Интересные вопросы про италию. Внеклассное мероприятие "итальянский калейдоскоп"

История оперы

Опера – это нечто чудесное и возвышенное. Опера объединяет в себе многие виды искусства, но главную роль среди них играет музыка. То есть опера - это музыкально-драматическое произведение для театра, в котором речь полностью или в значительной мере заменена пением.

Родиной оперы является Италия.

В конце XVI века во Флоренции жил богач Джованни Барди, большой почитатель искусств, который собирал под крышей своего дома музыкантов, философов, поэтов. Это собрание в историю культуры вошли, как «Флорентийская камерата». «Камерата» в переводе с итальянского означает «салон» или «комната».

Музыканты и поэты, входившие в камерату, обсуждали современную им музыку. Им не нравилось, что в музыкальных произведениях того времени господствовало полифоническое нагромождение, когда множество голосов, чаще всего больше двадцати, звучали одновременно. При таком звучании поэтические строки невозможно было услышать, поэтому члены Флорентийской камераты считали полифоническую музыку «разрушительницей поэзии». Они хотели, создать новую музыку, которая бы благотворно влияла на людей, подобно древнегреческой.

Один из участников камераты был горячим спорщиком Винченцо Галилей (1520-1591), отец великого астронома Галилео Галилея. Он положил на музыку отрывок из «Божественной комедии» Данте. Получилась «говорящая музыка». Это произведение Винченцо сам пел, играя на лютне или виоле. Это был первый шаг к опере, такой как мы ее знаем.

И снова участники Флорентийской камераты приступили к эксперименту. Они хотели создать драму, полностью положенную на музыку. Автором одной из таких музыкальных драм, под названием «Эвридика», был Якопо Пери (1561-1633) эту музыкальную драму поставили во время придворных торжеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха VI с Марией Медичи, племянницы правителя Флоренции. Успех был грандиозный. Такие музыкальные оперы начали ставить и в других крупных городах Италии в Риме, Мантуе, Венеции и Неаполе. Дальше дело флорентинцев продолжил итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643). Он в 1607 году создал оперу «Орфей». Монтеверди не использовал размеренную спокойную речь актеров, а создал драматический речитатив с яркими интонациями, со свободной сменой темпа, которые отлично помогают передать настроение героя. Этот великий композитор в своем творчестве близко подошел к созданию арий – сложных вокальных пьес. Именно благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире оперный театр.

В XVII веке опера начинает завоевывать европейские страны. В этом веке была создана французская национальная оперная школа во главе с композитором Жаном Батистом Люлли (1632 – 1687). Его оперы ставили в «Королевской академии музыки», придворном оперном театре. В Англии в 1689 году композитор Генри Пёрселл (1659 – 1695) создал оперу «Дидона и Эней». В 1678 году в немецком городе Гамбурге поставили национальный оперный спектакль.

Многие великие композиторы, такие как Глюк, Моцарт, Вагнер, Глинка, Драгомыжский, Сметана, Дворжак, композиторы «Могучей кучки» и многие другие, стали «отцами» мирового оперного искусства.

В России опера стала популярна в XIX веке. В 1836 году Михаил Иванович Глинка создал героико-патриотическую оперу «Жизнь за царя», в советское время эта опера была известна под названием «Иван Сусанин», и тем самым открыл новые возможности оперного искусства. Потом появился новый вид народной оперной драмы – «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881). За ней последовала сказочно-лирическая опера «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908), а также его оперы-сказки «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) подарил мировой культуре лирическо-психологические оперы, такие как «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».

Опера популярна и сегодня. Она завораживает. Могучее зрелище спектакля, великолепные голоса исполнителей дадут вам столько новых сил, эмоций и переживаний, что уже не сможете представить свою жизнь без оперы!

ОПЕРА В АНГЛИИ

1. Генри Пёрселл

2. Георг Фридрих Гендель, «балладная опера»

3. Фредерик Дилиус, Ральф Воан-Уильямс

4. Бенджамин Бриттен

Самой крупной фигурой музыкального театра Англии в годы после второй мировой войны является Бенджамин Бриттен. благодаря которому впервые со времен Перселла Англия имеет творца опер мирового значения. День премьеры его первой оперы «Питер Граймс» (7 июня 1945 г.) по праву можно считать началом нового расцвета оперы на Британских островах.

Бриттен в своем обширном оперном творчестве испытал много различных влияний, как современной музыки, так и старинной. Большое значение для формирования его творческого облика имела эстетика неоклассицизма (И. Стравинский, П. Хиндемит), но не менее сильно сказалось и глубокое воздействие музыки А. Берга и Д. Шостаковича. Бриттен принимает новые требования, которые предъявляет опере современность, стремится к лаконизму музыкальных структур, не препятствующих новому, ускоренному темпу оперного спектакля. Композитор выбирает для своих произведений значительные, весомые темы. Для Бриттена продолжают оставаться актуальными проблемы мелодического речитатива, основанного на национально-языковых особенностях речи, способы донесения смысла поющегося слова, экономное и дифференцированное использование инструментальных средств. Бриттен во всех случаях своего многократного обращения к театру создает именно оперу, в отличие от иных разновидностей музыкально-драматического спектакля, испробованных в наше время многими композиторами. Бриттен верит в оперу и в своих поисках стремится сочетать языковую утонченность Дебюсси с драматической силой поздних опер Верди.

В 50-е гг. на английских сценах продолжали появляться художественно привлекательные произведения, свидетельствующие об укреплении и развитии национальной оперной традиции. У. Уолтон (р. 1902) завершил оперу «Троил и Крессида» по Чосеру (1952), Леннокс Беркли (р. 1903) поставил свою оперу «Нельсон» (1954), Майкл Типпет (р. 1905) сочинил на собственное либретто оперу «Свадьба летом» (1952), Хемфри Сёрл (р. 1915) в 1958 г. написал одноактную оперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Особенного внимания заслуживает оперное творчество Алана Буша (р. 1900) благодаря определенности его идейно-эстетических позиций. А. Буш относится к числу тех художников Запада, которые сознательно поставили свое творчество и общественную деятельность на службу интересам рабочего движения. Пройдя через увлечение экспрессионизмом, Буш эволюционировал к национальной английской традиции и целиком посвятил себя хоровой массовой песне и оперному театру. В своих произведениях Буш использует традиционную оперную форму типа народной драмы, как она трактовалась, например, в русской музыке второй половины XIX в. у Мусоргского. Такова прежде всего опера «Уот Тайлер» о крестьянском восстании 1391г. (премьера состоялась в 1953г. в Лейпциге) и «Люди из Блекмура» (1955), опера о большой забастовке в угольных шахтах Йоркшира.

Иллюстрация:

Бенджамин Бриттен

ОПЕРА: ИСТОРИЯ - К РОМАНТИЧЕСКАЯ ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ

ОПЕРА: ИСТОРИЯ - К. РОМАНТИЧЕСКАЯ ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ

К статье ОПЕРА: ИСТОРИЯ

Склонность французов к героическим и зрелищным оперным представлениям, возникшая еще во времена Люлли, в 19 в. нашла продолжение в новом типе оперного спектакля, получившем название opra grande - "большая опера". Французская "большая опера" была создана Э.Скрибом (1791-1861) и Дж.Мейербером (1791-1864), ставшими на три десятилетия кумирами всей Европы. Скриб производил на свет либретто с быстротой (но не качеством), достойной Метастазио. Уроженец Берлина, Мейербер сочинял в эклектичном (и довольно безликом) стиле, полном пафоса и отличавшемся отсутствием чувства юмора (но в 19 в. юмор и не был обязательным качеством серьезного искусства). Скриб и Мейербер сочинили целый ряд грандиозных произведений для постановки в Парижской опере: Роберт-дьявол (1831), Гугеноты (1836), Пророк (1849) и поставленная посмертно Африканка (1865); оригинальные оркестровые эффекты сочетаются здесь с бравурными вокальными партиями в духе Россини, балетом, зрелищными сценами. Сквозная литературная тема этих опер - преследование меньшинств, национальных и религиозных; та же мысль присутствует и в опере Ж.Галеви (1799-1862) Еврейка (1835) на либретто Скриба. Возможно, лучшей "большой оперой" являются написанные в 1856-1858 Троянцы Г.Берлиоза (1803-1869). Вернувшись к античной теме, Берлиоз сумел передать подлинный эпический дух благодаря исключительно интересной гармонии и инструментовке, строго выдержанному стилю. После долгого забвения в наши дни упомянутые французские оперы снова звучат в великолепном исполнении, доказывая свою жизнеспособность.

Французским автором, достигшим замечательного результата в области "комической оперы" (opra comique), стал ученик и зять Галеви - Ж.Бизе (1838-1875). Бизе пришел в музыкальный театр в тот период, когда соединение национальной традиции комической оперы с романтическими тенденциями вызвало к жизни такие красивые и оригинальные оперы, как Фауст (1859) Ш.Гуно (1818-1893) и Миньон (1866) А.Тома (1811-1896). В Кармен (1875) Бизе достиг поразительной остроты музыкальной характеристики, которой французский музыкальный театр не знал со времен Рамо. Либреттисты Бизе сохранили мощный реализм новеллы П.Мериме, насколько это допускал жанр комической оперы. По драматургической цельности с Кармен можно сопоставить лишь Сказки Гофмана (1881) Ж.Оффенбаха (1819-1880). К.Сен-Санс (1835-1921) в Самсоне и Далиле (1877) тоже дает яркие музыкальные характеристики, но как целое эта опера достаточно статична. Прелестное сочинение - Лакме (1883) Л.Делиба (1836-1891); то же самое можно сказать и о ряде опер Ж.Массне (1842-1912). Среди них такие достижения, как Манон (1884) и Вертер (1892), камерные оперы, отмеченные естественностью мелодики, вытекающей из интонаций речи.

Еще дальше по этому пути пошел К.Дебюсси (1862-1918), чью вокальную мелодику можно назвать нотированной речью. Его опера Пеллеас и Мелисанда (1902) по одноименной пьесе М.Метерлинка явилась опытом слияния музыки и драмы, напоминающим о Тристане Вагнера, при том, однако, что Дебюсси сознательно делал это совсем иными методами. Музыка Вагнера - героическая и насквозь хроматическая; музыка Дебюсси - утонченная, аскетичная, а в области гармонии - весьма своеобразная и часто опирающаяся на модальный принцип. Оркестр воспроизводит средневековую атмосферу и рисует эмоциональные состояния персонажей, но, в отличие от вагнеровских опер, нигде не подавляет пение.

Музыка Испании. Часть 10. Опера Испании

Наряду с тонадильей в Испании XVIII в. процветала и опера. Это была опера итальянская вместе с её знаменитостями, вплоть до кастрата Фаринелли. Но наряду с такой иноземной оперой, в Испании уже в XVII в. делались опыты создания «целостной» (со сплошной музыкой) национальной оперы, к сожалению, почти не сохранившейся. Известно, что на текст драмы Лопе де Вега «Лес без любви» была сочинена музыка, а на текст драмы Кальдерона «Одним лишь взором ревность убивает» была сочинена Хуаном Идальго (Juan Idalgo) опера того же названия. Сохранился первый акт («первый день») этой оперы, опубликованный в 1933 г. Термин «сарсуэла» применяется к таким, целостным, испанским операм, но он применяется и в отношении музыкально-драматических представлений, где музыка смешана с драматическим диалогом. Королевский двор покровительствовал итальянской опере, и ростки испанской национальной оперы к XVIII в. заглохли. Национальный музыкально-драматический театр вёл существование в виде театра «для простонародья», в виде тонадильи.

Пуччини. Италия, признанная родина этого жанра музыкального искусства, в разные эпохи дарила миру непревзойдённые шедевры, однако, «золотым веком» итальянской оперы по праву считается XIX век.

«На оперной сцене доставляют удовольствие даже самые маленькие радости или тусклые страсти. Речь идёт не о мучительном напряжении, сопровождающем крепнущие «вибрато», и не только о безумном порыве голоса, сотрясающего стены театра. Речь идёт о подлинном усилии оторваться от земли, о трепетании крыльев. При таком обнажении чувств публику в свою очередь тоже охватывает дрожь. Ведь это о ней поётся», - писал знаменитый итальянский музыкальный критик Густаво Маркези.

Среди всех видов сценического искусства опера является наиболее синтетическим, соединяющим в себе далекие друг от друга жанры - музыку, поэзию и театр. Своим появлением современная опера обязана содружеству итальянских поэтов и музыкантов «Флорентийский кружок», сложившемуся в самом начале XVII века. Группа талантливых единомышленников поставила перед собой цель возродить слияние великих жанров искусства по примеру античных авторов. Поэтому родиной современной оперы, без сомнения, является Италия. В течение последующих трех веков плеяда итальянских композиторов, взявших на вооружение новый музыкальный жанр, закрепила за своей страной репутацию настоящей «королевы оперы». Среди великих оперных композиторов мира большинство итальянских имён - Монтеверди, Скарлатти, Россини, Верди, Пуччини.

На рубеже XVIII-XIX вв. итальянское оперное искусство переживало период застоя. Традиционные опера-сериа и опера-буффа исчерпали свои возможности. Деятельность крупнейшего итальянского композитора того времени Гаспаре Спонтини протекала за пределами родины. Вместе с тем в Италии сохранялись богатейшие традиции оперного пения. Бельканто или «прекрасное пение» - вокальная техника, возникшая в середине XVII в., достигает высшей точки в произведениях великих итальянских композиторов XIX в.

Бельканто - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка. Влияние бельканто на вокальные школы Европы было настолько сильным, что оперные композиторы писали свои произведения, исходя из особенностей этого стиля. Помимо Италии бельканто проявило себя в произведениях Г.Ф. Менделя, К. В. Глюка и особенно В. А. Моцарта.

«Италия - страна мечты с золотыми плодами», – писал француз Эмиль Золя. Немецкий поэт Гёте сказал, что тот, «кто видел Италию, и особенно Рим, никогда не будет несчастным». Италия способна очаровать любого! Это страна солнца, моря, вкусной еды и любви. Ее колорит сделает праздник незабываемым. Итальянская тема будет актуальна как для новогоднего корпоратива, так и для узкой вечеринки в честь юбилея. Это возможность сытно поесть, выпить отличного итальянского вина, поностальгировать под старую итальянскую музыку и надолго оставить это событие в памяти.

Если эта тема вам близка и интересна и вы хотите организовать праздник в итальянском стиле, наш сценарий может вам пригодиться. Программа построена в форме виртуального путешествия в Италию. Гостей приглашают посетить знаковые места и заодно хорошенько развлечься. Структура сценария позволяет без труда переработать его, изъяв одни компоненты и введя другие. При легкой корректировке сценарий может быть использован для подготовки подростковой вечеринки.

Вечеринка в итальянском стиле: декор

Помещение можно декорировать в цветах итальянского флага: зеленом, белом и красном . Разноцветные ленты и шарики сделают место проведения не только «тематичным», но и ярким. Цвета итальянского триколора можно повторить и в столовом текстиле (например, скатерть одного цвета, а салфетки - двух других).

Игривую праздничную атмосферу создадут гирлянды из треугольных флажков-триколоров. Мини-флаги Италии, поставленные в вазы, украсят стол.

Лучшим оформлением застолья будет… еда. У многих Италия вызывает приятные гастрономические ассоциации. Так, на столы можно поставить прозрачные вазы с разнообразными макаронными изделиями, в том числе цветными. Помидоры, пицца, апельсины и оливки порадуют вкусом и создадут нужный антураж.

На стены можно повесить увеличенные изображения итальянского сапожка разных цветов и размеров. Постеры с видами Венеции или репродукции картин Леонардо да Винчи тоже будут уместны.

Сценарий вечеринки в итальянском стиле: виртуальное путешествие

1. Получение визы

Ведущий спрашивает гостей, хотят ли они отправиться в Италию и провести праздник там, путешествуя по самым интересным местам этой чудесной страны. Гости, разумеется, изъявляют согласие.

Чтобы отправиться в виртуальный тур, необходимо получить визу. Выдадут ее лишь тем, кто сдаст тест на знание Италии. Ведущий предлагает немедленно приступить к тестированию.

Тест на получение визы проводится в форме викторины. Лучше, если это будет викторина в картинках - такой формат проще и интереснее. Если есть возможность подготовить листы с картинками-заданиями, распечатанными из интернета, стоит отдать предпочтение именно ему. При отсутствии такой возможности проводится устная викторина.

Тест-викторина в картинках. На листе (желательно большого формата) изображены три предмета. Лишь один из них имеет отношение к Италии. Картинки пронумерованы. Стоит использовать не менее 8 листов-заданий.

Гости могут быть разделены на 2 команды. Ведущий показывает команде лист и предлагает назвать номер картинки с правильным ответом. Есть лишь одна попытка ответить правильно. За верный ответ - 1 балл. Если команда вспоминает имя изображенного человека или название предмета, ей начисляется дополнительный балл.

Примеры заданий

1. Кто из них итальянка? На листе изображены Моника Белуччи, Пенелопа Крус и Софи Марсо . Правильный ответ: Моника Белуччи .

2. Какой из этих архитектурных памятников находится в Италии? На листе изображены собор Святого Семейства Гауди, Пизанская башня и Афинский акрополь . Правильный ответ: Пизанская башня .

3. Кто из них является итальянским модельером? На листе изображены Кельвин Кляйн, Доменико Дольче, Кристиан Лакруа . Правильный ответ: Дольче Доменико .

4. Какой из этих автомобилей является плодом итальянского автопрома? На листе изображены Феррари, спортивный BMW, Ниссан . Эмблемы затерты. Правильный ответ: Феррари .

5. Какая из этих эмблем является гербом Италии? На листе изображены гербы Италии и двух других европейских государств . Надписи, если таковые есть, затерты.

6. Кто из них итальянского происхождения? На листе изображены футболист Франческо Тотти, Папа Римский Бенедикт XVI, актриса Клаудия Кардинале . Правильный ответ: Тотти .

7. Какой из символов является эмблемой итальянского футбольного клуба? На листе изображены гербы клубов «Барселона», «Милан» и «Реал Мадрид» . Правильный ответ: «Милан» .

8. Какой кадр сделан из итальянского фильма? На листе изображены кадры из трех фильмов, лишь один из которых является итальянским. Например, «Крестный отец», «Жизнь прекрасна», «Оскар» (1991) . Правильный ответ: «Жизнь прекрасна» .

Готовя задания, можно использовать изображения различных памятников и местных пейзажей. Музыканты, живопись и даже слова - все это может быть включено в викторину по картинкам.

Викторина - первый этап теста на знание Италии. Второй этап - проверка знания языка . Ведущий зачитывает командам итальянские пословицы (сначала на языке оригинала, затем в переводе) и предлагает быстро подобрать русский (или прижившийся у нас) аналог. Чем больше аналогов вспомнят участники - тем больше баллов получат (за каждый аналог - 1 балл).

  • «Chi ha la lingua va in Sardegna» . Имеющий язык до Сардинии дойдёт (язык до Киева доведёт).
  • «Prendere due piccioni con una fava» . Получить двух голубей с одной фасолины (убить двух зайцев одним выстрелом).
  • «La gallina vecchia fa buon brood» . Из старой курицы хороший бульон (старый конь борозды не портит).
  • «Meglio essere il primo in provincia che il secondo a Roma» . Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме (лучше быть крупной рыбой в пруду, чем мелкой в океане).
  • «Cacio è sano; se vien di scarsa mano» . Сыр хорош, если взять немного (все хорошо в меру).
  • «Lupo non mangia lupo» . Волки не едят волков (ворон ворону глаз не выклюет).
  • «È meglio un uovo oggi di una gallina domani» . Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра (лучше синица в руках, чем журавль в небе).
  • «Chi dorme non piglia pesci» . Кто спал, тот рыбки не поймал (кто рано встает - тому бог дает; без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

По окончании теста подсчитывается общее количество баллов. Участникам команды, давшей больше правильных ответов по итогам двух этапов, можно вручить маленькие призы с символикой Италии.

Ведущий сообщает, что тест прошли все без исключения. Визы получены, а значит, пора готовиться к виртуальному путешествию в Италию. Гидом и переводчиком будет, естественно, ведущий. Включается итальянская музыка.

2. Прибытие в Италию

Итак, вот она - Италия. Из динамиков доносится звуковой сигнал, после которого раздается «итальянская» речь (помощник ведущего находится с микрофоном «за кадром»). Если это сложно организовать, «итальянка» может появиться в зале лично.

После каждой строчки «по-итальянски» ведущий дает русский перевод.

Руссо туристо, облико пьянале!
- Уважаемые гости из России!

Руссо деньжано Италия ожидано!
- Добро пожаловать в солнечную Италию!

ОбещАно сыто, пьяно.
- Вас ждет увлекательное путешествие.

Макароно обжиранто и пузанто вырастанто.
- Вы отведаете изысканные итальянские блюда.

Милано магазино ай-лю-лю.
- Посетите памятники архитектуры.

Мачос мячос попиналья, миллионы загребалья. Каналья!
- Вы познакомитесь с нашим футболом - гордостью итальянского народа!

Сицилито гангстерито все в политико сидито.
- Побываете в сицилийском раю.



Просмотров