Интернет и защита прав интеллектуальной собственности. Проблемы интеллектуальной собственности в сети интернет

Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет.

Введение.

Установление правонарушителя и обеспечение предоставления электронных доказательств

Судебная защита интеллектуальных прав

Особенности исполнительного производства по делам, возникающим в связи с нарушением интеллектуальных прав в сети Интернет

В информационной сфере сети Интернет сосредоточен необъятный объем самой разнообразной информации. В то же время сеть Интернет представляет собой широкую арену для применения «информационного оружия», «интеллектуального пиратства» и других неправомерных действий, влекущих значительный материальный и моральный ущерб в условиях развития инновационной экономики. В частности, в информационной сфере сети Интернет имеют место многочисленные факты нарушения интеллектуальной собственности.

По этой причине растет актуальность проблемы их защиты, включая правовую проблему доказывания нарушения интеллектуальных прав на соответствующие информационные объекты интеллектуальной собственности, размещенные и распространяемые в сети Интернет.

Значительная часть авторов результатов интеллектуальной деятельности (научных, литературных и художественных произведений, программ для ЭВМ, компиляций, баз данных, фонограмм, изобретений, радио- и телепередач и др.), а также иных правообладателей и правопреемников, пострадавших от правонарушений в сети Интернет, отказывается бороться, полагая, что в отношении информационных объектов интеллектуальной собственности, размещенных и распространяемых в глобальной сети, не действует никакое законодательство и нет возможности доказать нарушение интеллектуальных прав, поскольку информацию на Интернет-сайтах можно легко и быстро изменить или удалить (часто вместе с сайтом).

Вместе с тем известны способы и средства правовой (по форме: юрисдикционной - судебной, административной; неюрисдикционной - внесудебной - например, формой внесудебного разрешения споров с помощью третьей незаинтересованной стороны (специалиста-посредника) является медиация (от лат. mediare - посредничать) и технологической (индивидуальной, общественной и др.) защиты(принятия комплекса общих и специальных организационно-правовых мер) информационных объектов, размещаемых (публикуемых) и распространяемых в инфосфере сети Интернет, и интеллектуальных прав на эти объекты, комплексное применение которых может обеспечить эффективную защиту интеллектуальных прав с учетом специфики глобальной сети.


Защита объектов интеллектуальной собственности в инфосфере сети Интернет на этапах размещения и легального использования

Прежде чем разместить объект интеллектуальной собственности в сети Интернет, правообладатель (автор) может по собственной инициативе применить различные организационные и технологические способы, направленные на защиту своих интеллектуальных прав, т.е. способы «самозащиты». В частности:

Удостоверение интеллектуальных прав (техническое и нотариальное);

Обеспечение технологической безопасности объектов интеллектуальной собственности.

Чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра объекта интеллектуальной собственности, на котором указан автор. Однако в случае предоставления третьими лицами более раннего экземпляра объекта интеллектуальной собственности право авторства необходимо будет доказывать в судебном порядке. Во избежание такой ситуации необходимо нотариально удостоверить экземпляр (контент) информационного объекта интеллектуальной собственности (в сети Интернет эту услугу предоставляют «сетевые» нотариусы) или осуществить депонирование экземпляра в специальном архиве вебдепозитария (Web-депозитария или в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru). Кроме того, возможна регистрация программного кода интернет-сайта, на котором размещается информационный объект интеллектуальной собственности, в Роспатенте.

После надлежащего удостоверения интеллектуальных (авторских и др.) прав для защиты информационного объекта интеллектуальной собственности можно также использовать (согласно ст. 1299 ГК РФ) различные средства технологической защиты, позволяющие предотвратить нарушения интеллектуальных прав в инфосфере сети Интернет, включая:

Информационно-компьютерные технологии, позволяющие ограничить копирование или налагающие другие ограничения (например, ограничение срока, в течение которого возможен просмотр или воспроизведение защищаемого информационного объекта);

Информационно-программные или программно-аппаратные средства, затрудняющие создание копий защищаемых объектов в электронной форме либо позволяющие отследить создание таких копий (шифрование, установление «водяных» меток в электронных копиях защищаемого информационного объекта);

Информационно-технические средства, позволяющие ограничивать и отслеживать использование защищаемых информационных объектов (мониторинг уникальных идентифицирующих «электронных сигнатур» защищаемых информационных объектов).

Для размещения информационного объекта интеллектуальной собственности в инфосфере сети Интернет правообладателю (автору) требуется обеспечить соединение своего персонального компьютера с локальной компьютерной сетью интернет-провайдера (информационного посредника - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), предоставляющего услуги, связанные с доступом в глобальную сеть. При этом информационные правоотношения, возникающие между интернет-провайдером и правообладателем (автором) - абонентом сети Интернет по поводу размещения и распространения информационного объекта, предоставления и оплаты провайдерских услуг, регулируются соответствующим гражданско-правовым договором.

Провайдер оказывает на основании договора и выданного ему уполномоченным государственным органом разрешительного документа (лицензии) услуги по доступу, охране, предоставлению и распространению информации об объекте интеллектуальных прав в сети Интернет, устанавливая определенный в договоре информационно-правовой режим (правовой режим информационного объекта интеллектуальной собственности), предусматривающий разрешенный правообладателем вариант доступа (открытый, платный, с авторской комиссией и др.) к информационному объекту и легальное копирование и распространение электронных материалов как на территории России, так и за ее пределами, т.е. реализуя тем самым комплекс правовых средств административной защиты, а также дополнительные средства технологической защиты.

При размещении объекта интеллектуальных прав в инфосфере сети Интернет доступ к нему получает неограниченное количество пользователей глобальной сети. При неправомерном использовании объекта интеллектуальных прав, размещенного в инфосфере сети Интернет, возникает необходимость установления правонарушителя.


Похожая информация.


Основные сегменты Интернета – сайты, блоги, форумы и др. являются сложными произведениями . Поэтому для их защиты используют специальные подходы или стратегии. Согласно одной из таких стратегий на сайте выделяют наиболее ценные, ключевые произведения и их защищают, т.е. регистрируют или патентуют. Другая стратегия предусматривает защиту сайта в целом или его основных частей, например, регистрация программ ЭВМ, баз данных или патентование способа обработки данных. Хорошие результаты также даёт патентование технических решений, сопутствующих деятельности данного сайта. В этом разделе кратко описаны возможные варианты защиты сайтов, а также блогов, форумов и других сложных объектов собственности всемирной сети.


Идентификационные данные

Уже на начальном этапе создания сайта следует уделить особое внимание идентификационным данным, их размещению и оформлению:

Сайт (блог, форум) должен иметь название . Желательно, чтобы название было уникальным в данном сегменте деятельности. Если вы собираетесь развивать своё направление, то целесообразно защитить своё название, как коммерческое обозначение или товарный знак.

На сайте должен быть указан правообладатель . Так как сайт находится во всемирной сети, то в соответствие Бернской конвенции следует проставить знак охраны авторского права - копирайт (copyright) с указанием правообладателя и года создания сайта, например: © И.О. Фамилия, ГОД .

Без указания идентификационных данных действия по защите сайта нецелесообразны. Далее уже можно проводить действия по защите интеллектуальной собственности, размещаемой в Интернете на сайте.

Способы защиты и комплексный подход

В большинстве случаев, достичь эффективной защиты интеллектуальной собственности в Интернете можно только с помощью комплексного подхода, включающего ряд способов защиты:

Регистрация программ ЭВМ и баз данных.

Патентование структуры сайта.

Патентование процессов, осуществляемых на сайте
с помощью компьютерных программ.

Патентование способов обработки данных.

Защита приложений.


Объекты защиты авторских прав в Интернете

Указанные объекты можно защитить путем регистрации в каталогах данного сайта, в частности в Каталоге регистрации интеллектуальной собственности в Интернете .

Фактически такая регистрация позволяет защитить, т.е. подтвердить авторские права на:
1. Название сайта.
2. Имена авторов сайта.
3. Права собственности на сайт.
4. Авторские права на концепцию (идею) и структуру сайта.
5. Авторские права на информационные и графические материалы сайта, на контент сайта.

Защита авторских прав в Интернете основывается на формировании достаточной доказательной базы для последующего отстаивания своих прав на стадии досудебного урегулирования, в суде и других инстанциях. Это достигается путем публикации материалов сайта по определенным правилам в нашем каталоге регистрации.


Характеристики, описания способов защиты

Регистрация программ ЭВМ и баз данных

Программы ЭВМ и базы данных можно (иногда желательно) регистрировать в ФИПСе (РОСПАТЕНТе), хотя и не обязательно. Этот вопрос требует конкретного рассмотрения.


Регистрация права авторства
на идею создания сайта, идею создания произведений

Право авторства на идею произведения является неимущественным правом. Однако подтверждение и закрепление этого права часто может иметь решающее значение. Во всех случаях право авторства будет оказывать большое значение на имидж и престиж автора.

Право авторства произведения можно зафиксировать путём публикации формулы идеи, творческого замысла или доминанты оригинальности, которые позволяют не только подтвердить авторство, но и выразить творческий вклад автора. Опубликовать и зарегистрировать идею можно в Каталоге регистрации прав авторства .


Патентование структуры сайта

Этот вид патентования используется для защиты структуры сайта, элементов структуры сайта и отчасти баз данных. Объектами защиты могут выступать как изобретения, так и полезные модели. В основе методики патентования выступают структуры размещения данных на машиночитаемых носителях.

Патентование процессов, осуществляемых на сайте
с помощью компьютерных программ

В данном случае речь идет о патентовании процессов или технологий, которые осуществляются с помощью программ ЭВМ. Часто патентуются только ключевые моменты этих процессов. В данном случае объектами защиты преимущественно являются изобретения на способ. Основой методики патентования является выделение технических составляющих процессов и представление их в качестве последовательности действий над материальными объектами с помощью материальных средств.


Патентование способов обработки данных

Данный способ является вариантом защиты компьютерных программ. Как и в предыдущем случае здесь объектами защиты преимущественно являются изобретения на способ. Основой методики патентования является представление данных в виде материальных объектов. Обуславливающие и подсобные технические решения могут патентоваться в виде изобретений и полезных моделей на устройство.

Вопросы патентования освещены в разделе "Патентование" .

Защита приложений

Для усиления защиты сайтов и интернет-технологий можно защищать также используемые в них гаджеты и приложения. Для этого используется патентование.


Техника регистрации

Р егистрацию могут осуществлять только зарегистрированные пользователи. Пользователи, осуществившие публикацию, считаются авторами и получают доступ к личному офису с расширенным набором сервисов.

В случае затруднения заполнения формы авторы могут обратиться к администрации по электронной почте с просьбой осуществить ручные депонирование и публикацию. Более полные рекомендации по публикации через администрацию вы можете получить, нажав на расположенную выше кнопку "Через администрацию" .
При составления описаний аннотаций можно использовать примеры из каталога.

Условия регистрации

Регистрация является платной услугой.
Стоимость в минимальном формате: авторство, собственность, концепция, цель, разделы, скриншот - от 500 руб. Выдача свидетельства от 1250 руб. (с учётом почтовых расходов, но без учёта приложений).

Регистрация произведений большего объёма и ручное депонирование осуществляются на договорных условиях. Депонирование сопровождается обязательной аннотацией, размещаемой в каталоге.

Просим принять во внимание, что ручная публикация через администрацию может стоить на 20-50% дороже, чем самостоятельная автоматическая через формы сайта.

В сложных случаях и в случаях публикаций произведений большого формата возможна только ручная публикация через администрацию. Стоимость таких публикаций определяется на договорной основе.

Представителям «социальных» слоев населения предоставляются скидки !
Скидки предоставляются по договорённости с администрацией и не распространяются на выдачу свидетельства, а также копий дополнительных материалов.

Все присылаемые материалы проходят формальную экспертизу на соответствие правилам публикации и критериям новизны.

Термины раздела:

Термины «Защита интеллектуальной собственности » и «Защита интеллектуальных прав » в приложении к теме раздела тождественны.

Регистрация - запись, фиксация фактов или явлений с целью учета и придания им статуса официально признанных актов (Экономический словарь),
- занесение в список, взятие на учёт, составление перечня (БСЭ).
Произведение - результат целенаправленной творческой деятельности личности, имеющий общественно-полезное значение. (Термин данного проекта)
Авторские права (авторское право) - Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. (ГК РФ ст.1255)
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. (ГК РФ ст.1257)
Интеллектуальная собственность - то же, что и результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. (ГК РФ ст.1225)
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения...(ГК РФ ст.1259 п.1)
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. (ГК РФ ст.1259 п.3)
Право авторства - право признаваться автором произведения и
право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. (ГК РФ ст.1265 п.1)
Фиксация - закрепление в определенном положении (Брокгауз и Ефрон).

3. Особенности существования объектов интеллектуальной собственности в Интернет

Сравнивая правовые отношения, существующие в повседневной жизни и составляющие традиционное представление о праве, с теми, что складываются в киберпространстве, можно заметить черты как сходства, так и различия. С одной стороны, проблемы, порожденные новыми информационными и коммуникационными технологиями, не более чем новое обличие старых проблем: воровство, вандализм, плагиат, "пиратство" в отношении интеллектуальной собственности, уклонение от выплаты авторского вознаграждения и т.д. С другой стороны, легкость, "домашность" нарушения, совершаемого перед экраном персонального компьютера, создает обманчивое ощущение невиновности и полной защищенности.

Кроме того, нарушения в киберпространстве могут быть связаны с неопытностью, функциональной неподготовленностью пользователя. Так, к журналистам присоединились ныне тысячи других участников информационного взаимодействия, многие из которых не имеют ни малейшего представления о традициях и нормах журналистской этики, строящейся на идеях общественного служения, профессионального долга и социальной ответственности.

Во-первых, субъект становится трудно различимым, особенно если он оперирует из рядового интернет-кафе или другого места общего пользования.

Во-вторых, Правонарушение в виртуальном мире длительное время может оставаться незамеченным, поскольку совершается оно в режиме "on-line", а никакого мониторинга за правовым порядком в киберсреде пока не ведется.

Например, согласно исследованию, проведенному Социологическим отделением интернет-домена Yahoo, с сентября 1998 г. по февраль 1999 г. в интернете появилось 236 веб-страниц, на которых размещены репродукции картин современного британского художника Николаса Ли (Nick Lee). При этом господин Ли и не подозревал о том, что его работы используются без указания авторства .

В-третьих, произведение, не имеющее специальной защиты, будучи одиножды загружено в киберпространство, становится легко доступным для всякого, кто пожелает его воспроизвести, скопировать, использовать в компиляции, изменить, наконец, с целью навредить репутации автора. И этот процесс становится необратимым, так как подделка успела широко распространиться по сети.

В этой связи, можно привести в пример судебное решение, проливающее свет на характер и сферу действия авторских прав в интернете. Речь идет о решении Парижского окружного суда от 14 августа 1996 г. по иску к пользователю, который без разрешения авторов оцифровал охраняемые авторским правом песни, занес их в память своего компьютера для сохранения и тем самым открыл к ним доступ всем лицам, подключающимся к интернету. Владельцы авторских прав выдвинули обвинение в нарушении их прав как на воспроизведение, так и на публичное сообщение. Пользователь строил свою защиту следующим образом. Во-первых, он доказывал, что воспроизводил копии только в целях личного использования, а, значит, не нарушал права на воспроизведение. Во-вторых, он утверждал, что за распространение сделанных им цифровых копий песен должен нести ответственность не он, а те лица, которые через интернет без спросу посетили его веб-сайт. Он пытался убедить суд, что веб-сайт следует уподобить "частному виртуальному дому". В-третьих, он заявлял, что не нарушил права на публичное сообщение, поскольку не производил никаких действий по передаче или распространению оцифрованных им копий.

Парижский окружной суд решил, что в данном случае имеет место нарушение права на воспроизведение, поскольку лицо, которое, не имея разрешения, записывает охраняемое произведение в память своего персонального компьютера, связанного с интернетом, тем самым воспроизводит его и поощряет его коллективное использование. В то же время судья не установил в данном деле нарушения права на публичное сообщение. Было признано, что пользователь за свое нарушение несет ответственность перед правообладателями в двояком качестве: как "провайдер содержания" (он поместил песни в сеть) и как "диспетчер сайта". "Провайдера доступа" суд оправдал, так как он закрыл доступ к сайту, едва узнав о протестах авторов .

Интерактивность - результат качественно новой степени взаимодействия потребителя-пользователя с произведением - также подвергает опасности неприкосновенность авторского права. Приглашая пользователя к самостоятельным действиям в рамках произведения мультимедиа, она объективно формирует в его сознании представление о допустимости вторжения в авторское произведение.

Например, компьютерная игра "Mon theatre magique" приглашает пользователя самостоятельно сделать анимационный фильм с помощью движущихся и озвученных изображений людей, животных, растений и т.д. Если сама эта мультимедийная игра является экземпляром произведения, то создаваемые с ее помощью квазифильмы обладают всеми чертами произведений. Причем они могут интерпретироваться как производные, но, будучи сохранены в игровом файле, уже становятся частью экземпляра исходного произведения, который, в свою очередь, утрачивает идентичность с оригиналом, переставая быть копией .

Итак, границы между творчеством и интерпретацией ранее заложенных данных становятся все более размытыми. Ясно, что говорить о появлении объекта авторского права в результате взаимодействия человека с компьютером правомерно лишь в том случае, если деятельность пользователя была творческой и имела целью именно создание произведения. Но в виртуальном мире, особенно при коллективном взаимодействии, возможно и спонтанное творчество. Здесь нередки и так называемые случайные произведения, сформировавшиеся, например, в результате ошибки пользователя либо работы какого-либо периферийного устройства или программного продукта. Может ли разработчик компьютерной программы претендовать на соавторство в таком произведении или права должны признаваться только за пользователем? В то же время можно ли считать автором пользователя, который лишь поставил перед компьютером задачу создания произведения?

Логичен положительный ответ на последний вопрос, обусловленный наличием некоего творческого начала в постановке задачи пользователем. Например, пользователь при формулировании задачи может задать алгоритм ее выполнения или сформулировать главную идею будущего произведения. Творческий характер подобных действий несомненен, как несомненно и то, что все действующие конвенции выводят охрану идей, процессов, алгоритмов и т.п. за рамки авторского права. Следовательно, природа творчества в киберпространстве заставляет вновь вернуться к далеко не новому вопросу интеллектуальной собственности - о правовой защите идей.

Революционизируя способы создания, распространения и использования произведений, новые информационные и коммуникационные технологии объективно подталкивают мировое сообщество к все более и более глубокой ревизии устоев общепризнанной авторско-правовой доктрины. При этом необходимо отметить в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 года норм, касающихся используемых авторами технических средств (ст.11) и обязательств государств-участников в отношении информации об управлении правами (ст.12). Принципиальное значение имеет истолкование электронной информации об управлении правами как сведений, которые идентифицируют произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или содержат информацию об условиях его использования .

Это уже предельно близко к регистрации произведений - институту, входящему в противоречие с нормами Бернской конвенции. Но в данном случае функцию регистрации берет на себя не государство, а ассоциации авторов, которые, естественно, будут сами решать, что заслуживает того, чтобы быть признанным в качестве произведения, а что нет. Таким образом, не исключено появление новой разновидности цензуры. Кроме того, легализация практики, когда электронная информация об управлении правами обязательно появляется на экране компьютера в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения, на деле означает, что произведение, не снабженное такой информацией фактически оказывается в общественном достоянии.

Итак, с одной стороны, - объективная трудность адекватно отразить особенности новых информационных и коммуникационных технологий в международном праве и национальном законодательстве. С другой - сложность контроля над киберпространством в связи с его трансграничностью и неопосредованным характером коммуникации, особенно в режиме "on-line". Отсюда, однако, не следует, что в киберпространстве нет места ни праву, ни государственному регулированию. Напротив, нарастание серьезности вызовов диктует необходимость более активной роли государства.

Возникновение и развитие сети Интернет способствовало резкому расширению информационных возможностей личности и общества. На настоящий момент сеть Интернет представляет собой средоточие всевозможной информации и в перспективе, очевидно...

Защита интеллектуальной собственности в РБ и за рубежом: сравнительный анализ

Нематериальные активы - совокупность приобретённых и (или) созданных ценностей, не имеющих материально-вещественной формы, характеризующихся долговременным использованием и способностью приносить доход...

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность в сети Интернет

Актуальный вопрос в рамках правового регулирования интеллектуальной собственности в сети Интернет - ответственность Интернет-сервис провайдеров за нарушения авторских прав. Вопрос ответственности имеет важный международный подтекст...

Интеллектуальная собственность и ее правовая защита

Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности содействует процессу эффективности управления инновационными процессами...

Виды стоимости имущества определены Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.98 г. с изменениями и «Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности»...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

Экспертиза объектов ИС В соответствии со ст. 128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

Существуют три подхода к определению рыночной стоимости ИС и НМА: доходный, затратный и сравнительный. Основным подходом к стоимостной оценке ИС и НМА считается доходный подход...

Патентная защита объектов интеллектуальной собственности в РФ

Проблема контрафакции в российском законодательстве об интеллектуальной собственности

Генеральный директор Российского агентства по патентам и товарным знакам А.Д. Корчагин счел необходимым дать разъяснения по вопросу...

Проблема контрафакции в российском законодательстве об интеллектуальной собственности

В зарубежном патентном законодательстве, также как и в российском, отсутствует прямое указание на то, считается ли изобретение материальным или нематериальным объектом...

Система российского законодательства "Об охране интеллектуальной собственности"

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Юридический факультет

Дисциплина: Право интеллектуальной собственности

Студентки 6 курса

заочной формы обучения

по специальности "Юриспруденция"

Туркина И. С.

Проверил преподаватель

Жукова Н. А., к. х. н

Санкт-Петербург

Введение. 3

Способы защиты интеллектуальной собственности в Интернет. 4

Защита прав на доменное имя. 7

Заключение. 10

Список используемой литературы. 11

Введение.

Регулирование авторских прав в интернете - очень острый вопрос. С одной стороны, все согласны, что свободный и открытый доступ к информации является важнейшим условием развития общества в современном мире. С другой - и с этим тоже не поспоришь - авторские права в интернете нарушают если не все поголовно, то регулярно и повсеместно.

Регулирование авторских и смежных прав за последние полтора десятилетия должно было бы измениться столь же радикально, сколь и вся сфера производства и передачи текста, изображения, звука. Но этого не произошло, мы продолжаем жить в начале XXI в. по законам, адекватным технологии середины XX в.

Если раньше правообладатели могли получать доходы от создания и продажи материальных копий, а копирайт был направлен на защиту интересов предпринимателей, купивших право на создание копий, от посягательств других, то с развитием интернета пользователи получили возможность практически неограниченно обмениваться друг с другом информацией без посредников.

Способы защиты интеллектуальной собственности в Интернет.

Законы об авторских правах распространяются и на Интернет. Нет никаких ограничений или специальных оговорок о том, что в Интернет нормы авторского права действуют как-то иначе. В глазах закона об авторских правах нет разницы - опубликована фотография авторская работа в журнале или на web-сайте.

Размещая свои работы в Интернет, авторы сохраняют на них все права. Люди выставляют в Интернет свои статьи или фотографии для того, чтобы другие могли ознакомиться с ними, а не для того, чтобы они могли делать с ними все, что хотят. Автору принадлежит эксклюзивное право решать, как его работа будет использована. Если автор не указал, что разрешает свободно использовать свою работу, следует считать, что такого разрешения нет, и работу копировать нельзя.

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Проблема не в том, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании, а в том, что "пока никто не пытался пресечь их нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами" .

Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны априорно предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее. Это связано с обеспечением доказательств нарушений авторских прав в Интернете, а также неготовностью инфраструктуры судов и судейского корпуса по исковым делам по нарушению авторских прав, связанных с тем или иным использованием Интернета, что и является камнем преткновения в проблеме защиты авторских прав в Интернете.

Хотя приоритет в авторском праве не столь важен, тем не менее, одной из самых главных проблем защиты авторских прав является отсутствие легальной процедуры, признанной всеми субъектами права, обеспечивающей возможность зафиксировать с привязкой к хост-серверу факт размещения электронных документов с авторскими материалами, время их размещения и другие реквизиты, а также обеспечивающей целостность таких документов и защиту от несанкционированного изменения, что позволило бы проводить аутентификацию и идентификацию таких документов и решило бы проблему обеспечения доказательств в защиту авторских прав в сети Интернет .

Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет может распадаться на ряд направлений, соответствующих некоторым направлениям, охраняемым авторским правом и правом промышленной собственности :

защита прав на текстовое содержание (контент) сайта - как объект авторского права на литературное произведение;

защита прав на графические элементы (дизайн сайта) - как объект авторского права на графическое произведение;

защита прав на доменное имя - как объект права на торговую марку или фирменное наименование;

защита прав на сайт как на программное обеспечение - как объект авторского права на программу для ЭВМ.

Очевидно, что проблема защиты авторских прав в сети Интернет более чем актуальна. В большинстве стран сегодня не существует утвержденных законодательно правовых норм, которые регулировали бы вопросы охраны интеллектуальной собственности в Интернете вообще и защищали бы журналистов в Интернет-медиасегменте.

Понятие об охране авторских прав запрещает вторичное использование информации - то, ради чего собственно и служит компьютер и Интернет. Раньше только издатели могли, перепечатывая книги, копировать информацию. Сегодня такая возможность доступна всем. Однако основы международной политики в области защиты интеллектуальной собственности учат, что так поступать нельзя.

За последние три десятилетия юридические аспекты использования компьютеров, коммуникационных средств и инструментов обработки информации были описаны в различных видах специализированной литературы, большая часть которой опиралась, в свою очередь, на данные, полученные путем обработки и копирования из сети Интернет. Вот вам забавный парадокс.

Институт авторского права является сегодня, безусловно, самым важным правовым образованием в области защиты результатов научной деятельности. Однако мы пониманием, что авторское право применимо не только к академичным бумагам, опубликованным традиционным путем. Любые труды, опубликованные в сети Интернет, должны защищаться законом об авторском праве.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает права, относящиеся к результатам интеллектуальной и творческой деятельности человека, средствам индивидуализации товаров и товаропроизводителей и защите от недобросовестной конкуренции.

Объектами интеллектуальной собственности являются следующие категории:

■ Изобретения;

■ Полезные модели;

■ Промышленные образы;

■ Литературные и художественные произведения и научные труды;

■ Исполнительная деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

■ Программы для ЭВМ и базы данных;

■ Топологии интегральных микросхем

■ Фирменные наименования;

■ Товарный знак;

■ Знак обслуживания;

■ Открытия;

■ Коммерческая тайна;

■ Секрет производства;

■ Средства индивидуализации.

распространению явления, а во многомиллионных судебных процессах, втянутыми в которые оказались как частные лица, так и правительственные структуры. Сегодня за деятельностью киберсквоттинга стоит не только жажда наживы на именах знаменитостей, но и завуалированная пропагандистская деятельность экстремистских организаций, фанатических сект и прочих радикальных образований.



Просмотров