Исследование преступности несовершеннолетних. "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков" А) Анкетирование на тему: преступность и политика

Анкетирование - один из наиболее распространенных и эф­фективных методов сбора первичной социологической и статисти­ческой информации. Анкетирование по сравнению с беседой и ин­тервьюированием представляет собой как бы следующую ступень ещё более жестко запрограммированного опроса.

Анкетирование позволяет представлять, в определенной мере, реальное положение дел в сфере борьбы с преступностью, которое не отражается в официальной отчетности. Социологическое изу­чение латентной преступности и виктимизации населения дает ог­ромный статистический материал, позволяющий на количествен­ном уровне изучать криминологические реалии, причины недове­рия граждан к органам правоохраны и их низкий престиж в общественном мнении. Подобные изучения можно проводить на любом уровне (в стране, в субъекте Федерации, городе, районе, на предприятии). Опрос о скрываемой преступности может прово­диться среди сотрудников милиции, прокуратуры и других орга-П1Н1 системы уголовной юстиции, а также среди лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

Анкетный метод в криминологии по сравнению с другими формами опроса имеет ряд преимуществ. Он позволяет: 1) произвести исследования достаточно больших групп граждан, должностных ним, или правонарушителей в короткий срок и с наименьшей затратой сил и средств; 2) максимально формализовать опрос, обес­печив достаточную сопоставимость данных, их статистическую обработку и анализ, в том числе и на ЭВМ; 3) соблюсти анонимность "гнетов, способствующую выявлению действительного мнения респондентов. К недостаткам этого метода относятся: 1) жесткая определенность вопросов, не позволяющих в конкретных случаях углубить опрос; 2) невозвращение опрашиваемыми значительной чисти анкет и наличие в них ошибок и неточностей; 3) возмож­ность взаимных влияний на мнение опрашиваемых при организационных опросах в учебных и трудовых коллективах. Главным же недостатком анкетирования, как и иных форм опроса, является Объективный характер получаемых сведений. Поэтому оценка их достоверности возможна лишь на основе критического подхода и сопоставления со статистическими и иными объективными показателями.

9.Метод интервью в криминологии.

Интервью представляет собой туже целенаправленную беседу, ведущуюся по строго разработанным вопросам. Грань между и интервью и беседой как формами изучения общественного мнения условна. Интервью в отличие от беседы скоротечно, более жестки запрограммировано и содержит ограниченное число вопросом. Этот вид опроса позволяет в короткий срок охватить большие контингенты опрашиваемых и получить относительно сопоставимые результаты для последующего обобщения и анализа. Интервью делят на несколько видов: а) свободное, б) стандартизированное, в) панельное, г) групповое.

Свободное интервью - упрощенный вариант направленной бе­седы, где опрашиваемому предлагается круг вопросов, в плане которых он ведет свободный рассказ, уточняемый исследователем. Стандартизированное (формальное) интервью предполагает строго сформулированные вопросы, задаваемые по возможности в одинаковой форме. Ответы на них желательно фиксировать в виде одного из предусмотренных вариантов: выразить словами «да», «нет», записать в балльной (1, 2, 3 и т.д.) или знаковой (Н-) сие теме. Такие ответы позволяют быстро записать их и получить хорошо сопоставимые результаты для обобщения и анализа общественного мнения значительного количества лиц. Панельное интервью представляет собой неоднократное его проведение с одними и теми же лицами (или одним и тем же контингентом лиц) черен определенные промежутки времени в целях установления динамики их взглядов и мнений. Данный вид интервью может быть использован, например, при изучении правосознания осужденных к лишению свободы и другим видам уголовного наказания до отбытия наказания и после освобождения от него. При групповом интервью исследователь получает мнение группы, которое не всегда выражает мнение большинства. Этот вид интервью может ис­пользоваться для криминологического изучения мнений формальных

и неформальных групп, но он мало пригоден для выявления индивидуальных взглядов и ориентации.

С 8 по 11 классы было проведено анкетирование на тему «подростковые правонарушения». Анкета. 5.Как решить проблему подросткового правонарушения? 3.Кто, по вашему мнению, чаще совершает правонарушения? а) дети из неблагополучных семей; б) дети «группы риска»; в) другие; 4. Бывают ли ситуации, когда вы хотите совершить правонарушение? а) да; б) иногда; в) нет; 2. В чем причина роста правонарушений: а) недостаточный контроль родителей; б) влияние окружающей среды; в)другое; Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних: а)отрицательно; б) положительно; в) сомневаюсь ответить;

Слайд 6 из презентации ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 1380 КБ.

Скачать презентацию

Правонарушения несовершеннолетних

«Правонарушения подростков» - Социальный контроль за девиантным поведением. Мотивация подростков. Второй аспект. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.

«Правонарушения в школе» - Воспитательная работа. Внутришкольный учет. Свободное время. Тема педагогического совета. Дополнительное образование во внеурочное время. Учащиеся, состоящие на учете в ОМ №5. 9 детских объединений на базе школы: 189 учащихся (40%). Управление деятельностью по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

«Правонарушения среди подростков» - Преступления против собственности. Вымогательство. Осмысление. Статьи УК РФ. Период. Знания по обсуждаемой проблеме. Хозяин. Срок от пяти до десяти лет. Помещение. Правонарушения. Кража. Грабеж. Преступление против собственности. Осмысление полученной информации. Не дай втянуть себя в преступление. Нападение в целях хищения чужого имущества.

«Несовершеннолетние правонарушители» - Нарушения прав несовершеннолетних правонарушителей. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Причины детской преступности. Понятие ювенальной юстиции. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей. Обеспечение наилучших интересов ребенка. Несовершеннолетние правонарушители -. Уголовная и ювенальная юстиция.

«Правонарушения несовершеннолетних» - Статья 11. Антиобщественные действия. Вступление в силу настоящего Закона. Статья 13. Учебное время. Информационное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Спасём детей – сохраним себя! Статья 2. Понятия, используемые в рамках настоящего закона. Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Пол мужской 121 чел. 33.8% женский 237 чел. 66,2% Всего принято участие в анкетировании: 358 чел. Факультет Всего М % Ж % Юридический 167 65 39 102 61 Экономический 191 56 29,3 135 70,7 Психологии Колледж 1 Исследование проводилось в сентябре - декабре 2000 г. Н. П. Мелешко. 1. Чем в большей степени Вы занимаете свой день, кроме

основного занятия: Чел. % - развлечения 116 32,4 - учеба в других учебных заведениях 8 2,2 - занятия спортом 93 25,9 - проводите время в компании людей со взаимными интересами 161 45 - работаете 74 20,7 - другое 53 14,8 2. Вы проявляете гражданско-политическую активность: - нет, так как есть более важные дела 11 5 - нет, так как нет доверия к политикам 32 8,9 - считаю бесполезным проявление такого рода активности 15 4,2 - да» веду активную социально-политическую деятельность, (в общественных организациях, в учебных заведениях и т.д.) 22 6,1 - интересуюсь, но не принимаю участия 239 64 - отношусь равнодушно 46 12,8 3. Ваше отношение к религии, как к одной из основ правосознания молодежи: - Вы верующий человек 215 60 - испытываете желание стать верующим 13 3,6 - не считаете правильным верить, но допускаете, что с Вами это возможно 52 14,5 - не веруете 46 12,8 - иное 32 8,9 4. Какую религию Вы исповедуете: - христианство 308 86 - ислам 6 1,7 - буддизм 4 1,1 - иное вероисповедание 19 53 5. Как Вы оцениваете состояние преступности в стране: - растет преступность в целом 234 65,4 - растет преступность несовершеннолетних 97 27 - растет экономическая преступность 100 27,9 - растет криминальная преступность 74 20,6 - стабильна 13 3,6 - снижается в целом 1 0,3 - снижаются отдельные преступления 11 5 6. Ваше отношение к наркомании: - я общаюсь с наркоманами, но не употребляю 38 10,6 - употребляю систематически 3 0,8 - употребляю крайне редко 8 2,2 - только пробовал(а) 21 5,9 - отношусь крайне отрицательно 232 64,8 - абсолютно равнодушна (ен) 59 16,5 - Вы курите 110 30,7 - Вы употребляете алкоголь 178 49,7 7. Какие из ниже перечисленных видов преступлений и социальных факторов: Чел. -% Чел. - % 1) нагнетают криминальную обстановку в стране 1 2 2) прямо или косвенно касались Вас в повседневной жизни Распространение коррупции 250 - 19,8 60 - 16,7 Распространение норм и ценностей криминальной среды 148 - 41,3 57 - 15,9 Возникновение транснациональной преступности 133 - 37,1 16 - 4,5 Высокие темпы имущественного расслоения общества 149 - 41,6 88 - 24,6 Распространение наркотиков и легализация наркотических средств 219 - 61,1 57 - 15,9 Бесконтрольное расхищение национальных богатств России 204 - 57 29 - 8 Легализация «теневой» экономики 155 - 43,3 31 - 9,2 Неэффективность существующих подходов в сфере борьбы с преступностью 171 - 47,7 60 - 16,7 Облегченная возможность приобретения оружия 174 _ 48,6 37 - 10,3 Жестокость и сексуальная распущенность, распространение сектанства и мистицизм 170 - 47,5 49 - 13,7 Распространение проституции и легализация интимных услуг 124 - 34,6 38 - 10,6 Распространение порнографии 102 - 28,5 33 - 9,2 8. Допускаете ли Вы, что лицо, совершившее одно из перечисленных преступлений (отметить, какое именно), может стать вашим другом (1) или членом семьи (2) 1 2 Тяжкое телесное повреждение, убийство 24 - 6,7 10 - 2,8 Тяжкое преступление на сексуальной почве, изнасилование 4-1,1 1-0,3 Кража (бытовая, карманная) 75 - 20,9 28 - 7,8 Нападение с целью завладения имуществом 17 - 4,7 6-1,7 Преступления в финансовой сфере, нарушение правил совершения валютных операций, контрабанда 132 - 36,9 78 - 21,8 Уклонение от уплаты налогов 261 - 72,9 203 - 56,7 Взяточничество и иные должностные преступления 104 - 29 57 - 15,9 Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков 24 - 6,7 5-1,4 Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия 43-12 10-зд Терроризм,бандитизм 20 - 5,6 9-2,5 9.

Мотивы, по которым Вы могли бы решиться на уклонение от налогов: Политическая карьера 39 10,9 Экономическая самостоятельность 91 25,4 Обеспеченность, наслаждение красивой жизнью 70 19,5 Открытие своего дела, занятие серьезным бизнесом 218 60,9 Благополучие близких 215 60 Боязнь нищеты 95 26,5 10. Вы допускаете совершение ниже перечисленных преступлений (отметьте, каких): Своим микроокружением (соседом, друзьями, начальником, членом семьи) Лично, при определенных обстоятельствах Тяжкие телесные повреждения, убийство 31-8,6 46-12,8 Преступления в финансовой сфере 138-36,5 107-29,9 Уклонение от уплаты налогов 241-67,3 193-53,9 Взяточничество 138-38,5 77-21,5 11. Пожелания. Вы хотели бы осуществления новых молодежных программ, мероприятий и услуг в институте, городе? Укажите каких. СПРАВКА

анкетирования студентов

Всего проанкетировано 358 студентов, из них мужчин - 121, женщин - 237 или 66,2%.

Юридический ф-т - 167, (м-65, ж-102-61%)

Экономический ф-т - 191 (м-56, ж-135-70,7%) 2)

Экономисты более активны в развлечениях, юристы - в занятиях спортом, трудовой деятельностью. 2.

Гражданско-политическая активность. 2.1.

2.2, 2.3. Не проявляют - 58, или 6,2% (ю-25-14,9%; э-33-17,3%) 2.4.

Активно проявляют - 22, или 6,1% (ю-14, э-8) 2.5.

Интересуются, но не принимают участия - 229, или 64% (ю-123-48,5%э-116-42,4%) 2.6.

Относятся равнодушно - 46, или 12,8 (ю-9, э-37)

Выводы: Крайне низкая гражданско-политическая активность

молодежи - 6,1%; отрицательная - 16,2%, равнодушны - 12,8%, только интересуются - 64%. 3.

Отношение к религии. 3.1.

Верующих - 215, или 60% (ю-109-65,3%, э-106-55,5%) 3.2.

Желают стать верующими - 13, или 3,6% (ю-6, э-7) 3.3.

Допускают возможность религии - 52, или 14,5% (ю-22, э-30) 3.4.

Не веруют - 46, или 12,8% (ю-20, э-26) 4.

Исповедуют какую-либо религию 292, или 81,6%. 4.1.

Христианство - 263, или 73,5% 4.2.

Ислам - 6, или 1,7% 4.3.

Буддизм - 4, или 1,1% 4.4.

Иные верования - 19, или 5,3%

Выводы: Верующих и исповедующих какую-либо религию большинство - 81%, неверующих только 12,8%. Основная религия - христианство - 73,5%. 5.

Отношение студентов к преступности. 5.1.

Считают, что преступность растет в целом - 234, или 65,4%; Что растет преступность несовершеннолетних - только 27%, что Растет экономическая преступность - 27,9%, что преступность снижается, думают только 5,3%.

Вывод: Студенты не верят, что преступность растет, то есть общественная опасность поведения несовершеннолетних в сфере эко номики, многие явления в этой сфере жизни нашего общества они считают непреступными.

б.Отношение к наркомании. 6.1.

Общаются с наркоманами - 38, или 10,6% (ю-19, э-19) 6.2.

Употребляют наркотики систематически - 3, или 0,8% (ю-1, э-2) 6.3.

Употребляют редко - 8, или 2,2% (ю-3, э-5) 6.4.

Только пробовали - 21, или 5,9% (ю-7, э-14) 6.5.

Крайне отрицательно относятся к наркомании большинство студентов - 232, или 64,8% (ю-119, э-113) 6.6.

Равнодушны - 59, или 16,5% (ю-21, э-38).

Выводы: Употребляют наркотики - 8,9%, общаются с наркоманами, значит, не противодействуют им - 10,6%, относятся равнодушно к ним 16,5%, то есть благоприятная для наркотизма среда - 36%, отрицательная - 64%. 7.

Считают, что нагнетают криминальную обстановку в стране следующие преступления: 7.1.

Коррупция - 69,8% 7.2.

Распространение криминальной субкультуры - 41,3% 7.3.

Транснациональная преступность - 37,1% 7.4.

Имущественное расслоение общества - 41,6% 7.5.

Легализация и распространение наркотиков - 61,1% (что практически совпадает с отрицательным отношением к наркотикам - 64%) 7.6.

Расхищение национальных богатств - 57% 7.7.

Легализация теневой экономики - 43,3% 7.8.

Неэффективность борьбы с преступностью - 47,7% 7.9.

Свободный оборот оружия - 48,6% 7.10.

Сексуальная распущенность - 47,5% 7.11.

Легализация интимных услуг, проституция - 34,6% 7.12.

Распространение порнографии - 28,5%

Прямо или косвенно в повседневной жизни студентов касались следующие преступления:

Коррупция - 60, или 16,7%; транснациональная преступность - 16, или 4,5%; наркотизм - 57, или 15,9%; теневая экономи ка - 33, или 9,2%; приобретение оружия - 37, или 10,3%; сексуальная распущенность - 49, или 13,7%; легализация интимных услуг - 38, или 10,6%; порнография - 33, или 9,2%; распространение криминальной субкультуры - 57, или 15,9%; имущественное расслоение общества - 88, или 24,6%; расхищение национальных богатств - 29, или 8%; неэффективная правоохранительная деятельность - 60, или 16,7%.

Вывод: Наиболее частые контакты студентов с имущественным расслоением общества - 24,6%, неэффективностью правоохранительной деятельности и коррупцией - 16,7%, наркотизмом и распространением субкультуры - 15,9%. 8.

Как студенты относятся к конкретным преступлениям и преступности? Допускают ли они, что лицо, совершившее преступление, может стать их другом или членом их семьи? лицо, виновное в может стать другом может стать членом семьи убийстве, причинении тяжкого вреда здоровью 6,7% 2,8% сексуальных преступлениях, изнасилованиях 1,1 0,3 наркотизме 4,2 5,6 обороте оружия 7,8 1,7 терроризме, бандитизме 2,9 1,4 грабеже, разбое 4,7 1,7 краже (бытовой, карманной) 20,9 7,8 преступлениях в финансовой сфере, контрабанде 36,9 21,8 уклонении от уплаты налогов 72,9 56,7 взяточничестве, должностных преступлениях 22 12 Выводы: К насильственным преступлениям большинство студентов относится отрицательно: только 4,5% (в среднем) водили бы дружбу с этими лицами, 2,3% приняли бы их в качестве членов семьи, 43,6% в среднем дружили бы с преступниками, совершившими корыстные преступления, и 28,7% приняли бы их в качестве членов семьи.

Какие преступления могли бы сами студенты совершить? Взяточничество - 60, или 16,7% (ю-14, э-46)

Уклонение от уплаты налогов - 152, или 42,4% (ю-51, э-101)

В финансовой сфере - 74, или 20,7% (ю-22, э-52)

Тяжкие телесные повреждения, убийство - 36, или 10% (ю-10, э-26)

Допускают совершение своими близкими преступлений:

В налоговой сфере - 56,7%, в финансовой сфере - 30,2%, взяточничества - 31,3%, тяжкие телесные повреждения и убийства - 6,4%.

Таким образом, потенциально криминальные настроения наблюдаются у студентов в сфере финансовой - у 25,5%, в налоговой сфере - у 45,6%, в сфере управления (взяточничество) - у 24%, в насильственной - у 8,2%. 9.

В связи с «лояльным» отношением студентов к налоговым преступлениям было установлено, что они могли бы совершить эти преступления по следующим мотивам: -

для собственного занятия бизнесом - 60,9% (ю-89, э-129) -

для благополучия близких - 60% (ю-100, э-115) -

боязнь нищеты - 26,5% (ю-40, э-55) -

экономическая самостоятельность - 25,4% (ю-39, э-52) -

обеспеченности - 19,5% (ю-28, э-42) -

политическая карьера - 10,9% (ю-16, э-23)

Вывод: Около 60% студентов могут совершить преступление в экономической сфере по мотивам благополучия собственного, близких, занятия бизнесом, боязни нищеты, т. е. корыстным мотивам, и для обеспечения политической карьеры - почти 11%, что свидетельствует о значительной (пока только теоретической) криминализации нашего общества.201

Еще по теме 2.4.1. Социологический опрос по поводу состояния преступности и социально-правовых проблем современности, проведенный среди студентов ИУБиП в рамках изучения правосознания молодежи:

  1. 2.4. Изучение правосознания молодежи как одна из форм социального контроля деликтного поведения
  2. Формирование правового сознания студентов как наиболее значимой социальной структуры молодежи
  3. 2.4.2. Коррупция глазами студентов-юристов. Опрос (интервью) как форма социального контроля
  4. 9.1 Структура внутренних и внешних факторов влияния на поведение потребителей и возможности их изучения социологическими и социально-психологическими методами
  5. Современное состояние этничности марийского населения Башкортостана. Отражение проблем сохранения и развития национального языка и культуры в деятельности марийского общественного движения

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Этапы работы

Мониторинг учащихся старших классов по проблемам отклоняющегося поведения, опрос детей и учителей. Разработка инструментария исследования. Подготовка выборки для опроса учащихся и педагогов. Проведение опроса учащихся, педагогов, родителей. Применение программы для компьютерной обработки статистических данных и последовательного анализа полученных результатов. Анализ материалов исследования и описание полученных результатов.

Создание дифференциальной модели программы профилактики потребления психоактивных веществ подростками - учащимися с учетом состояния наркологической ситуации в данном учебном заведении по результатам мониторингового обследования учащихся и педагогов.

Разработка и внедрение мероприятий непосредственно для учащихся, педагогов, родителей: работа с группами учащихся по типу бесед, консультаций и т.д., индивидуальная работа.

Разработка и внедрение комплекса мероприятий для контингента лиц, осуществляющих педагогическое воздействие (педагогов, родителей).

Семинары психологов, по проблеме отклоняющегося поведения подростков.

Обеспечение информационно - консультативной помощи педагогам и родителям (по типу «телефона доверия» или «кабинета доверия»).

Систематическое осуществление профилактических мероприятий в рамках представленной программы имеет конечную цель, связанную с выработкой стойкого и осознанного отрицательного отношения к формам отклоняющегося поведения.

В предыдущих разделах были рассмотрены теоретические вопросы проблемы подростковой преступности. Исходя из данной работы для получения эмпирических данных, методом исследования по выявлению отношения подростков к проблеме подростковой преступности был выбран анкетный вопросник.

Задачи анкетирования:

  • 1. Выявить возраст, который, по мнению опрашиваемых, является наиболее уязвимым (рискованным), чтобы стать жертвой преступности.
  • 2. Выявить, по мнению опрашиваемых, причины преступных деяний несовершеннолетних.
  • 3. Выявить осведомленность несовершеннолетних о том, куда следует обращаться человеку, который пострадал от преступных деяний.

Анкета «Направленная на выявление отношений подростков

к проблеме подростковой преступности»

Для получения эмпирических данных было опрошено 100 человек, учащихся общеобразовательной школы №285 г. Москвы и учащихся Московского строительного колледжа.

Возраст испытуемых: 14-16 лет общим числом 61 человек из них 43 мальчика и 18 девочек; 17-18 лет общим числом 39 человек из них 20 юношей и 19 девушек.

Данные анкетирования показали, что проблема подростковой преступности в нашей стране считают очень значимой 49%, значимой - 41%, не значимой - всего 6% испытуемых.

Следовательно, можно сделать вывод, что проблема подростковой преступности в нашей стране, как значимую отметили большинство респондентов.

На вопрос «Чувствуете ли Вы себя защищенным?» - 50% опрошенных ответили «скорее нет, чем да».

Информация по проблеме подростковой преступности безусловно интересует 39%, скорее интересует 40% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство респондентов интересует проблема подростковой преступности, лишь 14% опрошенных отметили данную проблему как не интересуемую.

Источником информации о видах подростковой преступности для 54% опрошенных являются средства массовой информации, для 42% опрошенных - друзья, лишь 4% - родители. Т.е. можно сказать, что родители избегают разговоров на данную тему.

На вопрос «Как часто Ваши сверстники могут столкнуться с преступной деятельностью?» - 25% респондентов ответили «очень часто», 33% - «часто», 22% - «редко», 2% - «никогда».

  • 42% респондентов отметили, что их сверстники сталкивались с нарушением общественного порядка, 20% - с употреблением наркотиков, 3% - с изнасилованием, 14% - с мошенничеством, 14% - с вымогательством, 7% - с другими видами преступной деятельности.
  • 30% опрошенных считают, что проблема преступности может коснуться их и их близких, 34% - опрошенных предполагают такую вероятность, 17% - опрошенных считают, что эта проблема их не коснется. 55% - респондентов считают, что наиболее рискованный возраст, для того чтобы стать жертвой преступного поведения является возраст 14-16 лет, 20% 17 - 18 лет, 2% считают, что этот возраст должен составлять 25-35 лет, 8% - это возраст 12-13 лет, 5% 9-12 лет. Следовательно, можно сделать следующий вывод: подростки отмечают свой возраст, считая его наиболее опасным для того, чтобы стать жертвой преступного поведения. Однако, повзрослев, обладая уже определенными знаниями и опытом, приходят к мнению, что от возраста вероятность стать жертвой преступного поведения не зависит.

При этом потенциальной жертвой, как считают 47% опрошенных, становится человек, который посещает опасные места. 23% респондентов отметили, что жертвой становится тот, кто не может постоять за себя, 20% опрошенных уверены, что это человек, не имеющий определенного занятия в жизни, а 6% - жертва имеет внешне привлекательный вид.

На вопрос: «Куда следует обратиться подростку, пострадавшему в результате преступной деятельности?» 44% - считают, что необходимо обратиться к родителям, 27% - в милицию, 4% - на телефон доверия и 6% - опрошенных ответили, что следует обратиться к психологу. Можно сделать вывод: в сознании подростков сложилось мнение о том, что родители всегда способны при любых обстоятельствах оказывать реальную помощь. Также считают, что помощь могут оказать, если обратиться в милицию. Доверие же к психологу еще в сознании подростков не сформировалось.

По мнению несовершеннолетних преступные деяния совершаются под влиянием алкоголя и наркотиков - 48%, под влиянием сверстников - 30%, под влиянием родителей - 3%, под влиянием экономического положения - 19%. Причинами подростковой преступности 47% опрошенных отмечают употребление алкоголя и наркотиков, 27% - насилие в нашей стране, 10% - влияние старшего поколения, 5% - влияние родителей и 4% - влияние средств массовой информации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Волгоградский институт управления

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему:

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Зейналлы Рафаэль Риза оглы

МОУ СШ № 3

Волгоград 2017г.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения…………………………….....5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………....7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………...….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..…17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……18

ВВЕДЕНИЕ

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Задачи:

    Рассмотреть понятия «правонарушение», «преступление», «проступок», их виды и признаки.

    Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

    Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

    Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

    Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

    Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

    Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

    выражается в действии или бездействии;

    противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

    признается только виновное поведение субъектов права;

    обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

    гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

    трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

    уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

    Административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

    процессуальные.

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

    преступления;

    иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

    в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

    в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

    в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

    духовные и материальные блага;

    общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

    противоправность;

    наказуемость;

    виновность;

    общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

    объект преступления;

    место совершения преступления;

    время совершения преступления ;

    способом совершения преступления ;

    обстановка совершения преступления ;

    орудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив (побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Но большей «уязвимостью» обладают несовершеннолетние, отличающиеся заключается в том, что они имеют неустоявшаяся психику, не сформированную до конца систему ценностей, что делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их ­ родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна «взрослой» жизни – интимные отношения, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).


(МОУ СШ № 3,ш.о. № 2)

В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступление является разновидностью правонарушения и представляет собой виновное противоправное деяние, запрещённое под угрозой наказания.

Преступления совершают все возрастные категории людей, но самое печальное является то, что среди них в категорию правонарушителей попадают несовершеннолетние дети. Поэтому в своей работе была поставлена цель – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетнего связано с возрастными границами (от 14-18 лет). Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

Проводя социологические опросы, анкетирование, мною было выяснено, что самыми распространенными преступления, которые совершают подростки, является кража и разбойное нападение, употребление алкогольных и наркотических веществ и нахождение на улице в темное время суток и т.д. Характер преступления носит групповой аспект.

Самыми распространёнными причинами совершения преступлений является возрастные особенности ребенка, отсутствие родительского контроля и связи «родители - дети», объясняющего современным капиталистическим миром и частой занятостью родителей. Самое страшное, что подростки не осознают наказуемость и последствия совершаемых деяний, ссылаясь на такое понятие, как «юношеский максимализм», «родители отмажут», «я же единственный ребенок в семье».

Гипотеза, поставленная в работе, полностью не подтвердилась. По статистическим данным, преступления совершают все подростки, независимо от материального состояния и воспитание в семье. Отличается только род преступлений, которые они совершают.

Профилактическим мероприятиями по данным социологического опроса является самым актуальным – беседа родителей и учителей с детьми и улучшения досуговой деятельности подростка, особенно спортивной.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в научной работе были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

2. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

3. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.

4. Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

Интернет-ресурсы

1. Н ttp :// domodedovod . ru

2. Н ttp :// www . domodedovo - city . ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Семейное и материальное неблагополучие

Отсутствие или слабый контроль над поведением детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих, разрыв детско-родительских отношений

Отклонения в психике подростков

Уверенность в собственной безнаказанности, безразличное и безответственное отношение к последствиям своих поступков

Употребление алкогольных и наркотических средств

Незанятость подростков

СМИ, Интернет, телевидение

Таблица № 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними по Волгоградской области

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Беседы родителей и детей

Проведение классных часов и мероприятий по формированию правовой культуры в школе

Улучшение досуга

Пропаганда здорового образа жизни

Повышение экономической отсталости России в целом

Духовно-нравственная воспитание



Просмотров