Интеллектуальные викторины по правам ребенка для педагогов. Занятие-игра «права сказочных героев» для подготовительной группы с икт по проекту юнеско «правовое воспитание детей дошкольного возраста

Викторина по правам ребенка «Защити себя сам »

3 класс.

Цель: Правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний учащихся своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством;

Задачи:

    Обучающие :

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, активизировать речь детей по темеправового воспитания.

    Развивающие :

Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом, никто не может нарушать права, записанные в Конвенции; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение отстаивать свои права и уважать права других людей;

Развивать умение детей работать коллективно;

Формировать коммуникативные навыки при работе в коллективе;

Развивать познавательный интерес.

    Воспитывающие :

Воспитывать чувство самоуважения, дружеское, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1) Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;

2) Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, развить групповую работу, уважать другую точку зрения;

3) Познавательные: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

4) Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Приветствие

Постановка проблемы

Посмотрите на слайд, и скажите какое слово спрятано в ребусе?

Верно, в ребусе спрятано слово «право».

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают.

О чьих правах мы будем с вами сегодня говорить?

(сегодня мы с вами будем говорить о правах детей)

Слушают стихотворение

О правах детей

Мотивация к игре

Сегодня у нас правовая викторина , которая называется "Защити себя сам"

У нас пять команд. Даем вам 1 минуту, для того чтобы вы придумали название команды и выбрали капитана команды.

Озвучивание команд.

Условия викторины таковы : за каждый правильный ответ команда получает жетон; если команда не сможет ответить на вопрос, то ей помогает другая. Так что слушаем вопросы внимательно. Отвечаем на вопросы, только по знаку готовности, с места не выкрикиваем. За нарушение дисциплины будут сниматься жетоны.

Придумывают название и выбирают капитана команды.

Слушают условия

Актуализация знаний

Основная часть

И так, первый конкурс называется «Вспомним – ка»

"Что такое права ребенка?"

" что такое обязанность? "

Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
- О каком праве говорится в стихотворении?

Какой документ получает человек при рождении?
5 вопрос

Имя каждому дано и у каждого оно одно! Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? Почему не правильно?
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом?

Следующий наш конкурс называется «Музыкальный конкурс»

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь. У каждой команды спрашиваем по очереди, а остальные внимательно слушают. При не правильном ответе одной команды, вопрос переходит к другой команде.

    “В каждом маленьком ребенке” .

    “Песенка мамонтенка ”

    “Песня бременских музыкантов”

    “Песенка Чебурашки ”

    “ Чунга-чанга”

    “Если б не было школ ”

Игра:"Школьные забавы"

Каждая команда получает 1 сценку и разыгрывают её. Жетон получает та команда, которая назовет о какой обязанности и праве говорится в сценке.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Миша, убери пожалуйста за собой посуду.

Миша: Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.

Учитель: Гриша, слезь с подоконника!

Гриша: Почему я должен слезть с подоконника, хочу и буду сидеть.

А какие обязанности и правила у нас есть в классе?

Сейчас каждая команда получит по цветку, с обязанностями и правилами в классе. Мы вам раздадим листы, с правильными и с ошибочными утверждениями. Ваша задача, разукрасить цветок и вписать туда правильные утверждения из данного списка. И затем вы должны выйти и защитить свой проект. Остальные слушают внимательно и затем проговаривают эти правила.

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д.

«Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

о праве на имя, фамилию, отчество

Свидетельство о рождении.

Не правильно.

Обращаться и называть друг друга по имени.

Потому что прозвища людям не дают, прозвища дают только животным.

Слушают правила конкурса.

(право на всестороннее развитие)

(жить в семье).

(право на свободу передвижения, мирных собраний)

(право на имя).

(право на отдых). (право на образование)

Слушают правила игры.

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников, так же должно быть бережное отношение к имуществу образовательного учреждения)(это прописано в законе об образовании)

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

(Учащийся уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.)

(Запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках; Обязанность заботиться об охране и укреплений здоровья, обеспечить безопасность, так же должно быть бережное отношение к имуществу образовательного учреждения)

- общие правила поведения: правила поведения учащихся на перемене, правила поведения на занятиях, правила поведения в столовой,правила поведения дежурного по классу).

Слушают правила,

Затем выполняют задание.

Закрепление

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

жилища? («Лиса и За­яц», лиса)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное

передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(«Лягушка - путешественница", лягушка)

3. В какой сказке и кто нарушал право на свобо­ду и свободный труд за вознаграждение, дер­жал кукол в рабстве?

(«Приключения Бурати­но», Карабас-Барабас)

4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?(«Бременские музыканты»).

6. Кто из сказочных женщин пользовался пра­вом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

Ответы детей.

Подведение итогов

Награждение(1,2,3 место)

C тихотворение.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!

Рефлексия

Теперь поднимите правую руку и сожмите в кулак. Мы будем называть утверждения, а вы должны будете разгибать по одному пальчику, если утверждение правильное. Все приготовились?

1. Разогните один палец, если вы поняли правила поведения на перемене.

2. Разогните второй палец, если вы поняли правила поведения на занятиях.

3. Разогните третий палец, если вы поняла обязанности дежурного по классу.

4. Разогните четвертый палец, если вы поняли правила поведения в столовой.

5.Разогните пятый палец, если у вас все получилось.

Сейчас поднимем левую руку и похлопаем себе за то, что замечательно справились со всеми заданиями!

Спасибо вам, ребята, за викторину! Мы желаем вам узнать ещё много нового и интересного! До свидания!

1)общие правила поведения:

    Учащийся школы должен уважать работников школы.

    К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.

    Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы обязаны возместить его.

    Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

    Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

    Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    Разрешается на уроках жевать жевательную резинку.

    Учащийся приходит с опозданием на урок, садится за парту в верхней одежде, не переодевает сменную обувь.

    Разрешается пользоваться плеерами и мобильными телефонами на уроках.

    Разрешается приходить в школу по желанию.

Правила поведение на занятиях:

    Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

    Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.

    По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

    На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами

    Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.

    Разрешается ходить по классу во время урока.

    Разрешается перебивать, отвлекать учителя во время занятий.

    Можно слушать музыку на уроке.

    При желании ответить разрешается выкрикивать.

Поведение учащихся на перемене.

1 Ученик обязан навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

2 Ученик должен находиться на территории школы.

3 Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

5 Обязаны подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

6Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

7 Учащиеся могут бегать по школе.

8 Во время перемены разрешается бегать в магазин.

9 Разрешается отвлекать одноклассников, которые готовятся к следующему уроку.

Поведение учащихся в столовой

1 Учащийся обязан уважительно относится к работникам столовой.
2 Учащиеся должен бережно относятся к имуществу школьной столовой.
3 В столовой допускается громко разговаривать, бегать, играть
4 Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
5 Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
6 Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

7 Разрешается бросаться едой.

8 Разрешается сидеть за столом в верхней одежде.

9 Разрешается после звонка на урок задерживаться в столовой.

Обязанности дежурного по классу:

1.Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня.

5. Дежурные осуществляют уборку.

6. Разрешается поручать свои обязанности другим.

7.Разрешается дежурить только по желанию.

8.Безразлично относится к просьбе учителя о помощи.

9.Бережно относится к имуществу в классе.

Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения


23 ноября 2016года
в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям
проведено совместное с родителями мероприятие
игра-викторина
«Права детей»
Данное мероприятие подготовили и провели воспитатели старшей группы
Гучетль Фатимет Кимовна и Гучетль Аида Жоровна

Цель: Содействие развитию основ правового сознания у детей;
Задачи: 1. Обобщить знания детей о правах ребенка.
2. Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: шарики, цветы (ромашки) разного цвета, с правами;
презентация к мероприятию.
Содержание: (Дети с родителями разделены на команды)
(На экране появляется слайд с изображением книги)
-Здравствуйте, ребята и взрослые!
Сегодня к нам в гости прилетела магистр мудрая сова и принесла с собой книгу. Это книга не простая, она называется - «Конвенция о правах детей»
-Как вы думаете, что это за книга, о чём она? (Это книга о правах детей)
-А наши гости знают, о чём эта книга? (Знали, но забыли)
-Предлагаю вам, ребята, напомнить родителям о ваших правах! Для этого мы посетим «Школу прав детей», которой управляет магистр мудрая сова!
А я, с вашего разрешения, буду её помощницей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Появляется слайд «Школа прав детей», затем следующий слайд со списком заданий от совы)
Магистр приготовила вам задания и вопросы, на которые вы будете отвечать по очереди. За правильный ответ получаете звездочку. Победителем будет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов!
И так – начинаем!
1-й вопрос: (Слайд с изображением свидетельства о рождении)



Что изображено на экране? (Свидетельство о рождении)
О каком праве говорит этот документ? (О Праве на имя)

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
- Уважаемые гости, вы знали о существовании права на имя?
(Знали и сейчас снова вспомнили)
- Да, действительно, существует право на имя, которое подтверждает документ – свидетельство о рождении, где указано имя каждого человека.

2-й вопрос: (Слайд с изображением семьи)



(Право на семью)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
(гостям) Как должны относиться члены семьи друг к другу?
(Уважать друг друга, любить)
(гостям) Какое право нам это подтверждает?
(Право на любовь и заботу в семье)
(Появляется слайд с изображением этого права)
(всем) Какие обязанности есть у вас в вашей семье?
(Приготовление пищи, наведение порядка, поход в магазин, помощь взрослым)
Я люблю свою семью;
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю…
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
 3-й вопрос: (Появляется слайд с изображением права на отдых)


О каком праве нам могут сказать следующие иллюстрации?
(Право на отдых)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
- Да, в «Конвенции о правах детей» отражено право каждого ребенка на отдых.
Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Человек Рассеянный)
Дети - Человек Рассеянный, прими нас на работу!
Ч.Р.- А что вы умеете делать?
Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Ч.Р.- Вижу, вы хорошо помогаете родителям дома и знаете свои обязанности.
- Да, ребенок имеет не только права, но и обязанности!!!
 4-й вопрос : (Появляется слайд с изображением права на образование)


Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
В каком праве говорится об этом в «Конвенции о правах детей»?
(Право на образование)
(Появляется надпись с правильным ответом)
Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
(всем + гости) Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
 5-е задание: (На экране появляется следующий слайд с изображением права на жизнь)


Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках, пословицах и поговорках? (Конечно можно)
Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)
Колобок (Право на жизнь)
Айболит (Право на медицинское обслуживание)

6-е задание: (На экране появляется следующий слайд с изображением права на защиту)


О каком праве детей говорит следующее изображение?
(Право на защиту)
(Появляется надпись с правильным ответом)

7-е задание:
Магистр мудрая сова желает, чтоб вы на каждое ею выбранное право вспомнили пословицы, а взрослые активно помогают ребятам!!!


(Друг за другом появляются названия прав)
Право на семью (Если семья вместе, то и душа на месте)
Право на образование (Ученье – свет, а не ученье - тьма)
Право на отдых (Делу – время, потехе - час)

Подошла к концу наша викторина, все задания Магистра мы выполнили! Какая книга помогла нам узнать о правах и обязанностях детей?
(Конвенция о правах ребенка)
(Появляется слайд с изображением книги)


Какие права вы запомнили?
(Право на имя, право на семью, право на любовь и заботу, право на отдых, право на образование, право на игру, право на защиту)


Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ешё право быть счастливым
В этом самом лучшем мире!

ИГРЫ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.
Я предлагаю присутствующим поиграть.

Игра с мячом «Кому, какой дом».
Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом
И т. д.




Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Викторина «Права ребенка»

Викторина проводится среди учащихся 7-11 классов.

Формируются команды по 6 человек.

Участники викторины: команды во главе с капитанами, ведущий, жюри .

Ведущий на доске пишет названия команд и ведет счет баллов за каждый конкурс.

Правила викторины :

Первый конкурс - Представление команд : капитаны представляют название команды, объясняя при этом, почему было выбрано то или иное название, участников команды, девиз. (1-3 балла)

Второй конкурс Нарисовать какое-либо право ребенка . Обычно в самом начале викторины капитан определяет несколько человек для выполнения этого задания.(3-5 баллов)

Третий конкурс разгадайте кроссворд . Пока команда играет один или два человека из команды разгадывают кроссворд.(3-7 баллов)

Четвертый конкурс - Ответьте на вопрос . За каждый ответ команда получает от 1 до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

    Вопрос: Согласно Семейного кодекса родители, имеют право общаться с ребенком. Имеют ли бабушки и дедушки обязанность принимать участие в воспитании ребенка?

Ответ: Нет.

    Вопрос: Если после развода одна из сторон препятствует дугой стороне видеться с ребенком, имеют ли право обратиться в суд не отец или мать, а другие родственники, например тетя или дядя для установления времени общения с ребенком?

Ответ: Да, имеют право

    С какого возраста в таком судебном разбирательстве будет возможным выступить ребенку и быть заслушанным со своим мнением?

    Допустим, мать препятствует отцу видеться с сыном. Отец подал в суд иск и был установлен порядок встреч отца с сыном. Если мать не исполняет решение суда и продолжает препятствовать общению отца и сына, какое наказание будет на нее наложено?

Ответ: Судебный исполнитель составляет акт о неисполнении решения суда и суд на этом основании может наложить штраф и назначить срок для исполнения решения суда. В настоящее время штрафные санкции существенно увеличились, должнику проще исполнить решение, чем ежемесячно вносить достаточно крупные штрафы.

    В соответствии с Гражданским Кодексом любой гражданин имеет право завещать свое имущество любому гражданину. Если у данного гражданина есть несовершеннолетние дети, получается, что они могут не наследовать никакого имущества, если есть завещание на другое лицо?

Ответ: Нет, законом предусмотрена правило об обязательной доле необходимых наследников (ст.535 ГК РСФСР). К необходимым наследникам относятся в числе прочих несовершеннолетние дети младше 18-ли лет или нетрудоспособные по состоянию здоровья (инвалиды 1, 2, 3-й групп). В соответствии со ст.535 ГК РСФСР обязательная доля необходимых наследников должна быть не менее 2/3 от доли, которая причиталась бы таким наследникам при наследовании по закону.

    Вопрос: Могут ли таким лицом быть внуки?

Ответ: Нет.

    Вопрос: Если родитель нетрудоспособен, должен ли он выплачивать алименты на ребенка?

Ответ: В этом случае закон не ставит в прямую зависимость взыскание алиментов ни от материального положения родителей, ни от их трудоспособности.

    Вопрос: Можно ли подать на алименты для ребенка, если ребенок рожден в гражданском браке?

Ответ: Да, если в свидетельстве о рождении указан отец ребенка

    Вопрос: А если в свидетельстве о рождении ребенка отец не указан, можно ли подать на алименты?

Ответ: В случае если в свидетельстве о рождении отец ребенка не указан, ситуация усложняется. Тогда вам придется подать в суд иск об установлении отцовства, и лишь в случае его удовлетворения у вас будет основание требовать уплаты алиментов.

    Вопрос: Если трое 14 летних подростков завладели чужим автомобилем, покатались и бросили его у дороги, могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: да

    Вопрос: Двое 12-летних подростков проникли на территорию военной части и насыпав полные карманы патронов убежали, потом на пустыре разожгли костер и развлекались, кидая их в огонь, в результате взрыва одному из них оторвало пальцы на руке, Будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: нет, за хищение боеприпасов уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    Вопрос: Группа несовершеннолетних детей развлекалась тем, что кидала камни в окна электрички, будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Да, если им на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

    Вопрос: На сегодняшний день, ребенок 1999 года рождения подвергается избиениям, оскорблениям со стороны своих пьющих родителей, которые о нем не заботятся, в доме часто нечего есть. Может ли он самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд?

Ответ: нет, он самостоятельно может обратиться в органы опеки и попечительства, так как ему еще не исполнилось 14 лет.

    Вспомните нашумевшее дело о разводе Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова. На одной из пресс-конференций сам ребенок, 11-летний ДэниБайсаров, рассказал, что хочет жить с отцом. Правомерно ли поступил ДэниБайсаров?

Ответ: Как считает руководитель Института уполномоченных по правам ребенка Алексей Головань, Сам факт участия мальчика в публичных обсуждениях Алексей Головань подверг критике. "У Орбакайте и Байсарова есть свои адвокаты. Безусловно, они помогут сторонам найти выход из сложившейся ситуации, однако, с моей точки зрения, решение об участии ребенка в публичной пресс-конференции было неверным", - сказал А.Головань.

Как отметил омбудсмен, участие в пресс-конференции может негативно сказаться на психике ребенка. Он не исключил, что на этот счет могу быть внесены изменения в законодательство. "На мой взгляд, необходимо внести изменение в существующее законодательство, которое запрещало бы участие детей в таких мероприятиях", - отметил уполномоченный по правам ребенка.

При этом он отметил, что решение ребенка, с кем остаться жить, должно приниматься при учете его мнения. "В этой ситуации необходимо поговорить с ребенком в комфортной для него обстановке. Есть необходимость не спрашивать у него "в лоб", с кем он хочет жить, а доверить это дело опытным психологам. Такие вопросы не должны решаться на публике", - сказал А.Головань.

    Вопрос: После классного часа перед каникулами классный руководитель отпустила мальчиков домой, а девочкам сказала убирать класс, правомерно ли поступила классный руководитель?

Ответ: Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

    Вопрос: При поездке на экскурсию в город Вологду несколько девочек отказались пойти на экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь, а захотели в это время погулять по магазинам. Классный руководитель отказалась их отпустить и потребовала идти вместе с классом на экскурсию. Правомерно ли она поступила?

Ответ:Представим, что среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий. Посещение православного монастыря может противоречить их религиозным убеждениям. Нужно учитывать, что по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школа не может проводить никаких мероприятий, связанных с религией, тем более собирать пожертвования на нужды религиозных общин или вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. этим нарушается норма Закона о светском характере образования.

В свою очередь, ученики имеют полное право отказаться участвовать в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

    Если ученик опоздал на урок, может ли учитель не пустить его на урок?

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

    Вопрос: Девочка написала статью в местную газету, в которой отстаивала взгляды субкультуры «Готов». После публикации в классе было проведено собрание детей и родителей, на котором критиковалась статья. Оцените правомерность действий девочки и классного руководителя.

Ответ: Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Закон «Об образовании» закрепляет право учеников «на свободное выражение собственных мнений и убеждений» (статья 50, пункт 4). Из этого следует, что педагог категорически не имеет права выносить на суд класса убеждения ученика без его согласия. Обсудить газетную заметку школьника во время классного часа, конечно, можно, но только при двух условиях:

    Обсуждение является свободным, без давления педагога на учеников. Это означает, что каждый имеет равную возможность высказаться и не боится, что он за это пострадает.

Если эти условия не выполнены, то педагог может сделать только одно: обсудить волнующую его проблему с учеником лично, без посторонних. При этом он также не должен оказывать давление, и обязан уделить взглядам ребёнка должное внимание (статья 12 Конвенции о правах ребёнка).Что делать ученику, если его начали «прорабатывать» при всём классе? Постарайтесь, насколько это возможно, взять себя в руки и объясните педагогу, что такую беседу нельзя вести в присутствии всего класса, поскольку Вас это унижает. Попросите учителя побеседовать с Вами наедине после уроков. Если учитель не выполнил Вашу просьбу, обращайтесь с жалобой к директору школы.

    Вопрос: Может ли школа привлекать учеников к дежурству по столовой?

Ответ: Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён».Статья 50 Закона «Об образовании» запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Т.е. может при их добровольном согласии.

Пятый конкурс составь заявление. Учащимся предлагается написать письменное заявление на имя директора школы. (5-7 баллов)

Вас выгнали с урока физики из-за внешнего вида и не пускают на уроки по этому предмету в течение 10 дней, составьте письмо на имя директора школы с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Ответ должен выглядеть примерно так:

Директору школы № 1
Полянниковой Е.В.
от учащегося 11-а класса
Петрова Петра

ЗАЯВЛЕНИЕ

16 октября 2003 года учитель физики Иванов Иван Иванович отстранил меня от занятий по своему предмету. Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. В связи с этим, к настоящему времени я лишён возможности проходить обучение по предмету «физика» в течении 10 дней. Считаю, что, вследствие действий Иванова И.И., нарушено моё право на образование (статья 43 Конституции России), право на уважение человеческого достоинства (статья 50 закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребёнка (статья 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

На основании статьи 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», прошу Вас провести дисциплинарное расследование по фактам нарушения Ивановым И.И. моих прав. В состав комиссии по проведению дисциплинарного расследования прошу включить выборных представителей обучающихся: Ершова Петра (11-б класс), Карасёва Сергея (11-а класс), Лещёва Тимофея (5-г класс) и школьного уполномоченного правам ребенка (ФИО)

Прошу Вас проинформировать меня о результатах дисциплинарного расследования и принятых мерах. В случае несогласия с Вашим решением, оставляю за собой право обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (статья 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).Также прошу Вас отдать распоряжение Иванову И.И. о допуске меня к урокам физики.

Подпись ученика

По горизонтали
3. Международный правовой документ, определяющий права детей
6. С18 лет каждый человек обязан прийти на избирательный участок и исполнить свой гражданский долг
11. Для подростков прекративших обучение в школе во столько лет срок трудового договора определяется на общих основаниях
13. Чтобы получить среднее(полное) общее образование,сколько классов нужно закончить
14. С 14 летнего возраста гражданам Росиии разрешается не более 4 часов в сутки

По вертикали
1. Верховенство и независимость власти
2. Законные представители детей
4. На него имеет право каждый человек, ни кто не может быть произвольно лишен его
5. общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние
6. Экономическая деятельность, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получения прибыли, допустимая для лиц с 18 летнего возраста
7. В нашей стране оно обязательное (ст.26)
8. Во столько лет ребенок считается совершеннолетним
9. Каждый человек имеет право на бесплатное получение помощи этого вида
10. Как называют лицо, которому принадлежит право собственности чего-либо?
12. Властно - политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления



Просмотров