Икона рождества христова описание для детей. Рождение иисуса христа

События из истории иконы

Рождество Христово пришлось на времена царствования императора Октавиана Августа. Октавиан повелел сделать полную перепись населения в его империи, к которой относилась Палестина. По традиции евреев перепись велась в тех местах, откуда были родом колена, роды и племена иудейские. Поскольку Вифлеем был городом Давидовым, то и Богородица, и святой Иосиф, происходившие из рода Давидова, должны были для переписи явиться в Вифлеем, чтобы их внесли в списки, и они не остались вне государства, а значит – вне закона.

Но в Вифлееме, переполненном такими же прихожими гражданами, не нашлось для них места на постоялых дворах. Никто не принимал и в дом, именно с тех пор у христиан, особенно западных, сохранился обычай – ставить в окне в Рождество свечу – чтобы Богоматерь видела, что в этом доме Ей и Её Младенцу будет пристанище, в отличие от времен, когда Он должен был появиться на свет. Но тогда Он родился в пещере (по гречески – вертеп), которая была предназначена для стойла домашнего скота. На охапках сена и соломы для его корма и родился Спаситель, Который был положен затем в грубые ясли, из которых кормили скот. И воссияла над городом яркая звезда Вифлеемская, означавшая место, где пришёл в мир Тот, Кого мир ждал, и Который отныне изменил судьбу человечества, придав ей иной, возвеличенный и глубокий смысл братства с Ним (Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20). В пещере со святым семейством находились вол, которого привел святой Иосиф, как дань за перепись и осел – на осле ехала ожидающая Первенца Мария, согласно пророчеству Исайи (Ис. 1, 3).

Эти животные дыханием согревали пещеру в холодную снежную зиму. Эту пещеру в III веке уже показывали, как место рождения Христа, а в IV веке равноапостольная царица Елена , которая по просьбе сына своего Константина Великого нашла множество памятных мест, связанных с земной жизнью Господа, заложила над этим местом храм.

Но само понятие пещеры – вертепа, где родился Господь, стало символически сопоставляться с чревом самой Богоматери, вместившим самого Бога. Иначе оно трактуется как место горести и тьмы – наш мир, где воссияло Солнце Правды - Иисус. И первыми увидели его не фарисеи и не высокопоставленные иудеи, а простые пастухи, которым явился Ангел и поведал о Том, Кто пришел в мир. И они явились поклониться ему (Лк. 2, 10–11). В этом событии так же есть глубокая символика – не ради особых, привилегированных граждан Он был послан Отцом, но ради спасения всех, вплоть до самых низких и нищих, ради них – в первую очередь, ибо им было дано особое смирение.

Видевшие звезду Вифлеема волхвы – восточные знатоки наук и мудрецы, которые так же поспешили Ему поклониться, символизируют собой восточный мир, уже тогда преклонившийся перед Спасителем. В своем следовании в Вифлеем они несли к Его яслям золото – знак Его царственной власти, ладан – Его духовного верховенства, смирну – это вещество обычно использовалось при приготовлении к захоронению, а здесь это был знак пророчества о Его смерти во плоти как искупления грехов мира (Мф. 2, 11). Изображения волхвов соответствуют обычно трем возрастным архетипам: старец, зрелых лет муж, молодой человек. Этим подчеркивается, что «откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта». По преданию, один из них был из Персии, другой – из арабских земель, третий – из Эфиопии, их имена были Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Позже, они приняли Крещение – их крестил апостол Фома и также проповедовали имя Христово. Их святые мощи были обретены в III веке. Они покоятся в Кельнском соборе в Германии.

Дары волхвов частично сохранились в Афоне в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5х7 см., ими освящают воду. Они покрыты орнаментом. Еще ладан и смирна – ароматные темные шарики, похожие на маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Дары волхвов обладают способностью изгонять бесов, из Афона их вывозят очень редко.

На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17:11-14). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии . Согласно богословским толкованиям, Спаситель не имел нужды во внешнем знаке союза с Богом, так как Он и Отец – едино. Своим обрезанием Иисус Христос научает нас исполнять заповеди Божии, не изыскивая предлогов к их нарушению и не оправдывая своего уклонения от их исполнения. В честь этого события установлен праздник «Обрезание Господне», отмечаемый Православной Церковью 14 января. Времена Ветхого Завета прошли, обрезание отменено, и вместо него установлено Таинство Святого Крещения – духовное обрезание, состоящее в отсечении от души плотских страстей.

Согласно преданию, царь Ирод, правивший в Вифлееме, узнал, что родился Тот, Кто будет причиной его низвержения и гибели и повелел найти и убить в Вифлееме всех младенцев до года. Эта страшная ночь вошла в историю под названием Вифлеемской ночи. Однако Святая Дева и Святой Иосиф были предупреждены Ангелом и покинули город, а волхвы, призванные ко двору Ирода с целью узнать, где находятся Христос с Матерью Его, покинули город иным путем, чем вошли, чтобы соглядатаи Ирода не выследили места, где находился Младенец. Он был спасен, Ирод же погиб, ввергнутый в геенну.

Эта история из века в век в более поздние времена, примерно со Средневековья, стала разыгрываться бродячими кукольниками-вертепщиками, которые ходили под Рождество со своим ящиком-вертепом от дома к дому и разыгрывали эту нехитрую, но чудесную историю. И что интересно – проходят века, а все, кому доводится видеть эти недолгие, наивные представления, каждый раз смотрят их с захватывающим интересом. Нынче устраиваются фестивали вертепных театров, где в разных интерпретациях показывают эту библейскую историю, имеющую один и тот же сценарий, а зрители каждый раз замирают от восторга, видя Вифлеемскую звезду в самых разных исполнениях, приходят в ужас от коварства, а потом страшной смерти Ирода.

Иконография праздника

Самые древние изображения причисляют к четвертому веку, в катакомбных церквях находят рисунки Младенца в яслях и Его Матери, возлежащей рядом с распущенными волосами. Нимб над головой Пречистой стал изображаться только в VI – VII веке, к этому времени окончательно сложилась иконография праздника в византийской традиции.

К XII веку весь цикл изображений, связанных с Рождеством, включает в себя не только поклонение волхвов и пастухов, но и путешествие волхвов со звездою, которое длилось два года – они расчислили положение Вифлеемской звезды на момент Рождества заранее и пустились в свой нелегкий путь.

Часто Рождество Христово в храмах изображается на южной стене, а Успение Богоматери – на северном. Эта парность указывает на тесную связь обоих явлений – Его рождения по плоти и Её воскресение для Вечной жизни. В образе рождества Христос-Младенец лежит в пеленах в яслях, а в Успении – часто держит спеленатую душу Богоматери. Они вверили Себя Друг Другу навеки – Он в Рождестве, Она – в Успении. В этом обоюдном доверии – неразрывность всего бытия уходящего в Вечность от начала времен. Связь Христа и Пречистой, Сына и Матери подчеркнута и тем, что на следующий день после Рождества, 8 января по н. ст., мы празднуем день Собора Богоматери.

Какое чудо произошло

Главное чудо, которое произошло – на самой иконе. Чудо Боговоплощения, которое произвело чудо и со всеми нами. Это чудо доказательства обожения человека через Бога, обретшего земное воплощение. Того, кто страдал, спал на земле, ел скудную пищу, уставал, но исцелял, утешал, научал, творил чудеса, но только со словами хвалы Отцу на устах. Он любил нас всех и, в конце концов, умер на кресте один, в окружении преступников, Сам обвиненный как преступник, непонятый и непринятый при жизни, взывавший с креста «Отец, Отец, почто меня оставил!» ради того, чтобы своей чистой, божественной кровью Агнца искупить наши грехи, прошлые и настоящие. Это ли не чудо Бога любви к нам, Который так возлюбил нас, что, как сказано, послал сына Своего Единородного спасти каждого, кто пришел в этот мир от Сотворения его? Об этом чуде стоит подумать перед этой иконой. И когда мы поймем и примем это чудо, и поселим в своем сердце благодарность и Отцу, и Спасителю, и Богоматери, Чей подвиг – неописуем, ведь Она от начала знала всё: не потому ли так скорбен всегда Её лик, склоненный над Младенцем Иисусом? – Вот тогда и случится чудо исполнения всего, о чём мы ему помолимся – с любовью и благодарностью за жертву во имя всечеловеческой любви Бога к людям.

Значение иконы

На иконе изображено Рождество Христово. Это событие особое. Впервые в истории человечества Бог стал неотделим от человека в совершенно буквальном смысле. В Ветхом завете Рай был отделен от ада непреодолимой пропастью. Тот, кто не попадал после ухода из жизни к Богу, был обречен на вечные муки. С Боговоплощением пропасть между Царствием небесным и гееной была уже потенциально упразднена для всех, кто следовал за Ним, ибо само Рождество стало залогом будущей Пасхи Христовой. Он защищал, вразумлял, научал, выказывал свое присутствие и, тем не менее, был как-то там , а мы все были здесь . Вот Он оказался здесь, среди нас, причем среди самых нищих, отверженных, одиноких, Его Матерь не нашла приюта, чтобы Его родить в доме, как самая бедная из обычных жительниц Вифлеема, Ей никто не помог принять роды. Почти сразу после Рождества Спасителя Его семья была гонима опасностью убиения Младенца. Но, как говорит в одной из своих рождественских проповедей митрополит Антоний Сурожский, Он стал одним из гонимых, обездоленных именно затем, чтобы, увидев гонимого и обездоленного в своей жизни, приняли его, как приняли бы Самого Христа. Почему святые в большинстве, уподобляясь Ему, отказывались от всего, за чем мы гонимся в материальной жизни и не представляем без этого своего существования – таков мир? Да потому, что они, как и Он желали, чтобы к ним пришли в первую очередь те, кто утратил всё. Желали, чтобы те, кто слишком цепляется за земное, увидели, что да, оно нужно, возьми его сколько угодно, если ты иначе не можешь, но оно – ничто по сравнению с любовью между всеми, Кого возлюбил Он. Спаситель отринул все границы между Ним и нами. Он родился – ради нас. И погиб – ради нас. И вознесся – ради нас. И вернулся – ради нас, чтобы снова уйти к Отцу до начала новых времен, но остаться до тех пор в нас и между нами – «посреди нас и есть и будет».

И ещё одно – Боговоплощение – и об этом не раз говорили отцы церкви, его оборотная сторона – это обожение человека, поднятие его значимости до невероятных высот, ибо он – человек, способен вместить в себя Бога, что мы и видим на примере преподобия наших святых. Если мы осознаем это в большинстве своем, то это и есть наш спасительный путь, поскольку человеком будет, наконец, осознана та мера доверия и ответственности за весь мир, который вручил ему Бог. Может, тогда мы и сумеем превратить нашу юдоль скорби в Царствие небесное, ради жизни в котором мы в общем-то и призваны – жить .

Так что и сама икона Рождества – а у иконописца Юрия Кузнецова, она именно такая – радостная, живая, яркая, несмотря на видимую печаль библейского сюжета, это повод, прежде всего, любить и благодарить всех – Бога, Пресвятую Деву, которую особо величают в эти праздничные дни, воспевая Её подвиг на праздничных богослужениях, и друг друга, ибо Он – в нас, надо открыть ему свое сердце в любви к ближнему. А дни Рождества – торжества света сияющей над всем миром звезды Вифлеемской – самое подходящее для этого время.

Андрей Рублев - основоположник московской школы живописи, художник, автор фресок и икон, в том числе всемирно известной работы «Рождество Христово».

Сведений о его жизни истории известно немного. Имя Андрей дано ему при монашеском постриге. Мирское имя иконописца историкам неизвестно. По немногочисленным уцелевшим сведениям современников, Рублев был скромным, смиренным, тихим человеком.

Происходил он из семьи иконописцев. Вся жизнь его была посвящена монашескому служению. Известность к нему как к живописцу пришла довольно рано.

Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева

Некоторые источники утверждают, что он родился в некоторые называют местом его рождения Великий Новгород. Приблизительной датой рождения считается 1380 год.

Год его кончины и место захоронения известны доподлинно. В 1428 году живописец похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре, где в настоящее время открыт музей его имени.

Относительно развернутые данные о его жизни и работе появились в 1918 году, когда в ходе реставрации Успенского собора во Владимире были расчищены его фрески и обнаружены иконы Звенигородского чина. Самой яркой композицией из фресок Рублева считается «Страшный суд». Сумрачная сцена представлена живописцем как торжество высшей справедливости и носит не мрачный, а, скорее, праздничный характер.

Раннее творчество Рублева характеризуется теплой эмоциональной окраской. Работы, написанные в этот период, пропитаны благоговейной радостью и духовной красотой. Одной из самых знаменитых считается икона «РождествоХристово».

Более поздний период жизни Рублева связан с началом междоусобных воин на Руси, повлекших разрушение моральных идеалов. Внутренняя гармония автора не находила поддержки извне, что явственно отразилось на творчестве этого времени. Образы и краски становятся мрачнее.

С 1425-го по 1427 год Андрей Рублев в союзе с создал иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

До наших времен сохранилась лишь малая часть работ мастера. Его авторству принадлежат «Живоначальная троица», «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Икона написана на липовой доске. Временем ее завершения считается 1405 год. До наших дней икона сохранилась в среднем состоянии. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Внизу справа также имеются две вставки. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне.

На лицевом поле иконы, от верхнего до нижнего края, проходит трещина. Еще одна имеется в слое левкаса, в центральной области композиции. Время сильно истончило и во многих местах разрушило красочный слой иконы. Золото, которым были окрашены нимбы, крылья ангелов, части одежды и купель, практически полностью утрачено. и пробелы в одеяниях сохранились слабо. В наиболее целостном виде - лики пастухов и Самомии.

Композиция и цвета иконы

Икона "Рождество Христово" выполнена в зеленовато-желтоватых, белых, прозрачно-оливковых тонах. Благодаря такому подбору цветов и теней весь образ кажется воздушным и невещественным.

В центре композиции изображена лежащая на киноварном ложе Божья Матерь, облаченная в темно-красную ризу (мафорий). Она полулежит, опершись на руку, отвернувшись от младенца. За ее спиною четко вырисовывается черный фон пещеры, где и произошло Рождество Христово. Икона Андрея Рублева образ Марии представляет доминирующим над остальными фигурами в композиции.

Сверху изображены ясли, вплотную примыкающие к ложу Богоматери. Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную киноварным свивальником, который указывает на то, что именно этот младенец - Мессия.Икона «Рождество Христово», значение и ее смысл будут, несомненно, понятны и близки не только верующим, но и людям, так или иначе знакомым с историей происхождения этого православного праздника.

В правой верхней части показаны два ангела, прославляющих рождение Христа, с противоположной стороны, также сверху, - трое волхвов на лошадях. В нижнем поле справа изображена сцена Иисуса двумя служанками. В настоящее время икона «Рождество Христово» находится в Благовещенском соборе Кремля, где увидеть ее может каждый желающий.

История иконы

Икона была спасена от уничтожения в 1960 году. Директор Нижегородского областного музея вывез ее из разрушенного храма, сохранив таким образом до наших дней. Из Нижнего Новгорода шедевр тайно вывезли в Москву. Однако столичные реставраторы не сразу смогли распознать истинный сюжет - Рождество Христово. Икона Андрея Рублевабыла скрыта под красочным слоем 19-го века.

Иконография события

Рождение Иисуса Христа - величайший праздник для христиан всего мира во все времена. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Однако православные мастера, соблюдая традиции, добавляли в свои работы определенные подробности, придающие им больше живости и теплоты. Поклонение волхвов, омовение младенца, славословящие ангелы дополняют запечатленное событие. Работа Андрея Рублева является неповторимым образцом православной иконографии рождения Христа. Ликованием и радостью наполнены не только религиозные ритуалы, посвященные этому дню, но и иконы Рождества Христова. Православные образы этого праздника основаны на правилах византийского письма, для которого характерны строгое следование канонам и точная догматичность.

Иконы праздничного ряда

Творения великого иконописца по праву занимают важное место в сокровищнице русской православной живописи. Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием.

Икона праздника Рождества Христова входит в цикл праздничных икон: "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим". Несмотря на то что принадлежность этих работ авторству Рублева не подтверждена доподлинно, выполнены они с соблюдением всех авторских приемов, которые использовал в своей работе иконописец.

Рождество Христово в творчестве других художников

Андрей Рублев был далеко не единственным автором, в чьих работах отразилось величайшее событие для всех христиан. Его кисти принадлежит известнейший образец канонической живописи на тему рождения Мессии: икона Рождества Христова. Описание работ других авторов большей частью повторяет содержание шедевра Рублева. Это обстоятельство во многом объясняется тем, что у основанной Рублевым московской школы живописи было большое количество последователей.

Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы

Как сказано выше, Рождество Иисуса - великое событие, одно из немногих заложивших основы христианской веры. Оно сформировало не только целое направление иконописи, но и оставило грандиозный след в церковной архитектуре.

По праву является одной из главнейших когда-либо существующих христианских святынь. Построен он в 325 году н. э. на месте пещеры, где, по преданию, появился на свет младенец Иисус. В 529 году церковь сожжена при восстании самаритян, но вскоре была полностью восстановлена при правлении императора Юстиниана.

Одной из самых знаменитых икон храма считается чудотворный образ Пресвятой Богородицы Вифлеемской, исполняющей молитвы всех просящих. Среди прихожан и туристов она пользуется такой же популярностью, как рублевская икона Рождества Христова. В Вифлееме ежегодный наплыв молящихся насчитывает несколько сотен тысяч человек.

Особенной отличительной чертой образа является то, что Богородица изображена на нем улыбающейся, тогда как в традиционной религиозной живописи лик Богоматери выражает скорбь или умиление. Одной из ярчайших работ, созданных в таких традициях, является икона «Рождество Христово». Значение ее символов для православной веры трудно переоценить.

На одной из 44 колонн храма находится мироточащий образ Спасителя, который верующие христиане также считают чудотворным.

Он вызывает такой же трепет и благоговение, как иконы Рождества Христова. Православные всего мира приезжают в Вифлеем, чтобы поклониться этим святыням. В убранстве храма до наших дней сохранились части драгоценной мозаики времен царя Константина.

Главная святыня

Главная часть храма - пещера, в которой появился на свет Иисус Христос. Само место его рождения отмечено серебряной звездой в мраморном полу и окружено 15 горящими лампадами. 5 из них принадлежат армянам, 4 - католикам, а 6 - православной греческой конфессии. Пещера неглубокая, продолговатой формы, ее длина - примерно 12 метров, а ширина - 4 метра.

Рядом с расположен престол "Святых Яслей", на котором можно увидеть восковое изображение младенца Иисуса.

Рождество Христово подробно описано лишь в одном Евангелии - от Луки:

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк.2:1-7).

В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода.

Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Наиболее вероятная дата Рождества - 7 год до н.э. - именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э.). Еще одна вероятная дата Рождества Христова - 12 год до н.э., когда над Землей прошла камета Галлея, которая могла быть упомянутой в Евангелии от Матфея Вифлеемской звездой.

О Рождестве Христовом говорится и в апокрифических источниках: Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея. В апокрифах описывается, что Иосиф и Мария остановились в пещере (известной сейчас как "Пещера Рождества"), где Мария и родила Иисуса, пока Иосиф ходил искать повивальную бабку:


"Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвращался в пещеру, Мария уже родила Святое Дитя. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал ей Иосиф: не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь. И он приказал одной из женщин войти. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. И когда Мария позволила ей, женщина воскликнула громким голосом: Господи, Господи великий, милостивый! смилостивись надо мной. Я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного: грудь Ее полна молока и у Нее Дитя мужского пола, хотя Она Дева. Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается!

Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Зеломы, сказала: тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь. И Саломея, приблизившись к Марии, сказала Ей: позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Зелома сказала правду. И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась и тотчас же иссохла рука ее и, почувствовав сильную боль, она стала плакать весьма громко и кричать, и сказала: Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот и никогда не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого что осмелилась усомниться в Твоей Деве! И когда она говорила так, прекрасный юноша появился перед нею и сказал ей: приблизься к Младенцу и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой твоей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него.

И тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, она прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее. И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела, и как она пострадала и была исцелена; и многие поверили проповеди ее" (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13).

Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. В ранних изображениях Рождества Богоматерь нередко предстает сидящей, в отличие от более позднего канона, где преобладают изображения лежащей Богородицы. Сидящая поза Марии должна была подтверждать понятие о том, что Богоматерь безболезненно родила Христа и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов. Однако позже, примерно к 9-10 векам, в Византии сформировался канон с лежащей Богоматерью, который также находит свое утверждение в богословских текстах, соотносящих Рождество Христово как начало пути Спасителя с его финалом, с Голгофой: лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону, прозревает будущие крестные страдания Сына. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Эти животные - символы разных народов, которым принес Христос спасение: вол символизирует иудейский народ, а осел - язычников. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Ангелы славят Христа. Также на православных рождественских кионах изображены известные евангельские сюжеты - благовестие пастухам, и .

Андрей Рублёв. Рождество Христово

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок. Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними. Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии.

Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост. Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ, в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат - «Славим Его!».

Священный рождественский образ создан А. Рублевым, он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан. Согласно сведениям истории, написание иконы относится ко времени «средней античности» (начало XV столетия). Основным материалом полотна выступила липа. Оригинальный рождественский образ сохранился в отчасти целостном состоянии.

Описание иконы

Рождественская икона, созданная А. Рублевым, считает великим произведением искусства и придает верующим духовных сил. Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему.

  • На общем фоне наблюдатель заметит синтез нескольких оттенков: зеленого, белого цвета и желтого. Подобное сочетание позволило художественному произведению стать ярким и натуральным, а контуры главных персонажей обрели достаточную правдоподобность.
  • В центре сюжета - Пречистая Богоматерь, опирающаяся на правое предплечье, руками она придерживает Младенца Христа. По задумке автора Богородица - ключевая фигура в событии появления Мессии на свет.
  • В верхней части произведения изображены святые ангелы, собравшиеся здесь, чтобы прославить новорожденного Младенца и возвестить о новой эре в истории христианской религии. Первый небесный посланник одет в красные одежды, руки он держит в складках одеяния, - это символ смирения. Ангел располагается ближе к свету, идущему от Господа, другой, одетый в ярко-зеленое, разговаривает с ним. Третий небесный посланник облачен в багряное, он благовествует простодушным пастухам о том, что Мессия пришел на землю.
  • Снизу полотна демонстрируются две служанки, участвующие в ритуале купания Христа. Одна держит новорожденного Христа на руках, а другая льет воду в купель. Этот эпизод демонстрирует безостановочность жизненного пути. Икона создана таким способом, что Младенец находится сразу в двух местах: в колыбели и на руках одной из служанок. Этот художественный прием говорит о несостоятельности понятия «время».
На заметку! В Священном Писании описан сюжет явления Гавриила Деве Марии. Архангел сообщил будущей Богородице весть о том, что она забеременела Христом. Дева чрезвычайно удивилась этому, потому что никогда «не знала мужа». Гавриил пояснил: новорожденный придет ради спасения человечества.

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных - осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

  • Поместив животных на полотно, А. Рублев подчеркнул, что в самом городе Вифлееме не нашлось места для Младенца. Вол символически подразумевает еврейскую нацию, которая с давних времен ожидала появление Спасителя, осел - олицетворение языческого мира. Два противоположных мировоззрения встретились в Вифлеемской пещере, - происхождение не имеет значения, важно то, что все обратились к Господу.
  • Вверху полотна находятся три мудреца, которых еще называют волхвами. Эти люди проделали далеких путь за Вифлеемской звездой, с собой они несли великие подаяния (ладан, золото и благовония), олицетворяющие Бога, царя и предсмертное состояние. Волхвы разнятся в возрасте, это подразумевает то, что к спасению души приходят во всякое время.
  • Слева на полотне находится Иосиф-Обручник, который был покровителем Пречистой Девы. Мужчина изображен сидящим, он принял решение тайно отпустить Марию, потому что в еврейской традиции от женщины, совершившей прелюбодеяние, мужья отказывались. Однако Иосифу во сне явился небесный ангел и разрешил все его сомнения на этот счет, оповестив, что Младенец - от Духа Святого.
  • Один из пастухов, общающийся с Обручником, изображен в одежде из шкур, - подобное одеяние носили самые нищие люди. Два других пастыря опираются на посохи и слушают вести о появлении Младенца на свет. Рядом с ними автор изображает животных, это означает, что всякая тварь радуется этому великому событию. Еврейские пастухи круглосуточно пасли овец, которых в свое время приносили в жертву в храмах. Эти пастыри жили простой, добродетельной жизнью и больше других ждали прихода Мессии.

Икона «Рождество Христово» из Благовещенского собора Московского Кремля

Значение иконы

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы, а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

Важно! Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события. Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе.

В этом соборе хранится икона Вифлеемской Богородицы.

Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Икона Рождества Христова

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды - Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый» . Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом» . Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему » (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» . Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества - изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру



Просмотров