Хвостик на подушке на простынке ушки книжка. "Усатый-полосатый" С

Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки -
Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски -
Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: - Мало!

Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей,
А было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
И попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
Карандаш поймал, как мышку,


И давай его катать -
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет - и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа -
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!

Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: - Она давно не брилась.

А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок - усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.

стих Маршак С.Я. Иллюстрации В. Лебедева


Детки в клетке

Тигренок
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска!

Слон
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Страусенок
Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Белые медведи
У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!

Совята
Взгляни на маленьких совят-
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Лебеденок
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Эскимосская собака
На прутике записка:
"Не подходите близко!"
Записке ты не верь -
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Где обедал, воробей?

- Где обедал,воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Сказка о глупом мышонке

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка - мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го!-поет лошадка.
- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Спи, мой серенький, хрю-хрю,
Я морковку подарю!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет,твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка- мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам,тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло,-
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука-
Не услышал он ни звука:
Разевает шука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам,тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...


Книжку "Усатый-полосатый" я в детстве очень любила - наверное, из самых "детских" стихов Маршака это было мое любимое стихотворение. Кстати, мои дети тоже просили почитать "Усатого-полосатого" чаще других стихов. Мне, уже взрослой, продолжало, как и в детстве, нравиться сочетание поэзии и прозы, нравилась игра, в которую автор вовлекает читателя - да и детям моим смешны были те строчки, где девочка учит котенка говорить - ведь они то умные и большие, в отличие от глупого котенка, умеют сказать и "электричество", и "лошадь", и другие сложные слова.

История создания этого стихотворения тоже начинается с того, что маленький Яша Маршак, третий сын Самуила Яковлевича, очень любил папин рассказ про котенка, просил рассказывать снова и снова:

"Помню, мой маленький сын просил меня почитать вслух книжку, когда ему еще двух лет не было. Я стал ему читать, но ни одна из стихотворных книжек не остановила его внимания. Тогда я начал рассказывать сказку. Приступил я к ней в прозе, а потом незаметно перешел на стихи. Вступление, непосредственно обращенное к моему маленькому слушателю, сразу же заинтересовало его. Так возникла книжка "Усатый-полосатый" (из письма С.Я. Маршака В.Д. Разовой)

и отрывок из статьи И.С. Маршака "Мой мальчик, тебе эту песню дарю" :

""Когда брат стал понимать много слов, отец начал рассказывать ему сказки: про курочку и яичко, про котенка. В этих сказках проза перемежалась стихами, тут же сочиненными. Одну из них брат любил больше всего:

"Жила-была девочка. А как ее звали? Кто звал, тот и знал, а ты не знаешь. А был у нее... Кто у нее был? Серый, усатый, весь полосатый! Котенок у нее был, вот кто!"

Брат просил ее рассказывать снова и снова. И в конце концов выработался "канонический текст" этой сказки, который отец записал. Получилась книжка "Усатый-полосатый", первое издание которой вышло в 1930 году, с замечательными рисунками В.В. Лебедева. На обороте обложки была воспроизведена синей, напоминающей чернила, краской надпись отца:

"Посвящаю маленькому Якову. С. Маршак".

Судьба этого стихотворения в печати не была гладкой - против него ополчилась прямо в 1930 году в письме "Открытое письмо М. Горькому" (ответ на статью Горького "Человек, уши которого заткнуты ватой") большая группа писаталей (С. Федорченко, А. Барто и мн.др.). О произведениях Маршака, в том числе об "Усатом-полосатом" писали, что "они чужды, дики и нелепы для нашей детской литературы" (из статьи В. Разовой "Горький и Маршак").

А в статье "Еж" Б. Шатилова (журнал "Октябрь, 1929, № 12) написано так:

"...детская литература все больше вырождается в мертвую литературщину...

Писатели, и в особенности группа ленинградских писателей (Маршак, Чуковский и их сподвижники), провозгласили примат формы над содержанием. "Хорошие писатели" - эти ловкие контрабандисты, эзопы наших дней - под хорошей формой протаскивают гнилое содержание. В этом убедится каждый разумный человек, если внимательно просмотрит "самый лучший" детский журнал "Еж"... Маршак и Чуковский по прежнемы пребывают за гранью наших дней и чирикают на "вечные темы".

Шатилов цитирует Маршака "Усатый-полосатый" и возглашает:

"Проснитесь, гр. Маршак! Кошачьего уюта уже нет... ваши стихи не только для взрослых, но и для детей беспомощны и плохи." (конец цитаты из комментария к письму Л.К. Чуковской А.И. Пантелееву от 31.1.1930, цитировала по книге "Л. Пантелеев - Л. Чуковская. Переписка" (М.: Новое Литературное Обозрение, 2011, с. 19.)

Да и через много лет, когда "Усатый-полосатый" уже переиздавался в который раз в разных издательствах, все равно его критиковали - в письме 1949 года С.Я. Маршак пишет жене, что в статье П. Березова "Большие запросы маленьких читателей" ("Октябрь", 1949, № 7) автор ругает "Усатого-полосатого".

На сайте С. Маршака есть 7 разных изданий этой книжки. Надеюсь, что со временем будет больше, что удастся разыскать и первую публикацию стихотворения (тогда оно называлась "Про котенка") в журнале "Еж" за 1929 год, и найдутся первые издания книги с илл. В. Лебедева.

А в этом посте я хочу привести текст самого раннего издания "Усатого", которое есть в нашей коллекции, с илл. Б. Крюкова, Детиздат, УССР, 1935 г, и показать пару иллюстраций. Он значительно отличается от знакомого нам позднего варианта (его Маршак не менял с 1955 года, если я правильно помню). Отличается текст и от более поздних изданий - 1937, 1948, Маршак менял строчки, добавлял целые строфы и абзацы. Эти книжки покажу в одном из следующих постов.

Итак, "Усатый-полосатый":

Жила-была девочка. А как ее звали?

Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.

А сколько ей было лет?

Сколько лет,
Столько лет, -
Сорока еще нет,
А всего четыре года.

И был у нее. Кто у нее был?

Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто же это такой? Котенок.

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку –
Мягкую перинку.
Сверху на перинку –
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки –
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад – что такое?

Хвостик на подушке,
На перинке – ушки.

Разве так спят? Перевернула котенка, уложила, как надо.

Под спинку –
Перинку.
На перинку –
Простынку.
Под ушки –
Подушки.

А сама пошла ужинать.

Приходит – что такое?

Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки не видать,
А усатый
Полосатый
Перебрался под кровать.

Разве так спят? Вот какой глупый котенок!

Захотела девочка котенка выкупать.

Принесла кусочек мыла
И мочалку раздобыла,
И водицы из котла
В чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца.

Вот какой глупый котенок!

Стала девочка учить котенка говорить.

Котик, скажи: ба-буш-ка.
А он говорит: мяу.
- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу.
- Скажи: у-чи-тель-ница.
А он говорит: мяу.
- Скажи: э-лек-три-чест-во.
А он говорит: мяу.
Все мяу да мяу.
Вот какой глупый котенок!

Стали котенка кормить.

Дали ему в чашке
Толоконной кашки.
А он не хочет.
Дали ему в миске
Луку и редиски.
А он не хочет.
Дали блюдце с молоком –
Вытер блюдце языком.

Вот какой глупый котенок!

Пошла девочка гулять. Приходит домой – нет котенка. Поискала под столом – нет его, под стулом – нет его, под кроватью – нет его, в комоде – нет его, на печке - нет его. Где же котенок?

Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
и попались котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
карандаш поймал как мышку.
И давай его катать, -
Из-под шкафа под кровать.
От стены до табурета.
От комода до буфета,
От буфета до дверей –
Все быстрей и все быстрей.

Забежал по делу к папе
Человек в очках и в шляпе.
Шел по комнате, спеша,
Не видал карандаша.
Поскользнулся
По дороге,
Растянулся
На пороге –
Упал.

Вот какой глупый котенок!

Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в Летний сад.

Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
А девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок.

Вот какой глупый котенок!

А потом,
А потом
Стал он умным котом.

А девочка тоже выросла и учится в школе первой ступени.

Полностью книгу можно посмотреть на сайте С. Маршака -


Книжку "Усатый-полосатый" я в детстве очень любила - наверное, из самых "детских" стихов Маршака это было мое любимое стихотворение. Кстати, мои дети тоже просили почитать "Усатого-полосатого" чаще других стихов. Мне, уже взрослой, продолжало, как и в детстве, нравиться сочетание поэзии и прозы, нравилась игра, в которую автор вовлекает читателя - да и детям моим смешны были те строчки, где девочка учит котенка говорить - ведь они то умные и большие, в отличие от глупого котенка, умеют сказать и "электричество", и "лошадь", и другие сложные слова.

История создания этого стихотворения тоже начинается с того, что маленький Яша Маршак, третий сын Самуила Яковлевича, очень любил папин рассказ про котенка, просил рассказывать снова и снова:

"Помню, мой маленький сын просил меня почитать вслух книжку, когда ему еще двух лет не было. Я стал ему читать, но ни одна из стихотворных книжек не остановила его внимания. Тогда я начал рассказывать сказку. Приступил я к ней в прозе, а потом незаметно перешел на стихи. Вступление, непосредственно обращенное к моему маленькому слушателю, сразу же заинтересовало его. Так возникла книжка "Усатый-полосатый" (из письма С.Я. Маршака В.Д. Разовой)

и отрывок из статьи И.С. Маршака "Мой мальчик, тебе эту песню дарю" :

""Когда брат стал понимать много слов, отец начал рассказывать ему сказки: про курочку и яичко, про котенка. В этих сказках проза перемежалась стихами, тут же сочиненными. Одну из них брат любил больше всего:

"Жила-была девочка. А как ее звали? Кто звал, тот и знал, а ты не знаешь. А был у нее... Кто у нее был? Серый, усатый, весь полосатый! Котенок у нее был, вот кто!"

Брат просил ее рассказывать снова и снова. И в конце концов выработался "канонический текст" этой сказки, который отец записал. Получилась книжка "Усатый-полосатый", первое издание которой вышло в 1930 году, с замечательными рисунками В.В. Лебедева. На обороте обложки была воспроизведена синей, напоминающей чернила, краской надпись отца:

"Посвящаю маленькому Якову. С. Маршак".

Судьба этого стихотворения в печати не была гладкой - против него ополчилась прямо в 1930 году в письме "Открытое письмо М. Горькому" (ответ на статью Горького "Человек, уши которого заткнуты ватой") большая группа писаталей (С. Федорченко, А. Барто и мн.др.). О произведениях Маршака, в том числе об "Усатом-полосатом" писали, что "они чужды, дики и нелепы для нашей детской литературы" (из статьи В. Разовой "Горький и Маршак").

А в статье "Еж" Б. Шатилова (журнал "Октябрь, 1929, № 12) написано так:

"...детская литература все больше вырождается в мертвую литературщину...

Писатели, и в особенности группа ленинградских писателей (Маршак, Чуковский и их сподвижники), провозгласили примат формы над содержанием. "Хорошие писатели" - эти ловкие контрабандисты, эзопы наших дней - под хорошей формой протаскивают гнилое содержание. В этом убедится каждый разумный человек, если внимательно просмотрит "самый лучший" детский журнал "Еж"... Маршак и Чуковский по прежнемы пребывают за гранью наших дней и чирикают на "вечные темы".

Шатилов цитирует Маршака "Усатый-полосатый" и возглашает:

"Проснитесь, гр. Маршак! Кошачьего уюта уже нет... ваши стихи не только для взрослых, но и для детей беспомощны и плохи." (конец цитаты из комментария к письму Л.К. Чуковской А.И. Пантелееву от 31.1.1930, цитировала по книге "Л. Пантелеев - Л. Чуковская. Переписка" (М.: Новое Литературное Обозрение, 2011, с. 19.)

Да и через много лет, когда "Усатый-полосатый" уже переиздавался в который раз в разных издательствах, все равно его критиковали - в письме 1949 года С.Я. Маршак пишет жене, что в статье П. Березова "Большие запросы маленьких читателей" ("Октябрь", 1949, № 7) автор ругает "Усатого-полосатого".

На сайте С. Маршака есть 7 разных изданий этой книжки. Надеюсь, что со временем будет больше, что удастся разыскать и первую публикацию стихотворения (тогда оно называлась "Про котенка") в журнале "Еж" за 1929 год, и найдутся первые издания книги с илл. В. Лебедева.

А в этом посте я хочу привести текст самого раннего издания "Усатого", которое есть в нашей коллекции, с илл. Б. Крюкова, Детиздат, УССР, 1935 г, и показать пару иллюстраций. Он значительно отличается от знакомого нам позднего варианта (его Маршак не менял с 1955 года, если я правильно помню). Отличается текст и от более поздних изданий - 1937, 1948, Маршак менял строчки, добавлял целые строфы и абзацы. Эти книжки покажу в одном из следующих постов.

Итак, "Усатый-полосатый":

Жила-была девочка. А как ее звали?

Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.

А сколько ей было лет?

Сколько лет,
Столько лет, -
Сорока еще нет,
А всего четыре года.

И был у нее. Кто у нее был?

Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто же это такой? Котенок.

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку –
Мягкую перинку.
Сверху на перинку –
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки –
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад – что такое?

Хвостик на подушке,
На перинке – ушки.

Разве так спят? Перевернула котенка, уложила, как надо.

Под спинку –
Перинку.
На перинку –
Простынку.
Под ушки –
Подушки.

А сама пошла ужинать.

Приходит – что такое?

Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки не видать,
А усатый
Полосатый
Перебрался под кровать.

Разве так спят? Вот какой глупый котенок!

Захотела девочка котенка выкупать.

Принесла кусочек мыла
И мочалку раздобыла,
И водицы из котла
В чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца.

Вот какой глупый котенок!

Стала девочка учить котенка говорить.

Котик, скажи: ба-буш-ка.
А он говорит: мяу.
- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу.
- Скажи: у-чи-тель-ница.
А он говорит: мяу.
- Скажи: э-лек-три-чест-во.
А он говорит: мяу.
Все мяу да мяу.
Вот какой глупый котенок!

Стали котенка кормить.

Дали ему в чашке
Толоконной кашки.
А он не хочет.
Дали ему в миске
Луку и редиски.
А он не хочет.
Дали блюдце с молоком –
Вытер блюдце языком.

Вот какой глупый котенок!

Пошла девочка гулять. Приходит домой – нет котенка. Поискала под столом – нет его, под стулом – нет его, под кроватью – нет его, в комоде – нет его, на печке - нет его. Где же котенок?

Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
и попались котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
карандаш поймал как мышку.
И давай его катать, -
Из-под шкафа под кровать.
От стены до табурета.
От комода до буфета,
От буфета до дверей –
Все быстрей и все быстрей.

Забежал по делу к папе
Человек в очках и в шляпе.
Шел по комнате, спеша,
Не видал карандаша.
Поскользнулся
По дороге,
Растянулся
На пороге –
Упал.

Вот какой глупый котенок!

Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в Летний сад.

Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
А девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок.

Вот какой глупый котенок!

А потом,
А потом
Стал он умным котом.

А девочка тоже выросла и учится в школе первой ступени.

Полностью книгу можно посмотреть на сайте С. Маршака -

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Просмотров