Герб молдовы. Герб и флаг молдавии Герб молдовы

Герб Молдавии представляет собой пересечённый щит, в верхней части которого - красное поле, в нижней - синее. В центре щита изображена голова зубра, между рогами которого расположена восьмилучевая звезда, справа от головы - пятилепестковая роза, слева - полумесяц, обращённый и слегка наклонённый влево. Все элементы на щите золотистые (жёлтые). Щит помещён на груди орла, держащего в клюве золотой крест (орёл-крестоносец), в когтях: справа - зелёную оливковую ветвь, слева - золотой скипетр.

Герб Молдавского княжества

Центральной геральдической фигурой герба Молдавского княжества, является голова тура (зубра). Когда и в какой среде возникло представление о символе суверенной территории в виде головы тура, исследователи не смогли пока ответить с определённой уверенностью. Некоторые из них пытались рассмотреть происхождение символа в виде головы тура через призму древнего охотничьего культа, существовавшего в Северных Карпатах и оканчивавшегося убиением и жертвоприношением тура (зубра) на берегу реки, что, в частности, может объяснить как легенду об основании Молдавии , так и геральдическое изображение только головы, а не всего животного.

И. Н. Мэнеску, опираясь на легенду о Драгоше , предполагает, что этот древний культ - убиение зверя - является символом покорения и устранения местного династа, обладавшего родовым знаком в виде головы тура. Р. Гассауэр обнаруживает ряд геральдических изображений в виде головы тура (зубра) в гербах разных стран и провинций (Меклембург-Шверин , Меклембург-Штрелиц , Сигет- Марамуреш ), в родовых гербах венгерского дворянина Баласса, шведа Оксенштерна, в польских гербах (Глова Бавола, Венява), а так же в гербах городов Калиц и Познань . Он же выдвинул гипотезу о том, что один из местых династов в первой половине XIV века, возможно, получил в свой герб изображение головы тура (зубра) от Владислава I Локетока по случаю победного похода против Бранденбургов (1325) с участием молдавских воинов. Позднее род династа либо угас, либо был покорён другим, а герб стал символом молдавской земли.

В своих исследованиях Г. Брэтяну полагал, что трансильванский воевода Николай Сирока , затеявший крестовый поход против татар в 1343 году от имени своего сюзерена короля Людовика, мог наделить геральдическим знаком в виде головы тура одного из молдавских воевод, отличившихся в сражениях. Г. Балш, приведя факт присутствия коронованной головы зубра на гербе польской провинции Калиц, склонен видеть польское влияние на происхождение герба Молдавии.

Р. Вуя утверждает авторство Драгоша в создании своего фамильного герба, возможно, потому что родина его Сигет (Трансильвания ), в гербе которого существует геральдическое изображение головы тура, а может быть, в знак памяти о его легендарной охоте. М. Берза и Д. Черноводяну считают, появления государственного герба связано с именем Богдана I . К. Кирицеску связывает появления герба Молдавии с именем Петра I Мушата.

Центральная геральдическая фигура (голова тура) герба дополнена сопутствующими элементами. Одним из них является звезда , расположенная между рогами. По левую и правую сторону головы, символ солнца - роза (розетка) и полумесяц. Полумесяц известен в польской, немецкой и венгерской геральдике с XII века, где он всегда сочетался с символом солнца.

Первое известное изображение герба Молдавии - голова тура (зубра) со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам появляется на печати Петра Мушата от 1377 года. На печати содержится легенда: « Petrus voivoda Moldaviensis ». Герб появился и на монетах чеканки Петра Мушата. На лицевой стороне монет, таких как гроши , в точечном круге всегда изображалась голова тура с лировидно-изогнутыми рогами, между которыми помещена пятиконечная звезда. Рядом с мордой тура расположены розетка и полумесяц, не имеющие чётко фиксированного места - они могут меняться местами. Господарские печати всегда изображали герб Молдавии и могли содержать легенды на славянском языке. Как например: «Печать ио Романа воевода Земле Молдавской» на печати к документу от 30 марта 1392 года.

На печати к грамоте, подписанной Александром Добрым значится: «Печать Олександра воеводы, господарь Земли Молдавской». На печатях второй половины XV века - Стефана Великого герб Молдавии сопровождает скромная и полная достоинства легенда: «Печать Ио Стефана воевода Земли Молдавской…» К XVII веку к гербу Молдавии стали добавлять регалии господаря: буздуган (булаву) и меч.

Герб города Бельцы
Основной элемент герба - щит, на который нанесены двенадцать чередующихся горизонтальных полос серебряного и синего цвета. Серебряный цвет символизирует воду, синий - землю. Сочетание этих цветов символизирует молдавское название города, буквально означающее «болота» (т.е вода и земля).

На щите изображён лучник в молдавских доспехах времён Стефана Великого. Этот элемент был заимствован из герба Бельц 1930 года, в котором он символизировал, как было указано в официальных материалах, «древнюю воинскую стражу и бои в данном регионе Молдовы». Одежда лучника красного цвета, воинское снаряжение - золотого.

Над щитом - серебряная корона в виде крепостной стены с семью башнями (т. н. башенная, или стенная, корона). Этот элемент указывает на то, что Бельцы издавна имеют статус города. Количество башен символизирует значимость населённого пункта. В Молдавии, кроме Бельц, право использовать в гербе семиглавую корону имеют ещё только два города: Кишинёв и Тирасполь. В эмблемах других городов может быть только три или пять башен.

Щит поддерживают две серебряные лошади, поднявшиеся на дыбы. Лошадь - старинный символ этого региона. Первым гербом Бельц (1826 года) был щит с изображением головы этого животного. Под щитом находится девизная лента с надписью на латинском языке: CEDANT ARMA TOGAE (Пусть оружие уступит место тоге).

Герб города Кишинев
Сегодняшний герб города Кишинева представляет собой щит, на котором на лазурном фоне изображен золотой орел с червленым щитком на груди. На щитке изображен герб Молдавского княжества (голова быка, звезда, роза и полумесяц).

Герб города Басарабяска

Бендеры
Щит разделён на два поля: в верхнем, золотом – двуглавый орёл, украшенный золотою короною, держащий в обеих лапах молнии, пламя которых обращено вниз, со щитом на груди, на котором в красном поле изображён Георгий Победоносец, сидящий на белом коне и поражающий копьём змея. В нижнем, чёрном поле, изображён лежащий лев с человеческим лицом в память затруднительного положения шведского короля Карла XII после Полтавской битвы.

Герб города Кагул.
Недавно у города появился собственный герб. Он представляет собой белую кувшинку на фоне государственного флага Молдовы. Неудивительно, что именно белая кувшинка стала гербом города. Кагул известен расположенным здесь санаторием "Нуфэрул Алб", что в переводе с румынского означает "белая кувшинка". Этот санаторий был построен в 1978 году после открытия источника целебной воды. Эта вода содержит большое количество брома и йода.

Герб города Атаки
Город Отачь входит в район Окница.
Герб города Отачь утвержден городским Советом 25 августа 2001 года, одобрен Национальной комиссией по геральдике 13 сентября 2001 года. Автор герба С.Андриеш-Табак, художник С.Киочану (Ciocanu).

Герб города Сороки
Герб, города Сороки, принятый в 1930 году, представляет собой «щит красный рассечённый. В первой части серебряная зубчатая крепость с центральной башней, с закрытыми воротами и чёрными окнами. Во второй части чёрная голова татарина в профиль, смотряшая влево, неподвижно насаженная на копьё. Щит увенчан серебряной городской короной с 5 башнями. Символизирует старинную Сорокскую крепость и борьбу против тата

Герб города Тирасполь
Герб Тирасполя,
утвержденный на сессии городского Совета в 1978 году."В верхней части щита, на фоне крепостной стены, в золотом поле дата основания города «1792». В нижней части щита диагонально из левого (от зрителя) верхнего угла проходят волны Днестра голубого цвета. В правой (от зрителя) части щита на красном фоне золотое изображение шестерни. В левой (от зрителя) части на зеленом фоне золотое изображение грозди винограда. Цвета поля герба являются составляющими цветами Государственного флага Молдавской ССР".

Использованы материалы геральдического архива В.Маркова (Санкт-Петербург)

Ныне продолжает использоваться тот же самый герб. Правда, теперь красный и зелёный цвета рассматриваются как цвета флага Приднестровской Молдавской Республики. Красный (алый) цвет в гербе также символизирует уверенность, энергию, силу, смелость, жизнелюбие; зеленый - надежду, нежность, мягкость, равновесие, рост; сине-голубой - правду, истину, авторитетность, надежность; золотой - открытость, новизну, сияние, благополучие.

Герб города Унгены
Герб города Унгены разработан Сильвиу Андриеш-Табаком и художником Виктором Круду (Crudu) утвержден 28 июля 2000 года.

Герб города Яловены
Селение Ключи Ишновец известно с XVI века, с XVII века называется Яловены (Яловень). В 1977 году посёлок Яловены был переименован в Кутузово. В 1989 году возвращено название Яловень, а в 1994 году поселок стал городом.

Герб города Яловень утвержден городским Советом 27 марта 2002 года. одобрен Национальной комиссией по геральдике 2 апреля 2002 года. Автор композиции - Сильвиу Андриеш-Табак, художник - Вячеслав Раков.

Герб города Григориополь
В 2005 году администрация Григориополя объявила конкурс на лучший проект герба и флага города. Итоги конкурса были подведены весной 2007 года на сессия Григориопольского Совета народных депутатов. В одобренном депутатами проекте по словам зам.главы администрации А.Зыбина: "...учтены все моменты, связанные с жизнью города – и Днестр, и развитие жизни в виде солнца, и колосья – связь с землей". Одобренный депутатами проект был отправлен на геральдическую экспертизу в Геральдический совет при президенте ПМР.

Герб города Оргеев
Современный флаг Оргеева был утверждён 18 сентября 1997 года. Он из трёх горизонтальных полос: вверху белая полоса, в середине красная, внизу жёлтая. На красной полосе, ширина которой равна половине ширины флага, расположены две восьмиконечные звезды - золотая (жёлтая) сверху и серебряная (белая) снизу. Прообразом флага послужил городской герб, утверждённый одновременно с флагом. В гербе золотая и серебряная восьмиконечные звёзды сопровождают фигуру бегущего коня.

Герб Молдавии представляет собой щит английской геральдической формы с заострённым основанием и верхними углами на груди у орла, держащего в клюве крест, в когтях – оливковую ветвь и скипетр. На щите изображена голова быка желтого цвета. Также размещены восьмиконечная звезда, полумесяц, цветок на красно-синем фоне. Герб был утвержден 2 ноября 1990 года.

Территориально границы княжества за данный период изменялись неоднократно. Часть территории Молдавского княжества в настоящее время включены в состав Румынии, а другая часть является независимым государством. Отличительной чертой молдаван оставалась голова тура. Примерами этого служат оттиски головы на княжеских печатях, монетах, барельефе, литографиях.

Символизм

  • Орёл символизирует культурную и историческую близость с Румынией (Валахией).
  • Голова тура символизирует самобытность, труд, усердие и силу.

Исторические гербы Молдавии

Гербы Молдавского княжества с 1346 по 1859 годы

Современные прорисовки герба Молдавского княжества.

Александр Добрый правил в XV веке. Он обратил особое внимание на внутренние дела. При нём сформировалась административная структура. Именно при нём оформились границы между Молдавией и Валахией. Уделял большое внимание поддержке церкви. При нём сформировалась молдавская православная церковь.

Является семнадцатым правителем Молдавии. Правил с 1457 по 1504 год. При нём государство набрало мощь, противостояв османам, полякам, а также венграм. При Стефане Великом установились торговые связи с Венецией и Генуей. У Молдавии появился собственный флот.

Описание: "В лазоревом щите, золотая буйволовая голова, с червлёными глазами, языком и рогами, сопровождаемая, между рогами золотой о пяти лучах звездою и по бокам вправо, серебряною розою о пяти листках и влево таковым же полумесяцем, обращённым влево. Кайма из цветов Империи. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентой".

После 1918 года Молдавия входит в состав Румынии. У территории бывшей МДР больше нет национальных символов вплоть до 1924 года.

Герб выполнен в соответствии со стилем, принятым в социалистических странах.

Описание: "Автономная Молдавская Социалистическая Советская Республика имеет свои государственные герб и флаг, установленные Молдавским Центральным Исполнительным Комитетом и утверждаемые Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом" 4 сентября 1925 года на заседании Президиума ЦИКа АМССР был заслушан вопрос "О конкурсе на проект государственных герба и флага АМССР", вся работа по рассмотрению проектов была возложена на специально созданную комиссию. 21 сентября Малый Президиум ЦИК АМССР рассмотрел на своем заседании получившие наибольшую поддержку проекты герба и флага. Малый Президиум ЦИК одобрил проекты, но внёс изменения. В середине 19 октября 1925 года ЦИК АМССР на своём заседании утвердил вышеописанные проекты государственного герба и флага АМССР.

Герб Молдавской АССР по Конституции, принятой Чрезвычайным VII Всемолдавским съездом Советов 6 января 1938 года, представлял собой герб Украинской ССР с добавлением надписей на молдавском языке. Государственным гербом Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный герб УССР, который состоит из золотых серпа и молота, изображённых на красном фоне в лучах солнца, обрамленных колосьями, с надпись "УРСР" и "Пролетарі всіх країн, єднайтеся!" на украинском и молдавском языках, с добавлением под надписью "УРСР" буквами меньшего размера надписи "Молдавська АРСР" на украинском и молдавском языках " - статья 48, Конституции Автономной Молдавской Советской Социалистической Республики 1925 года.

Герб значительно изменился. Надписи теперь стали использоваться на русском и молдавском языках.

Источники

  • "Гербы губернiй и областей Россiйской Имперiи " Санктпетербургъ 1880.
  • Конституция Автономной Молдавской ССР от 1925 года (ст. 48).
  • Mischevka V., Negrei I., Nichitici A. Siimbolurile Ţării Moldovei.

В финальную часть конкурса вышли доработанные проекты Г.Врабие и А.Мудри. Андрей Мудря (в соавторстве с В.Мискевкой и И.Негрей) дополнил свой проект стилизованными драконами-щитодержателями, напоминающими о "драконах даков" на колонне Траяна и о древних знамёнах даков - "драконах".

23 июня 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР своим постановлением №148-XII принял Декларацию о государственном суверенитете ССР Молдова, по которой Молдавская Советская Социалистическая Республика (Republica Sovietica Socialista Moldoveneasca, RSSM) была переименована в Советскую Социалистическую Республику Молдова (Republica Sovietica Socialista Moldova, RSSM)

2 ноября 1990 года Президиум Верховного Совета ССР Молдова рассмотрел вышедшие в финал два проекта нового государственного герба и постановил внести на утверждение в Верховный Совет ССР Молдова проект А.Мудри.

Но на следующий день активисты Народного Фронта Молдовы внесли через задний ход здания Верховного Совета ССР Молдова на пленарное заседание Верховного Совета ССР Молдова увеличенный образец трижды отклоненного комиссией проекта герба, выполненный Г.Врабие в соавторстве с М.Догару.

На заседании Верховного Совета ССР Молдова перед депутатами выступил секретарь Президиума ВС ССРМ И.Цуркану, который раскритиковал победивший на конкурсе проект группы А.Мудри и аргументировал необходимость принятия проекта герба Г.Врабие. Его поддержали также депутаты-унионисты К.Тэнасе, Г.Гимпу, П.Солтан и П.Лучинский. Против выступили депутаты П.Шорников, О.Ожога, В.Егоров и др. При голосовании за проект Врабие-Догару проголосовали 243 депутата, 2 – против, 11 – воздержались (Архив Парламента Республики Молдова., ф.R-2948, оп.6, д.1134, л.64).

По итогам обсуждения и голосования в этот же день, 3 ноября 1990 года, Верховный Совет принял Закон ССР Молдова №336 "О внесении изменения в Конституцию (Основной Закон) Советской Социалистической Республики Молдова", которым внес в статью 167 конституции, принятой в 1978 году новое описание герба, и Закон ССР Молдова №337 "О Государственном гербе Советской Социалистической Республики Молдова", которым утвердил цветное и чёрно-белое изображения государственного герба и "Положение о Государственном гербе Советской Социалистической Республики Молдова", отменив "Положение о Государственном гербе Молдавской Советской Социалистической Республики", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР от 7 мая 1981 года.

Описание герба в статье 167 Конституции (Основного Закона) ССР Молдова и в Положении о государственном гербе ССР Молдова стало гласить:

"Государственным гербом Советской Социалистической Республики Молдова является щит, разделенный по горизонтали на верхнюю часть красного цвета и нижнюю - синего, в центре голова тура, между его рогами звезда с восемью лучами. Справа от головы тура роза с пятью лепестками, а слева - полумесяц. Все элементы, представленные в щите, - золотые (жёлтые). Щит помещен на груди натурального орла, несущего в клюве золотой крест (орел-крестоносец) и держащего в когтях: справа - зеленую оливковую ветвь, а слева - золотой скипетр".

В Положении о госгербе ССР Молдова было дополнено, что:

"В черно-белом изображении щит и геральдические фигуры, входящие в композицию, выполнены в соответствии с условными знаками, используемыми в геральдической науке. Соответственно: золотой (желтый) цвет штрихуется равномерной точечной штриховкой, красный – вертикальными линиями, синий – горизонтальными, зеленый – наклоненными справа налево. Орел изображается контурно".

Источник - http://www.presedinte.md/simb.php?lang=rom&page=701

23 мая 1991 года Верховный Совет ССР Молдова Законом № 589-XII переименовал ССР Молдова в Республику Молдова .

Многим еще памятны застойно-советские времена, когда в Кишинев прибывали вереницы автобусов с румынскими «туристами». Судя по тому, что в обратный путь эти грузо-пассажирские транспортные средства отправлялись навьюченные по самую крышу коробками с телевизорами, холодильниками, пылесосами и прочей бытовой техникой, румынских братьев интересовала вовсе не духовная жизнь молдавского народа. Молдавия манила их как ближайшая территория товарного изобилия.

Но не только румыны завидовали тогда обитателям бывшей «провинции Бессарабия». Для русских оккупантов советская Молдавия тоже была землей обетованной. Помню, как россияне (о москвичах и ленинградцах речь не идет) смотрели с выпученными глазами на прилавки кишиневских магазинов, где масло, сыр, колбаса, мясо продавались без всяких ограничений, а не как в их родном нечерноземье или вечной мерзлоте по талонам (так в советской метрополии стыдливо именовали продуктовые карточки). А когда они видели городские многоэтажки, увитые виноградными лозами, растущие вдоль сельских дорог ореховые и фруктовые деревья, то вообще утрачивали дар речи.

С тех пор утекло не так уже много воды. Но за два последних десятилетия ситуация изменилась коренным образом. И для румын и для русских нынешняя Молдавия - нищая страна без шансов на будущее. Средняя зарплата в Румынии составляет примерно 400 долларов США, в России - около 700. А в Молдавии она едва превышает 200 долларов. Еще хуже ситуация с ВВП. В рейтинге стран мира по величине ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют в ценах 2002 г., рассчитанного по методологии и данным ICP 2002 г. для 2009 г., в России на душу населения приходится 11474 долларов США, Румынии - 9698, Молдовы - 2848 (http://aillarionov.livejournal.com/165850.html).

Какими причинами объясняется этот обидный для нас метаморфоз?

Мы - дети индустриальной цивилизации. Поэтому объясняем мир с материалистических позиций. Но в случае Молдавии материальные объяснения не работают. Все страны Восточной Европы, включая бывшие республики СССР столкнулись в конце XX в. с похожими проблемами перехода от социализма (в действительности государственного капитализма) к рыночному обществу. Многие из этих государств сопоставимы с Молдавией по территории, населению и ограниченности природных ресурсов. Но только в нашей стране за первые десять лет независимости наступил полный коллапс экономики. Кроме нас ни одно государство Восточной Европы не вступило в третье тысячелетие с тотально разрушенными промышленностью и сельским хозяйством.

Причины нашей национальной катастрофы следует искать в той бесплотной сфере, которая именуется «символами». Этим словом древние греки обозначали надвое разломленное кольцо. Обладатель одной половинки уезжал за тридевять земель. Оттуда он посылал своего представителя к владельцу другой половины. При встрече посланец предъявлял свою часть. Если обломки сходились, ему можно было доверять. Символ - это знак общего смысла, объединяющего верящих в него людей.

Рассмотрим с этой точки зрения нынешние государственные символы Республики Молдова. Выполняют ли они свою объединяющую роль, способствуя тем самым успешному развитию нашего общества?

Сравним гербы Молдовы, Румынии и России.

Правда напоминает известную детскую забаву «Найди десять отличий»? И хотя мы уже далеко не дети, все-таки попробуем поиграть.

Отличия можно найти только при условии определенного сходства тех или иных изображений. Между всеми тремя гербами есть структурная общность: орел держит в одной лапе скипетр, в другой державу (меч, оливковую ветвь), на груди у него гербовый щит.

На фоне этого сходства легко увидеть отличия. Российский орел - двуглавый, скипетр держит в левой лапе. Этим он отличается и от молдавского и от румынского пернатых. Очевидно, что создатели молдавского герба ориентировались не на российский, а на румынский образец. Сейчас они этого даже не скрывают и сообщают публике, что «герб был разработан совместно с доктором истории, заместителем председателя Национальной комиссии по геральдике Румынии Марией Догару» (http://www.allmoldova.com/moldova-news/1249055788.html). Тем самым подчеркивается общность румынского и молдавского народов. Но кроме этого очевидного смысла, отрицать который могут только идиоты, в молдавском гербе содержатся и другие значения.

Для их понимания надо сперва взглянуть на символы, размещенные на внутреннем щите румынского герба. В верхнем левом углу размещен орел - герб княжества Валахия (Цара Ромыняскэ). Тем самым подчеркивается приоритет Валахии в собирании румынских земель. Если бы это изображение золотого орла с крестом в клюве было единственным, то смысл румынского герба можно было понимать так: Валахия - первая среди равных. Но щит с изображением румынских провинций (Валахии, Молдовы, Олтении, Баната, Добруджи, Трансильвании) расположен, так сказать, в желудке того же по сути валашского золотого орла, хотя геральдисты официально именуют его «римским». Достаточно беглого взгляда на румынский герб, чтобы убедиться в почти полном тождестве двух геральдических хищников. Тем самым все румынские области поставлены в полную символическую зависимость от валашского Бухареста. Валахия решительно доминирует и над запрутской Молдовой и над другими территориями Румынии.

Этот смысл становится особенно ясным при сравнении современного румынского герба с двумя разновидностями государственного герба Объединенного княжества Валахии и Молдовы (1859-1881).

Мы видим, что в данном варианте геральдисты, размещая орла на левом верхнем и правом нижнем (1-е и 4-е) местах, отдавая быку 2-е и 3-е места на гербовом щите (сумма мест в обоих случаях равна 5), стремятся символами нумерологии выразить идею равенства Валахии и Молдовы в объединенном государстве, при определенном лидерстве Валахии.

Во втором случае (орел не только левее, но и выше, т.е. дважды первый) преобладание Валахии становится символически более выраженным.

После преобразования Объединенного княжества в королевство Румыния (1881) герб приобретает вид близкий к современному.

Валашско-римский орел в данном случае, безусловно, доминирует, обозначая беспрекословное подчинение всех провинций Бухаресту.

А теперь давайте почитаем в этой же логике современный молдавский герб. На нем два основных символа - большой «римский» орел (тождественный орлу румынского герба) и меньшего размера молдавский cap de bour, к тому же размещенный, как бы в желудке у орла. Каков символический смысл этого коллажа? Самое очевидное прочтение: Румыния ПОГЛОЩАЕТ Молдавию. Все остальные толкования - от лукавого.

Сравнение молдавского, румынского и российского государственных флагов приводит к аналогичным выводам.

Румынский и молдавский триколоры отличаются от российского и поперечным расположением цветов и несовпадением цветовой гаммы. А между собой флаги Румынии и Молдавии практически тождественны. Они различаются только оттенками голубого цвета (соответственно - ультрамарин и изумрудно-голубой), а также размещением на молдавском флаге государственного герба. Кстати герб присутствует только на лицевой стороне. Поэтому оборотные стороны румынского и молдавского знамен почти идентичны.

О чем говорят герб и флаг современной Молдавии? Эти символы прямо свидетельствуют о том, что Республика Молдова государство временное, что в обозримом будущем оно будет поглощено Румынией. Один из активных участников процесса разработки и утверждения государственных символов РМ художник Семен Одайник признался, что румынский флаг был взят за образец, как указатель исторической перспективы молдавского народа: «В обществе доминировала идея объединения с Румынией. И вопрос стоял так: зачем разрабатывать национальный флаг, когда объединение произойдет в ближайшее время. Поэтому все участники были предупреждены о том, что за основу следует брать румынский триколор» (http://geraldika.ru/symbols/5213).

А теперь задумайтесь, как должны относиться к такому государству его, по сути, временные граждане? Разве будут они ощущать его своим и думать в каком состоянии оно достанется нашим близким и далеким потомкам?

На этот риторический вопрос история красноречиво ответила эскалацией этнической нетерпимости и гражданской войной, откровенным казнокрадством и просто воровством всего, что плохо лежит, коллапсом экономики и социальной сферы, повальным бегством граждан на все четыре стороны.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить: выражают ли нынешние государственные символы Республики Молдова волю большинства ее граждан к поглощению собственной страны западным соседом?

Референдум по этому поводу не проводился. Но можно предполагать, что сторонники ликвидации молдавской государственности ПОКА находятся в меньшинстве. Не случайно ни одна реальная политическая сила до сих пор не заявляла открыто о своих унионистских намерениях. «Криптоунионисты», которых до недавних пор олицетворяла Христианско-демократическая народная партия Юрия Рошки, не могли преодолеть десятипроцентный рубеж на парламентских выборах: 1994 - 7,53%, 1998 прошла в парламент в составе блока Демократическая конвенция, в котором роль локомотива играла Партии возрождения и согласия Молдовы экс-президента Мирчи Снегура -19,42%, 2001 - 8,31%, 2005 - 9,07%. После того как Рошка неожиданно для своих приверженцев начал сотрудничать с ПКРМ голоса бессарабских румын перешли к другому радикалу Михаю Гимпу, возглавляющему Либеральную партию. Он сумел превзойти электоральные показатели своего предшественника: апрель 2009 -12,91%, июль - 13,8%.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в рамках проекта «Барометр общественного мнения» (BOP) в мае 2010 среди граждан, отвечавших на вопрос «Какая страна, по вашему мнению, должна быть стратегическим партнером РМ?», лишь 9,1% такой страной считают Румынию. Правда 27,3% из них предпочитают видеть в качестве стратегического партнера страны Евросоюза, куда на правах меньшого брата входит и Румыния. Но даже в сумме доля избравших два этих ответа (36,4%) меньше, чем численность сторонников стратегического партнерства с Россией (50,1%). Эти данные также позволяют предположить, что сторонники унии с Румынией не преобладают в молдавском обществе.

Следовательно, на сегодняшний день люди, которых объединяют нынешние прорумынские государственные символы Республики Молдова, составляют явное меньшинство наших граждан. Однако их численность неуклонно растет. Легко заметить, что за период 1994-2009 годов доля прорумынски ориентированного электората увеличилась в 1,8 раза. Если тенденция не изменится, то лет через двадцать румыны окажутся в Молдавии в большинстве и тогда можно будет относительно безболезненно воссоединиться с румынской родиной.

Но в этом случае нельзя надеяться, что жизнь в нашем failed state в этот двадцатилетний период существенно изменится. Нас по-прежнему ожидает правление временщиков - эпоха безвременья.

Из этой безнадежной ситуации есть два выхода.

Первый - простой (от слова prost): прекратить тяжелую хроническую болезнь молдавской государственности, прибегнув к эвтаназии. В этом случае надо иметь мужество открыто, как некогда славяне призвали варягов, обратиться к румынам: «Приходите и володейте нами». Все эти трусливые околичности молдавских политиков («мы вроде как бы румыны, но все-таки где-то еще в какой-то степени молдаване») напоминают поведение жалостливого хозяина, который резал собаке хвост по частям. Временщики длят агонию страны, демонстрируя полное безразличие к страданиям своего народа.

Но есть второй - сложный и ответственный путь, связанный с напряжением всех духовных и физических сил. Он требует отказаться от капитулянтских настроений и попробовать воспользоваться уникальным шансом, который история предоставляет только однажды - шансом сделать имя Молдавии узнаваемым брендом, символом счастливой и достойной государственной жизни. Для этого народ Молдавии должен открыто заявить: «А все-таки она существует». Лучшим способом высказать подобное мнение будет всенародный референдум, на котором гражданам будут предложены герб и флаг, способные символизировать наше право на собственное будущее.

Каким требованиям должны отвечать данные символы?

Я постараюсь предоставить свое утопическое видение этой проблемы в самое ближайшее время.

Сергей Ефроимович Эрлих
молдавский гастарбайтер
кандидат исторических наук,
директор издательства «Нестор-История»(СПб),
автор книг «Россия колдунов» (СПб.: Алетейя, 2006), «История мифа (Декабристская легенда Герцена)»(СПб.: Алетейя, 2006), «Метафора мятежа: декабристы в политической риторике путинской России»(СПб.: Нестор-История, 2009)

P.S. Глава из готовящейся книги нашего земляка Сергея Эрлиха кандидата исторических наук, директора издательства «Нестор-История» (Санкт-Петербург), руководителя программы книгоиздания «Кантемир: Благодарная Молдавия - братскому народу России». Методологические аспекты этого исследования изложены в статье «Бес утопии» (http://www.inache.net/filos/451)



Просмотров