Иностранный работник в удаленном доступе. Об иностранных рабочих в россии

Иностранные работники на сегодняшний день довольно востребованы, и дело не только в том, что цена их услуг дешевле, и тем более не в их профессионализме (справедливости ради надо сказать, что среди иностранных рабочих довольно много специалистов). Преимущество этих рабочих в их мобильности, они приехали специально ради того, чтобы заработать, ни о каком отдыхе они не помышляют и за работу берутся довольно оперативно. Найти иностранных рабочих в настоящее время несложно, вот только не имея в этом опыта можно столкнуться с некоторыми трудностями. В опросе представлено два способа для поиска.

Поиск иностранных рабочих в Интернете

Мировая Сеть все время растет и развивается, заполняя собой практически все ниши. Все уже привыкли к тому, что можно найти работу или работника на специализированных сайтах. Точно также в Интернете можно найти и иностранных рабочих или строителей. Например, сайт Единство народов где размещена база вакансий во всех регионах России. Удобно и для компаний, которым нужны работники, удобно и для самих рабочих. Нет нужды тратить время на расспросы и поиски.

Поиск иностранных рабочих через знакомых
Сарафанное радио ещё долгое время будет мощным инструментом для распространения информации. Плюс в том, что одновременно с поиском можно узнать личный опыт того или иного человека, выслушать его советы и рекомендации. В случае необходимости «знакомый» поможет избежать тех ошибок, которые он когда-то допустил. Отзывы и рекомендации конечно есть и в Интернете, но действительно верить можно разве только отрицательным отзывам. Большинство положительных отзывов пишут те, кто в этом заинтересован.
Посмотрим на результаты опроса.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Таблица 1

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные) На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым - приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
Временно пребывающие:
Визовые Работодатель:

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
Безвизовые Работник:

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента : не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента : на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана - 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины - 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

Полис ДМС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
Беженцы Разрешительные документы не нужны
Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) - оплаты и нормирования труда и 195 (43%) - оформления трудового договора.

Диаграмма 1

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.
При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий - МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Если организация заключает договор с иностранцем-патентником - желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента - лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки - работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу - 70 000 руб., организации - до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц - 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится - трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Диаграмма 2

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 - 5000 - 10000 руб. 50 000 - 100 000 руб.
ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 - 5000 руб. Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.
ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб.
ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 - 70 000 руб.

350 000 - 800 000 руб. 450 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 - 50 000 руб.

800 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Словосочетание «иностранный работник» ввергает в панический ужас? О том, как обойти «подводные камни» в неоднозначной процедуре оформления иностранца – в консультации юриста Санкт-Петербургского отделения «Что делать Консалт».

Какой предприниматель не любит экономить на работнике. Руководитель не враг же себе, чтобы платить большую зарплату, когда вполне достаточно согласных получать в два раза меньше. Многие фирмы пытаются сэкономить на оплате труда за счет более «дешевых» специалистов - выпускников и студентов. Однако в настоящее время последние часто оценивают себя намного выше, чем они стоят. В такой ситуации работодатели нередко предпочитают обращаться к услугам мигрантов. А на ком еще экономить, как не на безответных иностранцах?

Выгодно ли привлекать на работу иностранцев на самом деле? Отвечая на вопрос, нужно отметить, что за такой привлекательной дешевизной может скрываться обыкновенный "кот в мешке". Ведь нанимая зарубежного сотрудника, компания будет вынуждена решить ряд проблем, о которых Вы даже и не думали, в том числе легализация, жилье, адаптация и т.п.

Процедура официального оформления иностранного работника очень сложна и требует серьезных расходов. Поэтому большинство работодателей предпочитают ее вовсе не начинать и держать рабочих на нелегальном положении.

Чтобы нанять на работу нерезидента, недостаточно заключить только трудовой (то есть принять в штат) или гражданско-правовой договор (например, ). Вот и мудрят начальники, чтобы и закон соблюсти, и себе карман зря не облегчать. Штрафы-то за нелегалов сегодня ой как кусаются! Каждый нелегальный сотрудник-иностранец может «стоить» фирме до 800 000 рублей штрафа. В этих условиях, понятно, и сами мигранты, и их работодатели предпочитали решать свои проблемы без уведомления госструктур - используя все возможные лазейки для обхода законов и с помощью массовой раздачи взяток.

Как показывает сложившаяся практика, использование гастарбайтеров может быть разумным и выгодным делом, если знать о некоторых «подводных камнях» - с точки зрения отношений с законом.

Информация подобного рода полезна всем предпринимателям.

Всех иностранных граждан, находящихся на территории России, можно разделить на категории:

Временно проживающие на территории Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации;

Временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в России иностранный гражданин.

В качестве основания для подтверждения своего временного проживания на территории России потенциальный работник должен предоставить разрешение на временное проживание.

Согласно Приказу МВД России от 14.04.2003 № 250 разрешение выдается на три года, подтверждая право человека временно проживать в стране до получения вида на жительство, и представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Вместо такой отметки может быть выдан документ установленной формы, который выдают лицам без гражданства, не имеющим документа, удостоверяющего их личность.

Иностранцы, временно проживающие в России, имеют право работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон № 115-ФЗ)).

Разрешение выдается по квоте, утвержденной Правительством РФ, если другое не предусмотрено законодательством.

Для справки.

На 2008 год квота утверждена Распоряжением Правительства РФ от 19.11.2007 № 1636-р, в том числе по городу Санкт-Петербургу количество разрешений составляет – 1500 штук.

Постоянно проживающий в России иностранный гражданин.

Иностранным лицам, постоянно проживающим в России, необходимо иметь вид на жительство. Это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в России, а также права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдают иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство этот срок по его заявлению может быть продлен еще на пять лет. Количество таких продлений не ограничено (Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».) С 8 февраля 2007 года вид на жительство выдается иностранным гражданам территориальными органами ФМС России (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 № 42 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации").

Ежегодно иностранные граждане со статусом проживающих (временно или постоянно) подтверждают его, уведомляя орган исполнительной власти в области миграции по месту получения разрешения или вида на жительство. Правила и форма уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 21. Если проживание временное, на уведомление отводится два месяца по истечении очередного года, прошедшего со дня получения разрешения, если постоянное - срок подачи уведомления не установлен.

Временно пребывающий в России иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Для справки.

В случае въезда на территорию России в безвизовом порядке гражданин обязан покинуть страну через 90 суток (п.1 ст.5 Закона № 115-ФЗ).

Основным документом, подтверждающим статус временно пребывающего, является миграционная карта, которой признается документ:

Со сведениями о гражданине и сроке его пребывания в России;

Подтверждающий право на временное пребывание (при безвизовом въезде);

Служащий основанием для контроля за временным пребыванием в России.

Для справки.

Порядок выдачи миграционной карты регулируется совместным Приказом МВД России № 1095, МИД России № 16531, Минтранса России № 143, МПС России № 49, ГТК России № 1189, ФПС России № 692 от 11.11.2002.

С 15.01.2007 действуют новые Правила выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681, которые разделили иностранцев на иностранного гражданина, прибывшего в Россию на основании визы, и в порядке, не требующего получения визы (далее – «безвизовый» иностранный гражданин).

Важно отметить, что д ля граждан ряда стран, с которыми у России установлен безвизовый порядок пересечения границ, с января 2007 года упростилась процедура трудоустройства. Р аботодателям, принимающим на работу "безвизовых" иностранных граждан, разрешение на привлечение иностранных работников получать не надо (п.9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Для справки.

В настоящее время без визы на территорию Российской Федерации могут въезжать граждане:

Украины, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан");

Азербайджана (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997);

Узбекистана (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 30.11.2000);

Молдовы (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 30.11.2000)

Армении (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 25.09.2000).

Итак, с какими иностранцами у нас не будет проблем?

1) постоянно проживающий в России;

Тем, кто получил статус постоянно проживающих, никаких документов оформлять не нужно (абз.2 п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Они пользуются такими же правами в трудовых отношениях, как российские граждане.

2) гражданин Республики Беларусь.

Независимо от того, проживают они в России или пребывают, оформляйте их на работу по общим правилам. Это объясняется тем, что в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь и РФ не применяется.

3) въезжающий в Россию без визы;

Теперь для лиц, въезжающих в Россию без визы, работодателям не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п.9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Для всех остальных иностранцев, процедура оформления на работу очень сложна.

Предположим, что иностранец, которого вы хотите принять на работу, временно проживает или временно пребывает в России на основании визы и не является гражданином Республики Беларусь.

Предположим, что Вам в суши-бар требуется повар. Кто как не японец лучше всех приготовит суши. Конечно, держать такого человека в штате дорого, а если нанять «поваром-японцем», скажем, туркмена? Как правило, у таких работников нет никаких официальных документов. Граждане Туркменистана обязаны получать визу для въезда в Россию, поэтому упрощенный порядок оформления на работу на территории Российской Федерации на них не распространяется.

В таком случае Вам необходимо:

Заключение о целесообразности использования иностранных работников;

Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы;

Разрешение на работу (для иностранного сотрудника).

Ну что, у Вас ещё осталось желание нанять иностранца? Да?! Если Вас не бросает в дрожь от перспективы общения с ФМС, тогда слушайте дальше.

1. Заключение о целесообразности использования иностранных работников.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ, с 1 января 2007 года заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (далее – заключение) выдается органом государственной службы занятости населения субъекта РФ.

Порядок выдачи заключений органами государственной службы занятости населения субъекта РФ определен Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений (далее – Инструкция), утвержденной Приказом Минтруда России от 15.07.2003 № 175.

Для того чтобы получить этот документ, обратитесь в Центр занятости населения по месту регистрации фирмы или ее филиала, в котором будет работать иностранец и подайте документы, указанные в п.3 Инструкции:

Заявление, составленное на утвержденном бланке (приводится в Приложении 1 к Инструкции);

Копию свидетельства о регистрации организации (для юридического лица);

Копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и удостоверение личности (для физического лица).

В Центре занятости оформят предложение о целесообразности привлечения иностранных граждан и направят его в Федеральную службу по труду и занятости. Не забудьте, что, если центр занятости выдал предложение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, в нем обязательно должны быть указаны причины.

В соответствии с Инструкцией заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на 1 год.

Заключение выдают без проблем, если вам нужен работник на должность руководителя или сотрудник редкой специальности. Хотя зачем, например, уборщицам сети питания нужно знакомство с национальной таджикской кухней – не всегда понятно. Тут явно нарвешься на отказ службы занятости. Если вам нужны работники, в которых нет недостатка на местном рынке труда, в заключении могут отказать. Поэтому, обращаясь в Центр занятости, постарайтесь обосновать, почему вы хотите взять на работу именно иностранного гражданина.

2. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Разрешения на привлечение иностранных работников в Россию и использование их труда (далее – разрешение), а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства выдает Федеральная миграционная служба (далее – ФМС) (п. 4 Правил, Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»).

Для получения разрешения Вам необходимо представить в Федеральную миграционную службу (п. 6 Правил):

Заявление о разрешении нанимать иностранных работников;

Формы бланка заявления о выдаче работодателю разрешения на привлечение к труду иностранных работников и бланка самого разрешения, утверждены Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369.

Нотариальную копию свидетельства о записи в ЕГРЮЛ (для организаций) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);

Нотариальную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Нотариальную копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

Заключение территориального органа Федеральной службы по труду и занятости;

Проект трудового договора или другие документы, указывающие на предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении привлечь иностранных работников;

Квитанцию об уплате госпошлины.

Размер этой госпошлины составляет 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

Решение о выдаче разрешения принимает ФМС в течение 30 дней со дня подачи заявления. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, то решение принимают в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи заявления.

Ответ высылается работодателю по почте или выдается уполномоченному лицу: положительный - в течение 10 дней, отказ - в течение пяти дней после того, как вынесено решение. Мотивированный отказ в выдаче разрешения Вам направят в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе (п. п. 8, 12 Правил).

Разрешение выдают на срок до одного года. Потом его можно продлить, заплатив еще раз госпошлину.

В разрешении укажут наименование вашей фирмы, численность и профессии работников, а также территорию, на которой действует разрешение. Переоформить это разрешение на другую фирму нельзя (п. 14 Правил).

3. Разрешение на работу для иностранного гражданина

Выдача разрешения на работу регулируется Правилами и зависит от визового режима и выдается в пределах величины установленной квоты.

К сведению: на 2008 год утверждена квота на выдачу 1 828 245 разрешений. Важно отметить, что Вы участвуете в этом процессе самым непосредственным образом, так как именно на основании Ваших заявок определяется потребность в привлечении иностранных работников и формируются квоты. Так, до 1 мая текущего года работодатель должен представить в региональные отделения миграционной службы заявку на предстоящий год о потребности в иностранной рабочей силе. Форма такой заявки и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 603.

Итак, как же получить разрешение на работу? Рассмотрим две ситуации:

- иностранец, прибывший в Россию в безвизовом порядке;

Как уже говорилось ранее для «безвизовых» граждан упростилась процедура трудоустройства. Так, эти граждане сами вправе обратиться в территориальное управление ФМС с заявлением о получении разрешения на работу. Сделать это они могут и через своего представителя по нотариально заверенной доверенности либо, как было ранее, через организацию, пригласившую их на работу.

Кроме заявления по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370, и полномочий на представление интересов иностранца в ФМС «безвизовый» иностранец подает следующие документы (п. 41 Правил):

1) документ, удостоверяющий личность, признаваемый в РФ в этом качестве (при необходимости - его нотариально заверенный перевод);

2) миграционную карту с отметкой пограничного контроля о въезде в РФ или о выдаче указанной карты миграционной службой;

3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу. Государственная пошлина взимается в размере 1000 рублей за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину (п. 13 ст. 333.28 НК РФ).

Если гражданин представит все эти документы, то ФМС не вправе отказать в их приеме. Далее в соответствии с гл. 4 Правил не позднее 10 рабочих дней со дня их принятия служба обязана выдать ему или разрешение на работу, или уведомление об отказе в его выдаче. Отказ можно в течение трех дней обжаловать в Федеральной миграционной службе или суде.

Разрешение на работу выдается лично заявителю по удостоверению личности. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом порядке, обязан трудиться только в субъекте РФ, указанном в разрешении, представив не позже 30 дней с момента получения разрешения в орган миграционной службы медицинское подтверждение об отсутствии:

Наркомании;

Инфекционных заболеваний (согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);

Заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), если разрешение на работу выдано на срок более 90 дней.

- иностранец, прибывший в Россию по визе;

В данном случае работодатель должен подать в ФМС заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370, приложив:

Цветную фотографию 30x40 мм;

Нотариальную копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных работником в иностранном государстве, или справку о его соответствии российскому диплому (свидетельству);

Документы об уплате госпошлины, её размер тот же – 1000 рублей.

Помимо этого работодателю нужно предъявить свое удостоверение личности и нотариально заверенную копию удостоверения личности иностранного работника. Срок действия представляемых документов должен заканчиваться не раньше чем через шесть месяцев со дня подачи заявления.

Документы, оформленные на территории иностранных государств, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом. Если они оформлены на иностранном языке, необходимо иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

Решение о выдаче разрешения на работу принимается органом миграционной службы в течение 30 дней. Если нужна экспертиза документов - в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней после приема документов.

Придя за документом, нужно представить медицинские справки о том, что у нанимаемого нет:

Наркомании;

Заболеваний, опасных для окружающих (согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);

Заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Без таких справок разрешение на работу не выдается.

Работодатель обязан передать разрешение под роспись его владельцу, прежде чем тот начнет трудиться на территории РФ. Причем какая-либо его деятельность возможна только в том субъекте РФ, который обозначен в документе.

Территориальный орган ФМС рассматривает заявления иностранных граждан о выдаче им разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений.

С 15.01.2007 Правительство РФ получило право ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых работодателями в различных отраслях экономики (п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ).

Правительство уже приняло соответствующее Постановление от 29.12.2007 № 1003 (далее – Постановление № 683), которое тоже вступает в силу 31.01.2008. Согласно принятому решению допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли в 2008 году составит (п. 1 Постановления № 683):

В розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво (код по ОКВЭД 52.25.1), розничной торговле фармацевтическими товарами (код по ОКВЭД 52.31), в розничной торговле в палатках и на рынках (код по ОКВЭД 52.62) и прочей розничной торговле вне магазинов (код по ОКВЭД 52.63) - 0 процентов общей численности работников.

Уведомления

О нюансах удаленных отношений с работниками-иностранцами. Данная статья — попытка предложить практическое решение сложных вопросов.

Нам пришло письмо следующего содержания: «Генеральный и коммерческий директора российской организации — граждане Германии.

Они постоянно проживают за границей, руководят компанией удаленно. Связь осуществляется посредством Интернета. Иногда они приезжают в Россию для решения производственных вопросов.

Как правильно оформить иностранных граждан трудящихся за рубежом , если наша организация — их основное место работы?»

Это письмо показывает, что работодатели активно используют новые современные формы трудовых отношений. Ответ на вопрос поможет многим нашим читателям.

Статус иностранных граждан в РФ

Сначала разберемся со статусом данных иностранных граждан в Российской Федерации.

Так как генеральный и коммерческий директора постоянно проживают за границей, а в России бывают наездами, не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание, их статус — временно пребывающие в РФ иностранные граждане (абз. 9 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).

Обязательные условия работы временно пребывающих иностранцев в России

Нормы Закона N 115-ФЗ устанавливают ограничение для временно пребывающих иностранных граждан в части прав распоряжаться своими способностями к труду на территории России.

Чтобы начать трудиться в Российской Федерации, граждане Германии должны:

— получить разрешение на работу;

— оформить рабочую (а не деловую или туристическую) визу, так как цель въезда в Российскую Федерацию — исполнение трудовой функции.

Примечание. Германия относится к странам с визовым порядком въезда их граждан в РФ (Письмо МИД России от 27.09.2006 N 32253/19).

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Когда разрешение нужно получить. В общем случае взять на работу иностранных граждан можно, если получено разрешение на их привлечение (п. п. 2 и 3 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Добавим, что это правило применяется только в отношении иностранных граждан, временно пребывающих в России на основании визы и не являющихся высококвалифицированными специалистами.

Когда можно обойтись без разрешения. Соответственно, российскому работодателю не понадобится получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, если временно пребывающие иностранные граждане будут приглашены на работу в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов (пп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Разрешение на работу

По общему правилу временно пребывающие в России иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Исключения предусмотрены лишь для отдельных категорий иностранных граждан, которые перечислены в пп. 1 — 9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

Срок действия разрешения на работу. (к которым относятся граждане Германии) продолжительность действия разрешения на работу определяется сроком трудового договора, но не более максимально разрешенного.

Он составляет (абз. 7 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», далее — Закон N 114-ФЗ):

— один год со дня въезда на территорию нашей страны — для обычных трудовых мигрантов;

— три года со дня въезда — для высококвалифицированных специалистов. Указанный срок может продлеваться на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на три года по каждому факту продления. Процедура получения разрешения на работу для таких работников упрощена.

Примечание. В случае нахождения иностранного работника за пределами РФ более шести месяцев его разрешение на работу аннулируется (пп. 9 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Если иностранец не въезжал в РФ. Разрешение на работу за пределами России не действует.

Следовательно, иностранному работнику, исполняющему трудовую функцию за пределами РФ (например, при выполнении работы в удаленном доступе), разрешение на работу российского образца не требуется. Но так ли это на самом деле, обсудим чуть позже.

Если иностранный работник — руководитель организации. Генеральный и коммерческий директора могут относиться к категории высококвалифицированных специалистов, а также к категории должностей, не подлежащих квотированию. Процедура получения разрешения на работу и рабочей визы для таких работников упрощена.

Обыкновенная рабочая виза

Договора еще нет. Если у иностранного гражданина, прибывающего из визовой страны, нет трудового (гражданско-правового) договора с российским работодателем, для въезда в РФ ему выдается обыкновенная рабочая виза на срок до трех месяцев.

Основанием для выдачи этой визы является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с законодательством РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ и ст. 25 Закона N 114-ФЗ).

Примечание. Форма приглашения на въезд в РФ утверждена Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142.

После заключения трудового (гражданско-правового) договора виза продлевается на срок действия этого договора, но со дня въезда в Российскую Федерацию не более чем (абз. 7 ст. 25.6 Закона N 114-ФЗ):

— на год — для обычных трудовых мигрантов;

— трехлетний срок — для высококвалифицированных специалистов. Указанный срок может продлеваться на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на три года для каждого такого продления.

Договор уже заключен. Если на момент оформления визы трудовой (гражданско-правовой) договор заключен, то виза выдается сразу на срок действия трудового (гражданско-правового) договора с теми же ограничениями срока действия.

Договор действует, работник в РФ не въезжал. В случае когда иностранный гражданин трудится за рубежом , не пересекая границу РФ, визу он получать не обязан. Но в нашей ситуации граждане Германии являются генеральным и коммерческим директорами российской компании, следовательно, были назначены на должность согласно уставу компании.

Так как данные граждане являются иностранцами, въезжать на территорию России для осуществления трудовой деятельности они могут только на основании рабочей визы, а работать на территории Российской Федерации — при наличии разрешения на работу. То есть избежать получения разрешения на работу и рабочей визы этим иностранцам не удастся.

Оформление на работу

Итак, со статусом иностранных граждан и документами, без которых осуществление трудовой деятельности в России незаконно, мы разобрались. Теперь обсудим, как оформить на работу иностранных граждан, постоянное место жительства которых находится в Германии, а не в России.

Трудовой договор

Как известно, все условия¹ трудовой деятельности стороны закрепляют в трудовом договоре. Наш случай не исключение. Рассмотрим, на какие пункты трудового договора с иностранными работниками, которые трудятся удаленно, следует обратить особое внимание.

———————————

¹ Об обязательных условиях, которые нужно предусмотреть в трудовом договоре с временно пребывающим в России иностранным работником, а также о сроке, на который такой договор можно заключить, читайте в статье «Трудовой договор с временно пребывающим иностранцем» // Зарплата, 2011, N 5. — Примеч. ред.

Место работы и рабочее место

Место работы. Указание места работы является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Место работы — это конкретная организация, предприятие. В случае когда иностранный работник трудится на территории РФ, место работы — это город (субъект), где получено разрешение на работу.

Рабочее место. Рабочее место, согласно ст. 209 ТК РФ, — это прямо или косвенно контролируемый работодателем пункт, на котором сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой. При дистанционной работе говорить о рабочем месте не вполне корректно, ведь работодатель не обязан создавать его для дистанционного работника.

Если работа не предполагает нахождения в России, в трудовом договоре следует предусмотреть, что место нахождения выбирает сам работник. При этом в трудовом договоре конкретный адрес можно не указывать. Достаточно зафиксировать, что право выбора предоставляется работнику.

Удаленная работа граждан Германии предполагает, что большую часть трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, они будут выполнять в иностранном государстве. Следовательно, там и будет находиться фактическое рабочее место этих сотрудников. Чуть ниже мы поговорим, допустим ли вариант удаленной работы для иностранных граждан — руководителей российской организации.

Комбинирование дистанционной и очной работы. В случае с иностранными работниками, которые бывают наездами в России, можно сказать о комбинированной организации труда:

— при нахождении за рубежом — дистанционная работа;

— по приезду в РФ — очная.

Примечание. Дистанционный труд не надомная работа

Действующий Трудовой кодекс содержит понятие надомного труда. Особенности регулирования труда лиц, работающих на дому, определены гл. 49 ТК РФ и Положением об условиях труда надомников, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 N 275/17-99 «Об утверждении Положения об условиях труда надомников», применяющимся в части, не противоречащей ТК РФ.

Понятие «дистанционная работа» намного шире, чем понятие «работа на дому». А если так, то уместно в трудовом договоре указать место работы для обоих вариантов, а для второго еще и назвать адрес нахождения рабочего места. Вариант формулировки трудового договора приведен в образце.

Фрагмент трудового договора

3.1 Место работы за пределами РФ Работник выбирает самостоятельно с учетом необходимости поддержания связи с Работодателем и в соответствии с действующим законодательством.

3.2. В момент временного пребывания Работника на территории РФ место работы Работника находится по адресу: Российская Федерация, 115533, г. Москва, ул. Садовники, д. 2, офис 312.

С генеральным директором вопрос особый. Место нахождения юридического лица указано в его учредительных документах (ст. 52 ГК РФ).

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (а при отсутствии постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности). Основание — ч. 2 ст. 54 ГК РФ и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В нашей ситуации генеральный директор — гражданин Германии является единоличным исполнительным органом юридического лица — российской компании, созданной в соответствии с российским Гражданским кодексом. Следовательно, согласно уставу он должен находиться и вести деятельность в России.

Он может временно выезжать за пределы РФ. Но при этом следует иметь в виду окончание сроков действия разрешительных документов. Поэтому большую часть времени он все-таки должен находиться по месту расположения компании.

Решить проблему отсутствия гендиректора по месту нахождения компании можно одним из способов:

— получить статус временно (или постоянно) проживающего. Для иностранцев, имеющих этот статус, установлены более щадящие условия привлечения к работе на территории РФ;

— уполномочить другое должностное лицо организации на время своего отсутствия в России осуществлять функции единоличного исполнительного органа.

Что касается коммерческого директора, то он вправе руководить из-за границы. Нормы действующего гражданского законодательства не содержат на этот счет никаких ограничений. Единственное, о чем нужно помнить, — в случае его отсутствия на территории нашей страны в течение шести месяцев ФМС России аннулирует разрешение на работу. А без разрешения на работу он уже не сможет исполнять свои трудовые обязанности на территории Российской Федерации.

Примечание. Коммерческий директор на время своего отсутствия также вправе возложить по доверенности определенные свои полномочия (например, подписание документов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности организации) на должностных лиц организации.

График работы

График работы дистанционного работника определяется потребностями работодателя:

— работник должен присылать результаты своего труда по мере готовности;

— быть на связи в установленные часы;

— быть доступен и готов принять задание, дать ответ и т.д.

В первом случае продолжительность исполнения работы значения не имеет. Стороны в трудовом договоре устанавливают сроки ее сдачи.

В табеле учета рабочего времени работодатель проставляет формальные отметки исходя из 40-часовой рабочей недели (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Во втором случае начало и конец рабочего времени определяются строго. Они могут быть указаны в трудовом договоре с учетом норм времени труда и отдыха Трудового кодекса и отражены в табеле учета рабочего времени.

Третий случай — типичный вариант ненормированного режима рабочего времени, что также должно быть отражено в трудовом договоре.

Если удаленным работникам-иностранцам будет установлен ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ), в табеле учета рабочего времени работа сверх установленной продолжительности рабочего времени (40-часовой) не отражается. В нем указываются только отклонения от режима работы — неявки, дни болезни, отпуска, нахождения в командировке и т.п., то есть дни, когда сотрудник не выполнял свои основные трудовые обязанности.

Компенсировать сотруднику работу в режиме ненормированного рабочего времени нужно дополнительным отпуском. Согласно ч. 1 ст. 119 Трудового кодекса он не может быть меньше трех календарных дней. В табеле дни такого отпуска отражаются кодом ОД или 10.

Если отпуск не предоставляется, переработка сверх нормы оплачивается как сверхурочная работа по правилам ст. 152 Трудового кодекса. В этом случае в табеле нужно указывать фактические часы сверхурочной работы.

Ставка НДФЛ с доходов удаленных иностранцев

Если работники — иностранные граждане постоянно проживают за рубежом, например в Германии, они фактически не будут являться налоговыми резидентами РФ.

Полученные ими от российского работодателя доходы от осуществления трудовой деятельности нужно будет облагать НДФЛ по ставке:

— 30%, если иностранные работники не являются высококвалифицированными специалистами (п. 3 ст. 224 НК РФ);

— 13%, если они являются высококвалифицированными специалистами (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ и ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Иные доходы (не от осуществления трудовой деятельности) иностранного работника — нерезидента облагаются НДФЛ по ставке 30% (как для обычных иностранных сотрудников, так и для высококвалифицированных иностранных специалистов). Такое мнение высказали специалисты Минфина России в Письмах от 01.10.2010 N 03-04-05/2-578, от 08.06.2012 N 03-04-06/6-158 и от 13.06.2012 N 03-04-06/6-168.

Источник — журнал «Зарплата», 2012, N 12

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.



Просмотров