Госзакупки: что это такое. Госзакупки – начинаем и выигрываем Где госзакупки

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.

На современном этапе развития Российской Федерации экономическая ситуация сложилась таким образом, что частный бизнес, как таковой, практически отсутствует, чему способствует ряд специфических факторов: коррупция в госорганах, состояние банковской системы (невозможность получения нормального кредитования), тарифы ЖКХ, отсутствие денежной массы у населения.

Более 80 % всей «белой» денежной массы Российской федерации – это бюджетные средства.

Тот бизнес в России, который не только существует, но развивается и даже процветает, ведется в двух направлениях – это деятельность, связанная с наполнением бюджета (более чем на 70 % наполняемость бюджета – это поступление средств от продажи полезных ископаемых) и деятельность, связанная с обслуживанием бюджетных нужд (освоение бюджетных средств – выполнение Госзаказа).

Специализированный консультационный Центр Государственных закупок (Центр Госзакупок) оказывает полный комплекс услуг, связанных с развитием Вашего бизнеса по реализации товаров или услуг в сфере Госзакупок.

Центр Госзакупок оказывает помощь в подготовке, проведении или участии в торгах (тендерах) как государственным организациям – Заказчикам , так и частному бизнесу – Участникам (от нулевого уровня до среднего и крупного), от составления элементарной котировочной заявки до разработки индивидуальной стратегии и тактики ведения тендерных войн (никто добровольно делиться с Вами ни одной копейкой не собирается, добиться этого – тяжелый, кропотливый труд), от выполнения разовых услуг до комплексного обслуживания, защищает Ваши интересы в ФАС России и Рособоронзаказе, лоббирует Ваши интересы среди Заказчиков (помогает встретиться двум одиночествам для нахождения консенсуса в виде заключения Госконтракта), а так же помогает с получением тендерного кредита и банковской гарантии.

Все обратившиеся за помощью делятся для нас лишь по следующему критерию – либо это организатор торгов (Заказчик), либо – участник торгов (Участник размещения заказа).

Источник: http://center-goszakupok.ru/

Государственные закупки

Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. government procurement, public tendering, public procurement) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств.

Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов).

Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков.

Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными.

Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения.

Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации.

В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия.

Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Источник: http://www.FinancialGuide.ru/encyclopedia/goszakupki

(государственные закупки) – способ приобретения за счет средств бюджетного фонда продукции, услуг и работ для удовлетворения нужд государства.

Такой способ приобретения распространяется практически на все направления деятельности и может применяться для закупки медикаментов, оборудования, техники и др.

Ключевая особенность данного процесса – организация и проведение закупок для государственных нужд регулируется на уровне законодательства Градостроительным кодексом, ФЗ-94, а с 2014г.

ФЗ-44, и рядом других нормативно-правовых документов.

Организация госзакупок происходит путем размещения государственного заказа, под которым следует понимать общее количество заключенных контрактов за счет средств бюджета.

Составной частью госзаказа является муниципальный заказ.

В данном случае он осуществляется по инициативе органов самоуправления для определенной местности и направлен на удовлетворение нужд и решение проблем местного значения.

Госзакупки базируется на принципах:

  • Справедливости и равенства – для всех участников действуют единые правила, предоставляются единые возможности для участия.
  • Открытости и прозрачности – информация о планируемых и проводимых государственных закупках должна быть отображена на информационных ресурсах в сети Интернет и специализированных печатных изданиях.
  • Эффективности использования госсредств – это значит, что контракты на услуги, поставку продукции должны приобретаться по минимально возможной цене.
  • Ответственности – процедура проведения госзакупок является подотчетной. Согласно регламенту каждый этап мероприятия фиксируется, обосновывается выбор исполнителя, результат заносится в реестр. Контролирующую функцию в данном вопросе выполняет ФАС.

В случае выявления нарушения проведения госзакупок, законодательством предусмотрена административная ответственность.

Наказание предусматривает:

  • возложение штрафных санкций в размере от 3 до 500 тысяч рублей, в зависимости от вида выявленного нарушения;
  • фиксирование сведений о недобросовестных поставщиках в одноименном реестре.

Основными путями размещения госзаказа являются торги (конкурс, аукцион), запрос котировок, закупки у единственного поставщика или на биржах.

Выбор пути не является прерогативой заказчика: все четко регламентировано законодательством.

В законе указано, для каких видов работ применим конкурс, для каких электронный аукцион и котировки.

Претенденты на контракт являются участниками размещения заказа, выступать в роли которых могут физические и юридические лица. Участие в аукционах, конкурсах требует взвешенного решения.

Для этого необходимо учитывать:

  • Рентабельность предприятия, компании.
  • Наличие свободных средств для обеспечения заявки.
  • Укомплектованность штата профессиональным бухгалтером, который разбирается в тонкостях работы с бюджетными средствами.
  • Наличие специалиста, профилем работы которого является участие в госзакупках.
  • Отсутствие задолженности по налоговым выплатам.
  • Возможность выполнять работы или поставку продукции за счет организации с последующим погашением из бюджета.

Во время экономического кризиса все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели озабочены тем, чтобы сохранить уровень продаж на докризисном уровне. Отличные возможности для этого дает контрактная система, в рамках которой органы власти и бюджетные учреждения закупают товары, работы и услуги для своих нужд. Это очень большой и стабильный рынок, который позволяет надежным и «грамотным» поставщикам серьезно увеличить выручку от реализации своих товаров или услуг. Мы начинаем публиковать серию статей, в которых подробно расскажем о том, как организация или ИП могут стать поставщиками в рамках контрактной системы. В первой статье мы опишем контрактную систему и основные принципы, по которым она действует. В последующих статьях серии будут даны подробные инструкции, описывающие действия поставщика на разных этапах торгов.

Что такое контрактная система

С 2014 года в нашей стране действует контрактная система — особый свод правил, регулирующий закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти правила применяются во всех случаях, когда государственные и муниципальные организации, органы власти, бюджетные учреждения нуждаются в какой-либо продукции, услуге, когда необходимо выполнение определенной работы.

Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована и обоснована. Поэтому все заказчики утверждают свои планы закупок, в которых указывают цели приобретения, дают описание объектов закупок, намечают сроки проведения торгов, обосновывают, каким именно образом объект закупки послужит достижению целей, предусмотренных различными программами, и выполнению функций, возложенных на заказчика государством.

Товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши.

У кого государственные и муниципальные заказчики смогут купить все необходимое? Главными поставщиками в системе закупок являются бизнес-структуры — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Бизнесмены могут подать свои заявки с предложениями требующихся заказчикам товаров, работ, услуг и тем самым стать участниками закупок.

На сегодняшний день в Единой информационной системе зарегистрировано более 330 000 государственных и муниципальных заказчиков, итоговая сумма по закупленным товарам, работам и услугам за 2015 год составила 6,6 трлн. рублей.

Это позволяет утверждать, что контрактная система является исключительно перспективной возможностью для развития бизнеса тех участников, которые готовы поставить нужные государству товары, работы и услуги.

По каким правилам проводятся закупки

Правила закупок, условия и требования к их проведению установлены Федеральным законом от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила обязательны как для тех, кто в силу закона является заказчиками товаров, работ и услуг (государственные органы, в том числе органы государственной власти, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, муниципальные образования, муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения), так и для тех, кто является участниками контрактной системы и поставляет заказчикам все необходимое.

Принцип открытости и прозрачности

Контрактная система действует на основании нескольких определяющих принципов, важнейшими из которых является принцип открытости и прозрачности информации, поэтому абсолютно вся информация о закупках каждого заказчика публикуется в Единой информационной системе — на специальном сайте в Интернете по адресу www.zakupki.gov.ru .

Там можно бесплатно и в свободном доступе получить огромное количество полезной информации — планы закупок, которые заказчики обязаны публиковать заблаговременно, извещения и документация о закупках, которые проводятся в настоящий момент, результаты подведения итогов торгов, информацию о заключенных контрактах, сами контракты и все сведения о том, как они исполняются и оплачиваются, и многое другое.

Многие опытные поставщики также пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом « ». Сервис позволяет сделать поиск закупок более эффективным. Он отличается от «умным» поиском, который позволяет искать по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в « » поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Принцип обеспечения добросовестной конкуренции

Другой важный принцип контрактной системы — обеспечение добросовестной конкуренции. Это означает, что система закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между теми, кто пожелает сделать свои предложения товаров, работ и услуг государственным и муниципальным заказчикам.

Закон о контрактной системе установил, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных и муниципальных нужд, поэтому участниками закупок могут быть любые лица:

  • физические лица — в тех случаях, когда условия закупки отдельно предусматривают такую возможность, например, заказчик закупает услуги экскурсовода;
  • во всех остальных случаях — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Для того, чтобы выбор поставщика осуществлялся на конкурентной основе, заказчики должны выявлять те предложения от участников закупок, в которых будут лучшие условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона и приводят к ограничению конкуренции, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Законодательство о контрактной системе содержит много строгих ограничительных норм. За их соблюдением следит контрольный орган в сфере закупок — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения, которая имеет функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Участникам контрактной системы предоставлено право обжаловать незаконные действия заказчиков именно в ФАС.

Регулятором сферы закупок является Министерство экономического развития РФ — орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Главная цель заказчика, действующего в рамках контрактной системы — приобрести необходимый товар (работу, услугу) для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Для этого заказчик совершает следующие действия:

  • Закупка начинается с подготовки описания необходимого товара, результата работы или услуги, и формирования начальной (максимальной) цены будущего контракта.
  • Закупка планируется и обосновывается, готовится вся необходимая документация.
  • Закупка осуществляется путем проведения торгов или приобретением товара, работы, услуги у единственного поставщика.
  • Заключается государственный или муниципальный контакт, выполнение которого и является целью закупки.

Как стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд?

Потребуются деньги

Особенностью контрактной системы является обязательное выполнение финансовых условий, позволяющих участвовать в закупках. Все участники без исключений должны быть готовы вместе с подачей заявки уплатить обеспечение. Размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Тот участник, который становится победителем торгов и с которым заключается государственный или муниципальный контракт, должен располагать еще большей суммой для оплаты обеспечения исполнения контракта — от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены (НМЦК), если цена контракта равна или менее 50 млн. руб., и от 10 до 30 % НМЦК, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Закон допускает два способа обеспечения — внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии, но для использования банковских гарантий нужно учесть специальные регулирующие условия.

Потребуются документы

Участникам необходимо подтвердить свое соответствие требованиям законодательства. Прежде всего подтверждается факт государственной регистрации участника в качестве ИП или юридического лица, поэтому нужно предоставить:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сообщить ИНН;
  • учредительные документы юридического лица;
  • паспортные данные ИП;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя организации;
  • документы, подтверждающие полномочия лица для представления интересов участника;
  • иные документы и сведения, указанные в документации о данной закупке.

Потребуется регистрация в ЕИС

Для того, чтобы иметь полную информацию обо всех интересующих его закупках, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе — www.zakupki.gov.ru . После этого доступ к информации будет полным и бесплатным.

В рамках контрактной системы заказчики используют различные виды торговых процедур, но наиболее распространен электронный аукцион. Такие аукционы проходят на 5 электронных площадках:

  • ЗАО « Сбербанк-Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru ;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) — www.roseltorg.ru ;
  • ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» —www.zakazrf.ru ;
  • ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru ;
  • ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — www.etp-micex.ru .

В извещении о проведении электронного аукциона, которое заказчики обязательно разместят в ЕИС, будет указание на ту электронную площадку, где проводится данный аукцион.

Для подачи заявки на электронный аукцион, участники должны получить аккредитацию — зарегистрироваться именно на указанной заказчиком электронной площадке, предоставить туда все необходимые документы в электронном виде.

Все электронные площадки на своих сайтах публикуют регламент взаимодействия с участниками и правила пользования.

Обратите внимание: для участия в торгах необходимо получить электронную подпись, которая позволит подписывать заявки и подавать ценовые предложения.

Потребуются соответствующие товары (возможность выполнить работы или оказать услуги)

В своих заявках участники делают предложения о поставке именно тех товаров, выполнении тех работ и оказании тех услуг, которые указаны заказчиком в его документации о данной закупке.

В случае победы в торговой процедуре участник станет поставщиком, заключит контракт и должен будет выполнить его условия неукоснительно. Только после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств поставщик вправе претендовать на заслуженную оплату.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой .

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: (ЭА), (ОК) и (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете . По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров” .

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.



Просмотров