянения в ст. 23 и 264 УК РФ, и т. д. В ряду множества иных причин возникновения подобной ситуации не последнее место, на наш взгляд, занимает проблема неразработанности системы принципов отдельных институтов уголовного права. Решить ее в рамках настоящего исследования ввиду его ограниченности и направленности на изучение несколько иных, более общих проблем конструирования и развития уголовно-правовых институтов, не представляется возможным. Однако признание в теории мысли о том, что институт уголовного права, помимо собственно нормативной материи, включает в себя еще и некоторые исходные принципиальные положения, не всегда отраженные в тексте нормативного правового акта, способно внести свои коррективы в содержание последующих научных работ, а через них, возможно, и в практику реализации уголовной политики государства.

Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Уголовно-правовые отношения – это регулируемые законом общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством. К объектам уголовно-правовых отношений принадлежат ценности общества : личность ее права и свободы; собственность; общественный порядок и общественная безопасность; окружающая среда; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества. Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются лица, совершившие преступные деяния , игосударство в лице правоохранительных органов и суда. Одна из особенностей УК РФ в том, что он выступает единственным источником уголовного права. В Особенной части Кодекса отдельные виды преступлений квалифицированы по различным группам: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества. Другая особенность УК РФ - по форме он является Федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию России, включая сушу, территориальные воды, воздушное пространство. По общему правилу за преступления, совершенные на территории России, несут ответственность граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Следующая особенность УК РФ в том, что по виду систематизации он относится к кодексу, включающему обширную совокупность норм, которые объединяются в группы - институты. Важнейшими институтами уголовного права являются преступление, необходимая оборона, наказание и др.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Итак, преступление всегда деяние (действие или бездействие ). Признаками преступления, как следует из определения, являются также общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность - это существенный вред или угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. Общественная опасность - главный признак преступления, позволяющий отличать его от других правонарушений.

Противоправность означает, что только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ. Деяние признается преступлением, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосто-рожности. Эти уже известные вам формы вины имеют разновидности: умысел - прямой и косвенный и неосторожность - легкомыслие и небрежность. Наказуемость как признак преступления означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание. Необходимая оборона - это правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападавшему. Согласно статье 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами. Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Поэтому в определении говорится о правомерной необходимой обороне. Каковы же условия ее правомерности? Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства, причем оно должно быть реальным, а не мнимым. Во-вторых, вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение. Если пострадают другие люди, то содеянное может рассматриваться как умышленное или неосторожное преступление. В-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Правовым последствием преступления является, как вы уже знаете, уголовная ответственность . Суть ее в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, во-вторых, наказывает его. Уголовное наказание - это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Цель наказания не в том, чтобы унизить человеческое достоинство, причинить физические страдания осужденному, а в том, чтобы исправить и перевоспитать его, восстановить социальную справедливость. При установлении наказания учитывается множество факторов. В числе смягчающих обстоятельств - явка с повинной, содействие раскрытию преступления и другие, а отягчающих - неоднократность преступлений, совершение преступления в группе лиц, т. е. соучастников , и пр. УК РФ содержит главу «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.

По общему правилу несовершеннолетние несут уголовную ответственность с 16 лет. Однако в Уголовном кодексе названы отдельные преступления, за которые ответственность наступает с 14 лет. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятся тяжкие преступления против личности : умышленное убийство или причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Вторую группу составляют имущественные преступления : кража, грабеж, разбой, вымогательство, завладение транспортным средством без цели хищения. Третья группа - преступления против общественной безопасности и общественного порядка : терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, захват заложника, приведение в негодность транспортных средств, хищение наркотических средств, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.

Несовершеннолетним может быть назначено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком не свыше 10 лет (исключена смертная казнь и пожизненное лишение свободы) либо к ним могут быть применены меры воспитательного воздействия .

К мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение; передача под надзор родителей либо специализированного государственного органа; возложение обя-занности загладить причиненный вред. Более строгой мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению. Суть ее - запрещение посещать определенные места (например, дискотеки), отсутствовать дома после определенного времени суток (скажем, с 21 часа до 6 часов), выезжать в другую местность и пр.

В случае неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия она отменяется, и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.

Институт права - это система норм права, регулирующих общественные от-ношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.

Если юридическая норма - «исходный элемент», «живая» клеточка правовой материи, то институт права представляет собой «первичную правовую общность». Они регулируют определённый вид общественных отношений.

Институт права - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обла-дают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопро-сов.

Признаки институтов права:

1. Представляет собой систему норм права.

2. Является частью, структурным элементом отрасли права.

3. Носит объективный характер, т.е. складывается в связи с развитием общественных отношений, а не по субъективному усмотрению законодателя.

4. Характеризуется целостностью, внутренним единством.

5. Направлен на регулирование определённого вида общественных отношений, другими словами, ему свойственна однородность фактического содержания и юридическое единство (данный комплекс норм достаточен для установления правового режима соответствующего вида отношений).

6. Обладает относительной автономией, т.е. подчиняясь общим принципам и положениям отрасли права, отражает специфику того или иного вида общественных отношений, относящегося к предмету соответствующей отрасли права).

7. Формальная обособленность, т.е. нормы института закрепляются в виде отдельных глав НПА или самостоятельных НПА.

Примеры институтов права:

В уголовном праве - институт необходимой обороны, ин-ститут крайней необходимости, невменяемости, институт преступлений против личности;

В гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, институт представительства;

В конституционном праве - институт гражданства, институт Президента, институт прав и свобод человека и гражданина;

В административном праве - институт должностного лица, институт государственной службы, институт административной ответственности;

В трудовом праве - инсти-тут приёма на работу, институт увольнения, дисциплинарной ответственности, институт перевода на другую работу, институт трудовых споров и т.д.

Классификация институтов права:

1. По отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифферен-циации.

2. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные институты права. Хотя в данном случае скорее можно говорить о материальных и процессуальных нормах, составляющих тот или иной институт права. Например, институт брака, институт жалоб, институт представительства имеют и материальную и процессуальную сторону. К материальным институтам относят: институт подряда, институт преступления, институт прав и свобод человека и др. К процессуальным институтам относят: институт возбуждения уголовного дела, институт обжалования решения суда, институт регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и др.


3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (напр., институт гражданства, институт уголовной ответственности), а межотраслевой - из норм двух и более отраслей (напр., институт государственной собственности, институт опеки и попечительства, институт возмещения вреда).

4. Простые и сложные (или комплексные). Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. К ним институт залога, институт поручения, институт исковой давности, институт амнистии, институт помилования, институт мониторинга земель, институт судебных извещений и др. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоя-тельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в граждан-ском праве включает в себя субинституты заключения договора, ответственности. К сложным институтам также относят институт брака в семейном праве, институт Президента в конституционном праве, институт опеки и попечительства в семейном праве, институт купли-продажи, аренды, ипотеки в гражданском праве и др.

5. Регуля-тивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные институты на-правлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, опреде-ляют положение (статус) тех или иных органов, организации, должностных лиц, а также гра-ждан (характерны для конституционного и административного права).

Институты помогают отразить объединение и дифференциацию норм права, их внутренние взаимосвязи, лучше ориентироваться в правовом материале. Представляют собой своего рода минисистему, входящую в качестве элемента в состав отрасли. Институт может отражать степень развитости и урегулированности отдельных групп (сфер) общественных отношений. Со временем (при их развитии) может перерасти в отдельную отрасль права. Может отражать взаимосвязи отдельных отраслей права.

Система уголовного права – совокупность норм, базирующихся на юридических принципах, в соответствии с которыми деяние определяется как правонарушение, а также которые определяют приемлемую меру наказания за совершённый проступок. Это одна из важнейших составляющих юриспруденции. Как и любая иная система, она состоит из ряда разделов, которые включают в себя институты. Институт уголовного права – более узкая совокупность юридических норм.

Каждая страна современного мира обладает своим сводом правил, которые регулируют меры наказания за различные правонарушения. К примеру, в странах Востока они базируются на «адате». Данный термин связан с понятием «обычай», то есть в мусульманском мире закон складывается на базе традиций, принятых в обществе. В странах Европы, в том числе в Российской Федерации, связанные с правонарушениями правила являются основой законодательства, действующего для всех граждан в равной степени.

Право – особенная отрасль, требующая комплексного подхода к изучению. В рамках таких теоретических и прикладных наук, как обществознание, правоведение и криминология, учёные и студенты старших курсов пытаются исследовать основные взаимосвязи прав и обязанностей, выявить основные характеристики имеющихся правовых систем, создать системы и схемы законодательств.

Система права представляет собой одну из важнейших отраслей законодательства на сегодняшний день. Данный вид права регулирует криминальную сторону существования общества: он определяет, кто прав, а кто виновен в совершении тяжких деяний в соответствии с принятым в государстве законом.

Множество русских вузов посвящают свою деятельность и исследования изучению правовых систем, в том числе уголовной. Так Московский государственный юридический университет (МГЮА) в числе своих подразделений имеет кафедру, на которой проводятся научные исследования в области данного вида права, и куда поступают и граждане России и студенты-участники программ международного обмена.

Система и институты уголовного права изучаются и совершенствуются на высоком уровне в данный период времени во всех странах мира.

Действующая в России система состоит из двух частей:

  • общей части;
  • особенной части.

Обе части законодательства состоят из институтов права – небольших классов норм, которые регулируют более узкие отрасли. Они же, в свою очередь, делятся на подинституты, которые регулируют ещё более узкие отрасли. В обеих частях систематизируются и классифицируются основные и наиболее важные принципы, понятия и концепции уголовного законодательства.

Общая часть системы

Основной задачей и идеей общей части системы является обобщение основных принципов законодательства и уголовного процесса.

В этой части изложены:

  1. Общие особенности, принципы и порядки.
  2. Предмет права, методы рассмотрения дел, основные концепции данной отрасли.
  3. Основные понятия (преступление и преступник, ответственность, суд и судимость, присяжные, амнистия и пр.).
  4. Принципы процессуального характера (возраст уголовной ответственности, соучастие, вменяемость, присуждение наказания и санкций, исправительные меры, медицинские меры и пр.).
  5. Основные цели и задачи присуждаемой меры наказания.
  6. Условия и принципы, на основании которых предполагаемый преступник может избежать ответственности и наказания за деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Общая часть разделена на 15 глав, каждая из которых включает в себя различные группы общих принципов уголовно-правовой системы.

Особенная часть системы

Необходимость создания некой системы преступлений возникла достаточно давно: попытки описать систему преступлений были предприняты ещё на Руси. Современная система правонарушений, изложенная в данной части Уголовного кодекса, схожа с Соборным Уложением, которое было образовано на Руси в 17 веке. В те времена преступления, связанные с религиозными убеждениями, были наиболее серьёзными. Поэтому в Уложении они находились на первом месте. В современном законодательстве на первом месте находятся преступления против личности: те, которые могут уничтожать его права и свободу.

Соборное Уложение стало источником и основой современной особенной части Уголовного законодательства.

Важной задачей данной части уголовного права в РФ является защита прав граждан в сфере уголовного законодательства, а также справедливость по отношению к каждому виновнику или потерпевшему.

Все нормы, объединённые в особенной части, разделены на 6 разделов. В них объединены 19 глав, каждая из которых сконцентрирована на определённой группе правонарушений.

В этих главах речь идёт о следующих классах преступлений:

  • преступления, касающиеся личности индивида, его здоровья, жизни и безопасности;
  • преступления, связанные с посягательством на честь, свободу и права личности;
  • правонарушения в области экономической деятельности;
  • злодеяния, связанные с кражей, порчей и уничтожением имущества и собственности индивида;
  • деятельность, являющаяся посягательством на интересы предприятий, государственных структур, а также на общественную безопасность.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т. д. Все институты функционируют в тесной взаим

освязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т. д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные),

Термин «институт» очень часто употребляется в литературе и в печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении – как конкретное нормативное установление государства, закона, т. е. как правовой институт.

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Норма права: понятие, признаки, содержание

под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая Эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих И социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Структура нормы права

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Во-первых, названная структура - идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.



Просмотров