Грачева Е.Ю. Финансовое право Бюджетное законодательство и иные источники бюджетного права

Источники бюджетного права включают в себя, помимо соответствующих статей Конституции РФ, бюджетное законодательство, в том числе Бюджетный кодекс РФ, а также подзаконные нормативные акты и международные договоры (статьи 2-44 БК РФ.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. и «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальных образований и органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти.

Установленные названными законодательными актами основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.

В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

Приведенные примеры федеральных законов и других нормативных актов далеко не исчерпывают всего их перечня, действующего в настоящее время. Принятый 31 июля 1998 г. (введен в действие с 1 января 2000 г.) Бюджетный кодекс РФ призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой. Он оказывает воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Источники │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌─────────────────┬─────────┴──────┬──────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────┴─────┐ ┌──────────┴──────────┐

│Конституция РФ│ │ Бюджетное │ │Подзаконные │ │Международно-правовые│

│ │ │законодательство│ │ нормативные│ │ договоры │

│ │ │ │ │ акты │ │ │

└──────────────┘ └────────────────┘ └──────┬─────┘ └─────────────────────┘

┌────────────┬──────────┬────────┴──┬──────────────┐

│ │ │ │ │

┌─────────┴─────────┐ │ ┌───────┴────────┐ │ ┌───────────┴─────────┐

│Указы Президента РФ│ │ │ Постановления │ │ │Нормативно-правовые │

│ │ │ │Правительства РФ│ │ │акты органов местного│

│ │ │ │ │ │ │ самоуправления │

└───────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌─────────────┴──────────┐ ┌────┴───────────────────┐

│Нормативно-правовые акты│ │Нормативно-правовые акты│

│ федеральных органов │ │органов государственной │

│ исполнительной власти │ │ власти субъектов РФ │

│ государственной │ │ │

Бюджетное законодательство имеет сложную структуру - ст. 2 БК РФ.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Бюджетное законодательство │

└──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┬──────────────────┼───────────────────┬────────────────────┐

┌────┴───┐┌─────────┴────────┐┌────────┴───────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ ││ Федеральные ││Законы субъектов│ │ Нормативно- │ │ Иные федеральные │

│ ││ законы о бюджете ││ РФ о бюджетах │ │ правовые акты │ │ законы, законы │

│ ││на соответствующий││субъектов РФ на │ │представительских │ │субъектов РФ, акты │

│ БК РФ ││ год и иные ││соответствующий │ │органов местного │ │ представительских │

│ ││ федеральные ││ год │ │ самоуправления │ │ органов местного │

│ ││ законы ││ │ │о местных бюджетах│ │ самоуправления, │

│ ││ ││ │ │на соответствующий│ │ регулирующих │

│ ││ ││ │ │ год │ │бюджетные отношения│

└────────┘└──────────────────┘└────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────────────┘

Виды бюджетов

Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. 1. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, "областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уров­не на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетная система РФ.

Бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации) (ст. 10 БК РФ). Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, перечисленных в БК РФ (ст. 28-38)

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ БюджетнаясистемаРФ │

└───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┴─────────────────────┐

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Iуровень. Федеральныйбюджет ├────────── │ Бюджетыгосударственных │

└─────────────────┬───────────────┘ │ внебюджетныхфондов │

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│ IIуровень. БюджетысубъектовРФ├────────── │ Бюджетытерриториальных │

└─────────────────┬───────────────┘ │государственныхвнебюджетных │

│ │ фондов │

│ └─────────────────────────────┘

┌─────────────────┴─────────────────────┐

│ IIIуровень. Местныебюджеты │

└─────────────────┬─────────────────────┘

┌───────┴─────────────────┐

┌─────────┴────────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Бюджеты: │ │ Бюджетыгородских │

│муниципальных районов,│ │и сельских поселений│

│ городских округов, │ └────────────────────┘

│ внутригородских │

│ муниципальных │

│ образований городов │

│федерального значения│

│ Москвы и │

│ Санкт-Петербурга │

└──────────────────────┘

Бюджетный процесс

Бюджетное законодательство Российской Федерации закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование , представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Бюджетный период - это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса : это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы , - соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся:

Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

Реальность бюджета;

Гласность и публичность его принятия;

Ежегодность бюджетного процесса;

Специализация показателей бюджета.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются межбюджетные трансферты - глава 16 БК РФ.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета │

└───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┼────────────────────────────────┐

┌────────────┴────────────────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────────────────┴──────┐

│Субвенции бюджетам субъектов РФ │ │Финансовая помощь:│ │Бюджетные кредиты бюджетам│

│из федерального фонда компенсаций│ │ │ │ субъектов РФ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────┬────────┘ └──────────────────────────┘

┌────────────────────────┬──────────┴──────────┬─────────────────────┐

┌───────────┴───────────┐┌───────────┴──────────┐┌─────────┴────────┐┌───────────┴──────┐

│дотации из Федерального││дотации и субвенции из││финансовая помощь ││иные безвозмездные│

│ фонда финансовой ││ федерального фонда ││бюджетам отдельных││ и безвозвратные │

│поддержки субъектов РФ ││регионального развития││ муниципальных ││ перечисления │

│ ││ и Федерального фонда ││ образований ││ │

│ ││ софинансирования ││ ││ │

│ ││ социальных расходов ││ ││ │

└───────────────────────┘└──────────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые норма, устанавливающие:

· структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ);

· перечень бюджетных доходов и расходов;

· порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов;

· бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;

· регламент бюджетного процесса;

· порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.

Виды бюджетных правоотношений:

1) установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ;

2) установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня;

3) разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

4) организация бюджетного процесса;

5) организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.

Субъекты бюджетных правоотношений:

1) государство, а также государственные и административно-территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3) государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.

Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.

Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.

Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.

Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.

Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.

Альтернативная классификация

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Источники бюджетного права можно разделить по уровню правового регулирования на:

  1. международные договоры;
  2. Конституцию Российской Федерации, бюджетное законодательство;
  3. подзаконные нормативные правовые акты:
    • указы Президента Российской Федерации,
    • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
    • нормативные правовые акты, издаваемые в пределах компетенции финансовым органом, Федеральным казначейством;
    • нормативные правовые акты, издаваемые главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств в связи с осуществлением ими своих бюджетных полномочий.

См. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Козырина. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.

Впрочем, если рассматривать бюджетное право как подотрасль финансового права и совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, то включение международных договоров в перечень его источников вряд ли целесообразно.

Некоторые авторы включают в перечень источников бюджетного права и практику Конституционного Суда РФ (см., например, http://отрасли-права.рф/article/19985).

Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

  1. федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
  2. уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
  3. уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).

Федеральная составляющая источников бюджетного права

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. подзаконные акты.

В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:

  • положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации (ст. 71 , ст. 73 , ст. 132);
  • конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере (ст. 101-103);
  • в статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере.

Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации ", в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:

  • Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Основным федеральным законом , регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ . Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.

Подзаконные акты - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой (Указы Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения).

Министерство финансов РФ - это федеральный орган исполнительной власти, вырабатывающий единую государственную финансовую, кредитную, денежную политику, ведущий нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную и иные сферы.

Следовательно, источниками бюджетного права являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России.

Региональная составляющая источников бюджетного права

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе:

  1. уставы и конституции субъектов РФ;
  2. законы субъектов РФ;
  3. подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).

Основные законы субъектов РФ - уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.

Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ , регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в структуру бюджетного законодательства РФ.

В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты - акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, постановление Правительства субъекта).

Муниципальная составляющая источников бюджетного права

Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:

  1. принятые представительными органами местного самоуправления;
  2. принимаемые исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

К актам, регулирующим бюджетные отношения, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся:

  • уставы муниципальных образований;
  • собственно акты, регулирующие бюджетные отношения.

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.

Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, преду-смотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы: от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на

год», от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» , от 24 ноября

г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» , от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и др.

При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, тер-риториальных образований, публичных институтов.

К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» , от 25 августа 2004 г. № 1114 «О приостановлении действия некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О федеральном бюджете на 2004 год"» , от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» .

К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся постановления Правительства РФ, в их числе: от 6 сентября 2007 г.

№ 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» , от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2007 год"» , от 12 декабря 2007 г. № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» и др.

Принципиально важное значение имеют постановления Пра-вительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению резуль-тативности бюджетных расходов» , которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

Среди законов субъектов Российской Федерации как одного из видов источников бюджетного права можно выделить Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. № 87-з «О межбюджетных отношениях в Смоленской области» , Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» , Закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» и др.

К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Феде-рации.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полно-мочий.

Например, можно отметить Договор от 16 июня 1998 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами го- сударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» .

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Следует выделить определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» , от 4 ноября 2004 г. № 324-0 «По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 169-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» .

Важный источник бюджетного права - международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Кон-ституции РФ (ч. 4 ст. 15) записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К примеру, нормы бюджетного права содержатся в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

В качестве общепризнанных принципов международного права следует назвать такие постулаты, как «незлоупотребление правом», «из нарушений права право не рождается», «никто не может быть судьей в собственном деле», «договоры должны соблюдаться», «специальный закон имеет преимущества перед общим».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 3. Источники бюджетного права

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине Бюджетная система РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.61 Мб

    Государственный бюджет: понятие, сущность, функции История развития бюджетной системы России на различных исторических этапах Бюджетная система РФ. Принципы бюджетного устройства РФ. Сущность

  • Ответы по предмету Бюджетная система РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.22 Мб

    1 Бюджет как основной финансовй план и как форма образования и расходования фонда денежных срадств государства 2 Функции бюджета и их практическая реализация 3 Консолидированный Б и его значение

  • Финансовое право России

    | Ответы к зачету/экзамену

    Список вопросов Понятие финансового права. Роль и место финансового права в системе российского права. Понятие финансов, их возникновение. Функции финансов. Финансовая деятельность государства,

  • Шпаргалка. Основы Права

    | Шпаргалка | | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Понятие и основные черты, возникновение государства: экономические и социальные причины. 2. Внешние и внутренние функции государства 3. Механизм и аппарат государства. 4. Субъекты права. 5.

  • Ответы на вопросы муниципальному праву России

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.52 Мб

Система источников бюджетного права включает в себя Конституцию РФ, нормы международного права, конституции (уставы) субъектов федерации, уставы муниципальных образований, акты бюджетного законодательства, подзаконные нормативные акты федерального, регионального и местного уровня. В системе источников бюджетного права нашла свое отражение структура бюджетной системы России как федеративного государства с действующей системой местного самоуправления.

Конституция РФ содержит значительное число норм, определяющих конституционные основы бюджетной системы РФ и регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов всех уровней, их исполнением и контролем исполнением бюджета.

Конституционные основы бюджетной системы РФ закрепляют ст. 71, 72, 73, 132 Конституции РФ. Нормы указанных статей не только определяют систему бюджетов публичных образований России, но и закрепляют принцип самостоятельности бюджетов разных уровней: п. «з» ст.71 относит федеральный бюджет к предметам ведения федерации; ст. 73, во взаимосвязи со ст. 71 и 72, относит бюджет субъекта федерации к предметам ведения субъекта РФ; ст. 132 предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

На конституционном уровне закреплены полномочия высших органов государственной власти в бюджетном процессе. На Правительство РФ возложена разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета, его исполнение и представление отчета о его исполнении (ст. 114 Конституции РФ). Ст. 106 установила, что федеральный бюджет принимается в виде федерального закона о федеральном бюджете в связи, с чем законодательная процедура, предусмотренная ст. 105 Конституции РФ, распространяется и на процесс принятия федерального бюджета. П.«а» ст. 106 Конституции РФ устанавливает обязательное рассмотрение в Совете Федерации закона о федеральном бюджете.

Конституция РФ предусматривает создание и порядок формирования такого важного субъекта бюджетных отношений как Счетная палата РФ. Полномочия палат Федерального Собрания по формированию этого государственного органа установлены ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Для бюджетного права важное значение имеют и некоторые иные нормы Конституции РФ, например ст. 75, 77, 78.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации содержат значительное число норм бюджетного права. Так, ст. 36, 42, 44, 47, 73 Устава Санкт-Петербурга устанавливают полномочия органов государственной власти города в сфере бюджетных отношений и определяют некоторые нормы бюджетного процесса в Санкт-Петербурге.

Уставы муниципальных образований обязательно включают в себя нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в регулировании бюджетных отношений и некоторые иные вопросы бюджетного права. Так, например, Устав муниципального округа Пискаревка г.Санкт-Петербурга предусматривает не только полномочия органов местного самоуправления в бюджетных отношениях, но и порядок разработки, принятия и исполнения бюджета округа, порядок осуществления муниципального заказа (Устав муниципального округа Пискаревка в редакции постановления муниципального совета округа Пискаревка от 12.12.2005 № 87).



Нормы международного права БК РФ относит к источникам бюджетного права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ БК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ перед нормами бюджетного законодательства. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем установлены бюджетным законодательством, применяются правила международного договора. За последние годы Россией заключено сравнительно немного международных договоров, затрагивающих вопросы бюджетного права. Это, прежде всего, международные договоры об урегулировании отношений, связанных с внешними заимствованиями, а также договоры в рамках СНГ и союзного государства с Республикой Беларусь. Нормы международных договоров применяются непосредственно, кроме случаев, когда в самом международном договоре указано на необходимость издания внутригосударственных актов.

В применении норм бюджетного права заметную роль играют решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ. Признание этих актов источниками права является вопросом дискуссионным в правовой науке. Однако общепризнанно, что решения Конституционного Суда РФ, по крайне мере, решения о признании нормативных актов и отдельных правовых норм неконституционными, привносят в правую систему новые нормы – новые правила, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев применения. Признание нормативно-правового акта неконституционным по своим правовым последствиям аналогично признанию его, утратившим юридическую силу на основе соответствующего нормативного акта. Правовые позиции Конституционного Суда РФ (понятие закреплено в ст. 73 ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде РФ») самим Судом неоднократно признавались общеобязательными и действующими непосредственно (См. Постановление КС РФ от 15.07.1999 г. № 11-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и законов РФ «Об основах налоговой системы РФ» и «О федеральных органах налоговой полиции»). Правовые позиции Конституционного Суда РФ, несомненно, определяют направления не только правоприменительной деятельности органов публичной власти, прежде всего судов, но и влияют непосредственно на правотворческую деятельность.

В 90-х годах ХХ века немаловажная роль в регулировании бюджетных отношений принадлежала договорам о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Значительная часть этих договоров была посвящена регулированию бюджетных отношений. В начале 2000-х годов большинство этих договоров были прекращены в связи с тем, что закон предусмотрел возможность заключения таких договоров только в случаях, когда это обусловлено экономическими и географическими особенностями субъекта федерации (См. п. 1 ст. 26.7. федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В последние годы в бюджетном законодательстве проявляют себя две основные тенденции. Одна из них состоит в стремлении государства возможно полнее, точнее и детальнее урегулировать в нормативном порядке деятельность государственных органов и должностных лиц в бюджетной сфере. Вторая тенденция состоит в предоставлении получателям бюджетных средств большей свободы в расходовании бюджетных средств, снижении уровня детализации нормативно-правового регулирования. Названные тенденции не находятся в противоречии друг с другом. Там, где конечный результат поддается контролю и зависит от усилий субъекта (деятельность учреждений науки, образования, культуры и т. д.) – государство переходит к контролю результата деятельности как показателя точности и эффективности использования бюджетных средств. Там, где такой контроль результата затруднен, и сам результат определяется многими объективными и субъективными факторами (деятельность государственных органов и должностных лиц), государство стремится максимально полно, детально урегулировать бюджетные отношения, справедливо видя в этом инструмент укрепления государственной дисциплины, целевого использования бюджетных средств и борьбы с коррупцией.



Просмотров