Государственный энергетический надзор. Об осуществлении федерального государственного Федеральный орган по государственному энергетическому надзору
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О федеральном государственном энергетическом надзоре
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2016, N 0001201607220022);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2017, N 0001201708090002) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.01.2017, N 0001201701200013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2018, N 0001201811300039) (о порядке вступления в силу см. пункты 3 -4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2019, N 0001201902190013).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2013 года N 610
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии  требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики , установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования в сфере электроэнергетики), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 701 постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 152 .
2_1. Государственный надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
(Пункт дополнительно включен с 30 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 701)
2_2. Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" , техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.
(Пункт дополнительно включен с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 ; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 152 .
2_3. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами, плановые проверки соблюдения требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности с периодичностью, установленной Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со , - и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445 .
4_1. Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 года N 930)
5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики, а также территории, здания, помещения, сооружения объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований в сфере электроэнергетики, обязательных требований в сфере теплоснабжения (далее - обязательные требования) и об устранении выявленных нарушений, а также о предотвращении нарушений требований безопасности на объектах электроэнергетики, объектах теплоснабжения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;
г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" .
7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные -18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный надзор осуществляется при:
а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии обязательных требований, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 701 ; в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
б_1) соблюдение собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований о наличии принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства или подаче газа на источник тепловой энергии не менее чем от 2 магистральных газопроводов и обеспечении готовности оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе;
(Подпункт дополнительно включен с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32)
в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в ремонт;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
е) выполнение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии иных обязательных требований.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 701 ; в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года N 32 .
10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" .
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).
Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска согласно приложению.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:
а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
(Пункт 15 дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:
по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;
по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.
При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
17. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении их деятельности к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска их деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
18. Органы государственного надзора ведут перечни субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельности которых присвоены категории риска. Включение в указанные перечни осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к соответствующим категориям риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
19. Перечни, предусмотренные пунктом 18 настоящего Положения, содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
20. На официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска, содержащаяся в перечнях, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
21. Размещение информации, указанной в пункте 20 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
22. По запросу субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя электрической энергии орган государственного надзора, принявший решение о присвоении категории риска, в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности , предоставляет информацию о присвоенной их деятельности определенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
23. Субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии вправе подать в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности , в органы государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1445)
Приложение к Положению. Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска
Приложение
к Положению об осуществлении
федерального государственного
энергетического надзора
(Дополнительно включено
с 30 ноября 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2018 года N 1445)
Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска
1. При осуществлении государственного надзора отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований, предусмотренных статьей 29_1 Федерального закона "Об электроэнергетике" , и требований, предусмотренных статьей 4_1 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - обязательные требования), в соответствии с пунктами 2-5 настоящего документа и с учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего документа.
2. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от установленной и (или) передаваемой мощности используемых (эксплуатируемых) объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок относится к следующим категориям риска:
электрические станции установленной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 500 МВт включительно и выше;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 150 МВт включительно до 500 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электрические станции установленной мощностью от 50 МВт включительно до 150 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 5 МВт включительно до 100 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 5 МВт включительно до 100 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 10 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 1 МВт включительно до 50 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 0,15 МВт включительно до 10 МВт;
электрические станции установленной мощностью менее 1 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети менее 0,15 МВт;
электроустановки потребителей 1 и 2 категорий надежности электроснабжения максимальной мощностью менее 0,15 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью менее 0,15 МВт.
3. Деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике относится к категории среднего риска.
4. В случае если субъект электроэнергетики, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация или потребитель электрической энергии эксплуатируют объекты разной мощности или пропускной способности электрической сети, то деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присваивается наиболее высокая категория риска согласно мощности эксплуатируемых объектов или пропускной способности электрической сети, отвечающим наиболее высокой категории риска.
5. В случае если используемый (эксплуатируемый) объект электроэнергетики и (или) объект теплоснабжения являются единственным источником электрической и (или) тепловой энергии в системе энерго- и теплоснабжения, деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих этот объект, присваивается более высокая категория риска.
6. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению согласно пунктам 2, 4 и 5 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ;
б) деятельность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2, 4 и 5 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
в) деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2, 4 и 5 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно высокого, значительного, среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
7. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике:
а) подлежащая отнесению в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категории среднего риска, подлежит отнесению к категории значительного риска до проведения очередной плановой проверки в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
наличие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ;
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2013 года N 610
1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5525), слова "федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,".
2. Пункт 4_1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст.774; 2009, N 11, ст.1304; 2011, N 18, ст.2645; 2012, N 7, ст.864), после слов "требованиям промышленной безопасности," дополнить словами "требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,".
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
1.2.11. Государственный энергетический надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938.
1.2.12. Госэнергонадзор входит в систему Министерства топлива и энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.
1.2.13. Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных, сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
1.2.14. Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за:
Проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации; разработки, проектирования, изготовления, накладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
Обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
Соблюдением организациями правил устройства электрических установок, правил эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
Организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
Проведения организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
Эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения.
1.2.15. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
Давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представить иную опасность для человека;
Осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
Принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
Давать организациям предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
Проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
1.2.16. Органы и учреждения Госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
Участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
Участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использовании нефтепродуктов в пределах полномочий, представляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации;
Организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее шести тысяч тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
Заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
Осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
Разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
1.2.17. Органы и учреждения Госэнергонадзора имеют право:
Получать необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
Привлекать по согласованию с руководителями организации специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений.
Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь, лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.
- Кадровое делопроизводство и Трудовое право
Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.
До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.
Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:
1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.
На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями.
В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.
В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.
Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами.
В частности, они могут:
Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору;
- знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам;
- обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.
В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
"О методических указаниях по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок"
Министерство Энергетики Российской Федерации
Департамент Государственного Энергетического Надзора,
Лицензирования И Энергоэффективности
(ГОСЭНЕРГОНАДЗОР)
О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ДОПУСКУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК
И.П. от 05.04.2002 № 32 01-05/105
Руководителям региональных
управлений госэнергонадзора
Начальникам управлений
госэнергонадзора в субъектах
Российской Федерации
Госэнергонадзор Минэнерго России сообщает, что Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию новых, и реконструированных энергоустановок, утвержденная заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации Корсуном Ю.Н. 30.06.99 г., отменена 28.12.2001 г.
3 апреля. 2002 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации В.В. Кудрявым утверждены Методические указания по допуску, в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок.
При организации допуска в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых, энергоустановок прошу руководствоваться названными Методическими указаниями.
Заместитель руководителя
УТВЕРЖДЕНЫ:
Заместителем Министра энергетики
Российской Федерации
В.В. Кудрявым
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок
1. Общие положения
1.1. Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок (далее – Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации”.
1.2. Методические указания определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.
2. Осмотр энергоустановок. Составление акта-допуска в эксплуатацию энергоустановок
2.1. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, в которых в результате проведения работ с заменой основного оборудования, по заранее выполненному проекту, изменяются основные технические характеристики (мощность, производительность, класс напряжения), схемы соединений осуществляют органы государственного энергетического надзора.
Допуск включает проверку соответствия проекта энергоустановки требованиям нормативно-технических документов, качества монтажа и наладки, возможности последующей эксплуатации энергоустановки с соблюдением требований по ее безопасному обслуживанию.
2.2. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок оформляется актом-допуском энергоустановки в эксплуатацию (далее - акт-допуск), приложения 1, 2 и 3 Методических указаний.
Акт-допуск является документом, удостоверяющим возможность выработки, передачи, приема электрической и/или тепловой энергии, и служит основанием для ее включения или присоединения к сетям (энергоустановкам) организации-владельца этих сетей (энергоустановок);
2.3. Акт-допуск энергоустановки в эксплуатацию на электростанции мощностью 1,0 МВт и выше, трансформаторные подстанции с трансформаторами мощностью более 1000 кВА и напряжением 35 кВ и выше, линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше, котельные мощностью 10 Гкал/ч и выше, тепловые сети организаций, производящих энергию может не составляться при условии участия представителя госэнергонадзора в приемочной комиссии.
Акт комиссии, подписанный представителем госэнергонадзора, является основанием для допуска энергоустановки в эксплуатацию.
2.4. Все вновь смонтированные и реконструированные энергоустановки должны быть выполнены по проекту, проверенному органами госэнергонадзора на соответствие Правилам устройства электроустановок и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Эксплуатирующие организации должны иметь проектную, приемо-сдаточную и эксплуатационную документацию; подготовленный электротехнический и/или теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок другой организацией); испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.
В организациях-потребителях электрической и/или тепловой энергии должны быть назначены приказом ответственные за электро- и/или теплохозяйство.
2.5. По просьбе владельца (заказчика) энергоустановки инспектор госэнергонадзора может осуществлять проверку правильности выполнения монтажных и наладочных работ в ходе строительства (монтажа, наладки и испытаний энергоустановок) и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и отступлений от существующих норм до предъявления энергоустановки к допуску.
2.6. Если смонтированные энергоустановки потребителя энергии передаются в собственность и/или обслуживание другой организации, техническую приемку их от монтажной и наладочной организаций потребитель проводит совместно с представителями этой организации.
2.7. После приемки энергоустановки рабочей комиссией ее собственник подает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации письменное заявление о готовности энергоустановки к допуску в эксплуатацию (форма заявки приведена в приложение 4 Методических указаний). При этом для электроустановок представляется документация согласно приложению 5, а для теплоустановок - согласно приложению 6;
2.8. Представленная документация рассматривается в органах госэнергонадзора в случае предварительного рассмотрения и проверки проекта в течение 5 рабочих дней, без предварительного рассмотрения проекта - 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявителю сообщаются мотивированные замечания по качеству и объему представленной документации, обоснованные конкретными требованиями к составлению соответствующей документации, предусмотренными действующими нормативно-техническими документами, а также согласовывается дата технического осмотра энергоустановки.
2.9. На электрооборудование установок, располагаемых во взрывоопасных зонах, должна иметься документация о его взрывозащищенности, оформленная в установленном порядке.
2.10. Технический осмотр энергоустановки проводится инспектором госэнергонадзора с участием представителя ее собственника (ответственного за электро- и/или теплохозяйство) с привлечением при необходимости персонала монтажных и наладочных организаций.
Электроустановки напряжением выше 1000 В осматриваются в полном объеме, электроустановки напряжением до 1000 В могут осматриваться выборочно.
Теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой выше 0,1 Гкал/ч осматриваются в полном объеме, теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч могут осматриваться выборочно.
2.11. После рассмотрения представленной документации и технического осмотра энергоустановки инспектором госэнергонадзора составляется акт-допуск ее в эксплуатацию. Акт-допуск оформляется в двух экземплярах, один из которых после утверждения передается владельцу энергоустановки.
Акт-допуск утверждается руководителем или по его письменному распоряжению другими должностными лицами управления госэнергонадзора в течение 5 рабочих дней после технического осмотра энергоустановки.
2.12. В случае обнаружения отступлений от проектной документации, нарушений при монтаже и наладке действующих нормативно-технических документов согласно приложению 7, инспектор госэнергонадзора составляет акт-предписание с исчерпывающим перечнем недостатков и дефектов на момент проверки.
После устранения недостатков и дефектов энергоустановка предъявляется к повторному осмотру, который должен быть проведен в течение 5 рабочих дней после повторного обращения.
Указания на соответствующие недостатки и дефекты должны содержать ссылки на конкретные положения нормативно-технических документов которые нарушены.
2.13. В случае приостановления работы энергоустановки на 6 месяцев и более (отключение за неудовлетворительное техническое состояние, за неуплату энергии, сезонный характер работы и т.д.) перед включением производится допуск ее в эксплуатацию как вновь вводимой или реконструированной.
2.14. В случае смены собственника энергоустановки новый собственник обращается в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации для получения акта-допуска.
2.15. Срок действия акта-допуска устанавливается равным 3 месяцам. Если в течение указанного срока энергоустановка не будет подключена к сети, ее допуск в эксплуатацию должен осуществляться повторно.
По обоюдной договоренности потребителя и теплоснабжающей организации допускается переносить сроки подачи теплоносителя на согласованный срок. Повторного допуска при этом не требуется.
3. Включение энергоустановки в работу
3.1. Если допускаемая в эксплуатацию энергоустановка подключается к внутренним сетям потребителя и ее включение не требует изменения схемы внешнего энергоснабжения (увеличения нагрузки, изменения уставок и т.п.), то потребитель после получения акта-допуска может включить ее самостоятельно.
3.2. Организация, подключившая новую или реконструированную энергоустановку, письменно, в трехдневный срок, сообщает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации о включении энергоустановки.
3.3. Включение энергоустановок в работу по проектной схеме для наладочных работ и опробования проводится после их временного допуска органами госэнергонадзора. Срок действия временного допуска определяют руководители управления госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации, а режимы эксплуатации энергоустановок в период наладки, опробования и приемки регламентируются заказчиком (пользователем энергоустановки) по согласованию с органом госэнергонадзора.
3.4. Временное электроснабжение механизации неотложных аварийно-восстановительных работ на период до 3 суток осуществляется самостоятельно организацией-владельцем электроустановки с соблюдением норм и правил и письменным уведомлением о их проведении в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации.
Приложение 1
АКТ № _____________ от ___ ____________ _______г.
допуска в эксплуатацию электроустановки
(Примерный)
Наименование электроустановки, адрес
Акт составлен государственным инспектором _______________________________________
в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за электрохозяйство
_______________________________________________________________________________
Ф.И.О. должность, телефон
_______________________________________________________________________________
Наименование электроустановки, номер ввода от источника электроснабжения
для допуска в эксплуатацию.
1. Результат проверки и осмотра:
1.1. Состав и характеристика электроустановки:
_______________________________________________________________________________
Тип, мощность, напряжение
_______________________________________________________________________________
1.2.1. Проект (исполнительная схема), разработанный
_______________________________________________________________________________
Наименование проектной организации (организация-разработчик исполнительной схемы),
_______________________________________________________________________________
кем согласован, дата согласования проекта (схемы)
1.2.2. Разрешение на присоединение выдано _________________________________________
Наименование организации
На мощность ___________ кВА (кВт),
№ ______________от ___ _______________ _____г. Срок действия _____________________
1.2.3. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ___ __________ ______ г. № ________
1.2.4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
1.2.5 Электромонтажные и пусконаладочные работы и испытания выполнены
_______________________________________________________________________________
1.2.6 Свидетельство (акт) регистрации электролаборатории № ____ от____ ______ ___г.
выдано ________________________________________________________________________
Кем, когда
1.2.7. Разрешение на применение электроэнергии для обогрева от ___ ____________ _____г., № _________
2. Организация эксплуатации электроустановок:
2.1. Эксплуатация электроустановок осуществляется __________________________________
_______________________________________________________________________________
2.2. Ответственный за электрохозяйство _____________________________________________
Ф.И.О., должность
назначен приказом_____________________________ от ____ _________ _____ г. № _______
Проверку знаний норм и правил прошел ___ _______________ г. с присвоением _____гр. по электробезопасности в электроустановках ____________ В.
2.3. Достаточность по количеству и квалификации электротехнического персонала или договор на обслуживание электроустановки ____________________________________________
2.4. Состояние электрозащитных средств, их достаточность ____________________________
утвержденной принципиальной (однолинейной) электрической схемы ____;
должностных инструкций ____;
инструкций по эксплуатации _____;
бланков нарядов ____;
списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.
_____________________________;
оперативного ______;
проверки знаний ___________;
инструктажа электротехнического персонала _____;
2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам) __________________________
2.8. Учет электрической энергии ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Электроустановка отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.
Государственный инспектор _____________________________/__________________1
Подпись, штамп Ф.И.О.
Руководитель (собственник) или ответственный за электрохозяйство: _________________
__________________________________________________________/_______________/
М.П. организации (владельца)
энергоустановки
Приложение 2
допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей
(Примерный)
_______________________________________________________________________________
Наименование тепловой установки, адрес
Акт составлен государственным инспектором________________________________________
В присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________
_______________________________________________________________________________
Ф И.О., должность, телефон
в том, что произведена проверка документации и технический осмотр ___________________
_______________________________________________________________________________
Наименование тепловой установки, тепловых сетей
для допуска в эксплуатацию.
1. Результат осмотра:
1.1. Состав и характеристика тепловых установок и тепловых сетей:
1.1.1. Проектные тепловые нагрузки
№ | Наименование | Вид нагрузки,
потребление |
Количество | Единица
измерения |
1 | Отопление | Макс | Гкал/ч | |
2 | Вентиляция | Макс | Гкал/ч | |
3 | Кондиционирование | Макс | Гкал/ч | |
4 | Технологические нужды | Макс | Гкал/ч | |
5 | Горячее водоснабжение | Ср. суточн. | Гкал/ч | |
6 | Горячее водоснабжение | Макс | Гкал/ч | |
7 | Расход теплоносителя | Макс | т/ч | |
8 | Возврат конденсата | Макс | т/ч | |
9 | Величина утечки | Нормир. | т/ч, Гкал/год | |
10 | Тепловые потери | Ориентиров. | Гкал/год | |
11 | Годовое потребление тепловой энергии | Ориентиров. | Гкал/год |
1.1.2. Характеристика теплоносителя источника тепловой энергии
Наименование теплоносителя | Располагаемый напор, атм | Температурный режим, °С | Статическое давление, атм | ||||
(вода, пар) | Р1 | Р2 | DР | Т1 | Т2 | DТ | h |
1.2. Техническая документация:
_______________________________________________________________________________
1.2.2. Технические условия на присоединение выданы _________________________________
Наименование энергоснабжающей организации
1.2.3. Справка о выполнении технических условий от ___ _______ ____ г. № ______
1.2.4. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией от ___ ______ ____ г. №______
или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком
_______________________________________________________________________________
Наименование организаций, даты и номера актов
1.2.5. Акт гидравлических испытаний оборудования от ____ ________________ г.
1.2.6. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Наименование организаций, даты и номера актов
1.2.7. Монтажные, пуско-наладочные работы и испытания выполнены ___________________
_______________________________________________________________________________
Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия
1.2.8. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ __________________ г., утвержденный управлением госэнергонадзора.
1.2.9. Акт комплексного опробования оборудования от ____ ____________________ г.
2. Организация эксплуатации:
2.1. Эксплуатация теплоустановок осуществляется _______________________________
Наименование организации
2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
назначен приказом _____________________________ от ___ ___________ г. № _________
Проверку знаний Правил эксплуатации прошел ___ _____ ____ г., запись в журнале №____
2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ___________________________________________________________________
2.4. Состояние защитных средств, их достаточность ___________________________________
2.5. Наличие технической документации (да, нет):
утвержденной принципиальной тепловой схемы ______________________________________
должностных инструкций _________________________________________________________
инструкций по эксплуатации ______________________________________________________
списки лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.____________
_______________________________________________________________________________
2.6. Наличие журналов (да, нет):
оперативного _________________________________;
инструктажей персонала ________________________;
проверки знаний _______________________________;
учета защитных средств _________________________;
учета выдачи нарядов-допусков __________________;
технических освидетельствований ________________;
тепловые сети _____________________________________________________________
тепловые пункты___________________________________________________________
системы отопления ________________________________________________________
системы вентиляции, кондиционирования _____________________________________
системы горячего водоснабжения ____________________________________________
системы сбора и возврата конденсата _________________________________________
2.8. Учет тепловой энергии __________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Заключение о допуске в эксплуатацию:
Тепловая установка (тепловая сеть, ЦТП, ИТП) отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.
Акт-допуск действителен до ____ ________________ г.
/ ___________________/
Подпись, штамп Ф.И.О.
Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей
__________________________________________________________/___________________/
Должность, телефон подпись Ф.И.О.
М.П. организации (владельца)
энергоустановки
Приложение 3
АКТ № _____________ от ___ _________ _______г.
допуска в эксплуатацию котельной
(Примерный)
_______________________________________________________________________________
Наименование, адрес
Акт составлен Государственным инспектором________________________________________
в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ____________________________
._______________________________________________________________________________
Ф И.О., должность, телефон
в том, что произведена проверка документации и технический осмотр котельной___________
_______________________________________________________________________________
Наименование котельной, категорийность
для допуска в эксплуатацию.
1. При проверке и осмотре установлено:
1.1. Состав и характеристика основного оборудования:
1.1.1. Общая установленная мощность котельной ______________________Гкал/ч
1.1.2 Количество, тип котлов _________________________________________________
1.1.3 Вид топлива ___________________________________________________________
1.1.4 Проектная тепловая производительность
1.2. Техническая документация:
1.2.1. Проект разработан __________________________________________________________
Наименование проектной организации, кем согласован, дата согласования
_______________________________________________________________________________
1.2.2. Акт приемки рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ____ _________________г. № _____________
1.2.3. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________
Наименование организаций, даты и номера актов
_______________________________________________________________________________
1.2.4. Монтажные и пусконаладочные работы выполнены ______________________________
_______________________________________________________________________________
Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия
1.2.5. Акт Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию поднадзорного оборудования от ____ _________________ г. № _________
1.2.6. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ _______________ г., утвержденный управлением _____________________ госэнергонадзор.
1.2.7. Акт допуска в эксплуатацию приборов учета теплоэнергии и теплоносителя от ___ ____________ _____ г.
1.2.8. Акт комплексного испытания оборудования и выхода объекта на режим от ____ ___________ _____ г.
2. Организация эксплуатации:
2.1. Эксплуатация котельной осуществляется ________________________________________
Наименование организации
2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ___________________________________________________
Должность, Ф.И.О.
назначен приказом ____________________________ от ___ ____________ г. № ________
Проверку знаний правил прошел “____”___________ ____ г., запись в журнале № _________
2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ________________________________________________________
2.4. Состояние защитных средств, их достаточность _____________________________
2.5. Наличие технической документации (да, нет):
утвержденной принципиальной тепловой схемы _______________________________
должностных инструкций __________________________________________________
инструкций по эксплуатации теплогенерирующих энергоустановок_______________
списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др._____
2.6. Наличие журналов (да, нет):
оперативного; распоряжений _____________;
инструктажей персонала _________________;
проверки знаний ________________________;
учета защитных средств __________________;
учета выдачи нарядов-допусков ___________;
технических освидетельствований _________;
2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам):
котельное оборудование ___________________________________________________
котельно-вспомогательное оборудование _____________________________________
системы сбора и возврата конденсата ________________________________________
3. Заключение о допуске в эксплуатацию:
Котельная отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.
Акт-допуска действителен до ____ ________________ г.
Государственный инспектор ______________________________/ ___________________/
Подпись, штамп Ф.И.О.
Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования
_________________________________________________/___________________/
Должность, телефон, подпись Ф.И.О.
М.П. организации (владельца)
энергоустановки
Приложение 4
Письмо
для вызова инспектора госэнергонадзора на проведение
технического осмотра и допуска энергоустановок в эксплуатацию
(Примерное)
Начальнику управления
"____________госэнергонадзор"
_______________________________________________________________________________
Наименование заявителя и юридический адрес
просит произвести технический осмотр и осуществить допуск в эксплуатацию
_______________________________________________________________________________
Наименование электро(тепло)установки, адрес
выполненной по проекту __________________________________________________________
Номер проекта, дата
согласованному с управлением “________ госэнергонадзор” ___________________________
Дата согласования
Электро(тепло)монтажные работы выполнялись______________________________________
Пуско-наладочные работы выполнялись _____________________________________________
Электро(тепло)установка принята от монтажной организации рабочей комиссией
_______________________________________________________________________________
Наименование комиссии, дата приемки
Ответственным за электро(тепло)энергохозяйства назначен ____________________________
_______________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, дата и номер приказа заявителя
Приложения: 1. Исполнительная документация на _____ листах;
2. Протоколы приемо-сдаточных испытаний на _____ листах.
Руководитель (владелец) организации ___________________ ____________________
Подпись Ф. И. О.
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ
в процессе допуска в эксплуатацию электроустановок
1. Разрешение энергоснабжающей организации на присоединение электроустановки.
2. Проект электроустановки, согласованный в установленном порядке или чертеж-проект (схема) электроустановки (Р<10 кВт).
3. Однолинейная схема электроснабжения объекта, подписанная ответственным за электрохозяйство потребителя.
4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Представляется в течение срока действия акта-допуска.
5. Акт приемки рабочей комиссии или акт технической готовности электромонтажных работ.
6. Сертификат соответствия на электроустановки жилых зданий (при проведении сертификации).
7. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.
8. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, квалификационная группа, номера телефонов) или договор на обслуживание.
9. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.
10. Протоколы приемо-сдаточных испытаний.
Приложение 6
ПЕРЕЧЕНЬ
документов, представляемых в управление госэнергонадзора
в процессе допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей (Рекомендуемый)
1. Технические условия на присоединение тепловых энергоустановок.
2. Проект, согласованный в установленном порядке.
3. Исполнительная схема трубопроводов и запорной арматуры с её нумерацией и спецификацией оборудования.
4. Акты на промывку котлов, системы отопления, горячего водоснабжения и тепловых сетей; испытаний на прочность и плотность узла управления, теплового ввода, систем теплопотребления и теплогенерирующих энергоустановок.
5. Акты об установке регулирующих устройств (сопел, ограничивающих шайб) в системе теплоснабжения.
6. Акт приемки рабочей комиссии или приемо-сдаточный акт между монтажными организациями и заказчиком.
7. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
8. Акты Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию оборудования, на которое распространяются требования Госгортехнадзора России.
9. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок, обеспечивающих работу тепловой энергоустановки, утвержденный управлением госэнергонадзора.
10. Акт комплексного опробования тепловой энергоустановки.
11. Приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
12. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, эксплуатационных групп персонала по категориям тепловых энергоустановок, номера телефонов) или договор на обслуживание.
13. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.
14. Программа прогрева и пуска в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок и тепловых сетей, утвержденная руководителем организации-потребителя и согласованная с энергоснабжающей организацией.
Приложение 7
Перечень нормативно-технических документов, применяемых при
допуске в эксплуатацию энергоустановок
Шифр (сокращенное наименование) | Наименование | Организация-разработчик |
СНиП 11-01-95 | Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. | Главпроект
Главгосэкспертиза Главценообразования |
СНиП 3.01.04-87 | Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. | ЦНИИОМТП |
СН 541-82 | Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов | |
СНиП 3.05.06-85 | Электротехнические устройства | ВНИИпроектэлектромонтаж |
СНиП II–58-75 | Электростанции тепловые | Теплоэлектропроект |
ВСН 59–88
Госкомархитектуры |
Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования | ЦНИИЭП инженерного оборудования |
СНиП III–41-76 | Контактные сети электрифицированного транспорта | ЦНИИС |
СНиП 3.05.03-85 | Тепловые сети | Оргэнергострой |
СНиП 2.04.07-86 | Тепловые сети | ВНИПИэнергопром |
СНиП II-35-76 | Котельные установки | СантехНИИпроект |
СП 41-101-95 | Проектирование тепловых пунктов (к СНиП 2.04.07-86) | АВОК
ВНИПИэнергопром |
ПУЭ | Правила устройства электроустановок 6 издание,1986 г., 7 издание, 1999 г. | ВНИИЭ и др. |
ВНТП-80 | Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций. С корректировкой 1996 г. | Теплоэлектропроект и др. |
ВНТП–41-94 | Нормы проектирования технологической части гидроэлектрических и гидроаккумулирующих станций. | Гидропроект и др. |
ОНТП-ПС (1991 г.) | Нормы технологического проектирования электрических сетей и подстанций. | Энергосетьпроект и др. |