Интересные факты о картине пабло пикассо "девочка на шаре". История картины «Девочка на шаре» Пикассо 

В 1905 году выдающийся живописец Пабло Пикассо написал свою знаменитую картину "Девочка на шаре". Расскажем об этой картине и некоторых любопытных моментах, связанных с ней.

В молодости, после окончания художественной академии в Мадриде, Пикассо отправился во Францию, где и остался впоследствии жить. В Париже, молодой художник, благодаря своему увлечению цирком, попал в среду цирковых артистов, с которыми близко сдружился. Наблюдая за их специфическим бытом, Пикассоо быстро вдохновился на создание картин.

Одной из первых картин на цирковую тематику была "Семья акробатов". На ней впервые появилась фигура подростка, балансирующего на шаре. Существует мнение, что идею изобразить мальчика на шаре Пикассо позаимствовал у немецкого скульптура Йоханнеса Гётце, которую тот создал в 1888 году. Возможно.
В процессе многократного перерисовывания "Семьи акробата", Пикассо в конце-концов решил разделить эту картину на две отдельные. "Семья акробата" в финальном варианте осталась без мальчика на шаре, зато добавился бабуин. Мальчик же превратился в девочку и стал центральной темой другой картины - "Девочка на шаре".
На что же стоит обратить внимание, рассматривая эту замечательную и известную картину? Назовём наиболее интересные моменты.

1. Поза девочки
Несмотря на то, что фигура девочки изгибается в поиске баланса, а руки изящно и логично подняты вверх, не трудно заметить, что в целом, стоя на той части шара, на которой она стоит, удержать равновесие практически невозможно и никакая акробатическая выправка в этом не поможет. Из этого можно заключить, что в процессе создания картины, Пикассо никто не позировал.

2. Шар
По мнению ряда искусствоведов, в шаре заключается один из вложенных символизмов этой картины. Женщина -фортуна, стоящая на шаре или колесе, символизирует своё непостоянство, неустойчивость и капризность.

3. Фигура мужчины-акробата
В фигуре атлета специалисты разглядели зарождение идей "кубизма" у Пикассо. Пикассо, как известно, считается одним из основателей этого авангардистского направления живописи прошлого века. И действительно, черты фигуры мужчины нарочито выпуклые, туловище приобретает правильные геометрические формы, что в целом выглядит немного даже не естественно.

4. Розовый цвет на картине
В начале своего творческого пути, Пикассо, как сказано выше, часто бывал в цирке. Освещение парижской цирковой арены имело розоватый оттенок, поэтому у художника выстроилась стойкая ассоциация между розовым цветом и всем, что связано с цирковой тематикой. Розовый цвет доминирует на всех картинах Пикассо, посвящённых цирку или цирковым артистам.

5. Задний план картины
Если попробовать угадать место, к которому относится сюжет картины, то это скорее Испания, чем Франция. Для Испании в большей степени характерен каменисто-холмистый ландшафт с небогатой растительностью. Кроме того, на заднем плане видна лошадь, которую использовали бродячие артисты для переездов на новое место и в своих цирковых номерах. Видеть бродячих артистов Пикассо мог в юношестве, когда ещё жил в Испании.

6. Цветок
На голове девочки виден цветок. Пикассо изобразил его нечётким, как бы растворяющимся на общем фоне - в этом также можно прочитать символизм, который говорит нам о том, что красота мимолётна, ранима и не вечна. Есть ещё одна версия: Пикассо нарисовал цветок, чтобы на интуитивном уровне показать зрителю точку вхождения оси равновесия, что бы девочка воспринималась как более устойчивый объект.

7. Геометрия
И всё таки, основной символизм на картине просматривается в противопоставлении геометрических фигур - устойчивого куба, на котором сидит фактурный атлет, и шара - на котором балансирует хрупкая девочка. В дальнейшем, эти, а также другие геометрические фигуры станут неотъемлемой частью творчества Пикассо. Основой новаторского направления в живописи - кубизме.

Картина Пикассо «Девочка на шаре» - один из шедевров изобразительного искусства. Высоко оценивая картину, исследователи при ее рассмотрении обычно не шли дальше простого указания на контраст главных фигур, хрупкой девочки и мощного атлета. Между тем поразительное совершенство и глубина этих образов позволяет говорить о значительном, многогранном содержании картины, что требует ее нового, более внимательного и разностороннего изучения. Необходимо еще раскрыть образный смысл сопоставления двух фигур первого плана и их соотношение со всей сценой, а также проследить связь картины с другими ранними произведениями Пикассо. Настоящая статья является попыткой восполнить этот пробел.
Картина написана в 1905 г., в образно выражаясь «розовый период» творчества Пикассо. Но художник не сразу пришел к ее образному и композиционному решению. Вначале девочка балансировала на камне, как это видно в рисунке пером под названием «Эквилибристка» (Париж). Более к окончательному варианту близкое изображение фигур первого плана намечено в двух рисунках 1905 г. (Париж, частное собрание), являющихся эскизами к картине московской. Голова акробата и фигура девочки разрабатываются и в наброске, выполненном на обратной стороне гуаши «Мальчик с собакой» (1905). В графической работе «Семья акробата», выполненной в технике сухой кисти, девочка на шаре является уже в окружении многих фигур. Делают предположения, что Пикассо в это время задумал две парные большие композиции про жизнь актеров в странствии: картину «Странствующие комедианты» (1905 г., Вашингтон, Национальная галерея) и «Привал комедиантов».

Странствующие комедианты

Привал комедиантов

О замысле второй композиции известно по эскизам и работам подготовительного характера. На эскизе из музея в Балтиморе изображена стоянка актеров, расположившихся на отдых: женщины играют с детьми или занимаются хозяйством, позади виднеется лошадь возле циркового фургона, в центре акробат наблюдает за эквилибристикой девочки на шаре. Подобной законченной композиции Пикассо не создал, но к балтиморскому эскизу восходят едва ли не все мотивы московской картины. В ней также показан привал артистов в безлюдной местности: девочка балансирует на шаре, репетируя один из популярных цирковых номеров, рядом отдыхает мощный атлет, наблюдающий за нею; в отдалении видны мать с детьми, собака и пасущаяся белая лошадь.

Близок и характер ландшафта в эскизе и в нашей картине. Но еще более похожи ландшафты в «Странствующих комедиантах» и в «Девочке на шаре», что также говорит о единстве их первоначального замысла.

Задуманная, вероятно, как подготовительная работа к неосуществленному «Привалу комедиантов», картина «Девочка на шаре» стала законченным и одним из самых совершенных произведении розового периода Пикассо.

Московская картина воспроизводит, на первый взгляд, всего лишь эпизод из повседневной жизни странствующих комедиантов. Однако внушительные размеры, величавый строй картины, в которой образы находятся в молчаливом предстоянии, необычное место действия (пустынное плато) и геометрические «пьедесталы» фигур способствуют возвышению образов над обыденной действительностью. Репетиция начинает казаться ритуальным действом и приобретает загадочную многозначительность.

Исключение образа из его прежней, привычной среды и перенесение в новое, отвлеченное окружение - важная особенность произведений Пикассо (ранних). В новом контексте образ приобретает дополнительные значения, выражает более общие понятия, часто общезначимого характера, раскрывая великие вопросы человеческой судьбы, жизни и смерти. Эта особенность объясняется, прежде всего, склонностью Пикассо с самых первых лет своего творчества к аллегорическому мышлению и символическим образам. При этом Пикассо нередко использовал иконографические мотивы старого искусства, в первую очередь христианского. Это особенно характерно для картин голубого периода, но встречается и в розовом, хотя с появлением темы странствующих комедиантов подобные аналогии постепенно начинают исчезать из творчества художника.

Картина «Девочка на шаре» была написана в самый канун «первого классического периода» Пикассо (вторую половину 1905 - середину 1906 гг.), и поэтому в ней можно ожидать обращения художника к кругу новых для него классических идей и связанных с ними иконографических мотивов. В дальнейшем анализе мы попытаемся показать, что они действительно присутствуют в ней.

В раскрытии содержания этого произведения большую роль играет пластический контраст. Сопоставление двух противоположных качеств (слабости и силы, старости и молодости, и т. п.) - существенная черта поэтики раннего Пикассо. В «Девочке на шаре» в качестве таких двух полюсов, вокруг которых распределяются остальные моменты содержания, выступают понятия женственности и мужественности, персонифицированные в главных фигурах: на одном полюсе - юность, легкость, грация, хрупкость, подвижность; на другом - зрелость, сила, массивность, устойчивость, тяжесть.

Девочка пребывает в сложном движении. Вскинутые руки ищут опоры в воздухе, ладони сжимают как бы второй, невидимый шар. Голова с розовым цветком в волосах мягко склонилась набок, глаза полуприкрыты, на лице - блуждающая улыбка, незаметно радость переходит в печаль. Балансирование девочки словно не зависит от ее человеческой воли, подчинено случайному повороту шара, ее положение шатко и непостоянно. Подчиненность некоей внеличной силе, нестабильность, неосознанность действия, пленительность и хрупкость - все эти качества рассматриваемого образа являются разными гранями классического понятия «фортуна» (то есть удача, случай, судьба). Балансирование на шаре было обозначением Фортуны, по крайней мере, с эпохи Возрождения. Так символизировалось непостоянство человеческого счастья.

Атлет же, в противоположность девочке, находится в прочном положении, неколебим внешними воздействиями. Его фигура производит впечатление собранности, уверенности и силы, что подчеркивается устойчивой формой куба, на котором сидит он. Атлет показан в раздумье и бездействии. Своим физическим обликом он может напомнить фигуры юношей с фресок Сикстинской капеллы Микеланджело, а духовной сосредоточенностью - «Меланхолию» Дюрера. Он не только силач, но и мыслитель. Атлет как бы объединяет в себе достоинства, которые отдельный человек может противопоставить превратностям судьбы: мощь, разум, мужество, самообладание. Наконец, он является артистом. Перед нами подлинное осуществление классического идеала Virtus, то есть Доблести или Добродетели.

Девочка и атлет не только по отдельности наделены чертами Фортуны и Доблести, но и их взаимоотношения напоминают взаимоотношения Фортуны и Доблести. Контраст между Фортуной и Доблестью, как между девочкой и атлетом, - это, прежде всего, контраст случайного и целенаправленного, стихийного и разумного. Противопоставление между девочкой и атлетом можно также определить как «действие без мысли» и «мысль без действия». Фортуна и Доблесть всегда понимались вместе, взаимосвязанными. Все самое лучшее в жизни могло быть достигнуто Доблестью, как спутником Фортуны, ведущим, направляющим ее. По представлениям классической философии в жизни человека борются, вступают в союз или побеждают друг друга два начала: внешние, безличные силы (судьба, случай) и собственная воля, достоинство человека, разум. Разрешение противоречия между ними было одним из важнейших вопросов античной литературы. Уже Цицерон утверждал: «Доблесть ведет, Фортуна следует за нею». Другая формулировка той же мысли, проникнутая верой в человеческие возможности, - это слова Плиния Старшего перед восхождением на Везувий: «Удача сопутствует сильному».

Устойчивой иконографии совместного изображения Фортуны и Доблести в искусстве Возрождения и Нового времени не существовало. Однако известна латинская поговорка, говорящая о вещах, поразительно напоминающих нашу картину:

Sedes Fortunae rotunda,
Scdes Virtutis quadrata.

(то есть: «сиденье (местонахождение) Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»).

Трудно допустить, что мы имеем дело со случайным совпадением, объясняющимся простотой мотива. Ведь если каждый из двух мотивов картины, взятый в отдельности, женская фигура на шаре и мужская фигура на кубе, действительно элементарны, то их сочетание в одном произведении совершенно уникально.

В 1905 г., к которому относится картина, Пикассо вращался в кругу знатоков классической литературы, в творчестве которых как раз тогда проявились классицизирующие тенденции и образы. Вместе с Аполлинером Пикассо часто ходил слушать лекции близко знакомого ему поэта Ж. Мореаса, основателя «романской школы», которая ставила своей целью оживление греко-латинской традиции в противовес всем современным течениям и принципам в искусстве. Поэтому вполне вероятно, что художнику были известны основные идеи и изречения классических авторов о Фортуне и Доблести, в том числе и приведенная выше латинская поговорка. Все это свидетельствует в пользу несомненного использования Пикассо классических идей о Фортуне и Доблести и связанных с ними иконографических мотивов. Но картина Пикассо «Девочка на шаре» не является буквальной аллегорией Фортуны и Доблести, ее содержание гораздо шире. Содержание московской картины раскрывается прежде всего из анализа взаимоотношений персонажей, их образной характеристики, а также путем рассмотрения пластических особенностей произведения.

Главные фигуры картины не только противостоят друг другу, но и образуют на плоскости единую конфигурацию, внутри которой шаткое движение девочки уравновешивается, успокаивается «квадратностью» атлета. Скользящие, текучие линии сдерживаются строгими прямоугольными очертаниями, переходят в них и благодаря этому приобретают устойчивость. Так, нога девочки зрительно опирается на колено акробата. Атлет является поддержкой девочки не только композиционно, но и по смыслу: он ее наставник, и девочка балансирует на шаре как бы под его присмотром, не случайно оба показаны в общении, обращены друг к другу. В то же время бездейственность атлета, его погруженность в свои мысли, напряженный разворот фигуры в пространстве точно говорят о том, что его внутренняя энергия сдерживается тяжестью собственного тела. Все это, наслаиваясь на первоначальное впечатление уверенности и силы, рождает ощущение того, что атлет тоже не может существовать без девочки, что и он нуждается в ее хрупкости, легкости, подвижности, как в духовной опоре.

Девочка и атлет не могут восприниматься друг без друга, их невозможно представить по отдельности. Но главные персонажи зависят не только друг от друга, они кажутся также подчиненными действию невидимых, внеличных сил, ставящих их в вынужденное положение, помимо собственной воли. Эти внеличные силы выступают как судьба, стремящаяся лишить человека права быть самим собой.

Тема судьбы не случайна в раннем творчестве Пикассо. Противостояние человека судьбе, сопротивление силам, пытающимся его сломить, - характерно для многих произведений голубого периода. В розовом периоде образы странствующих комедиантов привлекали художника также и возможностью вновь поставить тему судьбы. Пикассо раскрывает в комедианте противоречивость его положения и дуализм актерского и человеческого. Актерское сковывает человеческое, порой наряжает его в шутовской костюм, обязывает играть заученную роль, не считаясь с человеческой личностью и индивидуальностью. Комедиант не имеет свободы выбора и не волен идти своим путем, в желаемом направлении. Так например, в уже упомянутой картине «Странствующие комедианты», как и в эскизе к ней, кажется, что какая-то невидимая сила прижимает актеров к земле, не позволяет им двигаться: их ноги расположены так, что напоминают «балетные» позиции. Комедианты точно подчинены постоянной обязанности, профессиональному долгу, но в то же время они сопротивляются своему положению,- это люди, которыми нельзя управлять, как марионетками, дергая за веревочки.

В розовом периоде Пикассо представление никогда не происходит на цирковой арене, а лишь в отвлеченной среде. Место и время действия не локализованы и не ограничены. Арена действия может простираться на весь мир. Актер Пикассо внеиндивидуален и многолик, являет образ всего человечества, призван воплощать противоречия мира. Пикассо точно повторяет девиз шекспировского театра «Весь мир лицедействует».

Девочка и атлет словно разыгрывают представление о Фортуне и Доблести.

Для понимания содержания «Девочки на шаре» нужно также возвратиться к тому обстоятельству, что в ней аллегорическая тема проецирована на изображение цирковых артистов. В этой картине Пикассо на дальнем плане показывает мать с детьми, а рядом с ними бродит собака и пасется лошадь. Они являются необходимым дополнением для главных фигур; художник показывает целую семью актеров, маленький, жизнеспособный коллектив, ведущий замкнутое, независимое существование. Актеры Пикассо - это представители особого мира, чье существование непохоже на жизнь городских обывателей, несет в себе другое содержание. Их жизнь протекает в безлюдной местности, где нет следов современной цивилизации. В «Девочке на шаре», как и в других произведениях на тему странствующих комедиантов, Пикассо стремится создать микро-общество, семью актеров как особый мир, противостоящий современному художнику обществу, строящийся на совершенно иных началах, началах человечности и искусства. Сам Пикассо чувствовал особенную близость к актерам, акробатам, атлетам. Так, в картине «Странствующие комедианты» Пикассо наделил Арлекина автопортретными чертами, а старому клоуну придал особенности лица и фигуры поэта Г. Аполлинера. Художник также написал «Автопортрет в костюме Арлекина в кафе» (1905 г., Нью-Йорк). Это свидетельствует о том, какое значение придавал и как высоко ставил Пикассо людей близкой ему профессии.

Человек в представлении Пикассо розового периода - это художник, творческая личность, виртуоз своего дела, и именно его «виртуозность», то есть высокие человеческие качества, позволяют ему противоборствовать судьбе. Творческое начало в человеке помогает ему вступить в союз с удачей и счастьем.

«девочка на шаре» (художник Пабло...)

Альтернативные описания

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, «Девочка на шаре», «Герника», «Голубь мира»

Его подозревали в краже «Джоконды» из Лувра

Фильм Анри-Жоржа Клузо «Тайна...»

Фамилия отца этого художника была Руис, а прославился он под фамилией матери

Этот французский живописец испанского происхождения был членом коммунистической партии

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два «периода», вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: «В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они»

Французский художник, основоположник кубизма

Назовите фамилию миллионера - мужа русской балерины, умершей в Каннах в 1995 году, которую он изображал в образах лошади и старой мегеры

После голубого и розового периодов своего творчества он стал основателем кубизма

Пабло, нарисовавший голубя

Знаменитый тезка Неруды

Кто написал картину «Девочка на шаре»?

Пабло, но не Неруда

Пабло... (французский художник)

Французский живописец Пабло...

Великий художник

Основоположник кубизма

Великий Пабло

Французский живописец, по происхождению испанец (1881-1973, ""Герника"", ""Девочка на шаре"", ""Голубь мира"")

. "Девочка на шаре" (художник Пабло...)

. "Поместил" девочку на шар

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, "Девочка на шаре", "Герника", "Голубь мира"

Его подозревали в краже "Джоконды" из Лувра

Кто написал картину "Девочка на шаре"

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два "периода", вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: "В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они"

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Тайна..."

Французский живописец Пабло.

Изобразил девочку на шаре

В Пушкинском музее города Москвы есть много замечательных картин, поражающих воображение истинных ценителей искусства и простых экскурсантов. Художники Моне, Ренуар, Ван Гог, Шагал - эти имена навек вошли в сокровищницу мировой живописи. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) - одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия.

«Розовый» период

Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала - так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений - в в тот период. Главные персонажи, герои картин - странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес.

«Девочка на шаре», картина Пикассо

В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. Герои данной картины - бродячие акробаты - захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Но автор не просто копирует жизнь. Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) - яркий тому пример! Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Необходимость друг другу, так как работа бродячих циркачей опасна и нелегка, а получают они за нее гроши.

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет

На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки.

Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.

Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.

История картины после написания

Известно, что Пабло Пикассо в 1906 г. был доволен, когда коллекционер Воллар купил у него аж 30 картин всего за две тысячи франков. После этого полотно побывало и в коллекции знаменитой и в собрании Канвейлера. Промышленник-коллекционер и благотворитель Морозов купил его в 1913 году уже за 16 тысяч. Так «Девочка на шаре», картина Пикассо, оказалась в России, где до сих пор и находится в музее имени Пушкина.



Просмотров