Идея порфирия петровича. Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание

Порфирий Петрович – второстепенный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который однако является одним из важнейших персонажей. Следователь является главным антагонистом Раскольникова, человеком, который разрушает его теорию.

Образ Порфирия Петровича

Порфирий Петрович – следователь, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее младшей сестры Лизаветы. Порфирий Петрович – человек 35 лет, не имеющий в романе фамилии. Внешность героя противоречит его внутреннему содержанию. Порфирий невысок ростом, имеет плотную фигуру и совсем не является красавцем: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами».

С его комичной внешностью не вяжется образ блестящего следователя, человека, способного вывести на чистую воду любого преступника. его простоватый вид часто помогал ему в раскрытии преступлений, он мог прикинуться глупцом, чтобы в нужный момент подловить подозреваемых.

Следователь был не женат и имел множество причуд. Он мог притвориться, что уходит в монастырь или жениться, да так, что все окружающие в этом не сомневались. Трудно сказать, зачем это ему было нужно. Возможно, таким образом, он тренировал свои психологические подходы к пасследованию преступлений.

Подозрения Порфирия Петровича

После убийства Алены Ивановны и ее сестры Порфирий сразу же начинает подозревать Раскольникова, хотя никаких доказательств нет. И даже признание в убийстве местного моляра Миколы не сводит его с истинного пути.

Еще до знакомства с Раскольниковым следователь прочел интересную статью, где излагалась теория о необычных людях и людях обычных. Обычные люди, которых большинство, должны следовать законов и не отступать от правил. А необычные люди могут отступать от общепризнанных норм ради благих целей. Им дозволено больше, чем остальным. Теория показалась ему безумной, но смелой. Будучи тонким психологом он сразу сообразил, что статья написана молодым человеком с максималистскими взглядами. И хотя статья была не подписана, Порфирий начал догадываться, что ее написал Раскольников. В отличии от Раскольникова теория Порфирия Петровича заключается в том, что все люди равны, а преступники должны быть наказаны, какие бы благие цели они не преследовали, совершая преступление.

Кроме того Порфирию Петровичу казалось подозрительным то, что Раскольников был знаком со старухой до убийства и был должен ей деньги. Как тонкий психолог, он сразу почувствовал напряжение и нервозность в поведении Родиона.

Противостояние Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова

Порфирий Петрович и Родион Раскольников – два противоположных героя. Один совершил преступление, другой – его расследует. Их общение больше похоже на поединок. Первая встреча происходит в квартире Порфирия Петрович, где герои обсуждают статью Раскольникова “О преступлении”. Следователь задает вроде бы невинные вопросы, но они настораживают и нервируют Родиона. Своим вызывающим поведением он выдает себя, и Порфирий начинает подозревать Родиона еще больше.

Следующая встреча происходит в кабинете Порфирия. Родион нервничает и боится себя выдать. Порфирий давит на него психологически, и когда, кажется, что Родион готов признаться в преступлении, становится известно, что маляр Микола сознался в убийстве.

Последний разговор происходит в каморке Родиона. Следователь признается, что знает, что именно Раскольников является убийцей. Позже главный герой является с повинной, и благодаря Порфирию получает срок гораздо меньший, чем ему был положен.

Тест по произведению

Порфирий Петрович

Пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина, Порфирий Петрович логичен и интуитивен, умен и хитер, осторожен и смел, насмешлив и серьезен. Он хорошо знает дореформенную следственную практику, но слишком образован и широк, чтобы держаться рутины. Он терпелив, даже уклончив, он находит смысл в случайных подробностях, он подбирает улики исподтишка, он все сужает и сужает описываемую им спираль - и вдруг, в нужный момент, наносит решающий удар.

Может показаться, что сюжетное движение романа после убийства Алены Ивановны определяется целиком поединком между Порфирием и Раскольниковым. Если выделить в романе конфликт между Порфирием, как следователем, и Раскольниковым, как убийцей, если свести его к розыску, с одной стороны, и к заметанию следов - с другой, то «Преступление и наказание» может быть воспринято как произведение детективное. Во всех детективах на этом и сосредоточивается интерес: преступник заметает следы, следователь распутывает скрытую нить и настигает виновного. Криминалисты так и рассматривают великий историко-философский и социально-этический роман Достоевского; случалось, что и критики подчинялись их влиянию, и в особенности подражатели и инсценировщики.

Порфирий действует так, как должно действовать следователю, у него нет улик, но он психологически доконал Раскольникова, он заставляет Раскольникова каждый час и каждую минуту думать, что знает всю подноготную, он закружил его ежесуточными подозрениями и страхом, он играет на его нервах, на его желчи. Порфирий не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что рассчитал, что он «психологически не убежит, хе-хе!». Порфирий прямо в лицо говорит Раскольникову как бы о третьем лице: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. Мало того: сам мне какую-нибудь математическую штучку, вроде дважды двух приготовит, - лишь дай я ему только антракт подлиннее... И все будет, все будет около меня же круги давать, всё суживая да суживая радиус, и - хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе! Вы не верите?».

Изощренный Порфирий Петрович действует теми же методами, что и темный мещанин, интуитивно сообразивший, что странный, необычный, неуютный студент и есть тот человек, который убил Алену Ивановну. Порфирий понимает, что пьяный «мещанинишка» и он сам стоят по отношению к Раскольникову на одной и той же позиции, «потому что в его показании одна психология, что его рылу даже неприлично». У Порфирия, как и у мещанина, нет никаких фактов, никаких улик, и в его подозрениях и в его созревшей наконец уверенности нет ничего, кроме психологии. Но Порфирия не удовлетворяет одна психология, он мастер своего дела, он ищет улик, убедительных, как дважды два четыре, он добивается математической уверенности. Порфирий понимает ограниченность психологических доказательств. Психология не дает фактической точности, совпадающей с дважды два четыре.

Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что нет у него и юридически полноценных оснований для ареста.

При отношении к Порфирию только как к следователю-психологу теряется глубина образа, и сам он превращается всего лишь в героя-детектива. Тогда создается иллюзия, что Достоевский с Порфирием против преступного Раскольникова или, во всяком случае, на его стороне против стремящегося избежать наказания Раскольникова. На самом же деле отношение Достоевского к образу Порфирия не так просто и не так однозначно. Как автор, он поднимается над всеми своими персонажами, в том числе и над Порфирием, он судит всех, в том числе и Порфирия.

В конфликте лица и мира Порфирий целиком принадлежит миру, закономерному и злому порядку вещей. Мало того, в Порфирии с наибольшей силой проявляется упорствующая активность мира, его сопротивление изменениям, его способность переходить в контрнаступление.

Как большой художник, Достоевский поставил Порфирия в максимально выгодные условия перед судом человеческой совести, он наделил его многими привлекательными чертами, он сосредоточил в нем лучшее, что можно было найти в старом, грязном и неправедном мире. Порфирий бескорыстен, он старается не из-за карьеры, он не сухой формалист, его увлекает дело следователя заключенным в нем, «так сказать, свободным художеством в своем роде-с...».

Порфирий действует по правилам своего ремесла, он ставит ловушки; когда нужно для успеха игры, он становится расчетливо навязчив, раздражителен, невежлив.

Разобравшись в том, что представляет собой Раскольников как личность, он приводит в движение иные, более благородные пружины. В суждениях Порфирия мелькают следы историко-философской концепции, смыкающейся в иных пунктах не с вульгарным консерватизмом, не с пустозвонным либерализмом, а с «почвенничеством» журналов Достоевского. Порфирий язвительно замечает, что для оторвавшихся от народа, «беспочвенных» интеллигентов настоящие, посконные русские мужики предстают чем-то вроде иностранцев. Это повторение мысли, сформулированной в «Записках из Мертвого дома». Порфирий понял психологию Миколки, потрясенного жизнью в столичном городе Санкт-Петербурге, с его сектантским устремлением пострадать, приняв чужую вину на себя.

Порфирий отличает стыд совести от ханжеского буржуазного стыда, он верит в добрые начатки человеческой натуры, великодушно предоставляет уже пойманному Раскольникову самому явиться с повинной, что умалит в общественном мнении представление о его следовательском искусстве, но зато облегчит участь Родиона.

Порфирий - человек слова, человек честный, но Достоевский проводит различие между понятиями «честный» и «нравственный»: нравственно, по его мнению, только то, что совпадает с объективно значимым идеалом, с красотой, но у Порфирия нет представления о красоте совершенной и гармонической. Честность, честь и идеал Порфирия целиком от старого мира, отвергающего Раскольникова и столь уродливо отвергнутого Раскольниковым. Когда Порфирий подчеркнуто говорит Раскольникову - «без нас вам нельзя обойтись», - он предлагает ему капитуляцию не преступника перед уголовным кодексом, а капитуляцию реформатора перед предвечно существующим, издревле установленным порядком, каков бы он ни был.

В отношении к преступлению Раскольникова нельзя ограничиваться заповедью «не убий». Убийство недопустимо, безнравственно и уголовно наказуемо - это так, но ведь за злодеянием Раскольникова кроется еще его идея и его идеал, критика существующего злого и тоже безнравственного порядка вещей и судорожное искание нового, справедливого уклада.

Порфирий же убежден, что в «деле» Раскольникова обанкротились не только пути и средства, которыми последний хотел изменить мир, но и самое стремление к новой справедливости, к новому переустройству мира.

Порфирий ничего не может предложить Раскольникову, кроме перемены обстановки, то есть в данном контексте ничего, кроме наказания, как способа освобождения от ошибочной идеи и ступени в поисках нового «бога». «Ну, и найдите, и будете жить, - убеждает Порфирий. - Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте... Знаю, что не веруется, а вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит. На какой берег? А я почем знаю?».

В рассуждениях Порфирия присутствует фарисейский элемент: он предлагает Раскольникову искать новый идеал, но сам встает на защиту старых норм. Он говорит: какой новый идеал выработает жизнь - неизвестно, но в его словах звучит молчаливая оговорка: он-то, Порфирий, не примет и не признает такого идеала, который не выдержит испытания традицией, религией, положительным законом. Порфирий поучает Раскольникова - найдите веру или бога, но у самого Порфирия нет идеала, который можно было бы противопоставить старой и временем лишь узаконенной неправде. Его идеал - это справедливость существующего неправедного мира с его богом и с его церковным учением о пользе и благости страдания.

Порфирий ломает и крушит Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира. Он понимает, что стремление Раскольникова к новому берегу имеет свои причины, но он не знает, каков новый берег, да и сомневается, существует ли вообще новый берег. Порфирий советует Раскольникову отказаться от теорий, от утопий, от мечтательства. Новый берег не известен, поэтому надо держаться старых, практических, жизненных ориентиров, поэтому всякое нарушение старого закона неизбежно требует возмездия, всякое преступление неизбежно должно повлечь за собой наказание - в том и справедливость. Не та справедливость, которой взыскуют и Мармеладов-отец, и Катерина Ивановна, и Соня, и не та справедливость, к которой столь казуистическим и кровавым путем хотел прорваться Раскольников, а справедливость существующего государства, церковного бога, покаяния и страдания как кары, при помощи которой общество восстанавливает нарушенное равновесие, а бог очищает грешную душу.

Образ Порфирия сложен и диалектичен. В нем, как только что было сказано, сконцентрирована совесть старого мира, все, что делало жизнь в нем устойчивой, ясной, и все, что оправдывало карающий меч, обрушивающийся на всякого, нарушавшего власть традиций. Но старая патриархальность ко времени действия романа давно уже утратила свою цельность и свою оправданность, она сомкнулась с лужинщиной, она стала поддерживать не род, не всеобщее благополучие, а благополучие единиц, хищников, сумевших подчинить себе ее механизм.

Порфирий рефлективен, скептичен, в нем нет непосредственной убежденности в правоте того дела, которому он служит. Он вернулся к старым законам, но он уже не верит в них беззаветно; в его голосе звучит трещинка, когда он доказывает их правоту или хотя бы их незыблемость. Он даже подольщается к Раскольникову, несмотря На то, что уже назначил ему срок явки с повинной. Порфирий советует Раскольникову стать солнцем, тогда все его увидят, но что нужно делать, чтобы стать солнцем, сказать не может. Единственно, что он может ему посоветовать, - это молиться богу.

Субъективно честный и лично благородный Порфирий защищает переживший себя и несправедливый порядок. Достоевский находит очень осторожные, но умело подобранные художественные средства для того, чтобы показать «подмоченность» своего героя в историко-философском плане. Его фигура имела в себе «что-то бабье», его речь иногда сопровождается «бабьими жестами». Порфирий, в отличие от других персонажей романа, асексуален. Он однажды притворился женихом, «платье даже новое сшил». Окружающие уже начали было его поздравлять, но невесты не было, ничего не было, все оказалось миражем.

Какие бы личные или идейные драмы ни пережил Порфирий, он выбрал старый берег - бога, реально существующий порядок, позитивный закон; Порфирием мир преследовал, настигал и наказывал все и всех, кто восставал против установленных кодексов.

Порфирий несоразмерен Раскольникову, по своему значению в романе он много меньше Сони и даже Свидригайлова, но Порфирий главенствует в сюжетно-фабульном крушении Раскольникова. Порфирий победил Раскольникова, мир не изменился, мир остался таким, каким был. Все противоречия и конфликты его остались нерешенными, все боли - неутоленными, все беды и несправедливости - неисцеленными.

Гениальный образ следователя Порфирия Петровича невидимо и неразрывно связана с реформами и журналистикой эпохи. Это виртуоз психологического следствия, считающий, что дело следователя — «в своем роде художество», действующий на Раскольникова не только логикой и ловкой игрой, а в последней беседе — и моральным воздействием, отказывающийся от славы, которую может дать ему раскрытие громкого преступления, в целях облегчения участи Раскольникова, относящийся к своим подследственным с внимательной симпатией и даже искренним чувством [«я этого Миколку попюбип»).

Всеми этими чертами художника и гуманиста Порфирий отвечает актуальнейшему заданию судебной реформы, как это понимал Достоевский: выработать вместо «пристава следственных дел», прежнего чиновника и взяточника, новый тип культурного следователя, непосредственного сотрудника и помощника судьи, призванного заменить отжившего спутника старого инквизиционного процесса.

Это была одна из первых реформ, вызвавшая к себе повышенное общественное внимание. Одним из крупных зол внутренней жизни России в николаевское время была крайняя примитивность следствий по уголовным делам, производившихся временными отделениями земских судов и становыми приставами. Несовместимость судебных действий с обязанностями полицейского чиновника, то есть власти исполнительной, приводила к тяжелым злоупотреблениям. Необходимо было отделить следственную часть от обязанностей полиции. И вот уже 3 июня 1860 года, то есть до проведения крестьянской, судебной и прочих реформ, была начата так называемая «полицейская реформа»: следственная часть была изъята из ведения полиции и сосредоточена в новой должности судебных следователей, сменивших прежних.

Порфирий Петрович в романе является художественным воплощением надежд начала 1860-х годов на нового совершенного следователя. Он получил не только высшее, но даже привилегированное образование в училище правоведения, он литературно начитан, он поддерживает связь со студенческими кружками. А главное, это не заурядный полицейский чиновник, а выдающийся ум, способный поднять проблему «дознания» на исключительную высоту диалектики и логики. Столкнувшись с философской мыслью Раскольникова, он определяет молодого преступника — «это сильный боец», но поистине так же мог определить своего противника в следственном поединке и сам Раскольников.

Сложный план Порфирия — держать убийцу в постоянном состоянии тревоги под угрозой надвигающегося разоблачения, чтоб довести эту нервную натуру до того состояния раздражения, когда она с головой выдаст себя, — проводится им С исключительной тонкостью, точностью
и быстротой. Ему достаточно трех бесед с Раскольниковым, чтобы довести дело до логического конца и вызвать нужный ему результат — явку преступника в полицию с повинной. Заключительные слова — «Это я убил тогда старуху-чиновницу» — являются поистине блестящим следственным завершением виртуозной игры Порфирия, сумевшего тонкими беседами и философскими диспутами, помимо всяких формальных дознаний и опросов, добиться самого полноценного эффекта, на какой только может рассчитывать суд.

При этом он остается до конца «человечным», с глубоким участием относится к своей жертве и, расставаясь с Раскольниковым, находит живые и проникновенные слова моральной поддержки и утешения. Это тот идеальный следователь, который несколько иллюзорно рисовался воображению публицистов и судебных деятелей начала 1860-х годов [ «будьте людьми, господа, а не чиновниками … » и пр.). И, быть может, Достоевский с тем большим художественным вниманием изображал своего следственного психолога, что к середине 1860-х годов иллюзии рассеялись и для разочарования накопилось немало новых жизненных фактов.

В судебные следователи и после реформы попадали преимущественно люди без всякого образования, увеличивая число «становых приставов» и продолжая традиции старинного розыска. Это крушение общественных надежд на «идеального следователя» и вызывает в романе законченный образ совершенного мастера и виртуоза следственных дел.

(«Преступление и наказание»)

Пристав следственных дел; дальний родственник . Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы и сестры её . Разумихин впервые и привёл (по его же просьбе — дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить...) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать...» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями... Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: « — Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком "необыкновенным" и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <...> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»
Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный , взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».
Порфирий Петрович — единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

Data: 23.07.2010 04:05 |

Приведем описание Порфирия Петровича: «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать».

Задолго до убийства Родионом Раскольниковым старухи и ее сестры, Порфирий Петрович обратил свое внимание на газетную статью "О преступлении". В статье доказывалось, что человек, более ценный для общества, может убить человека "низшего разряда", если это потребуется и такой поступок может быть оправдан. Статья была анонимный, но дотошный Порфирий Петрович через редактора узнал, что ее автором является студент Раскольников.

Порфирию Петровичу поручили расследовать дело об убийстве старой ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Он не имел явных улик и доказательств, но, тем не менее, понял, что убийца - Раскольников. Споря с ним о природе преступления и о нравственности, пристав выводит Родиона на чистую воду, доводит его до нервного срыва и Раскольников чуть не признается. Всего бесед с Раскольниковым у Порфирия Петровича было три. Но все планы срывает маляр Миколка.

Постепенно, Порфирий Петрович начинает сочувствовать Раскольникову, уважать его как умного и сильного человека и убеждает его признаться, говоря, что так ему будет легче жить и вновь появиться смысл жизни. Причем Порфирий Петрович хочет чтобы Раскольников не просто понес наказание, но и понял ошибочность своей философии и раскаялся.

Цитаты Порфирия Петровича

"Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...".

"Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния".

"Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога найдет".

"Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит".

"Вам... давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте. Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет".



Просмотров