Иерархия на зоне: почему надо «отвечать за козла. Как живётся «козлам» в русской тюрьме

В отечественных местах не столь отдаленных все заключенные подразделяются на четыре тюремные касты (их еще называют мастями), по мере значимости в зековской иерархии – блатные, мужики, козлы и петухи. Существуют еще и «ответвления» от этих мастей, но принципиального, самостоятельного значения они, по большому счету, не имеют. Скатиться вниз по тюремной иерархической лестнице можно запросто, а вот подняться наверх практически нереально.

Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным. «Мужики» Их на зоне количественно больше, чем представителей остальных мастей. Удел «мужиков» – работать. Нормальный «мужик» не встревает в разборки блатных (да «мужики» и не имеют в них права голоса), не сотрудничает с администрацией МЛС.

В основном «мужики» – это не «профессиональные» сидельцы, главная их задача – отбыть срок и возобновить нормальную жизнь на воле. «Козлы» Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов». Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов».

«Петухи» или «опущенные» Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно. «Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники» «Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.

Основной чертой этой касты является пассивный гомосексуализм: добровольный или принудительный.

Но не каждый петух регулярно практикует гомосексуальные связи.

Петухи в тюрьме — кто это?

Опущенные в рамках тюремного быта являются кастой неприкасаемых. Как живут опущенные в тюрьмах?

Они живут отдельно от полноценных членов тюремного сообщества: под кроватью («под шконкой»), возле туалета.

В крупных лагерях для них выделяются отдельные бараки, которые называются петушатниками.

Опущенные пользуются отдельными предметами быта.

В их посуде проделываются дырки, чтобы никто не случайно не спутал «зашкваренные» тарелки и ложки с нормальными.

Жизнь опущенных в тюрьме очень тяжела. Петухи выполняют самые грязные виды работ.

Существуют несколько теорий происхождения этой касты.

Согласно самой распространенной версии, опущенные выделились в отдельную тюремную прослойку после реформы 1961 года.

Она разделила лагеря по строгости режима содержания: матерые зеки, рецидивисты стали жить отдельно от первоходочников (о том, какие виды тюрем в России существуют сегодня и какие там есть режимы, можете узнать ).

Первоходочники – это, как правило, молодые люди, стремящиеся к конкуренции во всех сферах жизни, они не знали тюремных устоев и при отсутствии надзора более опытных заключенных их быт со временем становился все более диким.

Это привело к тому, что наказание изнасилованием, которое было до реформы крайней мерой, применяющейся в единичных случаях, стало распространенным повсеместно (о видах насилия в тюрьмах читайте ).

Опущенным может стать любой заключенный.

Сюда относятся:

  1. Люди, которые практиковали гомосексуальные связи на воле.
  2. Заключенные, попавшие в МЛС за изнасилование несовершеннолетних детей.
  3. Люди, родственники которых работают в правоохранительных органах.

Справка: помимо петухов в тюремном сообществе существует каста чертей. С опущенными чертей роднит статус неприкасаемых, но для сексуальных утех они не используются.

Автоматическое опускание в тюрьмах практикуется все реже. Отношение к людям, севшим по «петушиным» статьям, не будет хорошим, но и сексуального насилия в их отношении проявлять не будут.

Почему петухом называют в тюрьмах? Точного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, такое название произошло от глагола «петушить», которым обозначался процесс изнасилования.

За что становятся?

Вопреки стереотипу, доля добровольных гомосексуалистов среди обиженных невысока.

Большинство заключенных становятся петухами за проступки, не имеющие отношения к сексуальной сфере.

Ниже приводится, за что опускают в тюрьмах. Обычно это различные серьезные нарушения правил тюремной жизни:

  1. Неуплата карточного долга. За невозвращенные долги в тюрьме приходится платить кровью, а единственной альтернативой, позволяющей сохранить жизнь, является оказание секс-услуг.
  2. Телесный контакт с другим петухом вне сексуального акта. Этого петуха после таких инцидентов очень жестоко наказывают (вплоть до убийства), но человек, с которым он контактировал, опущенным быть уже не перестает никогда.

    Обиженные, доведенные до отчаяния, нередко пользуются этим в целях мести. Иногда телесный контакт необязателен – достаточно провести ночь в петушатнике.

  3. Слабость характера, неумение постоять за себя. За некоторые вещи (например, за посылание на …) нужно обязательно спрашивать ответ. Если оскорбленная сторона этого не сделает, то она может потерять весь свой авторитет и перейти в категорию обиженных.
  4. Стукачество.
  5. Кража имущества у других арестантов.
  6. Опускание другого человека без серьезного повода.
  7. Смазливая внешность, высокий голос, жеманность – эти факторы увеличивают вероятность получения прописки в петушином углу.

Опускание может проводиться и по указу тюремной администрации для устранения неугодных заключенных из арестантской жизни.

Самый популярный способ – это запирание зека на ночь в петушатнике.

Но к таким опущенным в тюремном сообществе отношение более лояльное.

В 2000-х и последующих годах наблюдается отказ от опускания путем изнасилования. Это связано с повышением контроля над внутренним распорядком исправительных учреждений, защите прав заключенных стало уделяться большее внимание.

Кратко о том как в тюрьме не стать петухом:

  1. Следить за своими словами. Не раскрывать излишних подробностей сексуальной и личной жизни, никого не оскорблять без оснований.
  2. Иметь гордость. Уметь постоять за себя и запросить ответ с обидчика.
  3. Минимизировать контакты с петухами. Сюда входит и воздержание от участия в их избиениях и изнасилованиях.
    Даже в тюрьме нужно оставаться человеком, и человечность там ценят.
  4. Не воровать у своих, не стучать, не сотрудничать с администрацией.

Заключение

Теперь вы знаете, как живут в тюрьмах геи. Такое явление, как наличие касты опущенных в тюрьме – это дикий феномен, пережиток тяжелого прошлого страны. Но, несмотря на то, что со временем внутренние порядки исправительных учреждений смягчаются, эта прослойка по-прежнему существует, и с данным печальным фактом приходится мириться.

«Козлами» в местах лишения свободы принято называть осужденных, открыто сотрудничающих с администрацией исправительного учреждения. Это одна из низших каст в арестантской иерархии.

Уже с XIV века на Руси бранное слово «козёл» применялось по отношению ко всякого рода подлецам и мошенникам. Если в 1930—1950-х гг. козлами в тюрьмах называли пассивных гомосексуалистов, то с начала 1960-х годов это слово стало означать человека, активно сотрудничающего с администрацией колонии. Статус козла для заключённого был практически постоянным в течение всего времени пребывания его в месте лишения свободы.

Как живется «козлам» в русской тюрьме?

Заключенные, принадлежащие к группе козлов, предпочитают называть себя активистами, красными, независимыми мужиками или положительными. Но и арестанты никогда не зовут их козлами.

Слово «козёл» является одним из самых серьёзных оскорблений для заключённого, не принадлежащего к этой группе. Он обязан отреагировать немедленно и жёстко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Так что само слово «козёл» и производные от него (козья, козлик, козлиный и рогатый) запрещено использовать в повседневной речи.

Многие полагают, что эта категория арестантов является стукачами. На самом деле это не так. Никто из зэков не станет болтать в их присутствии. Тем более что и держатся они обособленно. Начальники оперативной части зоны - народ очень хитрый, у них всегда есть такие «содействующие», на которых меньше всего падает подозрение. Поэтому следует признать, что козлы, красные, активисты (называйте как угодно) на зонах, где налажен воровской ход, бесполезны. Они не стучат и порядок от администрации поддерживать не могут. Ну а на «красных зонах», где влияние администрации сильно, у них задача простая, как у дедов в армии, - подавлять остальных заключённых силой, чтобы сотрудники колонии не утруждали себя заботами о дисциплине.

Заключённый автоматически становился красным при вступлении в секцию внутреннего порядка или в так называемые «самодеятельные организации осужденных», или если соглашался занять должность нарядчика, бригадира, завхоза, дневального. Работа на данных должностях предоставляет ряд льгот от администрации и даёт возможность перейти в категорию лиц, «твёрдо вставших на путь исправления», что обеспечивает попадание в число кандидатов на досрочное освобождение или помилование. А вот козлом человека можно считать только тогда, когда он открыто вредит другим осуждённым.

Один из бывших авторитетов рассказывал: «Красный - это образ жизни. За образ жизни спроса нет. Спрос за поступки. Но если красный совершает хороший поступок, то он всё равно красный. Красные ведь разные бывают. Есть те, которые стенгазету выпускают, спортивные мероприятия организовывают. Это безобидные красные. Но есть и козлы. Для меня - козлы это те, кто помогает ломать людской ход. Жизнь в лагере устроена таким образом, что мусора не могут ничего сделать без помощи зэков. И если на должностях завхозов, бригадиров, нарядчиков оказываются настоящие козлы, то это настоящая беда для лагеря. Все люди разные. У каждого своё мировоззрение. Для кого-то быть красным хорошо. Для кого-то быть красным - это продаться за лишний черпак каши. Часто бывает так, что положенец ставит на „своих“ людей, и порой бывает так, чтобы на ШИЗО [Штрафной ИЗОлятор - Авт.] передать „грев“, нужны красные, потому как только они имеют туда доступ».

Свою точку зрения высказал в интервью известный вор в законе Александр Северов (Саша Север): «У категории этих людей свой «правильный путь» - побыстрее выскочить на свободу. Они одевают повязку, вступают в секции, начинают сотрудничать с администрацией. Последняя их характеризует как «вставших на путь исправления». А они: здесь на одного донёс, там - на другого. И ушёл на УДО. Сижу я в зоне, два месяца проходит, Вася приходит, тот, что на УДО ушёл. Администрация радуется. А ведь по нормальной логике вещей она должна ему сказать: «Ах ты негодяй! Ты нас подвёл. Ты встал на путь исправления. Мы за тебя поручились, а ты через месяц снова преступление совершил». Северов уверен, что такие люди только причисляют себя к вставшим на путь исправления, в действительности же они обыкновенные приспособленцы, обманывающие администрацию: «По их рапортам людей сажают в карцер. Вместо того чтобы помогать попавшему в беду, они на нём своё благополучие строят. Предавай ближнего ради выгоды».

Настоящие хозяева зоны не люди в погонах, а «козлы»!
Всем известно слово «козел». Не в смысле парнокопытного и рогатого животного с бородой и мерзким запахом, а как ругательное. Многие несудимые люди наверняка слышали, что это ругательство за решеткой является страшным оскорблением и означает стукача, сдающего своих же братьев-зеков. Происхождение такого термина таково. Раньше на скотобойнях держали дрессированного козла, который водил ничего не подозревающих животных на убой, сам при этом оставаясь целым и невредимым.

Разбор по породам

На самом же деле понятие «козел» в неволе очень непростое и неоднозначное. Начнем с того, что в исправительных колониях есть официальные «козлы»-активисты, которые не шифруются, а наоборот, даже носят отличительные знаки на одежде. Есть еще стукачи. Их еще называют «наседками» и подсадными. С ними как раз все ясно. Живут они как порядочные, а сами сдают своих ближних.

С активом все намного сложнее. Есть целые колонии, в которых осужденных сразу делают активистами, принуждая их к этому угрозами наказания и побоями. Вконец запуганные зеки писали заявления о вступлении в секцию. После такой заявы путь им в уголовные авторитеты был закрыт навсегда. Но если осужденный из этой колонии попадал в другую, после повторного осуждения, то он мог скрыть от братвы то, что когда-то был активистом. Другое дело, если зек занимал должность и открыто служил ментам. Этого никак не скроешь.

Что дает осужденному должность? Какие плюсы и минусы это ему приносит, мы разберем ниже. Начнем с дневального отряда. Их два - старший и младший. Старшего еще называют завхоз или старшина. В его обязанности входит следить за порядком в отряде, производить там ремонт, поддерживать чистоту. Сам завхоз не убирается. Этим занимается младший дневальный (если в зоне воровской ход). Но если в «черной» зоне в отряде живут «мужики»-работяги, или если зона «красная», то они убираются по очереди. Что абсолютно законно по правилам внутреннего распорядка.

Но блатным убираться в падлу, даже в свое дежурство. Иначе сразу потеряешь статус. Так же блатной не должен ходить на еженедельные хозработы по уборке территории. Блатота и порядочные арестанты решают вопрос по-разному. Где-то всеми уборками и работами занимаются «опущенные». Но есть колонии, где воры и «смотрящие» не против того, чтобы всех (кроме них, естественно) вносили в список дежурства. Когда подходит очередь того, кому брать швабру или метлу в падлу, он должен заплатить (пачку сигарет или заварку чая) работяге, который за него отработает. Ведь иначе все грязью зарастут.

Помимо наведения чистоты в обязанности завхоза входит все, что касается жизни барака. Плюс старший дневальный напрямую контачит с сотрудниками. У него в оперчасти есть особый день для доклада. Завхоз - правая рука начальника отряда. Здесь все от человека зависит. Если завхозом становится сильная личность, то он может держать себя очень независимо, заставить с собой считаться даже воров на «черной» зоне. Ну а на «красной» завхоз вообще единолично руководит жизнью отряда, и его все боятся.

Он распределяет спальные места, может помочь избежать наказания за нарушение или снять ранее наложенное взыскание, что открывает дорогу на условно-досрочное освобождение. Естественно, осужденные носят завхозу подарки с передач, а за помощь с УДО дают деньги. У завхоза обычно есть отдельная комната, с хорошим ремонтом, телевизором, магнитофоном. Младший дневальный живет в баульной, где заключенные хранят свои сумки.Стать дневальным - верный путь к досрочному освобождению. Потому среди завхозов много бывших блатных, «смотрящих» и даже воров. Но удержаться на этой должности не так-то просто. Надо умудриться быть хорошим и для ментов, и для зеков. Иначе или снимут, или покалечат. Открыто трогать «козла» опасно - могут завести на тебя уголовное дело.

Банно-прачечные «смотрилы»

Помимо дневальных отряда, есть и другие дневальные - в штабе, например. Там работают особо доверенные осужденные. Они видят, кто из зеков часто ходит к операм и начальству. Им доверяют убираться в кабинетах в отсутствии ментов. Обычно эти дневальные и живут в штабе. Делается это для того, чтобы в бараках на них не наехали и не выпытали информацию.

Есть дневальные в бане. Они же отвечают и за прачечную. Эта должность тоже приносит доход. В прачку можно сдать белье вместе со всем отрядом. Но мало приятного, когда твои простыни и другое белье будут стирать вместе с бельем полутора сотен осужденных. За пачку хороших сигарет твои вещи постирают отдельно. Так же, за плату пустят помыться не в свой день. Курево - главная валюта в зоне. Его можно поменять на деньги, продукты, хорошие шмотки. Цены на сигареты выше, чем на свободе.

Дневальные есть в штрафном изоляторе, строгих условиях содержания, помещениях камерного типа. Бывает, что такие завхозы постоянно живут в такой зоновской тюрьме, выходят они под надзором сотрудника, чтобы получить продукты в столовой. Или продукты для них привозят из пищеблока.

Дневальный ШИЗО все время находится в помещении. Он убирается в коридоре и раздает пищу. В своей камере не в падлу убраться даже блатному. Если завхоз ШИЗО выходит в зону и спит в бараке, ему приходится трудно. Блатные просят его передать в камеры запретное. Если «смотрящие» этого не сделают, значит, карцера «заморожены» и «смотрящие» никудышные. Но если завхоз ШИЗО попадется с запрещенным куревом, чаем, вольными продуктами или запиской, его побьют вертухаи и снимут с должности. Совсем отказаться от ношения запрета завхоз тоже не может. На него наезжают в бараке блатные. Да и арестанты в камерах могут прессануть. Крикнет авторитет, что завхоз «петух», от него никто пищу не возьмет. Тогда тоже с должности снимут. Вот и крутится такой дневальный. Если голова есть, без подарков от осужденных не живет.

В клубе колонии тоже есть дневальные. Младшие прислуживают старшему и поддерживают чистоту. Завхоз осуществляет руководящие функции и отвечает за культурную жизнь. За клуб от начальства отвечает замполит. Он старается и подобрать себе завхоза творческого.

Хлебные места

Но самое козырное и в то же время хлопотное - быть завхозом столовой. Продукты для приготовления пищи осужденным разворовывают еще на воле. Зампотылу надо кормиться и делиться с начальством. Завхозу столовой нужно набрать поваров, чтобы они из бедного набора ингредиентов сготовили съедобное варево.

Ладно в «красной» зоне - там заключенные запуганы. А в колониях, где есть нормальный «смотрящий» завстоловой, за плохое питание и в котле сварить могут.

Ну это, конечно, крайности. Смотрящим или «козлам» (смотря кто из них правит) готовят питание на уровне хороших заводских столовых, или даже ресторанов. Сухие продукты завстоловой и повара продают за наличные и курево с чаем или фирменные шмотки. «Мужиков» же кормят совсем погано.

Встречаются колонии, где завстоловой, вместе со «смотрящими», распродавал все что можно и менял деньги на героин. Простые арестанты дистрофией болели. Но если кто рисковал пожаловаться, то блатные избивали такого храбреца, объявив его врагом общего движения. Здесь все от начальника колонии зависит. Если он контролирует пищеблок, то зеков кормят нормально. И наоборот.

Дневальные есть в комнате свиданий и выдачи передач, в лабазе учреждения. Словом, там, где при полуголодном существовании осужденных дело касается продуктов, должность всегда хлебная. Дневальный комнаты для свиданий иногда прямо на свиданке живет, или приходит из зоны. Он может пронести в комнаты свиданий спиртное, ему достаются все продукты, которые запрещено проносить в зону. Он же может эти запреты за плату доставить в отряд.

В некоторых исправительных учреждениях между жилой и промышленной зоной есть пост с калиткой. Там часто тоже дежурят дневальные, полностью заменяя сотрудников и осуществляя контроль за тем, чтобы на промку не проникали зеки, не работающие в бригадах. Такие завхозы тоже берут взятки. Нужно кому-то пройти на промку, чтобы помыться или в гости к земляку, - плати. Работяга хочет пронести продуктовую передачу, что запрещено, - плати. Короче, на сытное существование хватает. Главное же ладить с начальством, иначе быстро схавают. Пропустишь тунеядца - инспектор рапорт напишет. И все.

Стилист с биркой

Помимо дневальных существует еще много должностей для осужденных. Нарядчики колонии тоже весьма доверенные лица сотрудников. Нарядчики ведут картотеку спецконтингента - кто прибыл , кто освободился, кто вышел на промку и в какую смену, сколько человек в отряде днем и сколько ночью, кто из зеков ночует по объектам. Без нарядчика сотрудники не смогут сосчитать на поверках заключенных. Нарядчик может долго покрывать ушедших в . Вот почему нарядчиками должны быть осужденные, досконально проверенные оперчастью.

В каждой колонии есть парикмахер. Бесплатно он стрижет только наголо. Хочешь носить прическу, заплати. Бывает, что в колонии не один цирюльник. Среди осужденных попадаются известные стилисты. Они обслуживают начальство, делают прически и завивки их женам и детям.

В зонах должна работать библиотека, где тоже правят осужденные. Встречались библиотекари, которые подвязали с начальством и сажали за ведение картотеки и выдачу книг младшего помощника. Асами жили в отдельной комнате. Библиотекарь тоже должен быть предан сотрудникам, он относит книги в СУС, ЕПКТ, ПКТ и может передать сидельцам запрет. Многие осужденные любят читать. Потому они дают библиотекарю взятки, чтобы получить не рваную макулатуру с общего стеллажа, а целую интересную книгу из запасников библиотекаря.

Есть в колонии и сапожник. В каждом бараке сидят мастера, умеющие подшить или подлатать ботинки. Но на официальной должности состоит один сапожник. Он обязан чинить бесплатно только положняковую обувь осужденных. Но не все носят то, что выдали на вещевом складе. Если дать сапожнику ништяков, он починит вольную обувку, или сошьет теплые тапки, которые можно зимой и на улице таскать.

Бывает, что рядом с сапожной мастерской располагается швейка, где осужденные могут подлатать одежду. Только портные не штопают дыры и не подгоняют робу по росту и размеру.

Еще одна должность - каптер. Он выдает этапу матрасы, подушки, одеяла, простыни Каптера тоже часто подмазывают, чтобы выдал матрас потолще, одеяло не рваное, а простыни поновей. Неимущие и неблатные получают то, что осталось.

Комендант в законе

В жилзоне есть комендант. Он ведает ремонтами в колонии. Каждый блатной осужденный хочет благоустроить спальную секцию. Каждому завхозу надо делать на своем объекте ремонт. Не всегда удается получить от заключенных гуманитарную помощь в обмен на УДО. Если дать взятку коменданту, то он может отпустить левый материал в огромном количестве. Должность хлебная, но надо уметь ловчить.

Комендант есть и на промзоне. Он отвечает за все цеха, подсобки, склады, за ремонт и сохранность всего. Часто в ущерб промке комендант помогает с ремонтов жилки. В каждой рабочей бригаде есть бригадир. Бригадир - «козел». Он зачастую не работает, а осуществляет надзорные функции. Ему же достаются все лавры за выполнение заказов и заданий. Он получает плату от кооператоров, он продает халтуру работяг и материалы, используемые на производстве. Есть колонии, где, чтобы стать бригадиром, надо заплатить ментам большие деньги и ежемесячно отстегивать за «крышу». Зато доход бригадира не слабый. Например, в той же сувенирке, где десятки осужденных делают мебель из красного дерева, режут шахматы из кости, изготавливают прочие предметы роскоши. Плюс у бригадира отдельная комната, душ, сауна, хорошее питание, УДО.

Бригадиры назначаются к пожарным из числа осужденных. Эти пожарные в некоторых колониях даже специальную машину обслуживают. Они следят за огнетушителями и живут в отдельном помещении, превратив его в спортзал. Не везде так, но встречается.

Бригадиры есть у электриков. Они наживаются на продаже розеток и проводов или на установке скрытой проводки в спальной секции блатных, маскируя розетки в плинтусе или в стене, чтобы блатные не вставая со шконки кипятили чаи или жарили еду на запрещенной плитке. Плитки тоже самодельные, их так же продают электрики. Они же за отдельную плату чинят осужденным телевизоры, магнитофоны, ставят на отрядах антенны.

Но официальными «козлами» считаются не только те, кто занимают должности с определенными обязанностями. Есть еще общественники, состоящие в секциях и возглавляющие их. «Главкозлом» называют председателя совета коллектива колонии. В его подчинении находятся председатели совета коллектива отряда. Иногда «главкозел» имеет большую власть. В одной зоне такой осужденный печатал все приказы за начальство, вел документацию. Он своей властью сажал в ШИЗО нарушителей. Зная, что решило начальство, председатель СКК брал с осужденных большие взятки за положительное решение вопроса о представлении на УДО. Достаточно упомянуть, что когда «главкозел» уезжал в отпуск, у него на вахте изъяли семьдесят тысяч долларов. Для сравнения - тогда однокомнатная квартира в Питере стоила пятнадцать тысяч баксов.

Они ушли, чтобы вернуться

В неволе существует ото масса секций физкультурная, культмассовая, санитарная. До недавнего времени существовала секция дисциплины и порядка. Но ее упразднили, хотя это только пока на бумаге. Эсдэпэшников переименовали в физкультурников, и они по-прежнему следят за поведением осужденных.

В обязанности членов СДП входит совершение обходов спальных секций. Даже в «черных» зонах такие «козлы» записывают нарушителей, вроде тех, кто спит после подъема или курит в неположенном месте. Естественно, записывают только тех. кто не отобьет им потом голову, наплевав на последующее наказание. Но в колониях большинство осужденных запуганы. СДП подает списки нарушителей начальству. Начальство выносит нарушителям взыскания, что закрывает путь на УДО.

Часто спалившиеся нарушители подкупают эсдэпэшников, чтобы их не записывали. СДП дежурит у столовой и запрещает выносить оттуда продукты. Блатным лень ходить на пищеблок, и пищу им носят «шныри».

Эсдэпэшники дежурят у продуктового лабаза. Туда вечная очередь. Нормальные продукты быстро кончаются. Если заплатить СДП, то они пропустят без очереди и ты сможешь отовариться. СДП дежурит у калиток локальных участков и следит, чтобы осужденные не выходили без надобности на плац или в другие локалки. На вышках СДП, установленных на жилзоне, есть прямой телефон в дежурную часть. Активист сверху следит за территорией колонии, и если видит нарушение режима, звонит ментам.

Эсдэпэшники делают почти все работу за сотрудников. Где-то дело дошло до того, что они у явки с повинной выбивают, заставляя писать о нераскрытых преступлениях. Или ломают отрицательно настроенных авторитетов, «опуская» и избивая их. Сотрудники идут на это потому, что по понятиям арестант не может писать жалобу на арестанта. Сами вертухаи как бы в стороне и не рискуют нарваться на разборки с прокуратурой и правозащитниками. Весь беспредел творят активисты. Недаром, несмотря на прямое запрещение СДП Минюстом, на местах ничего менять не собираются. Слишком много «козлы» пользы приносят, себя при этом не забывая.

В отношении официальных «козлов» у арестантов остались еще советские понятия - презирать всех спекулянтов, начальников, продающих свое мастерство или имеющих близость к начальству. Но с каждым годом «козлов» в неволе становится все больше.

По материалам газеты
"За решеткой" (№3 2010 г.)

Козлами в местах лишения свободы принято называть осужденных, открыто сотрудничающих с администрацией исправительного учреждения. Это одна из низших каст в арестантской иерархии.

Уже с XIV века на Руси бранное слово «козёл» применялось по отношению ко всякого рода подлецам и мошенникам. С начала 1960-х годов это слово стало означать человека, активно сотрудничающего с администрацией колонии. Статус козла для заключённого был практически постоянным в течение всего времени пребывания его в месте лишения свободы.

Заключенные, принадлежащие к группе козлов, предпочитают называть себя активистами, красными, независимыми мужиками или положительными. Но и арестанты никогда не зовут их козлами.

Слово «козёл» является одним из самых серьёзных оскорблений для заключённого, не принадлежащего к этой группе. Он обязан отреагировать немедленно и жёстко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Так что само слово «козёл» и производные от него (козья, козлик, козлиный и рогатый) запрещено использовать в повседневной речи.

Многие полагают, что эта категория арестантов является стукачами. На самом деле это не так. Никто из зэков не станет болтать в их присутствии. Тем более что и держатся они обособленно. Начальники оперативной части зоны – народ очень хитрый, у них всегда есть такие «содействующие», на которых меньше всего падает подозрение. Поэтому следует признать, что козлы, красные, активисты (называйте как угодно) на зонах, где налажен воровской ход, бесполезны. Они не стучат и порядок от администрации поддерживать не могут. Ну а на «красных зонах», где влияние администрации сильно, у них задача простая, как у дедов в армии, – подавлять остальных заключённых силой, чтобы сотрудники колонии не утруждали себя заботами о дисциплине.

Заключённый автоматически становился красным при вступлении в секцию внутреннего порядка или в так называемые «самодеятельные организации осужденных», или если соглашался занять должность нарядчика, бригадира, завхоза, дневального. Работа на данных должностях предоставляет ряд льгот от администрации и даёт возможность перейти в категорию лиц, «твёрдо вставших на путь исправления», что обеспечивает попадание в число кандидатов на досрочное освобождение или помилование. А вот козлом человека можно считать только тогда, когда он открыто вредит другим осуждённым.

Один из бывших авторитетов рассказывал: «Красный — это образ жизни. За образ жизни спроса нет. Спрос за поступки. Но если красный совершает хороший поступок, то он всё равно красный. Красные ведь разные бывают. Есть те, которые стенгазету выпускают, спортивные мероприятия организовывают. Это безобидные красные. Но есть и козлы. Для меня – козлы это те, кто помогает ломать людской ход. Жизнь в лагере устроена таким образом, что мусора не могут ничего сделать без помощи зэков. И если на должностях завхозов, бригадиров, нарядчиков оказываются настоящие козлы, то это настоящая беда для лагеря. Все люди разные. У каждого своё мировоззрение. Для кого-то быть красным хорошо. Для кого-то быть красным – это продаться за лишний черпак каши. Часто бывает так, что положенец ставит на «своих» людей, и порой бывает так, чтобы на ШИЗО [штрафной изолятор – Авт.] передать грев, нужны красные, потому как только они имеют туда доступ».

Свою точку зрения высказал в интервью известный вор в законе Александр Северов (Саша Север): «У категории этих людей свой «правильный путь» – побыстрее выскочить на свободу. Они одевают повязку, вступают в секции, начинают сотрудничать с администрацией. Последняя их характеризует как «вставших на путь исправления». А они: здесь на одного донёс, там — на другого. И ушёл на УДО. Сижу я в зоне, два месяца проходит, Вася приходит, тот, что на УДО ушёл. Администрация радуется. А ведь по нормальной логике вещей она должна ему сказать: «Ах ты негодяй! Ты нас подвёл. Ты встал на путь исправления. Мы за тебя поручились, а ты через месяц снова преступление совершил». Северов уверен, что такие люди только причисляют себя к вставшим на путь исправления, в действительности же они обыкновенные приспособленцы, обманывающие администрацию: «По их рапортам людей сажают в карцер. Вместо того чтобы помогать попавшему в беду, они на нём своё благополучие строят. Предавай ближнего ради выгоды».



Просмотров