Холотропное дыхание по станиславу грофу. Холотропное Дыхание ® Holotropic Breathwork ®

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД .

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки) , а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа .

Термин «холотропный» образован от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ».

История

Станислав Гроф

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий . Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален (англ. Esalen Institute ) в Биг-Сюре , Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования [неизвестный термин ] .

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Физиологический механизм

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа , которое ведет к сужению сосудов . Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям - ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от нехватки воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга , более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации

Противопоказания к применению

У метода есть ряд противопоказаний :

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации ;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания;

Переживания

Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области :

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ) , в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм ;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО -феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия ;
  • целительство и ведовство ;
  • лабораторный психокинез .

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе . Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной .

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт» . Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой - в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения . Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Справедливости ради, стоит отметить, что методика Бутейко приводит к кардинально противополжным результатам - снижению уровня и увеличению уровня СО 2 в крови, что также приводит к негативным последствиям. .

Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течение сессии холотропного дыхания составляет 2-3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии , чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом .

У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются » на него, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны . Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.

См. также

Примечания

  1. JOSEPH P. RHINEWINE & OLIVER J. WILLIAMS Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // THE JOURNAL OF ALTERNATIVE AND COMPLEMENTARY MEDICINE . - 2007. - В. 7. - Т. 13. - С. 771–776. - DOI :10.1089/acm.2006.6203
  2. «Мифы и тупики поп-психологии» // С. С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. с.97-98
  3. Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer . - Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. - Т. 27.
  4. Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine . - September 2007. - В. 7. - Т. 13. - DOI :10.1089
  5. Сайт метода Бутейко
  6. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ
  7. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
  8. В.Майков. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  9. В.Майков Сущность холотропного подхода .
  10. Ю. А. Бубеев, И. Б. Ушаков, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции // Авиакосмическая и экологическая медицина . - 1999. - Т. 33. - № 2. - С. 22-26.
  11. Владимир Емельяненко - сертифицированный психотерапевт Европейской Трансперсональной Ассоциации (ЕВРОТАС)
  12. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ, Институт трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2008 г. ISBN 978-5-17-054421-9
  13. Тев Спакс. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии
  14. Colorado governor signs "rebirthing" ban
  15. CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  16. Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания
  17. ЖИЗНЬ: Галлюцинации из ничего
  18. Сергей Кардаш
  19. Юрий Бубеев, Владимир Козлов

Ссылки

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание- Holotropic Breathwork»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Станислав Гроф (чеш. Stanislav Grof, 1 июля 1931 Прага, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.

В 1956 году окончил Карлов университет, в 1965 году защитил докторскую диссертацию по медицине. С 1956 по 1967 гг. С. Гроф — практикующий психиатр-клиницист, активно изучает психоанализ.

С 1961 года он возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделических средств для лечения психических расстройств. В 1967-1969 годах, получив стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), прошел двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса, потом продолжил исследования в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В 1973-1987 годах работал в институте «Эсален» (штат Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания — ставшего уникальным методом психотерапии, самопознания и личностного роста.

В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, а также проводит обучающие семинары для профессионалов. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), ее президент в 1978-82 годах.

Книги (19)

Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания

Укоренены ли наши эмоциональные состояния и поведение исключительно в химии мозга и жизненном опыте или они могут быть и выражениями намного более обширных и универсальных энергий? Какие особые состояния сознания в наибольшей степени способствуют интеграции и исцелению, и как мы можем научиться этим состояниям?

В этой небольшой книге, обобщающей результаты работы всей его жизни, Станислав Гроф отвечает на эти вопросы и затрагивает множество других. Вы узнаете о мирах шамана и мистика, о том, как ваши околородовые переживания влияют на вас сейчас, чему вас смогут научить надличностные переживания, и многое другое.

Неистовый поиск себя

Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию подлинного потенциала индивида.

Оно является таким же общим и естественным для всех, как рождение, физический рост и смерть; это неотъемлемая часть нашего существования

Холотропное дыхание — самая мощная и эффективная из применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник, среди которых известными техниками являются ребёфинг, вайвейшн и техники Свободного Дыхания. Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной альтернативы психоделической терапии. Холотропное дыхание — единственная дыхательная психотехника, под которую была разработата серьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребёфинга Л.Орра и вайвейшн Д.Леонарда, является профессионалом в области медицины и психологии.

Доктор медицины Станислав Гроф — врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста. Он является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA) много лет он был её бессменным президентом. Он также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в США, Индии, Австралии,Чехословакии и Бразилии. Станислав Гроф является профессором факультета психологии Калифорнийского Института интегральных исследований, где преподаёт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований. Кроме того С.Гроф регулярно проводил обучающие семинары для профессионалов по трансперсональной психологии и холотропному дыханию (трансперсональные тренинги Грофа), а также выступал с лекциями и семинарами по всему миру. Станислав Гроф — автор и соавтор более ста статей и тридцати книг. Его тексты неизменно привлекают внимание, как профессионалов, так и всех тех, кто интересуется самоисследованием и духовным ростом. Книги и статьи Грофа переведены на двенадцать языков.

Краткая история возникновения метода холотропного дыхания .

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий. Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал ее в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание». С 1975 года эта техника все больше и больше завоевывает популярность среди психотерапевтов и людей, интересующихся личностным ростом и духовным развитием.

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален в Биг Суре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались интересные специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне политического запрета на использование психоактивных веществ (ПАВ) в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных и психологических практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Данная практика оказалась наиболее эффективной.

Историческая справка

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Теоретическая база холотропного дыхания — трансперсональная психология.

Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
  • побуждающая музыка;
  • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

«Последние тени наших сомнений полностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда мы разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием, и начали систематически использовать его в наших семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые мы обычно наблюдали во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить — дыхание.»

Перед первым опытом дыхания участники тренинга "Холотропное дыхание" получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, возникающих в сессиях холотропного дыхания. К ним относятся опыт прохождения сенсорного барьера, биографические, перинатальные и трансперсональные переживания. Также даются технические инструкции как для переживающих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания. В случае если они касаются кого-то из участников, то эти люди получают рекомендации специалистов.

Холотропное дыхание является более интенсивным, то есть частым и глубоким, чем обычное. Обычно не дается никаких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним, аутентичным и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии холотропного дыхания, а также прямая просьба дышащего (холонавта) о вмешательстве.

Эффекты интенсивного дыхания

Изменённые (или холотропные) состояния сознания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным (терапевтическим) и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния. Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процесс очищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для очень приятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений.

Противопоказания

Состояние

Причина противопоказаний

Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление

Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом

Беременность

Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений

Эпилепсия

Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка

Глаукома

Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление

Недавние операции, переломы

Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы

Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз

Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала

В остальных случаях человек может принимать участия в сессиях холотропного дыхания. Однако, если у Вас есть сомнения — проконсультируйтесь у ведущего семинара и его помощников.

Роли ситтера и холонавта

Перед началом процесса холотропного дыхания участники делятся на пары. Во время дыхательной сессии один человек является ситтером (от англ. sitter, сиделка, помощник), другой — холонавтом (дышащим).

Задачи ситтера

Ситтер выполняет роль человека, который помогает своему партнеру в процессе холотропного дыхания.

Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, что гарантирует эффективность, безопасность окружения, уважение к естественному разворачиванию переживания и обеспечивает помощь во всех необходимых ситуациях. Это может быть физическая поддержка, помощь выйти в туалет, подать салфетку и т.д. Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими полный спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, которые исходят из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.

Обеспечить безопасность своего холонавта

Для ситтера в момент сессии холотропного дыхания холонавт самый значимый человек.

Если холонавт начинает интенсивно двигаться — задача ситтера оградить своего холонавта от физических повреждений. (Например, если ваш холонавт начинает бить рукой о пол — подложите покрывало или подушку) Если соседний холонавт может удариться о вашего — вы, как ситтер, становитесь стеной, ограждающей вашего холонавта. И т.д.

Обеспечить возможность аутентичного проявления для своего холонавта

Задача ситтера — создать условия, при которых ничто не нарушит поток переживаний его холонавта. В частности, это означает, что ситтер НЕ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не должен вмешиваться в процесс холонавта, если тот его об этом не попросит. Также ситтеру нельзя глазеть по сторонам и не рекомендуется разговаривать, т.к. разговорная речь может вывести дышащего из трансового процесса.

Помочь холонавту снять напряжения, возникающие во время сессии холотропного дыхания

Подобная помощь осуществляется ТОЛЬКО ПО ЗАПРОСУ дышащего. Если холонавт не просит ему помочь — ситтер НЕ ДОЛЖЕН вмешиваться.

Помощь в снятии физических напряжений осуществляется либо с помощью предоставления статической физической нагрузки на напряженные мышцы (об этом дается подробная инструкция на тренинге), либо с помощью разминания напряженных участков тела. Последний способ не рекомендуется, поскольку он: во-первых, не позволяет разрядить спазмированные области; во-вторых, ситтер «делает работу ЗА ХОЛОНАВТА».

Напоминать холонавту о необходимости дыхания

Иногда холонавт забывает о необходимости интенсивного дыхания на активной начальной стадии процесса. В этом случае задача ситтера — ненавязчиво напомнить о необходимости дышать. Обычно для этого ситтер начинает в ритм дышать над ухом холонавта. Напоминать о дыхании словами НЕЛЬЗЯ — вы разрушите переживания холонавта.

В том случае, если холонавт захочет выйти в туалет, задача ситтера — сопроводить холонавта туда и обратно.

В случае, если ситтеру самому нужно отлучиться в туалет — он должен попросить соседних ситтеров или кого-то из помощников ведущего присмотреть за его холонавтом.

Ситтер может танцевать вокруг холонавта или делать что-либо еще. Единственное: ситтеру КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено интенсивно дышать самому — иначе вместо ситтера и холонавта могут появиться ДВА ХОЛОНАВТА.

Запрещается привносить свой процесс в процесс холонавта

Отрицательный пример, приведенный у С.Грофа. Ситтер (женщина), решила, что ее холонавту нужна материнская любовь и со слезами на глазах обняла его во время дыхания. А ее холонавт переживал в это время, что он викинг, сражающийся с врагами. Как следствие, поток переживаний холонавта, был разрушен.

Задачи холонавта

Холонавт (дышащий) — главное действующее лицо захватывающего действа, называемого холотропным дыханием. Задачи холонавта только одна — войти с помощью дыхания в измененное состояние сознания и далее проявлять себя аутентично (быть собой).

Что значит «быть собой»? Это означает, что если вашему телу хочется двигаться — двигайтесь, если вам хочется плакать — плачьте, хочется смеяться — смейтесь, хочеться петь матерные песни — пойте матерные песни. Если Ваш завтрак просится наружу — чтож, позвольте ему выйти (это не ваша проблема — а проблема ведущего тренинга ). Задача ситтера при этом — обеспечить свободу ваших проявлений.

Дыхание является метафорой энергообмена с миром и метафорой жизни: ВДОХ (принятие энергии из мира) — ПАУЗА — ВЫДОХ (отдавание) — ПАУЗА. Во время холотропного дыхания можно дышать как угодно, то есть и без пауз и с паузами, носом или ртом, грудью и животом. Есть только одно требование к дыханию, это аутентичность. Дышать носом или ртом, с акцентом или без акцента — это не важно. Важно быть аутентичными.

Чем глубже человек дышит, тем более мощные идут переживания, чем быстрее — тем быстрее они меняются. Как именно дышать — определяет во время дыхания сам холонавт, причем ритм, скорость, частоту и глубину — можно менять по своему усмотрению. Если дышать медленно и неглубоко, то, скорее всего, никаких интенсивных переживаний не будет. Метафора холотропной работы: как поработал — то и получил. В отличие от ребефинга ведущий не будет по своему усмотрению "поддерживать " вас в процессе дыхания.

Сложно интенсивно дышать первые 10-15 минут. Затем дышащий входит в измененное состояние сознания (ИСС) и интенсивно дышать становится легче. Примерно через час-полтора холонавт перестает интенсивно дышать и дыхание возвращается к норме. Вы вряд ли НЕ СМОЖЕТЕ заставить себя через 1,5-2 часа дышать интенсивно. Есть исключение: шизофреники при вхождении в интенсивное — могут дышать до 5 часов.

Во время холотропного дыхания холонавт может управлять динамикой дыхания. Кроме того, холонавт всегда может остановить интенсивное дыхание — примерно через 5 минут щелочной баланс крови придет в норму и человек станет полностью «нормальным».

Памятка ситтера и холонавта

1. Необходимость в фокусированной работе с телом

Необходимо иметь достаточно времени для проведения сессии холотропного дыхания. Традиционно процесс занимает от полутора до трех часов. Примерно за это время процесс приходит к своему естественному завершению, но в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии и иногда во время дыхательного процесса ведущий или ситер обеспечивает поддержку и предлагает работу с телом в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы в зависимости от того, что происходит с дышащим, создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению при разрядке симптомов, какую бы форму это ни принимало. Эта работа с телом во время сессий холотропного дыхания является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.

После сессии холотропного дыхания и ситтер, и холонавт идут рисовать мандалы. Рисование — это творческое отображение своих переживаний. Кроме того, через некоторое время холонавтом осуществляется проговор своих переживаний.

3. Обсуждение

Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропное дыхание. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии холотропного дыхания. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. Возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.

Холотропным дыханием, в отличие от вайвейшн, НЕЛЬЗЯ заниматься самостоятельно, и уж тем более дома и в одиночку (отсутствует ситтер, отсутствует интенсивная музыка).

Музыкальное обеспечение холотропного дыхания

Выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта. Музыка для холотропного дыхания служит катализатором переживаний и имеет требованияк интенсивности и формату. Музыка и\или другие формы акустической стимуляции — барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д. является целостной частью холотропного процесса. В начале процесса холотропного дыхания она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце — мирной, плавной, текучей и медитативной. Описанное выше развитие процесса является среднестатистическим и его следует изменить в зависимости от групповой динамики.

Примерная структура музыкального сопровождения сессии холотропного дыхания

Часы/минуты

Типы музыки

Легкая побуждающая, помогающая дыханию

Еще более стимулирующая

Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет)

Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад)

Сердечная (открытость, теплота, музыка полета)

01:30 — до конца

Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)

Обобщенный материал о холотропном дыхании

Холотропное дыхание - это одна из самых эффективных дыхательных техник, разработанных для психотерапии. Холотропное дыхание, созданное как легальная замена психоактивным веществам после их официального запрета, позволяет добиться схожего эффекта, как и от приема психоделических препаратов - то есть измененного сознания. Переживание сюжетов бессознательного (зачастую неприятных) приводит к активации «внутреннего целителя», то есть скрытой внутри организма самовосстанавливающей силы.

Результаты, которых позволяет добиться техника холотропного дыхания, впечатляют - это избавление от стрессов, глубинных страхов, старинных психологических травм, которые, будучи неосознаваемыми, негативно влияют на Вашу жизнь. Холотропное дыхание - это универсальный путь к скорейшему личностному, духовному росту.

История разработки холотропного дыхания

В середине двадцатого века Станислав Гроф, перспективный психиатр-клиницист, возглавил проект, направленный на изучение лечебного воздействия психотропных веществ на людей, страдающих от психических расстройств. Наблюдая за пациентами, находящимися в состоянии измененного сознания, Гроф приходит к выводу, что Фрейдистские концепции психологии человека хотя и могут быть использованы, но все же не дают общего представления о человеке. Продолжая свои исследования, Станислав Гроф описал 4 области психики:

  • Сенсорный барьер
  • Индивидуальное бессознательное
  • Область рождения
  • Трансперсональный уровень

Входя в состояние измененного сознания, пациенты Грофа неизменно сталкивались со всеми четырьмя областями психики, что, в конечном итоге, и приводило к проживанию довлеющих сюжетов, самопознанию и избавлению от расстройства.

Также в ходе исследований ученый заметил, что пациенты, стремясь продолжить ослабевающий эффект ЛСД, для полной проработки всплывшего сюжета начинали глубоко и часто дышать, таким образом не позволяя себе выйти из состояния измененного сознания. Именно это наблюдение в дальнейшем и подтолкнуло к созданию холотропного дыхания - техники, при помощи которой измененные состояния достигаются не под влиянием химических препаратов, а под воздействием самого естественного процесса - дыхания.

Вскоре Гроф запатентовал изобретенную методику и в 1993 году Минздрав РФ зарегистрировал холотропное дыхание как метод психотерапии.

Как проходит сеанс холотропного дыхания?

Сеансы холотропного дыхания базируются на трех обязательных элементах:

  • глубокое и быстрое дыхание (холотропное дыхание)
  • побуждающая музыка
  • специфические приемы работы с телом для помощи холонавту в высвобождении энергии

Перед началом тренинга все участники разбиваются на пары и получают более глубокое представление о холотропном дыхании. В паре один участник является ситтером - помощником, а второй - холонавтом, то есть практикующим холотропное дыхание. После первого сеанса участники меняются ролями.

Комбинация музыки и глубокого, быстрого дыхания позволяют добиться всех эмоциональных состояний и переживаний, достигаемых при приеме психотропных веществ.

Выход из измененного состояния сознания происходит автоматически через полтора часа после начала, так как человек оказывается не в силах и далее поддерживать необходимый темп дыхания.

Холотропное дыхание настолько эффективно, насколько активно (глубоко и часто) дышит холонавт. Во время сеанса ситтер делает все, чтобы помочь своему холонавту, при этом не вмешиваясь в процесс, если холонавт прямо не попросит об этом. Перед началом сеанса ситтерам объясняются правила поведения.

Холотропное дыхание - это путь к самопознанию и личностному развитию.

Тренинги "Холотропное дыхание" проводится в соответствии с форматом, разработанным Станиславом и Кристиной Гроф, и отвечает стандартам международной программы Grof Transpersonal Training (GTT).

Cеминары и тренинги по Холотропному дыханию проводит Дороганич Светлана:

— сертифицированный ведущий холотропного дыхания международной программы Grof Transpersonal Training, опыт преподавания метода ХД с 1999 г.

Холотропное дыхание — эффективный метод личностного роста и самотрансформации. Метод разработан специально для использования уникального целительного потенциала и исследовательских возможностей необычных состояний сознания.

Холотропное дыхание эффективно при работе:

  • с проблемами отношений
  • со стрессами
  • невротическими состояниями
  • пагубными привычками и зависимостями
  • психосоматическими и эмоциональными расстройствами
  • а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.

Холотропное дыхание содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психологии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.

С. Гроф отмечает, что эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, характеристиками перинатального уровня и широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает что, узкие «биографические» представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем, что представления о психике, используемые в холотропном дыхании, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни.

Кена Уилбера и многих других хорошо известны в мире науки, все эти люди разработали свои собственные, по сути революционные методы психотерапии, а иногда и целые новые направления в психологии, и каждый из них, в той или иной мере, способствовал развитию нового направления.

И все же именно с именем чешского ученого Станислава Грофа чаще всего связывают трансперсональную психологию (ТП). Причина этого вероятно в том, что стоя у самых истоков, именно он проявил наибольшую последовательность в продвижении тех самых идей и озарений 60 годов 20 века, которые и легли в основу нового направления. Конечно, ТП не является ни отдельным методом, ни направлением, это скорее сочетание самых разных психотерапевтических методик порожденных новыми, а по сути революционными для психологии, идеями о человеческом сознании. Само же направление объединяет лишь сходство некоторых базовых принципов, которые основаны на идее реальности надличностных (трансперсональных) переживаний, а также их безусловной терапевтической ценности.

Краткая биография Станислава Грофа.

Гроф родился в Праге в 1931 году. Еще в период обучения в пражском медицинском колледже Станислав работает ассистентом у профессора Георга Роубичека, который был известен своими экспериментами с психоделическими веществами и изучением их воздействия на сознание человека. Так молодой ученый получает возможность участвовать в многих экспериментах связанных с этой темой. Кроме того, именно тогда, происходит и его собственное знакомство с новым препаратом ЛСД и приходит тот самый психоделический опыт, который, как сам Гроф впоследствии говорил, изменил все его представления о сознании.

В 1956 после окончания Карлова университета Гроф получает высшее образование (степень доктора) и начинает свою собственную практику психиатра, а заодно и продолжает начатые ранее эксперименты с психоделиками. Следующие двадцать лет жизни проходят под знаком исследования воздействия ЛСД-25 на человека, а также разработке соответствующих психологических практик.

В 1967 году по политическим причинам Станислав Гроф получает убежище в США, где и продолжает свою работу.
До 1973 года, когда психоделики оказываются под запретом, Гроф проводит буквально тысячи сеансов с ЛСД в ходе которых изучает его воздействие на сознание, как клиентов, так и свое собственное. В 1973 Гроф переезжает в Биг Сюр (Калифорния) и остается там вплоть до 1987 года.

В 1975-1976 году Станислав вместе со своей женой Кристиной Гроф разрабатывают новый метод, который был призван заменить запрещенное ЛСД, и воздействие которого на сознание оказывается похожим — это так называемое холотропное дыхание, основанное на гипервентиляции легких за счет сильно учащенного дыхания.

Этот метод оказывается весьма действенным и начинает широко использоваться Грофом в психотерапии. В период с 1987 по 1994 год сеансы проводятся буквально для десятков тысяч человек, а сама методика ложится в основу холотропной психотерапии, которая на протяжении этих лет доказывает свою эффективность в качестве терапевтического метода.

Сейчас Станислав Гроф продолжает жить и работать в Америке. За годы своей работы он написал сотни статей и множество книг, которые считаются классикой ТП, а его метод холотропного дыхания широко используется в мире как элемент психотерапии.

Карта сознания Станислава Грофа.

В ходе исследований сознания психологи зачастую используют метод самонаблюдения, как единственный, предполагающий непосредственное наблюдение происходящих в нашем уме процессов. Комбинация же метода самонаблюдения (интроспекции) и изучения поведенческих особенностей пациентов служила истинным источником основных психологических теорий описывающих структуру сознания. Это касается большинства теорий личности и методов психотерапии на них основанных. Это в полной мере относится к таким психологическим направлениям как психоанализ, аналитическая психология, психосинтез к идеям гуманистического направления и конечно же к трансперсональной психологии.

Естественно, подобный метод вызывал и по сей день вызывает серьезные претензии со стороны ученых, которые не считают метод интроспекции в полной мере научным, в противоположность эмпирическим наблюдениям. Несомненно эти претензии являются совершенно обоснованными, ведь интроспекция, как и изучение сознания других людей с точки зрения их свидетельств, предоставляет нам весьма субъективные данные. По этой причине уже на протяжении более чем ста лет многие популярные психологические направления находятся под огнем критики и существуют в научном мире в той или иной степени «на птичьих правах».

С точки зрения подобного подхода единственным направлением в полной мере претендующем на научность являлся бихевиоризм, который предполагал исследование не собственно сознания, но поведения, то есть внешних и объективно наблюдаемых событий. Однако, реальностью является также и то, что непосредственное изучение сознания, его особенностей и закономерностей его работы в полной мере возможно лишь сомнительными с точки зрения научного подхода методами. Именно это и лежит в основе тех причин по которым эти направления все же допускаются в научный мир и считаются официально признанными.

Тем не менее, несмотря на то, что с такой точки зрения популярный и принятый в научном мире психоанализ, вполне равен по легитимности любым другим направлениям психологии, в психологической среде существует критическое отношение ко многим вновь возникающим психологическим теориям и методам, и трансперсональные идеи всегда были лидерами по части критического к ним отношения. Такое отношение было вызвано несколькими факторами.

Отношение к трансперсональной психологии в научном мире.

Во-первых, трансперсональная психология зачастую претендует на то, что результатом изучения сознания является не только само сознание, как таковое, что вполне понятно и логично, но и события происходящие в реальном, физическом мире, а именно — события прошлого, настоящего и даже будущего, которые индивид не мог наблюдать непосредственно, например происходящие в другие времена и с другими людьми, события происходящие с самим индивидом, но на стадии внутриутробного развития, предвидение человеком будущего, видение того, что происходит в настоящий момент, но за пределами чувственного восприятия человека и т.д.

Во-вторых, те выводы, которые делались в процессе оценки опыта индивида и касались мотивов движущих его поведением, лежали отчасти, вне концепции понимания человека исключительно как биологического существа, озабоченного лишь выживанием и получением удовольствия.

Это приводило к тому, что среди предполагаемых мотивов поведения человека возникали такие, как стремление к самоактуализации , состраданию, альтруистическому поведению, трансформациям, высшему Я и т.п.
Это были мотивы, которые объяснялись трансперсональными психологами как вне личностные , и более того, как имманентно присущие любой личности.

В-третьих, из подобной позиции естественным образом вытекали весьма экзотические с научной точки зрения личностные теории, а также и методы психологической работы, зачастую лежащие в области уже больше религиозной, нежели психологической. Естественно свой вклад внес и и всем известный факт употребления психоактивных веществ, впоследствии запрещенных в большинстве стран и заклейменных, как очевидное зло.

В таких условиях сам факт относительно широкого признания методов Станислава Грофа представляется как невероятный.

В результате длительного исследования необычных состояний сознания, возникающих вследствие приема психоделиков, а впоследствии и в результате медитативной работы, у Станислава Грофа возникает идея о необходимости принятия во внимание аспектов личности, которые в традиционной психологии вовсе не принимались во внимание, поскольку не существовали и не могли существовать в принципе.

Например в психоанализе, принималась во внимание, и более того, считалась исключительно важной, личная история индивида, в особенности те события, которые в силу разных причин считались ключевыми и поэтому оказывающими сильное влияние на дальнейшие модели поведения человека.

Этот аспект развития личности можно назвать «биографическим». С точки зрения традиционных походов биографический этап начинался с «чистого листа», то есть история ребенка начиналась с момента его рождения, а до этого момента влияние оказывали лишь наследственные признаки. Иначе говоря, до Грофа период развития ребенка до момента рождения вовсе не учитывался по причине того, что как считалось, мозг ребенка в этот период был недостаточно сформирован для того, чтобы сохранить в памяти такие события, как момент рождения и тем более внутриутробный период.

Однако, в результате многочисленных и систематизированных исследований измененных состояний сознания, Станислав Гроф пришел к выводу, что многие люди испытывали ощущения и переживания, которые можно было объяснить только переживанием различных этапов не только рождения, но и пребывания во внутриутробном состоянии.

Таким образом карта сознания индивида расширялась еще на один период, который был назван «перинатальным».
Согласно представлениям Грофа этот период состоял из четырех стадий внутриутробного развития, он назвал их базовыми перинатальными матрицами. И эти матрицы, в дальнейшем определяли очень многие особенности поведения ребенка и его роста.

Четыре перинатальные матрицы Станислава Грофа.

Первая матрица охватывает период от зачатия до момента первых родовых схваток. Это время характеризуется ощущениями совершенно безмятежного и экстатического состояния покоя, счастья, единства с окружающим миром.

Вторая матрица характеризуется периодом схваток, когда спокойное и безмятежное состояние резко нарушается, матка сокращается сжимая плод, но еще не раскрывается. Этот период несет в себе состояние безвыходности и безнадежности, а для плода наступает настоящий ад, ситуация радикально изменилась с блаженной безмятежности до резко дискомфортной и при этом не имеющей выхода.

Третья матрица это время рождения. Этот период характеризуется раскрытием шейки матки и началом движения по родовому каналу. Сложившаяся ситуация двояка, с одной стороны появляется надежда на освобождение из ловушки, а с другой, быстрые перемены означают неизвестность и происходящий из нее страх и ужас. Общий девиз третьей матрицы — борьба за выживание, когда мощные аффективные переживания мобилизуют все скрытые до сего времени резервы психики.

Четвертая перинатальная матрица это момент рождения, когда плод выходит наружу и пуповина, связывающая его с прошлым перерезается.

Предыдущая жизнь закончилась новым состоянием, символически это означает смерть и новое рождение. Появившийся младенец чувствует освобождение и последующее экстатическое единение с матерью — источником нового наслаждения, пищи. Поэтому переживание четвертой матрицы сопровождается чувствами открытого пространства, свободы, полета, любви.

Итак, если предположить, что идея Грофа имеет право на существование, то очевидно следует, что обстоятельства перинатального периода должны оказывать по крайней мере не меньшее влияние на последующее развитие личности и формирование моделей поведения, чем более позднее развитие, особенности которого имеют такое большое значение в психоанализе. Получалось, что перинатальный период это, ни что иное, как источник самого первого опыта взаимодействия индивида с миром, и обстоятельства этого взаимодействия могли быть весьма драматичными.

По этим причинам Гроф считал перенатальный период особенно важным, а глубокое переживание его стадий во взрослом состоянии несло в себе глубочайший психотерапевтический эффект.

Роль перинатального периода в развитии личности.

Гроф считал, что пережитый опыт внутриутробного развития как и самого рождение находится в бессознательном человека и оказывает огромное влияние на его психологическое состояние и модели поведения. Кроме того он предполагал, что четыре базовые перинатальные матрицы являются своеобразным связующим звеном между сознанием человека и глубинным бессознательным. Как мы уже упомянули ранее, обстоятельства при которых происходило внутриутробное развитие плода могли быть самыми разными, как благоприятными, так и не очень. По мнению Грофа в эти периоды происходило формирование задатков определенных склонностей и черт будущего характера человека.

Например в период первой матрицы, если беременность была нежелательной, мать употребляла алкоголь или наркотики, находилась в состоянии стресса или депрессии, то эти факторы очевидно были негативными и отражались на последующем психологическом состоянии личности, такой человек также был подвержен в дальнейшем подобным состояниям и был куда менее психологически устойчив, чем тот индивид, первый перинатальный период которого проходил в благоприятной обстановке.

Во время протекания второго перинатального периода вырабатывались условия для настойчивости, терпения, способности к эффективной мобилизации к выживанию, стойкости к жизненным неудобствам и трудностям. Поэтому, в случае, когда этот период был слишком коротким (преждевременные роды), эти качества вырабатывались не достаточно или не вырабатывались вовсе. В противоположном случае, когда этот период слишком затягивался, вырабатывалась склонность к комплексу жертвы, пассивной жизненной позиции, зависимости от других людей и отсутствию самостоятельности.

В третий перинатальный период, в период борьбы за рождение происходила выработка предпосылок к активной жизненной позиции, к достижению цели, храбрости, решительности. В этот период, как и в предыдущий, нарушения развития означают либо задержку во времени, либо чрезмерное затягивание процесса. Если роды происходят слишком быстро, то способности к борьбе и достижению цели не вырабатываются, в противоположном же случае, человек приобретает склонность к постоянному противостоянию с окружающим миром и часто находит для этого веские причины. Поскольку именно эта матрица связана непосредственно с процессом выживания, то именно она по мнению Грофа была в дальнейшем ответственна за агрессию, склонность к жестокости и подавлению других людей.

В силу перечисленных причин Гроф считал роды исключительно важным периодом во многом определяющим дальнейшее развитие личности. Отсюда же исходили и его рекомендации — по мере возможности сделать их безопасными, легкими и комфортными. Он считал исключительно важными факторами безусловно позитивное отношение к матери в период беременности со стороны других людей и особенно будущего отца, присутствие которого при родах считалось весьма желательным. Исключительно важным фактором было хорошее психологическое состояние матери как непосредственно при родах, так и в период беременности. По сути дела именно Гроф оказал большое влияние на взгляды тогдашнего общества на беременность и роды.

Более чем четыре десятилетия, посвященные исследованию измененных состояний сознания, позволили мне убедиться в том, что единственным средством, благодаря которому сторонникам традиционной материалистической науки удается удерживать свои позиции, является постоянная и непрерывная цензура, а также искаженное и неверное толкование всех сведений, полученных во время холотропных состояний.

Я абсолютно уверен в том, что бесконечно использовать такую стратегию невозможно. Результаты, которые удалось получить трансперсональной психологии, не только не подтверждают основные предположения материалистического монизма, но и нередко полностью им противоречат. Кроме того, количество фактов, полученных во время исследования измененных состояний сознания, увеличивается с каждым днем.

Сегодня простого заявления о том, что основные принципы трансперсональной психологии невозможно совместить с мировоззрением традиционной науки уже не достаточно. Теперь, для того чтобы скрыть вызов, созданный результатами, которые удалось получить в ходе исследования измененных состояний сознания, их потребуется не только учесть, но и разумно согласовать с основами материалистической парадигмы. Я действительно сомневаюсь в том, что консервативным критикам удастся преуспеть в осуществлении этой задачи.

Станислав Гроф

Биографический очерк

Станислав Гроф родился 1 июля 1931 года в Праге, Чехия. Во время учебы на психолога в пражской Медицинской школе в качестве ассистента Гроф работал вместе с доктором Георгом Роубичеком , который в то время проводил эксперименты с психоделическими препаратами, изучая их воздействие на людей. Таким образом, еще в юности Станислав получил возможность присутствовать на множестве ЛСД-сеансов, в которых участвовали не только психотерапевты, но также и другие интересные и творческие личности Чехии.

В 1956 году, после окончания учебы, Гроф получил высшее медицинское образование и степень доктора наук, после чего начал самостоятельную практику в качестве психиатра-клинициста, а также приступил к собственным исследованиям психоделиков. Первый опыт пребывания под воздействием ЛСД он пережил в 1956 году во время сеанса, которым руководил Роубичек. На сеансе также присутствовал брат Станислава Пол, который на тот период времени был еще студентом-медиком.

“Во время сеанса я испытал сильные ощущения, которые изменили всю мою последующую жизнь. Я подвергся комбинированному воздействию ЛСД и сильного стробоскопического света. В ходе этого опыта я полностью утратил связь со своим телом, с Прагой и со всей планетой. У меня появилось чувство, что мое сознание освободилось от каких-либо границ. После такого опыта для меня стало очевидно, что теория о том, что сознание неким магическим образом возникает в результате нейрофизиологических процессов в человеческом мозгу, которой меня учили в университете, просто неверна. Я понял, что сознание представляет собой нечто более фундаментальное и более схоже с тем, как его описывают великие духовные традиции Востока. Результатом этого сеанса для меня стал огромный интерес к этим необычным состояниям сознания”.

Истинное мужество заключается не в отважных поступках, ориентированных на получение результатов во внешнем мире, а в стремлении пройти через нелегкий опыт встречи с самим собой. До того момента, пока человек не отыщет свою истинную суть, всяческие стремления сделать свою жизнь осмысленной посредством деятельности во внешнем мире и стремление к внешним целям в итоге неизбежно окажутся тщетными и бесценными.

Последующие двадцать лет своей жизни С. Гроф посвятил легальной работе с психоделическими препаратами: в 1954 – 1967 гг. в Чехословакии, а после, с 1967 по 1974 в Соединенных Штатах Америки.

С 1960 по 1967 он руководит работой по изучению ЛСД-25 в Пражском институте психиатрических исследований. В это же период время он уделяет много времени изучению психоанализа, а также участвует проектах инновационного характера.

В 1967 г., после получения стипендии Фонда поощрений деятельности в сфере психиатрии, молодому ученому предоставилась возможность уехать за границу на двухгодичную стажировку при Университете Джона Хопкинса в г. Балтимор (США). Однако в 1968 г., в период “Пражской революции”, чехословацкое правительство выдвинуло требование о немедленном возвращении Грофа на родину со всеми полученными результатами. Ясно понимая, что в будущем его работа в Чехословакии станет невозможной, он попросил о политическом убежище в Америке, где и остался.

В 1968 Гроф занял должность доцента кафедры психиатрии при том же университете, где он стажировался, а также выступил руководителем программы исследований психоделических препаратов в Мерилендском центре психиатрических исследований, которые продолжались до 1973 года – до того самого момента, когда психоделики оказались под запретом. За весь этот период времени Гроф лично провел около двух с половиной тысяч ЛСД-сеансов , а также имел при себе протоколы более одной тысячи сеансов под руководством своих коллег.

В 1973 г. Станислав Гроф по приглашению переезжает в Биг-Сур, штат Калифорния, в Эсаленский институт, где живет и продолжает работу вплоть до 1987 года.

В 1975 году Джозеф Кэмпбелл, специализирующийся на мифологии, познакомил Грофа с женщиной по имени Кристина. Это знакомство стало началом для их личных и профессиональных взаимоотношений.

В период с 1975 по 1976, в свете того, что психоделики оказались под запретом, Станислав и Кристина Гроф совместно разработали метод, позволяющий переживать измененные состояния сознания без приема ЛСД и других препаратов, названный холотропным дыханием . В этом же году они начинают проводить семинары с использованием разработанного ими метода. С 1987 по 1994 гг. Станислав и Кристина провели сеансы холотропного дыхания более чем для 25 тысяч человек .

Со временем холотропное дыхание послужило основой для холотропной терапии , с которой Гроф, совмещая профессорскую работу, ведет курсы подготовки практикующих трансперсональных психологов и сеансы холотропной терапии, а также организовывает семинары и читает лекции, путешествуя по всему земному шару.

Совместно с Абрахамом Маслоу, основателем гуманистической психологии С. Гроф стоит у истоков зарождения трансперсональной психологии и сейчас засужено признается одним из основных деятелей этого направления. Вместе с этим Гроф является основателем и главой Международной трансперсональной ассоциации.

В 2007 г. за проделанную работу в сфере изучения глубинных уровней психики человека, продолжавшиеся в ходе 50 лет, за весомый вклад в развитие современной психологической науки, С. Гроф был награжден премией фонда Гавелов “Предвиденье-97”. Этот фонд существует для оказания помощи инновационным проектам, не получившим на настоящее время широкой огласки, однако имеющим огромное значение для будущего всего человечества.

За весь период научной деятельности Станислава Грофа в профессиональных психологических журналах было опубликовано более ста сорока его статей, в свет вышло большое количество книг (“Революция сознания”, “Величайшее путешествие”, “Космическая игра”, “Неистовый поиск себя” и др.), некоторые из которых написаны совместно с женой и переведены на шестнадцать языков.

Расширенная картография сознания

В современной психологии существует понятие “карты психики” человека, которая ограничивается его постнатальной биографией (начинающейся с момента рождения) и фрейдистким индивидуальным бессознательным (то, что было забыто, отвергнуто, подавлено), которое также является производным от постнатальной биографии. Новорожденный ребенок воспринимается психологами как “чистая доска” , “tabula rasa” . Ни факт его рождения, ни то, что предшествовало рождению, не принимается во внимание.

Однако в процессе работы с холотропным состояниями сознания Станислав Гроф обнаружил, что переживания людей не вписываются в то узкое поле, которое определил Фрейд. В процессе сеансов холотропного дыхания люди начали перемещаться в другие области, первой из которых стала область рождения. Далее испытуемые, среди которых был и сам Гроф, получили опыт пребывания в той области, которая сегодня называетсятрансперсональной . Такие состояния сознания получили названиетрансперсональных , особых или холотропных . В них человек выходит за границы своей физической оболочки, эго и ума и ясно видит и осознает, что является чем-то большим. Кроме того, люди получают опыт единения с различными животными, сверхразумными космическими существами, планетарным, а также вселенским сознанием.

Исследования измененных состояний сознания привели меня к выводу о том, что психика человека в самом широком ее диапазоне соизмерима с полнотой всего бытия и полностью тождественна вселенскому творческому принципу. В свете этого я вижу духовность как важную и неотъемлемую составляющую в жизни каждого человека, так как она отражает не только важнейшее измерение человеческой психики, но и устройство всего мироздания.

“В самом начале нашей работы с психоделическими препаратами мы полагали, что, воздействуя на мозг, они попросту инициируют экспериментальный психоз. Однако, исходя из результатов исследований, которые длились около 2 лет, я пришел к совершенно иному выводу, а именно: психоделики – это некий катализатор, не создающий определенные переживания, а переводящий психику человека на более высокий энергетический уровень, в результате чего процессы, обычно происходящие в глубине бессознательного, оказываются на поверхности и становятся доступными для осознания. Я увидел ЛСД как некий инструмент, позволяющий нам рассмотреть более глубокую динамику психики”.

“В современной психиатрии учитываются лишь сведения из биографии людей после их рождения, а также индивидуальное бессознательное по Фрейду, однако во время работы с психоделическими препаратами мы обнаружили, что испытуемые не остаются в пределах бессознательного. Первое, что происходит с человеком в измененном состоянии сознания, это, как правило, возвращение к периоду его собственного рождения, то есть переживается опыт родов, а дальше процесс идет в сферу коллективного бессознательного, которую описывал Юнг”.

В результате полученных данных Станислав Гроф пришел к пониманию о необходимости составления новой, неизмеримо более обширной карты человеческого сознания. Объясняя эти необычные состояния сознания, он разработал концепцию названную расширенной картографией сознания , включающую в себя такие уровни:

  • Биографический , который содержит воспоминания после момента рождения.
  • Перинатальный , который связан с переживаниями рождения и смерти.
  • Трансперсональный , который относится к переживаниям измененных состояний сознания.

Разработанная Грофом расширенная картография сознания содержит в себе не только основные картографии западной психологии, но также учитывает практически все известные духовные традиции Востока. Ее универсальность заключается в том, что вне зависимости от выбранного пути в направлении духовного развития, человеку, так или иначе, приходится сталкиваться с решением одних и тех же задач по овладению определенными уровнями энергий. “Энергетическая антропология” Грофа говорит о прямой связи между уровнем осознанности человека и доступным ему уровнем энергии, который, в частности, необходим для проработки блоков и препятствий, стоящих на пути его развития.

Базовые перинатальные матрицы

До недавнего времени существовало мнение, что ребенок не замечает ничего из того, что происходит с ним во время его рождения. Считалось, что кора головного мозга у новорожденного не достаточно зрела для того, чтобы хранить память о собственном рождении. Однако эта концепция входит в противоречие с теми данными, которые удалось получить Станиславу Грофу в результате его исследований. В измененных состояниях сознанная люди получили возможность заново пережить все этапы своего рождения, вспоминая их и проходя через них. Эти результаты стали доказательством того, что уже в утробе матери перед началом процесса родов плод наделен сильнейшей чувствительностью.

В результате многочисленных опытов Станислав Гроф пришел к выводу, что процесс рождения можно разделить на 4 этапа, которые были названы им базовыми перинатальными матрицами (БПМ). . Матрица – это прототип, изначальный шаблон, по которому в дальнейшем выстраиваются все объекты и события (в данном случае жизнь человека). А под перинатальным периодом понимают все, что характеризует время от зачатия ребенка до его рождения (от лат. peri – “около” и natalis – “то, что относится к рождению”).

  • Первая матрица . Время пребывания в материнской утробе с момента зачатия до первых схваток. Для ребенка характеризуется безмятежной внутриутробной жизнью, спокойным развитием, ощущением покоя, радости и безмятежности. Плод испытывает симбиотическое, океаническое единство с матерью.
  • Вторая матрица – матка сжимается, стискивая плод, но шейка матки все еще не раскрыта. В мирной и безопасной среде ребенка начинаются внезапные перемены. На довольно продолжительный период плод застревает в сжимающейся матке, из которой нет выхода, он оказывается в безнадежной, безвыходной ситуации, испытывая при этом сильнейшее давление: физическое и эмоциональное. Это переживания безвыходности, участи жертвы, ада.
  • Третья матрица – шейка матки раскрывается и начинается борьба за рождение, фактически – борьба за выживание. Ребенок с усилием начинает движение по родовому каналу. Этот процесс символически напоминает свет в конце туннеля – внезапно появляется возможность для освобождения и сложившаяся ситуация может быть разрешена. Эта стадия содержит в себе сильные эмоциональные переживания, чувства агрессии и тревоги, сексуальные энергии, а также стадию напряженной борьбы.
  • Четвертая матрица – ребенок приходит в этот мир и пуповина перерезается. Метафорическая аналогия с умиранием и возрождением. Младенец чувствует освобождение и переживает новое единение с матерью во время грудного вскармливания. Эта матрица включает в себя период с момента рождения и продолжается на протяжении нескольких дней после родов. Это период свободы и любви.

Почему же эти матрицы так важны и почему Гроф уделяет им так много внимания? Потому что в дальнейшем вся информация о процессе рождения человека хранится в его бессознательном и на протяжении всей жизни оказывает огромное влияние на его психологическое и душевное состояние. Кроме того, базовые перинатальные матрицы являются своеобразными окнами, соединяющими человека с более глубокими слоями бессознательного.

Так, здоровая первая перинатальная матрица свидетельствует о том, что человек умеет расслабляться, отдыхать, радоваться жизни, принимать любовь и быть счастливым при любых обстоятельствах. В том случае, если она была нарушена, к примеру, нежелательной беременностью, употреблением алкоголя и никотина, возможностью выкидыша или аборта, человек не умеет расслабляться, радоваться жизни, а если родители рассматривали возможность аборта, у него возникает страх смерти.

Во второй матрице вырабатывается настойчивость, терпеливость и способность к выживанию. Ребенок учится терпеть, ждать и переносить жизненные неудобства. Существует два нарушение этой матрицы – если она отсутствует (преждевременные роды, кесарево сечение) и если она чрезмерна. В первом случае человеку недостает терпения, ему трудно даются продолжительные, требующие настойчивости, мероприятия, он сложно переживает неприятные ситуации, для него очень проблематично довести до конца начатое дело. В этом случае он стремиться разрешить трудности как можно быстрее, а если что-то пошло не так – отказаться от начатого. В случае, когда вторая матрица была избыточной, человек по жизни переживает роль Жертвы – привлекает к себе ситуации, в которых его прессуют, в которых на него давят посторонние. Избыточная вторая матрица подразумевает задержку родов и их стимуляцию, а поэтому у человека возникает программа “пока меня кто-нибудь не подтолкнет, я самостоятельно делать ничего не собираюсь”.

В третьей перинатальной матрице нарабатываются активная сила: “я буду бороться и справлюсь” – умение добиваться поставленной цели, решительность и смелость. Здесь в качестве нарушений также выступают либо недостаток этой матрицы, либо ее избыточность. В случае стремительных родов и кесарева сечения люди в дальнейшем не способны к борьбе, их приходится постоянно подталкивать. И на оборот, избыток этой матрицы всю жизнь человека превращает в непрерывную битву, в поле для сражений. Он всегда находит причины для этого. Кроме того, Гроф считает, что существует очень глубокая связь между 3-й перинатальной матрицей и психологией революции, психологией войны, психологией геноцида. Третья матрица – это гигантский запас жестоких импульсов.

Поэтому, Станислав Гроф находит необходимым уделять процессу родов как можно больше внимания. Для того, чтобы избежать негативных и травмирующих последствий перинатального периода, он рекомендует сделать процесс родов как можно более безопасным, комфортным и легким. Решение он видит в естественных родах, в хорошей подготовке к ним, а также в присутствии при родах отца.



Просмотров