Игры викторины по правам ребенка. Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право

Викторина «Права детей» 5-7 классы

Цель : определить степень понимания и уровень знания своих прав и свобод детей

Оборудование: листы бумаги, проектор, компьютер, презентация, конституция РФ, Конвенция о правах ребенка.

Для проведения игры формируются команды.

Словарь мероприятия
Декларация – объявление, провозглашение. Декларация как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.
Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.
Конституция - Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

Право – совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство (объективное право). Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять (субъективное право).

Календарь правовых дат.
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.

10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
1-й этап. Организационный

Учитель: Правам детей уделяется большое внимание в законодательной базе, в том числе международной. Права детей закреплены в большом количестве международных актов. Самые известные из них – это “Декларация прав ребёнка” 1959 года, и “Конвенция о правах ребёнка” 1989 года принятая ООН (Организация Объединенных Наций). А гражданами, какой страны вы являетесь? Наша страна Россия – правовое государство и оно о вас заботится. Информацию основополагающих документов мы получаем из разных источников: книг, журналов, учителей, юристов, компьютера и Интернет.
А сейчас давайте поиграем. Придумывают название своей команде. Представляют свою команду перед другими ребятами.

Презентация с игрой.

Слайд 1

Слайд 2.

Раздел: Словарь .

Вопрос на 10 баллов.

Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

Ответ: Конституция.

Вопрос на 20 баллов.

Совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство. Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять.

Ответ: Право.

Вопрос на 30 баллов.

Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

Ответ: Конвенция.

Вопрос на 40 баллов.

Объявление, провозглашение. ……….. как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.

Ответ: Декларация.

Вопрос на 50 баллов.

Ответ: 1 июня – Международный день защиты детей.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Раздел: Герои сказок.

Вопрос на 10 баллов.

Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……….

Ответ: на личную неприкосновенность, жизнь и свободу;

Вопрос на 20 баллов.

Брак королевича Елисея и царевны был заключен при …

Ответ: Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии;

Вопрос на 30 баллов.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Какое право нарушила Баба- Яга в сказке?

Ответ: Право на жизнь и свободу

Вопрос на 40 баллов.

Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»

Ответ: Право на собственное жилье

Вопрос на 50 баллов.

Вспомните сказку, где у героя нарушили права.

Раздел Наша Родина

Вопрос на 10 баллов

Каково официальное название нашей страны?

Ответ: Российская Федерация

Вопрос на 20 баллов.

Какое дерево считают символом России?

Ответ: Береза

Вопрос на 30 баллов

Кто изображен на государственном гербе Российской Федерации?

Ответ: Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне

Вопрос на 40 баллов.

Ответ: Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Вопрос на 50 баллов.

Что означают цвета на флаге РФ?

Ответ: Белый цвет - благородство и откровенность;

Синий цвет - безупречность, верность, честность, целомудрие;

Красный цвет - любовь, мужество, смелость и великодушие

Раздел Конвенция

Вопрос на 10 баллов.

Ребенком считается человек не достигший возраста ….. лет

Ответ: 18

Вопрос на 20 баллов.

Рассмотри картинку и определи на что ты имеешь право.

Ответ: Право на образование.

Вопрос на 30 баллов.

Рассмотрите картинку и назовите право?

Ответ: На медицинское обслуживание.

Вопрос на 40 баллов.

Кто несет ответственность за ваше воспитание и развитие?

Ответ: Родители.

Вопрос на 50 баллов.

Коля, Света, Вася, Петя, Лена, Марина, Лиза, Кристина, Никита, Егор, Варя, Семен, Саша, Надя, Федя….

Что это за право?

Ответ: право на имя.

Раздел Обязанности

Вопрос на 10 баллом

Перечислите ваши обязанности по дому

Вопрос на 20 баллов.

Творческое задание: Стихи, песни.

Вопрос на 30 баллов.

Перечислите ваши обязанности перед родителями

Вопрос на 40 баллов.

Вспомните сказку или литературное произведение, в котором у героя были обязанности нарушающие его права.

Ответ: Золушка

Вопрос на 50 баллов.

Перечислите ваши обязанности перед школой

Подводятся итоги и награждаются команды.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Викторина Права ребенка

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Словарь Обязанности Конвенция о правах ребенка Герои сказок НАША РОДИНА

Конституция Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д. СЛОВАРЬ 10

Право Совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство. Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять. СЛОВАРЬ 20

Конвенция Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились. СЛОВАРЬ 30

Декларация Объявление, провозглашение. ……….. как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших. СЛОВАРЬ 40

1 июня – Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации 1 июня –…………………………………… ………………– Всемирный день прав ребёнка. 12 декабря – …………………………………………………… СЛОВАРЬ 50

ГЕРОИ СКАЗОК 10 на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……….

ГЕРОИ СКАЗОК 20 Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии; Брак королевича Елисея и царевны был заключен при …

ГЕРОИ СКАЗОК 30 Право на жизнь и свободу Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Какое право нарушила Баба- Яга в сказке?

ГЕРОИ СКАЗОК 40 Право на собственное жилье Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»

ГЕРОИ СКАЗОК 50 Вспомните сказку, где у героя нарушили права.

НАША РОДИНА 10 Российская Федерация Каково официальное название нашей страны?

НАША РОДИНА 20 Береза Какое дерево считают символом России?

НАША РОДИНА 30 Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне Кто изображен на государственном гербе Российской Федерации?

НАША РОДИНА 40 Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова Назовите авторов гимна Российской Федерации

НАША РОДИНА 50 Белый цвет - благородство и откровенность; Синий цвет - безупречность, верность, честность, целомудрие; Красный цвет - любовь, мужество, смелость и великодушие Что означают цвета на флаге РФ?

КОНВЕНЦИЯ 10 18 Ребенком считается человек не достигший возраста ….. лет

КОНВЕНЦИЯ 20 На образование Рассмотри картинку и определи на что ты имеешь право.

КОНВЕНЦИЯ 30 Право на медицинское обслуживание Рассмотрите картинку и назовите право?

КОНВЕНЦИЯ 40 Родители Кто несет ответственность за ваше воспитание и развитие?

КОНВЕНЦИЯ 50 Право на имя Коля, Света, Вася, Петя, Лена, Марина, Лиза, Кристина, Никита, Егор, Варя, Семен, Саша, Надя, Федя…. Что это за право?

ОБЯЗАННОСТИ 10 Перечислите ваши обязанности по дому

КОТ В МЕШКЕ 20 Творческое задание

ОБЯЗАННОСТИ 30 Перечислите ваши обязанности перед родителями

ОБЯЗАННОСТИ 40 Золушка Вспомните сказку или литературное произведение, в котором у героя были обязанности нарушающие его права.

ОБЯЗАННОСТИ 50 Перечислите ваши обязанности перед школой

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком http://www.design-web.com.ua/wp-content/uploads/2012/11/owl.jpg мудрая сова

Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


МКС (К) ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида».

Игра – викторина «Права ребёнка» (для учащихся 1-4 классов)

Воспитатель: Беккер Наталья Викторовна

С. Красное, 2013 г. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности. Задачи: -дать первоначальные правовые знания; - сформировать понятия «закон, порядок, права»; -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ; -познакомить с правами ребенка; -формировать представления о правах школьника; -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра «Разгадай шифровку». Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Права ребёнка.
Б А Р П А Н К Ё Е Р А В

    Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы? Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв» Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция . Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан , есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация . Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ. В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство. Четвертая глава определяет деятельность президента РФ. Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ: -право на жизнь, -право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд, -право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование. Права - те правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Физминутка «Распускается цветок»
    Путешествие по стране «Правознайке».
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины: 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины: 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки: Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право.__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:
1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

Блицопрос

1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)

2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи

1 - й чтец. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 - й чтец. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й чтец. Нужны реки и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 - й чтец. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.

3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с

4.Конвенция о правах ребенка (любое издание).

5.Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказочная викторина «Ваши права»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что он имеют право и на что не имеют? Главные вопросы

Всеобщая декларация прав человека

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? Чьи права были нарушены в этой сказке?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом

Чьи еще права были нарушены в этой сказке? Права на защиту и право на семью

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? Право на неприкосновенность жилища

Кто нарушил это право? Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

Каким правом воспользовалась лягушка? Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? Право м на свободное передвижение

Кто из героев нарушал права в этой сказке? Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера? Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Каким правом воспользовался Балда? Право на труд

На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью

Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом? Право на неприкосновенность жилища

Назовите главных героев сказки. Какие и чьи права нарушены в этой сказке? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать? Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на Родину

В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой? Посягательство на честь и репутацию

Какие еще права они нарушили? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Источники информации Кондратьева А.А. Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права ». Gostei.ru - детская онлайн библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказочной постановки "The Snowman and The Winter"

Сказка была представлена учениками 5а и 6а классов. Такая форма работа моим детям особенно нравиться....

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...

Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов

Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...

Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: викторина посвящена международному Дню защиты детей и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами жизни.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о правах человека, полученные на уроках окружающего мира и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.


Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен


-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)


-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
(Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.


Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
(Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)


Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Лиса и заяц» р.н.с.


О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

«Лягушка-путешественница» В. Гаршин


Каким правом воспользовалась лягушка?
(Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

«По щучьему велению»


Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет.Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин


Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)

«Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк


Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

С. Аксаков «Аленький цветочек»


Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин


В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

«Гуси-лебеди»


Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? (Мышка, Речка, Печь)

«Колобок» р.н.с.


Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Праздник 1 июня - это призыв ко всем людям на планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №16 «Малыш»
г. Омутнинска Кировской области
Методическая разработка мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста (5­6 лет)
с использованием средств ИКТ

воспитатель
Подготовила: Ситчихина Ольга Сергеевна,

Омутнинск, 2015 год
Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного
возраста(5­6 лет) с использованием средств ИКТ
«Викторина «Что? Где? Когда? »
Обоснование темы: в соответствии с лексической темой «Я и мои права».
Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и
обязанностях.
Задачи:
1. Учить детей понимать, что такое права и обязанности и их важность;
2. Развивать мышление и связную речь, развивать навык диалогического
общения, развивать умения соотносить сюжет сказки с определёнными
правами;
3. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к
окружающим людям.
Методы и приёмы: игровой – викторина «Что? Где? Когда?», загадки, игра
«Цветок добрых дел»; проблемный – решение проблемных ситуаций;
словестный – игра «Какое право нарушено», вопросы к детям, чтение
стихотворения; наглядный – презентация, лепестки цветов, медали.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Что? Где? Когда?», 11
разноцветных лепестков цветка, жёлтый круг – серединка цветка, мольберт.
Предварительная работа:
Познавательное занятие «Я и мои права», рассматривание альбома «Дети имеют
право», «Конвенция о правах ребёнка», чтение русских народных сказок и
беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактическая игра «Составь
картинку и назови право», рисование на тему «Моя семья», оформление
альбомов «Кто я? »; заучивание стихотворения «По извилистой дорожке…».

Ход мероприятия:
Воспитатель приглашает детей поиграть. Дети стоят в кругу,
воспитатель предлагает взяться за руки, крепко сжав ладони.
В (воспитатель): ­ Что вы чувствуете?
Д (дети): ­ Тепло.
В: ­Да, когда люди вместе. То всем становится тепло и радостно.
В: ­ Сегодня мы с Вами тоже будем все вместе, будем одной командой.
В: ­ И сегодня мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о правах. Я
предлагаю поиграть в игру­викторину «Что? Где? Когда? ». Что такое
викторина?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Д: ­ Это такая игра, она состоит из вопросов и ответов.
В: ­ Кто принимает участие в этой игре? Почему их так называют?
Д: ­Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди.
Они знают ответы на многие вопросы. Поэтому их называют знатоками.
(1 слайд).
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом около интерактивной
доски
Детям предлагается самостоятельно выбрать конверт с номером, а
воспитатель зачитывает задание. (2 слайд)
1 ЗАДАНИЕ: «Загадки о правах» (3 слайд)
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
***
Всех по­разному зовут:
Кот ­ Мурлыка,
Пес ­ Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,

Дети называют право и смотрят соответствующую картинку.(слайд 4)
В: ­ Как называется документ, в котором описаны права детей?
Д: ­ Конвенция о правах. (слайд 5)
В: ­ Правильно, Конвенция. Это международный договор о защите прав всех
детей. Любой человек, и взрослый, и маленький, должен соблюдать свои права.
Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 6).
2 ЗАДАНИЕ: Физкультминутка (слайд 7).
Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в
соответствии с ними.
Ты имеешь право быть черным и белым, (движения рук от себя – к себе)
Ты имеешь право быть ловким и смелым, (прыжки на месте)
Ты имеешь право иметь свое имя, (наклоны в стороны)
Ты имеешь право быть просто любимым, (обнимаем себя)
Мы имеем право на всем белом свете, (присесть и встать)
Мы имеем право – мы дети! (выпрыгивание вверх)

3 ЗАДАНИЕ: Решение проблемных ситуаций. (слайд 9.)
Педагог предлагает детям обсудить проблемные ситуации и выбрать верное
решение данной ситуации.
Ситуация № 1
«Новенький»
В: ­ В группу пришел новенький мальчик, который не очень хорошо говорил по­
русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
Посмеялся бы вместе с ним над новеньким.
Не обратил внимания на то что Ваня дразнит новичка
Защитил бы новенького, стал играть с ним.
«Чужая вещь»
Ситуация № 2
В: ­ Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она
уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны
поступить Маша и Настя:
Взять красивую вещь себе;
Оставить ее лежать на земле;
Догнать девочку и отдать ей потерянную вещь.
В: ­ Можно ли забирать себе чужую игрушку? Почему?
В: ­ У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права
заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.
Ситуация № 3

«Если рядом кто­то плачет»
В: ­ Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая
стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:
Пойти играть со своими игрушками;
Подойти к девочке и спросить, что с ней произошло;
Постараться ей помочь.
В: ­ Почему?
В: ­ Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в
тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 8).
4 ЗАДАНИЕ: Игра «Цветок добрых дел» (слайд 11) (Приложение №1).
В: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)
Предлагаю собрать лепестки цветка и расскажем как помогаем дома.
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с
лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома,
какие поручения выполняют.
В: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
В: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не
нарушались.
Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 12).
5 ЗАДАНИЕ: «Музыкальная пауза» (слайд 13).
Исполнение танца под песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 14).
6 ЗАДАНИЕ: «Какое право нарушено» (слайд 15).
Воспитатель читает отрывки из сказок, дети называют сказку, находят
соответствующую картинку, и отвечают на вопрос «Какое право сказочного
героя нарушено в этом отрывке, и кто его нарушил? » (слайд 16).
«Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне
да меня и выгнала». (Заюшкина избушка).
Какое право нарушила лиса? (право на жилище).
Кто защитил зайца и помог восстановить право на неприкосновенность жилища?
(петух)
«Посадила девочка братца на травке, под окошко. Сама побежала на
улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси­лебеди, подхватили
мальчика, унесли на крыльях». (Гуси­лебеди)
Какое право нарушили гуси­лебеди? (право на жизнь в семейном окружении)

Кто помог девочке спастись и выручить братца? (печка, яблонька, речка)
«Я буду умненький, благоразумненький, папа Карло, говорящий сверчок
велел мне ходить в школу». (Золотой ключик или Приключения Буратино)
О каком праве здесь говорится? (право на образование)
«Как только коза ушла в лес, волк подошел к двери и запел тоненьким
голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать
пришла. Молока принесла». (Волк и семеро козлят)
Какое право нарушил волк? (право на жизнь и неприкосновенность жилища)
Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 17).
7 ЗАДАНИЕ: Чтение стихотворения (слайд 18).
Дети читают стихотворение
1 ребенок:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи­то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
2 ребенок:
Рядом мама, крепко за руку держала,
В путь­дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
В: ­ Дети, игра закончилась, сегодня вы показали себя настоящими знатоками,
поэтому вам присваивается звание «знатоков». Детям вручаются эмблемы
(приложение № 2).Сложно ли вам было отвечать на вопросы викторины?
В: ­ Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети
растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь
мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы.



Просмотров