Испытание лестниц. Испытания ПТВ


Весь пожарно-технический арсенал, а также форменная одежда пожарных и необходимое снаряжение, которое закреплено за составом пожарной охраны, должны не только гарантировать безопасность пожарников при работе и оберегать их здоровье, но и соответствовать нормам, установленным в ГОСТ и ТУ. Применение в ненадлежащем состоянии запрещено, а годность определяется в ходе техобслуживания, испытаний и при передаче следующему караулу.

Разновидность, временные периоды и списки базовых операций техобслуживания и испытаний утверждены Наставлениями по применению пожарной техники и, в том числе, мануалами производителей. Все эти операции осуществляются, чтобы гарантировать постоянную готовность к безопасному использованию, предупредить поломки, своевременно обнаружить и устранить их.

Особенности испытаний ручных пожарных лестниц

Периодичность испытаний ручных пожарных лестниц составляет один год. Также испытания проводятся после ремонта. Для того, чтобы можно было использовать лестницы на соревнованиях, необходимо представить акты испытаний. Оборудование с поломками, видимыми дефектами и при отсутствии сопроводительных документов использовать на состязаниях запрещено.

При проведении испытаний все лестницы в первую очередь проверяются визуально. Все составные части устройств не должны содержать каких-либо дефектов и ржавчины. Крюки лестниц-штурмовок не должны шататься, не допускается их деформация. Страховочные канаты должны быть целыми, без надрывов и потертостей. Шарниры у лестницы-палки не должны заклинивать, складывание и раскладывание устройства должно происходить без применения значительных усилий. Такая лестница проверяется на прочность, для чего ее следует установить на стойкое основание и прислонить к стене под углом около 75°.

Арматура выдвижной лестницы должна находиться на штатных местах, в рабочем состоянии, без повреждений и следов коррозии. Все механизмы должны работать надежно, без трения и без прикладывания значительных усилий. Не допускается использование лестниц с поврежденными или неправильно закрепленными страховочными канатами.

Точкой испытаний на устойчивость при нагрузке служит центр ступени, которая находится на середине лестницы. Уровень прикладываемой нагрузки зависит от типа лестницы. Для лестниц-палок, изготовленных из дерева, прикладываемое усилие должно находиться в пределах 1,2 ± 0,05 кН (120 ± 5 кгс), для изготовленных из сплавов металлов - 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд с разбросом в 10 секунд. После завершения процедуры нагрузку необходимо снять.

Особенности испытаний лестницы-штурмовки

Пригодность к эксплуатации лестницы-штурмовки проверяется в два этапа. На первом испытаниям подвергается тетива, на втором –крюк и его крепление.

Проверка надежности тетивы проводится следующим образом: устройство необходимо подвесить за несколько зубьев, находящихся рядом с тетивой. Для прикладывания груза также выбирается центр средней на лестнице ступени. Уровень нагрузки составляет 2,0 ± 0,1 килоньютон (200 ± 10 килограмм-силы), время испытаний – 2 минуты 10 секунд, с разбросом в десять секунд. Для испытания крюка лестницу необходимо подвесить за большой зуб и на уровне второй ступени от низа приложить нагрузку 1,6 ± 0,05 килоньютон (160 ± 5 килограмм-силы). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд.

Особенности испытаний выдвижной лестницы

Испытания пригодности к использованию лестницы с выдвижным механизмом также проводится в два этапа. Первый из них – проверка работоспособности собственно механической части, второй этап – проверка прочности.

Механизм выдвижения в нормальном состоянии работает с плавным ходом, без приложения излишних усилий. Отсутствие плавности хода указывает на неисправность или изношенность частей механизма. Для приведения частей лестницы в движение не надо прикладывать каких-либо усилий, для этого должно хватать собственной массы устройства. Фиксаторы должны крепиться на штатном месте и удерживать сегменты лестницы на всех уровнях, на которых это предусмотрено конструкцией. Зацеп крюков фиксирующего механизма с сегментом, находящимся выше по лестнице, проверяется на надежность и устойчивость.

Для проведения прочностных испытаний растянутая на полную длину лестница прислоняется к стене под наклоном примерно в 75° и опирается на устойчивое основание. Сначала к центру средней ступени каждого колена прикладывают нагрузку на уровне 1,0 ± 0,05 кН (100 ± 5 кгс), после этого к центру средней ступени второго колена на уровне 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд. Прочность троса испытывается подвешиванием на него груза весом в 200 кг. Трос считается пригодным к эксплуатации, если после такой нагрузки он остался целым, без дефектов и разрывов.

Для создания нагрузки допускается применение как обычных грузов, так и механических устройств. После завершения проверки под нагрузкой для всех типов лестниц проводится визуальный осмотр. Если нет видимых повреждений и деформаций, и все механизмы работают нормально, лестницы считаются пригодными к использованию.

Испытание пожарных рукавов, стволов, пожарных колонок

Твердость корпусов обозначенного оборудования должна обеспечиваться под давлением, которое в полтора раза превышает норму. Герметичность же проверяется на рабочем уровне. Между тем, нельзя допускать, чтобы на внешних поверхностях и на места стыков деталей не оставалась вода. Подобную проверку достаточно выполнить единожды за год.

Испытания автоматических лестниц и подъемников

Испытания пожарных подъемников и автоматических лестниц нужно проводить не реже, чем раз в три года. Процесс статической проверки как автоматических лестниц, так и подъемников, прописан в тех-описании и мануале от производителя упомянутой техники.

Испытания электрического ручного пожарно-спасательного инструмента

Проверку электрических приборов, осветительной аппаратуры, а также устройств для резки газом требуется выполнять в точности по тем срокам и порядкам, которые прописаны в техпаспортах данных изделий и их ТУ.

Устройство для прыжков

Инспектирование проводится непосредственно до поставки в распоряжение дежурной команды. Проверка исправности аппарата выполняется посредством сброса на него стокилограммового мешка с песком с двадцатиметровой высоты.

По итогам не должно произойти никаких разрушений. В целости обязаны остаться и мешок, и само прыгательное устройство. Если мешок падает в намеченную поверхность устройства, не должно случиться удара об землю. Заметка о начальной проверке и последующем использовании фиксируются в отвечающих разделах техпаспорта прыгательного устройства. Техобслуживание и проверка баллона с воздухом выполняется согласно правилам аппарата и безопасного применения сосудов, которые работают под давлением. А также согласно с техпаспортом.

Спасательная веревка проверяется на надежность не реже одного раза в полгода. Для этого канат подвешивают и растягивают на всю его длину. К висячему концу каната буквально на пять минут крепится груз весом в триста пятьдесят килограмм. После снятия груза на канате не должно остаться изъянов и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины. Канат можно проверять также и без подвешивания, посредством блока.

Оно проводится таким образом: канат пропускают через замок и блоки. Рекомендуется удостовериться, что замок достаточно надежно фиксирует канат. И, как уже говорилось выше, после снятия груза на канате не должно остаться "ранений" и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины.

Динамическая проверка пожарных канатов: к концу каната, который пропущен через блоки и замок, на карабине подвешивают и после сбрасывают с высоты третьего этажа стопятидесятикилограммовый круз. Пробуксовка каната не может быть выше тридцати сантиметров.

Испытание пожарных поясов и поясных карабинов

Испытания пожарных поясов и карабинов проводится один раз за год. Для проверки пояс надевают на твердую балку, не меньше тридцати сантиметров в диаметре. К карабину, который прикреплен к поясному кольцу, на пять минут подвешивается груз весом в тристапятьдесят килограмм.


Порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования, снаряжения
Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.
Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.
Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.
Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.
Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.
Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).
Рукава пожарные

Находящиеся в эксплуатации всасывающие и напорные пожарные рукава испытываются ежегодно, как правило, в летний период в соответствие с требованиями «Инструкцией ГПС МЧС России по эксплуатации пожарных рукавов» 2003 года.

Приложение 6
Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

Примечание: Испытание пожарно-технического вооружения, оборудования и снаряжения проводится водителями пожарных автомобилей, пожарными (при их отсутствии членами ДПД) под руководством начальника пожарной команды (начальника караула) или инженера службы пожарной охраны, которые фиксируют результаты испытаний в журнале и расписываются в колонке № 6.

Приложение 7
Кому _____________

2. Марка машины _______________________________________________________________

3. Номер машины (заводской) _______________________, дата выпуска _________________

4. Номер двигателя ______________________, шасси № _______________________________

5. Номер агрегата, вышедшего из строя _____________________________________________

6. Предприятие-поставщик или автотранспортное предприятие (если машина получена из ремонта) __________________________________________________________________________

7. Номер и дата договора на поставку изделия _______________________________________

8. Номер счета-фактуры ________________, номер транспортной накладной _____________

9. Дата прибытия на станцию, в порт _______________________________________________

10. Время получения изделия _____________________________________________________

11. Состояние тары, упаковки и маркировки в момент осмотра продукции __________________________________________________________________________________

12. За чьими пломбами: отправителя или органа транспорта отгружена и получена продукция, исправность пломб и оттисков на них _______________________________________

13. Дата ввода в эксплуатацию ____________________________________________________

14. Наработка машины (изделия) с начала эксплуатации (после ремонта) ___________________ км ____________________час.

15. Вид и дата последнего технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ____________________

16. Дата обнаружения неисправности "____" ____________200__ г.

17. Извещение о вызове представителя предприятия-поставщика (автотранспортное предприятие) выслано "___" _________200__ г. за № ________________

18. Фамилия водителя, его квалификация и стаж работы _______________

19. Наименование и количество дефектных деталей, описание обнаруженного преждевременного износа, поломки или аварии и обстоятельства, при которых они произошли __________________________________________________________________________________

20. Номер контролера ОТК или наличие отметки представителя заказчика на предприятии в формуляре (паспорте) ______________________________________________________________

21. Причина преждевременного износа, поломки или аварии и виновная сторона по заключению комиссии ______________________________________________________________

22. Следует заменить или отремонтировать следующие агрегаты или детали __________________________________________________________________________________

23. Машина подлежит восстановлению силами автотранспортных служб ОАО МН, предприятием-поставщиком (подразделением технической службы) на месте, на предприятии и т.п. (ненужное зачеркнуть)

24. Причины, вызвавшие составление одностороннего акта-рекламации __________________________________________________________________________________

экз. № 1 - предприятию-поставщику;

экз. № 3 - ОАО МН;

экз. № 4 - РНУ;

2. Акт-рекламация должен составляться с наибольшей полнотой и отвечать на все вопросы, предусмотренные формой. В акте следует подробно описать дефект, причину его возникновения, указать виновную сторону, необходимость устранения дефекта в заводских условиях с помощью специалистов предприятия-поставщика или возможность устранения на месте путем замены соответствующих деталей, приборов, агрегатов силами автотранспортных служб РНУ.

3. Подписи должны быть заверены печатями соответствующих организаций.

Приложение 8
Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)


1. По шасси пожарного автомобиля

Контрольные работы

1.1.

Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных, знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.

1.2.

Проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).

1.3.

Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние натяжение приводных ремней.

1.4.

Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

1.5.

Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

Уборочные и моечные работы

1.6.

Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

1.7.

Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

Смазочные и заправочные работы

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

1.9.

Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.

1.10.

Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

2. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

2.2.

Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.

2.3.

Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073-0,076 МПа (550-570 мм. рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

2.4.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены) освещения отсеков кузова.

2.5

Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарного оборудования (см. ЕТО пожарно-техническое вооружение п.п. 4.1.-4.19.).

2.6.

Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.

3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

3.1

Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу маслянного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

4. Пожарно-техническое вооружение

4.1

Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

4.2.

Проверить наличие комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

4.3.

Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

4.4.

Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.

4.5.

Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

4.6.

Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

4.7.

Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

4.8.

Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.

4.9.

Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

4.10

Проверить наличие и состояние рукавных зажимав и рукавных задержек.

4.11.

Определить внешним осмотром состояние трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы палки.

4.12

Проверить укладку спасательной веревки, ее влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

4.13.

Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

4.14.

Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

4.15.

Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

4.16.

Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

4.17.

Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей, по свечению нити накала.

4.18.

При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

4.19.

Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

Техническое обслуживание автомобиля на пожаре (учении)


№ п/п

Содержание работ

1

2



1.1.

Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.

1.2.

При подаче воды из водоема проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки.

Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 200 мм.

1.3.

При работе насоса через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках.

1.4.

Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

1.5.

Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80--95 С. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

1.6.

Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

1.7.

По окончании работы на пожаре или учении:

- в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

- наполнить цистерну водой;

- открыть краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

1.8.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

1.9

Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.

1.10

Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса.

1.11

Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

1.12

Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.

Примечание: Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в подразделение перед постановкой автомобиля в расчет.

2. Пожарно-техническое вооружение

2.1.

Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

2.2

При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.

2.3.

При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.

2.4.

При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.

2.5.

При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.

2.6.

При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.

2.7.

При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Техническое обслуживание автомобилей по возвращении с пожара


№ п/п

Содержание работ

1

2

1. Пожарные автомобили общего применения

1.1.

Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.

1.2.

Проверить, нет ли подтекания топлива, масла воды пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.

1.3.

Проверить надежность затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

1.4.

Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.

1.5.

Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.

1.6.

Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

1.7.

Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.

1.9.

Заправишь при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.

1.10.

Заправить смазкой масленки насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.

1.11.

Проверить состояние, исправность и очистить все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.

1.12

Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

1.13.

Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами, взамен применяемых на пожаре или учении.

1.14.

Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.

1.15.

Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

1.16.

Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.

2. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить состояние и исправность ПТВ, бывшего в употреблении во время пожара или учения. При необходимости произвести его очистку.

2.2.

Устранить все дефекты ПТВ, выявленные во время работы. При невозможности устранения дефектов, произвести замену из числа резерва.

2.3.

Проверить и при необходимости дополнить шанцевый инструмент.

2.4.

Проверить наличие вооружения и надежность его крепления согласно описи.

ГОСТ Р 53266-2009

Группа Г88

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ВЕРЕВКИ ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ.

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire equipment. Fire saving cord. General technical requirements. Test methods


ОКС 13.220.10
ОКП 48 5485

Дата введения 2010-01-01
с правом досрочного применения*
_______________________
* См. ярлык "Примечания".

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 37-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества веревок пожарных спасательных (далее - веревка), а также материалов, применяемых для их изготовления.

1.2 Настоящий стандарт может применяться при проведении сертификационных испытаний.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ Р 15.309-98* Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.
_________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 15.309-98 . Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.601-2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.

ГОСТ 166-89 ИСО 3599-76 Штангенциркули. Технические условия.

ГОСТ 380-88* Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005 . - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 427-75 * Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия.

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 15150-69 * Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 17299-78 * Спирт этиловый технический. Технические условия.

ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректифицированный технический. Технические условия.

ГОСТ 19030-73 * Коуши. Конструкция и размеры.

ГОСТ 25552-82 * Изделия крученые и плетеные. Методы испытаний.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 веревка пожарная спасательная (ВПС): Веревка, предназначенная для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ.

3.2 коуш: Конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

4 Технические требования

4.1 Разрывная нагрузка веревки должна составлять не менее 10 кН.

4.2 Показатель жесткости веревки должен быть не более 0,25 м.

4.3 Относительное удлинение шнура веревки должно находиться в диапазоне от 11% до 45%.

4.4 Длина веревки ВПС-30 должна составлять не менее 30 м, ВПС-50 должна составлять не менее 50 м.

4.5 Диаметр шнура веревки должен составлять (11±1) мм.

4.6 Масса веревки:

- ВПС-30 не более 2,7 кг;

- ВПС-50 не более 4,5 кг.

4.7 Статическая разрывная нагрузка веревки должна быть не менее 7,5 кН после воздействия на нее:

а) температуры окружающей среды (450±10) °С в течение не менее 10 с;

б) металлического стержня, нагретого до температуры (450±10) °С, в течение не менее 30 с;

в) открытого пламени в течение не менее 30 с.

4.8 Статическая разрывная нагрузка веревки должна быть не менее 10 кН при температурах минус (40±1) °С, (40±1) °С.

4.9 Веревка должна выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой (100±5) кг с высоты (2,00±0,05) м.

4.10 Веревка должна сохранять прочностные свойства и внешний вид при воздействии на нее воды и растворов поверхностно-активных веществ (5%-ного водного раствора натрия хлористого по ГОСТ 4233).

4.11 Каждая веревка должна быть уложена в чехол. Конструкция чехла должна иметь карман для размещения паспорта (формуляра) и ремень для переноски с регулировкой по длине.

4.12 Концы веревки должны быть оплавлены или замаркированы и заделаны в коуши.

4.13 Линейные размеры коушей должны соответствовать ГОСТ 19030 .

5 Требования к комплектности

В обязательный комплект поставки должны входить:

- веревка - 1 шт.;

- чехол - 1 шт.;

- паспорт-инструкция (формуляр) по ГОСТ 2.601 - 1 шт.

6 Требования к маркировке

На каждой веревке должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:

- наименование (условное обозначение) изделия;

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

- обозначение условного размера;

- дату изготовления (год и месяц).

Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

7. Правила приемки

7.1 Веревки должны подвергаться приемосдаточным, приемочным, квалификационным, периодическим, типовым и сертификационным испытаниям.

Периодические и приемосдаточные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.309.

Приемочные и квалификационные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201 .

Типовые испытания проводятся в случае внесения изменений в конструкцию, материалы или технологию изготовления веревки. Типовые испытания проводятся по специально разработанной программе.

7.2 Номера пунктов, в которых изложены технические требования и методы испытаний по показателям назначения, приведены в таблице 1.


Таблица 1

Номенклатура видов испытаний

Пункты настоящего стандарта

Техническое требование

Метод испытаний

Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

4.12, 4.11, 5, 6

Проверка линейных размеров коушей

Проверка прочности после воздействия воды и ПАВ

Проверка длины

Проверка диаметра

Проверка массы

Проверка показателя жесткости шнура

Проверка разрывной нагрузки

Проверка относительного удлинения

Проверка разрывной нагрузки веревки после температурных воздействий

Проверка разрывной нагрузки в пределах рабочих значений температур

Проверка прочности динамической нагрузкой

8. Методы испытаний

8.1 Общие требования к проведению испытаний

8.1.1 Веревки испытывают в состоянии, в котором они предлагаются потребителю.

8.1.2 Все испытания должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 , 3.15.

8.1.3 Перед испытаниями образцы выдерживают в нормальных климатических условиях в течение не менее 24 ч, если не оговорено другое требование.

8.1.4 Образцы для испытаний выбирают методом случайного отбора.

8.2 Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

Комплектность, маркировку и внешний вид веревки на соответствие требованиям 4.11, 4.12, 5, 6, а также конструкторской документации на конкретную продукцию проверяют внешним осмотром трех образцов.

Веревка считается выдержавшей испытание, если образцы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

8.3 Проверка линейных размеров коушей

Проверка линейных размеров коушей проводится измерением штангенциркулем по ГОСТ 166 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если линейные размеры коушей соответствуют ГОСТ 19030 .

8.4 Проверка длины веревки

Проверка длины веревки проводится на трех образцах. Измерение образцов производится с помощью металлической рулетки по ГОСТ 7502 после предварительного растяжения их усилием (50±5) Н в течение не менее 1 мин.

Измерение проводится не позднее 10 мин после снятия нагрузки в соответствии с рисунком 1. Время измеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

Рисунок 1 - Схема измерения длины веревки


Изделие считается выдержавшим испытание, если длина каждого из трех образцов веревки ВПС-30 составила не менее 30 м, ВПС-50 составила не менее 50 м.

8.5 Проверка диаметра шнура веревки

Для определения диаметра проводится измерение длины окружности поперечного сечения шнура веревки после предварительного растяжения образца в течение не менее 1 мин усилием (50±5) Н. Измерение проводится не позднее 10 мин после снятия нагрузки. Время измеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

Образец шнура веревки плотно оборачивается по образующей полоской бумаги шириной (10±1) мм так, чтобы концы полоски перекрывали друг друга. Двойной слой бумаги прокалывается иглой диаметром не более 1,5 мм. Расстояние между центрами проколов измеряется штангенциркулем по ГОСТ 166 . Результат округляется до 0,1 мм. Измерения проводятся в пяти точках равномерно по всей длине веревки. Диаметр шнура веревки мм определяется по формуле

где - длина окружности, мм;

3,14.

Изделие считается выдержавшим испытание, если каждое из полученных значений пяти вычислений диаметра шнура находится в интервале от 10 до 12 мм.

8.6 Проверка массы веревки

Проверка массы веревки проводится на трех образцах поочередным их взвешиванием на весах статического взвешивания с погрешностью не более 1%.

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученное значение массы каждой веревки без чехла: ВПС-30 - не более 2,7 кг, ВПС-50 - не более 4,5 кг.

8.7 Проверка показателя жесткости шнура веревки

Проверка показателя жесткости шнура веревки проводится на трех образцах длиной (0,50±0,01) м, взятых от одной веревки в разных ее участках. Длина образца замеряется металлической линейкой по ГОСТ 427 .

Образец укладывается на горизонтальной и плоской поверхности в соответствии со схемой на рисунке 2а таким образом, чтобы один конец образца находился в точке А, а другой - в точке В. Груз массой (0,023±0,001) кг крепится к концу образца в точке В ниткой. Образец перемещают в направлении прямой АВ со скоростью не более 10 мм/с до тех пор, пока свисающий конец образца не коснется прямой линии ВС (рисунок 2б), составляющей с прямой АВ угол (41±1)°.

Рисунок 2 - Схемы испытаний по определению показателя жесткости образца веревки


Показатель жесткости шнура веревки характеризуется величиной отрезка , длина которого измеряется линейкой по ГОСТ 427 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если каждое полученное значение показателя жесткости шнура веревки составило не более 0,25 м.

8.8 Проверка разрывной нагрузки веревки

Проверка разрывной нагрузки веревки проводится на трех образцах шнура путем поочередного нагружения их до разрушения. Скорость движения подвижного зажима не более 250 мм/мин. Минимальное расстояние между зажимами 300 мм. Один конец образца должен быть изготовлен заводским способом в соответствии с 4.12, второй конец закрепляют с помощью улиточного зажима. В точке касания зажима с образцом ставят метку. Длина образца определяется в зависимости от вида установки или стенда, позволяющих произвести данное испытание. За показатель разрывной нагрузки принимают результат, полученный при разрыве образца между заводской заделкой и меткой.

Значение разрывной нагрузки определяют динамометром или иным способом.

Изделие считается выдержавшим испытание, если минимальное значение разрывного усилия, полученное на каждом из трех образцов, составило не менее 10 кН.

8.9 Проверка относительного удлинения

Проверка относительного удлинения шнура веревки проводится в соответствии с ГОСТ 25552 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученная величина среднеарифметического значения относительного удлинения образцов находится в интервале от 11% до 45%.

8.10 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды и поверхностно-активных веществ

Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды и раствора натрия хлористого проводится на шести образцах шнура, подготовленных в соответствии с 8.8 настоящего стандарта.

8.10.1 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды

Три образца веревки помещают в емкость, которая заполняется водой до полного погружения образцов. Образцы выдерживают в воде в течение не менее 1 ч.

Время выдержки измеряют секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

По истечении указанного времени образцы извлекают из воды и высушивают при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 в течение не менее 24 ч. Указанный цикл воздействия проводят двенадцать раз.

После проведения всех циклов воздействия воды образцы подвергают испытаниям на прочность по 8.8.

8.10.2 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия поверхностно-активных веществ (5%-ного водного раствора натрия хлористого по ГОСТ 4233).

Три образца веревки помещают в емкость, заполненную раствором натрия хлористого, и выдерживают в ней в течение не менее 1 ч.

После выдержки в растворе образцы промывают в воде и высушивают при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 в течение не менее 24 ч, а затем испытывают на прочность по 8.8.

8.10.3 Изделие считается выдержавшим испытания, если полученные значения разрывной нагрузки после каждого вида испытаний на каждом из образцов составили не менее 10 кН.

8.11 Проверка разрывной нагрузки веревки после тепловых воздействий

Проверка разрывной нагрузки веревки после тепловых воздействий проводится на девяти образцах, подготовленных в соответствии с 8.8 настоящего стандарта.

8.11.1 Испытание веревки после воздействия повышенной температуры.

Испытание проводится в следующем порядке:

- три образца, скрученные в спираль, поместить в печь с температурой (600±10) °С на расстоянии не менее 50 мм от стенок;

- выдержать образцы в печи в течение не менее 10 с;

- после теплового воздействия в течение не более 0,5 ч произвести поочередное нагружение каждого образца до разрушения в соответствии с 8.8.

Время замеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

8.11.2 Испытание веревки нагретым стержнем.

Испытание проводится на трех образцах в следующем порядке:

- разложить образец по всей длине на горизонтальной поверхности;

- прогреть стальной стержень не менее (10x10x200) мм при температуре (450±10) °С в течение не менее 20 мин;

- не позднее, чем через 5 с после прогрева положить стержень посередине образца перпендикулярно продольному направлению;

- не менее чем через 30 с стержень снять с образца;

- повторить испытания на остальных образцах;

- провести поочередное нагружение образцов до разрушения в соответствии с 8.8.

8.11.3 Испытание веревки на воздействие открытым пламенем.

Испытание веревки на воздействие открытым пламенем проводится на трех образцах шнура в следующем порядке:

- установить образец на стенд для огневых испытаний в соответствии с рисунком 3;

- наполнить емкость, расположенную по центру стенда, этанолом (ГОСТ 18300 или ГОСТ 17299) в количестве (10±1) мл при температуре (20±5) °С;

- этанол поджечь и в течение (30±1) с выдержать образец под действием открытого пламени, время замеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с;

- повторить указанные выше действия с остальными образцами;

- произвести нагружение поочередно трех образцов до разрушения в соответствии с 8.8.

1 - образец веревки; 2 - опоры; 3 - емкость для горючего

Рисунок 3 - Схема испытаний образца веревки на воздействие открытого пламени

8.11.4 Изделие считается выдержавшим испытания, если полученные значения разрывной нагрузки после каждого вида испытаний на каждом из образцов составили не менее 7,5 кН.

8.12 Испытание веревок на разрывную нагрузку при предельных значениях температуры

Испытание проводится на шести образцах, подготовленных в соответствии с 8.8, поэтапно:

- образцы поместить в климатическую камеру и выдержать в течение не менее 6 ч: три образца при температуре минус (40±1) °С и три образца при температуре (40±1) °С;

- после "замораживания" ("нагревания") образцы извлечь из камеры и в течение не более 10 мин подвергнуть их поочередному нагружению до разрушения в соответствии с 8.8.

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученные значения разрывных нагрузок каждого образца составили не менее 10 кН.

8.13 Проверка прочности веревки динамической нагрузкой

Испытание веревки на динамическую прочность проводится на одном образце по схеме, представленной на рисунке 4, при этом образец должен быть изготовлен в соответствии с 8.8 с длиной свободной петли, равной (2,00±0,05) м. Длина измеряется с помощью металлической рулетки по ГОСТ 7502 . Произвести сброс контрольного груза массой (100±5) кг.

1 - контрольный груз; 2 - испытываемый образец; 3 - опора

Рисунок 4 - Схема испытаний образца веревки на воздействие динамической нагрузкой


Изделие считается выдержавшим испытание, если не произошло обрыва образца после воздействия на него динамической нагрузкой.

Приложение А (обязательное). Стержень

Приложение А
(обязательное)

Рисунок А.1 - Стержень для проведения испытания по 8.11



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.

Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

Пневматическое прыжковое спасательное устройство

Испытание ППСУ производится перед постановкой ППСУ в боевой расчет.

Испытание производится путем сбрасывания на ППСУ грузомакета (мешка с песком) массой 100 кг с высоты 20 м.

В результате испытаний не должно происходить разрушение материалов и конструкций ППСУ. При падении грузомакета в ограниченную часть рабочей поверхности ППСУ он не должен ударяться о грунт.

Отметка о первом испытании и последующем применении заносятся в соответствующие разделы паспорта на ППСУ.

Техническое обслуживание и испытание баллона со сжатым воздухом производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и паспортом на баллон.

Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).

С пожаром шутки плохи. К пожарным спасательным веревкам, как и к другому оборудованию и инвентарю для тушения огня предъявляются самые высокие требования. Используют спасательные пожарные веревки строго по назначению - для выполнения аварийно-спасательных работ и для тушения пожаров.

Из чего их изготавливают

Изготавливают пожарную спасательную веревку из полиамида - прочного синтетического материала, износостойкого и термостойкого. На концах подобных веревок находятся термически усаживающиеся гильзы и металлические коуши.

Виды пожарных спасательных веревок

Существуют несколько видов подобных веревок, которые различаются по назначению. Среди них можно выделить два главных вида - веревка спасательная пожарная обычная (ВПС) и веревка ТПВ - термостойкая веревка для тушения пожаров.

  • ВПС является спасательной веревкой, которая применяется для тушения огня в помещениях и снаружи, при этом температура окружающей среды не должна превышать 50 градусов по Цельсию.
  • Веревка ТПВ может быть использована при температуре до 300-сот градусов. При этом нижняя граница температуры составляет минус 50 градусов.

Требования к хранению пожарных веревок

Подобные изделия должны отвечать требованиям технической документации заводов, на которых они изготавливаются. Веревки следует хранить в специальных сумках-чехлах, смотанных в клубок. Чехол и один конец веревки должны быть промаркированы - веревку обвязывают петлей и обшивают тесьмой белого цвета, на чехол крепят бирку. На тесьме и бирке указывают инвентарный номер веревки.

На спасательной пожарной веревке не должно быть дефектов и даже незначительных неровностей, утолщений.

Как проверяют пожарную спасательную веревку на прочность

То, что веревка не утратила своих свойств, должно быть подтверждено не реже, чем раз в 10 дней. Начальники караула и старшие пожарные регулярно проверяют состояние веревки. Как они это делают?

Веревку разматывают и закрепляют одним концом, на ней подтягиваются и зависают на несколько секунд сразу три человека. Если после проверки происходит удлинение веревки - подобная веревка считается непригодной.

Другое испытание проводится один раз в 6 месяцев. Веревку разматывают по всей длине, один конец закрепляют, на второй оказывают статическую нагрузку весом до 400-сот кг. Длительность воздействия - 3 минуты. После этого испытания на веревке не должно оставаться никаких следов - повреждений, разрывов отдельных нитей и пр.

У нас вы можете купить спасательные веревки, шнуры, шпагаты, канаты и веревки самого разного назначения - обращайтесь.



Просмотров