Государственный оборонный заказ. Под руководством президента Казначейское сопровождение ГОЗ

1. Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) определять примерные условия государственных контрактов, контрактов;

2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе:

1) предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта;

2) предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта;

3) устанавливать меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

4. Кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, исполнителям, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поправки в Федеральный закон №275 «О гособоронзаказе» вступили в силу с 1 сентября текущего года, но до сих пор нет четкого понимания, как реализовать на практике новый механизм финансирования. Это вызывает серьезную озабоченность руководителей оборонных предприятий. Своими размышлениями по проблеме правового регулирования ГОЗ поделился генеральный директор АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Олег Лавричев.

Необходимость модернизации правового регулирования ГОЗа в действительности назрела давно. Поправки к 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», по мнению их авторов, призваны существенно изменить сложившуюся в последние годы неблагоприятную ситуацию с финансированием гособоронзаказа. Однако на деле все получилось с точностью до наоборот. По новым механизмам финансирования контрактов по ГОЗу уже сегодня выявлен ряд существенных проблем, негативно влияющих не только на выполнение ГОЗ, но и на экономическое состояние предприятий ОПК.

По состоянию на сегодняшний день, 9 декабря, у нас нет ни одного договора на 2016 год с ключевыми головными исполнителями, доля поставок которых превышает 60%, а значит, нет и авансов от заказчиков. По этой причине мы просто физически не успеем заключить договоры с контрагентами и закупить материалы, комплектующие, срок изготовления которых порой достигает более полугода после предоплаты, тогда как по условиям госконтрактов мы должны поставлять продукцию уже с января 2016г. Но из-за отсутствия авансов мы не сможем своевременно создать производственные заделы по деталям, узлам и в итоге отгрузить продукцию в требуемые сроки. Ведь любая оплата должна вестись «окрашенными» деньгами, соответственно, и мы должны своим контрагентам производить платежи «окрашенными» средствами. Так как на сегодня нет авансов, необходимо переносить сроки поставки готовой продукции. Но многие головники не позволяют переносить сроки, жёстко настаивая на своей интерпретации условий договора, мотивируя свои действия позицией Министерства обороны. В то же время согласно гл.5, ст.12, п.2(1) ФЗ-275 «О ГОЗ» «Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе: предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта». Если в последние годы у нас не было претензий по авансированию со стороны госзаказчика и мы могли заблаговременно запускать изделия в производство, то в этом году с введением ФЗ-159 ситуация с авансированием складывается критическая. Поэтому, считаю, данную норму закона необходимо переводить из прав государственного заказчика, в статью 7 настоящего Закона «Основные обязанности государственного заказчика».

Проблему с получением прибыли предприятием и по долгосрочным контактам также можно и нужно решить, например, оговорив в договорах условия, на которых реальные деньги могут поступать на предприятие в течение срока действия контракта

Например, острая ситуация стоит по оплате за создание страховых запасов материалов и комплектующих, а также получению прибыли после выполнения поставок по ГОЗ. Многие комплектаторы более низкого уровня имеют по каждому ГОЗ незначительную долю и не хотят ждать несколько лет возмещения созданных страховых запасов и получения прибыли. Можно, конечно, решать эти споры через суд, но это вряд ли ускорит выполнение ГОЗ, скорее всего наоборот. Неясно, кому будет это выгодно? Но некоторые головные предприятия, понимая абсурдность требований, идут навстречу и включают в условия договоров оплату исполнителям ГОЗ по согласованным военными представительствами реестрам, документам, обосновывающим размер платежей. Такая ситуация сложилась из-за разночтений предприятиями закона.

Проблему с получением прибыли предприятием и по долгосрочным контактам также можно и нужно решить, например, оговорив в договорах условия, на которых реальные деньги могут поступать на предприятие в течение срока действия контракта. Исполнители, соисполнители по производственной кооперации должны получать перечисление прибыли по мере исполнения этапов договоров.

Такая ситуация торможения исполнения ГОЗ ввиду пробуксовки механизмов финансирования сложилась на большинстве предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предприятия промышленности оказались не готовы к столь быстрому введению новшеств, особенно при отсутствии необходимого объема утвержденных методик, инструкций, исключающих разночтения и позволяющих организовать плановую работу по внедрению новой системы финансирования на основе практического положительного опыта в реализации, например, пилотного проекта на каких-либо предприятиях.

Большой проблемой для ОПК видится ограничение сотрудничества с банковскими структурами перечнем уполномоченных банков.

У уполномоченных банков также возникают серьёзные разночтения положений Закона из-за отсутствия единых инструктивных указаний по объёму запрашиваемой информации, что серьёзно тормозит процесс прохождения платежей, создает дополнительные проблемы в работе. Банки, с целью подстраховки, могут затребовать любую информацию для подтверждения целесообразности проведения платежей, а это может быть достаточно большой объём документов. Представим ситуацию, когда у предприятия численностью несколько тысяч человек для обоснования перечисления средств на выдачу заработной платы могут затребовать заказ-наряды на работу, а это сотни тысяч деталей, узлов и т.д. Поэтому Банку России надо выпустить указания с единым перечнем требований для обоснования подтверждения платежей, особенно это касается перечисления средств на выплату заработной платы работникам предприятий.

Большой проблемой для ОПК видится ограничение сотрудничества с банковскими структурами перечнем уполномоченных банков. Данная ситуация может привести к монополизации цен на банковские продукты, а также снижению эффективности исполнения банковских услуг, и может возникнуть ситуация, когда уполномоченный банк просто отсутствует в муниципальном образовании. Конечно, сейчас уполномоченные коммерческие банки, устанавливая процентные ставки по выдаваемым кредитам, пока не сильно этим злоупотребляют. Но где гарантия того, что через несколько месяцев пользуясь монопольным положением, уполномоченные банки не будут завышать размер процентной ставки и навязывать различные невыгодные условия предприятиям ОПК? Нигде не прописана ответственность коммерческих банков, как и не оговорен максимально возможный размер ставки. Может случиться ситуация, что банк в силу разных причин откажется кредитовать. Что в этом случае делать предприятию?

При наличии большой номенклатуры производимых комплектующих изделий, которые используются сразу в нескольких головных изделиях по разным госконтрактам, при новом механизме оплаты с отдельного счета в банке только за изделия по конкретному заказу возникнут трудности по оплате материалов и комплектующих из-за малых норм применения и больших партий отгрузки поставщиком. Это приведет к недостатку оборотных средств для закупки материалов и комплектующих, создания по ним страховых запасов для своевременного запуска изделий в производство. Законом предлагается предоставить право головному исполнителю, исполнителям формировать некоторые запасы продукции для исполнения ГОЗа и возмещать обоснованные (кто и на каком основании будет решать, что они обоснованные?) расходы на формирование запаса с согласия госзаказчика. Но затраты предполагается компенсировать после завершения госконтракта, а исполнение по ним бывает и многолетнее (3-4 года). Как и то, что прибыль предприятие получит только после предоставления в банк документа, подтверждающего передачу товара, работ, услуг. А поскольку контракты являются долгосрочными, реальные деньги предприятие получит через несколько лет.

Проблемой становится обслуживание отдельных счетов на каждый государственный контракт и контракт соисполнения в уполномоченном банке, когда количество счетов у одного исполнителя может доходить до нескольких сотен.

Непонятно, как предприятие будет решать вопрос по ранее взятым кредитам на приобретение комплектующих, материалов, оборудования, создания производственных мощностей для выполнения ГОЗ, так как погашение кредита с отдельного счета запрещено, а кредитный договор может быть реально закрыт не ранее закрытия отдельного счета и перечисления по госконтракту денежных средств на предприятие. Значит, предприятиям ОПК придется и дальше обременять себя кредитами, ухудшая свое экономическое положение.

Ситуацию усугубляет тот факт, что по существующему законодательству в себестоимость продукции по ГОЗу принимается величина процентной ставки по кредитам в размере не более ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 1,5%. А в действительности промышленным предприятиям приходится брать кредиты в коммерческих банках с процентной ставкой уже значительно выше, отталкиваясь от понятия «ключевая ставка Банка России». Эта разница не оплачивается Министерством обороны РФ.

В Законе есть прямой запрет на покупку иностранной валюты или перевода денег за рубеж с отдельного счета. Это нововведение значительно усложнило предприятиям, выполняющим ГОЗ, работу с иностранными контрагентами.

Составление реестра кооперации (предлагается возложить на головного исполнителя) повлияет на сроки заключения госконтракта, контрактов. Также предусмотрен режим использования отдельного счета на оплату расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам, подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ и услуг утверждается Правительством РФ. В случае необходимости провести замену комплектующих или материала ввиду их отсутствия может потребоваться дополнительное время на согласование и внесение этих изменений в реестр кооперации, что существенно увеличит сроки выполнения ГОЗа.

В Законе есть прямой запрет на покупку иностранной валюты или перевода денег за рубеж с отдельного счета. Это нововведение значительно усложнило предприятиям, выполняющим ГОЗ, работу с иностранными контрагентами. Как быть с покупкой электронных компонентов, материалов в странах СНГ, а также высокоточного оборудования в странах дальнего зарубежья, без которого порой невозможно изготовить высокоточные изделия по ГОЗ? Те слабые оговорки и допущения, которые есть в тексте Закона, не регламентируют эту деятельность.

Предлагаю пункт 6 Закона после слов «приобретение иностранной валюты» дополнить словами «за исключением случаев перечисления средств для расчета с иностранными поставщиками за оборудование, инструмент, запасные части, комплектующие, материалы, не производимые в РФ и участвующие в технологических процессах производства продукции в рамках государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности расходов».

В случае прекращения поставок продукции по ГОЗу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать и перепрофилировать без согласия госзаказчика свои производственные мощности. Вопрос: кто будет компенсировать убытки исполнителю ГОЗа, так как его дальнейшее функционирование ставится под угрозу?

Вопросов много, но решения найти необходимо.

Закон предусматривает наказание за отказ от выполнения ГОЗа, но не учитывает причины. Мы можем отказаться от заключения госконтракта, к примеру, из-за отсутствия мощностей, технологий, узких специалистов. В этой ситуации нам могут навязать контракт с нереальными сроками исполнения, в которые предприятие по всей кооперации заведомо не уложится. При этом отказаться от предложенных условий не можем, в этом случае предприятие ждет наказание. Этот вопрос по установлению реальных сроков по исполнению ГОЗ на то или иное изделие надо решать компетентно, с пониманием технологического цикла изготовления всех составляющих по всей цепочке производственной кооперации. До внесения изменений в Закон все заводы, участвующие в исполнении ГОЗ, на основании полученной предварительной заявки сразу же начинали заниматься размещением заказов по всей цепочке соисполнителей. На основании этих заявок привлекались кредиты на создание страховых запасов, в производство запускались детали, узлы. Поэтому процесс запуска изделий в производство был возможен до получения договоров или в процессе их заключения. Все существенные условия контактов, например, вопросы обеспечения качества, гарантии, логистики, авансирования и т.д., решались уже в процессе исполнения. Такой подход помогал существенно снизить время исполнения контрактов. Сейчас же, чтобы открыть кредитную линию в уполномоченном коммерческом банке или провести платежи контрагентам, кроме идентификатора, необходимо представить уже полностью оформленный договор между головником и исполнителем. Оформление дополнительных соглашений, протоколов разногласий не допускается. Как быть в такой ситуации, когда исполнители-контрагенты более низкого уровня производственной кооперации отказываются работать на продиктованных головниками условиях? Конечно, можно решать вопросы через суд, месяцами судиться, но кто от этого выиграет?

Вопросов много, но решения найти необходимо. Конкретно предлагаю использовать режим использования совместного счета, т.е. перечисления денежных средств с нескольких отдельных счетов, открытых в рамках госконтракта, контракта, за комплектующие (материалы, ЭРИ, ПКИ, химреагенты и т.д.), используемые в дальнейшем в разных госконтрактах, контрактах ввиду их малых норм применяемости (несколько граммов, штук и т.д.).

Положение о режиме использования отдельного счета, предусматривающего списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц предлагаю дополнить - для малых предприятий и не более двадцати миллионов рублей в месяц для крупных предприятий.

Приходится констатировать, что на сегодня закон, на наш взгляд, проблемный и противоречивый, добавляющий серьёзные трудности предприятиям ОПК, которые и так находятся в неблагоприятных условиях

Также можно и нужно включить в круг операций отдельного счета не только оплату труда, но и выдачу денежных средств на командировочные расходы. На нашем предприятии командировочные расходы составляют порядка 3 млн. руб., не говоря о прочих хозяйственных расходах. Даже с нескольких контрактов по 3 млн. руб. в месяц совершенно недостаточно для покрытия наших затрат на хозяйственные нужды.

Сюда же включить и лизинговые платежи, направленные на закупку оборудования, используемого для производства продукции в рамках государственного оборонного заказа при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности расходов. Весь мир использует механизм лизинга для приобретения оборудования как наиболее оптимальный. Лизинг позволяет, не отвлекая разово большое количество финансовых средств, проводить объёмное техническое перевооружение предприятий в сжатые сроки. Непонятно, почему в Законе вдруг отказались от этого, когда в других направлениях, например, в сельском хозяйстве, государство активно поддерживает такую модель финансирования технического перевооружения!?

Приходится констатировать, что на сегодня закон, на наш взгляд, проблемный и противоречивый, добавляющий серьёзные трудности предприятиям ОПК, которые и так находятся в неблагоприятных условиях: необходимости выполнять возрастающие заказы МО РФ при дефиците технологических мощностей, трудовых ресурсов, денежных средств, во многом недорешенных вопросов импортозамещения по целому ряду импортных материалов и комплектующих, а также высокопроизводительного и высокоточного оборудования.

Изложенные мною выше предложения были поддержаны целым рядом руководителей нижегородских предприятий ОПК, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, у которых схожие мнения в этом вопросе. Мы планируем совместно с Законодательным собранием Нижегородской области выйти с законодательной инициативой в органы федеральной власти по внесению изменений в ФЗ-275 «О ГОЗ», которые позволят найти консенсус в интересах государства и предприятий ОПК по работе в новых условиях, полностью выполнить показатели ГПВ на 2011-2020 гг., установленные Президентом РФ. Считаем, что сейчас необходим механизм поэтапного внедрения изменений с установлением определенного переходного периода, что позволит оборонным предприятиям и банкам создать единые нормативные документы, безболезненно адаптироваться и перейти на новый механизм финансирования.

АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» - одно из ведущих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса страны. Выпускает приборы для авиационной, космической, ракетной отраслей, широкий спектр продукции гражданского назначения, в том числе сложную медицинскую технику. Является градообразующим. Входит в группу компаний «СОЦИУМ» (председатель совета директоров - И.Р. Ашурбейли), АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» (председатель совета директоров - С.В. Чемезов), а также в состав Ассоциации военно-промышленных компаний, возглавляемой Р.И. Ашурбейли.

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Современная отечественная бронетехника востребована и в России, и за рубежом, что дает возможность предприятиям работать на полную мощность. Фото Виталия Кузьмина

Впервые в новейшей истории нашей страны председателем Военно-промышленной комиссии РФ (ВПК) является сам президент России, и это есть некий сигнал, показывающий особую важность оборонно-промышленного комплекса (ОПК) для дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей производства, экономики и страны в целом. И те, кто причастен в той или иной степени к ОПК, должны сделать для себя в первую очередь необходимые выводы, обеспечивающие эффективную работу всего комплекса.

Это касается руководителей разного уровня, от которых зависит состояние российского ОПК, и достаточно большого количества чиновников. Мы все видим, как президент регулярно заслушивает руководителей Минобороны России и оборонно-промышленного комплекса. Успешно проводятся учения, стрельбы, пуски межконтинентальных БР, проверки функционирования важнейших систем вооружения и специальной военной техники. Все это очень положительно влияет на укрепление авторитета ВС РФ, способствует сплочению страны.

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу решил много вопросов, которые появились при прежнем руководителе военного ведомства. Но до настоящего времени не решен очень важный, на мой взгляд, вопрос - вопрос обеспечения вооружением, военной и специальной техникой Вооруженных сил Российской Федерации, выполнения в установленные правительством и президентом сроки опытно-конструкторских работ, серийного изготовления вооружения, своевременного выполнения государственного оборонного заказа.

Срыв сроков выполнения большого количества важнейших работ достигает нескольких лет. Эта проблема, если ее не решить, с каждым годом будет углубляться, потому что все виды и рода войск ВС РФ все больше и больше при создании современного вооружения используют высокие технологии, новейшие технические достижения, современные программно-аппаратные модули и целые платформы. И причины кроются не в нерадивости отдельных исполнителей гособоронзаказа, они имеют более глубинный характер.

Мне представляется уместным, если эти причины рассмотреть глазами, что называется, рядовой организации – исполнителя гособоронзаказа. В большинстве случаев это – акционерное общество с большим процентом акций у государства и являющееся «дочкой» какой-либо управляющей компании интегрированной структуры. При этом, чтобы показать причины, а они будут характерны для абсолютного большинства случаев, в качестве примера исполнителем гособоронзаказа возьмем предприятие ОПК, которое имеет опыт создания важнейших систем, работает несколько десятков лет в этом направлении, реально создало и поставило на боевое дежурство несколько поколений систем, сохранив при этом свою школу, экспериментально-испытательную базу, имеет как минимум собственное опытное производство и 1–2 тысячи работников.

ВО ГЛАВЕ УГЛА – ЭКОНОМИКА

Первая причина – экономическая. Она является наследием прежнего финансового менеджмента Минобороны России. Несмотря на объективную обоснованность цены задаваемой опытно-конструкторской работы (ОКР), подтвержденной военным представительством, головной научно-исследовательской организацией Минобороны, военные чиновники, проявляя якобы государственную рачительность, цену работы, выносимой на конкурс, уменьшают в два раза относительно предварительных обоснований и в два раза уменьшают срок ее исполнения. Причем без каких-либо объяснений.

Организация – претендент на исполнение этой работы, имеющая все необходимое для выполнения задания гособоронзаказа, не может отказаться от работы даже на таких условиях, потому что большой коллектив может лишиться работы и соответственно зарплаты и возникает еще много других и вполне понятных сопутствующих причин. Учитывая, что организация – претендент на выполнение этой работы исключительно ориентирована на гособоронзаказ, практически не имеет каких-либо других коммерческих заказов (что плохо и неправильно), она «проседает» на базовых экономических показателях в своем регионе. Средняя зарплата на этом предприятии становится в 1,5–2 раза ниже, чем по региону. Это, в свою очередь, приводит к утечке кадров, особенно талантливых молодых специалистов, которые не обременены другими какими-либо обязательствами перед этим предприятием. Такие потери уже более существенны, и становится затруднительным ожидать прорывных разработок и создания вооружения, конкурирующего на мировом рынке, если талантливые молодые специалисты не будут задерживаться в ОПК.

Но на этом экономические проблемы для исполнителя гособоронзаказа не заканчиваются. Можно привести и другой пример, характерный для исполнителя гособоронзаказа, когда есть головной исполнитель, который заключает договор с другими предприятиями, входящими в кооперацию исполнителей. И зачастую головной исполнитель гособоронзаказа на собственные работы предусматривает финансовые ресурсы в требуемом объеме, а некоторым смежникам достается по остаточному принципу, хотя цена работы согласована с военным представительством и достаточно сложно ее еще уменьшить. И когда у руководителя такого предприятия не хватает твердости, авторитета, то тогда работа выполняется с ущербом для этого предприятия, задерживается выдача зарплаты работникам со всеми вытекающими последствиями.

Такие ситуации не являются выдуманными и единичными. К сожалению, они вполне реалистичны и имеют конкретные примеры на сегодняшний день.

Из-за недостаточности выделяемых денежных средств заказчиком, отсутствия оборотных ресурсов у самого исполнителя становится невозможным продолжать работы, а также значительно затягиваются сроки выполнения заданий гособоронзаказа. В последующем это неизбежно приводит к увеличению объемов финансирования для завершения создания перспективных образцов вооружения или в связи с длительными сроками их создания, морального устаревания, невозможности достижения заданных параметров опытных образцов работы прекращаются. К сожалению, такие случаи в последнее время не единичны.

Указанная экономическая причина устраняется вполне понятно и логично. Следует принимать обоснованные решения при определении цен на работы, а если допущена ошибка, то ее необходимо своевременно устранять. Но для этого нужно признать свою ошибку, а это далеко не всегда происходит, и заказчиком не принимается никаких мер по ее исправлению. О причинах этого будет сказано чуть позже.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ИНТЕГРАЦИИ

Вторую причину несвоевременного выполнения гособоронзаказа можно охарактеризовать как организационную. Как правило, каждое акционерное общество входит в состав какой-либо интегрированной структуры и имеет свою управляющую компанию. Целью последней является организация высокотехнологического производства конкурентной продукции, повышение экономической эффективности, обеспечение роста экспорта и диверсификация производства.

На современном этапе развития технологий и создания эффективной продукции по сравнению с тем, что создавалась несколько десятилетий назад, не требуется производить ее большое количество, а значит, нет необходимости только для внутренних нужд иметь крупные серийные производства. Такое производство становится нерентабельным. Поэтому вполне оправданно решение создавать крупные корпорации и холдинги, имеющие возможность выйти на мировой рынок. Но для этого многое необходимо предпринять и многое сделать. Однако далеко не всем интегрированным структурам удается получить необходимые результаты.

В большинстве своем стратегические цели, возложенные на них, не выполняются, и все сводится к бестолковой накачке, малоэффективному контролю и дисциплинарному спросу за срыв установленных сроков, а порой еще и происходит навязывание всяких договоров на оказание услуг со стороны управляющих структур, чтобы как-то оправдать свою коммерческую сущность и зарабатывать деньги для обеспечения высоких окладов своим работникам. Чтобы придать существующим предприятиям оборонно-промышленного комплекса инвестиционное развитие, создать условия для успешного выполнения гособоронзаказа, повысить эффективность управления, организуя центры компетенций по конкретным направлениям деятельности, снижая при этом затраты и создавая в конечном счете условия для производства конкурентно способной продукции, необходим совершенно другой механизм управления производством и подготовки кадров для реализации указанных целей. Безусловно, это сложная, но достойная задача, которую необходимо решать.

Кроме того, хорошо бы активизировать работу профильных министерств, федеральных агентств и госкорпораций, сосредоточив их внимание на обеспечении взаимосвязи фундаментальной науки Российской академии наук с прикладной, имеющей выходы на конкретные результаты для использования в финишной продукции, создаваемой предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса.

ПОРА ПЕРЕНЯТЬ ОПЫТ ПРОШЛОГО

Третьей причиной, которая по значимости, по мнению автора, может считаться первоочередной, является отсутствие в Минобороны России заказывающих структур, обеспечивающих по видам вооружений выполнение всех задач их жизненных циклов – от создания, серийного изготовления, ремонта, поддержания в боеготовом состоянии и до утилизации.

Именно такой подход к системе вооружения ВС РФ, реализуемый в течение многих десятилетий, показал свою эффективность. Именно в этом случае в структуре заказчика вооружения, военной и специальной техники имелись все необходимые для решения данной задачи атрибуты. Это и подчиненные военные представительства, и научно-технические организации, и полигоны, и космодромы, и финансовые органы, а также юридические и другие подразделения.

Существующий приказ министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № 029 и Инструкция по реализации Министерством обороны Российской Федерации функций государственного заказчика государственного оборонного заказа в части вооружения, военной и специальной техники ввели в контур взаимодействия большое количество органов военного управления, отвечающих за отдельные функции, но нет структуры, отвечающей за весь комплекс вопросов, который необходимо решать заказчику вооружений, военной и специальной техники и нести за это ответственность.

Советом безопасности Российской Федерации в 2000 году была сформирована Концепция создания единого заказывающего органа, и был запущен механизм реформ видовых заказчиков. К сожалению, сложившаяся система вооружения, включающая в себя видовые заказывающие органы, подчиненных им военпредов, военных инженеров-испытателей на полигонах, научных сотрудников в научно-исследовательских организациях Минобороны, была ликвидирована, а единый заказывающий орган не был сформирован.

Невозможно рассчитывать на успех какой-либо деятельности, если в целом за эту деятельность никто не отвечает. Необходимо устранить эту проблему и вернуть полнокровную структуру заказывающих органов, отвечающих за все вопросы обеспечения ВС РФ вооружением, в том числе за эффективное использование выделяемых бюджетных средств на государственную программу вооружения, создание перспективных вооружений в заданные сроки и поддержание их в боевой готовности.

Сегодня ответственность за эти важнейшие функции размыта между многочисленными структурами. Это, в свою очередь, приводит к тому, что недопустимо долго формируются военными органами тактико-технические и технические задания (ТТЗ и ТЗ) на опытно-конструкторские работы, а также директивы, определяющие порядок объектовых испытаний опытных образцов вооружения. Военпреды тоже не обременены заботой об отработке вооружения в заданные сроки.

Должны быть созданы условия, которые обеспечивали бы завершение отработки систем и комплексов, находящихся в большой степени готовности, вводились бы в эксплуатацию и принимались бы на вооружение. На мой взгляд, совсем не очевидна в правильности мера, когда опытно-конструкторская работа, не укладывающаяся по выполнению в установленные сроки, исключается из гособоронзаказа и не финансируется. В этом случае проигрывают все,и первую очередь ВС РФ, которые лишаются возможности использовать перспективное вооружение как можно быстрее. И как отмечалось ранее, в настоящее время реалии таковы, что некоторые системообразующие опытно-конструкторские работы закрываются и не доводятся до их принятия на вооружение. И в этом случае вина в первую очередь лежит на заказчике. Было бы правильно, если каждый случай прекращения ОКР стал бы чрезвычайным и тщательно исследовался, чтобы в последующем можно было бы исключить причины срыва при реализации других работ. А причины могут быть разные – организационные, технические, экономические и другие. Мне приходилось говорить об этом еще пять лет назад в материале «Барьеры перед инновационным развитием вооружений», опубликованном в «НВО» (№ 5, 11–17 февраля 2011 г.).

В упомянутой статье я обращал внимание на то, что, для того чтобы создать необходимый научно-технический потенциал в отечественной промышленности, Минобороны России выделяются в рамках государственной программы вооружений большие финансовые ресурсы на соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также базовые технологии. Кроме того, каждый этап создания перспективного вооружения принимается заказчиком, который обязан нести ответственность за их качественное и своевременное выполнение и, наконец, за эффективное использование бюджетных средств на эти цели. А этого в настоящее время не происходит. Более того, странно слышать иногда негодование со стороны Минобороны России на претензии промышленности в задержке выдачи ТТЗ на опытно-конструкторские работы и другие директивные указания на проведение отработки опытных образцов вооружений. Ведь понятно же, если значительно затягиваются заказчиком сроки выдачи ТЗ на опытные образцы, то, естественно, и уменьшается время выполнения этой работы.

БОЯЗНЬ НАКАЗАНИЯ

А теперь о причинах нежелания заказчика устранять экономические ошибки. Мне неоднократно жаловались представители заказывающих структур о многочисленных запросах прокуратуры по поводу корректности их действий. При этом у многих постоянно присутствует боязнь оказаться под следствием и появляется стремление максимально обезопасить свою семью от лишних переживаний.

А малочисленность заказывающего органа (буквально один человек обеспечивает сопровождение нескольких направлений) не позволяет оперативно решать вопросы, возложенные на заказчика.

В мае текущего года исполнится 70 лет со дня образования Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), которое в течение 55 лет (до его ликвидации) успешно обеспечивало функции государственного заказчика для РВСН. До настоящего времени стоят на боевом дежурстве ракетные комплексы, которые значительно перекрыли установленные гарантийные сроки эксплуатации, подтверждая заданные тактико-технические характеристики в ходе ежегодно проводимых реальных пусков межконтинентальных баллистических ракет.

В течение 1994–2001 годов мне была оказана честь возглавлять эту славную структуру. Поэтому, пользуясь случаем, позвольте поздравить всех ветеранов ГУРВО, военпредов, инженеров-испытателей, военных ученых с этой знаменательной датой.

Я абсолютно уверен в том, что только единая заказывающая структура, возглавляемая заместителем главнокомандующего или командующего видом или родом войск, включающая в себя все необходимые для успешного функционирования составляющие или находящиеся в подчинении – военпредов, военных ученых, экономистов, юристов, инженеров-испытателей на полигонах и единолично отвечающая за своевременное создание и серийное изготовление с заданными характеристиками техники, способна эффективно решать задачи обеспечения вооружением.

Только специалисты, имеющие профессиональные знания законодательной и нормативной базы создания и отработки техники, обладающие опытом практического выполнения всех этапов жизни вооружения и владеющие всеми процессами и алгоритмами функционирования системы вооружения, могут эффективно выполнять задачи по реализации государственных программ вооружения, государственных оборонных заказов, других федеральных целевых программ. Поэтому заказывающие структуры всегда формировались за счет офицеров, имеющих опыт испытаний на полигонах, контроля разработки и изготовления на предприятиях ОПК, из научных сотрудников научно-исследовательских учреждений (НИУ) МО РФ и тщательного отбора кадров с персональной ответственностью рекомендующих в заказывающие органы.

Существующая сегодня практика выполнения функций заказчика в виде дополнительной нагрузки кроме других должностных обязанностей офицеров оперативных управлений штабов видов и родов войск, главкоматов, командований и служб, различных департаментов Минобороны России не обеспечивает компетентного решения вопросов обеспечения вооружения и размывает ответственность.

Было бы целесообразно провести анализ деятельности заказывающих органов прежних лет и все лучшее использовать и сегодня.

В этой же обойме, обеспечивающей эффективную деятельность оборонно-промышленного комплекса, находится институт генеральных и главных конструкторов направлений вооружения. Здесь представляется важным назначать на эти должности инженеров с большой буквы, имеющих опыт создания такого рода продукции и снискавших на этом поприще как минимум уважение и почет коллег.

Тема: «Рабочее время и время отдыха»

Главы 15-19 Трудового кодекса РФ

Контрольные вопросы:

1. Понятие рабочего времени.

2. Виды рабочего времени.

3. Режим рабочего времени: понятие и виды.

4. Понятие и виды времени отдыха.

5. Выходные и нерабочие праздничные дни.

6. Понятие и виды отпусков.

7. Ежегодные оплачиваемые отпуска: порядок предоставления, продления, перенесения.

8. Реализация права на отпуск при увольнении.

9. Отпуска без сохранения заработной платы.

1. Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шестидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем.

В роли государственного инспектора труда дайте правовую оценку приказа директора предприятия. Какие другие варианты организации труда в целях своевременного выполнения заказа возможны в рамках действующего трудового законодательства?

2. После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Семенихину (17 лет) был присвоен 3-й разряд, по приказу директора завода они были направлены на работу в слесарный цех. По распоряжение начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов.

Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании каких норм права?

3. Гражданину Пуговкину по его просьбе был установлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставлении Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.

4. В связи с изменением организационных и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения работы на условиях неполного рабочего времени, было предложено написать заявления на увольнение по собственному желанию.

На основании конкретных правовых норм дайте аргументированную правовую оценку действий работодателя.

5. Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работах с вредными условиями труда и имеющий 36-часовую рабочую неделю, обратился с заявлением о внутреннем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ. работодатель не удовлетворил просьбу работника.

Правомерны ли действия работодателя? Если нет, юридически обоснуйте отказ.

6. При производстве ремонтных работ по газоснабжению работник в возрасте 17 лет, отработав дневную смену – семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор.

Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.

7. Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематически привлекался к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое законодательство, Савушкин обратился с письменной жалобой к директору предприятия, требуя оплачивать сверхурочную работу.

Обоснована ли жалоба работника?

8. Работник, совмещающий работу с обучением по заочной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих дней в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только сокращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50 % среднего заработка.

Законно ли решение работодателя? Дайте обоснованную правовую оценку этого решения .

9. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка (ст.258 ТК РФ) к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако работодатель, ссылаясь на условия работы, предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерны ли требование Поповой и решение работодателя?

10. С учетом многолетнего опыта в связи с отсутствием клиентов в предновогодние дни директор ООО «Монтаж» объявил 31 декабря 2013 г. нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы. Кроме того, учитывая пожелания части коллектива, он издал приказ о перенесении выходных дней с 11 и 12 января на 9 и 10 января 2014 г., с тем, чтобы отработать 7-дневную неделю и выполнить максимальное число заказов.

16 января 2014 г. директором было подписано распоряжение об объявлении рабочим днем субботы 18 января 2014 г. для обеспечения своевременного выполнения заказов, поступивших в большом количестве в первую неделю после каникул. Трое работников, не вышедших в субботу на работу, в понедельник 20 января были уволены с работы по пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

11. 17-летний работник Сомов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2013 г. Администрация не удовлетворила его просьбу, заявив, что отпуск Сомову будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы (с 1 ноября).

Правомерен ли отказ?

12. Слесарю Колесову, работающему в МУП «Жилтрест» с 20 февраля 2013 г., было отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 23 августа 2013 г. в связи с тем, что в течение шести месяцев работы полтора месяца он находился на лечении, кроме того, в апреле в течение недели отсутствовал на работе без уважительных причин.

Правомерен ли отказ?

13. Бухгалтер Центра социального обслуживания населения Зайцева подала на имя директора заявление о замене дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 8 календарных дней денежной компенсацией. Директор ответила отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Правомерно ли решение директора Центра?

14. Менеджер ООО «Весна» (г. Красноярск) Рыбкин, непрерывно работающий в организации с 1 октября 2011 г. и ни разу не использовавший оплачиваемый отпуск, подал 5 мая 2013 г. заявление об увольнении и просил предоставить ему отпуск за отработанное время с последующим увольнением. Работодатель удовлетворил заявление работника и предоставил ему с последующим увольнением 9 календарных дней отпуска с 19 мая. В отделе кадров Рыбкину объяснили, что отпуск предоставляется за 4 полностью отработанных месяца очередного календарного года (с января по апрель 2013 г.) из расчета 2,3 дня за месяц работы (28 календарных дней ежегодного отпуска / 12 месяцев ), отпуск же за 2012 год предоставлению или компенсации при увольнении не подлежит, поскольку не был своевременно использован Рыбкиным по собственной инициативе и приказ о его перенесении не издавался.



Просмотров