Искусственный интеллект за рулем. Как в России будут использовать автомобили‐беспилотники

Автоматизация юридического процесса или внедрение искусственного интеллекта. На международной конференции Legal Al в «Сколково» лучшие российские и иностранные практики рассказали, как сегодня в сфере права можно применить новейшие технологии.

«Если нейронные сети научатся просто отличать, где черное, а где белое - это уже будет большим успехом», - считает начальник юридического департамента «Гарант» Светлана Ревак .

Нейронные сети и роботы теперь держат юристов в тонусе. В перспективе - полная автоматизация и компьютеризация многих юридических процессов. Специалисты решают, как применять искусственный интеллект в юриспруденции, чтобы повысить эффективность поиска, обобщения информации в базах законодательства, судебной практики и других данных в рамках любого юридического проекта.

«Во-первых, я хотел бы сказать о важности данных в юридической сфере. Потому что информация обладает даже большей ценностью, чем золото. И для юридических фирм очень важно найти и подключиться к источнику сведений. Потому что информация помогает выигрывать дела. И необходимо понимать уровень зрелости и совершенства технологий. В этом случае мы говорим об искусственном интеллекте и о том, каким образом они [технологии] могут интегрироваться в предоставление юридических услуг», - рассказывает основатель «LegalComet» (Сингапур) Майкл Лью .

Глядя на перечень возможностей машины, может сложиться впечатление, что она в итоге заменит человека, однако цель у искусственного интеллекта совершенна другая.

«Я не думаю, что это заменит полностью юриста, потому что в нашей работе есть такие факторы, как эмоциональное восприятие, какие-то навыки в интерпретации речи, эмоций, интерпретации определенных слов и выражений, которые пока что недоступны машинам. И я думаю, что, в принципе, никогда и не будут [доступны] , именно из-за этой тонкости. Но ускорить работу, я думаю, эти алгоритмы помогут», - делится мнением старший консультант «KorumLegal» (Гонконг) Анна Ким .

«Я называю это демократизацией информации. Действительно, есть такая цель - приземлить эти сокровенные знания, сделать их ближе к людям. Потому что для юристов это - не выявленный спрос. Люди не понимают, зачем им обращаться к юристам и адвокатам, если у них что-то не произошло. Они связывают эти услуги с каким-то прецедентом, с каким-то негативом, просто потому что это достаточно консервативная отрасль, достаточно закрыта и непонятна большинству людей», - уверен директор центра юридических технологий инновационного центра «Сколково” Антон Пронин .

Сделать сферу права доступной и понятной каждому - вот о чем всерьез задумались в «Сколково». Привлечь и перенять зарубежный опыт, помочь российским стартапам в сфере развития искусственного интеллекта - ближайшее будущее молодых ученых России.

С этого года в России планируют начать разработку концепции регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий документ будет действовать в рамках программы «Цифровая экономика». В этом вопросе мы находимся на одном уровне со всеми ведущими державами мира: ни в одной стране нет ясного государственного регулирования сферы ИИ.

С пугающей скоростью

Впервые термин «искусственный интеллект» (ИИ) был введен в 1956 году американским информатиком Джоном Маккарти. Но искусственный разум появился немного раньше, когда создали технологию, возможности которой были сопоставимы с интеллектуальными способностями человеческого мозга, то есть с момента разработки первых электронно-вычислительных машин в 1940-х годах. В широком смысле это способность машин имитировать поведение человека, воспринимать информацию, принимать решения; это система алгоритмов, основанная на машинном обучении.

«Термин «искусственный интеллект» последние годы размылся. Теории самого интеллекта не существует. Есть техническое понимание искусственного интеллекта - набор методов оптимизации, распознавания, машинного обучения, который позволяет компьютеру имитировать человеческую деятельность, замещать человеческие функции», - сообщил в интервью передаче «Красный угол» Игорь Ашманов, инженер, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры».

Активно об искусственном разуме, хоть и в фантастическом ключе, начали рассуждать спустя десятилетия после появления термина. Как отметил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, всплеск обсуждения искусственного интеллекта пришелся на 1970–1980-е годы. С тех пор его развитие поражает своими темпами. «Искусственный интеллект развивается с пугающей скоростью. Никогда не было таких скоростей», - отметила нейролингвист Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018. По данным исследовательской компании Gartner, к концу 2018 года объем глобального рынка искусственного интеллекта составит 1,2 трлн долларов.

В современной медицине искусственный интеллект пока решает не самые сложные задачи: обрабатывает данные о пациентах, находит на рентгеновских снимках патологии, проводит диагностику, ставит диагнозы или дает советы по их постановке, подбирает лечение, автоматизирует процессы. Тем не менее темпы его внедрения, способность на огромных скоростях собирать, анализировать и сопоставлять массивы данных, умение быстрее человека определять заболевание, отсутствие эмоций и усталости позволяют предположить, что его функционал в скором времени существенно расширится. Ключевой игрок, занимающийся искусственным интеллектом в здравоохранении, - компания IBM с компьютером IBM Watson, предназначенным для постановки диагноза и уже обученным основам психоанализа. Технология служит для лечения онкологических и кардиологических заболеваний. Компания Google основала в 2016 году подразделение - DeepMind Health - для внедрения ИИ в медицинскую отрасль. Эти разработки помогают врачам-офтальмологам находить причины слепоты. Летом этого года Google, по данным Bloomberg, представила алгоритм с элементами ИИ, способный оценить вероятность смерти пациентов. Израильские ученые разработали искусственный разум MedyMatch, который определяет инсульт, изучая снимки мозга одного человека и тысяч других, сравнивая их и фиксируя малейшие отклонения. Ошибка при таком диагнозе практически исключена. Хирургические роботы da Vinci уже несколько лет успешно выполняют свои функции с поразительной точностью. Даже мобильные приложения и гаджеты, которые помогают следить за здоровьем, мониторить давление, сердцебиение, пульс, отправлять информацию врачу, дают советы, - это все искусственный интеллект.

В финансовом секторе, банкинге ИИ активно применяется для автоматизации и ускорения процессов, повышения качества обслуживания, выявления мошенничества, исключения нежелательного человеческого влияния. «С помощью искусственного интеллекта мы уже выдаем кредиты физлицам», - сообщил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка, на международной конференции Sberbank Data Science Day. По его словам, кредитование физических лиц и малого бизнеса с использованием ИИ сокращает количество просрочек, вскоре эта технология сможет применяться для кредитования средних и крупных предприятий. Сбербанк как самый инновационный банк страны внедряет искусственный разум практически во все свои процессы. Банковский гигант роботизирует контактный центр для корпоративных клиентов, где робот Анна отвечает на вопросы о платежах, балансе, расположении банкоматов. Нововведение помогло увеличить скорость обслуживания клиентов по некоторым операциям на 50%.

В результате применения еще одной программы искусственного интеллекта Сбербанк сократил в прошлом году около 450 юристов. По оценкам экспертов финансовой организации, через пять лет 80% решений в отрасли будут основаны на ИИ. Как заявил Герман Греф, ежегодно банк получает примерно 2 млрд прибыли от внедрения искусственного интеллекта.

Компьютерное зрение - один из способов применения ИИ - делает более безопасной работу с банкоматом, мобильными платежами, более простой выдачу кредитов, проверку документов. Уже работают различные финансовые чат-боты, помогающие делать покупки в Интернете и оплачивать счета, цифровые кошельки, которые в том числе рекомендуют, как расходовать средства, изучив привычки пользователя. В более узких кругах используются роботы-советники для управления инвестициями.

Для промышленности применение робототехники - ключевое условие конкурентоспособности. Как сообщили эксперты Петербургского международного экономического форума, объем российского рынка искусственного интеллекта в промышленности может достичь 380 млн долларов к 2021 году. А среднемировой показатель плотности роботизации в мире - 70 роботов на 10 000 работников, по словам президента НАУРР Виталия Недельского.

В сельском хозяйстве компьютерное зрение применяется в том числе для анализа посевов. Ученые Сколковского института науки и технологий создали систему, предсказывающую рост растений посредством компьютерного зрения и методов машинного обучения.

Мониторинг соцсетей при помощи ИИ повышает качество работы HR-специалистов. По информации Forbes, искусственный разум расшифровывает и анализирует тысячи мегабайт в секунду текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате, определяет вероятность того, преуспеет ли будущий сотрудник. Машина лишена эмоций, а значит, неподвластна манипулированию или уговорам. По данным CB Insights, мировой рынок разработок в этой сфере приближается к 14 млрд долларов.

В сфере ритейла ИИ в основном задействован при обслуживании клиентов. Роботы уже заменяют кассиров, специалистов, связанных с бухгалтерией, сортировкой данных. Как отметили эксперты Недели российского ритейла, искусственный интеллект снижает число ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает продажи.

Один из самых ярких и успешных примеров применения искусственного интеллекта в сфере услуг - отель Henn-na Hotel в Японии, где гостей встречают и обслуживают роботы, владеющие четырьмя языками. Робот-уборщик или робот-пылесос в некоторых развитых странах - это уже обыденность.

Искусственный интеллект применяется и в автотранспорте, и для написания статей и финансовых отчетов (к примеру, разработки компании Narrative Science), и для проверки правописания (тот же алгоритм Т9), и для поиска и анализа информации. Искусственный интеллект уже обыграл чемпионов мира в шахматы и даже в покер. «Когда компьютер обыграл Гарри Каспарова, это была нечестная игра: компьютер не устает, не нервничает, он был натренирован на конкретного игрока, знал все его ходы наперед. Последняя надежда у меня была на покер - тут можно блефовать, играть на эмоциях, делать poker face, чего машина не может. Но и с этим компьютер справился», - сказала специалист по нейронауке, психолингвистике, искусственному интеллекту Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018.

Искусственный интеллект уже успешно обучается обману. К примеру, разработка компании Nvidia делает очень реалистичные фейковые видео, имитируя реальность: создает образы людей из ничего, меняет время суток, погоду.

Сегодня даже картина, написанная искусственным разумом и выставленная на аукционе за 10 000 долларов, уже не особо удивляет. «Искусственный интеллект стал главным трендом для всех. Говорим мы о государствах или об отдельных людях. Он стал методом роста, его использование стало очень легким», - сообщил Герман Греф в ходе завтрака Сбербанка на Давосском форуме.

Прогресс под контроль

Такое стремительное развитие не может оставаться бесконтрольным. Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». По мнению основателя SpaceX, только государственное регулирование этой сферы поможет избежать рисков, которые могут спровоцировать разработчики в погоне за передовыми технологиями. Роботы также могут ошибаться, иногда их ошибки приводят к фатальным последствиям. К примеру, несчастный случай в Аризоне, когда беспилотник насмерть сбил пешехода. «Беспилотная машина сбивает человека - кто за это отвечает? Мы должны заложить моральные категории в искусственный интеллект и право решить, кому это все принадлежит. Право и мораль - категории, которые внутри цифрового мира имеют совершенно иные конфигурации», - заявила Татьяна Черниговская на ГФ-2018.

Вопрос регулирования ИИ и робототехники, связанный с автоматизированными транспортными средствами и беспилотными летательными аппаратами, стоит сегодня наиболее остро. Но законы не позволяют четко определить субъекта, ответственного за ошибки машин. Равно как и понять, почему искусственный интеллект принял то или иное решение в определенной ситуации. Изменения в регулировании этой сферы происходят во многих странах. Так, зимой прошлого года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Документ подразумевает введение общеевропейской системы регистрации интеллектуальных машин. Представители Европарламента также предлагают внедрить страхование ответственности за причиненный роботом ущерб. В резолюции учтена и нравственная сторона вопроса. В Германии приняли закон, упрощающий передвижение автономного транспорта, при этом ужесточающий наказание в случае ошибок беспилотника. По данным Forbes, Эстония стала первой страной в мире, где законодательно утвердили правила передвижения роботов-курьеров. А также первой в ЕС, разрешившей (пусть и с большими ограничениями) ездить беспилотникам. В Японии в 2018 году Министерство экономики, торговли и промышленности сформировало законы о контроле бизнес-отношений в области искусственного интеллекта, сообщила крупнейшая медиакорпорация страны Nikkei Asian Review. В первую очередь документ регулирует вопрос принадлежности авторских прав на технологии ИИ. Сейчас в Японии интеллектуальные права на разработки в сфере ИИ принадлежат заказчикам, согласно новым правилам ими будут владеть разработчики. Помимо этого, компании будут нести ответственность за последствия некорректной работы техники и выплачивать ущерб пострадавшим. Япония уже не первый год разрабатывает способы регулирования рынка искусственного интеллекта. Одна из самых развитых экономик мира планирует вводить сертификаты соответствия требованиям безопасности для робототехники.

В Южной Корее - одной из самых роботизированных стран мира - более десяти лет назад объявили о разработке Этического устава роботов (Корейского устава роботов). К сожалению, о нем сегодня по-прежнему мало что известно. Но закон о поддержке развития интеллектуальных роботов в стране принят.

В Китае спроектировали План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения. В документе по большей части прописаны цели по становлению страны в качестве ведущей в области робототехники; первые законы по регулированию отрасли запланированы на 2020 год.

Конгресс США в 2017 году задался целью дать четкое определение термину «искусственный интеллект» на законодательном уровне. При Министерстве торговли США создан комитет, призванный решить, как именно необходимо регулировать ИИ. В некоторых штатах разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования.

В России в 2018 году может появиться первая концепция регулирования искусственного интеллекта. Ее разработкой занимается рабочая группа «Нормативное регулирование» в рамках Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Кроме того, в стране была анонсирована Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте, созданная Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». Конвенция определяет ключевые проблемы, с которыми может столкнуться общество, развивая искусственный интеллект, формулирует правила робототехники и указывает возможные пути решения проблем. Конвенция также подразумевает создание единого международного института регулирования на уровне ООН.

Еще раньше, в 2016 году, глава совета директоров Mail.ru, основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин сформулировал концепцию закона о робототехнике. По словам эксперта, роботов необходимо приравнять одновременно и к животным (так как они могут выполнять самостоятельные действия), и к юридическим лицам, а также создать реестр роботов на примере ЕГРЮЛ. ООН занимается вопросами правового регулирования систем искусственного интеллекта военного назначения. По мнению организации, необходимо заранее запретить применение автономных военных роботов. Помимо очевидных целей, таких как безопасность, ответственность за вред или ущерб, защита интеллектуальных прав, государственное регулирование этой сферы может повысить экономическую эффективность применения интеллектуальных систем. К примеру, как пишет издание «Популярная механика», закон «О развитии и распространении умных роботов», принятый в 2008 году в Корее, поднял производство в стране к 2016 году на 80% и принес 4 млрд долларов.

Ключевое, что должно содержаться в любом законодательстве о роботах, - это ответственность за действия искусственного разума. При этом государственное регулирование должно быть настолько грамотным, чтобы в стремлении к полному контролю не затормозить развитие инновационных технологий.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.

Нашествие машин

В скором будущем роботы будут покушаться на наши рабочие места, озабочен Европарламент. Там обнародовали проект по регулированию деятельности роботов - не исключено, что он даст толчок к созданию нового законодательства. Читается как научная фантастика.

Будущее уже наступило - такой вывод можно сделать из проекта доклада, представленного в Европарламенте и посвященного... роботам. А точнее - юридическим и законодательным вопросам, связанным с фактом их существования.

Но с какой стати европарламентарии занялись правами тех, кого юридически не существует? В докладе отмечается: человечество стоит на пороге новой эры, когда множество ультрасовременных роботов, андроидов и иных воплощений искусственного интеллекта могут стать причиной промышленной революции - она затронет все слои общества, так что, мол, жизненно необходимо рассмотреть все возможные последствия. Звучит сенсационно: в конце концов, одно дело, когда так говорят футурологи, другое - когда перед тобой текст официального документа. Впрочем, одними декларациями авторы не ограничиваются и приводят статистику: между 2010 и 2014 годом рост продаж роботов в Европе в среднем составил 17 процентов в год, в 2014-м - и вовсе рекордные 29 процентов. А число ежегодных патентных заявок в сфере робототехники за последние 10 лет и вовсе утроилось!

Техника познания

Сегодня роботами называют почти любое автоматическое устройство, выполняющее какую-то функцию. С точки зрения рыночной экономики это привлекательно, с точки зрения науки - спекуляция.

Данные Европарламента вполне соотносятся с победными реляциями Международной федерации робототехники (IFR): в прошлом году продажи промышленных роботов в мире установили новый рекорд - 248 тысяч единиц. А к 2018-му в заводских цехах разместят около 2,3 млн роботов, как минимум вдвое больше, чем в 2009-м (1 млн). Еще больше завораживают цифры по сервисным роботам: по данным той же IFR, в 2014-м по всему миру было продано 4,7 млн таких автоматов для личных нужд или домашнего использования (на 28 процентов больше, чем в 2013-м), а между 2015-м и 2018-м в год реализуют 35 млн! Фантазия разработчиков не ограничивается роботами-пылесосами. В компании Sony уже заявили о разработке робота, способного "наладить эмоциональную связь" с человеком, робот-адвокат (строго говоря, компьютерная программа) лихо оспаривает у полиции Лондона и Нью-Йорка штрафы за парковку, а система искусственного интеллекта недавно обставила в имитации воздушного боя полковника ВВС США. И пусть это еще не роботы в том виде, как их изображает Голливуд (речь, скорее, о продвинутых автоматах), однако революция, как ни крути, налицо.

Самый сенсационный момент - создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями.

Теперь о тревожном. Нет, машины не захватят власть над людьми, однако они вполне могут отобрать наши рабочие места, о чем и предупреждают в докладе. А вот прогноз от Oxford University: половина рабочих мест в США будут отданы роботам в ближайшее десятилетие или два - речь не только о заводских рабочих, но и о водителях такси, например. Видят ли опасность эксперты?

Роботы все чаще взаимодействуют с людьми в различных сферах жизни,- признает Сюзанна Бек, профессор права в Университете Ганновера (Германия) и признанный специалист по проблеме.

Нечеловеческая ответственность

Голливуд постоянно дополняет и модифицирует первые три "закона" робототехники - не причинять вред человеку, повиноваться ему и заботиться о своей безопасности

В интервью "Огоньку" профессор Бек подчеркивает: сегодня шансы, что автоматы могут нарушить права и интересы "третьих сторон", возросли. К тому же машины все более автономны и все труднее назначать конкретных людей ответственными за их действия. Чтобы избежать такого "отсутствия юридической ответственности", заключает эксперт, и нужно адаптировать существующие законы к новой реальности с участием роботов.

Фактически доклад, представленный в Европарламенте, пытается законодательно ответить на новые вызовы (его докладчик, член парламента от Люксембурга Мади Делво, на момент сдачи номера была недоступна для комментария). Самый сенсационный момент, о котором сразу написали мировые СМИ,- это создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями. Еще один пункт связан с налогами: речь о том, что компании, владеющие роботами, должны сообщать, какой вклад те делают в прибыль компании, из этого будут рассчитываться налоги и отчисления в систему социального обеспечения. Авторы рассматривают и случаи, когда в результате автономных действий робота нанесен некий ущерб - кто за него будет платить? По сути, предлагается в докладе, необходима система обязательного страхования, как в случае с дорожным движением, однако на дорогах система страхования покрывает действия людей, в случае же с роботами это могут быть их производители... А как насчет прав на интеллектуальную собственность, созданную роботом? Кому они будут принадлежать? Здесь, пишут авторы, требуются дополнительные законодательные усилия.

«Мы уже живем в новой реальности»

Почему современных математиков называют шаманами, о чем думает искусственная нейросеть и какое отношение имеет проблема Больших данных к племенным курам.

Эксперты, впрочем, считают, что паниковать из-за засилья автоматов пока все же не стоит. По словам Сюзанны Бек из Университета Ганновера, то, что роботы могут заменить людей, громко сказано, хотя, как любая новая технология, они могут изменить некоторые виды нашей деятельности, прежде всего механические. Хорошая новость состоит в том, что людям останется творческая работа, недоступная для машин. И вот уже рисуются фантастические перспективы: роботы могут облегчить нам ежедневную жизнь, поддержать нас в физически тяжелой работе и подарить больше свободного времени, ну а все, что требуется,- это адекватно реагировать на возникающие вызовы.

Как живая

"Человечество стоит на пороге создания роботов, которых можно полюбить",- сообщила газета The Financial Times, и российские блогеры обрадовались. В основном, конечно, ликуют мужчины.

Так не пришла ли пора кодекса законов, вроде трех законов робототехники, что придумал фантаст Айзек Азимов? Ученые пока не знают, как вложить их в "мозг" роботов, а значит, говорится в докладе, эти законы могут относиться к... создателям роботов! Сюзанна Бек уточняет: было бы правильнее обсудить, в каких сферах нашей жизни автономные машины нужны, а в каких они вызовут, скорее, настороженность и сомнения (речь, к примеру, об автономных системах вооружений); продумать, что делать с размыванием человеческой ответственности из-за того, что все больше решений принимают автоматы... Словом, тем для споров - множество. Есть и "горячие": Christian Science Monitor напоминает, что в США озабочены законодательным регулированием одной из сфер, связанных с робототехникой,- беспилотными автомобилями. Как бы не опоздать: по прогнозам, такие автомобили появятся на американских дорогах уже в 2020-м...

Брифинг

Леонель Моура , художник в области искусственного интеллекта и робототехнического искусства:

Если мы сумеем установить с роботами симбиоз, взаимовыгодные отношения, тогда да, можно не опасаться. А если у нас не получится - возникнут проблемы. Но я думаю, что все формы жизни, включая искусственный разум, стремятся к сотрудничеству, хотят избежать конфликтов. Роботы не хотят воевать с людьми, конечно, если речь не идет о военных роботах, там ответ будет другой. Но я хочу рассматривать роботов как напарников, сотрудников. Пока я больше боюсь людей.

Подготовлен проект конвенции, регулирующей отношения искусственного интеллекта и людей

Отношения человека и искусственного интеллекта должны быть законодательно урегулированы, считают в Госдуме. В первой половине 2018 года профильный комитет рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте

Фото: Michael Buholzer / Reuters

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит конвенцию по робототехнике и искусственному интеллекту, рассказал РБК представитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо», разработавшего документ (есть в распоряжении РБК).

Председатель комитета Сергей Жигарев через помощника подтвердил эту информацию. Предполагаемый срок рассмотрения конвенции, а также формирования предложений законотворческих документов по теме «роботехника» — первое полугодие 2018 года. «Вопросы отношения человека и искусственного интеллекта — это вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы в ближайшее время. После широкого общественного обсуждения с участием представителей экспертного, научного сообщества, а также представителей общественности документ поступит на рассмотрение в нижнюю палату парламента», — сообщил Жигарев.

Цель разработанной конвенции — определить основные проблемы, которые могут возникнуть в обществе и правовой системе в связи с активным развитием киберфизических систем, обобщить основные правила робототехники и обозначить возможные направления решения существующих и ожидаемых проблем, указано в документе.

  • К объектам робототехники авторы документа относят все категории роботов в самом широком понимании независимо от их назначения, степени опасности, мобильности или автономности, а также киберфизические системы с искусственным интеллектом в любой форме.
  • Авторы документа предлагают исходить из того, что «создание, внедрение и использование роботов должно осуществляться при условии максимального обеспечения безопасности человека, общества и государства, а также непричинения вреда человеку, человечеству, живым существам и всей их среде обитания».
  • Роботы, создаваемые в военных целях, «должны иметь изначально заложенные в них и не поддающиеся изменениям ограничения, соответствующие положениям международного гуманитарного права». Такие роботы не должны использоваться для причинения вреда мирному населению.
  • Предлагается установить повышенные требования к защите от несанкционированного доступа третьих лиц при эксплуатации роботов, потенциально способных причинить человеку существенный, в том числе смертельный, вред (медицинские роботы, имплантируемые устройства, высокоавтоматизированные транспортные средства, военные роботы и т.д.).
  • Роботы должны постоянно фиксировать информацию об условиях своего функционирования и всех совершаемых ими действиях и хранить в специальном «черном ящике».
  • Физически взаимодействующие с людьми и не находящиеся под прямым управлением человека роботы должны иметь функцию моментального или аварийного отключения по требованию («красную кнопку»).
  • «Человек не должен умалять человеческое достоинство своим обращением с роботами».

Инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Никита Юрьев отмечает, что рынки роботов и искусственного интеллекта тесно взаимосвязаны — развитие первого невозможно без второго. «В свою очередь, рынок роботов создает широкие возможности для работы в направлении искусственного интеллекта: глубинного и машинного обучения, обработки естественного языка, машинного зрения», — отметил Юрьев. Он привел прогноз компании Grand View Research, согласно которому объем мирового рынка искусственного интеллекта в 2017 году должен составить около $19,18 млрд, а к 2025 году достигнет $35,9 млрд.

Рынок роботов только в сфере услуг должен достичь $27,5 млрд к 2023 году при среднем темпе роста 15,18% в год, приводит Юрьев данные компании MarketsandMarkets. Рынок роботов в производстве к этому же сроку должен достичь $71,72 млрд. При этом суммарно мировые расходы на роботов, по данным IDC, должны уже к 2019 году превысить $135,4 млрд. «Лидером в данном направлении считают Азиатско-Тихоокеанский регион, а одним из самых ярких игроков — Boston Dynamics (американская инжиниринговая компания, некоторое время принадлежавшая Google, сейчас принадлежит SoftBank. — РБК )», — рассказал представитель ФРИИ.

Проект конвенции, разработанный «Робоправом», не первая попытка законодательно урегулировать рынок искусственного интеллекта. В декабре 2016 года «Ведомости» , что основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин совместно с юристом Виктором Наумовым разработали концепцию закона о робототехнике.


Этот законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс главой о роботах-агентах, то есть тех роботах, которые могут действовать автономно. «Мы продолжаем активное обсуждение законодательных инициатив в этой области, по разным оценкам экспертов, рынок искусственного интеллекта к 2020 году вырастет до $5 млрд», — передал Гришин РБК через представителя.

Исследовательский центр «Робоправо» создан как автономная некоммерческая организация в начале 2017 года по инициативе сотрудников международной юридической фирмы Dentons Андрея Незнамова и Виктора Наумова, рассказал РБК представитель центра. По его словам, разработанные по заказу Гришина поправки стали «толчком к созданию конвенции». В то же время он отметил, что законопроект и конвенция практически не пересекаются по смыслу. «Появление «закона Гришина» инициировало широкое обсуждение вопросов регламентации робототехники. В совокупности с этими и другими факторами встал вопрос о принятии законов о робототехнике вообще, а не только внесении изменений в Гражданский кодекс», — отметил он.

Как пояснил представитель центра «Робоправо», многие эксперты в мире говорят о необходимости создания общего свода правил взаимодействия человека с роботами и искусственным интеллектом. «Мы решили попытаться сделать это. Проанализировали существующие законы и правила. Постарались их обобщить, а также сделать ряд новых предложений, не претендуя на исчерпываемость и окончательность», — отметил он.

Как в мире юридически регулируют искусственный интеллект

На данный момент в мире практически не существует специальных законодательных актов, определяющих статус машин с искусственным интеллектом. В США , например, рассмотрение возникающих споров по этой проблеме основывается на действующих общих законах, что зачастую вызывает трудности при рассмотрении дел в суде.

Специальный закон о робототехнике был принят в 2008 году в Южной Корее . Несмотря на то что в акте «О содействии развитию и распространению умных роботов» фактически не идет речи о регулировании искусственного интеллекта, а в качестве основной его цели было заявлено стимулирование робототехники и улучшение качества жизни граждан, в документе дается несколько важных определений. Под термином «умный робот» южнокорейские законодатели предлагают понимать «механическое устройство, которое самостоятельно воспринимает внешнюю среду, распознает обстоятельства, в которых работает, и движется самостоятельно». В одной из статей закона говорится, что в будущем правительство имеет право принять специальный закон, регулирующий этические нормы развития робототехники, которым должны следовать разработчики, производители и пользователи умных роботов.

Первые шаги в этом направлении делают и в Европе . В феврале 2016 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права в робототехнике», в которой парламентарии обратили внимание на важность развития законодательной базы, а также отметили необходимость введения единой системы классификации роботов и общеевропейской системы их регистрации. Большое внимание в документе уделяется этическим принципам: например, отмечается, что потенциал использования робототехники должен оцениваться с точки зрения отсутствия угроз безопасности и здоровью человека, свободе и неприкосновенности частной жизни.

В ходе саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в октябре 2017 года, лидеры европейских стран договорились в начале 2018 года разработать европейский подход к проблеме искусственного интеллекта. В официальных документах саммита также говорилось о необходимости активнее реагировать на новые мировые тенденции, к которым относится развитие искусственного интеллекта.



Просмотров