Испорченная земля. Порча земли


1. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.
Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией, ГК, ЗК, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, ее субъектов, министерствами и ведомствами.
2. Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
3. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в комментируемой статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).
За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6 - 8.11 КоАП).
К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".

4. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная, поэтому для установления состава преступления необходимо обратиться к правилам обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами. Они изложены в указанных выше правовых актах и других подзаконных нормативных актах, таких как, например, Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их хранении, применении и транспортировке, утвержденные Приказом МПР России от 20.12.95 N 521.
5. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.
Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247). Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.
6. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 N 04-25/61-5678.
7. Размер вреда природной среде рассчитывается по методикам, указанным в коммент. к ст. 250.
О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247.
8. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.
9. Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Об ответственности должностных лиц и лиц, наделенных управленческими полномочиями в негосударственных организациях, см. в коммент. к ст. 249 - 252.

(ст. 285 УК)

Для привлечения к уголовной ответственности за порчу земли помимо других нормативных актов нужно в обязательном порядке обращаться к земельному законодательству, то есть Закону РК от 24 января 2001 г. «О земле» и другим нормативным актам, регламентирующим земельные и экологические правоотношения.

Объектом преступления являются отношения по обеспечению охраны земли от отравления, загрязнения или порчи. Объективная сторона преступления проявляется в названных в диспозиции ст. 285 УК деяниях, проявляющихся в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Источниками причинения вреда земле при ее порче могут быть:

  • а) удобрения;
  • б) различные стимуляторы роста растений;
  • в) ядохимикаты;
  • г) производственные и бытовые отходы. Состав материальный, предполагает причинение вреда здоровью человека, то есть заболевание человека, характеризующееся по правилам определения легкой, средней, тяжкой степени вреда здоровью человека. Вред окружающей среде может быть нанесен в виде уничтожения плодородного слоя почвы на значительной территории, гибели большого количества животных, птиц и насекомых. Преступление окончено с момента наступления вредных последствий, названных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины или неосторожностью в обоих видах.

Субъектом этого преступления может быть признано любое виновное лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть специальный субъект, то есть лицо, обязанное в силу возложенных на него должностных, служебных или иных функций контролировать и соблюдать правила безопасного и безвредного обращения с землей.

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК, устанавливает более строгие меры ответственности за порчу земли, допущенную в зоне, признанной законом территорией с чрезвычайной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что на территории с чрезвычайной экологической ситуацией допускаемые факты порчи земли представляют повышенную общественную опасность, поскольку сложившаяся и без того социальная и экономическая чрезвычайная ситуация еще и усугубляется фактами отравления, загрязнения или иной порчи земли, то, бесспорно, такие деяния должны подвергаться более жестким мерам уголовно-правового воздействия.

Часть 3 ст. 285 УК регламентирует ответственность за особо квалифицированные составы преступной порчи земли. Особо квалифицирующим признаком законодатель называет смерть человека. Форма вины по ч. 3 ст. 285 УК может быть, как на это указано законодателем, только неосторожной. Последствие в виде причинения смерти возможно вследствие употребления продуктов (овощей, фруктов), снятых с загрязненных или отравленных земель. Либо это могут быть последствия контактного и вступившего во взаимодействие с организмом человека различных ядохимикатов (пестицидов), попавших при обращении с землей в организм человека, либо иным способом смертельно воздействующее на него. Между преступной порчей земли и наступившей смертью человека должна быть установлена прямая причинная связь.

Порча земель

Комментарий к статье 8.6 КоАП РФ:

1. Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние.

2. Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3. Объект правонарушения - отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (см. ст. 6 ЗК РФ).

Составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК России : населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Поскольку плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не определяет, как и ЗК РФ, понятия плодородного слоя почвы, но разъясняет содержание термина "плодородие земель сельскохозяйственного назначения". Это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает указанной способностью.

4. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Часть 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

6. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. По объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

7. Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

8. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3).

9. Субъектами правонарушения по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица, а по ч. 2 - также индивидуальные предприниматели, ответственность которых предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Указанный Закон ввел новый вид наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ).

10. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Навигация по записям

1. Предметом преступления выступает земля, под которой понимают поверхность, охватывающую плодородный слой почвы.
Статья 1 ЗК РФ определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.
2. Назначение земли (сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов, промышленные земли, земли природоохранного назначения, земли лесного или водного фонда и т.п.) квалифицирующего значения для данного состава не имеет.
3. Объективная сторона заключается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Деяние по составу альтернативно представлено следующими формами: а) отравлением земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности; б) загрязнением земли этими продуктами; в) иной порчей земли указанными продуктами.
Обязательное условие уголовной ответственности, относящееся к деянию, - способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Последствие выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
4. Если представить себе состав порчи земли по порядку совершения действий и наступления последствий, получим следующее: нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, которое повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые, в свою очередь, повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Деяние, таким образом, уже выступает последствием, и применительно к составу порчи земли можно говорить о последствиях двух порядков. Соответственно, причинная связь должна устанавливаться между нарушением правил, указанных выше, и порчей земли, а также между порчей земли и причинением вреда здоровью человека или окружающей среде.
5. В нормативную базу ст. 254 входят: ЗК РФ, Федеральные законы от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" и др.
6. Правила, нарушение которых влечет порчу земли, регулируют порядок обращения: а) с удобрениями; б) стимуляторами роста растений; в) ядохимикатами; г) иными опасными химическими или биологическими веществами.
Под удобрениями понимают органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Удобрения применяются в сельском хозяйстве и рыбоводстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. В зависимости от химического состава удобрения делятся на органические и минеральные (неорганические); выделяют также бактериальные удобрения.
Стимуляторы роста растений - это природные или синтетические вещества, позитивно влияющие на рост растений путем ускорения деления их клеток или растяжения клеток в длину. К природным стимуляторам роста растений относятся фитогормоны (ауксины, абсцизовая кислота, гиббереллины, цитокинины и др.), к синтетическим - их аналоги (индолилуксусная, нафтилуксусная кислоты, морфактины и т.д.).
Ядохимикатами называют пестициды, т.е. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп (удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты), используемые в сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве и для иных целей, применение которых может вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей или окружающей среде (например, химические мелиоранты, кормовые добавки).
7. Законодатель указывает на конкретные виды правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, нарушение которых может при определенных условиях повлечь уголовную ответственность по ст. 254: а) правила обращения с вредными и опасными веществами при их хранении; б) правила обращения с ними при их использовании; в) правила обращения с указанными веществами при их транспортировке.
Под обращением понимают все виды деятельности с указанными веществами в рамках хранения, использования или транспортировки.
Хранение указанных веществ предполагает их нахождение в каком-либо месте.
Использование представляет собой применение для сельскохозяйственных или иных работ, других целей (производства товаров (продукции), оказания услуг).
Транспортировка удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и иных опасных химических или биологических веществ традиционно понимается как их перемещение в пространстве, предпринятое с любыми целями, на любом виде транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном, гужевом и т.п.).
8. В числе конкретных правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами могут быть названы следующие:
- в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ в почве;
- запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду;
- не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;
- оборот пестицидов ограниченного использования ввиду высокой вероятности негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду осуществляется по специальному разрешению и только гражданами со специальной профессиональной подготовкой;
- хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах. Бестарное хранение пестицидов запрещается;
- транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.
9. Соответственно, правила обращения считаются нарушенными, если: превышены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве; применены неразрешенные химические вещества или токсичные химические препараты; применены неразрешенные в России пестициды и агрохимикаты; пестициды и агрохимикаты хранятся вне специализированных хранилищ или транспортируются не в специализированных транспортных средствах; к работе с пестицидами ограниченного использования допущены граждане, не имеющие специальной профессиональной подготовки, и т.п.
10. Общее понятие порчи земли определяется экологическим законодательством как равнозначное понятиям уничтожения или повреждения ее плодородного слоя, т.е. как полное или частичное его разрушение, сопровождаемое ухудшением физических или биологических свойств либо снижением природно-хозяйственной ценности земель.
11. Согласно прямому указанию законодателя порча земли по ст. 254 наступает от вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.
Хозяйственная деятельность - это работа в любой сфере народного хозяйства (сельское хозяйство, промышленность, рыболовство, растениеводство и т.п.).
Под иной деятельностью следует понимать все остальные виды деятельности (например, учебную, научную, военную и т.д.).
12. Отравление земли представляет собой заболевание ее плодородного слоя в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.
13. Загрязнение земли определяется как ухудшение ее качества в результате антропогенной деятельности, характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их фоновыми значениями или на начало сравниваемого периода, либо - в отношении применяемых в сельском и лесном хозяйстве средств химизации - увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
14. Под иной порчей земли понимают ее захламление, засоление, заражение и т.п.
Захламление земли - это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков). Засоление земли означает повышение в ней содержания легкорастворимых в воде минеральных солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов натрия, кальция и магния) и перевод земли в одну из следующих категорий почв: солончаки (сильно засоленные), солончаковые (менее засоленные) и солонцы (засоленные ниже пахотного слоя). Заражение земли состоит в привнесении в нее возбудителей бактериальных, паразитарных, инфекционных и иных заболеваний.
15. Последствия второго порядка, предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи, альтернативно состоят в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
16. Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной виной.
17. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
18. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247).
19. В ч. 3 ст. 254 содержится особо квалифицированный состав преступления - порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека.
20. Норма, предусмотренная комментируемой статьей, является общей по отношению к содержащейся в ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). Применению в конкретном случае, например при порче земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами, пришедшими в негодность, подлежит ст. 247 УК РФ.

Просмотров