Государственное банкротство. Банкротство страны – что это такое, и как происходит Процент внешнего долга для страны банкрота

Когда все меры спасения от финансового краха предприняты, но не дали результата. Когда кредиторы жаждут крови, а коллекторы потирают руки. Когда имущество компании выведено в подставные фирмы, а личное – переписано на любимую тещу. Тогда последним средством избавиться от долгов остается оно – банкротство. Что такое банкротство, каким оно бывает и по каким причинам может наступать?

Банкротство (несостоятельность) – это неспособность должника (физического, юридического лица или государства) производить выплаты по своим долговым обязательствам.

Также под банкротством подразумевают судебную процедуру через которую проходит должник, в ходе которой определяется его финансовое состояние, круг лиц, перед которыми необходимо погасить задолженность, возможность погашения долга имеющимися средствами и последующее за этим списание всех долгов.

Банкротом принято называть конкретного человека или организацию, которая прошла через судебные процедуры и законом признана несостоятельной.

Термин «банкротство» произошел от итальянского banca rotta («сломанная скамья»). В давние времена на Апеннинском полуострове ростовщики совершали свои сделки на специальных скамьях, которые и называли банками. Если ростовщик разорялся, он ломал скамью, сигнализируя о прекращении своей деятельности из-за неспособности платить по долгам.

Примерно тот же смысл вкладывается и в современное понятие. Банкротство – это невозможность оплачивать долги и удовлетворять финансовые требования кредиторов, а также вносить обязательные (например, налоговые) платежи. При этом долги должны тянуться не менее, чем 3 месяца, а у физлиц сумма задолженности должна превышать 500 000 рублей. Признать человека или фирму несостоятельным (банкротом) может только арбитражный суд после соблюдения строго определенной процедуры, о которой пойдет речь ниже.

Порядок банкротства, его правила и все существенные детали описаны в федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002 с последующими многочисленными изменениями. Например, признавать несостоятельными физлиц стало возможным только с конца 2015 года.

Цели банкротства

Для должника банкротство – это способ избавиться от долгов, отсрочить уплату штрафов, неустойки и пеней. По окончании процедуры и физическое, и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель полностью освобождаются от обязанности уплачивать долги.

Для кредиторов процесс признания должника финансово несостоятельным – возможность получить от него хоть что-то в счет уплаты задолженности. На этапе конкурсных процедур имуществу должника обеспечивается сохранность, арендодателям принудительно возвращается имущество, переданное банкроту во временное пользование.

Обеспечивается сохранность имущества банкрота, возвращение имущества, переданного должником в аренду или в пользование другим лицам. Если у должника есть имущество, в завершение процедуры банкротства оно распродается, средства идут на погашение долгов.

В случае с банкротством юрлиц кредитор помимо (или вместо) денежных выплат в счет долга может получить контроль над бизнесом должника, возможность приобрести имущество финансово несостоятельного лица по низкой цене на торгах, отменить незаконные сделки должника и вернуть имущество.

Каким бывает банкротство, его виды и признаки

Выделим банкротство по тем субъектам, которых суды признают финансово несостоятельными.

Обанкротиться могут:

  • Физические лица;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Юридические лица;
  • Государства.

А вот каким может быть банкротство в зависимости от его экономической сути и последствий:

1 Реальное банкротство

Оно происходит, когда лицо не в состоянии расплатиться по долгам и ни при каких условиях не сможет привести в норму свое финансовое положение. Чаще всего должнику этот момент очевиден с самого начала, однако закон требует соблюсти все формальности, и решение о реальном банкротстве выносится только после прохождения предусмотренных законом процедур. По итогам такого банкротства имущество должника распродается, юридическое лицо перестает существовать, физлицо освобождают от долгов с определенным поражением в правах (подробнее об этом – в главе “Последствия банкротства”).

2 Техническое банкротство

Второй вид банкротства – «временный». Должник не может вернуть долги в конкретный период из-за внешних причин, не связанных с его собственными проблемами. Обычно это происходит из-за того, что потенциальному банкроту самому кто-то не вернул долги, но вероятность получить их позже остается. Или сорвался крупный заказ, но наклевывается другой. При этом деятельность предприятия продолжается в обычном режиме, кризисных явлений не наблюдается.

3 Умышленное (преднамеренное) банкротство

В этом случае долги наращиваются целенаправленно, лицо изначально не собирается их возвращать. Активы выводятся или переписываются на других лиц. Если речь идет о юрлице, то разновидностью преднамеренного является фиктивное банкротство, когда подделывается бухгалтерская отчетность, в которой завышаются расходы и преуменьшаются доходы, чтобы создать видимость неплатежеспособности.

Подобный вид банкротства уголовно наказуем по статье 196 УК РФ.

Рассмотрим каждый вид банкротства более подробно:

Банкротство физического лица

Под банкротством физлица подразумевают неспособность человека оплачивать долги общим размером свыше 500.000 рублей в течение трех и более месяцев. В эту сумму могут входить кредиты, проценты по ним, обязательные платежи государственным органам и другая задолженность. Процедура банкротства запускается только если очевидно, что даже распродав свое имущество гражданин не сможет погасить долги.

Инициировать процедуру банкротства физлица могут его кредиторы, Федеральная налоговая служба или сам человек, почувствовавший, что больше не в состоянии оплачивать задолженность, и в будущем просвета не предвидится. Длится процедура от 7 месяцев до нескольких лет.

Пошаговая инструкция по банкротству физического лица, подробное описание всех стадий и необходимые документы описаны в отдельной статье: .

Обратите внимание: личное банкротство – дело недешевое. В 2018 году в столице РФ полный комплекс услуг по банкротству физлица обходился должнику в 100 -120 тысяч рублей, максимальная же планка зависит от аппетитов различных посреднических юридических фирм, услугами которых вы можете воспользоваться.

Есть и неприятные последствия процедуры. Например, в течение 5 лет при каждой заявке на кредит придется указывать факт банкротства. На протяжении трех лет нельзя будет управлять юрлицами. Имеются и другие, менее ощутимые последствия.

Банкротство юридического лица

Это классика банкротства: организация не может оплачивать задолженность кредиторам, контрагентам и государству. Минимальный срок для возбуждения дела о банкротстве – 3 месяца. Совокупный долг перед контрагентами должен превышать 300 000 рублей. Также должна наблюдаться просрочка по выплате зарплаты не менее чем в 1 месяц.

Инициировать банкротство могут руководство или владельцы компании по результатам аудиторской проверки, кредиторы, Фонд соцстраха и Пенсионный фонд РФ, а также прокуратура.

Закон предусматривает достаточно длительную процедуру банкротства для организации. Все стадии этого процесса, их сроки, стоимость для должника, а также порядок распродажи имущества описаны в этой статье: .

На всех этапах признания финансовой несостоятельности юрлица используется специализированный институт управляющих: конкурсные, внешние и административные. Их работу оплачивает должник. Из-за того, что в России управляющие мало заинтересованы в возвращении юрлиц к нормальной деятельности, лишь малый процент процедур заканчивается восстановлением работы организаций. Чаще всего имущество идет с молотка, кредиторы возвращают мизерную часть своих вложений, а учредители банкротов выходят сухими из воды даже в ситуациях, граничащих с мошенническими действиями.

В случае признания несостоятельным действующего предприятия основной особенностью становится необходимость соблюдать права трудового коллектива. Речь идет как о выплате задолженности по обязательным платежам (налогам и начислениям в социальные фонды), так и о долгах по заработной плате. Уже по достижении долга в 100 000 рублей в течение 3-х и более месяцев по упомянутым основаниям (а также по задолженности перед контрагентами) может быть запущена процедура банкротства.

Государственные предприятия находятся в несколько ином правовом положении, нежели все остальные: долги за них оплачивает государство, а банкротом такая компания может стать только при наличии соответствующего пункта в уставе.

Поскольку предприятие – это тоже юрлицо, порядок банкротства у него такой же, как и у любой другой организации. Тем не менее, мы написали на эту тему отдельную статью, в которой помимо стандартных шагов по банкротству предприятия также описали:

  • Что будет с работниками, если предприятие становится банкротом?
  • Какова очередность выплат при увольнении сотрудников на банкротящемся предприятии?
  • Как выглядит процедура банкротства на предприятии?
  • Как рассчитать вероятность банкротства и как провести оценку предприятия?

Обычная процедура признания финансовой несостоятельности предприятия может длиться до полутора лет и более, однако существует и упрощенный 6-месячный алгоритм, когда суду изначально ясно, что должник неплатежеспособен и нужно быстрее приступать к распродаже его имущества.

Банкротство ИП

Банкротство индивидуального предпринимателя несет в себе признаки как признания финансовой несостоятельности организации, так и аналогичного процесса для физлица. Есть и свои особенности. Например, ИП могут обанкротить при трехмесячных долгах только в случае, если задолженность минимум на 40% превышает стоимость имущества ИП (как личного, так и используемого для ведения бизнеса). Долги по кредитам и займам (взятым именно в деловых целях, а не в личных) должны быть больше 10 000 у каждого кредитора и свыше 500 000 рублей в совокупности. Если долг в натуральной форме, процедура банкротства ИП не может быть проведена.

Инициировать признание индивидуального предпринимателя финансово несостоятельным могут те же субъекты, что и в случае с организациями.

Стоимость банкротства индивидуального предпринимателя оказывается даже выше, чем организации, и в среднем превышает 200 000 рублей. Минимум, который необходим для проведения всех необходимых процедур по самому усеченному алгоритму – 45 000 рублей.

После признания предпринимателя финансово несостоятельным он лишается регистрации в качестве ИП и не сможет повторить свое хождение в бизнес раньше, чем через 5 лет. Имеются и другие ограничения.

Кто не может быть признан банкротом?

Согласно статье 65 Гражданского кодекса РФ, не могут быть признаны банкротами следующие субъекты:

  • публично-правовые компании;
  • казенные предприятия;
  • учреждения (государственные и муниципальные);
  • политические партии;
  • религиозные организации.

Государственные компании и фонды признаются банкротами только если это разрешают законы об их создании.

Последствия банкротства

Для юридических лиц

Обанкротившееся юридическое лицо прекращает деятельность и вновь открыться уже не может. Его учредители не несут ответственности, за исключением случая, когда банкротство признается преднамеренным. В такой ситуации владельцы компании-банкрота несут всем своим имуществом.

Если ущерб от преднамеренного банкротства значителен, учредитель платит штраф от 500 до 800 МРОТ, а может и лишиться свободы на срок до 6 лет. При менее тяжкой вине (сокрытие и вывод активов, уничтожение бухгалтерских документов) наказание будет административным, штраф составит от 40 до 50 МРОТ, возможна дисквалификация на срок до 3 лет.

Для физических лиц

Для физических лиц, прошедших процедуру банкротства, закон вводит дополнительные ограничения.

  • В течение 5 лет в каждой заявке на кредит нужно указывать факт личного банкротства.
  • Вторично подать заявку на личное банкротство можно только через пять лет после первого.
  • В течение 3 лет нельзя управлять юридическим лицом ни в качестве руководителя, ни в качестве члена совета директоров.

Где продают имущество банкротов

Имущество должников распродают на специальных торговых интернет-порталах – электронных торговых площадках. В пятерку наиболее популярных сайтов входят:

Продавцом выступает конкурсный управляющий. Чтобы участвовать в торгах, нужно оформить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на торговой площадке, выбрать интересующий объект, подать заявку и внести задаток. Торги проводятся в три этапа.

1 На первичных торгах побеждает участник, который предложит наибольшую цену по сравнению с начальной.

2 Вторичные торги проводятся, если не нашлось желающих участвовать в первичных. Начальная цена снижается на 10%, от нее снова идут торги на повышение.

3 Если на первых двух этапах имущество не продано, объявляют продажу посредством публичного предложения. Это значит, что цена будет пошагово снижаться до тех пор, пока кто-нибудь не купит объект.

На эту тему у нас есть отдельная большая статья, которая отвечает на следующие вопросы:

  • Что такое торги по банкротству и как они проходят?
  • Как заработать на торгах по банкротству?
  • С чего начать публичные торги (аукционы) по банкротству?
  • Как покупать имущество банкротов, технику, автомобили?

Как применить знания о банкротстве в жизни

Поговорим о том, как применить законодательство о банкротстве к реальным житейским ситуациям.

Как проверить продавца квартиры на банкротство

Банкротство продавца квартиры (будь то физическое или юридическое лицо) может повлечь за собой признание сделки купли-продажи недвижимости недействительной. Кроме того, покупателю придется доказывать, что он не знал о грядущем банкротстве владельца жилья. Но даже если приобретатель будет признан добросовестным, квартиру у него заберут, поскольку сделку отменят. А вернуть , взятые у вас банкротом, почти нереально.

Полностью защититься от таких рисков невозможно: суд вправе отменить любую сделку должника, проведенную в течение последних трех лет до банкротства. А вот оградить себя от сделок с продавцом, находящимся в процессе банкротства, можно несколькими способами:

1 На сайте Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/) есть сервис “Узнайте о своих долгах”. В строку поиска необходимо ввести фамилию и имя продавца квартиры – получите список долгов, которые судебные приставы взыскивают с вашего партнера по сделке. Само наличие просроченных долгов должно вызывать опасение, а если речь идет еще и о больших суммах, возможность банкротства очень высока.

2 (bankrot.fedresurs.ru) вносятся все данные об открытых и завершенных процедурах банкротства. Поиск проводится в сервисе “Поиск должников” по ФИО, и другим реквизитам.

3 В картотеке дел Арбитражного суда (http://kad.arbitr.ru/) также можно найти дела о введении процедуры банкротства в отношении должника.

Как проверить застройщика на банкротство

Отдать деньги застройщику, находящемуся в процессе банкротства, – значит, гарантированно потерять их. Проверить на финансовую состоятельность можно такими способами:

Что такое конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство – последняя стадия банкротства, на которой признается, что восстановить нормальную работу юрлица невозможно, деятельность компании прекращается, формируется конкурсная масса, имущество должника распродается с торгов, деньги идут на погашение задолженности.

Длится эта стадия 6 месяцев (с возможностью продлить на такой же срок), проводит ее конкурсный управляющий. С момента начала конкурсного производства прекращаются полномочия прежних руководителей фирмы, перестают действовать исполнительные листы, не начисляются штрафы и пени, почти полностью запрещается продажа имущества юрлица.

Управляющий выявляет все имущество фирмы, пытается взыскать дебиторскую задолженность, объявляет торги, распродает имущество, выплачивает вырученные суммы кредиторам, после чего функционирование компании-банкрота прекращается, ее документы сдаются в архив.

Как попасть в реестр кредиторов при банкротстве?

К заявлению необходимо приложить доказательства наличия долга (договоры, платежки, судебные решения о взыскании долга при их наличии). В случае возражений должника вопрос решается в арбитражном суде. Если же возражений нет, вас включат в реестр, и вы получите право принимать участие в собраниях кредиторов.

Если вы по каким-то причинам не успели заявить свои требования в течение месяца, будет еще 30 дней на это, но тогда вы не сможете принять участие в первом, самом важном собрании кредиторов, на котором утверждается стратегия процедуры банкротства.

Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве?

Конкурсного управляющего назначает арбитражный суд. Предложить кандидатуру может инициатор банкротства, указав это в первом заявлении в суд. При этом кандидат в управляющие обязательно должен состоять в саморегулируемой организации (СРО).

При желании истец вправе указать только название СРО, которая сама предложит суду одного из своих участников. Также предложить конкурсного управляющего имеет право собрание кредиторов на своем первом заседании, передав затем свое решение в арбитражный суд.

Как заработать на банкротстве?

Есть три способа заработать на торгах по банкротству.

  • Первый способ – покупка по максимально низкой цене для последующей перепродажи. Это выгодно, но непросто и рискованно. Необходимо уметь искать по бросовой стоимости, а затем быстро их сбывать.
  • Второй способ – посреднические услуги на торгах. Ваша задача – свести продавца и покупателя на аукционах по банкротству и получить за это вознаграждение. Это более надежный способ заработать, но применим он только на некоторых видах рынков (например, в сфере недвижимости) и какого-то фантастического дохода здесь не получить.
  • Третий способ – агентские услуги. Вы покупаете и продаете объекты от имени и на деньги инвесторов. Ваша функция – искать качественные и недорогие лоты, а затем продавать это имущество с наценкой. Агенту обычно идет от 10 до 20% от стоимости лота.

Что делать если банк обанкротился а у меня там кредит?

После банкротства банка все его функции переходят к . Эта структура либо сама занимается делами прекратившего работу банка, либо передает эту обязанность другому банку. Соответственно, и ваши обязательства перейдут туда же.

Если задолженность по кредитам в ходе банкротства была продана третьему лицу, АСВ рассылает извещения о новых реквизитах оплаты всем клиентам, а также публикует на своем сайте (asv.org.ru).

Кредитные договоры с клиентами перезаключаются только если меняются существенные условия (сроки кредитов, процентная ставка, размер ежемесячных платежей и т.д.). В других случаях вы просто платите по новым реквизитам.

Заключение

Государство четко описало в законодательстве процедуру банкротства физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодня регулируются все варианты признания финансовой несостоятельности. Основополагающим началом считается участие в системе признания банкротства арбитражных судов, без них ни один гражданин, ни одна организация не могут освободиться от долгов.

Несмотря на четкие процедуры и алгоритмы, система банкротства в РФ в значительной степени действует в интересах лиц, пытающихся избежать уплаты долгов. В результате, в нашей стране возвращает свои средства в 15 раз меньше кредиторов, чем, например, в Европе. В результате законодатель идет по пути постепенного сокращения сроков процедуры банкротства, и возможно, в недалеком будущем мы увидим существенное упрощение и удешевление алгоритма признания финансовой несостоятельности.

Видео на десерт: Уличный танцор продемонстрировал впечатляющую лунную походку

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter .

Отправка

Оценка статьи:
0 баллов проголосуй >>

Государство банкротится, не исчезая

Разница между банкротством фирмы и банкротством государства состоит в том, что последнее не может прекратить свое существование. Чаще бывает так, что утрачивается платежеспособность, когда нет возможности обслужить существующие задолженности. «В зависимости от восстановления экономики платежи возобновляются спустя несколько лет, - рассказывает Кристоф Олер. - Государство снова старается попасть на рынок долгосрочных капиталов, чтобы заявить о себе как о должнике с хорошей репутацией».

По мнению немецкого эксперта, репутация добросовестного должника поможет государству получить новые кредиты на выгодных условиях. В случае отказа в кредите ситуация внутри страны может усугубиться. Ведь тогда экономить придется на всем - на образовании, здравоохранении, инфраструктуре. И чем меньше будет сделано в этих областях, тем меньше в итоге шансов у страны выбраться из долговой ямы.

Должников оценивают специалисты

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», - рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody"s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Чтобы избежать больших государственных долгов в странах-участницах Европейского Союза, в Маастрихтском договоре прописаны не только верхние пределы дефицита госбюджета, но и объем внешнего долга: он не должен превышать 60 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). Еврокомиссия постоянно контролирует ситуацию, но не применяет санкций против стран-участниц, по крайней мере пока. «Я надеюсь, что вскоре эта ситуация изменится, потому что долги будут расти постоянно, а чем больше у страны долгов, тем меньше у нее возможностей», - считает Кристоф Олер.

На примере Исландии

Исландия долгое время считалась должником с хорошей репутацией. Рейтинговое агентство Moody"s дала ей высшую оценку - ААА, означающую на языке экспертов «максимальная надежность». В мае 2008 года понизила рейтинг страны из-за ее сильной зависимости от финансового сектора. «Эта зависимость и сыграла с Исландией злую шутку в октябре 2008 года», - считает специалист по экономическому праву Кристоф Олер.

Страна с населением 300 тысяч человек, развитым рыболовством, но очень незначительной в целом национальной экономикой - в Исландии работало всего три международных банка, долги которых перестали обслуживаться, так как на международном рынке их перестали считать кредитоспособными. Власти Исландии предложили национализировать эти банки, но оплатить долги банков государство могло только в том случае, если бы само взяло в долг. Для примера: баланс трех исландских банков в десять раз превышает годовой ВВП страны.

«Речь идет о таких величинах, с которыми не может справиться вся экономика страны. Поэтому Исландии сейчас необходима помощь извне», - отмечает Кристоф Олер.

Если Исландия сейчас возьмет в долг, то отдавать деньги ей придется по более высокой процентной ставке нежели, например, Германии. К тому же в Исландии существуют проблемы с валютой: за последние месяцы крона потеряла три четверти своей стоимости. Это серьезная нагрузка на жителей страны. Почти все товары на острове - импорт, цены на который серьезно выросли.

Андреас Беккер

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к


Просмотров