Инструкции инспектора дпс. Если остановил сотрудник ДПС

Сотрудники ДПС ГИБДД РФ, осуществляя контроль выполнения автомобилистами правил дорожного движения, руководствуются рядом нормативно-правовых актов и документов, которые определяют их основные права и обязанности. Соблюдение прописанных в НПА положений строго контролируется и при превышении полномочий или не соблюдении отдельных регламентов автомобилисты, по отношению к которым был составлен протокол о правонарушении, имеют право его обжаловать и даже признать недействительным.

Особенности несения службы

При несении службы сотрудник автоинспекции имеет определенные права, пользование которыми позволяет ему контролировать и своевременно выявлять или предотвращать правонарушения, совершаемые всеми участниками дорожного движения. В частности, сотрудники ГИБДД имеют право останавливать транспортные средства в случае совершения управляющим им лицом правонарушения, а также проведения специальных мероприятий (по задержанию преступника или в случае плана-перехвата). Также у автоинспекторов есть следующие права:

  • Требовать от автомобилиста предоставления документов на транспортное средство (технического паспорта), а также прав на управление той категории транспортных средств, к которой отнесено остановленное авто;
  • Задержать водителя до полного выяснения всех обстоятельств конкретной ситуации;
  • Направить водителя на медицинское освидетельствование, если есть основания полагать, что он находится в наркотическом или алкогольном опьянении причем отказ от прохождения процедуры может грозить автомобилисту привлечением к ответственности;
  • Останавливать транспортное средство в том случае, если имеются основания полагать, что данное авто находится в угоне, либо же разыскивается то лицо, которое в данный момент управляет им;
  • Требовать предоставления транспортного средства в ситуациях, когда оно необходимо для выполнения служебного задания или автомобилист нужен для присутствия в качестве свидетеля произошедшего ДТП, понятого для досмотра другого участника ДД или транспортного средства.

Основные обязанности инспекторов ГИБДД регламентируются нормативно-правовыми актами и устанавливают определенные рамки поведения при остановке транспортных средств, при общении с водителями, которые ими управляли, порядок и правила составления протоколов об административных правонарушениях. Отдельно определены также действия в тех ситуациях, когда у них имеется подозрение на то, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, совершил преступление, причастен к аварии или является виновным в ней.

Нормативно-правовые акты и служебная документация

При выполнении служебных обязанностей, пользовании правами и прочих действиях, связанных с несением службы, сотрудник ГИБДД РФ руководствуется пунктами и положением нормативных актов, регламентирующих его работу. По состоянию на 2018 год ранее действующие наставления по работе дорожно-патрульной службы Госинспекции безопасности ДД были заменены на утвержденный Приказом МВД №664 Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками ДД в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В октябре 2017 года в силу вступил уже Административный регламент исполнения, который впоследствии более детализировал основные полномочия сотрудников ГИБДД и определил их права и обязанности. Параллельно с этим сотрудники ГИБДД также опираются на должностные инструкции, содержащих данные относительно несения службы, составленные с учетом их звания и занимаемой ими должности.

Нормы поведения сотрудника ГИБДД

При остановке транспортного средства инспектор ГИБДД должен соблюдать определенные правила, которых от него требует действующее законодательство и составленная должностная инструкция. В первую очередь автоинспектор должен представиться, причем при просьбе от остановленного водителя повторить свое имя и звание он не имеет права отказывать. Предъявление удостоверения автоинспектором теперь не является обязательным действием - его выполняют только по требованию водителя. Параллельно с этим обязанностью сотрудника ГИБДД при остановке транспортных средств является выполнение следующих действий:

  • Вежливое общение с водителем, отсутствие повышенного тона или ненормативной лексики по отношению как к самому автомобилисту, так и пассажирам, находящимся в транспортном средстве;
  • Озвучивание непосредственной причины, по которой сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство;
  • Препятствование действиям незаконного характера, которые могут исходить от автомобилиста;
  • Требование пройти медицинское освидетельствование предъявляется только в том случае, когда имеются явные признаки такого состояния;
  • Соблюдение установленного порядка проверки документации;
  • Озвучивание предложения оформить протокол о нарушении правил дорожного движения;
  • Отсутствие препятствий автомобилисту в случае изъявления им желания провести видеосъемку разговора с инспектором.

Отдельно стоит отметить, что озвучивание просьбы покинуть транспортное средство допустимо только в том случае, если необходимо устранение имеющихся неисправностей, нарушений правил транспортировки грузов, имеются основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного опьянения или характерных признаков сильной усталости или же болезненного состояния. Также сюда будут относиться ситуации, когда в соответствии с допустимыми ситуациями имеется необходимость проведения досмотра транспортного средства или они могут теоретически представлять опасность для самого инспектора ДПС.

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

94926 7

Внимание в данный момент вместо наставления по работе ДПС действует

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.2. Пешее патрулирование.
12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.
С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.
Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.
Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.


13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:
а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;
в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;
д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:
а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;
б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:
а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;
б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;
в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;
д) преследования лиц, совершивших правонарушение;
е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;
ж) охраны места происшествия;
з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;
и) внезапного заболевания;
к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;
б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;
г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.


14. Порядок использования оперативно-технических и специальных средств

14.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.

14.2. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.

14.3. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.

14.4. Сотрудники ДПС, получившие в пользование оперативно-технические и специальные средства, несут персональную ответственность за их сохранность и работоспособность.

14.5. Средства связи (радио, проводные) применяются для обеспечения управления нарядами, взаимодействия между ними, а также для работы нарядов ДПС с автоматизированными базами данных в запросном режиме.

14.6. Передача информации по каналам связи, организация системы связи и ее функционирование осуществляются в порядке, установленном МВД России, и определяются с учетом местных условий командиром строевого подразделения. Запрещается ведение радиообмена по вопросом, не связанным с выполнением служебных обязанностей.

14.7. Запрещается во время несения службы использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью.


15. Действия сотрудника дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях

15.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть строевого подразделения (органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:
а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;
б) место, время, вид и обстоятельства происшествия;
в) сведения о пострадавших;
г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

15.2. По прибытии на место происшествия, в котором пострадали люди, сотрудник ДПС до приезда следственно-оперативной группы:

15.2.1. Определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает скорую медицинскую помощь; до ее прибытия или в случае невозможности вызова лично оказывает первую медицинскую помощь и, при необходимости, организует доставку в медицинские учреждения; выясняет фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших.

15.2.2. Устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия.

15.2.3. Обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

15.2.4. Выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные.

15.2.5. Принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию.

15.2.6. Докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, сотруднику, осуществляющему дознание) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию.

15.2.7. Организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к возобновлению движения.

15.2.8. Выясняет, если водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя.
Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел, в дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.

15.2.9. При оформлении материалов по происшествию с транспортным средством, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник ДПС предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию; если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения об участниках происшествия и разрешает им уехать. В таких случаях в протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя и подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

15.3. Оформление материалов о нарушениях правил дорожного движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурного осуществляется сотрудником ДПС самостоятельно в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком производства по делам об административных нарушениях и иных норм, действующих в области дорожного движения.

15.4. Прибыв на место происшествия с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, или место его вынужденной остановки, сотрудник ДПС обязан:

15.4.1. Проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки транспортного средства способами, предусмотренными пунктом 7 Правил дорожного движения Российской Федерации и подпунктом 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>.


<*> Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г. N 997).


15.4.2. Сообщить в дежурную часть строевого подразделения время и место происшествия, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее действовать по указанию дежурного.

15.4.3. Оказать содействие в ликвидации причин и последствий вынужденной остановки транспортного средства.

15.4.4. В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и не допускать к месту происшествия посторонних лиц.

15.4.5. Докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте происшествия.


16. Работа по розыску транспортных средств

16.1. Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств.

16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.

16.3. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, принимает меры к его задержанию и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.

16.4. Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Собранные первичные материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения.

16.5. При введении в действие плана неотложных оперативно-поисковых мероприятий "ПЕРЕХВАТ" ("ПЕРЕХВАТ-1") наряды ДПС передислоцируются на заградительные посты и осуществляют проверку проходящих транспортных средств, сходных по приметам с разыскиваемыми.


17. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы

17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:

17.1.1. Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочной деятельности.

17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

17.1.3. Розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

17.1.4. Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений.

17.1.5. Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах.

17.1.6. Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

17.1.7. Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.


18. Взаимоотношения с участниками дорожного движения

18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

18.5. Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.

18.6. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

18.10. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.

18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:

18.11.1. В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.

18.11.2. В защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности.

18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.

18.11.4. В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.

18.12. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.

19. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства

19.1. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

19.2. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться следующим:

19.2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них.

19.2.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:
а) документы, удостоверяющие личность, - дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемые Министерством иностранных дел Российской Федерации (сотрудники, административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств и консульств, а также сотрудники международных организаций, аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или принимающих организациях, либо разрешение на постоянное проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);
б) документы на право управления автомобилем - международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов;
г) документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до 6 месяцев - водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше 6 месяцев - российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации); разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).
Примечания. 1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.

2. Международные водительские удостоверения, а также национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении при наличии заверенного их перевода, действительны на территории Российской Федерации.


20. Меры обеспечения личной безопасности

20.1. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудник ДПС обязан соблюдать следующие основные меры личной безопасности:

20.1.1. Выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

20.1.2. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

20.1.3. Избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия.

20.1.4. Выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного транспорта.

20.1.5. Находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику ДПС удара при резком открытии двери или внезапном начале движения.

20.1.6. Избегать проведения на проезжей части дороги разбора правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности.

20.1.7. Включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств участников дорожного движения. При проверке транспортного средства патрульный транспорт следует парковать позади остановленного.

20.3. В процессе проверки документов сотрудник ДПС должен выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку.

20.4. В случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудники, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра задержанных с целью выявления и изъятия оружия.
Досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников наряда.

20.5. При вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост.

20.6. При оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации аварийных сигнальных средств, при необходимости - выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.

Памятка водителю при общении с сотрудником ДПС содержит рекомендации, позволяющие избежать конфликтных ситуаций и недопониманий. Обычно исход беседы с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя, умения отстоять свои права, избегать грубого тона и оскорбительных выражений. Сотрудник полиции также должен общаться на «вы», обойтись без нравоучений, говорить четко и по делу. При остановке транспортного средства желательно использовать видеорегистратор. Если возникла спорная ситуация, можно ориентироваться на положения действующего законодательства. Желательно избегать конфликтов, однако не нужно соглашаться со своей виной без наличия четких доказательств, ссылаясь на свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

  1. Автомобиль нарушает правила дорожного движения, может стать причиной создания аварийной ситуации. Конкретные неверные действия должны быть установлены визуально или с помощью специализированных технических средств. Когда водитель затормозил, сотрудник обязан четко указать нарушения, в которых обвиняется человек за рулем.
  2. В дорожно-патрульную службу поступило сообщение о возможной причастности водителя к преступлению. Если сотрудник ГИБДД получил соответствующую информацию по служебным каналам, остановка автомобиля произошла по причине дачи соответствующих показаний третьими лицами или из-за возникновения подозрений у других постов ДПС, инспектор обязан четко сообщить причину, назвать правонарушение, в котором подозревается водитель. Остановка правомерна только в том случае, если есть основания для подозрения человека в совершении тяжкого преступления, участии в ДТП с последствиями или в нарушении правил дорожного движения, за что наступает административная ответственность.
  3. Автомобиль, на котором передвигается водитель, похож на транспортное средство, находящееся в розыске или угоне. Также инспектор может остановить человека, если у него есть основания предполагать, что ТС планируют использовать для совершения противоправных действий.
  4. Есть вероятность, что водитель или пассажиры обладают информацией о преступлении или ДТП, очевидцами которого они являлись. В этом случае остановка правомерна, так как инспектор на законном основании собирает свидетельские показания.
  5. Привлечение понятых для проведения досмотра уже остановленного автомобиля.
  6. Четко обусловленная служебная необходимость во временном использовании транспортного средства или услуг водителя для оказания помощи сотрудникам ГИБДД при проведении спецопераций, а также взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
  7. Проверка наличия и правильности оформления водительских документов. В зависимости от того, находятся ли в салоне пассажиры или определенный груз, сотрудник ДПС имеет возможность запросить предъявление различных бумаг. Водитель должен иметь право на перевозку любых грузов, которые находятся в ТС, а также сопроводительную документацию, свидетельство о праве владения и управления автомобилем. Если в салоне есть пассажиры, инспектор может запросить предъявление их паспортов для удостоверения личности. Сотрудник имеет возможность остановить автомобиль с целью просмотра документации только на КПП или стационарных постах.
  8. Установление личности водителя, перечня перевозимых грузов при выполнении приказа руководителя МВД или ГИБДД.

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины. Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

​Большинство конфликтов между инспектрами и водителями возникает в процессе составления протокола. Иногда водителям сложно разобраться в ситуации, также есть риск превышения полномочий сотрудниками ГИБДД. Важно поддерживать вежливое общение с инспектором, не допуская нарушения собственных прав.

Если сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в совершении каких-либо правонарушений, однако не может предоставить четких доказательств, не следует соглашаться с инспектором. Согласно положению о презумпции невиновности, без доказательства правонарушения составление протокола нецелесообразно.

При любых нарушениях инспектор обязан представить водителю доказательство и его вины, включая видеозапись, показатели специальных технических средств или свидетельства очевидцев. Правонарушение считается недоказанным даже в том случае, если водитель не может подтвердить свою невиновность, так как представление улик полностью возлагается на сотрудников ГИБДД.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет. Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена. Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

Во время заполнения протокола необходимо проконтролировать, чтобы все поля оформлялись в соответствии с законами требованиями, не искажалась правдивая информация:

  1. В протоколе должна быть изложена суть правонарушения, указаны ссылки на доказательства вины водителя. По желанию в соответствующей графе можно указать свою точку зрения при рассмотрении определенной ситуации. Ставить свою подпись в протоколе можно только в том случае, если водитель полностью признает свою вину, а также согласен с каждым словом, написанным инспектором.
  2. При возникновении конфликтов и недопониманий, отказе сотрудника ГИБДД переписать протокол, если в нем указана некорректная, по мнению водителя, информация, в соответствующей графе следует указать: «Не согласен. Требую адвоката». Так можно увеличить свои шансы на победу при обжаловании протокола в судебном порядке.
  3. Нельзя покидать место, где произошла остановка транспортного средства, до момента выдачи копии протокола водителю. Желательно в экземпляре, который остается у сотрудника ДПС, оставить надпись «требую юридической помощи». Так можно уведомить о своем праве на решение спорных вопросов с участием юриста, повлиять на отмену решения инспектора при рассмотрении вопроса в суде.
  4. Если свидетели происшествия не были опрошены, следует поставить прочерк в соответствующей графе. Не следует оставлять важные поля пустыми, чтобы избежать риска внесения свидетельских показаний лицами, привлеченными сотрудником ГИБДД без ведома водителя.

Необходимо соблюдать правила общения с инспектором ГИБДД, однако не поддаваться на провокации. До вынесения судебного решения можно предполагать, что в протоколе содержатся нарушения положений КоАП, из-за чего водитель имеет право на законных основаниях доказывать свою невиновность, опровергать необоснованные обвинения.

Протокол за превышение скорости

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой. Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

Протокол за нечитаемые номера

При управлении автомобилем с нарушением законных требований к состоянию номерных знаков возможно вынесение предупреждения или взыскание штрафа в размере 500 руб. Если причиной остановки транспортного средства являются грязные номера, желательно не спорить с сотрудником ГИБДД, а протереть знаки влажной тряпкой. Если инспектор настаивает на составлении протокола, желательно сфотографировать номерные знаки, подтвердив их читаемость.

В некоторых случаях инспекторы пытаются приравнять езду с нечитаемыми номерами к передвижению с отсутствием регистрационных знаков. Данное действие является неправомерным, так как загрязненность можно устранить на месте. Если инспектор составляет протокол, при этом оснований для признания водителя виновным недостаточно, необходимо выразить свое несогласие с информацией, указанной в документе. В суде желательно предоставить фото или видео подтверждение правоты водителя.

Протокол за непристегнутый ремень

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль, однако не могут четко указать причину, назвать правонарушения, допущенные водителем. Если человеку удалось опровергнуть свою вину, основания, использованные инспектором для остановки ТС, не подтвердились, сотрудник дорожно-патрульной службы может сослаться на непристегнутый ремень. В этом случае необходимо указать на свою осведомленность о запрете на передвижение без резинового ремня безопасности. Важно уточнить, что водитель снял ремень сразу после остановки автомобиля.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Обязанности инспектора ДПС регулируются законодательством так же, как и его права. Он является таким же участником дорожного движения, как и водитель, поэтому общение должно происходить на равных.
Если сотрудник дорожной полиции превышает свои полномочия, вы вправе подать на него жалобу , но для этого знание его прав и обязанностей необходимо. В представленной статье мы разберем, как должен вести себя инспектор на дороге и при остановке авто, а также варианты действий водителя, при нарушении им правил.

○ Какими правами обладает сотрудник ДПС?

Права инспектора дорожной полиции регулирует:

  • Закон РФ «О полиции».
  • Административный регламент.
  • Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  • Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь на эти нормативные акты, можно определить, какими правами наделяется сотрудник ДПС при выполнении служебных обязанностей.

Проверка документов.

После остановки водителя, инспектор должен:

  • Незамедлительно подойти к машине.
  • Поздороваться, приложив правую руку к головному прибору и представиться: назвать ФИО, должность и звание.
  • Оозвучить причину остановки.
  • Представить служебное удостоверение, если водитель этого потребует (желательно зафиксировать у себя полученные данные).
  • Изложить требование о передаче документов для проверки: без обложки и без удерживающих устройств.

Остановка производится на короткий срок, инспектор не вправе задерживать водителя, если нет административного правонарушения.

Проверка документов вне стационарного поста может быть по следующим основаниям:

  • Выявление признаков нарушения ПДД.
  • Наличие ориентировки или иной информации о причастности водителя к какому-либо правонарушению.
  • В рамках специальных мероприятий, которые направлены на уменьшение количества ДТП и его последствий.

Привлечение в качестве понятого.

Необходимость привлечения водителя в качестве понятого – основание для остановки водителя.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
(п.1 ст. 25.7 КоАП РФ).

Привлечение в качестве понятого относится к случаям, когда водитель должен выйти из машины и проследовать за инспектором. Перед этим сотрудник обязан:

  • Представиться.
  • Нназвать причину остановки.
  • Изложить просьбу о привлечении в качестве свидетеля.
  • После составления протокола предложить документ на подпись.

Важно учитывать, что вы должны быть независимым лицом, регулирующим законность действий сотрудника. Любые требования инспектора о внесении показаний, не соответствующих действительности – неправомерны.

○ Какие обязанности у инспектора?

Обязанности сотрудника ДПС регламентируются законодательно. Порядок действий устанавливается в соответствии с Приказами МВД «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…» и «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ», а также административным регламентом.

Общие обязанности инспектора следующие.

Проверка ориентировок.

При остановке водителя, инспектор не обязан демонстрировать ему ориентировку, на основании которой производится проверка. Но она может быть использована для предъявления требования о досмотре.

Досмотр проводится с целью проверки фактического содержимого машины, при этом инспектор не вправе трогать какие-либо вещи. Водитель сам перекладывает предметы, которые мешают обзору, в противном случае, это уже обыск, на который должно быть соответствующее разрешение.

Досмотр проводится в присутствии двух свидетелей с составлением протокола.

Задержание нарушителя.

Процедура задержания транспортного средства и его водителя регламентируется ст. 27.13 КоАП РФ. Это одна из мер производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо различать понятия «остановка» и «задержание». Второе означает ограничение свободы и не может производиться на месте остановки. Инспектор обязан доставить водителя в специальное помещение отделения МВД РФ, при этом, водитель имеет право на уведомление родственников. Подобное требование должно быть удовлетворено незамедлительно.

Задержание может длиться до 3 часов, если будет выявлено, что в отношении водителя ведется производство (например, за неуплату штрафов), то ограничение свободы могут продлить до 2 суток.

Опрос очевидцев нарушения ПДД.

Привлечение свидетелей является важным пунктом оформления протокола. В их качестве могут выступать проезжающие водители. Нужно знать, что в качестве понятых не может выступать второй инспектор, а также пассажиры.

Данные очевидцев вносятся в протокол. Опрос должен проводиться в корректной форме, допускается спрашивать только нужные сведения (ФИО, адрес регистрации, паспортные и контактные данные). Запрашивание любых иных данных (например, место работы, объем заработной платы и пр.) является незаконным.

○ Нужно ли выходить из автомобиля, если того требует инспектор?

Водитель обязан покидать салон только, если:

  • Он задерживается за правонарушение.
  • Его отстраняют от управления ТС.
  • Производится досмотр авто.

Во всех остальных случаях инспектор может только предложить выйти из машины, а делать это или нет, решает водитель.

При требовании покинуть авто, инспектор должен представиться и указать причину, на основании чего это надо сделать.

○ Оформление протокола при управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Если инспектор заподозрил водителя в том, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, последнему предлагается пройти освидетельствование на алкотестере. Для этого инспектор должен:

  • Составить акт об отстранении от управления.
  • Привлечь двух свидетелей.
  • Продемонстрировать присутствующим результаты прибора.
  • Составить протокол.

Несоблюдение любого из перечисленных условий является основанием для оспаривания составленного протокола.



Просмотров