Государственные закупки аукционы. Система государственных закупок, как живой организм

Все, что нужно знать о госзакупках с 2017 года, какие изменения в закупках уже вступили в силу, а какие только ожидаются, как по-новому формировать и вести план закупок, как по-новому формировать, вносить изменения в план-график.

Система государственных закупок призвана регулировать контрактные отношения между государственными, муниципальными заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг. Для государства понятны цели и задачи эффективной деятельности в сфере - повышение уровня конкуренции, обеспечение гласности госзаказа, упрощение процедур для заказчиков и участников при использовании электронных торгов и повышение итоговой результативности госзаказа.

Законы о госзакупках

Основные законы, регулирующие деятельность по государственному заказу - это:

  • закон № 44-ФЗ о контрактной системе (последняя редакция закона 44-ФЗ);
  • закон № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц;
  • закон № 135-ФЗ о защите конкуренции;
  • закон № 63-ФЗ об электронной подписи.

Госдума назначала на осень заседание о поправках по электронным закупкам. Это самые масштабные поправки за последние три года: они коснутся всех заказчиков, а изменения по тексту затронут минимум половину статей закона. Заранее подготовиться к изменениям поможет таблица, в которой мы сравнили нынешние правила закупок с электронными.

Что изменится в работе заказчиков с 1 января 2018 года? Мы раскрыли смысл всех запутанных изменений, которые начнут действовать с первого дня января.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Госзакупки по 44-ФЗ

Государственные заказчики в обеспечении своих нужд и профильной деятельности руководствуются Законом № 44-ФЗ. Он строго регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности. Заказчики обязаны планировать, размещать информацию о закупках в ограниченные сроки, оперативно отвечать на запросы участников и при необходимости вносить изменения или отменять недостаточно проработанные закупки 44 фз.

Процедуры, которые может проводить заказчик в рамках закона - это:

  • запрос котировок (в основном при закупке товаров услуг не более чем на 500 тыс руб.);
  • электронный аукцион, определяется перечнем;
  • открытый конкурс (для определения исполнителя по принципам профессионализма и опыта);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • запрос предложений (для малых закупок);
  • закупка у единственного поставщика (большая часть при закупках до 100 тыс руб.).

Госзакупки по 223-ФЗ

Если средства заказчика формируются не из федерального бюджета, или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием, при осуществлении закупок он будет руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Организации, которые проводят закупки по этому закону, более свободны в определении требований к исполнителям по закупаемым услугам и продукции. Процесс определения исполнителей регулируется положением по закупкам у каждой организации. Тем не менее, пункты внутреннего положения о закупках не должны противоречить законам .

Участие в государственных закупках

Каждая организация и физическое лицо могут принять участие в госзакупках. Для этого необходимо найти информацию в Единой информационной системе zakupki.gov.ru по интересующему профилю деятельности.

В ЕИС размещаются все объявленные закупки, а также планы закупок на текущий и следующий годы. Быстрее всего организация может принять участие в конкурсах, котировках или запросах предложений. Для участия в электронных процедурах необходимо получить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках. Поставщики работ или товаров по большей степени участвуют в электронных аукционах. Это обуславливает перечень предметов контракта, утвержденный правительством в Распоряжении от 21.03.2016 № 471-р.

Сайт закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вся информация по закупкам государственных учреждений размещается в ЕИС. Кроме информационных карт и документаций, заказчики размещают актуальную информацию по этапам закупки: внесение изменений, разъяснения на запросы, протоколы вскрытия и протоколы оценки заявок.

Информацию по госзакупкам муниципальных и коммерческих заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, также размещают в ЕИС. Необходимо соблюдать установленные законом сроки публикации рабочих документов по процедурам. Заказчики также обязаны размещать планы закупок на очередной финансовый и плановый год.

Госзаказ - примеры действия

Госзаказ - это договор об оказании услуг или поставку товаров, оплата которого осуществляется за счет государственного финансирования. Соответственно, в госзаказе могут принимать участие заказчики, которые являются представителями государства: само государство, субъекты территорий, муниципалитеты, предприятия, имеющие в своем капитале определенную часть государственной собственности, акций.

Государственный заказ может относится к любой сфере деятельности, в частности к сфере деятельности естественных монополий.

Госзаказ у субъектов естественных монополий крайне распространенная процедура закупок по 44-ФЗ. Практически ни один государственный или муниципальный заказчик не может обойтись без услуг, которые оказываются естественными монополиями. Нужно иметь в виду, что правила госзаказа особо определяют правила таких закупок.

Госзаказ у субъектов естественных монополий (СЕМ) реализуется в форме закупки у единственного поставщика. Это дает заказчику ряд преимуществ. Перечислим их:

  1. заказчик не сообщает и не уведомляет контрольный орган о подобном контракте по госзаказу.
  2. экспертиза, предусмотренная контрактом по госзаказу, проводится заказчиком самостоятельно.

Напомним, что к субъектам естественных монополий относятся не только компании, приведенные в реестре субъектов естественных монополий, но и другие компании, работающие в сфере, которая считается полем деятельности субъектов естественных монополий.

Также к закупкам по государственному заказу у монополий относятся :

  1. Транспортировка энергоносителей по трубопроводу (газ, нефть);
  2. Логистика (железнодорожный и авиатранспорт);
  3. Работы с радиоактивными отходами;
  4. Водо,тепло и электроснабжение;
  5. Услуги почтовой связи.

Планирование закупок: план-график и план закупок

Каждый заказчик должен понимать объем закупок для формирования собственного бюджета. При этом ему необходимо вести план закупок, в котором отражаются закупаемые в следующем году объемы товаров, работ и услуг. А также заказчик ведет план-график, указывая в нем конкретные сроки проведения процедур, выделяемые средства, способ определения поставщика, коды продукции и услуг.

Для верного планирования необходимо провести обоснование закупок. К этому относится, в том числе обоснование цены закупки. Приоритетным способом определения НМЦК является метод анализа и сопоставления рыночных цен .

При планировании необходимо учитывать нормирование закупок для внутреннего пользования. С 2016 года главные распорядители бюджетных средств определили для себя и подведомственных организаций нормы и требования к закупаемой продукции.

Объект государственной закупки

Для проведения закупки по 44-ФЗ заказчику необходимо верно описать предмет закупки. Характеризовать объект необходимо объективно, должны быть указаны технические, функциональные и качественные характеристики.

Теперь запрещено указывать конкретные товарные знаки или фирменные наименования. Описание может включать чертежи, спецификации, фотографии и эскизы, должны быть указаны показатели предмета закупки, по которым можно определить соответствие. Показатели указывают с максимальными и минимальными значениями.

Проведение закупок до 100 тыс. руб.

Стать исполнителем по договору с госзаказчиком можно и без участия в конкурентных процедурах. Заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы до 100 тыс руб. без проведения торгов при общем объеме закупок не более 5% от общей годовой суммы закупок. Такая процедура закупки является самой быстрой для заказчика. Он вправе не отражать сведения по таким закупкам в плане-графике, только указав общую сумму.

Участие в закупках и заключение контракта

После проведения всех этапов госзакупки, определяется победитель. В большинстве случаев, через 10 дней после опубликования итогового протокола можно заключить контракт. В шаблон, приложенный к документации, вписывают реквизиты победителя, итоговая сумма по контракту, суммы пени и штрафов. Запрещено вносить другие изменения в контракт, не предусмотренные проектом. Существенными условиями являются предмет, цена и сроки контракта.

При обеспечении обязательств по контракту, исполнитель может предоставить денежные средства на счет заказчика, . Она должна быть внесена в реестр банковских гарантий, что проверяет заказчик, и получает оригинал данной гарантии, даже если контракт заключается в электронной форме на площадке.

Отмена процедуры определения исполнителя

Заказчик вправе отменить определение поставщика в ходе подачи заявок на участие в тендерной процедуре. Это необходимо сделать в случае, если не доведены средства на исполнение обязательств по контракту, изменились обстоятельства, влияющие на предмет или сроки исполнения, или в случае необходимости изменить сам предмет закупки.

Отменить процедуру заказчик вправе за 5 дней до окончания срока подачи и начала вскрытия конвертов с заявками. При этом ему запрещено вскрывать уже поступившие заявки.

Материал по теме:

Чтобы отменить свою закупку, если вам это необходимо, следуйте пошаговой инструкции и таблице сроков в нашей статье . Это позволит избежать претензий участников закупки и контрольных органов.

Демпинг в закупках и меры по противодействию

Давно стали известны случаи обвала цены одним из участников при осуществлении закупок. Такие ситуации были связаны с дальнейшим недобросовестным исполнением и получением аванса по контракту. После этого участники госзакупок отказывались выполнять условия контракта и не возвращали аванс. Для ограничения таких случаев, законом были установлены антидемпинговые меры.

В случае падения цены на 25% и более, победитель обязан предоставить обеспечение в 1,5 раза больше указанного в документации о закупке. Если НМЦК была менее 15 млн руб., исполнитель вместо обеспечения может предоставить сведения о своей добросовестности.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Закупочную деятельность со стороны заказчика можно обеспечить двумя путями. Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., заказчик может не формировать контрактную службу . В данном случае назначается контрактный управляющий. Если годовой объем выше 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу, при этом не обязательно выносить ее как отдельную структурную единицу.

Контрактная служба занимается:

  • разработкой и корректировкой плана закупок;
  • подготовкой и внесению изменений в план-график;
  • проводит работу по внесению всех данных и документов в ЕИС;
  • осуществляет закупки;
  • обеспечивает заключение контрактов.

Внутри контрактной службы должны быть прописаны должностные регламенты и обязанности каждого члена по осуществлению видов деятельности. Если обязанности не прописаны, в случае нарушений закона и наложение штрафов, они будут наложены на всех членов контрактной службы.

Рассмотрением заявок и подписанием протоколов занимается комиссия по осуществлению закупок. Она формируется из членов контрактной службы, а также могут быть привлечены работники других подразделений.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ: внутренняя и внешняя

Заказчик может заключить контракт на выполнение функций специализированной организации . В них входят разработка документации закупки и размещение в ЕИС информации о закупках. Остальные функции по осуществлению закупок остаются в обязанностях заказчика. Спецорганизация и заказчик несут солидарную ответственность за нарушение законодательства.

Эксперты и экспертные организации в закупах

Для оценки эффективности проведенных процедур и полученных результатов заказчик вправе привлекать экспертов и экспертные организации. Также сторонние эксперты могут привлекаться для оценки на процедурах рассмотрения заявок участников.

Извещение на сайте госзакупок

При объявлении процедуры на сайте закупок в ЕИС формируется извещение о конкурсе, аукционе или другой форме тендера.

В нем указывается информация:

  • о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, контактное лицо и как с ним связаться);
  • изложение условий контракта: наименование и описание объекта, НМЦК, источника финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • преимущества и ограничения для участников;
  • место подачи заявок и срок;
  • условия и размер подачи обеспечения заявок;
  • размер обеспечения контракта.

Если информация в извещении и документации закупки будут различны, это повод для отмены процедуры и наложения штрафа.

Подача, изменения и отзыв заявок

Участник вправе подавать на одну процедуру или лот всего одну заявку. Если будет подано две и более заявки, они не будут допущены к участию. Поэтому при желании изменить или дополнить подаваемые сведения в составе заявки, участник может отозвать свою заявку или внести в нее изменения дополнительным конвертом. Сделать это необходимо до начала вскрытия конвертов с заявками.

Ограничения переговоров с участниками закупки

Законодательно запрещены любые переговоры заказчика и участников процедур до их окончания. Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется избегать любых контактов и не встречаться с участниками, даже если они настаивают под предлогом дачи разъяснений по пунктам документации.

Открытый конкурс: проведение, участие, заявка

Конкурс является основным способом проведения закупки при определении исполнителя по принципам важности качественного исполнения предмета контракта, а также квалификации и опыта работы участников. В открытом конкурсе могут принять участие все организации, которые удовлетворяют требованиям документации . Участники подают сведения о квалификации и опыте исполнения аналогичных работ и выставляют приемлемую цену не выше НМЦК. При этом при оценке заявки вес предложенной цены может быть сведен к 0 баллам при некоторых видах работ и услуг.

Подача заявок на конкурс происходит в бумажном виде в запечатанном конверте. Объем заявки не органичен и может иметь огромное количество приложений и документов, подтверждающих квалификацию участника. На данный момент закон предусматривает подачу заявок в форме электронных документов посредством ЕИС. Но система пока еще не располагает возможностями подачи в электронной форме.

В случае если на открытый конкурс было подано не более 1 заявки, возможность заключения придется согласовать в ФАС. Ведомство проверяет соблюдение условий доступности участия в конкурсе и наличие вероятных ограничений конкуренции.

Закрытые способы определения исполнителей

К закрытым способам относятся:

  • закрытый конкурс с ограниченным участием,
  • закрытый двухэтапный конкурс,
  • закрытый аукцион,

Эти процедуры применяются в случаях закупки товаров, работ или услуг связанных с государственной тайной, а также при охране, транспортировке и страховании государственных ценностей, музейных экспонатов. Услуги по уборке помещений и услуги водителей для судей и судебных приставов также закупаются закрытыми способами.

Закрытость процедуры подразумевает направление приглашений к участию ограниченному количеству участников, которые удовлетворяют требованиям закона и способным исполнить предмет контракта.

Электронный аукцион: участие, проведение, электронные площадки

Наиболее распространенный способ закупки товаров и ряда работ и услуг - электронный аукцион. Перечень предметов контракта, обязательных к закупке путем аукциона в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Особенность процедуры заключается в освобождении заказчика от обязанностей принятия заявок, обеспечения и организации торгов. Эту функцию взяли на себя электронные площадки . Для торгов по Закону № 44-ФЗ утверждены 6 официальных электронных площадок. Также существует большое количество аккредитованных площадок по торгам согласно 223-ФЗ.

Заказчику остались работы в части рассмотрения соответствия частей заявок условиям электронного аукциона. В первой части заявки рассматривают поданные участником сведения о предмете закупки, соответствие требованиям документации. Ко вторым частям заявок электронная площадка открывает доступ после проведения торгов. Заказчик оценивает соответствие документов участников, полноту и достоверность поданных данных.

В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся и была подана одна заявка или остальные заявки были отклонены, то в отличие от открытого конкурса, заказчику не требуется согласовывать заключение контракта с надзорными органами.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

Рассматривая тему «Государственные закупки», начать необходимо с общего определения. Госзакупки это система размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей.

А также госзакупка — это система, предусматривающая следующих участников:

  • заказчиком в системе выступают государственные или муниципальные органы;
  • поставщики или исполнители – юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные надлежащим образом.

Неотъемлемой частью вопроса: «Что такое госзакупки?» является более детальное ознакомление с функциями, которые возложены на систему госзаказа:

  • стимулирование и стабилизация экономики страны;
  • регулятивная функция, в части ценовой политики на товары и услуги;
  • поддержка отечественных производителей;
  • привлечение к решению государственных задач социально-экономического характера представителей малого бизнеса в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

На законодательном уровне закреплены основные принципы работы системы госзакупок:

  • информация о проведении должна быть доступна и открыта;
  • все участники имеют равные права на участие;
  • не допускается не обоснованный отказ участнику закупки;
  • расход бюджетных средств должен носить целевой и эффективный, с точки зрения экономики, характер;
  • отсутствие ограничений в участии путем установки «нереальных» и неизмеримых требований к участникам.

Государственная закупка — это не только удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых для этого товаров/работ/услуг, но и система взаимодействия с поставщиком. Перед подписанием государственного контракта на поставку того или иного товара, услуги, работы проводится отбор поставщиков. Существует несколько способов отбора поставщиков или исполнителей заказа. Они представлены на фото ниже.

Неконкурентный способ предусматривает выбор одного и единственного поставщика. При таком способе заказ не должен превышать сумму в 100 тыс. рублей. Данное ограничение закреплено законодательно.

Что же касается конкурентных способов, то они, напротив, подразумевают выбор исполнителя заказа из нескольких участников.

Конкурсы

Государственные закупки что это такое в части выбора поставщика в результате проведения конкурсов? Выделим основные виды конкурсного отбора: открытый или закрытый. Они, в свою очередь, могут быть как с ограничением участников, так и предусматривающие 2 этапа проведения.

Основное отличие открытого от закрытого конкурса: информацией о госзаказе обладает неограниченное количество лиц и к исполнителям предъявляют требования, которые носят единый характер для всех.

Приведем примеры, когда могут проводиться закрытые конкурсы, в которых участвует ограниченное количество лиц:

  • заказ с информацией , содержащей гос. тайну;
  • заказ на услуги страхования , перевозки музейных экспонатов, которые принадлежат к культурному наследию;
  • заказ на услуги личного водителя судьи.

Победителем конкурсного способа отбора становится тот, кто предложил наиболее выгодные условия контракта.

Аукцион

Что такое государственные закупки с проведением аукционов? Аукционный способ может быть представлен как в электронной форме, так и носить закрытый характер. Наиболее распространенный и используемый – это электронный аукцион.

Суть: размещение открытой информации о проведении госзакупки на электронных площадках. Победитель аукциона – поставщик c контрактом, цена по которому самая низкая.

Запрос котировок и предложений

Исполнителя при запросе котировок определяет заказчик по принципу: самая низкая цена. Аналогично аукциону, но есть ограничение суммы заказа — не более 500 тыс. рублей.

Совет! Данный способ наиболее выгоден для поставщиков по причине отсутствия взимания оплаты за участие.

Победителем при запросе предложения становится исполнитель, предложивший лучшие условия в окончательном варианте. Примеры, когда применяется данный способ: закупка спортинвентаря для сборных команд страны для участия в Олимпийских играх, лекарственных препаратов, в случае признания аукциона, проводимого в электронной форме, не состоявшимся.

Госзакупки в разрезе макроэкономических показателей

В разрезе макроэкономики можно выделить: рынок труда, товарный рынок и финансовый. При рассмотрении вопроса: что такое госзакупка, было подчеркнуто ранее то, что основа — это удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых товаров/ услуг/ работ.

На основании этого, рынки государственной закупки – это, прежде всего, товарные, где потребителем выступает государство, а поставщиком непосредственно юридические лица и предприниматели, производители товаров или услуг. Как и любой вышеупомянутый, рынок госзакупок подлежит контролю.

Контролирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления РФ в сфере контроля закупок. Главной задачей которых является контроль бюджетных средств, направляемых на закупку и выявление того, что не относят к государственным закупкам.

Так как вопрос: «Госзакупки что это такое?» тесно связан с бюджетными средствами? Рассмотрим более подробно взаимосвязь между ними. С учетом того, что государственный бюджет выступает главным источников финансирования любого заказа, государственные закупки это расходы или доходы?

При рассмотрении макроэкономических показателей, расходы бюджета делятся на:

  • трансферты федерального бюджета на региональный уровень;
  • госзакупки товаров/работ/услуг;
  • проценты по облигациям государственного долга.

Если первый пункт расходов не включается в ВВП, то закупки, а точнее их стоимость, включается. Таким образом, государственные закупки – это расходная составляющая бюджета, от объема которой напрямую зависит сальдо бюджета, его сбалансированность, дефицит или профицит.

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.

Цитата:
«Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг … предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.»

Для многих коммерческих и иных компаний система «госзакупок» является основным способом привлечения в хозяйственную деятельность государственных (бюджетных) средств. Информация о закупках товаров, услуг, исследовательских работ, осуществляемых компаниями с государственным участием (и другими отдельными видами компаний) в обязательном порядке (согласно федеральным законам №№ 223, 94, 44) размещается на сайте госзакупок. Коммерческие компании также зачастую публикуют свои тендеры именно на официальном сайте госзакупок.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 29.12.2014) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Таким образом, информация о конкурсах, публикуемая на сайте госзакупок, является центральным источником актуальных сведений о возможных «государственных» заказах по профилю для множества компаний из самых разных сфер деятельности - от услуг охраны до геофизических изысканий. Поэтому потребность иметь регулярно обновляемые сведения о проходящих конкурсах, попадающих под определенные критерии, возникает у каждой организации, участвующей в госзакупках. В настоящей статье рассмотрим различные способы и практический пример реализации указанной потребности.

Варианты получения сведений о госзакупках

Чаще всего задача ставится руководством перед маркетинговым или IT-подразделением компании примерно в следующей формулировке: «необходима ежедневная сводка по конкурсам госзакупок, удовлетворяющим следующим критериям…» . Именно ежедневная, так как иногда между публикацией конкурсной документации и окончанием подачи заявок на него объявляется срок менее 10 дней, в среднем - около двух недель. Времени для сбора всей необходимой документации для участия в конкурсе совсем не много, каждый день «на счету».

Перечислим варианты реализации задачи.

1. Сайт ООС (госзакупок)
Сам сайт http://zakupki.gov.ru/ дает возможности настраиваемого поиска и отбора конкурсов по параметрам.

Недостатки:

  • Поиск работает недостаточно корректно, иногда конкурсы «не находятся». Я свидетель долгой рабы именно через официальный сайт, утверждение мной проверено;
  • Сайт зачастую не работает по ночам и праздникам;
  • Ограничение в количестве результатов. Если поиск выдает более, чем 500 строк, скачивание данных о конкурсах (в виде таблицы.csv формата) средствами сайта невозможно.
Для частичной автоматизации процесса я в своё время написал плагин для браузера FireFox, который должен был делать ежедневное скачивание отобранных конкурсов.

В двух словах плагин формировал адрес в виде примерно такой строки:

"http://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/search.html?" + "placeOfSearch=FZ_44" + "&orderPriceFrom=" + priceArray[i] + "&orderPriceTo=" + (priceArray-1) + "&orderPriceCurrencyId=-1" + "&orderPublishDateFrom=" + OrderDate + "&orderPublishDateTo=" + OrderDate + "&headAgencyWithSubElements=true&matchingWordPlace44=NOTIFICATIONS" + "&law44.okpd.withSubElements=true” + "&law44.okpd.ids=31301%2C37097%2C50876%2C51122" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&morphology=false&strictEqual=false";
Естественно, для 94 и 223 закона параметры запроса другие. Как видно, ОКПД, диапазон цен и т.п. приходится «зашивать» в запрос, так как иначе количество найденных конкурсов будет слишком большим и результаты поиска можно будет скачать только частично.

2. Специализированные web - сервисы поиска конкурсов
В ответ на запрос рынка несколько компаний организовали сайты поиска информации о проводимых конкурсах. Зачастую такие сайты дают не только сведения о госзакупках, но и о «частных» тендерах с электронных площадок.

Несколько таких систем:

  • Мультитендер.ру : «бесплатная специализированная поисковая система, позволяющая отслеживать госзакупки и коммерческие тендеры»;
  • TenderCAT : «Каталог TenderCAT предназначен для облегчения поиска государственных и коммерческих тендеров и аукционов в огромной массе ежедневно публикуемых на портале госзакупок (http://zakupki.gov.ru) заказов по всем регионам и направлениям деятельности»;
  • Ист Бюджет : «Сайт госзакупок и тендеров - лучший поиск и аналитика от Ист Бюджет»;
И другие.
Отдельно упомяну Госзатраты , о которых на Хабре была .

Целью настоящей статьи не является сравнение или анализ указанных ресурсов, так что ни их достоинства, ни недостатки здесь не приводятся.

3. Самостоятельная разработка для скачивания конкурсов.
В некоторых (я знаю несколько) случаях руководство компании, участвующей в конкурсах, ставит очень специфические задачи, касающиеся параметров отбора информации, регулярности поиска или оформления результата поиска. В таких случаях обращаются к IT специалистам, «ручная работа» по мониторингу и отбору конкурсов становится слишком трудоемкой.

Встречаются примеры заказа описанных работ у фрилансеров. Например, на SQL.ru , на Weblancer . Наконец, можно приобрести готовое решение у «проверенных временем» исполнителей . Однако основная часть настоящей статьи описывает процедуру самостоятельного исполнения задачи.

Скачивание данных о конкурсах с http://zakupki.gov.ru средствами Excel VBA

Исходные данные
Основное необходимое знание об источнике данных: у ООС (общероссийский официальный сайт госзакупок) имеется публичный ftp-сервер . При этом если http регулярно (обычно в ночное время и праздничные дни) не доступен по причине «технического обслуживания», то ftp работает (согласно моей практике) вполне надежно.

Адреса ftp серверов разделены по федеральным законам, применяющимся для размещения тендеров:
ФЗ №223: ftp://ftp.zakupki.gov.ru/out/

Логин и пароль:


ФЗ №94 и ФЗ №44: ftp://zakupki.gov.ru

Логин и пароль:


Структура каталогов для 223 закона вполне прозрачна. Что же касается 94 и 44, здесь расположены следующие интересующие нас подкаталоги:
  1. 94fz каталог, содержащий данные публичных выгрузок в соответствии с 94ФЗ (остальные каталоги - 44ФЗ),
  2. fcs_regions каталог, содержащий данные полной региональной выгрузки опубликованной на ООС информации в соответствии с 94ФЗ.

Остальные каталоги содержат нормативно-справочную информацию, информацию по банковским гарантиям, выгрузки по правилам и в рамках решения задачи не представляют интереса.

Полная региональная выгрузка включают в себя все опубликованные на ООС документы следующих типов:
опубликованные извещения;
опубликованные изменения извещений;
опубликованные протоколы;
опубликованные сведения о контрактах;
опубликованные изменения контрактов;
опубликованные сведения об исполнении/прекращении действия контрактов.

Отметим, что в наших целях интересны только извещения (notice ). Все остальные виды документов в рамках задачи не используются!
Выгрузка осуществляется в архивируемые файлы формата XML.
В одном файле могут находиться документы только одного типа в количестве, не превышающем 3000 записей. Если количество документов, подлежащих выгрузке, превышает 3000 записей, система формирует несколько файлов и каждый помещает в отдельный архив.
Все сформированные и зархивированные XML-файлы выгружаются на FTP-сервер… файлы в выгрузке разделены по каталогам, соответствующим региону. В каждом каталоге региона есть еще 3 каталога: notifications, protocols и contracts. В каждом из каталогов notifications, protocols и contracts дополнительно есть каталог daily.
Опубликованные документы выгружаются на FTP-сервер в следующем порядке:
· Каждый календарный день (ежедневно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный день. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications/daily;
· Каждый календарный месяц (ежемесячно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный месяц. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications;
В ежедневной и ежемесячной выгрузках всегда выгружаются все типы документов, опубликованных за прошедший календарный день или календарный месяц соответственно.
Если на момент формирования выгрузки за истекший период не было ни одного опубликованного документа какого-нибудь типа, то XML-файл с данным типом документов выгружается пустым.
После завершения ежемесячной выгрузки, каталоги с ежедневными выгрузками за истекший месяц очищаются.
Имена файлов региональной выгрузки имеют следующую структуру:
<вид-документа_регион_начало-периода_конец-периода_номер.xml.zip>,
где:
вид-документа – принимает значение notification, protocol или contract для извещений, протоколов и сведений о контрактах соответственно;
регион – название региона выгрузки;
начало-периода – дата начала периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
конец-периода – дата конца периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
номер – порядковый номер сформированного файла;

Актуальную версию приведенной информации можно скачать с ООС в виде документов «Схемы информационного обмена…».
Описание программы автоматического скачивания конкурсной информации (VBA MS Excel, Windows).
Подготовка
  • Подключаем скриптинг Microsoft Scripting Runtime. Для функциональности FSO (\Windows\System32\scrrun.dll )
  • Подключаем скриптинг Microsoft XML, v.6
Для запроса диапазона дат, в котором следует скачать конкурсы, я сделал userForm с использованием элемента MonthView . Его настройки позволяют развернуть два месяца рядом (предположим, что диапазон не длиннее, чем месяц), показывать текущую дату (красная рамочка), установить выбранный диапазон дат по умолчанию.

На примере выбран диапазон с 26 февраля по 4 марта. Выбранные даты считываются со свойств Формы:

MonthView.SelStart и MonthView.SelEnd
Вот такой фильтр позволяет выбирать файлы (структура имен которых нам известна) в заданном диапазоне дат:

Fltr = "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate + 1, "yyyymmdd") & "*.zip;" & "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*.zip"
Обратим внимание на то, что здесь точка с запятой разделяет альтернативные варианты, поэтому указанный фильтр подходит для файлов, формируемых по всем трем законам.

Скачивание файлов я осуществляю в заданную директорию, которую предварительно очищаю от старых закачек, применяя методы FSO:

Dim FSO As FileSystemObject Set FSO = New FileSystemObject
Далее выбираем целевую папку bFld = FSO.GetFolder(...) и уничтожаем поддиректории:

For Each SubFolder In bFld.SubFolders SubFolder.Delete Next
Совершенно не обязательным, но крайне удачным «фантиком» к программе оказалось использование Application.Speech.Speak Удобно не наблюдать за прогрессом долгой процедуры, а занимаясь своими делами регулярно слышать сообщения (приятным женским голосом) типа:

Application.Speech.Speak "Downloading purchase notices", True
Второй параметр - асинхронное выполнение.

Скачивание файлов
Начинаем скачивание. Убеждаемся, что целевая папка существует с помощью FSO.FolderExists и при необходимости создаем её функцией MkDir .
Создаем шелл - объект
Set myShell = CreateObject("Shell.Application")
и применяем основную «фишку» описываемого подхода - метод namespace :
Set ftpItems = myShell.Namespace(адресFTP).Items
Указанная строка реализует обращение к FTP, возвращая папки и файлы. Обратите внимание на то, что передаваемый параметр должен иметь тип Variant , а не String .

Выбрать все директории можно так:

FtpItems.Filter 32, "*".
Выбрать поддиректории и файлы (96=32+64 ) и применить фильтр вроде того, который был построен в начале параграфа для отбора фалов по дате - так:

FtpItems.Filter 96, fltr.
Остается указать целевую (локальную) папку для скачивания аналогичным способом:

Set tFolder = myShell.Namespace(tgtFolder)
И запустить «копирование» (оно же «скачивание») следующим образом:

TFolder.CopyHere ftpItems, 20
Эта команда запускает внешний процесс (в Windows отображается стандартный прогресс-бар копирования файлов), её выполнение из vba не контролируется напрямую. Однако нам необходимо дождаться окончания её выполнения, для чего мы следующим методом в цикле проверяем наличие последнего из копируемых файлов:

While Len(Dir$(tgtFolder & "\" & ftpItems.Item(ftpItems.Count - 1).Name)) = 0 Sleep 1: DoEvents Wend
Так устроенное «ожидание» длится в точности столько, сколько копируются файлы.

Распаковка (разархивация) скачанных файлов
Перебрав все директории и поддиректории и скачав все отфильтрованные файлы, приступаем к их обработке на локальной машине:

Application.Speech.Speak "Unzipping archives", True.
Для этого снова пользуемся методом namespace .
Перебираем все архивы в папке For Each fl In tFolderItems
и пользуемся тем, что эти архивы в Windows видны как поддиректории! Соответственно, всё содержимое архива доступно так:

Set flItems = myShell.Namespace(CVar(tgtFolder & "\" & fl.Name)).Items
(Снова обращаю внимание на то, что параметр должен быть Variant , из-за чего необходимо преобразование типа из строки).

И опять та же команда CopyHere позволяет «скопировать» (на самом деле извлечь) из архива все фалы в целевую папку: myShell.Namespace(tgtFolder).CopyHere flItems, 20
а асинхронное выполнение заставляет нас в цикле ждать окончания выполнения этой команды тем же образом, который описывался выше.

Среди разархивированных файлов немало «мусора». Например, по какому-то региону в определенный день не было никаких закупок, ООС генерирует пустой файл за эту дату. Поэтому прежде, чем парсить xml, я предпочитаю удалить лишнее. Используя FSO перебираем файлы

Set fold = FSO.GetFolder(tgtFolder) For Each fl In fold.Files
«Отсев» легко произвести по размеру файла (fl.Size <= 198) и фильтруя его название Not (LCase(fl.Name) Like "*noti*")) .

Удаление файла осуществляется предельно просто: fl.Delete

Расшифровка XML с данными о конкурсах
Расшифровка xml зависит от их схемы, которая на ООС иногда меняется. Поэтому далее приведены основные приемы, без концентрации на отдельных полях и данных. Начинаем, конечно, с

Application.Speech.Speak "Decoding files", True.
В этой части помимо FSO для работы с файлами нам понадобится XML:

Dim xml As MSXML2.DOMDocument60 Set xml = New DOMDocument60: xml.async = False: xml.validateOnParse = True
И, конечно, целевой лист (ActiveSheet ) в книге Excel, куда мы будем записывать информацию.
Начнем с того, что остановим отрисовку Excel на время, чтобы «не мельтешило»:

Application.ScreenUpdating = False
Принципиальным моментом является то, что

«XPath обрабатывает пустой префикс как пространство имен null. Другими словами, в запросах XPath можно использовать только префиксы, сопоставленные с пространствами имен. Это значит, что если нужно построить запрос к пространству имен в XML-документе, то даже если оно является пространством имен по умолчанию, для него необходимо определить префикс.»
Поэтому для успешного разбора полей скачанных документов для пространства имен по умолчанию добавляем некий префикс. Например, «q»:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", " xmlns:q= "http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xmlns:oos="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1""
Так выглядит определения пространства имен для разбора xml, сформированных по 94 ФЗ. Для 44 она будет немного другой:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", "xmlns:q="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1" xmlns:ns2="http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:ns3="http://zakupki.gov.ru/oos/printform/1""
Собственно все приведенные данные берутся из заголовка любого скачанного xml - файла, только для пространства имен по умолчанию добавляется q .

Далее определяются поля (точнее, xpath , указывающий на них), которые нужно скачать. На текущий момент для 94 ФЗ они выглядят примерно так: ".//oos:notificationNumber", ".//oos:lot", ".//oos:orderName", ".//oos:maxPrice". Для 44 ФЗ - другая структура (спасибо программистам ООС): ".//q:purchaseNumber", ".//q:lot", ".//q:purchaseObjectInfo", ".//q:maxPrice|.//q:price|.//q:totalSum" .

Видим, что однозначности нет, настраивать парсинг приходится не только опираясь на опубликованные схемы, но и на собственный практический опыт расшифровки данных.

Проверить, «читается» ли xml -файл можно двойным условием:

If Not xml.Load(tgtFolder & "\" & fl.Name) then…If (xml.parseError.ErrorCode <> 0) then…
Если же файл прочитался (до сих пор у меня с закачанными с ООС файлами проблем не было), можно собственно разбирать его содержание. Прежде всего рекомендую прочитать поле, описывающее состав сообщения (notice ).

PurchaseType = LCase(xml.DocumentElement.ChildNodes(0).BaseName) documentType = LCase(xml.DocumentElement.BaseName)
И проверить, что содержимое файла - это именно объявление о конкурсе, а не отмена его, уведомление о публикации протокола и т.п. примерно так:

If Not (purchaseType Like "*cancel*" Or purchaseType Like "*protocol*" Or documentType Like "*cancel*") Then
Так как в xml, сформированных по 223 ФЗ, название типа документа «спрятано», то можно добавить:

If (purchaseType Like "*notification*" Or documentType Like "*notice*") Then
Далее идет собственно запись данных из xml в ячейки листа:

Range("A" & i) = xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля).Text
И т.д.
Если XPath может давать несколько вариантов (указание, например, на названия лотов) и все их мы хотим сохранить, поможет такая конструкция:

For Each it In lot.SelectNodes(строкаXPathсоотвПолей) Range("E" & i) = Range("E" & i) & it.Text & "; " Next
Некоторые поля в документе могут отсутствовать, тогда пропускаем их условием:

If Not xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля) Is Nothing Then

Заключение
Скачивание файлов с ftp можно реализовать разными способами. Я описал один, с использованием shell.namespace , работающий и ОЧЕНЬ просто реализуемый.

После скачивания, автоматического ранжирования (отбора) и форматирования списка конкурсов моя ежедневная подборка конкурсов (по всем ФЗ) выглядит примерно так:

Описанный выше подход позволяет скачивать данные о конкурсах, контрактах, планах закупок и т.п. с ООС, ведь вся эта информация публикуется на открытом ftp . Весь код программы я не привожу и не могу привести, так как он является «интеллектуальной собственностью». Однако восстановить программу по приведённым ключевым участкам кода может любой, владеющий основами vba и, что важнее, терпением.

Терпение понадобится, во-первых, при разборе фалов и поддиректорий на ftp: надо не скачать лишнего и не упустить нужное. И во-вторых, при парсинге xml. Однако здесь уже вопрос поставленной задачи: какие именно поля, в какой последовательности, как отформатированные хочет видеть заказчик.

Всем удачи и побед: - в конкурсах - и личных!



Просмотров