Характеристика правоотношений по социальному обеспечению. Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

  • - периодичность выплаты;
  • - выплата из ПФР или федерального бюджета;
  • - учет трудового вклада граждан и социального фактора;
  • - назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;
  • - государственно-правовой характер;
  • - выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;
  • - соизмеримость ее размера с размером заработка;
  • - главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

  • а) совершать определенные действия;
  • б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;
  • в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

  • а) совершения определенных обязательных действий;
  • б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;
  • в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

1 2 4 7 8 9

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

7). Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

8). Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

Периодичность выплаты;

Выплата из ПФР или федерального бюджета;

Учет трудового вклада граждан и социального фактора;

Назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;

Государственно-правовой характер;

Выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;

Соизмеримость ее размера с размером заработка;

Главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

а) совершать определенные действия;

б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;

в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

2). К элементам правоотношений относятся субъекты, объекты и содержание урегулированного нормами права общественного отношения.
Субъекты материальных правоотношений по социальному обеспечению - это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.
К числу граждан относятся лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, работники определенных профессий, временно нетрудоспособные, родители с детьми, безработные, женщины- работницы, ушедшие в отпуск по беременности и родам, вынужденные переселенцы и беженцы, другие лица, имеющие право на социальное обеспечение. Следует отметить, что в одном случае в правоотношении выступает коллективный субъект - семья, потерявшая кормильца и имеющая право на пенсионное обеспечение по этому поводу.
В качестве государственных органов-субъектов правоотношений по социальному обеспечению выступают органы социальной защиты населения, образования, государственной службы занятости, пенсионные службы Министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, органы юстиции, суды.
Кроме государственных органов, субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются работодатели, которые предоставляют работникам социальную помощь на основании локальных нормативных актов.
Объектом данных правоотношений является определенное материальное благо, по поводу которого они возникают.
В каждом конкретном случае - это определенный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).
Пенсия как объект правоотношения по социальному обеспечению обладает рядом отличительных особенностей. Согласно определению В. С. Андреева, пенсия от других социальных выплат отличается тремя признаками.
Во-первых, это платежи по старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо освобождается от обязанности трудиться или не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на свое содержание, имеющий алиментарное назначение.
Во-вторых, платеж этот осуществляется из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии.
В-третьих, это платеж за прошлую службу или иную деятельность.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от принципа всеобщности труда. Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение и предоставляет право на государственную пенсию, которая устанавливается законом.
Пенсии являются родовым объектом правоотношений по социальному обеспечению. Объектами видовых пенсионных правоотношений признаются, во-первых, трудовые (страховые) пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; во-вторых, социальные пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Пособия назначаются с целью краткосрочного замещения утраченного по уважительной причине заработка либо с целью социальной поддержки. Следовательно, в отличие от пенсии продолжительность выплаты пособий ограничена заранее известным сроком. Поэтому в зависимости от сроков выплаты пособия делятся на единовременные (например, при рождении ребенка), ежемесячные (например, ежемесячное пособие по безработице) и периодические (например, пособие по временной нетрудоспособности).
Следующий объект правоотношений по социальному обеспечению - компенсационные выплаты.
Они могут служить основным источником средств существования (например, компенсационные выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым или инвалидом I группы) либо назначаться в качестве дополнительной социальной помощи (например, пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары).
Услуги в области социального обеспечения также являются объектом рассматриваемых правоотношений. Виды услуг подразделяются на полезные действия (медобслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление причины и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и др.) и натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства, - в домах ночного пребывания; безнадзорных подростков - в детских приемниках- распределителях и др.).
Содержание материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в субъективных правах гражданина на пенсионное или иные виды социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и в соответствующих этим правам обязанностях надлежащих государственных органов предоставить эти права.
Содержанием процедурных социально-обеспечительных отношений являются субъективные права гражданина на установление тех юридических фактов, которые необходимы для возникновения права на конкретный вид социального обеспечения и соответствующая этому праву обязанность государственного права или об отказе в этом (например, обращение за назначением пенсии).
Субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая обязанность юрисдикционного органа рассмотреть существо спора и принять решение составляют содержание процессуального правоотношения (например, спора по вопросам назначения и выплаты пенсии).

4).Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

План занятия

1. Понятие и виды правоотношений.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

4. Содержание социально-обеспеченительных правоотношений.

1. Понятие и виды правоотношений

Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.

Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения , поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, т.к. правами и обязанностями наделяются оба их субъекта (Приложение. Рис.9.).

Рисунок 9. Материальные правоотношения по социальному обеспечению

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить.

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными , поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услу г. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на:

Пенсионные;

По поводу пособий и иных социальных выплат;

По оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;

По бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы: по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета; по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать по объектам. Например, правоотношения в связи со страховыми пособиями: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медико-социальной помощи: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств ОМС, по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию: бесплатное или льготное (со скидкой) социальное обслуживание на дому; содержание в стационарных учреждениях социальной защиты; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезирование и т.д.

В реальной действительности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услу г. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Так, инвалиды Великой Отечественной войны могут одновременно являться субъектами нескольких правоотношений – по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по социальному обслуживанию.

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т.е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий). Это значит, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в юридическом составе препятствует возникновению или изменению правоотношения. Прекращаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).

По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий; правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы трудоспособности и др.);

Правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца – до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и др.);

Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.)

По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными правоотношениями. Большинство из них не связано с заключением договора. Исключение будут составлять с 2013 г. правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и негосударственным пенсионным фондом.

В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров, порождающих соответствующие социально-обязательственные правоотношения.

Обе группы правоотношений отличаются четкой правовой регламентацией, т.к. все права и обязанности их субъектов определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма или допускается усмотрение государственного органа, рамки договорной свободы и дозволенной меры усмотрения жестко очерчены законом.

В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо). Этим они отличаются от административных правоотношений.

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения:

- по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, экспертизе временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизе степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности и пр.);

По вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган или в суд. При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом – гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Правоотношения по урегулированию споров вышестоящими органами ПФР являются процессуальными правоотношениями в сфере социального обеспечения.

Студентам необходимо хорошо усвоить особенности правоотношений по социальному обеспечению и уметь классифицировать их по видам.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

Существует мнение, что субъект права -- это потенциальный участник правоотношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им право-субъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правоотношений -- это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правоотношений -- это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально-обеспечительного правоотношения» уже понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения -- это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

  • 1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;
  • 2) лица - предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений). Например, субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

  • 1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
  • 2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;
  • 3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
  • 4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  • 5) работодатели и др.

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико - экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на, что направлена деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект -- парные категории. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений.

Субъективное право на, какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного. Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого - либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений -- разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект. Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  • 1) материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  • 2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  • 3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
  • 4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:

  • 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
  • 2) назначение конкретного вида обеспечения;
  • 3) заключение договора;
  • 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо -- денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др., а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца. Пособие - это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки. Услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде. В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении. Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социальнообеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию. Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения с органами социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин, семья - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить.

Все правоотношения по социальному обеспечению классифицируют по нескольким основаниям: 1)по характеру правоотношения, определяемому целями (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении); первые два вида являются регулятивными, а третий - охранительным; 2)по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений). После пенсионной реформы все пенсии можно классифицировать по контингенту обеспечиваемых и законам, их предусматривающим, на: 1)пенсии трудовые; 2)пенсии государственные за счет средств федерального бюджета

Все правоотношения по социальному обеспечению делятся на: 1) основные материальные - по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде; 2)предшествующие основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем; 3)процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. Основных материальных и предшествующих процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий и пр, т.к. каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Процессуальные правоотношения может быть 2 видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор: 1)правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа; 2)правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.


Материальные правоотношения: 1) пенсионные; 2)по выплате пособий и социальных компенсаций; 3)по предоставлению социальных услуг, по социальному обслуживанию. Каждый из них классифицируется по конкретным видам социального обеспечения.

Пенсионные: 1)по старости; 2)за выслугу лет или военной службы; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)социальные.

По выплате пособий и компенсаций: 1) Единовременного характера (при рождении ребенка; на погребение; на проезд или санаторно-курортное лечение; беременным, вставшим на учет в ранние сроки); 2)периодические выплаты (по беременности и родам; по временной нетрудоспособности); 3)ежемесячные выплаты (пострадавшим от радиации; на детей до 16 лет; за отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице). Правоотношения по предоставлению социальных услуг классифицируются по видам услуг. Чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения, надо раскрыть его элементы (субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменение, прекращение и пр.).



Просмотров