Группа по борьбе с коррупцией. Взаимодействие с группой государств против коррупции (греко)

Статья 1. Цель группы “GRECO”
Целью Группы государств по борьбе с коррупцией (далее в тексте “GRECO”) является усовершенствовать компетентность ее членов в борьбе с коррупцией для принятия мер через динамический процесс совместного оценивания методов проведения и одинакового воздействия согласно их обязательствам в этой сфере.

Статья 2. Функции группы “GRECO”
Для достижения цели, объясняется в статье 1, группа “GRECO”
1. Наблюдение за соблюдением Руководящих принципов борьбы с коррупцией, принятых Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997.
2. Наблюдение за внедрением международных законодательных документов, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, в соответствии с положениями, которые содержатся в этих документах.

Статья 3. Местонахождение
Местонахождению Группы “GRECO” является Страсбург.

Статья 4. Процедура приобретения членства группы “GRECO”
1. Любые государства-члены Совета Европы, другие, чем упомянутые в резолюции о создании “GRECO”, могут присоединиться в любое время в группу “GRECO”, сообщив о своих намерениях Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Любые государства-нечлены, которые принимали участие в разработке Расширенной и неполной соглашения *, другие, чем те, что упоминались в резолюции о создании группы GRECO, могут присоединиться к группе в любое время, сообщив о своем намерении Генеральному Секретарю Совета Европы. Сообщение сопровождается заявлением к действию с тем, что государство-нечлен СЕ применяет руководящие принципы в борьбе с коррупцией, принятые Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997.
___________________
* Комитет министров Совета Европы, ограничив состав государств-членов Расширенной и неполной соглашения, после консультирования государств-нечленов, которые уже участвуют, может пригласить государств-нечленов, отличных тех, которых касается вышеуказанный пункт 2, присоединиться к группе “GRECO” . Такие приглашения получили государства: Беларусь (10), Канада (11), Грузия (5), Ватикан, Япония (10), Мексика (10) и США (11). Босния и Герцеговина дважды участвовала в заседании.
3. Государства, которые становятся Сторонами международных правовых документов, подписанных Комитетом министров Совета Европы выполнения Программы действий по борьбе с коррупцией, что предоставляет обязательное членство группы “GRECO” становятся членами “GRECO” через сам факт соответствии с положениями этих документов.
Государство сообщает о своих намерениях Генеральному Секретарю о присоединении к группе “GRECO”, что сопровождается заявлением обязательствам по применению руководящих принципов в борьбе с коррупцией.

Статья 5. Участие Европейского сообщества
Европейское сообщество может быть приглашено Комитетом министров для участия в работе группы “GRECO”. Условия его участия оговариваются резолюцией, приглашает его на участие.

Статья 6. Состав группы “GRECO”
1. Каждое государство-член назначает делегацию в “GRECO”, состоящая не более чем из двух представителей. Один ее представитель назначается руководителем делегации.
2. Бюджет Расширенной и Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы одного из представителей делегации.
3. Представители, подлежащих “GRECO”, получают привилегии и иммунитет в соответствии со статьей 2 Протокола к Всеобщей Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (994_020).

Статья 7. Другие представители
1. Европейский Комитет по вопросам правового сотрудничества (CDCJ) и Европейский Комитет по проблемам преступности каждый назначает по представителю в GRECO.
2. Комитету министров пригласить другие органы (организации) Совета Европы назначить представителя в GRECO после консультирования последнего.
3. Уставной Комитет, учрежденный в соответствии со статьей 18 (см. Ниже), назначает представителя в GRECO.
4. Представители, предназначенные в соответствии с пунктами 1-3 (см. Выше) участвуют в пленарных заседаниях группы GRECO без права голосования, их транспортные и суточные расходы не покрываются Бюджетом Расширенной и неполной Соглашения.

Статья 8. Функционирование GRECO
1. GRECO принимает необходимые решения для своего функционирования.
В частности:
утверждает оценочные отчеты в соответствии со статьей 15;
утверждает проект ежегодной программы действий и подает согласно Финансовыми инструкциями предложения Генеральному секретарю СЕ о принятии проекта ежегодного бюджета для передачи Уставного комитета, утвержденного в соответствии со статьей 18.
утверждает его ежегодный отчет деятельности, включая ежегодные счета до их представления в Комитет Министров.
2. GRECO проводит не менее 2 пленарных съездов ежегодно и может принимать решения относительно основания при необходимости рабочих сторон и в соответствии с Правилами процедуры.
3. GRECO ежегодно публикует годовой отчет о деятельности, включая годовые счета, утвержденные соответствующими органами в соответствии со статьей 18 (ниже).
4. GRECO составляет свои собственные Правила процедуры. Любое государство или Европейское сообщество, став членом группы GRECO, рассматривается теми, что приняли Устав и Правила процедуры GRECO.
5. GRECO проводит свои заседания при закрытых дверях.
6. Члены GRECO, которые участвуют в взаимном оценивании, имеют право участвовать в голосовании. Каждый из них имеет право отдавать один голос. Однако, если иначе не решено Уставным Комитетом, член, который не смог заплатить весь или значительную часть своего обязательного взноса в бюджет Расширенной неполной соглашения за два года, больше не будет участвовать в процессе принятия решений (голосовании).
7. Решение GRECO принимается двумя третями подсчитанных голосов * и большинством тех, кто имеет право голоса. Однако процедурные решения принимаются большинством подсчитанных голосов.
___________________
* Считаются только голоса “за” или “против” при подсчете количества голосов (Статья 10 пункт 5 Правила процедуры министерских депутатов).
8. GRECO избирает Президента и вице-президента из числа членов, имеющих право голоса.

Статья 9. Бюро
1. Согласно статье 8, пункт 8 (см. Выше) в состав Бюро входит Президент и Вице-Президент, и пять других лиц, избранных группой GRECO, среди представителей членов, имеющих право голоса, которые есть, если это возможно, Сторонами по меньшей мере одного международного правового документа, принятого в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией.
2. Бюро выполняет следующие функции:
– Готовит предварительный проект ежегодной программы действий и проект ежегодного отчета о своей деятельности;
– Вносит предложения в GRECO относительно предыдущего проекта бюджета;
– Организует визиты в страны на основе решений, принятых группой GRECO;
– Вносит предложения в группы GRECO по составу оценочных команд;
– Готовит повестку дня для заседаний GRECO, включая те, на которых будут обсуждаться оценочные отчеты;
– Вносит предложения в группы GRECO относительно положений, которые выбираются для процедуры оценивания согласно статье 10, пункт 3 (см. Ниже);
– Вносит предложения в GRECO о назначении научных экспертов и консультантов.
3. Бюро выполняет любую другую функцию, которая поручена GRECO.
4. Бюро выполняет свои функции под общим наблюдением GRECO.

Статья 10. Процедура оценки
1. GRECO проводит оценочные процедуры по каждому своему члену согласно статье 2.
2. Оценка делится на этапы. Оценочный этап – это период, определенный GRECO, во время которого процесс оценивания будет осуществляться для определения согласия членов по выбранных положений, содержащихся в Руководящих принципах и других правовых документах, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией.
3. В начале каждого этапа GRECO выбирает специальные положения, на которых будет базироваться процедура оценивания.
4. Каждый член определяет максимально 5 экспертов, которые смогут выполнять задачи, изложенные в статьях 12-14.
5. Каждый член обеспечивает сотрудничество своих органов в самом широком возможном масштабе, в процессе оценки, в рамках национального законодательства.

Статья 11. Опросник
1. Для каждого оценочного раунда GRECO утверждает опросник, который направляется всем членам, которых касается оценивания.
2. Опросник обеспечивает реализацию процедуры оценивания.
3. Члены направляют свои ответы в Секретариат в оговоренные сроки, определенные GRECO.

Статья 12. Оценочные команды
1. GRECO назначает команду для оценки каждого члена из числа экспертов, которых касается пункт 4 статьи 10 (далее по тексту «команда»). Когда оценивания касается внедрения одного из международных правовых документов, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, GRECO назначает команды, состоящие преимущественно из экспертов, предложенных членами государств, являющихся сторонами соответствующего документа.
2. Команда изучает ответы на вопрос опросника и может пригласить, где уместно, дополнительную информацию в письменной или устной форме от членов, которые проходят оценку, для рассмотрения.
3. Бюджет Расширенной Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы экспертов, участвующих в командах.

Статья 13. Визиты в страны
1. GRECO может давать указания команде посещать государство-член с целью поиска дополнительной информации относительно законодательства или практической деятельности, которая необходима для оценки.
2. GRECO чем за два месяца сообщает соответствующему государству-члену о своих намерениях по осуществлению визита.
3. Визит выполняется согласно программе, разработанной соответствующим государством-членом, с учетом пожеланий, высказанных командой.
4. Члены команды имеют привилегии и иммунитеты в соответствии со статьей 2 Протокола к Всеобщей Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (994_020).
5. Бюджет Расширенной Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы, необходимые для осуществления визитов в страны.

Статья 14. Оценочные отчеты
1. На основе собранной информации команда готовит предварительный проект оценочного отчета о состоянии законодательства и практической деятельности относительно положений, выбранных для этапа оценивания.
2. Предварительный проект отчета передается государству-члену, которая проходит оценивания, для комментария. Эти комментарии учитываются командой при завершении проекта отчета.
Проект отчета представляется в GRECO.

Статья 15. Обсуждение и утверждение отчетов
1. GRECO обсуждает на Пленуме проект отчета, представленный на рассмотрение командой.
2. государству-члену, которая подлежит оценке, предоставляется право высказать свою точку зрения в устной или письменной форме по материалам изучения.
3. При завершении обсуждения GRECO утверждает или без дополнений отчет относительно государства-члена, подлежит оценке.
4. Всем государствам предоставляется право участвовать в голосовании, что ведет к утверждению оценочных отчетов относительно применения Руководящих Принципов. Только государства-члены, которые являются Сторонами международного правового документа, принятого в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, уполномоченные принимать участие в голосовании, что ведет к утверждению оценочных отчетов по вопросам внедрения соответствующего документа.
5. Оценочные отчеты конфиденциальны. Если не принято иного решения, доступ к этим отчетам имеют только члены команды, выполняет оценивания, не считая членов группы GRECO, Уставного комитета и Секретариата этих органов.
6. Отчет группы GRECO может состоять из рекомендаций, которые направляются государству-члену, подлежащего оценке, с целью усовершенствования национального законодательства и практической деятельности по борьбе с коррупцией, GRECO приглашает государство-член отчитываться о мерах, которые используется для выполнения этих рекомендаций.

Статья 16. Публичные заявления
1. Уставный Комитет может выдавать публичные заявления, когда он уверен, что государство-член остается пассивной употребляет недостаточных мер в отношении рекомендаций, которые направлены ей по применению Руководящих принципов.
2. Уставный Комитет, состав которого ограничивается количеством членов, являющихся сторонами соответствующего документа, может выдавать публичное заявление, когда он уверен, что государство-член остается пассивной принимает недостаточные действия в отношении рекомендаций, которые направлены ей по внедрению документа, утвержденного на выполнение Программы действий борьбы с коррупцией.
3. Уставной Комитет информирует соответствующее государство-члена и предоставляет возможность государству-члену передать на рассмотрение дальнейшие комментарии перед подтверждением своего решения выдать публичное заявление относительно пунктов 1 и 2 (см. Выше).

Статья 17. Финансовые ресурсы группы GRECO
1. Бюджет GRECO финансируется ежегодными обязательными взносами его членов.
2. GRECO может получать дополнительные добровольные взносы от своих членов.
3. GRECO может также получать добровольные взносы заинтересованных международных институтов.
4. Финансовые ресурсы, о которых идет речь в 3 параграфе, является предметом полномочий Уставного Комитета до их принятия.
5. Финансовые ресурсы группы GRECO приобретаются и воздерживаются от имени Совета Европы и определяются имеющими привилегии и иммунитеты, которые применяются к ресурсам СЕ согласно существующим соглашениям.

Статья 18. Уставный Комитет
1. Уставный Комитет состоит из представителей Комитета министров государств-членов Совета Европы, которые являются членами группы GRECO, и представителей, специально определенные для него другими членами группы GRECO.
2. Ежегодно Уставной Комитет определяет обязательные взносы государств-членов в группы GRECO. Шкала, по которой взносы государств-нечленов СЕ состоят, решается в соответствии с последними: как правило шкала соответствует критерию для определения масштаба взносов в общий бюджет Совета Европы.
3. Ежегодно Уставной Комитет принимает бюджет расходов группы GRECO на внедрение программы деятельности и простые секретарские расходы.
4. Ежегодно Уставной Комитет утверждает ежегодные счета группы GRECO, которые состоят Генеральным Секретарем Совета Европы в соответствии с Финансовыми инструкциями СЕ – и подаются на рассмотрение Уставном Комитета вместе с отчетом Совета ревизоров. Для освобождения Генерального Секретаря от ответственности за управление финансовым годом под вопросом. Уставной Комитет передает Комитета министров ежегодные счета, вместе с утверждением или комментариями, и отчет, состоящий Советом ревизоров.
5. Финансовые инструкции Совета Европы применяются с необходимыми изменениями для принятия и управления бюджетом.

Статья 19. Секретариат
1. GRECO помогает Секретариат, материально обеспечивается Генеральным Секретарем Совета Европы.
2. Секретариат GRECO возглавляет Исполнительный секретарь, назначенный Генеральным Секретарем Совета Европы.

Статья 20. Поправки
1. GRECO или любой ее член может предложить поправки к настоящему Уставу Уставном Комитета.
2. Настоящий Устав может быть дополнен единогласным решением Уставного комитета. Если поправка не предложено GRECO, последняя учитывается Уставным комитетом.

Статья 21. Выход
1. Согласно применимыми положениями международных правовых документов, к которым относится статья 2, пункт 2 (см.выше), любой член может выйти из GRECO. Заявление на имя Генерального Секретаря Совета Европы по выходу подает Министр иностранных дел или дипломатический представитель, которому предоставлены специальные полномочия для этого.
2. Генеральный секретарь признает получения заявления и сообщает соответствующему государству-члену, что она будет представлена ​​на рассмотрение Уставном Комитета.
3. По аналогии со статьей 7 Устава Совета Европы (994_001) выход вступает в силу:
в конце финансового года, в котором сообщается, если сообщение происходит в течение первых девяти месяцев финансового года;
в конце следующего финансового года, если уведомление представляется в последние три месяца финансового года.
Согласно статье 18 Финансовых Инструкций Совета Европы Уставной Комитет проверяет финансовые последствия выхода и делает соответствующие меры.
Генеральный секретарь немедленно сообщит соответствующее государство-члена о последствиях ее выхода и информирует Уставной Комитет о результате.

Министр юстиции Александр Коновалов в интервью "Интерфаксу" рассказал о деятельности организации ГРЕКО, занимающейся содействием странам Европы в деле борьбы с коррупцией

Москва. 29 января. сайт - Александр Владимирович, недавно прошло заседание международной организации ГРЕКО. Не могли бы вы пояснить, что это за организация, с какой целью она создана, и на каких принципах основывается ее деятельность, входит ли Россия ее состав?

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы. ГРЕКО была учреждена Советом Европы 1 мая 1999 г. Целью ГРЕКО является помощь государствам-членам в антикоррупционных усилиях путем выявления, с помощью процедур взаимных оценок, недостатков действующих национальных антикоррупционных механизмов. В своей деятельности ГРЕКО руководствуется Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, 22 Руководящими принципами по борьбе с коррупцией Совета Европы, а также собственной наработанной практикой. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически становится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США. Россия также является членом ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Следует отметить, что названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.

Вы упомянули процедуры взаимных оценок, проводилась ли такая оценка российской системы противодействия коррупции? Если да, то, какие выводы были сделаны?

Российская Федерации, подписав и ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, стала членом ГРЕКО 1 февраля 2007 г. Соответственно 1 и 2 раунды оценок ГРЕКО Российской Федерации были запланированы на 2008 г. Россия проходила названные раунды оценки последней, так как последней присоединилась к ГРЕКО. Таким образом, при оценке Российской Федерации использовался весь опыт ГРЕКО, наработанный при оценке других 44 государств – членов ГРЕКО. То есть не приходится говорить о каких-либо специальных скидках для России. В апреле 2008 г. состоялся визит в РФ делегации экспертов-оценщиков ГРЕКО, которые на основе предварительно заполненных властями РФ вопросников на практике знакомились с системой борьбы с коррупцией в стране.

Оценщики ГРЕКО встречались с представителями администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Государственной Думы, правоохранительных органов, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, ФНС России и др., представителями СМИ. Следует отметить, что оценщики ГРЕКО встречались не только с представителями властей, но и не неправительственными организациями, в частности, российским отделением Transparency International, фондом "Индем", общественной организацией "Национальный антикоррупционный комитет" - то есть организациями, которые сложно заподозрить в особых симпатиях к властным кругам.

Тематикой совмещенного 1 и 2 раундов оценки ГРЕКО являлись: степень независимости, а также силы и средства органов, задействованных в борьбе с коррупцией; объем иммунитетов по российскому законодательству; борьба с отмыванием доходов от коррупции; антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления; участие юридических лиц в борьбе с коррупцией. По итогам визита в Россию экспертами-оценщиками стран ГРЕКО совместно с секретариатом ГРЕКО был подготовлен проект отчета об оценке эффективности антикоррупционной системы РФ, который был вынесен на утверждение пленарного заседания ГРЕКО 1-5 декабря 2008 г. в. Страсбурге. Была дана объективная и деполитизированная оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы. По итогам заседания в финальную редакцию отчета ГРЕКО по России вошли 26 рекомендаций. Многие аспекты, по которым даны рекомендации, в той или иной степени нашли свое разрешение в новейшем антикоррупционном законодательстве, принятом по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.

Эксперты ГРЕКО специально отметили необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях. Реализация иных рекомендаций может потребовать издания руководящих указаний пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов, ведомственных приказов, отпимизации административной практики и кадровой политики государства.

Александр Владимирович, раскройте, пожалуйста, если не секрет, содержание предложенных рекомендаций.

Во-первых, властям РФ рекомендуется разработать на базе Национального плана противодействия коррупции подробную национальную антикоррупционную стратегию, распространяющую свое действие на федеральный, региональный и местный уровни. При этом стратегия должна делать специальный акцент на предотвращении коррупции, прозрачности государственного управления, быть доступна широкой общественности для информирования общественности о стратегии и мерах по ее осуществлению. Властям России также предложено обеспечить более широкое представительство в новом совете при президенте РФ по противодействию коррупции с тем, чтобы лучше отражать интересы как регионов, так и гражданского общества.

Шесть рекомендаций ГРЕКО напрямую следуют из положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, и касаются совершенствования системы расследования случаев коррупции, приведения правового института конфискации коррупционных доходов и инструментов коррупционных правонарушений в соответствии с Конвенцией, а также установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Известно, в России существует достаточно широкий круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного и административного преследования. Как смотрят на это эксперты ГРЕКО?

Эксперты ГРЕКО, основываясь на руководящих принципах по борьбе с коррупцией Совета Европы, высказались за сокращение в законодательстве категорий лиц, на которых распространяется специальная процедура привлечения их к уголовной или административной ответственности, а также за упрощение таких процедур. В частности, Группа оценщиков ГРЕКО рекомендует сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, необходимого в гражданском обществе; пересмотреть положения законодательства о снятии иммунитетов с целью его упрощения, выработать методические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов и судей по применению названых положений законодательства; и установить конкретные и объективные критерии для применения палатами Федерального Собрания, Конституционным Судом или квалификационной коллегией судей при рассмотрении запросов о снятии иммунитетов, а также гарантировать, чтобы решения, принимаемые в отношении иммунитетов, были свободны от политических мотивов и основаны только на обстоятельствах соответствующего запроса и лежащего в его основе расследования.

Укреплению независимости судов и совершенствованию антикоррупционных механизмов в судебной системе РФ эксперты ГРЕКО уделили также особое внимание в своих рекомендациях. В частности властям РФ рекомендовано продолжить усилия по практическому укреплению принципа независимости судебной власти, как это предусмотрено Конституцией РФ и законодательством, в особенности, при процедурах набора и продвижения по карьерной лестнице судей и отправлении правосудия.

Традиционно острую дискуссию среди юристов и в российском обществе вызывает тема конфискации имущества? Высказывались ли эксперты ГРЕКО на этот счет?

Да. Оценщики ГРЕКО рекомендовали властям РФ рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство страны так называемой нормы "конфискации in rem" - основанной на переносе бремени доказывания законности происхождения имущества, в отношении которого имеются подозрения о его коррупционном происхождении на заинтересованное лицо – процедуры, которая давно применяется в таких странах как США, Великобритания и т.п.

Кроме того, эксперты ГРЕКО предложили разработать учебные курсы и методические рекомендации для лиц, применяющих меры по конфискации и обеспечительному аресту имущества. Однако справедливости ради надо заметить, что конфискация "in rem" - достаточно сложный правовой институт на стыке гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права, дискуссии о котором ведутся в России на протяжении последних восьми лет. Целесообразность его введения в российской правовой системе еще подлежит обсуждению учеными и практиками.

А какова позиция ГРЕКО по предотвращению коррупцпионных проявлений?

Отдельный и обширный блок рекомендаций властям России касается антикорруцпионных гарантий в сфере государственной службы и государственного управления. В частности, ГРЕКО рекомендует гарантировать, чтобы реформа государственного управления в сфере борьбы с коррупцией была применима к широкому кругу лиц, нанятых государством чиновников; принять в приоритетном порядке подробное и конкретное законодательство о доступе к информации о деятельности органов государственной власти, а также обеспечить процедуры контроля за точным соблюдением такого законодательства; гарантировать, чтобы на практике набор на гражданскую службу был основан на принципах, установленных соответствующим законодательством (например: публичное объявление о вакансиях, справедливая конкуренция между кандидатами и предотвращение конфликта интересов) и обеспечить применение упомянутых принципов и к другим категориям госслужащих, исключить практику принятия существенных подарков в любой форме в сфере государственного управления и рассмотреть вопрос о возможности полной отмены правового основания для получения каких-либо подарков государственным служащим в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса; ввести четкие правила (методические рекомендации) для государственных служащих о сообщении о подозрениях в коррупции и ввести специальный механизм защиты лиц, добросовестно сообщающих о коррупции в сфере государственного управления, от неблагоприятных последствий, предусмотрев систематическое обучение всего соответствующего персонала.

ГРЕКО также рекомендует продолжить усилия по совершенствованию процедур административного и судебного обжалования действий и решений органов государственной власти и рассмотреть вопрос о возможности, в долгосрочной перспективе, создания специализированной системы административных судов . Эксперты ГРЕКО специально отмечают необходимость разработки и введения в действие модельного кодекса этики чиновников, который мог бы быть скорректирован в свете конкретных нужд различных сфер государственного управления.

А каким видится экспертам ГРЕКО роль в противодействии коррупции институтов гражданского общества и представителей бизнеса?

Эксперты ГРЕКО, которые считают, что неприятие коррупции должно быть встречным процессом, в том числе и со стороны представителей бизнеса, отдельно рекомендовали призвать аудиторов и других лиц, оказывающих юридические и консультативные услуги, сообщать о подозрениях в коррупции в отношении их клиентов в компетентные органы. Надо заметить, что экспертами ГРЕКО специально отмечается необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях.

И в заключение хотелось бы выделить то обстоятельство, что практически все аспекты, по которым ГРЕКО даны рекомендации, затрагиваются новейшим антикоррупционным законодательством, принятым по инициативе президента РФ Д.Медведева.

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (ОLAF)

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (The European Anti-Fraud Office) было создано на основе решения Еврокомиссии 1999 г. В задачи ОЛАФ входит проведение административных расследований случаев мошенничества, коррупции и других незаконных действий, направленных против финансовых интересов Сообществ, а также деятельности в области компетенции Сообществ.

В рамках ОЛАФ действуют: Надзорный комитет, директор.

Надзорный комитет создается на основе документов Сообществ. Комитет ответственен за регулярный мониторинг выполнения ОЛАФ своих функций.

Директор назначается Еврокомиссией после консультаций с Европарламентом и Советом. Срок полномочий - пять лет. Директор ответственен за проведение ОЛАФ расследований; он не должен получать указаний от Комиссии и национальных правительств. Директор назначает персонал Агентства.

В процессе своей деятельности ОЛАФ активно взаимодействует с органами и институтами ЕС, учреждениями государств - членов ЕС.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО)

Группа государств против коррупции "Group of States against Corruption* (GRECO) в начале действовала как форум сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. В 1993 г. Комитетом министров Совета Европы была принята так называемая "Уставная Резолюция" (93) 28, заложившая институционные основы ГРЕКО. Несмотря на то что юридически ГРЕКО стала международной организацией лишь в 1999 г., она рассматривалась таковой с самого момента принятия решения об учреждении.

Как международная организация ГРЕКО действует на основании Соглашения об учреждении "Группы государств против коррупции". 12 мая 1999 г. Комитет министров Совета Европы резолюцией (98)7 утвердил Устав ГРЕКО.

Согласно Уставу в задачу ГРЕКО входит мониторинг за соблюдением "Руководящих принципов борьбы с коррупцией" и имплементация конвенций Совета Европы 1999 г. Целью деятельности ГРЕКО объявлено: повышение способности государств-членов бороться с коррупцией путем наблюдения за соблюдением ими обязательств в этой области, используя процессы оценки и контроля.

Все государства - члены Совета Европы могут присоединиться к ГРЕКО путем нотификации соответствующего заявления Генеральному секретарю Совета Европы. В отношении государств - нечленов Совета Европы предусмотрено специальное правило: при ратификации ими хотя бы одной конвенции 1999 г. они автоматически становятся членами оценочных процедур ГРЕКО (Evaluations procedures). Так, в 2000 г. США подписали уголовно-правовую конвенцию 1999 г. Гражданско-правовую конвенцию о коррупции США подписать отказались как "несовместимую с их гражданско-правовой практикой". Таким образом, США, как и некоторые иные государства - нечлены Совета Европы, являются участниками ГРЕКО.

В ГРЕКО действуют следующие органы: Пленарная сессия, Бюро, Уставной комитет, Секретариат.

Пленарная сессия является главным органом ГРЕКО. Государства-члены направляют не более чем двух представителей на Пленарную сессию.

Бюро состоит из президента, вице-президента и пяти членов, избираемых на Пленарной сессии на два года. Бюро выполняет следующие функции: готовит проекты ежегодных программ оценок; организует посещения государств с целью подготовки оценочного доклада; представляет доклады Пленарной сессии; другие функции.

Уставной комитет учреждается Комитетом министров Совета Европы. Он может быть также учрежден органом ГРЕКО.

Секретариат возглавляет исполнительный секретарь ГРЕКО. В Секретариат входят четыре администратора, Центральный офис оценочных процедур, Генеральный директорат по правовым отношениям, а также секция технического сотрудничества.

ГРЕКО находится в Страсбурге.

В работе органов ГРЕКО могут участвовать представители институтов Совета Европы, а также Европейского комитета по правовому сотрудничеству и Европейского комитета но проблемам преступности. ГРЕКО ежегодно представляет доклад о своей деятельности в Совет Европы.

Оценочная процедура подробно описана в ст. 10 и 16 Устава, а также в гл. II Правил Процедур (утверждены Пленарной сессией ГРЕКО 6 октября 1999 г.). Оценочные процедуры осуществляются раундами. ГРЕКО определяет длительность каждого раунда и предмет оценочной деятельности. Для каждого раунда ГРЕКО утверждает вопросник, который адресуется субъектам оценки. Государства-члены представляют список максимум из пяти экспертов, из которых создаются комиссии ad hoc для каждого раунда оценки для каждой страны (Правило 25). Комиссии получили называние "Оценочные команды ГРЕКО" (GRECO Evaluation Team - GET).

Комиссии посещают соответствующие государства, встречаются с представителями государственных органов, бизнеса, СМИ, общественными организациями. Государства представляют информацию об антикоррупционном законодательстве и практике его применения. Комиссии готовят проекты предварительных докладов. Согласно Правилу 31 Бюро назначает двух лиц, ответственных за подготовку Согласованного доклада (Compliance report), который и обсуждается на Пленарной сессии.

Поскольку Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) была ратифицирована Россией в 2006 г., в соответствии с и. 3 ст. 32 Конвенции после ее вступления в силу для Российской Федерации Россия автоматически стала участницей ГРЕКО. В 2008 г. Россия была подвергнута Оценочным процедурам I и II Оценочных раундов. ГРЕКО сделала России около 30 замечаний. В 2010 г. был сделан доклад, в котором рассматривалась деятельность нашего государства по устранению замечаний. Многие из них были учтены. Исключение составила проблема введения уголовной ответственности юридических лиц.

Впервые даже ведущие страны признали, что в России действительно крепко взялись за продажных чиновников.

В международном антикоррупционном рейтинге наша страна поднялась сразу на 10 позиций. В России сейчас уже осуждено почти 9,5 тысяч коррупционеров разного уровня. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман рассказал "Российской газете", как Россию приняли во влиятельную международную организацию - Группу государств против коррупции, и как там буквально под микроскопом оценивают работу наших правоохранителей, судей, чиновников и законодателей.

Александр Эмануилович, до недавнего времени казалось, что продажные чиновники совсем страх потеряли. В их среде пропало ли, наконец, чувство безнаказанности? Появилось ли у них ощущение опасности?


Александр Буксман: Усилия России против коррупции оценили. Фото:ИТАР-ТАСС

Александр Буксман: Не может не появиться. Об этом говорят даже цифры статистики. В минувшем году выявлено на 22,5 процента больше преступлений этой категории, чем в 2011 году (более 49 тысяч) и на 13 процентов больше установлено коррупционеров.

Кроме того, существенно увеличилось количество уголовных дел, которые были возбуждены по чиновникам, занимающим высокое должностное положение.

Среди самых заметных - уголовные дела о преступлениях, совершенных руководством "Оборонсервиса", "Главного управления обеспечения войск", "Росагролизинга", "Российских космических систем", работниками министерства регионального развития.

Всего за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тысяч человек, из них около 900 - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления.

Деятельность органов прокуратуры против коррупции также активизировалась. В 2012 году прокурорами выявлено почти 350 тысяч нарушений законов, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. В следственные органы прокурорами в порядке ст. 37 УПК направлено более 5,4 тысячи материалов о нарушении уголовного закона, по которым возбуждено свыше 4,5 тысячи уголовных дел, что также существенно больше, чем годом раньше.

Общественное мнение замечает все эти тысячи уголовных дел, или по-прежнему считается, что с коррупцией у нас борются только на бумаге?

Александр Буксман: Не резко и не в один день, но оценка россиян продолжительных и последовательно принимаемых мер по противодействию коррупции начала меняться в лучшую сторону. Например, согласно опросам ВЦИОМа, стало реже поддерживаться мнение о непобедимости коррупции: в 2004 году - 64 процента, в 2012 году - 50 процентов. При этом становится больше тех, кто верит в возможность преодолеть коррупцию - с 30 до 44 процентов.

Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными для граждан: если в 2007 году их отмечали 36 процентов опрошенных, то сегодня - уже 45 процентов.

Россияне чаще стали отмечать и эффективность работы правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры (с 12 до 17 процентов), специальных комиссий (с 5 до 13 процентов). Одной из самых успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 процента за восемь лет). Все меньше становится тех, кто считает, что успехов в борьбе с коррупцией не достигает никто (с 52 до 29 процентов за восемь лет).

Другой важной составляющей при оценке состояния борьбы с коррупцией в России является мнение международных организаций. Согласно индексу восприятия коррупции, формируемому Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, в 2012 году Россия поднялась сразу на 10 позиций, со 143-го до 133-е место, набрав 28 баллов.

А международное сообщество дает какие-то рекомендации и оценки? Ведь вы являетесь руководителем российской делегации в Группе государств против коррупции и знаете эту кухню изнутри. Есть польза от такого сотрудничества?

Александр Буксман: Эта организация, сокращенно именуемая ГРЕКО, была создана в 1999 году, для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999).

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Для реализации названных целей ГРЕКО осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных несоответствий и недостатков. Механизм работы ГРЕКО заключается в проведении самими странами-участницами взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.

Работа ГРЕКО разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.

Изначально в ГРЕКО входило 17 государств-участников Совета Европы. В настоящее время их уже 49 (48 государств Европы и США). Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году. В ГРЕКО наша страна вступила в начале 2007 года, то есть уже после того, как первый и второй раунды оценки были завершены. Поэтому мы прошли объединенную процедуру оценки по темам как первого, так и второго раундов оценки.

- Что значат эти оценки?

Александр Буксман: Первый этап оценки - это изучение различных аспектов деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. Оценивается независимость этих органов, их компетенция, достаточность обеспечения, эффективность работы. А также обоснованность и объем предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.

В рамках второго раунда оценивались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по выявлению, изъятию и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждению коррупции в системе государственного управления, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.

И, наконец, третий раунд посвящен уголовно-правовой политике государства - особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений, а также прозрачности финансирования политических партий.

C 2012 года стартовал четвертый раунд оценки, в рамках которого анализируются существующие в странах-участницах ГРЕКО системы противодействия коррупции в парламенте, судейском сообществе и органах прокуратуры, однако в отношении России он будет проводиться не ранее 2014 года.

- Какие выводы по России уже сделаны?

Александр Буксман: После первых двух раундов оценки в адрес России ГРЕКО высказало 26 рекомендаций. Таким образом наша страна оказалась в непростом положении, когда в короткий срок - за 18 месяцев необходимо было принять меры по их реализации, в то время как большинству стран-членов ГРЕКО адресовалось не более 10-15 рекомендаций в рамках этих раундов.

При этом каждая из рекомендаций предполагала целую реформу в определенной области. Так, например, с учетом рекомендаций принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно пересматривался и корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих.

Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций Россией за довольно короткий срок принято около полутора десятка новых федеральных законов, еще в три с половиной десятка внесены изменения. Такие поправки были сделаны в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. А чтобы реализовать эти законодательные новеллы, органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента Российской Федерации.

- На какой стадии сейчас находится третий раунд оценки?

Александр Буксман: 3 раунд оценки ГРЕКО, касающийся вопросов криминализации преступных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий, был завершен в отношении России в 2012 году. В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте прошлого года в докладе по итогам данного раунда в адрес России высказана в общей сложности 21 рекомендация. По числу и характеру высказанных рекомендаций, общим оценкам исследованных элементов российской системы противодействия коррупции доклад в целом сопоставим с аналогичными докладами, принятыми в отношении развитых европейских стран.

Высказанные рекомендации являются стандартными для ГРЕКО и иных международных организаций с антикоррупционной тематикой. В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, "предложение", "обещание" и "просьбу" о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной ответственности за коммерческий подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.

- Как европейские коллеги оценили антикоррупционную работу России?

Александр Буксман: На пленарном заседании ГРЕКО, которое прошло в Страсбурге в конце прошлого года, Россия успешно защитила итоговый отчет о выполнении рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки. В целом России засчитано полное выполнение 15 и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных не осталось. Это действительно хороший результат. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом прогрессе. Впереди нас ждет дальнейшая работа: отчет по третьему раунду оценки - по вопросам криминализации коррупционных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий и четвертый - по предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

Как вообще выглядит Россия в Группе государств против коррупции на фоне других европейских стран? Не смотрят на нас предвзято?

Александр Буксман: Сегодня позиции России на международном антикоррупционном треке весьма сильны. Особенно на фоне ряда стран, признанных ГРЕКО "не выполняющими" ее рекомендации, прежде всего, в рамках третьего раунда оценки. К примеру, считается, что в таких странах, как Дания, Бельгия, Швеция и Германия уровень коррупции очень невысок. Вместе с тем эти страны нередко попадают в число нарушителей установленного порядка выполнения рекомендаций ГРЕКО.

Наконец, еще одним показателем эффективной работы российской делегации и возросшего авторитета России на международной арене стало избрание в декабре 2011 года в состав руководящего органа ГРЕКО - Бюро - российского представителя. Им стал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов. Кстати, по приглашению Генеральной прокуратуры России следующее заседание Бюро ГРЕКО состоится в Москве в мае этого года.

- ГРЕКО - это единственная подобная организация или есть и другие?

Александр Буксман: Как я уже говорил, ГРЕКО занимается оценкой европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Однако указанная конвенция - не единственный подобный международный документ в области противодействия коррупции. Не менее важное значение имеет, к примеру, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке 31 октября 2003 года и ратифицированная Россией в 2006 года.

В отношении данной Конвенции действует схожий оценочный механизм, который был запущен в 2009 года. Генеральная прокуратура России также является ответственным ведомством в рамках данного процесса.

- Конвенция ООН сильно отличается от антикоррупционного механизма Совета Европы?

Александр Буксман: Прежде всего необходимо отметить, что Россия с самого начала принимала активное участие в разработке как самой Конвенции, так и механизма оценки ее выполнения, в том числе специального программного обеспечения.

Первый цикл обзора рассчитан на пять лет и посвящен оценке выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества.

Сначала проводится "кабинетный обзор", который основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки и на дополнительной информации, предоставленной государством, в отношении которого проводится обзор.

После получения результатов кабинетного обзора государством участником, в отношении которого проводится обзор, Секретариат организует телефонную конференцию или видеоконференцию для правительственных экспертов государств-участников, проводящих обзор (определяемых путем жеребьевки) и государства-участника, в отношении которого проводится обзор. В ходе конференции правительственные эксперты представляют свои части кабинетного обзора и разъясняют сделанные выводы.

По договоренности кабинетный обзор может быть дополнен другими средствами, такими как посещение страны или проведение совместной встречи в отделении ООН в Вене.

На заключительном этапе процесса обзора правительственные эксперты готовят проект странового доклада об обзоре и направляют его государству-участнику, в отношении которого проводится обзор. В докладе указываются успешные результаты и виды практики, а также определяются трудности и приводятся комментарии в отношении осуществления Конвенции.

Секретариат направляет проект странового доклада об обзоре государству, в отношении которого проводится обзор, для получения согласия. В случае несогласия проводится диалог между государством, в отношении которого проводится обзор и правительственными экспертами для достижения консенсуса в отношении окончательного варианта доклада. Затем готовится и согласовывается резюме доклада, содержащая краткие выводы по результатам проведенного обзора.

- На какой стадии сейчас этот механизм в отношении России?

Александр Буксман: В настоящее время правительственными экспертами обозревающих нас стран - это Украина и Эквадор, завершена подготовка итогового доклада об оценке выполнения Российской Федерацией глав III "Криминализация и правоохранительная деятельность" и IV "Международное сотрудничество" Конвенции ООН против коррупции, согласованы его краткое резюме и рекомендации.

Как показал анализ проведения оценок в рамках ооновского механизма в отношении других стран, процесс обзора России был одним из самых быстрых и качественных.

Нами проделана объемная работа, итогом которой стала подготовка подробного доклада по Российской Федерации.

Для участия в ней со стороны России была специально сформирована группа российских правительственных экспертов под руководством Генеральной прокуратуры, в которую вошли представители Администрации Президента, ФСБ, МВД, Минюста, МИДа и Росфинмониторинга. В работе над докладом принимали участие также эксперты Верховного Суда, Следственного комитета, Минфина и Минэкономразвития России.

В итоге подавляющее большинство норм Конвенции признаны реализованными в российском законодательстве, а высказанные рекомендации по совершенствованию российской системы противодействия коррупции не требуют существенных изменений законодательства и правоприменительной практики.

Сравнительное изучение уже подготовленных и распространенных ООН докладов по ряду европейских стран, в том числе участвующих в работе ГРЕКО, в частности, Швейцарии, Финляндии, США, показало, что высказанные в их адрес рекомендации больше по количеству и жестче по характеру предложенных мер, чем те, что высказаны в адрес России.

Это позволяет говорить о том, что подготовка российского доклада в рамках ооновского механизма ознаменовала значительные достижения России в области имплементации международных антикоррупционных стандартов за всю историю.

Для чего вообще России нужно участвовать в подобных оценочных механизмах? Нам разве недостаточно национального законодательства?

Александр Буксман: Во-первых, мы приводим свое национальное законодательство в соответствие с самыми высокими европейскими стандартами. Параллельно с законодательством совершенствуется и правоприменительная практика. Вместе они создают прочную и эффективную систему противодействия коррупции.

В конечном же счете вся эта работа влияет на положение России на международной арене. Причем, хотел бы подчеркнуть, не только в антикоррупционной области.

То, как у нас ведется борьба с коррупцией, интересует не только граждан нашей страны и различных экспертов, но и организации других стран, их бизнес-структуры. Международный рейтинг России напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, от которой, в свою очередь, зависит эффективность рыночной экономики. А это уже наше с вами качество жизни. Именно поэтому вопросам борьбы с коррупцией, и в том числе на международной арене, придается столь важное значение.

- Как участие в подобных международных организациях может повлиять на уровень коррупции в нашей стране?

Александр Буксман: Конкретно их влияние определить невозможно, поскольку такое воздействие оказывается комплексно всей системой мер противодействия коррупции, в которой международное взаимодействие является лишь одним из звеньев.

Вместе с тем, результаты работы правоохранительных органов в 2012 году в целом свидетельствуют о положительных подвижках в области борьбы с коррупцией. Однако несмотря на все положительные тенденции, очевидна необходимость дальнейших шагов по противодействию коррупции. Поэтому работа в области международного антикоррупционного взаимодействия, включая участие в деятельности ГРЕКО, оценочном механизме Конвенции ООН против коррупции и других будет продолжена.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) Совета Европы в октябре 2017 года приняла оценочный доклад в отношении России по теме "Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров". Сегодня Генпрокуратура опубликовала этот документ на своем официальном сайте.

ГРЕКО оценила уровень коррупции в России в четвертый раз с 2007 года - именно тогда страна присоединилась к организации. В сравнении с предыдущими оценками Россия показала прогресс в борьбе с коррупцией - например, разрабатываются национальные планы противодействия коррупции, была улучшена система декларирования доходов, повышаются осведомленность и ожидания по вопросу противодействия коррупции среди населения.

Однако ситуация все еще далека от идеала. Особое внимание составители доклада обращают на излишне широкий круг лиц, которые пользуются иммунитетом от судебного преследования. Например, к судьям, депутатам и сенаторам применяется особый порядок уголовного преследования. В организации считают, что Россия должна максимально ограничить иммунитет судей защитой от давления и вмешательства в их волеизъявление.

Необходимо определить объективные критерии, которыми следует руководствоваться при применении требований к честности в процессе отбора, назначения и продвижения судей, и сделать их доступными для общественности.

Следует пересмотреть процесс подбора судей, чтобы лучшим образом сохранить разделение властей и независимость судебной власти от исполнительной, значительно усилив роль судебной власти в процессе отбора кандидатов на должности судей, ведущем к их назначению президентом.

Федеральным органам власти с привлечением органов власти субъектов следует искать пути повышения стабильности срока пребывания в должности мировых судей.

Необходимо возвратить в Кодекс судейской этики исключенные из него положения, связанные с беспристрастностью и честностью судей относительно близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса.

Нужно предоставить сторонам разбирательства, чье ходатайство об отводе судьи, принимающего решение по их делу и по такому ходатайству, было отклонено, возможность незамедлительного обжалования такого отказа без ущерба для проведения разбирательства в разумные сроки.

Следует разработать практическое руководство по вопросам сообщения судьями о подарках, полученных ими от третьих лиц, в том числе в натуральной форме.

Нужно повысить прозрачность декларирования доходов, расходов, интересов, имущества и обязательств судей в отношении источников доходов, в том числе от дополнительной деятельности, с надлежащим соблюдением конфиденциальности и безопасности самих судей и их родственников.

Необходимо ограничить иммунитет судей деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия ("функциональный иммунитет") в максимально возможной степени.

Следует повысить эффективность начального и текущего обучения всех судей по вопросам предупреждения коррупции, включающим применение Кодекса судейской этики, и сделать доступной мировым судьям систему обучения и консультирования по вопросам ожидаемого от них поведения, предотвращения конфликта интересов и т. д.



Просмотров