И продлевать эксплуатационный срок вашего. Что такое срок эксплуатации

13 апреля, 2016 А.С. Печеркин, д-р техн. наук, проф., первый зам. ген. ЗАО НТЦ

В последние время возбужденными новым порядком аттестации экспертов, в котором задействованы не коммерческие структуры, а государственный орган власти (Ростехнадзор), активистами, представляющими в основном те самые коммерческие структуры, все чаще транслируется и муссируется тезис «о необходимости совершенствования ». Они (активисты) возбудили февральские Парламентские слушания на эту тему http://vmeste-rf.tv/news/146200.do , хотя митинговали на этих слушаниях только о практике аттестации экспертов; они же бьют в набат, предупреждая Президента РФ не меньше как об угрозе национальной и суверенитету» http://voprosy-prezidentu.zadat-vopros-putinu.ru/proj/?ia=919823&mod=one .
Попытаемся вместе разобраться, что нужно , и там ли это нужно делать, может …не надо начинать с консерватории?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 «О » (далее – Закон97) по истечении срока службы или при превышении установленных производителем количества циклов нагрузки технического устройства, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Из этого положения явно не вытекает, что в именно в заключении экспертизы устанавливается новый срок службы. Хотя существующая практика именно такова.
Цель экспертизы промышленной безопасности совсем другая. Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 1 Закона97 «проводится для оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности».
искусственно связано с экспертизой промышленной безопасности и должно осуществляться по самостоятельной процедуре.

Поясню почему, поскольку с зачатия заблуждения прошло более 20 лет, и не все помнят, либо помнят, но почему-то замалчивают.
С 1993 года в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.1993 №20 (далее – Положение93) задолго до выхода Закона97, Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии согласно Положению93 разделялись на следующие виды работ:

  1. Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
  2. Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
  3. Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно - конструкторской документацией.
  4. Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
  5. Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.

Т.е. тогда (до выхода Закона97) была совсем другая экспертиза – «старая экспертиза», она не была процедурой оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, каковой сейчас является «новая экспертиза» - !

В основном этой «старой экспертизой» занимались так называемые «специализированные организации» осуществляющие техническую диагностику и неразрушающий контроль - так в п (4) и (5) вообще нет слов экспертиза!
После выхода Закона97 Госгортехнадзор России начал создавать Систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности – это процедура оценки соответствия. Недаром Система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась в агонизирующую (после самоустранения от нее Ростехнадзора) Единую систему оценки соответствия.

Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации), диагностики и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках Системы экспертизы, это другое направление и другие самостоятельные процедуры. Именно поэтому в 2001 году Госгортехнадзор России инициировал выход постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее - ПП241), которое содержало всего два пункта.

В первом пункте принималось предложение госнадзора, согласованное всеми заинтересованными ведомствами, об « , позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах на территории Российской Федерации».
Этим постановлением Правительство РФ фактически разделило:

  1. техническое диагностирование (неразрушающий контроль),
  2. принятие решения о продлении срока безопасной эксплуатации.

Это разные процедуры. И это вроде бы ясно. Но, к сожалению в (далее - ФНП) в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г №538, есть некоторое смешение этих разных процедур. Отчасти это продолжается в .

Первая процедура - ЭПБ - базируется на: (1) органах, которые проводят экспертизу – это экспертные организации, получающие лицензию Ростехнадзора; (2) экспертах в области промышленной безопасности, аттестующихся в Ростехнадзоре; (3) требованиях промышленной безопасности – их вполне достаточно, (напомню, что Ростехнадзор регулярно утверждает сводный документ – Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017) – последний по состоянию на 6.07.2017г. введен приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 №254. Если для каких-то объектов экспертизы требований промышленной безопасности не хватает - нужно совершенствовать отраслевые ФНП в области промышленной безопасности, добавляя требования к этим объектам экспертизы по необходимости, без фанатизма.

Вторая процедура – НК - базируется на: (1) органах, которые проводят НК – это лаборатории НК, получающие полномочия в добровольной Единой системе оценки соответствия (ЕСОС) без участия Ростехнадзора; (2) персонале, аттестуемом в независимых центрах, получающих полномочия в ЕСОС без участия Ростехнадзора; (3) методиках НК для различных объектов, которые входят с состав документов Ростехнадзора, если их недостаточно, значит нужно разрабатывать руководства по безопасности и методики в самостоятельной области - в области технического диагностирования без разрушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, зданий и сооружений с учетом их функциональной специфики.

Третья процедура – продление срока безопасной эксплуатации - сейчас реализована через проведение ЭПБ и косвенно регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности. Напомню, что ранее действовал документ Госгортехнадзора России - Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД-03-484-02), которое было отменено приказом Минприроды России от 30.06.2009г. №195, который утвердил новый Порядок с тем же названием, действующий до 2014г. Настало время Ростехнадзору воспользоваться правом (он им владеет с 2011 года), которое ему предоставляет 2-й пункт ПП241 и утвердить порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

Пути решения:

  1. Ростехнадзору пополнить ФНП требованиями к конкретным объектам экспертизы с учетом отраслевой специфики.
  2. Ростехнадзору разработать недостающие нормативные документы, регламентирующие порядок технического диагностирования и обследования с учетом отраслевой специфики, а также требования к персоналу и организация, проводящим НК.
  3. Ростехнадзору нужно разработать нормативный документ, регламентирующий порядок продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса). В этих документах как минимум должно быть установлено:
    • кто принимает решение «о продлении» (варианты – Ростехнадзор, либо организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, либо сторонняя специализирующаяся га этом организация),
    • на основании чего это решение принимается (например, на основании совокупных данных экспертизы промышленной безопасности; технического диагностирования без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), а также специальных расчетов.

Гипотетический пример.

В каких-то ФНП в области промышленной безопасности установлено: какой-то сосуд (техническое устройство), изготовленный из определенного материала, может эксплуатироваться в заданном диапазоне давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки и пр., при условии сплошности стенок с заданной минимальной толщиной.
Для того, чтобы установить срок безопасной эксплуатации эксплуатирующая организация:

  1. самостоятельно с помощью своей диагностической лаборатории или с привлечением независимой лаборатории НК проводит техническое диагностирование, для определения сплошности и толщины стенок сосуда;
  2. привлекает экспертную организацию для оценки соответствия фактических значений диапазона давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки, материала стенки (определенных после анализа технологической документации и документации на техническое устройство); сплошности и толщины (определенных по данным технической диагностики) тем параметрам, которые установлены ФНП;
  3. самостоятельно определяет срок по нормативу Ростехнадзора с учетом динамики уменьшения стенки (например от коррозии) или увеличения циклов нагрузки.

Вопрос: 22.12.2014 года вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Согласно пункту 485 указанных Правил, срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы устанавливают 20 лет. Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы баллонов массового применения, объем которых менее 50 литров, не производят. Их эксплуатация за пределами назначенного срока службы не допускается. Указанные Правила являются нормативно-правовым актом и подлежат неукоснительному исполнению. Прошу разъяснить вопрос возможной эксплуатации баллонов, отработавших нормативный срок службы (более 20 лет), но прошедших техническое освидетельствование в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03) до 22.12.2014 года, до конца срока проведенного технического освидетельствования.

Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. До вступления в силу ТР ТС 032/2013 и ФНП ОРПД требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации сосудов были установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), которыми предусматривалась возможность эксплуатации сосудов, в том числе баллонов, при условии проведения периодического технического освидетельствования. При этом пунктом 6.3.2 ПБ 03-576-03 было установлено, что освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки, а согласно пункту 6.3.24 ПБ 03-576-03 для сосудов, отработавших расчетный срок службы, установленный проектом, изготовителем, объем, методы и периодичность технического освидетельствования должны были быть определены по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса, выполненного специализированной организацией или организациями, имеющими лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

ПБ 03-576-03 и другими нормативными документами, на основании которых до вступления в силу ТР ТС 032/2013 в Российской Федерации осуществлялось проектирование и изготовление баллонов, в том числе ГОСТ 15860-84, не устанавливалась необходимость оформления изготовителем паспорта на каждый баллон вместимостью до 100 литров включительно с указанием в нем срока службы.

В соответствии с пунктом 6 ФНП ОРПД обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование под давлением, осуществляется, в том числе, путем выполнения организациями и их работниками требований законодательства Российской Федерации, Федеральных норм и правил, иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Ростехнадзора, а также нормативных документов организаций, применяемых ими в зависимости от осуществляемого вида деятельности в области промышленной безопасности. При этом согласно подпункту «д» пункта 218 ФНП ОРПД организации в целях обеспечения содержания оборудования в исправном состоянии и безопасных условий его эксплуатации необходимо утвердить перечень нормативных документов, применяемых в ней для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и ФНП ОРПД. Например, организации, осуществляющие техническое освидетельствование баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860-84 до вступления в силу ТР ТС 032/2013, применяют рекомендации, в том числе по сроку службы и периодичности освидетельствования, установленные Методикой технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860 (МТО 14-3Р-004-2005), согласованной Ростехнадзором (письмо от 10.01.2006 № 09-03/3). Следующий срок освидетельствования, установленный по результатам технического освидетельствования баллона, проведенного в соответствии с МТО 14-3Р-004-2005, является действительным, если он не превышает периодичность технического освидетельствования или срок службы, рекомендованные указанной Методикой.

Этот показатель означает время целесообразной с экономической точки зрения эксплуатации здания и является довольно условным понятием. По факту, к окончанию этого срока большинство важных составляющих здания не исчерпывают свои резервы прочности, поэтому могут безопасно использоваться ещё немалое время.

В процессе эксплуатации постоянно проводится текущий профилактический (т.е. заранее запланированный по месту, затратам и объёму), а в случае нужды и непредвиденный ремонт каких-то систем и конструкций дома.

Строительные конструкции подвергаются не только силовому воздействию от нагрузки, но и агрессивному влиянию внешней среды – разнообразной коррозии, от которой строение необходимо защищать.

При проведении надлежащего ремонта здания способны служить гораздо дольше, однако в первые годы после капитальных ремонтных работ за строением необходимо внимательно наблюдать.

При определении срока службы строения в целом принимают средний нормативный показатель безотказной службы для его основных конструктивных элементов – фундамента, самонесущих и несущих стен, колонн.

Срок годности

Для разных типов жилых строений эти показатели различны:

  1. Дома советского периода:
    • «Сталинки» довоенной постройки - 125;
    • «Сталинки» послевоенного возведения -150;
    • «Хрущевки» панельного типа- 50;
    • Кирпичные 4-5-ти этажные дома - 100;
    • Панельные и блочные 9-16-ти этажные – 100.
  2. Современные постройки:
    • Дома из кирпича и монолитного железобетона - 125-150;
    • Панельные - 100-120.

При этом для сооружений панельных и блочных типов строительными нормами серьёзные работы по реконструкции, а значит и продление периода службы, не предусмотрены.

Железобетонные дома очень чувствительны к срокам капитального ремонта. Т.е. выполненный в нужное время и в необходимых объёмах, он способен значительно продлить срок службы жилья. Однако если ремонт нужен, но по каким-то причинам не производится, то строения начинают стремительно изнашиваться, и через какое-то время ремонт становится уже нецелесообразным.

Виды жилых многоквартирных домов

По уровню капитальности жилые дома классифицируются согласно материалу изготовления основных (не подразумевающих замену) элементов (фундамент, стены/колонны перекрытия) и подразделяются на 5 групп, каждая из которых имеет свой срок службы:

  1. 150 лет для каменных особо капитальных зданий с каменными/бетонными фундаментами, кирпичными, монолитными и крупноблочными стенами и железобетонными перекрытиями.
  2. 125 лед для обыкновенных каменных строений с каменными фундаментами, кирпичными, крупноблочными и крупнопанельными стенами, смешанными либо железобетонными перекрытиями, каменными по металлическим балкам.
  3. 100 лет в случае облегчённых каменных зданий с каменными и бетонными фундаментами, облегчённой конструкции стен из кирпича, шлакоблоков и т.п., перекрытиями из железобетона, древесины или камня по металлическим балкам.
  4. 30 лет, если здания сборно-щитовые, каркасные, глинобитные, фундаменты древесно-каменные, стены каркасные, перекрытия в них деревянные.
  5. 15 лет для крайне лёгких жилых построек из досок и им подобных малопрочных материалов.

Сроки службы отдельных частей здания различаются в зависимости от материала изготовления и колеблются в пределах:

  • Фундамент 50-150 лет.
  • Стены 50-100 лет.
  • Колонны 85-100 лет;
  • Перекрытия 50-100 лет.
  • Крыша 30-100 лет.
  • Кровля 8-25 лет.
  • Полы 15 – 60 лет.
  • Лестницы 30-100 лет.

При воздействии агрессивной внешней среды этот срок сокращается в 2-3 раза.


Износ зданий

Вне зависимости от класса и степени капитальности по ходу времени все здания подвергаются износу.

Физический

Физический износ означает, что под влиянием естественных факторов постройка постепенно теряет какие-то из своих изначальных физических свойств и характеристик. Конкретная степень изнашивания изменяется в зависимости от характеристик материалов, конструктивного решения здания, особенностей его расположения в т.ч. климатических, условий эксплуатации.

Физический износ целого здания в общем определяется согласно износу составляющих его фрагментов.

Определяется обследованием здания визуальным образом, способами контроля и испытания конструкций при помощи специальных приборов и инструментов.

Моральный

Моральный износ возникает из-за постепенного технического развития в обществе и определяется как несоответствие по функциональному назначению.

Признаки морального устаревания здания:

  1. Планировка квартир не соответствует современным требованиям.
  2. Системы инженерного оборудования устарели.
  3. Излишняя плотность застройки и заселения.
  4. Недостаточное благоустройство и озеленение.

Первый тип морального износа определен снижением цены здания в сравнении со временем его строительства в связи с упрощением, а значит и удешевлением процесса строительства, а также за счёт возведения более современного жилья. Соответственно, необходимо производить периодическую переоценку жилого фонда.

Вторая вид определяет устаревание здания и составляющих его элементов относительно существующих на данный момент требований к объёмно-планировочным, санитарно-гигиеническим и иным решениям, озеленению, благоустройству и т.д.

Оценка состояния жилого дома

В соответствии со степенью износа, состояние понимается как:

  • Хорошее - менее 10% износа.
  • Вполне удовлетворительное - 11-20%.
  • Удовлетворительное - 21-30%.
  • Не вполне удовлетворительное - 31-40%.
  • Неудовлетворительное - 41-60%.
  • Ветхое - 61-80%.
  • Непригодное для жизни - выше 80%.

При принятии решений о сносе домов в процессе реконструкции и застройки городов износ в 70% принимается за предельную величину.

На скорость процесса изнашивания оказывают влияние:

  • качество используемых для строительства материалов;
  • частота и качество выполняемых ремонтных работ;
  • особенности эксплуатации;
  • целесообразность и адекватность конструктивных решений в процессе капитального ремонта;
  • время, в течение которого здание не использовалось (при наличии таких периодов);
  • степень заселённости.

Процедура

Осмотр подразделяется на:

  • Общий – обследование всего здания.
  • Частичный – осмотр конкретных участков или систем постройки.
  • Внеочередной – после проявлений стихии, способных нанести ощутимый урон зданию – ливней, ураганов, снегопадов.

Осмотр выполняется в такой последовательности:

  1. Придомовая территория, вводы, выпуски и дворовые сети различных коммуникаций.
  2. Фундамент, отмостка, подвальные помещения и расположенное там оборудование.
  3. Фасады, наружные стены, включая балконы, лоджии, различные декоративно-архитектурные детали, устройства отвода атмосферных осадков.
  4. Кровля и чердачные помещения вместе с выходящими туда оголовками вентиляции, канализации, антеннами и т.д.
  5. Непосредственно сами помещения в здании. Особенно тщательно обследуются несущие элементы – стены/колонны и перекрытия, однако внимание уделяется всем составляющим помещения – окнам, дверям, перегородкам, балконам и т.д.
  6. Системы санитарно-технического и инженерного обеспечения.

Если речь идёт о внеочередном осмотре, то первыми изучаются наиболее пострадавшие части здания, чтобы возможно было максимально быстро принять решения об их устранении, особенно, если речь идёт об опасных для жизни и сохранности имущества повреждений.

В осмотре принимают участие компетентные специалисты из эксплуатирующей здание организации либо товарищества собственников, а также представители местных органов самоуправления ответственные за эту процедуру.

В процессе осмотра помимо конкретной степени износа осуществляется прогнозирование остаточного срока эксплуатации для того или иного элемента, конструкции и т.д. Этот срок по факту может быть меньше или больше среднего нормативного значения для данного объекта.

По итогам обследования составляется акт осмотра, согласно утверждённым в данном населённом пункте образцам, а также акт о фактическом техническом состоянии. Акты отправляются в органы местного самоуправления, которые уже принимают решения о ремонтных работах, сносе, расселении и т.д.

В случае спорных ситуаций о пригодности/непригодности здания для проживания, необходимости проведения ремонта и т.д., окончательное решение принимается большинством голосов в комиссии, осуществляющей технический осмотр.

Об утверждении "Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" Госгортехнадзор России постановляет:

1. Утвердить "Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах".

2. Направить "Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах" в Минюст России на государственную регистрацию.

Начальник Госгортехнадзора России В.М. Кульечев

Регистрационный N 3665

Положение
о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

I. Область применения

1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" от 28 марта 2001 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 3367) и предметом его регулирования является эксплуатация технических устройств, оборудование и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

2. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), и экспертных организаций.

II. Общие положения

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, Ст. 3588); Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, Ст. 4742); Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64, зарегистрированным Минюстом России 8 декабря 1998 г. N 1656 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 декабря 1998 г. N 35-36).

4. В настоящем Положении использованы следующие термины и определения:

Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, отнесенные статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"к категории опасных;

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральных законах и иных нормативных, правовых актах Российской Федерации, а так же в нормативных технических документах, которые применяются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

5. По достижении срока эксплуатации, установленного в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

ремонт;

доработка (реконструкция);

использование по иному назначению;

вывод из эксплуатации.

Примечание. Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

6. Установленные сроки эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений обеспечиваются:

эксплуатацией технических устройств, оборудования и сооружений в строгом соответствии с требованиями технической документации, регламентирующей вопросы эксплуатации;

проведением технического обслуживания и ремонтов технических устройств, оборудования и сооружений.

7. Сроки эксплуатации вновь создаваемых технических устройств, оборудования и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации.

8. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации, расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по утвержденной (согласованной) Госгортехнадзором России методике с учетом результатов анализа проектно-конструкторской документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

9. Продление сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Положением с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

10. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.

11. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) технических устройств, оборудования и сооружений, так и находящихся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние. При этом в программу работ по продлению срока безопасной эксплуатации могут быть внесены изменения.

III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений

12. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:

установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации (п.п. 5, 8);

подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока эксплуатации и прилагаемых к ней документов;

разработку, согласование и утверждение программы работ;

проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления, разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ;

подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период;

принятие решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений;

контроль за выполнением корректирующих мероприятий.

13. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся:

по заявке заказчика при выработке техническим устройством, оборудованием и сооружением нормативного срока эксплуатации;

по требованию Госгортехнадзора России или его территориального органа, предъявляемому в установленном порядке.

14. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации.

15. В случае отсутствия нарушений технологического режима эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений допускается совмещать в пределах одного года работы по техническому диагностированию с работами по техническому освидетельствованию при согласовании принятого решения с территориальным органом Госгортехнадзора России.

16. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации.

17. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений выполняют экспертные организации.

При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

Работы по реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности выполняют организации, эксплуатирующие технические устройства, оборудование и сооружения.

18. Лаборатории неразрушающего контроля обеспечивают выполнение необходимых работ по неразрушающему контролю. Испытательные и аналитические лаборатории обеспечивают выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность и другие виды испытаний, предусматриваемые программами работ.

19. Работы по контролю технического состояния (обследование) технических устройств, оборудования и сооружений экспертными организациями осуществляются с участием экспертов (специалистов, обследователей), аттестованных в установленном порядке и для которых работа в экспертной организации является основной.

20. Работы по определению остаточного ресурса технических устройств, оборудования и сооружений проводятся экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации.

21. В целях установления необходимой полноты сведений экспертная организация рассматривает заявку на проведение работ по продлению срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах. Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации для определения безопасного срока эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений.

В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, оборудования и сооружения.

Эти документы могут служить основанием для изменения объема работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений.

22. Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений могут предусматривать:

анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации (при наличии);

неразрушающий контроль;

определение механических характеристик;

металлографические исследования;

определение химического состава материалов;

оценка коррозии, износа и других дефектов;

испытания на прочность и другие виды испытаний;

расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:

расчет режимов работы;

установление критериев предельного состояния;

исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

23. Программа работ по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений может предусматривать:

подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений, нормативных организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

разработку организационно-методических документов по выполнению отдельных работ с соответствующим согласованием или утверждением Госгортехнадзором России;

сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных);

проведение по специальным программам и методикам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния;

разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);

прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период.

Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

24. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения.

25. Отчетные документы (акты, отчеты, протоколы, заключения) оформляются, передаются и хранятся в порядке, установленном методиками на выполнение работ и системой качества организации.

26. Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемым Госгортехнадзором России (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

27. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий к итоговому заключению прилагают план мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выполнению требований промышленной безопасности, согласованный заинтересованными организациями.

28. Если по результатам технического диагностирования установлено, что технический объект находится в состоянии опасном для дальнейшей эксплуатации, информация об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган Госгортехнадзора России и использование по назначению такого технического устройства, оборудования и сооружения владельцем прекращается.

29. Изменение эксплуатационных параметров технических устройств, оборудования и сооружений, предлагаемое по результатам технического диагностирования и зафиксированное в заключении о возможности продления срока безопасной эксплуатации, должно быть подтверждено техническими расчетами.

30. Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимаются руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).



Просмотров