Имеет право заниматься частной практикой. Признаки частной медицинской практики

Статья 55. Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности

Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевти­ческой деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной адми­нистрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации.

В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциа­ций, высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и му­ниципальной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответствен­ность за обоснованность принимаемых решений.

Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании серти­фиката специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой.

Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фар­мацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действия осущест­вляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицин­ской помощи или положениям, закрепленным настоящими Основами. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении ос­нований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответ­ствующие органы государственной власти и (или) в суд.

Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицин­ской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежа­щих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Россий­ской Федерации.

Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицин­скими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящи­ми Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, респуб­лик в составе Российской Федерации.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.


Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осу­ществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)

Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в на­родных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Фе­дерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохра­нения республик в составе Российской Федерации, органами управления здраво­охранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо за­явления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятель­ности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в по­рядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 на­стоящих Основ.

Допускается использование методов народной медицины в лечебно - профи­лактических учреждениях государственной или муниципальной системы здраво­охранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, - уголовную ответственность.

Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность (часть в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.

Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом.

Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

В этой статье Основ, восстановившей в здравоохранении России классический (его же можно охарактеризовать как основной или базовый ) тип правовых отношений врач - пациент, есть три правовые неточности, обратить внимание на которые стоит и для того, чтобы лучше уяснить юридические основы частной медицинской практики (применительно к Санкт-Петербургу), и для того, чтобы проиллюстрировать менталитет юристов ушедших советских времен.

Первая неточность в словах «Частная медицинская практика - это оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений… ». В 1993 году это было действительно так, поскольку в здравоохранении иного статуса профессионала кроме лица наемного труда (медицинского работника) реально не существовало. Сегодня специалист, получивший диплом и сертификат, может так никогда и не стать лицом наемного труда, то есть не стать (мед)работником. Осуществляя частную медицинскую практику, он не является работником (термин работник – категория трудового права, регулирующего отношения по поводу наемного труда), а является индивидуальным предпринимателем – субъектом уже не трудовых отношений с работодателем, а гражданско-правовых отношений с пациентом и другими лицами (страховые организации, медицинские организации, органы государственного и муниципального управления и т.д.), где для него нет начальников, а есть равноправные партнеры.

Вторая неточность в словах «…Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией». На самом деле, вначале доктор (то есть лицо, обладающее специальной правоспособностью в связи с наличием у него диплома о высшем образовании и сертификата специалиста), реализуя установленное ст. 23 Гражданского кодекса РФ право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, проходит в местной администрации процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (именно регистрации , а не получения разрешения, как говорится в статье). Сегодня в России, в соответствии с положениями главы 3 Гражданского кодекса и закона РСФСР от 07.12.1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», действует не разрешительный, а регистрационный принцип приобретения данного статуса. Это означает, что гражданин не просит разрешения на осуществление деятельности, а лишь уведомляет местную власть о своем решении таковой заниматься. В ответ на письменное заявление в местную администрацию (в Санкт-Петербурге – в службу регистрации индивидуальных предпринимателей Администрации района), в пятнадцатидневный срок после уплаты гражданином госпошлины (1МРОТ) ему обязаны выдать свидетельство о регистрации. Существует одно законное основание для отказа в регистрации – если указанная в заявлении гражданина деятельность прямо запрещена законодательством . С момента получения свидетельства о регистрации гражданин приобретает правоспособность индивидуального предпринимателя , то есть статус лица, которое может заниматься любыми не запрещенными в Российской Федерации видами предпринимательской деятельности (указанными в соответствии с его заявлением в свидетельстве о регистрации). В экономическом обороте по объему экономических прав и обязанностей статус индивидуального предпринимателя эквивалентен статусу лица юридического (п.3. ст. 23 ГК РФ).

В соответствии со статьей 4 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность медицинская входит в перечень из 122 видов (перечислены в ст. 17 закона) …осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан … и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Это означает, что индивидуальный предприниматель может начать осуществлять на практике все виды деятельности, указанные в его свидетельстве о регистрации, сразу после получения последнего, за исключением видов, перечисленных в вышеупомянутом законе. Для того, чтобы заниматься таковыми (в том числе, деятельностью медицинской), необходимо получение государственного разрешения - лицензии .

Третья правовая неточность - в подчеркнутых словах той же части анализируемой статьи Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории . Сегодня в Санкт-Петербурге лицензия на медицинскую деятельность действует не на территории района, где получил свидетельство о регистрации врач индивидуальный предприниматель, а на всей территории Субъекта Федерации (Санкт-Петербурга). Участие профессиональной медицинской ассоциации в этом процессе осуществляется путем ее представительства в деятельности органов лицензирования.

Таким образом, с момента получения личной лицензии на медицинскую деятельности, врач как представитель профессии, становится на рынке медицинских услуг субъектом права - частнопрактикующим врачом (ЧПВ). Объем гражданских (= экономических, то есть прав совершать сделки в своем интересе) прав ЧПВ по отношению к пациенту и третьим лицам эквивалентен объему таковых любого государственного или негосударственного медицинского учреждения, а объем специальных прав в части видов разрешенной медицинской деятельности, определяется тем их перечнем, который указан в его лицензии. Существенно, что в отличие от государственного медицинского учреждения, обладающего специальной правоспособностью (поскольку учреждаются данные медицинские организации для решения конкретной задачи - реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью), частнопрактикующий врач действует в более свободном правовом режиме, поскольку может без специального разрешения кроме медицинской осуществлять все иные виды деятельности, не запрещенной законодательством. При необходимости ЧПВ может нанимать любое количество работников .

Частнопрактикующий врач , в зависимости от того, какой сертификат (сертификаты) специалиста у него есть и в зависимости от того, какие виды деятельности указаны в выданной ему лицензии, может взаимодействовать с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения как партнер, заключая гражданско-правовые договоры. В частности, в соответствии со ст. 2 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» частнопрактикующий врач приравнен по гражданско-правовому статусу к медицинскому учреждению (Статья 2. Субъекты медицинского страхования. …. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно»). Для системы медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) представляют интерес частнопрактикующие врачи, особенно специалисты, имеющие сертификат семейного врача. В соответствии со статьей 59 Основ «… Семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. ».

Порядок профессиональной деятельности семейного врача действительно, детально разработан, начиная с 1992 года путем издания серии соответствующих приказов Минздрава РФ (№ 237 от 26.08.1992, № 463 от 30.12.1999, № 350 от 20.11.2002, № 402 от 12.08.2003, № 112 от 21.03.2003, № 84 от 17.01.2005. Первым и основным документом, регламентирующим деятельность врача общей практики, был приказ Министерства здравоохранения РФ N 237 от 26 августа 1992 года "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". С 17января 2005 года действует приказ Минздравсоцразвития «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).

Приказ дал нормативное определение терминов общая практика и врач общей практики - «общая практика является одной из форм организации первичной медико-санитарной помощи» , врач общей практики (семейный врач) - специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях» .

Врач общей практики (семейный врач) осуществляет свою деятельность (п.1.5):

В государственном медицинском учреждении;

В негосударственном медицинском учреждении;

В порядке частной практики (ЧПВ – примечание авт .).

Врач общей практики (группа врачей) могут работать по контракту (договору) с государственными, муниципальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями (п. 1.6).

За врачом общей практики (семейным врачом) на договорной основе могут быть закреплены койки в стационаре для ведения больных. При необходимости врач общей практики может организовывать стационары на дому, дневные стационары (п. 1.10).

Следует отметить, что сегодня услуги в виде консультации и лечения, осуществляемые врачами общей практики, введены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг и имеют код 8512010. Учитывая, что классификатор выпускается Министерством экономики РФ и Госстандартом РФ и их документы обязательны для всех субъектов экономической деятельности, то общая практика признана на общегосударственном, а не только на ведомственном уровне.

Приказом установлены организационные мероприятия, проведение которых является необходимым для внедрения новой формы осуществления медико-санитарной помощи (в дальнейшем - медицинская помощь) - общей практики. Такими мероприятиями, в частности являются:

Разработка программы поэтапного перехода к организации первичной медицинской помощи преимущественно по принципу врача общей практики (семейного врача) (п.1.1);

Выделение и реконструкция органами управления и учреждений здравоохранения (с учетом ресурсных возможностей) соответствующих помещений, оснащение их медицинской аппаратурой, инструментами и медикаментами (п.2.1);

Проведение организационной и разъяснительной работы о необходи­мости осуществления структурного преобразования первичной медицинской помощи (п.1.2).

Приказом утверждены документы, имеющие основополагающее значение для оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача):

а) Положение о враче общей практике (семейном враче) - в дальнейшем – Положение;

б) Квалификационная характеристика врача общей практики (семейного врача);

в) Типовой учебный план и программа подготовки специалиста с высшим образованием по специальности врач общей практики (семейный врач);

г) Положение о медицинской сестре общей практики;

д) Квалификационная характеристика и учебный план подготовки медицинской сестры общей практики.

Врач общей практики осуществляет следующие виды деятельности (п.1.9 Положения): амбулаторный прием и посещение на дому; оказание неотложной помощи; проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; содействие в решении медико-социальных проблем в семье. Основной обязанностью врача общей практики согласно разделу II Положения "является оказание первичной медико-социальной помощи населению, в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом". Из этого следует, что общая практика с самого начала авторами Положения рассматривалась как одна из основных форм медицинской помощи.

Врач общей практики вправе проводить экспертизу временной нетрудоспособности пациентов (п.2.7). Пунктом 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан п.1.3 (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ N67, Постановления ФСС РФ N 66 от 25.06.96) право выдавать больничные листки предоставлено врачам, занимающимся частной медицинской практикой вне учреждений здравоохранения (на основе лицензии). Ведение учетной и отчетной документации является обязанностью врача общей практики (п.2.10 Положения), формы его рабочей медицинской документации разработаны и утверждены приказом МЗ РФ № 402 от 12.08.2003.

В подчинении у врача общей практики может находиться средний медицинский персонал (п.п.1.11, 3.1 Положения). Средний медицинский персонал, работающий в системе общей практики, должен удовлетворять требованиям, содержащимся в соответствующих документах, утвержденных приказом Минздрава РФ N 237.

Что касается групповой практики , предусмотренной «Положением о враче общей практики», то она, как представляется, может осуществляться в форме простого товарищества (совместной деятельности), предусмотренного Главой 55 ГК РФ. В этом случае не образуется юридическое лицо.

Для организации групповой врачебной практики может использоваться некоммерческое партнерство (ст.8 Федерального закона от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях»). Эта организационно-правовая форма призвана содействовать врачам общей практики в достижении целей своей деятельности и в организации взаимоотношений с органами власти и управления, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

Из приведенных сведений можно сделать вывод о том, что действующие федеральные законодательные акты устанавливают в качестве базового элемента первичной медицинской помощи деятельность врача общей практики. Отношения в сфере деятельности врача общей практики в настоящее время полноценно урегулированы подзаконными нормативными актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти (приказы МЗ РФ).

В целом, не усматривается никаких правовых ограничений для осуществления в настоящее время деятельности частнопрактикующих врачей - как врачей общей практики (семейных врачей), так и врачей-специалистов. Однако начавшие такую деятельность врачи неизбежно (как и в любом новом деле) столкнутся с организационными трудностями и психологическими проблемами взаимоотношений, в первую очередь, со структурами, которые в зависимости от квалификации их лидеров могут действовать как конструктивно, так и деструктивно. Речь идет об административном аппарате государственных амбулаторных медицинских учреждений и о территориальных органах управления здравоохранением. Рациональным в таких условиях представляется создание групповых врачебных практик. Преодоление нормальных экономических и организационно-правовых трудностей наименее проходит наименее безболезненно при учете и использовании уже наработанного на территории опыта и при наличии активной поддержки со стороны профессиональной медицинской ассоциации.

В соответствии со статьей 29 Закона об основах охраны здоровья граждан частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. Следовательно, субъектом частной медицинской практики могут быть как коммерческие юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

На основе действующего законодательства РФ можно выделить следующие основные признаки, характерные для частной медицинской практики:

1. Частная медицинская практика носит самостоятельный характер. Самостоятельность субъектов частной медицинской практики включает в себя как автономию воли таких субъектов, заключающуюся в определении вида осуществляемой медицинской деятельности, выбора оборудования, посредством которого будут оказываться медицинские услуги, выбора места расположения медицинской клиники и определения уровня сервиса и других условий, так и имущественную самостоятельность, выражающуюся в возможности самого субъекта частной медицинской практики по своему усмотрению использовать и распоряжаться, принадлежащим ему имуществом.

Однако, учитывая специфику медицинской деятельности, при осуществлении указанного принципа свободы субъектов имеется ряд отступлений и государство устанавливает ряд ограничений в этой сфере.

Одним из аспектов вмешательства государства в деятельность, субъектов частной медицинской практики является отнесение договора возмездного оказания медицинских услуг к виду публичного договора. Таким образом, в случае наличия у субъекта частной медицинской практики государственной регистрации, лицензии на осуществление медицинской деятельности, диплома о высшем или среднем медицинском образовании, сертификата специалиста (для индивидуальных предпринимателей), он должен оказать медицинскую услугу потребителю. Данная презумпция гарантирует гражданам одинаковый доступ к получению медицинской помощи, в том числе у субъектов частной медицинской практики.

2. Частной медицинской практике присущ рисковый характер деятельности. При оказании медицинских услуг риски можно условно подразделить на «предпринимательские риски», которые присущи всем видам предпринимательской деятельности, и «медицинские риски», связанные с оперативным вмешательством, терапевтическом лечении, при проведении различных биомедицинских экспериментов. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 452 с.

К числу профессиональных медицинских рисков относятся диагностические, лечебные, медикаментозные, инфекционные, психогенные и др. Наиболее распространены диагностические и лечебные. Каждый третий диагноз, который ставят российские врачи, впоследствии признается ошибочным. Врачебные ошибки в 80 - 85% случаев являются причинами осложнений или смерти пациента. Животовский Г.Г. Страховая защита жизни и здоровья населения в Российской Федерации // Организация продаж страховых продуктов", 2008, N 6.

Некоторые авторы предлагают условия правомерности медицинского риска. Так, В.А.Глушков формулирует такие условия правомерности медицинского риска: 1) научное обоснование методик диагностики, лечения, профилактики, применения лекарственных средств; 2) цель, ради которой применялось рискованное лечение или диагностика, должна оправдывать опасность, грозившую жизни или здоровью больного; 3) возможность наступления вредных последствий должна быть вероятной, а не заведомой; 4) наличие согласия больного или его законных представителей на применение рискованного метода лечения и возможность наступления неблагоприятного результата. Глушков, В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения / В.А. Глушков. - Киев, -1987 г. С.86.

П.С. Дагель дополняет этот перечень ещё одним условием - цель в данных условиях не могла быть достигнута обычными, нерискованными средствами. Признавая необходимость получения согласия больного, он отмечает, что пациент или его родственники должны дать согласие на применение рискованного лечения, будучи ознакомлены с возможностью опасности, в тех случаях, когда это возможно Дагель, П.С. Об уголовной ответственности врачей / П.С. Дагель // Советская юстиция. - 1984. - № 19. С.14..

Одним из способов компенсации убытков, возникающих в случае наступления «медицинского риска» в результате ненадлежащего оказания медицинской услуги, является законодательно предусмотренный институт страхования профессиональной ответственности.

3. Отношения в сфере частной медицинской практики обладают специальным целевым назначением и носят социальный характер. Смысл платной медицинской помощи предполагает не замену государственных услуг здравоохранения, а их дополнение и расширение, направленное на усиление конкуренции и, как следствие, повышение качества медицинской помощи.Акопов В.И., Карасова Ю.В. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала. Ростов-на-Дону, 2008. С. 131-132,237..

4. Предметом частной медицинской практики является оказание медицинских услуг. Закон об основах охраны здоровья граждан, в отличии от ранее действовавшего закона, содержит легальное определения понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Согласно статье 2 Закона «медицинская услуга» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, «медицинская помощь» - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Введение законом понятия «медицинская помощь» является важным этапом в регулировании отношений в системе здравоохранения. Поскольку Конституция РФ в п.1 статьи 41 провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, отсутствие в ранее действующем законе такого понятия фактически исключало реализацию в полном объеме конституционных норм.

5. Необходимым условием осуществления данного вида деятельности является государственная регистрация субъекта частной медицинской практики. Специфической особенностью частной медицинской практики является ее лицензирование, которое предусмотрено в целях для защиты здоровья граждан в Российской Федерации. В Законе о лицензировании Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Российская газета", № 97, 06.05.2011. предусмотрено, что медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Таким образом, осуществление медицинской деятельности возможно только после получения лицензии. Следовательно, к осуществлению того или иного вида медицинской деятельности субъекты частной медицинской практики могут быть допущены только после проверки их соответствия лицензионным требованиям. Государственные органы в ходе осуществления лицензионного контроля в случае обнаружения нарушений при осуществлении медицинской деятельности субъектом частной медицинской практики могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Механизм лицензирования является залогом полноценной защиты здоровья граждан при предоставлении им медицинских услуг, в том числе субъектами частной медицинской практики. Российское предпринимательское право: Учебник под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова // Проспект, 2011.

6. Медицинская помощь, оказываемая субъектами частной медицинской практики, является разновидностью профессиональной деятельности. К субъектам частной медицинской практики предъявляются повышенные требования. В статье 100 Закона об основах охраны здоровья граждан указывается, что:

1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

4) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Отнесение медицинской деятельности к виду профессиональной деятельности подтверждается существованием специальных норм; правил медицинской этики и деонтологии, таких как «клятва врача», основная заповедь врача «не навреди» и иных. Медицинская деятельность требует от врача порядочности, честности, бескорыстия в самом широком понимании слова. Профессия медицинского работника, в отличие от всех других, тесно связана с человеком, его здоровьем, жизнью, а часто с его судьбой. Поэтому в предпринимательстве, и особенно в медицинском, взаимоотношения участников должны основываться, наряду с правом, на профессиональной этике, честности, правдивости и доверии сторон. Коробко К.И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Правовое регулирование частной медицинской практики. С-Петербург 2010 г. С.39.

7. Неотъемлемым условием осуществления деятельности в рамках частной медицинской практики является заключение договора на оказание медицинских услуг. Отношения по возмездному оказанию медицинских услуг регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ//Российская газета, № 238-239, 08.12.1994., часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ" 29.01.1996, № 5, ст. 410 В п. 3 ст. 779 ГК РФ указывается, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания медицинских услуг. Однако глава 39 ГК РФ содержит всего лишь несколько статей, непосредственно регулирующих общие правила возмездного оказания услуг. По остальным вопросам, не урегулированным главой 39 ГК РФ, применяются отсылочные нормы к общим положениям о подряде, бытовом подряде. Более подробно вопрос об условиях заключения договора на оказание медицинских услуг с субъектами частной медицинской практики будет раскрыт в отдельной главе дипломной работы.

Таким образом, частная медицинская практика является видом предпринимательской деятельности, осуществляемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на свой риск на основе заключенного договора на оказание медицинских услуг.

Закон об основах охраны здоровья граждан не содержит норм, запрещающих субъектам частной медицинской практики осуществлять отдельные виды медицинской деятельности. Например, в п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указывается, что профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельностьФедеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 138. Ст. 4736. .

В ст. 18 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указывается, что психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской ФедерацииЗакон РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913. .

Однако, в нормативных правовых актах по отдельным видам медицинской деятельности, закреплены ограничения для субъектов частной медицинской практики по оказанию медицинских услуг определенного вида. Такие ограничения допускаются, например, по видам оказываемых медицинских услуг. Так, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» указывается, что больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензииФедеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 25. Ст. 2581..

При этом под медицинскиой противотуберкулезной организацией понимаются медицинские организации, оказывающие противотуберкулезную помощь и осуществляющие профилактику туберкулеза.

Таким образом, в отличии от понятия медицинская организация, данного в новом законе, к оказанию противотуберкулезной помощи допускаются только медицинские организации -- юридические лица.

В ст. 7 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», также закреплено, что медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, однако, выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохраненияФедеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1212..

Также, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохраненияЗакон от 09 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064. . Как следует из норм приведенного закона, все субъекты частной системы здравоохранения не допускаются к осуществлению заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

Видом деятельности, к осуществлению которого допускаются только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, является забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация, что устанавливается в ст. 4 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 « О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62. .

Таким образом, действующее законодательство создает определенные ограничения для субъектов частной медицинской практики при осуществления ими отдельных видов медицинской деятельности. Этот вывод полностью соответствует п. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Марина Валерьевна Поддубная| Москва| 08.02.2011 20:35

Юридическое лицо, планирующее заняться оказанием медицинских услуг, обязан получить специальное разрешение – лицензию. А если речь идёт не об юридическом лице, а о врачебной практике. В ОКВЭД говорится 85.12 - это Врачебная практика Эта группировка включает: - медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля (терапевтами), врачами - специалистами и хирургами. Эта деятельность может осуществляться в поликлиниках (клиниках для амбулаторных пациентов), а также в порядке частной практики группами врачей - деятельность, осуществляемую в поликлиниках и медпунктах при предприятиях, в школах, домах для престарелых, рабочих и прочих объединениях, а также помощь на дому. Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами) - частную консультационную деятельность в больницах Эта группировка не включает: - деятельность среднего (парамедицинского) персонала (акушерок, медсестер и физиотерапевтов - техников - персонала физиотерапевтических кабинетов) Тогда лицензированием является для оказания услуг по консультации ИП во врачебной практике действительный сертификат специалиста?

Ответы юристов (1)

Марина Валерьевна, коды ОКВЭД к лицензируемым видам медицинской деятельности прямого отношения не имеют. Сертификат специалиста - это документ о профессиональном образовании и допуске к врачеванию при нахождении в трудовых правоотношениях с работодателем, имеющем лицензию на медицинскую деятельность.
Для занятия в рамках гражданских правоотношений посредством оказания медицинских услуг сертификата специалиста не достаточно. Надо получать лицензию на конкретную медицинскую деятельность согласно .

Похожие вопросы

Добрый день, подскажите пожалуйста у нас заключен договор аренды нежилого помещения под стоматологический кабинет, недавно мы вступили в программу ОМС, подскажите пожалуйста возможна ли комбинированная оплата договора аренды из средств получаемых от ОМС и от платной деятельности?Как определить размер аренды из разных источников финансирования. Спас...

Дмитрий| Ставрополь| 23.07.2019

При проверке комиссии предъявлены документы: -положение о кабинете травматолога-ортопеда; -медоборудование для выполнения заявленных услуг, но не в полном объеме, которое требуется по стандарту оснащения. Отсутствуют весы для новорожденных, некотрые шины. Применяем пункта 4 статьи 8 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.10.201...

Александр| Город Орел, Орловская Область| 24.01.2019

Что необходимо отразить в кассовом чеке? Код услуги по номенклатуре и полное название услуги? Но в кассовую машину нельзя внести более 56 знаков. Можно ли сокращать название услуги в кассовом чеке?

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица получившие документ из учебного заведения об образовании (подойдёт среднее и высшее). Также необходимо, чтобы у гражданина были в наличии дополнительные документы на ведение индивидуальной мед-деятельности и профессиональный сертификат о специализации.

Негосударственное осуществление медицинской практики означает следующее:

  • предоставление медуслуг не может реализовываться через медучреждения страны или органов местной власти;
  • для работы гражданин должен быть зарегистрирован, как индивидуальный предприниматель.

Также существует понятие субъекта частной мед-деятельности. Это организация приватной формы собственности, которая предоставляет услуги медицинского характера на основании выданной лицензии. При этом основателем или членом организации не может быть лицо (физическое или юридическое) из числа госструктур или органов местного самоуправления, или человек, который самостоятельно предоставляет медуслуги на профессиональной платной основе, без регистрации юрлица.

Практика врачей частников направлена реализовать такие задачи:

  • выполнение государственных программ здравоохранения;
  • осуществляет формирование конкуренции в сфере предоставления медуслуг;
  • оказывает населению помощь, в том числе бесплатную, при экстренных ситуациях;
  • за счёт роста конкуренции формируется рынок, где каждый специалист дорожит своим клиентом, а потому качество предоставления услуг всегда держится на высоком уровне.

Оказание медуслуг в приватных клиниках производится за деньги отдельных граждан, предприятий или организаций.

Нередко платные медучреждения спонсируют страховые компании (СК), которые выдают полисы ОМС (предусмотрено обязательным медицинским страхованием). Тогда между СК и платной больницей оформляется соглашение о сотрудничестве.

Право гражданина практиковать предпринимательскую деятельность, используя навыки и способности, закреплено в Конституции Российской Федерации (РФ). Ограничение одно, характер выполняемых работ не должен противоречить законодательству РФ. Ст. 8 Конституции страны также закрепляет гарантию защиты собственности любой формы, сюда же включается и частная.

Кто же может предоставить право на занятие частной медицинской практикой? По законодательным актам такой правомочностью наделены местные администрации. Окончательное решение о выдаче лицензии согласовывается со специализированными медицинскими организациями, которые территориально относятся к местности, подведомственной админоргану.

Помимо выдачи разрешения, местная администрация и мед-ассоциация занимаются:

  • надзором за качеством оказываемых услуг;
  • накладывают запрет на ведение деятельности.

В остальных случаях, не предусмотренных законом, сотрудники местных властей в работу медорганизации не вмешиваются.

Прекращение работы врача частной практики производится на основании вердикта суда или органа, который выдавал лицензию.

Юристы нелестно отзываются о системе норм законодательства, регламентирующих занятие приватной медпрактикой, по таким причинам:

  1. Остаётся не до конца понятным смысл разрешения, которое выдаёт администрация. Оно имеет характер лицензии или является самостоятельным документом.
  2. Противоречащим по сути является и положение о том, что доктора, работающие в гос-больницах и медучреждениях местных муниципалитетов могут выписывать пациентам лекарства гражданам, имеющим право на получение льготных медикаментов. В это же время приватно практикующие врачи лишены такой правомочности. Возможность выписывать льготные лечебные препараты допускается только, если платная больница сотрудничает с местной государственной организацией здравоохранения или же фондом ОМС. Данные обстоятельства ставят в неравные условия и неким образом проводят дискриминационную черту между двумя категориями частных организаций, и в целом между платными и государственными/муниципальными больницам. Опыт других стран показывает, что приватная медицина должна быть на подхвате государственной, а потому иметь возможность совершать те же функции, особенно в части выполнения гарантий льготников.
  3. В силу того, что норма была принята довольно-таки давно, характер отношений в сфере здравоохранения изменился. Так, раньше кроме наёмного труда не существовало форм работы. На сегодня гражданин не должен вступать в трудовые отношения для ведения частных медицинских занятий, достаточно зарегистрироваться физическим лицом предпринимателем. В таком случае между врачом и его клиентами действует договорённость, где оба субъекта находятся в одном положении. Один предоставляет медуслуги в оговорённом порядке, другой совершает оплату или другие требования в соответствии с договором.

Местная администрация на самом деле не имеет отношения к определению квалификация доктора как специалиста. На практике она проводит регистрацию доктора, как частного предпринимателя (ЧП). Мастерство и квалификацию медика можно определить по его диплому и сертификату.

Процедура имеет регистрационный характер. Это значит, что орган не даёт разрешение на оформление ЧП, а совершает регистрационные действия в отношении лица, которое написало заявление и подало полный перечень документов.

Таким образом, формулировка о том, что администрация даёт разрешение не соответствует действительности. Об оформлении ЧП обратившемуся по истечении пятнадцати дней выдаётся соответствующее свидетельство. Помимо написания заявления, человек также должен уплатить государственную пошлину.

Основанием для отказа в регистрации ЧП является ведение неправомерной деятельности.

Отдельно нужно сказать о лицензировании: предприниматель вправе вести деятельность, которая указана в регистрационном свидетельстве, кроме той, на которую нужно получить лицензию. Соответственно на лицензированные виды занятий необходимо получить разрешение дополнительно.

Следующее положение, которое не реализуется на практике, это то, что разрешение мед-ассоциации на работу действует только на отдельной местности. На самом деле, документ действителен на всей территории федеральной единицы. Специализированные мед-ассоциации представляют полномочия по лицензированию различных видов медицинских работ. После выдачи лицензионной бумаги данным органом, ЧП становится полноправным субъектом в сфере оказания медуслуг. Перечень врачебных действий, который он вправе выполнять закреплён в дозволительном документе.

ЧВ (частный врач) может заключать с государственными и муниципальными клиниками гражданские соглашения о сотрудничестве. Особое значение в системе ОМС имеют семейные врачи.

Это объясняется тем, что знания и навыки используемые в данной специализации имеют внушительный перечень, он предусматривает предоставление:

  • неотложной помощи;
  • первичных медуслуг;
  • приёма и лечения в амбулаторном порядке.

Для выполнения функций частный врач (ЧВ) вправе взять в подчинение нескольких сотрудников.

Доктор семейной медицины вправе работать:

  • в государственной медорганизации;
  • в негосударственной медорганизации;
  • как индивидуальный предприниматель.

Кроме того, деятельность семейного врача может осуществляться на договорных с муниципальными, государственными больницами, СК основаниях. По договорённости медик общей практики вправе оставить за собой места для лечения больных в стационаре. У ЧВ также есть возможность установить домашние или дневные стационары.

Какие функции выполняет ЧВ

За ЧВ общей практики закреплено выполнение таких функций:

  • домашний визит к больным или амбулаторные приёмы;
  • оказывает скорую неотложную помощь;
  • проводит диагностику заболевания, лечение, реабилитацию и профилактику;
  • помогает в разрешении медико-социальных проблем.

При наличии лицензии ЧВ может проводить оценку наличия трудоспособности у человека, оценивать объём её нарушения. ЧВ разрешено и выдавать справки о временной нетрудоспособности.

Частные врачи могут работать на товарищеских условиях в группах, необязательно получать свидетельство о регистрации юридического лица.

Некоторые граждане под лицом лекарей практикуют занятия народной медициной и целительством. Стоит заметить, что государство не регламентировало на законодательном уровне данные виды занятий. Соответственно, ни о какой лицензии и речи быть не может. Такие услуги предоставляются частными лицами на полулегальных основаниях.

По итогам можно сказать, что нынешнее законодательство несколько устарело и требует уточнения и поправок, которые бы работали на практике. В остальном законодатель поддерживает право граждан заниматься индивидуальной практикой и оказывать медицинскую помощь нуждающимся.



Просмотров