Игровая программа город счастья посвященная дню конституции. Игры и конкурсы на день конституции россии

Интеллектуально­правовая игра
«Следопыты в стране Конституции»
Провела учитель обществознания
МАОУ СОШ села Слакбаш
Маркелова Ольга Геннадьевна
Цели игры:
 правовое просвещение;
 формирование правовой культуры
 воспитание гражданских качеств
 практическое использование правовых знаний.
Ведущий:
­ Добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на
интеллектуальной игре «Следопыты в стране Конституции».
Ход игры
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались здесь друзья,
Её начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне
Себя и класс свой представлять.
Итак, ура – участникам турнира!
На турнир, посвященный Дню Конституции, я приглашаю команду 8 класса
«Эрудиты» и команду 9 класса «Знатоки»!
Выбор жюри
Дорогие участники игры, зрители, члены жюри! Напоминаем правила игры – я
задаю вопросы, а от вас ждем правильные ответы.

1. Конкурс «Моё слово о Конституции»
В конкурсе принимают участие по одному участнику от команды. Они должны
составить текст поздравления с Днем Конституции.
2. Конкурс: «Всякая всячина».
Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме
«Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то
говорит «дальше».

Вопросы для 1­ой команды.
1. В какой стране была принята первая в мире Конституция? (США)
2.Сколько глав в новой Конституции РФ? (9)
3. Кто является главой государства в РФ? (Президент)
4. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание)
5.Первый президент России? (Ельцин)
6. День Конституции РФ? (12 декабря)
7. С какого возраста можно участвовать на выборах? (с 18 лет)
8. Государственный язык РФ? (русский)
9. Когда отмечается День России? (12 июня)
10.Как называется основной закон государства? (Конституция)
11.Когда была принята Конституция РФ? (12.12.1993)
12.На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет)
13.Президентом РФ может быть избран (условия)…
14.Законодательным органом власти в РФ является (Гос дума)
15.Кто является Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (президент)
16.Назовите символы государства. (флаг, гимн, герб)
17.Как выглядит Андреевский флаг? (на белом фоне синие полосы скрещены)
Задание для 2 команды
1. Каким был флаг СССР? (красный, серп и молот)
2. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (поражение)
3. Страна, где человек родился и вырос. (Родина, Отечество)
4. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
(Союз)
5. Назовите столицу России.(Москва)
6. Сколько Конституций было принято в нашей стране? Перечислите годы их
принятия.1918,1924,1936,1977,1993.
7. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет
обязанности(гражданин)
8. Человек, получивший от народа право на власть(президент)
9. Что обозначают три цвета российского флага?(белый­ мир, чистота, правда;
синий – вера, верность, постоянство, красный – сила, энергия, кровь,
пролитая за Отечество)
10.Как называются правила, которые устанавливает государство? (Закон)
11.Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам
жизни государства. (Референдум)
12.Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (народ)
13.С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме
свои права? (18)
14.Старинное русское название флага? (стяг)
15.Назовите автора стихов гимна РФ. (Михалков, муз. Александрова)
16.Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа)
17.Какой царь официально ввел бело­сине­красный флаг? (Петр 1)

3 конкурс: «Символ побед!». Команде выдается набор полосок цветной бумаги.
Необходимо сложить из них государственный флаг России и объяснить значения
цветов.
4. «Торжественная песнь России!»
Учащимся предлагается исполнить хором гимн РФ. Команда, исполнившая
гимн лучше, получает балл.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
5.«Наши права!»
Командам даются карточки, на которых обозначен перечень прав и обязанностей.
Ученики должны разграничить права и обязанности следующим образом:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ:
иметь имя;
жить в семье;
воспитываться родителями;
всестороннее развитие;
выражать свое мнение;
иметь гражданство;
совершать мелкие бытовые сделки;
участвовать в детском общественном объединении;
давать согласие на изменение своего имени;
получить паспорт гражданина РФ;
самостоятельно обращаться в суд;
работать в свободное от учебы время;
управлять велосипедом при движении на дорогах;
вносить вклады в банки;
вступать в брак.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ:
слушаться родителей;
соблюдать правила поведения;
получить основное общее образование;
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
встать на воинский учет.

6 конкурс: «Ты мне – я тебе».
Одна команда задаёт вопросы другой.
От каждой команды по 2 вопроса.
7 конкурс «Сказочный»
1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на
неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная
избушка”)
2.В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
3.Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на
метле? (Баба­яга)
4.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг,
разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
5.Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная
королева)
6.Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский
урожай? (Дед из сказки Репка)
7.Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное
образование)
8.Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и
лишить Буратино право на… (Имущество)
8 конкурс. «Заморочки из бочки»
Задание – объяснить по 5 терминов.
Первой команде – Конституция;
­ Гражданин;
­ Выборы;
­ Многопартийность;
­ Мораль.
Второй команде – Закон;
­ Государство;
­ Налог;
­ Общество;

­ Президент
9 конкурс «Разминочный» .
представлены календарные даты: Назовите их
1. 1 июня
2. 1 мая
3. 4 ноября
4. 12 декабря
5. 12 сентября
6. 12 июня
7. 20 ноября
10 конкурс «Черный ящик»: В ящике находится то, что в переводе с
латинского означает «установление», «устройство» (Конституция)
11 Конкурс «Конкурс эрудитов»
Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число
соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.
19, 21, 18, 16, 3 / 9, 1, 12, 16, 15 / 15, 16 / 9, 1, 12, 16, 15.
(Суров закон, но закон)
12 конкурс. Составить как можно больше слов из предложенного слова
«Справедливость»
Слово жюри
Награждение
Ведущий:
Поздравить всю страну хотелось бы овацией
С Днем Конституции РФ
И желаю, чтоб нашу страну
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну.
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть!
Спасибо за внимание!

День конституции в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню конституции для 4 класса

Интеллектуальная игра к Дню Конституции

Автор: Антипова Евгения Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ начальная школа- детский сад посёлка санатория «Озеро Белое».
Описание работы: Данный материал полезен для учителей начальной школы Игру можно провести как внеклассное мероприятие, так и на уроке окружающего мира, Вопросы разработаны в соответствии с уровнем знаний учащихся 4 класса.

Вед. За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Все мы- россияне!

Вед. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.

Внимание! Отборочный тур!
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Вед. Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
Это....................
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок. Внимание на экран...(демонстрируется мультф. « Гуси-лебеди» Какое право нарушено? (право на свободу))

Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
(1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу(3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»

На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН

1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)

Третий тур « Логические цепочки»
Вед: 1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)

2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека

Вед. Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
(Поздравление победителя)

Самое прекрасное на свете- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!










Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

Требования к командам:

  1. Состав не более 6 человек
  2. Название команды
  3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
  4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Требования к жюри:

В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
  2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
  3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
  4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

2. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6. Права человека

На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  2. Принудительный труд запрещён.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

7.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

8. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
  4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  5. Глава местного самоуправления (мэр)
  6. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

9. Присяга Президента

При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

10. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

11. Вопросы-минутки.

Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

  1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
  2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
  3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

12.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуальная игра "День Конституции" посвящённая Дню Конституции Российской Федерации России. Форма организации - игра по станциям, на которых команды участников выполняют различные задания и соревнуются в знаниях по основам конституционного права и граждановедения.

Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Задачи:

  • повысить гражданско-правовую культуру учащихся;
  • создать условия для самореализации знаний, умений и навыков школьников по Конституции РФ, правовым основам российского законодательства;
  • активизировать гражданскую позицию подростков в общественной жизни и созидании современного гражданского российского общества.

Классы: 5 – 11.

Количество участников: командыпо 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные : проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные : способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные : гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День Конституции»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание интеллектуальной игры «День Конституции».

Интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

  • На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
  • Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и ленточки триколора с цветами флага РФ на каждого члена команды.

2.2. Этапы (станции) реализации интеллектуальной игры «День Конституции»:

  • 1-й этап – «У детей есть право!» (команда просматривает видеоролик «У детей есть право!» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 1]). За выполнение задания команде дается от 1 до 12 баллов. Максимальная сумма: 12 баллов;
  • 2-й этап – «Права в ребусах» (команда разгадывает ребусы, предложенные в презентации [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – «Работаем с Конституцией!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 4-й этап – «Из истории российского флага» (команда выполняет задания, предложенные экспертами составляют интеллект-карту используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], в завершении демонстрируя её экспертам). За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 5-й этап – «Права литературных героев» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 6-й этап – «Дню Конституции посвящается!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 6]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 7-й этап – «На чьей стороне закон?» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 7]. За выполнение задания команде дается от 1 до 8 баллов. Максимальная сумма: 8 баллов.
  • 8-й финальный этап – Интеллектуальный блицтурнир по основам конституционного права. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 8]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов. После окончания блицтурнира команде демонстрируется видео «Смешарики. Азбука прав ребёнка» и предлагается составить «СИНКВЕЙН» [Приложение 8] анализируя своё участие в игре.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Правила поведения участников в игре.

  • Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
  • Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
  • Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
  • В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт в 4 корпусе школы.

Интеллектуальная игра,

посвященная Дню Конституции РФ

Цель: формирование гражданской компетентности обучающихся.

Задачи:

1 .Воспитывать уважение к основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2 .Формировать умение применять на практике знания, полученные на уроках обществознания и права.

3 .Воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свою страну.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход занятия: Вступительное слово учителя.

«Конституция – основной закон страны. Важно знать Конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».

Игра «Герб команды»

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, маркеры или фломастеры для каждого скотч.

Ход проведения:

участникам предлагается разделить лист на четыре части, начертив на нем две пересекающиеся диагональные линии. Данный лист будет являться основой для «герба». Чтобы создать свой «герб», каждая команда должна обозначить на листе соответствующие элементы:

- в верхней части указывается название команды;

- в правой части - 3 наиболее сильные стороны команды;

- в нижней части «герба» - 3 качества, которые более всего ценит в людях;

- в левой части необходимо написать ответ на вопрос «Что мы ждём от сегодняшней игры?».

Капитан команды устно описывает свой «герб».

1 конкурс «Разминка»

Задаются вопросы. Капитан команды поднимает карточку, если есть правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победа в этом конкурсе зависит от быстроты реакции и правильности ответов.

Вопросы:

    Когда принята ныне действующая Конституция РФ? 12 декабря 1993г.

    Что является основной обязанностью нашего го­сударства? ст. 2, гл.1. Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и граждани­на - обязанность государства.

    На какой срок избирается президент РФ? 6 лет

    Какая форма правления в РФ? республика

    Кто является верховным главнокомандующим в РФ? президент

    Какова главная цель Конституции РФ? защита прав и свобод человека

    Назвать одну из обязанностей граждан РФ.

    Есть ли у нашего государства единые партия и ре­лигия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся полити­ческое многообразие, многопартийность. РФ - с ветское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)

    С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Кон­ституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)

    С какого возраста гражданин РФ может самостоя­тельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).

    Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).

2. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1 . Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2 . Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд.

Задание 5 . Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

    конкурс «Найди ошибку»

Командам выдаётся текст. В тексте надо найти ошибки. (3 мин.) За каждую найденную и исправленную ошибку в тексте присуждается команде 1 балл.

«Конституция РФ принята 11 декабря 1993 года. Она состоит из краткой вступительной статьи и трёх разделов.

Конституцию принято называть основным законам. Однако это не означает, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве должны ориентироваться на Конституцию.

Конституция базируется на таких ценностях, как нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности социального мира. Конституция провозглашает главной ценностью – международное сотрудничество.

РФ – социальное государство, конфедерация.

В РФ признаётся идеологическое и политическое многообразие. Однако государственной идеологией, по- прежнему остаётся марксизм – ленинизм.

Граждане РФ обладают многочисленными правами и свободами. В то же время у них есть обязанности. Соблюдать законы РФ, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, любить Отечество и другие.

Граждане РФ должны знать и соблюдать Конституцию РФ».

4 конкурс «Кто больше»

Кто больше назовёт слов, связанных с понятием «Выборы»

Команды называют слова по очереди. Ведущий фиксирует слова на доске.

За каждое названное слова команде начисляется 1 балл.

5 конкурс «Наши права»

Задание первой команде.

«В одном из 10 классов произошло неприятное событие.

Олег Смирнов, фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного класса и повредил ему глаза.

Директор школы созвал собрание класса.

Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!»

«Правильно! – подхватил директор. – Вот и высказывайтесь»

(Действия директора – нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.

Моральные нормы требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в сфере права).

Задание второй команде

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.

(«Жадина», «ни к чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека. Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он действительности

Выражение «балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Оценочный лист члена жюри

Название конкурса /максимальный балл

Команда

Команда

«Рзминка» /за каждый правильный ответ 1 балл

«Сказка ложь, да в ней намёк» » /за каждый правильный ответ 1 балл

«Найди ошибку» /за каждую правильно найденную и исправленную ошибку 1 балл

«Кто больше» /за каждое названное слово 1 балл

«Наши права» /максимальная оценка 5 баллов



Просмотров