Гигиенические требования к книжным изданиям. Московский государственный университет печати

«Электронные идания. Основные виды и выходные сведения», «Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики».

Основные виды изданий

1. Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Система учебных изданий:

    Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.

    Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

    Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

    Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

    Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

    Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

  • Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
  • Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

    Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.

2. Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Система научных изданий:

    Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

  • Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
  • Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

    Тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

    Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

3. Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения

Система справочных изданий:

    Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

    Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

    Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

    Языковой словарь – словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.

    Толковый словарь – языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

    Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

    Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

    Биографический справочник/словарь – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

    Биобиблиографический справочник/словарь – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

4. Электронное издание – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Система электронных изданий:

    К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).

    Под электронным учебным курсом понимаются дисциплины вуза, включённые в утверждённый Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утверждённому Минобразованием России учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

    Электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

    Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации,
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
30.03.2003
Дата введения: 15 июня 2003 г.

1.2. ГИГИЕНА, ТОКСИКОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ИЗДАНИЯМ КНИЖНЫМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Санитарные правила и нормативы

СанПиН 1.2.1253-03

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).

1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.

1.4. Санитарные правила распространяются на издания книжные текстовые (далее издания) для взрослых читателей от 18 лет и старше.

1.5. Санитарные правила не распространяются на факсимильные, миниатюрные, картографические издания, изоиздания, в том числе альбомы.

1.6. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

1.7. Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

1.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

II. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАНИЙ

2.1. Издания по гигиенической значимости подразделяются на две категории:

Гигиеническая значимость издания определяется реальной зрительной нагрузкой при чтении.

нагрузку.

III. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДАНИЯМ

3.1. Гигиенические требования к изданиям направлены на обеспечение их удобочитаемости и дифференцированы в соответствии с гигиенической классификацией изданий, установленной в настоящих санитарных правилах.

3.1.1. Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на подростков и взрослых.

Издания для подростков должны соответствовать гигиеническим требованиям к изданиям для общего и/или начального профессионального образования.

3.1.2. Требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта.

3.1.3. Размер корешковых полей на развороте издания рекомендуется не менее 26 мм при бесшвейном скреплении, не менее 20 мм при скреплении шитьем нитками.

3.1.4. При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.

3.1.5. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7.

3.1.6. В издании для основного текста не следует применять цветные краски на цветном фоне.

3.1.7. В издании для основного текста не рекомендуется применять цветные краски.

3.1.8. Шрифтовое оформление заголовков и подписей под иллюстрациями не регламентируется.

3.1.9. Дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость и/или условия чтения, в издании не допускаются:

— непропечатка (потеря элементов изображения), нечеткая, бледная печать, «рваное очко», смазывание, отмарывание краски, сдвоенная печать, забитые краской участки, пятна, царапины;

— затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании.

3.2. Параметры шрифтового оформления в настоящих санитарных правилах даны в системе Дидо (1 пункт = 0,376 мм).

3.2.1. В изданиях первой категории шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям таблицы 1.

Шрифтовое оформление учебных изданий по математическим и естественным дисциплинам может соответствовать требованиям, установленным для 10 — 11-х классов.

Шрифтовое оформление дополнительного текста объемом более 2000 знаков должно соответствовать требованиям, установленным для основного текста.

3.2.2. В изданиях первой категории при кегле шрифта основного и дополнительного текста более 10 пунктов минимальная длина строки должна быть не менее 3 3/4 квадрата (68 мм), максимальная длина строки, начертание гарнитуры и объем дополнительного текста не регламентируются.

3.2.3. В изданиях первой категории не регламентируются длина строки и начертание гарнитуры дополнительного текста объемом не более 2000 знаков при кегле шрифта более 8 пунктов.

3.2.4. В изданиях второй категории шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям таблицы 2.

Минимальная длина строки в справочных изданиях должна быть не менее 41 мм.

3.2.5. В изданиях второй категории при кегле шрифта основного и дополнительного текста более 9 пунктов минимальная длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата (63 мм), максимальная длина строки, начертание гарнитуры и объем дополнительного текста не регламентируются.

3.2.6. В изданиях второй категории не регламентируется начертание гарнитуры дополнительного текста объемом не более 2000 знаков при кегле шрифта более 7 пунктов и объемом не более 500 знаков при кегле шрифта не менее 6 пунктов.

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ

Вид издания Кегль Увели- Длина строки Начерта-
шрифта, чение ние
пункты, интер- минимальная максимальная шрифта
не ме- линьяжа
нее (+; -) квадраты мм квадраты мм
Литератур- 10 +; — 3 3/4 68 7 126
но-худо- Нормаль-
жественные 9 + 3 1/2 63 6 3/4 122 ное
и учебные светлое
9 3 3/4 68 6 108 прямое
8 <*> + 3 54 5 3/4 104
7 <**> + 2 1/2 45 4 1/2 81
Научно-по- 10 +; — 3 3/4 68 7 126
пулярные и Нормаль-
популярные 9 + 3 1/2 63 6 3/4 122 ное
светлое
9 3 3/4 68 6 108 прямое
8 + 3 54 5 3/4 104
7 <*> +; — 2 1/2 45 4 1/2 81
Научные 10 + 3 3/4 68 7 126
Нормаль-
10 3 3/4 68 6 108 ное
светлое
9 + 3 1/2 63 6 3/4 122 прямое
9 3 3/4 68 6 108
8 +; — 2 3/4 50 5 90
7 <*> +; — 2 1/2 45 4 1/2 81
———————————

<*> Только для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на странице.

<**> Только для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице.

Таблица 2

ТРЕБОВАНИЯ

К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА В ИЗДАНИЯХ

Кегль Увели- Длина строки Начертание шрифта
шрифта, чение
пункты, интер- минимальная максимальная
не ме- линьяжа
нее (+; -) квадраты мм квадраты мм
9 + 2 3/4 50 7 126 Нормальное светлое
прямое
9 2 3/4 50 6 3/4 122
8 + 2 1/2 45 6 108
8 2 3/4 50 6 108
7 <*> + 2 1/4 41 4 1/2 81
6 <**> + 2 1/4 41 4 1/2 81
———————————

<*> Только для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков и для основного текста в справочных изданиях.

<**> Только для дополнительного текста в справочных изданиях при объеме не более 1500 знаков.

3.2.7. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.2.8. Для основных элементов буквенных и числовых формул допускается применять шрифт на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 5 пунктов.

Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.

3.2.9. В текстовых таблицах кегль шрифта должен быть не менее 6 пунктов, расстояние между колонками не менее 4 мм, длина строки не регламентируется.

3.2.10. В схемах, диаграммах и т.п. кегль шрифта не регламентируется.

3.2.11. Для основного текста допускается применять выворотку шрифта при кегле не менее 12 пунктов, увеличении интерлиньяжа не менее 4 пунктов.

При объеме текста не более 2000 знаков на странице допускается выворотка шрифта кеглем не менее 10 пунктов, при объеме текста не более 200 знаков на странице — кеглем не менее 9 пунктов.

Оптическая плотность фона для выворотки шрифта должна быть не менее 0,4.

3.2.12. Для основного текста в учебных и научных изданиях рекомендуются шрифты из группы медиевальных (например, гарнитуры тип «Таймс»).

3.2.13. Расстояние между колонками при многоколонном тексте должно быть не менее 6 мм, при наличии разделительной линии — не менее 4 мм.

3.2.14. При печати изданий на газетной бумаге кегль шрифта текста и формул должен быть на 1 пункт больше кегля шрифта, установленного в пп. 3.1.6, 3.2.1 — 3.2.6, 3.2.8 — 3.2.9, 3.2.11.

3.3. Полиграфические материалы не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

3.3.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и зарубежного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения об их безопасности для здоровья.

3.3.2. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида.

Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л.

3.3.3. Для печати текста (кроме вклеек, вкладок, приклеек и др.) следует применять бумагу, предназначенную для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, мелованную, книжно-журнальную и др.).

Газетную бумагу допускается применять только при соблюдении требования п. 3.2.14.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАНИЙ

4.1. На санитарно-эпидемиологическую оценку представляются три экземпляра издания и сведения о материалах.

4.2. Для проведения санитарно-эпидемиологической оценки должна быть представлена следующая информация: сведения об авторах, заглавие издания, заглавие серии, сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, имя издателя и его адрес, год выпуска издания, название и адрес полиграфического предприятия, дата подписания в печать, формат издания, вид бумаги, тираж, номер заказа полиграфического предприятия.

4.3. Оценка по п. 3.1.6, 3.3.3 проводится на одном экземпляре издания.

4.4. Оценка шрифтового оформления издания проводится на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему оформления в одном экземпляре издания.

4.5. Оценка по п. 3.1.4, 3.1.5, 3.1.9 проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.

4.6. Оценка по п. 3.1.5 проводится в каждом из трех экземпляров издания на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам <*>.

———————————

<*> Контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради.

4.7. Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям.

Допускается отклонение не более чем на 10% только по следующим параметрам: длина строки, объем дополнительного текста, оптическая плотность фона.

4.8. Методика санитарно-эпидемиологической оценки приведена в Приложении 1.

Приложение 1

к СанПиН 1.2.1253-03 от 2003 г. (обязательное)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАНИЙ

1. Информация, необходимая для гигиенической оценки по п. 4.2, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту, или в специальных документах.

2. Вид бумаги по п. 3.3.3 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах по п. 4.1.

3. Оптическую плотность фона измеряют денситометром отражения за фильтром видности в пяти местах изображения на контролируемой странице.

Результат считают отрицательным по странице, если значения 3 из 5 измерений не соответствуют норме по п. 3.1.4.

Результат экспертизы одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра выявлено несоответствие норме.

Если несоответствие норме выявлено хотя бы в одном из 3 контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

4. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги по п. 3.1.5 определяется денситометром отражения за фильтром видности.

Под контролируемую страницу подкладывают лист чистой белой бумаги.

За ноль денситометра принимают оптическую плотность печатной бумаги.

Затем измеряют оптическую плотность контрольной плашки на контролируемой странице и принимают ее за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги.

Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7:

— для издания объемом не более двух тетрадей в случае нарушения требований хотя бы на одной из контролируемых страниц;

— для изданий объемом более двух тетрадей в случае нарушения требований на 30% контролируемых страниц.

Если несоответствие норме выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

5. Дефекты в издании по п. 3.1.9 определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из 3 экземпляров.

Результат экспертизы одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра обнаружен хотя бы один дефект.

Если дефекты выявлены в 2 из 3 контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

6. Начертание шрифта определяют по государственному стандарту на шрифты типографские на 10 характерных страницах.

Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие норме.

7. Кегль шрифта текста издания измеряют издательским прозрачным шаблоном в пунктах в системе Дидо, лупой или микроскопом в мм с точностью до 0,01 мм. Кегли шрифта в пунктах в системе Дидо и системе СИ и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в таблице (справочной).

Для определения кегля шрифта лупой или микроскопом измеряют высоту очка одной произвольно выбранной прописной буквы на каждой из 10 контролируемых страниц.

Определение кегля шрифта издательским прозрачным шаблоном проводят по прописным буквам (Н, П, К) на контролируемой странице наложением шаблона до совмещения контролируемой буквы по высоте с контрольной буквой на шаблоне либо с границами контрольного «окошка».

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.

Таблица (справочная)

Размер шрифта

Кегль шрифта, пункты Высота прописной
буквы, мм
Пункты Дидо (п) Пункты СИ (пт)
5 5,5 1,25
6 6,5 1,50
7 7,5 1,75
8 8,5 2,00
9 9,5 2,25
10 11 2,50
12 13 3,00
14 15 3,50
16 17 4,00
18 19 4,45
20 21,5 4,95
36 39 8,95

1 пункт в системе ДИДО = 0,376 мм

1 пункт в системе СИ = 0,351 мм

8. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном (в пунктах в системе Дидо).

Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют с помощью контрольного «окошка» расстояние между нижними выносными элементами верхней строки и линией шрифта нижней строки в пунктах (К1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах (К2) в соответствии с рисунком.

$$$1

Результат считают отрицательным, если 4 из 10 полученных значений меньше нормы.

9. Длину строки текста в издании измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах.

Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из 10 контролируемых страниц.

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений длины строки не соответствуют норме.

10. Расстояние между колонками при многоколонном наборе по п.

3.2.13 измеряют линейкой или издательским прозрачным шаблоном в мм, с точностью до 1 мм.

Измерения проводят на каждой из 10 контролируемых страниц.

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных значений меньше нормы.

11. Количество формальдегида по п. 3.3.2 определяют по методике выполнения измерений массовых концентраций формальдегида в пробах природной, питьевой и сточной воды на анализаторе «Флюорат-2».

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарных правил и нормативов

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 78 (Российская газета, N 24/1, 06.02.2015, (специальный выпуск)).
____________________________________________________________________


На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

постановляю:

Ввести в действие с 1 февраля 2003 года Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 октября 2002 года.

Г.Онищенко


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 декабря 2002 года,
регистрационный N 4046

Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.II66-02

УТВЕРЖДЕНО
Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации
7 октября 2002 года

2.4.7. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02

I. Область применения и общие положения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 год, N 14, ст.1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации , Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 год, N 31, ст.3295), Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ , (с изменениями и дополнениями; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 год, N 7, ст.631).

1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся.

1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий) с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.

1.4. Санитарные правила распространяются на издания учебные для общего и начального профессионального образования, а также на учебные издания, предназначенные для абитуриентов.

1.5. Санитарные правила не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.

1.6. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

1.7. Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

1.8. Учебные издания для общего и начального профессионального образования допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам.

1.9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

II. Гигиеническая классификация изданий

2.1. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения, издания по учебным дисциплинам подразделяются на:

- гуманитарные (букварь, родная речь, обществознание, окружающий мир, история, литература, языковедение - русский и иностранные языки, психология, науки о государстве и праве, основы безопасности жизнедеятельности, экономика, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение и т.п.);

- математические (арифметика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, логика, информатика и т.п.);

- естественные (естествознание, экология, астрономия, физика, химия, география, биология, черчение и т.п.);

- специальные дисциплины для начального профессионального образования (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, медицина, педагогика, музыка, конструкторские дисциплины и т.п.).

2.2. Пункт утратил силу с 17 февраля 2015 года - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 78 ..

2.3. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:

- начального образования (первая ступень) - 1-4 классы

- основного образования (вторая ступень) - 5-9 классы

- среднего образования (третья ступень) - 10-11 классы.

Учебные издания для начального профессионального образования по возрастной категории следует отнести к изданиям для среднего образования.

III. Гигиенические требования к изданиям

3.1. Общие требования

3.1.1. Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий.

Издание должно включать материалы, рассчитанные не более чем на:

- 1 год обучения для 1 класса,

- 2 года обучения для 2-6 классов,

- 3 года обучения для 7-11 классов.

3.1.2. Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту.

Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70 x 108/16.

3.1.3. Вес издания не должен быть более:

- 300 г для 1-4 классов;

- 400 г для 5-6 классов;

- 500 г для 7-9 классов;

- 600 г для 10-11 классов.

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе*, не должен превышать 500 г.

________________

* С обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе издания.


Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

3.1.4. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

3.1.5. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

3.1.6. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:

- шитье проволокой втачку;

- клеевое бесшвейное скрепление.

Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшвейное клеевое скрепление.

3.1.8. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.

Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.

3.1.9. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.

3.1.10. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

3.1.11. В изданиях для 1-4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания.

3.1.12. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.

3.1.13. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс").

3.1.14. В изданиях для 1-4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5-11 классовые - не менее половины кегля шрифта текста.

3.1.15. Не допускается применять:

- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;

- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;

- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;

- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;

- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.

3.1.16. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.

3.1.17. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

3.1.18. Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).

3.1.19 Для картографических надписей в изданиях для 1-4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5-9 классов - не менее 9 пунктов, для 10-11 классов - не менее 8 пунктов.

3.1.20 При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.

3.1.21 В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2-4 классов - не менее 14 пунктов, для 5-11 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению.

3.1.22. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

Непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание раски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

- деформация блока или переплетной крышки.

3.2. Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным дисциплинам

3.2.1. Требования к букварям и прописям

3.2.1.1. Шрифтовое оформление текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1.

3.2.1.2. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов.

Для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.

3.2.1.3. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. При этом длина строки не регламентируется.

Допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата.

Применение курсивного начертания не допускается.

3.2.1.4. Количество переносов на странице не должно превышать 4.

3.2.1.5. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части - не менее 30%.

3.2.1.6. В прописях для освоения начальных навыков письма (элементы букв, буквы, соединительные элементы между буквами, отдельные слова) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм.

В прописях для закрепления навыков письма (отдельные слова и предложения) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм.

Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм.

3.2.1.8. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую.

3.2.1.9. Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Допускается для изображения образцов букв использовать одну цветную краску.

Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается.

3.2.2. Требования к изданиям для 1-4 классов

3.2.2.1. В изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.

3.2.2.2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов.

Для стихов допускается двухколонный набор только при соблюдении требований таблицы 2, кроме длины строки, и расстоянии между колонками не менее 9 мм.

3.2.2.3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

3.2.2.4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.

3.2.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

Допускается применение рукописных шрифтов при кегле на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

3.2.2.6. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.

3.2.3. Требования к изданиям для 5-9 и 10-11 классов

3.2.3.1. В зависимости от функционального назначения издания шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, для 5-6 классов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3, для 7-9 классов - в таблице 4, для 10-11 - в таблице 5.

Для изданий 5-11 классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания, а также шрифты из группы медиевальных с наклонными осями округлых букв (например, гарнитуры типа "Таймс").

3.2.3.2. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 3, 4, 5.

3.2.3.3. Для 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований таблицы 3.

Двухколонный набор для основного и дополнительного текста в изданиях для 7- 9 классов разрешается только при соблюдении требований, изложенных в таблице 4, в изданиях для 10-11 классов - при соблюдении требований, изложенных в таблице 5.



Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.

3.2.3.4. Тремя и более колонками разрешается размещать списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

3.2.3.5. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 3 в изданиях для 5-6 классов, таблицей 4 в изданиях 7-9 классов и таблицей 5 в изданиях для 10-11 классов.

3.2.3.6. В текстовых таблицах изданий для 5-6 классов длина строки должна быть не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-11 классов - не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.

3.3. Требования к шрифтовому оформлению изданий по математическим дисциплинам

3.3.1. Требования к изданиям для 1-4 классов

3.3.1.1. Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.

3.3.1.2. Не допускается для основного текста двухколонный набор.

3.3.1.3. Для столбцов примеров, задач разрешается применять многоколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм.


3.3.1.4. Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 6.

3.3.1.5. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

3.3.1.6. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.



3.3.2. Требования к изданиям для 5-9 классов и 10-11 классов

3.3.2.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-9 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7, для 10-11 классов - в таблице 8.

3.3.2.2. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.

Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов в изданиях для 5-9 классов и не менее 5 пунктов в изданиях для 10-11 классов.

Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.

Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.

3.3.2.3. Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 6 мм.

Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.

Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицами 7 и 8.

3.3.2.4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной.


3.3.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 7 и 8.

При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.3.2.6. Допускается двухколонный набор текста в изданиях для 5-9 классов при соблюдении требований таблицы 7, в изданиях для 10-11 классов - таблицы 8.

Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для дополнительного текста - не менее 6 мм при наличии разделительной линии.

3.4. Требования к шрифтовому оформлению изданий по естественным дисциплинам для 1-4, 5-11 классов

3.4.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 1-4 классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 9.

Кегль шрифта дополнительного текста может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

3.4.2. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-11 классов в зависимости от года обучения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 10.

3.4.3. В изданиях для 1-4 классов не допускается применять двухколонный набор.

3.4.4. Двухколонный набор в изданиях для 5-6 классов разрешается только для дополнительного текста, в изданиях для 7-11 классов - для основного и дополнительного текста, только при соблюдении требований, изложенных в таблице 10, кроме длины строки.

Длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.

3.4.5. В текстовых таблицах изданий для 1-4 классов длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм, для 5-6 классов - не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-11 классов - не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.

3.4.6. Наглядные изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) в изданиях для 1-4 классов следует оформлять в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.1.5, в изданиях для 5-11 классов - в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.2.4.

3.4.7. В изданиях для 1-4 и 5-11 классов кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 9 и 10.

При этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.4.8. Шрифтовое оформление буквенных и числовых формул в изданиях должно соответствовать требованиям, изложенным в 3.3.2.2.

3.4.9. Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.

Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должен быть не менее 4 пунктов в изданиях для 7-9 классов и не менее 2 пунктов - для 10-11 классов.

Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.

3.5. Требования к шрифтовому оформлению изданий по специальным дисциплинам для начального профессионального образования

3.5.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста издания в зависимости от учебной дисциплины и функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 11.

3.5.2. В издании разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только при соблюдении требований, изложенных в таблице 11.

При этом длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.

3.5.3. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 11.

3.5.4. Шрифтовое оформление химических формул должно соответствовать требованиям п.3.4.9.

3.5.5. Кегль шрифта основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 8 пунктов, вспомогательных элементов - не менее 6 пунктов.

3.5.6. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной.

Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.

3.5.7. Кегль шрифта выделений текста должен быть не менее 9 пунктов.

3.5.8. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.

3.6. Требования к полиграфическим материалам

3.6.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья.

3.6.2. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида.

Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л.

3.6.3. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.), с показателем белизны 74-88%.

Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 91%.

3.6.4. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п.

IV. Организация проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий

4.1. На санитарно-эпидемиологическую оценку представляются три экземпляра издания и сведения о материалах.

4.2. Для проведения санитарно-эпидемиологической оценки должна быть представлена следующая информация об издании: сведения об авторах, заглавие издания, заглавие серии, номер выпуска серии, сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, имя издателя и его адрес, год выпуска издания, название и адрес полиграфического предприятия, дата подписания в печать, формат издания, вид бумаги, гарнитура шрифта основного текста, вид печати, тираж, номер заказа полиграфического предприятия.

4.3. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п.3.1.1-3.1.3, 3.1.5-3.1.6, 3.2.1.7, 3.6.4 проводится на одном экземпляре издания.

4.4. Санитарно-эпидемиологическая оценка шрифтового оформления издания проводится на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему оформления в одном экземпляре издания.

4.5. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.10 и 3.1.22 проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.

4.6. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.8 проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания.

4.7. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.9 проводится в каждом из трех экземпляров издания на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам*.

________________

* Контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради.

4.8. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.6.3 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги.

При наличии визуально определяемой разнооттеночности бумаги в экземпляре издания гигиеническая экспертиза проводится на 10 характерных страницах каждого из трех экземпляров издания. Характерные страницы следует выбирать из разных тетрадей издания.

4.9. Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям.

Допускается отклонение не более чем на 10% только по двум параметрам (кроме размера шрифта).

4.10. Методика санитарно-эпидемиологической оценки приведена в приложении.

4.11. В комбинированных изданиях проводится гигиеническая оценка только текстовой части издания на соответствие требованиям настоящих санитарных правил.

Приложение. Методика проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий

1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.3.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.

2. Вид бумаги по п.3.6.3, 3.6.4 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.

3. Внешнее оформление по п.3.1.5 и способ скрепления по п.3.1.6 определяют визуально.

4. Вес издания по п.3.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.

5. Размеры полей по п.3.1.8 определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой выбранной для контроля тетради.

Результат считают отрицательным, если в 4 из 10 контролируемых тетрадей обнаружены отклонения от требований п.3.1.8 хотя бы по одному из 4 полей.

6. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги по п.3.1.9 определяют денситометром отражения за фильтром видности.

Под контролируемую страницу подкладывают лист чистой белой бумаги.

За ноль денситометра принимают оптическую плотность печатной бумаги.

Затем измеряют оптическую плотность контрольной плашки на контролируемой странице и принимают ее за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги.

Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7, установленной в п.3.1.9.

Если несоответствие требованиям п.3.1.9 выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

7. Оптическую плотность фона измеряют денситометром отражения за фильтром видности в пяти местах изображения на контролируемой странице.

Результат считают отрицательным по странице, если значения трех из пяти измерений выше допустимого по п.3.1.10.

Результат считают отрицательным по одному экземпляру, если на четырех из десяти контролируемых страниц экземпляра выявлено несоответствие требованиям п.3.1.10.

Если несоответствие требованиям п.3.1.10 выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки в целом считается отрицательным.

8. Группу, емкость и начертание шрифта определяют по государственному стандарту на шрифты типографские на 10 характерных страницах.

Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру.

9. Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п.3.1.15 проводится визуально на 10 характерных страницах экземпляра издания.

Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц использованы недопустимые приемы оформления.

10. Расположение текста относительно иллюстраций по п.3.1.20 определяют визуально на 10 характерных страницах.

Результат считают отрицательным при несоответствии требованию на 4 из 10 контролируемых страниц.

11. Дефекты в издании по п.3.1.22 определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров.

Результат оценки одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра обнаружен хотя бы один дефект.

Если дефекты выявлены в двух из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

12. Информация, необходимая для гигиенической оценки по п.4.2, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту или в специальных документах.

13. Кегль шрифта текста издания и междусловный пробел измеряют издательским прозрачным шаблоном в пунктах, лупой или микроскопом в мм с точностью до 0,01 мм. Кегли шрифта в пунктах и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в таблице.

Для определения кегля шрифта лупой или микроскопом измеряют высоту одной произвольно выбранной прописной буквы на каждой из десяти контролируемых страниц.

Определение кегля шрифта издательским прозрачным шаблоном проводят по прописным буквам (Н, П, К) на контролируемой странице наложением шаблона до совмещения контролируемой буквы по высоте с контрольной буквой на шаблоне, либо с границами контрольного "окошка".

Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.

Для определения междусловного пробела измеряют расстояние между словами в пяти произвольно выбранных строках на 10 характерных страницах издания.

Результат считают отрицательным на странице, если значения трех из пяти измерений менее допустимого по п.3.1.14.

Результат считают отрицательным по изданию в целом, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие требованию.

14. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном.

Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют с помощью контрольного "окошка" расстояние между выносными элементами верхней строки и линией шрифта нижней строки в пунктах (К1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах (К2) в соответствии с рисунком.

Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных значений меньше допустимых.

Рисунок. Схема определения увеличения интерлиньяжа ()

15. Длину строки текста издания измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах.

Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из десяти контролируемых страниц.

Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных измерений длины строки не соответствуют требованиям.

16. Расстояние между колонками при многоколонном наборе и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей измеряют в мм линейкой с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном.

Расстояние между колонками измеряют на каждой из десяти контролируемых страниц.

Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных значений меньше установленного.

17. Соответствие требованию п.3.2.1.4 определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10 характерных страниц.

Результат считают отрицательным, если на 4 страницах количество переносов превышает допустимое.

18. Белизну бумаги по п.3.6.3 определяют по государственному стандарту.

19. Количество формальдегида по п.3.6.2 определяют по методике выполнения измерений массовых концентраций формальдегида в пробах природной, питьевой и сточной воды на анализаторе "Флюорат-2".

Таблица (справочная)

Размер шрифта

Кегль шрифта

Высота прописной буквы

пункты Дидо

пункты СИ

Общие вопросы квалиметрии - науки о качестве - рассматриваются в дисциплине «Метрология и стандартизация», поэтому здесь приведем лишь основные понятия и краткие сведения по организации и проведению контроля продукции в брошюровочно-переплетном производстве.

Качество продукции, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, оцениваются показателями качества - количественной характеристикой свойств, входящих в состав ее качества. Полуфабрикаты и готовую продукцию оценивают единичными комплексными показателями качества, которые соответственно характеризуют одно или несколько свойств изделия.

Технологические показатели качества, относящиеся к условиям изготовления книжного издания из отпечатанных листов и переплетных материалов, важны для успешного выполнения последующих операций, так как могут влиять на надежность работы и производительность оборудования, но для потребителя могут не иметь никакого значения. Важные эксплуатационные показатели готовой книги - удобство восприятия информации - не оказывают влияния на ход технологического процесса, но должны быть обеспечены всем процессом производства, строгим соблюдением технологической дисциплины.

Основная ответственность за изготовление продукции высокого качества возлагается на непосредственных исполнителей, в связи с чем для каждого полуфабриката вводится система контрольных меток исполнителя - полоски цветным карандашом или чернилами, оттиски штемпелем или блинтовым тиснением на корешках Форзацев, тетрадей и блоков, на торцевых кромках отстава, внутренней стороне переплетной крышки или на обложке, на последней странице книги, а упаковщик - на ярлыке.

Мастера участков и контрольный мастер отдела технического контроля (ОТК) выборочно проверяют качество продукции в течение рабочего дня. В случае обнаружения брака они все партию продукции возвращают исполнителю для проверки качества и исправления дефектов. Партия полуфабрикатов и готовой продукции передается из цеха в цех и с участка на участок вместе с сопроводительным листом, в котором указывается фамилия исполнителя и дается оценка качества по трехбалльной системе: «отличное», «хорошее», «удовлетворительное».

На ОТК возложена обязанность следить за качеством поступающих материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, за соблюдением государственных стандартов, отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций и соответствием полуфабрикатов и продукции утвержденным эталонам, которыми являются первые качественные экземпляры, подписанные мастером участка. Мастера участков и ОТК контролируют материалы и продукцию с помощью измерительной линейки или лупы, простых приборов (например, клеи и лаки - кружной ВМС или воронкой ВЗ-4), специальных устройств или приспособлений.

В крупных типографиях, имеющих лабораторию, выполняется входной измерительный контроль всех поступающих материалов; при необходимости контрольные испытания полуфабрикатов и книг выполняются в лаборатории предприятия на выпускаемых серийно приборах.

Действующая на полиграфических предприятиях России и стран СНГ система контроля качества продукции не предусматривает сплошного визуального и измерительного контроля для готовых книжных изданий обычного и улучшенного типов. Сплошной контроль перед упаковкой продукции предусматривается только для изданий подарочного типа и предназначенных на экспорт. Однако, независимо от уровня требований, ко всей книжной продукции предъявляются следующие требования:

    сторонки обложки или крышки должны легко раскрываться;

    книжный блок должен соответствовать обложке или крышке;

    обрезы блока должны быть чистыми, гладкими (без щербин, шероховатостей), без затеков клея и слипания листов;

    размеры кантов по ширине должны соответствовать установленным нормам (от 2 до 5 мм с допуском от ± 1 до ± 2 мм в зависимости от формата книги, а их косина не должна превышать 1,5-2,5 мм);

    форзацы и марлевые клапаны должны быть приклеены к сторонкам переплетной крышки плотно и прочно по всей площади, без складок, пузырей, отставаний по месту загибки покровного мате риала и около сгиба форзацев;

    на сгибах форзацев не должно быть отверстий от проколов швейными инструментами;

    переплетная крышка должна быть чистой, без повреждений и непокоробленной, должна плотно прилегать к блоку;

    клапаны корешкового материала под форзацами должны быть ровно, без складок и загибки приклеены к сторонкам, а края должны быть ровными;

    изображение на крышке должно быть четким, без смазывания краски, заилившего очка, осыпания фольги, несовпадения красок; косина изображения не должна превышать 1,5 мм на 100 мм длины строк;

    штрихи (углубления} на переплетной крышке должны располагаться по месту расставов, параллельно корешку; глубина штрихов по всей высоте крышки должка соответствовать толщине картонных сторонок;

    корешок крышки или обложки должен быть гладким, без морщин, симметричным, соответствовать толщине блока;

    корешок переплетной крышки должен плотно, без просвета прилегать к корешку блока.



Просмотров