Где сейчас порт оля 2. Порт оля - морской порт на реке

С прошлого года у меня остались некоторые "долги" по публикациям. Недавно разыскал невыложенные материалы из Астраханской области. Исправляюсь.

В один из теплых августовских дней мы посетили строящийся морской порт Оля. Я первый раз был в морском порту, и мне казалось, что все очень диковинно и интересно.

1. В августе порт еще только строился. Хотя строится он еще с 90-х годов, а первые корабли начал принимать восемь лет назад.

2. Торговый порт - это не только причалы, краны и корабли. Это еще и огромная инфраструктура, которая необходима порту. Это будет одним из двух огромных зернохранилищ.

3.

4.

5. Сейчас (в январе 11го) в порту работает три причала. То есть, за полгода запустили два причала. Похвально.

6. В порту Оля могут швартоваться и иностранные суда. Здесь же можно пройти паспортный контроль и растаможку груза.

7.

8.

9. Основное назначение порта - грузовое. Но один из шести причалов решено сделать пассажирским, чтобы там могли останавливаться корабли-паромы. Приплыл ты из Ирана в Россию на машине, выгрузился, поехал путешествовать. Или целые фуры с грузом загрузил - приплыл, выгрузил.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Чтобы вот такие товарищи могли пришвартовываться в порту Оля, дно у причала постоянно углубляют. Сейчас глубина достигает пяти метров. Говорят, что сейчас, когда Волга замерзла, в порту работает настоящий атомный ледокол!


ВЛАСТЬ ВЕРИТ В ПОРТ ОЛЯ

По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, озвученному им на проходившей в Москве в декабре прошлого года "Транспортной неделе", стране нужно увеличивать мощность морского порта Оля и продолжать строительство объектов его инфраструктуры. Пока проект, реализуемый на протяжении последних 20 лет, не показывает сколь-либо заметных результатов.

Вместе с тем грузооборот порта снижается, а эксперты не понимают, за счет каких грузов в ближайший год удастся исправить ситуацию. Однако в перспективе нескольких лет в порту появится нефтепродуктовый терминал и навалочный комплекс. Пока же портовые управленцы делают упор на сотрудничестве с другими каспийскими государствами и развивают паромное грузовое сообщение. В порту также надеются, что с Ирана будут сняты экономические санкции и грузооборот между двумя странами значительно возрастет.

В конце 2014 года в порт Оля впервые зашел туркменский автомобильно-пассажирский паром "Беркарар", дислоцирующийся в Туркменбаши. Современное судно, построенное на хорватской верфи по заказу Госслужбы морского и речного транспорта Туркменистана, может принять на борт 53 большегрузных автомобиля и 200 пассажиров. На линии Оля-Туркменбаши будут курсировать два таких парома. Первым грузом, прибывшим в Олю, стали 30 автомобилей со стройматериалами для строительства школы в месте компактного проживания туркменской диаспоры на территории Астраханской области.

По данным Росморречфлота, в ноябре прошлого года объекты недвижимого и движимого имущества пункта пропуска в пределах перегрузочного комплекса накатных (автопаромных) и генеральных грузов в морском порту Оля были переданы Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в безвозмездное пользование. Таким образом, оформление документов туркменского парома было осуществлено на пункте пропуска, расположенном в пределах перегрузочного комплекса (причалы № 4, 5, 5а) в порту Оля.

В настоящее время пункт пропуска работает по временной схеме - оформление судов осуществляется приходящей сменой контрольных органов.

Грузов мало

Напомним, что порт Оля начали строить еще в 1992 году. В 1997 году его грузооборот составлял около 400 тыс. тонн в год. В 2012-2014 годах перевалка колебалась около 1 млн тонн в год. Основу грузовой базы составляла металлопродукция, экспортируемая в Иран, объем которой за последние годы сократился более чем в 3 раза. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), перевалка в 2012 году составила 800 тыс. тонн, в 2013-м упала в 2,5 раза, а в прошлом году - еще на 15%.

С момента образования в порту работает единственный стивидор - ОАО "Морской торговый порт Оля". В последние годы он обслуживает терминал для приема Ро-Ро грузов (на причале № 5). Кроме того, достраивает первый грузовой район, который включает зерновой терминал с годовым объемом 500 тыс. тонн и комплекс для перегрузки расти тельного масла примерно такой же мощности. Вместе с тем, по информации Росморпорта, в 2014 году строительства в морском порту Оля за счет средств предприятия не осуществлялось. По ФЦП средств федерального бюджета также не выделялось.

Как рассказали "Транспорту" в Росморречфлоте, увеличение мощности морского порта Оля планируется за счет строительства четырех новых причалов - по два для навалочных и нефтеналивных грузов. В частности, в декабре 2014 года в рамках "Транспортной недели" было подписано соглашение о взаимодействии по реализации проекта "Строительство нефтеналивного перегрузочного комплекса в порту Оля Астраханской области" между ФГУП "Росморпорт", ОАО "Олинский нефтехимический терминал" и ЗАО "Морской торговый порт Оля". В рамках указанного соглашения собираются построить причалы № 13 и 14 мощностью 2 млн тонн в год. Планируемый объем инвестиций - более 2 млрд рублей. Сроки реализации проекта - 2015-2017 годы.

Предполагается, что через нефтепродуктовый терминал на экспорт будут отправляться дизельное топливо и мазут, а импортироваться - сырая нефть с каспийских месторождений, а также нефтепродукты из Туркменбаши и Актау. Комплекс будет иметь отдельные зоны для легких и тяжелых нефтепродуктов. Его оснастят системой подогрева для обеспечения круглогодичной работы.

Отметим, что, по данным Минэнерго РФ, в Прикаспийском регионе сосредоточено около 3% мировых запасов нефти и около 5% газа (18,1 млрд тонн условного топлива). Согласно расчетам аналитиков, в ближайшие годы Каспий обеспечит до 70% прироста добычи стран, не входящих в ОПЕК. Правда, до сих пор сроки начала добычи постоянно сдвигаются из-за споров между странами, кому принадлежат уже открытые месторождения.

Что касается навалочных грузов, то в порту существует инвестиционный проект возведения терминала для перевалки металлургической продукции (Навалочный терминал) общей мощностью 1 млн тонн (на причалах № 11, 12). В ближайшие годы его планируется реализовать на принципах ГЧП: из госбюджета выделят средства на обустройство акватории, причальной стенки и проходных каналов, а оборудование технологической зоны произведут за счет средств частных инвесторов. По словам заместителя гендиректора ЗАО "Морской торговый порт Оля" Александра Мельникова, проект уже прошел техобоснование и полностью готов. Запуск двух новых терминалов намечен на 2016 год.

Порт также планирует построить на своей территории завод по производству щепы для изготовления бумаги. Для этого предполагается привлечь иранского партнера. Кроме того, рассматривается вариант строительства завода по переработке плодоовощной продукции, поступающей из стран Каспийского региона. Для этого в Оле готовы оборудовать площадку для обработки реф- контейнеров и соорудить отапливаемые склады на зимний период.

Контейнеры не случились

Изначально по Каспию планировалось запустить регулярную контейнерную линию Россия-Иран. Однако этот проект не удалось воплотить в жизнь. Отправка через Олю грузов в иранские порты вполне бюджетна. Напомним, что западные санкции не позволяют использовать порты Ирана для доставки грузов из Европы или Америки. Для этого используются сложные и дорогие логистические маршруты - сухопутные пути через сопредельные страны, а также перетарка груза в иранские контейнеры в Египте, ОАЭ или портах Каспийского моря. В то же время транзитом через Россию вышло бы быстрее и дешевле.

Как рассказал "Транспорту" председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов, организация линейного плавания, предполагающая твердое расписание отправки грузов и наличие достаточного флота, под силу только солидному судовладельцу. Проект вполне можно реализовать и сейчас, однако проблема в том, что пустые контейнеры из Ирана никто не хочет вывозить обратно, потому что ставка фрахта по ним низкая. "Линия Россия-Иран так и заглохла, не начав работать, из-за того что не удалось решить проблему возврата тары. А задачка простая - решается с помощью создания контейнерного депо, которое будет собирать пустую тару и загружать ее попутными грузами в Иран. Для этого придется договариваться со всеми грузоотправителями, работающими в радиусе 500 км, и заниматься оформлением документов", - говорит эксперт. Это должны делать менеджеры порта Оля и руководители Астраханского водно-транспортного узла. Однако на практике это сложно реализовать, так как несколько десятков причалов, расположенных в дельте Волги, борются между собой за за грузы. И во многом проблемы Оли связаны именно с этим.

В то же время, по мнению Чингиза Измайлова, грузоотправителям выгоднее работать с портами Махачкала и Актау (Казахстан), так как они не замерзают зимой и не требуют ледовой проводки. В Актау, по словам эксперта, даже лоцманской проводки нет, что снижает расходы грузоотправителя. Вместе с тем в Оле надо платить канальный, ледовый и лоцманский сборы. В то же время плюсом Оли является то, что он ближе всех расположен к железнодорожной транспортной сети России. "Но опять же перевозить российские металлические грузы в Иран при отсутствии границ с Казахстаном выгоднее через порт Актау. К примеру, Череповецкии металлургический завод раньше при наличии пограничного контроля возил грузы через Олю, а сейчас полностью переориентировался на Актау. Срок доставки на этом маршруте на двое суток меньше", - уточняет он.

Железная альтернатива

К 2016 году должно закончиться строительство стальной магистрали, соединяющей Азербайджан с Ираном (Астара-Решт-Казвин). Сейчас эти страны могут возить грузы по железной дороге только через территорию Армении. Таким образом, получится западное железнодорожное кольцо вокруг Каспия. Что касается восточного побережья, то здесь 3 декабря прошлого года была запущена дорога Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган, связывающая Иран, Туркменистан и Казахстан с выходом на сеть российских железных дорог. И если сейчас до половины объема грузов стран Каспийского бассейна перевозится морским транспортом, то после запуска кольца доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок возрастет с нынешних 25 до 35-40%.

По мнению Чингиза Измайлова, железная дорога отвлечет на себя часть портового грузооборота по причине того, что по рельсам возить грузы более практично - не надо переваливать их несколько раз с одного вида транспорта на другой. "Вагон приходит в порт. Груз выгружают сначала на причал, а потом на пароход. А без морской перевозки груз в одном месте загрузили в вагон и он следует до места назначения", - пояснил он.

Впрочем, есть надежда, что к увеличению морского грузопотока приведет соглашение с Ираном о поставках нефти и нефтепродуктов в Россию.

Аграрный вопрос

В прошлом году в Оле удалось нарастить перевалку зерна за счет роста спроса на него в Иране. На маршруте работал сухогруз "Порт Оля 1", принадлежащий стивидорной компании. В ее планах - пустить еще несколько сухогрузов для работы с зерном. В целом в состав флота порта Оля входят шесть сухогрузов дедвейтом 5,2 тыс. тонн каждый, построенных в Китае, два судна типа Ро-Ро и 42 единицы технического флота.

По данным экспертов, порты Каспия менее привлекательны для транспортировки зерна из России в Иран, чем гавани Черноморского побережья. Дело в том, что небольшие глубины Астрахани и Оли не позволяют использовать суда с большой грузоподъемностью - разово можно погрузить только 3 тыс. тонн, тогда как из Новороссийска зерно уходит партиями 25 тыс. тонн и выше.

Прибавили энергии

Отметим, что в порту в прошлом году начал работать энергоцентр мощностью 4 МВт, который полностью покрыл потребность порта в электричестве с учетом строительства новых мощностей. До этого электроснабжение первого грузового района порта осуществлялось от подстанции, расположенной в селе Оля. Ее трансформаторы были предельно загружены, что делало невозможным увеличение нагрузки за счет новых терминалов. Общая мощность газопоршневой электростанции составит 12 МВт. Пока запущены только два из шести агрегатов. Оборудование - чешское. Общая стоимость проекта - примерно 600 млн рублей. Электричество благодаря новой электростанции будет дешевле, чем в среднем по региону

"Сегодня у порта уже не будет проблем ни с зерновым терминалом, ни с будущим нефтяным. Здесь уже можно расширять инфраструктуру, увеличивая поток таких грузов из стран Прикаспия, как фрукты, овощи, подсолнечное масло", - полагает вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов. По его словам, на недавней встрече транспортных ведомств стран Каспийского бассейна была озвучена готовность Минтранса России поддержать развитие портовой инфраструктуры, особенно если речь идет об узлах коридора "Север-Юг". Порт Оля как раз и является важнейшим участком этого транспортного коридора, соединяя Европу и Восток. Именно его власти и инвесторы рассматривают как наиболее возможную точку грузообмена между странами Прикаспия - нужно только создать современную инфраструктуру, что сейчас и делается.

Что касается дальнейшего развития инфраструктуры, то увеличению грузопотока мешает низкая проходная осадка Волго-Каспийского судоходного канала. Несмотря на то что Росморпорт ежегодно проводит ремонтные работы для поддержания габаритов канала, вынимая со дна примерно 2-3 млн кубометров земли в год, этого мало. Учитывая негативное изменение габаритов канала в условиях понижения Каспийского моря и маловодности Волги, необходим целый комплекс мер, констатируют астраханские чиновники.

Изначально по Каспию планировалось запустить регулярную контейнерную линию Россия-Иран

ПО ДАННЫМ АССОЦИАЦИИ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ (АСОП), ПЕРЕВАЛКА В ОЛЯ В 2012 ГОДУ СОСТАВИЛА 800 ТЫС. ТОНН, В 2013-М УПАЛА В 2,5 РАЗА, А В ПРОШЛОМ ГОДУ - ЕЩЕ НА 15%

Увеличение мощности морского порта Оля планируется за счет строительства четырех новых причалов - по два для навалочных и нефтеналивных грузов

Муниципальный район Лиманский Сельсовет Олинский История и география Первое упоминание Часовой пояс UTC+4 Население Население ↘ 1548 человек (2014 ) Национальности русские, калмыки, казахи и др. Катойконим олинцы , олинец Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 851 47 Почтовый индекс 416425 Код ОКАТО Код ОКТМО МО "Олинский сельсовет"

Границами селения являются: с севера - ильмень Большая Чада , с востока - река Бахтемир, с юга - ильмень Забурунный, с запада - сельскохозяйственные угодья.

История

Оля - одно из старейших рыбацких сёл Астраханской области . Слово оля́ - калмыцкого происхождения, так назывался небольшой калмыцкий топорик. Некогда село Оля располагалось на острове, формой похожей на такой топорик, отсюда, полагают, и произошло название села. С юга и запада от Оля на подобных островах находились другие посёлки: на юге в двух километрах - Чанта и в трёх километрах - Карантинный, на юго-западе - калмыцкий хотон Коря . Островные посёлки разделялись мелкими протоками. С севера остров с селом Оля омывали воды Бахтемира, с востока - взморье. Постепенно море уходило. Воды реки отступали, проливы между островами мелели, заносились песком и илом, пока не исчезли. Постепенно разрастаясь, Оля и посёлки вокруг него соединились друг с другом, фактически образовав единый населённый пункт . В настоящее время сёла Лесное и Оля разделяет лишь небольшой ерик Чантинка. На западе в непосредственной близости от Оля расположен калмыцкий посёлок Баста .

Первыми поселенцами Оля были бывшие пленники ханов средней Азии - Хивинского и Бухарского . Они происходили от крепостных крестьян Симбирской губернии .

Физико-географическая характеристика

Рельеф местности

Важную роль в формировании рельефа всегда играло Каспийское море , уровень которого постоянно повышался и падал. В доисторические времена вся территория была затоплена и приблизительно 15 тыс. лет назад море отступило. Поселение и его окрестности располагаются на аккумулятивной равнине , ниже уровня моря, как и большая часть Астраханской области . Примечательной особенностью равнины являются бэровские бугры .

Климат

Транспорт

Междугородний транспорт

Оля связан с районным центром автомобильной дорогой, которая в свою очередь соединена с федеральной трассой Астрахань-Лиман-Махачкала. Пассажирские перевозки осуществляются автомобильным транспортом в Лиман и Астрахань . Рейсы от автостанции осуществляются ежедневно.

Железнодорожный транспорт

Статус города

Концепцию развития поселения выполнил (1993 год). Концепция предусматривает присвоение поселению статуса « город Оля». Положительная тенденция увеличения грузооборота и увеличения площади застройки порта создают условия для привлечения рабочей силы. В первую очередь персонал комплектуется из местных жителей. С приходом больших инвестиций в порт, есть надежда на улучшение инфраструктуры (ремонт дорог, благоустройство территорий, развитие малого бизнеса, развитие социальной сферы и др.). Трудовая занятость и улучшение условий проживания позволит значительно увеличить прирост местного населения.

Предварительная численность поселка Оля (будущего города) в «Концепции» была определена в размере 13,0 тыс. жителей. Однако, учитывая опыт развития подобных структур (в России и за рубежом), в настоящее время трудно предвидеть интенсивность развития этого поселения на будущее, и в настоящем проекте, ориентировочно, численность населения принимается в размере 20,0 тыс. человек. Планировочно, условия для организации и развития приморского порта в этом районе как и территории для развития города есть. В настоящее время разрабатывается генеральный план применительно к населенным пунктам с. Лесное, с. Баста и с. Оля МО «Олинский сельский совет» в перспективе город Оля.

В составе проекта предусматривается организация акватории порта, системы портовых сооружений с общей длиной причалов около 5 км, резервирование территорий для возможного развития в этом районе промышленно-коммерческих производств и складов для перевалочных и других грузов. Кроме того, намечается усиление роли районного центра (пгт Лиман) и укрепление сформировавшегося опорного каркаса расселения на базе развития организационных и хозяйственных функций опорных центров систем расселения. На перспективу сохранится 24 сельских населенных пункта, за счет сселения одного мелкого (п. Забурунный) и трех небольших поселков, который войдут в состав нового города.

Александр Жилкин , в свою очередь, призвал молодежь приобретать знания и возвращаться в свой поселок, чтобы развивать его.

создано: пн, 16/03/2015 - 20:14

обновлено: ср, 02/12/2015 - 13:47

Морской торговый порт Оля

Морской порт Оля расположен в 100 км южнее г. Астрахани в дельте реки Волга на 67 км. Волго-Каспийского канала, в непосредственной близости от Каспийского моря.
Строительство порта началось с принятия указов президента РФ от 31.10.1992 № 1314 «О государственной поддержке возрождения Российского торгового флота на Каспии», от 03.12.1992 года № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России» и Программы возрождения торгового флота России на 1993-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.10.1993 № 996.
Строительство порта осуществляется на основе государственно – частного партнерства в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период до 2025 года.
Выгодное географическое положение создает условия для круглогодичных перевалок грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали.
Порт в районе поселка Оля Астраханской области призван обеспечить закрепление позиций России на Каспийском море, развитие транспортных связей с государствами Кавказа, Средней Азии, Ираном, создание необходимой инфраструктуры для функционирования подразделений ВМФ, пограничной, таможенной и других служб.
Порт Оля открыт для захода судов под иностранным, в порту функционирует грузо - пассажирский пункт пропуска через государственную границу, морской порт Оля является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, где осуществляют деятельность все необходимые службы и органы государственного контроля.
Площадь территории морского порта составляет 324,84 га, площадь акватории морского порта – 53,12 га.
В настоящее время в порту в круглогодичном режиме осуществляют перевалку на пяти причалах (№№ 1-5), с общей длиной причального фронта 820 п. метра и пропускной способностью 1 750,0 тыс. тонн сухих грузов в год.
Максимальная осадка заходящих в морской порт судов составляет 4,5 м, длина 135 м и ширина 16,2 м.
В 2014 году грузооборот порта составил 249,0 тыс. тонн, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 3,5%. Основу грузооборота по направлениям составили экспортные (94%) и импортные (6%) грузы.

Основу грузооборота порта составляют:

Экспорт в Иран: уголь каменный, кокс, химические и минеральные удобрения,
зерно и продукты перемола, лесные грузы, черные металлы, машины, оборудование и металлоизделия.
Импорт из Ирана: цемент, томатная паста, соковые концентраты, стекло, строительный гранит, керамическая плитка, плодоовощная продукция.
Развитие порта Оля предусматривается в два этапа – возведение первого грузового района грузооборотом 8 млн. тонн, расположенного в непосредственной близости от села Оля, и строительство второго грузового района, расположенного в 4 км южнее первого с проектным грузооборотом 26 млн. тонн.
В настоящее время идет активное строительство 1-го грузового района порта, включающего 7 терминалов.
Общая проектная мощность порта Оля - 8 миллионов т/год.

Терминал генеральных грузов

Причал № 1

Предназначен для приема и обработки генеральных грузов открытого хранения.
Основные параметры причала: длина причальной стенки – 180 метров, глубина у причала -4,7 м.

Причал был построен и введен в эксплуатацию в 1997 году.

Портальный кран «ГАНЦ 16/27,5т.» – 2 ед.

Козловой кран 32 тонны – 1 ед.
Причал № 1 имеет тыловые зоны открытого хранения размером 5,4 га. В качестве тыловой техники используются большегрузные дизельные погрузчики грузоподъемностью 16 тонн, краны на пневмоходу грузоподъемностью 20 и 50 тонн.
Причал № 2

Основные параметры причала: длина причальной стенки - 160 м., глубина у причала -4,7 м.
Проектная мощность причала составляет 300 тыс. тонн в год.
Первый этап причала был построен и введен в эксплуатацию в 2000 году, второй этап – в 2001 году.
Технологическое оборудование на причале:
Портальный кран «Альбатрос 10/20т.» -1 ед.
50 роллтрейлеров грузоподьмностью 40 тонн
2 терминальных тягача.
Причал № 3.
Предназначен для приема и обработки генеральных грузов открытого хранения.
Основные параметры причала: длина причальной стенки – 140 м., глубина у причала -5,2 м.
Проектная мощность причала составляет 300 тыс. тонн в год
Причал построен и введен в эксплуатацию в 2003 году.
Технологическое оборудование на причале:
Портальный кран «Кондор 16/32/40т.» -1 ед.
Причал № 3 имеет тыловые зоны открытого хранения размером 4,5 га. В качестве тыловой техники используются большегрузные дизельные погрузчики грузоподъемностью 16 тонн, краны на пневмоходу грузоподъемностью 20 и 50 тонн.
Для перегрузки тяжеловесных грузов на причалах 1,2,3 используется плавучий кран «СПК-5525» грузоподъемностью 55 тонн.

Терминал накатных (автопаромных) и генеральных грузов

Причал № 4.

Причал № 4 предназначен для перегрузки тарно-штучных грузов крытого хранения. На причале построены два крытых склада площадью по 4000 кв. метров, к ним обустроены железнодорожные пути и автомобильные пандусы. Причал оснащен достаточным количеством малогабаритных погрузчиков для работы в вагонах и контейнерах.
На причале № 4 установлен портальный кран «ГАНЦ 16/27,5т.» – 2 ед.
Козловой кран КК -16/20т.» зав. № 200 -1 ед.
На территории причала № 4 и смежных с ним территориях причала № 5 предусмотрено применение контейнерных технологий. В составе перегрузочной техники Терминала контейнерные спредеры для перегрузки 20 и 40-футовых контейнеров, контейнерные погрузчики «Кальмар» грузоподъемностью 40 тонн (2 ед.) обширные площади для хранения и обработки контейнеров. На Терминале оборудована площадка для хранения рефрижераторных контейнеров с одновременным подключением 100 контейнеров.
Причалы №№ 5, 5а
Причалы предназначены для обслуживания накатных Ро-Ро и автопаромных грузов. Основные параметры причалов: длина причала №5 – 160,0 м с учетом открылка, проектная глубина у причала -6,0 м, длина причала № 5а – 170,0 м с учетом открылка, проектная глубина у причала -6,0 м.
Проектная мощность причалов составляет 420 тыс. тонн или 9000 единиц автопоездов в год.
Порт Оля, единственный в Астраханской области порт, связывающий Россию автопаромными линиями с прикаспийскими странами. Сегодня с Ираном и Туркменией, в перспективе - с Азербайджаном.
Комплекс предусматривает обслуживание 4 паромов с обьемом приема в год 10000 ед. автотехники. Терминал построен с учетом обслуживания паромов как с бортовой, так и с кормовой аппарелью.
В пределах Терминала функционирует локальный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, оборудованный всеми современными средствами контроля для бесперебойного движения паромных и контейнерных грузов.

Универсальный терминал

Причал № 7

Причал № 7 предназначен для перевалки зерна.
Основные параметры причала: длина причала № 7 (с открылками) – 163 м; глубина у причала -5,2 м.
Причал № 7 построен и введен в эксплуатацию в 2009-2010 гг.
В тыловой части причала №7 на земельном участке площадью 6,7 Га построен зерновой терминал, проектной мощностью – 0,5 млн. тонн зерна в год, включая зернохранилище общей вместимостью 27 400 тонн. На Зерновом Терминале, в качестве основного технологического оборудования, применено оборудование компании «BROCK» (США), позволяющего вести перегрузку зерновых грузов в закрытом режиме, исключая пыление, загрязнение зерна и работу в ненастные дни. Терминал принимает грузы от железнодорожного и атвомобильного транспорта. Производительность оборудования – 130 тонн в час позволяет в течении суток полностью грузить и оформлять по одному судну.

Нефтеналивной терминал

Причалы №№ 13, 14

Перспектива освоения северного шельфа Каспийского моря, добыча и транспортировка углеводородов, предопределяет строительство в составе порта Оля Нефтеналивного Терминала.
С точки зрения экологической защиты водных биоресурсов, снижения рисков от аварийных розливов нефтепродуктов, место размещения Нефтяного Терминала согласовано в закрытом ковше в южной оконечности Первого грузового района.
Терминал предполагается использовать для перевалки сырой нефти с морских месторождений на НПЗ, а также транзита казахстанских и туркменских нефтепродуктов.
Резервуарный парк Терминала предполагает хранение 100 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Предусматривается работы с тяжелыми сортами нефтепродуктов и мазутом в круглогодичном варианте.
Основные параметры причалов: длина причала № 13 – 262 м, глубина у причала -5,2 м. длина причала № 14 – 155 м, глубина у причала -5,2 м
Работы по строительству Нефтяного Терминала в порту Оля запланированы на середину 2015 г.

Терминал навалочных грузов

Причалы №№ 11, 12

В рамках развития 1-го грузового района морского порта Оля предполагается строительство терминала навалочных грузов (причалы №№ 11, 12).
Основные параметры причалов: длина причала № 11 – 155 м, глубина у причала -5,2 м. длина причала № 12 – 155 м, глубина у причала -5,2 м.
На терминале предполагается перевалка таких навалочных грузов как: уголь, кокс, руда, чугун, окатыш.
Проектная мощность причалов №№ 11, 12 составляет 500 и 500 тыс. тонн в год соответственно.

Инфраструктурные объекты порта Оля:

Энергоцентр

В целях повышения надежности электроснабжения и обеспечения растущей потребности порта в электрической энергии, администрацией порта во взаимодействии с Первым Чешско-Российским банком принято решение о строительстве газопоршневой электростанции мощностью 12 МВт для обеспечения собственных нужд порта текущего потребления и на перспективу.
Первая очередь энергоцентра – 2 агрегата по 2 МВт построена, выполнены внешние сети газоснабжения. Оборудование прошло пуско-наладочные работы и находится в эксплуатации.
Генераторные установки энергоцентра в дальнейшем будут работать в режиме когенерации. Выдаваемая тепловая мощность равна электрической мощности и позволит обеспечить тепловой энергией административно-хозяйственные, бытовые и складские помещении порта Оля.

База портофлота

Причалы №№ 10, 10а, 10б

Создание базы вспомогательного флота обусловлено интенсивным развитием морского порта Оля, который требует создания мощностей по приему и утилизации судовых отходов: нефтесодержащих и хозяйственно-фекальных вод, мусора, а также мелкого ремонта судов и зимнего отстоя на причалах базы судов вспомогательного флота.
Основные параметры причалов: длина причала №10 – 180 м, глубина у причала -5,2 м. длина причала № 10а – 120 м, глубина у причала -5,2 м, длина причала № 10б – 110 м, глубина у причала -5,2 м.
В рамках проекта предполагается создание стоянок для обслуживания судов портового флота и судов аварийно-спасательных формирований, объектов приема, хранения и отгрузки бункеровочного топлива, склада ГСМ, ремонтных мастерских, зданий АБК, складских площадок открытого и закрытого типа, инженерных коммуникаций, а также установка погрузо-разгрузочного оборудования.

Припортовая железнодорожная станция

Строительство подъездного пути к порту Оля и припортовой станции позволило соединить порт с сетью железных дорог, тем самым завершить формирование железнодорожной части коридора "Север - Юг" на территории России. В 2004 году силами железнодорожников была сооружена железнодорожная ветвь длинной 55 километров от станции Яндыки до припортовой железнодорожной станции «Порт Оля».
Станция порт Оля имеет пути отстоя и сортировки, проведения приемо-сдаточных операций, обгонные и соединительные пути. Административное здание станции было оснащено необходимыми средствами связи, установлены компьютеры, оргтехника, кондиционеры, созданы условия для круглосуточной работы станции. Полное развитие станции предусматривает обслуживание годового грузооборота в 8 млн. тонн. С учетом модернизации станционного развития для обеспечения работы Нефтеналивного терминала, пропускная способность станции достигнет 4 млн. тонн в год.

Бизнес-инкубатор

В целях развития конкурентной среды в сфере малого предпринимательства в околопортовом сервисе, Министерство экономического развития и торговли РФ профинансировало строительство бизнес-инкубатора, общей площадью 1500 кв. метров. Данное офисное здание, расположено вблизи основного здания въезда в порт, оснащено мебелью, оргтхникой, средствами связи и коммуникаций для размещения экспедиторских и агентских компаний, страховщиков, сюрьвейеров, таможенных брокеров.
В целом, вся необходимая инфраструктура для обеспечения потребностей Клиентов, судовладельцев и членов экипажей судов существует, работает и развивается наряду с производственными мощностями порта.
Хозяйственную деятельность в морском порту Оля ведут компании входящие в холдинг «Группа компаний порт Оля».
ЗАО «Морской торговый порт Оля» - занимается вопросами комплексного развития бизнеса группы компаний, финансовой, инвестиционной политикой.
Судоходная компания «СП-Шиппинг» является судовладельцем автопаромных судов для перевозки автотрейлеров, автомобилей, накатной техники, контейнеров и сухогрузных универсальных судов для перевозки генеральных, навалочных и зерновых грузов.
ООО «Автопаромная грузовая линия» - оператор паромных линий «Порт Оля – порт Энзели» и «Порт Оля – Порт Туркменбаши». Обеспечивает формирование заявок на перевозку, сбор и комплектование паромных партий и организацию работы паромных линий.
ОАО «Первая стивидорная компания» - осуществляет погрузо-разгрузочные работы и хранение в порту генеральных грузов. Операционная зона деятельности компании – причалы 1,2,3,4,5.
ООО «Вторая стивидорная компания» - оператор Зернового Терминала на причале №7 порта Оля. Обеспечивает эксплуатацию Опасного производственного объекта. Осуществляет прием, хранение и отгрузку зерновых грузов.
Весь комплекс внутрипортового транспортно экспедиторского обслуживания всех грузов, поступающих в адрес порта, производится работниками группы компаний порт Оля. Раскредитование железнодорожных документов, подача/уборка вагонов в порт, таможенные и пограничные формальности по размещению грузов и транспортных средств в порту, оформление товаросопроводительных документов, информационный обмен с грузовладельцами производится без привлечения посторонних специалистов.
Агентское обслуживание всех судов, обрабатываемых в порту, обеспечивает агентская компания «Навигатор». Очередность приема судов под обработку, обеспечение лоцманской и ледокольной проводки, прохождение портовых формальностей, снабжение судов топливом, водой и продуктами – это услуги, оказываемые судовыми агентами.

Международный транспортный коридор «Север – Юг»

Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» между Россией, Индией, Ираном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Оманом, Арменией, Азербайджаном и Сирией отвечает жизненно важным интересам данных стран. Соглашение о создании Международного Транспортного Коридора «Север-Юг». Коридор «Север-Юг», который определяет маршрут: порт Мумбаи (бывший Бомбей, Индия) – Индийский океан – Персидский залив – порт Бендер-Аббас (Иран) – порт Бендер-Амирабад (Иран) – порт Анзели (Иран) – Каспийское море – порт Оля (Астрахань, Россия) – Санкт-Петербург(Россия).

Международный Транспортный Коридор «Север-Юг» обеспечит перевозку товаров от портов Европейских и Северо-Европейских стран - Амстердама, Гамбурга, Копенгагена, Стокгольма и Хельсинки, в Москву и Санкт-Петербург и дальше через порты Северного Каспия, проходит (Рисунок 20)

· во-первых - в каспийские порты стран Средней Азии - Казахстана, Туркменистана, далее через Узбекистан и Таджикистан в страны Дальнего востока и Юго-Восточной Азии.

· во-вторых - в каспийские порты Ирана, по территории Ирана в его южные порты в Персидском заливе (Бандар-Аббас, Бандар-Имам и пр.) и затем до Индии, Шри-Ланки , Малайзии, Сингапура, Индонезии и далее до Австралии.

· экономия времени

· перевозка осуществляется комбинированными транспортными средствами.

Планируется, что в 2010 году поток внешнеторговых грузов, следующих по транспортному коридору «Север-Юг», достигнет 15 – 20 млн т.

4. Региональный проект «Стратегия социально-экономического развития Астраханской области »

5. Федеральная целевая программа «Транспортная стратегии России на период до 2020 года», принятая Правительством 28 мая 2005 года

6. Федеральной целевой программе «Развитие экспорта транспортных услуг»

В целях повышения доли транзита в экспорте транспортных услуг к 2010 году в 8-10 раз с 600 млн.$ до 4,8 – 6 млрд.$.

7. Федеральная целевая программа «Юг России»

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении границ территории и акватории морского торгового порта Астрахань»

9. Указом Президента Российской Федерации «О государственной поддержке российского торгового флота на Каспии» от 31 октября 1992 г. № 000

10. Постановление Правительства Российской Федерации № 000 от 8 октября 1993 г . «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России»

Портовая инфраструктура Каспийского региона

В Каспийском регионе находятся 8 основных морских портов: 3 порта – в России, 2 – в Иране, 1 – Азербайджан, 1 – Казахстан и 1 – Туркменистан. Именно через эти порты проходят до 98% грузоперевалок Каспия.

В 2002 году по международному транспортному коридору «Север-Юг» было перевезено 5,3 млн т грузов. За первое полугодие 2003-го - 3,6 млн т.

Всего в Каспийском море по примерным подсчетам плавает около 800 судов разных
стран, различного назначения и водоизмещения (Диаграмма 23).

Туркменистан, в последнее десятилетие формирует свой флот. Он приобрел 4 универсальных сухогруза грузоподъемностью 3.000 т каждый и намерен развивать и дальше свое судоходство. Казахстан пока необходимого уровня судов на Каспии практически не имеет, и в перевозках пользуется услугами в основном Азербайджана. Российский Северо-Каспийский флот (без учёта военного) состоит из 70 судов, в большинстве своём – речных, и в основном - старых и небольших.

Каспийское Пароходство («Каспар») Азербайджана остается по сей день самым мощным судовладельцем на Каспии. В это многоотраслевое предприятие входят сухогрузный и наливной флот, паромы. Всего это 69 судов общим дедвейтом 310 тыс. т, из них 34 танкера (один для перевозки воды).

Диагр.23 Доли стран по количеству судов на Каспии

Северная часть Каспия является зоной зимнего замерзания (Рисунок 24). Средняя продолжительность ледового периода – 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Причём прибрежная часть Северного Каспия, в районе дельты Волги и дельты Урала может покрываться льдом толщиной до 120 см, при средне сезонной величине в 70 см.

В Астраханской части Каспия круглогодичная навигация поддерживается ледокольной проводкой, двумя линейными ледоколами «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев», находящимися в собственности МАП Астрахань. За зимнюю навигацию 2002 года проведено в ледовых условиях 360 судов, а в 2003 году – 568, с приростом в 58%.

Рис.24 Схема ледовой обстановки Каспийского моря на 18 января 2006 года (по данным ИСЗ NOAA-18, AVHRR, TERRA (MODIS))

Портовое хозяйство Астрахани включает в себя несколько юридических организаций, в основе своей, специализированных и находящихся в городской черте - это как специализированные порты, так и предприятия, располагающие только причальными сооружениями и погрузоразгрузочной техникой.:

· «Центральный грузовой порт»;

· ГУП «Астраханский морской рыбный порт»;

· «Стрелецкое – Терминал»;

· компания «Армада»;

· -Терминал» (УПТОК);

· «Белуга-Терминал»;

· "Волга-порт" (Бон-завод);

· Болдинский грузовой участок (так называемая - Болдинская пристань, законсервирован);

· -Нижневолжскнефтепродукт» Астраханский филиал;

· -Контейнер»;

Мощность Астраханского порта, во всей своей совокупности, составляет до 6 млн т грузов в год. Каждая из десяти стивидорных компаний обрабатывает 100.000-300.000 т грузов. Только у ОАО "Астраханский порт" объемы достигают 700.000 т.

Порт Астрахань располагает складскими мощностями общей площадью свыше 200.000 кв. М . В порту действует более 40 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 27,5 тонн и 7 автокранов грузоподъемностью от 12 до 75 тонн. Суммарная длина причальной стенки 2772 м., глубина у причалов от 4 до 4,5 м. 8 причалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии

Инфраструктура и логистика Астраханского порта

Ежегодно Астраханский порт, состоящий из Перевалочного грузового района (ПГР) и Центрального грузового порта (ЦГП), обрабатывает около 700.000 т генеральных, навалочных грузов и контейнеров.

Уровень износа имущества в целом по порту составляет до 68 %.

Перевалочный грузовой район (ПГР) расположен на правом берегу реки Волги в районе п. Солянка.

Ближайшая железнодорожная станция «Правый берег», находящаяся в 4 км от ПГР, имеет внутрипортовую железнодорожную линию. Количество одновременно подаваемых ж/д вагонов – 24.

Длина причальной линии – 454 м, глубина – 4 м, количество одновременно обрабатываемых судов – 4.

Оборудование ПГР (Рисунок 25):

· 2 портальных крана грузоподъёмностью 5 т,

· 9 кранов грузоподъёмностью от 10 до 16 т,

· 1 плавкран грузоподъёмностью 50 т,

· два линейных ледокола – «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев»,

· авто и электропогрузчики, приспособленные для переработки всех видов груза,

· пассажирские причалы, основной из которых расположен на левом берегу р. Волги, служит для приема пассажирских туристических теплоходов линии Астрахань – Н. Новгород – Москва.

Рис.25 Расположение портового оборудования на порт»

ПКФ «Центральный грузовой порт» (ЦГП) (бывшее название - Центральный грузовой район (ЦГР) порт») расположен на левом берегу Волги (городской рукав - 2 км) (Рисунок 26).

Длина причальной линии – 525 м. Глубина у причальной стенки – 5.5 м. Одновременно обрабатываются 3 судна.

Ближайшая железнодорожная станция ЦГП: правый берег – в 8 км и в п. Кутум – в 5 км от ЦГП. Доставка груза с ж/д станции на причал а\м транспортом.

Оборудование ЦГП:

· 4 причала: 1) причал лесных грузов, 2) контейнерный причал, 3) причал паллетизированных грузов, 4) причал металла;

· 1 портальный кран «Альбатрос» - грузоподъёмностью 10/20 т,

· 1 портальный кран «ГАНЦ» – грузоподъёмностью 16/27,5 т),

· 2 портальный крана «ГАНЦ» - грузоподъёмностью 5/6 т;

Порт Оля расположен в 120 км южнее г. Астрахани, на 67 км Волго-Каспийского канала, в районе села Оля.

Адрес: Россия, 6.

Юридический адрес: Россия, Астраханская обл., Лиманский район, с. Оля, ул. .

Мощность порта составляет около 4,5 млн. т.

Порт «Оля» имеет два грузовых района:

· грузовой район №1, расположенный в непосредственной близости от села Оля,

· грузовой район №2, расположенного в 4-х км южнее первого (ильмень Забурунный).

Средняя продолжительность ледового периода – 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Круглогодичная навигация поддерживается ледокольной проводкой из Астрахани.

Оператором причалов №-1,2 является ОАО «МТП «Оля». Оператором причала №-3 является Контейнерный Терминал» . Генеральным экспедитором выступает транснациональная компания «Международный торговый порт Оля».

В период с 1995 по 2004 год инвестиции в Оля (не считая затрат на строительство железнодорожной ветки) составили 209.728 млн. руб., из них 108 млн. - бюджетные средства.

Рис.29 Расположение порта «Оля»

В порту Оля планируется дислокация Каспийской флотилии, т. е. создание базы Каспийской флотилии.

Инфраструктура и логистика порта Оля

Количество работающих на 2004 г. составляло 246 чел., к середине 2006 г. – 388 чел.

Грузовой район №1 (Рисунок) расположен чуть ниже села Оля, на 60 км Волго-Каспийского канала (От Астрахани автодорогой - 120 км, водным путём - 90 км), территориально примыкает к станции «Зензели» Приволжской железной дороги, и автомобильной дорогой длиной 15 км соединен с автомагистральной Астрахань - Махачкала).

Оборудование ГР № 1 (Рисунок 30):

· 1 причал длиной 330 м (удлиняется до 430 м., с проектной мощностью 720000 т), ширина тыловой части причала составляет 110 м, вся территория имеет бетонное покрытие, глубина у причала – 4 м;

· причал №-1 для переработки генеральных грузов, длина причальной стенки 178,6 м, глубина причала – 110 м, глубина у причальной стенки – 5 м, грузооборот – 300 тыс. т в год, общая площадь – 19.646 кв. м;

Рис.30 Расположение портового оборудования порта «Оля»

· причал №-2 , для приема судов типа Ро-Ро, оборудован накопительными площадками для стоянки автотранспорта и административными помещениями для контролирующих служб. Краткая характеристика: длина причальной стенки – 132,4 м, глубина причала – 110 м, глубина у причальной стенки – 5 м, грузооборот – 250 тыс. т в год, общая площадь – 14.564 кв. м;

· причал №3 для обработки контейнерных грузов, длина причальной стенки 144,4 м. п., глубина причала 110 м, глубина у причальной стенки 5 м, общая площадь 15.884 кв. м;

· 2 фронтальных портовых крана «Альбатрос» грузоподъёмностью 20 т;

· оснащения для приема и обработки судов-паромов типа Ро-Ро (т/х «Кристина»),

· ж\д и авто подъездные пути от причала,

· контрольно-пропускной пункт через государственную границу России,

· таможенный пост,

· одновременно могут приниматься суда грузоподъёмностью 5000 и 1000 т.

Грузовой район №2 расположен на острове Заячий в устье р. Волги (городская черта, правобережный район г. Астрахани), в 8 км от ближайшей железнодорожной станции – «Трусово» Приволжской железной дороги..

Оборудование ГР № 2:

· 1 причал длиной 254 м, ширина тыловой части причала составляет 50 м;

· 1 портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 тн (взятый в аренду у Первого контейнерного терминала Астраханского порта);

· фронтальный погрузчик, оснащенный спредером грузоподъемностью 40 т вилочными погрузчиками грузоподъемностью 1,5 т и 2 т;

· специальное захватное оборудование для обеспечения затаро-растарочных работ и досмотровых операций с контейнеризированными грузами;

· 1 портальный кран «Альбатрос» грузоподъёмностью 20 т;

· 1 портальный кран грузоподъёмностью 6 т;

· 1 тыловой козловой кран грузоподъёмностью 25 т;

· 1 гусеничный кран грузоподъёмностью 25 т;

· ж\д и авто подъездные пути в 8 км от порта,

· вилочные погрузчики грузоподъемностью 1,5 т и 2 т;

· автотранспорт грузоподъёмностью до 25 т, который доставляет груз с подъездных путей до причала грузового района и обратно,

· 4 крытых склада полезной площадью 340, 2500, 2500 и 2000 кв. М.

Степень износа имущества в целом по порту в 2004 г. составляля 51%, к середине 2006 г. – 43%.

Два линейных ледокола, находящиеся в собственности МАП Астрахань и работающие коуглосуточно – «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев», производят ледокольную проводку в зимний сезон от Астрахани до порта Оля.

Рис.31 Расположение портового оборудования порта «Оля»

С 2005 г. действует портовая ж\д ветка в 51 км до станции Яндыки Приволжской железной дороги со скоростью передвижения составов 60-80 км/час.

Паромные линии:

· грузопассажирская линия «Каспиан Тракер Лайн» на порты Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран), паромами типа Ро-Ро т/х «Кристина», с периодичностью 1 раз в неделю (Рисунок 31),

· автопаромная линия Актау - Оля – Актау,

· автопаромная грузовая линия «Каспий» Баку - Оля – Баку, с 4 азербайджанскими паромами типа «Бестекар Кара Караев», периодичностью 2 раза в месяц, 1 и 15 числа (с дополнительной линиями Оля - Энзали - Оля и Оля - Туркменбаши – Оля),

· паромная линия Оля – Туркменбаши - Оля, с российский паром «Акварама».

Рис.32 Основное направление грузопотоков порта «Оля»

Перспективное развитие до 2010 года порта Оля предполагает строительство грузового района в Ильмене Забурунный и доведение причалов до 10.

С 2004 года до 2010 года в порту Оля строятся:

· причалы №-4,5 (автопаромный комплекс) для перевалки генеральных грузов грузооборотом 0,6 млн. тонн в год;

· универсальный причал №-6 грузооборотом 0,5 млн. т;

· причал №-7 (тяжеловесные грузы) грузооборотом 0,1 млн. т;

· контейнерный терминал на причалах №-8,9 грузооборотом 1,25 млн. т в год.

Товаропотоки порта Оля

· нефтепродукты,

· металлы (сталь, черные металлы),

· генеральные грузы,

· химикаты, сода,

· бумага,

· хлопок,

· лесные грузы.

За 2005 год через станцию Порт Оля перевалено 360 вагонов с различной номенклатурой грузов, из которых 150 вагонов со сталью в рулонах с Магнитогорского металлургического комбината для перевозки в Иран.

разное

зерно

Порт Оля на 70% загружен перевозкой металлов (Диаграмма 33), технологическое время выгрузки металлопродукции составляет 51 минута на вагон.

Экспорт-импорт и грузопотоки порта Оля

За 2005 год через станцию Порт Оля перевалено 360 вагонов с различной номенклатурой грузов. 150 вагонов со сталью в рулонах в Иран.

В 2005 году ожидаемая перевалка сухогрузов составила около 250-300 тыс. тонн.

Достоинства и недостатки порта Оля

Достоинства порта:

· Высокий инвестиционный потенциал (3 место в Каспийском регионе после Актау (Казахстан) и Амирабад (Иран));

· Максимальная приближенность к Каспию;

· Потенциал существенного развития

· Большие свободные площади для освоения, не зажатые городскими постройками;

· Неограниченные возможности по росту портовых мощностей, по внедрению современных интенсивных технологий переработки грузов, по инженерному и транспортному обеспечению;

· Не подвержен 50-летнему циклу колебаний уровня воды в Каспии;

· В системе Программы «Европа-Кавказ-Азия» («Запад-Восток»);

· В системе Программы «Север-Юг»;

· Безопасность, из-за создания базы Каспийской флотилии.

Недостатки порта:

· Замерзающий порт на 3-4 месяца,

· Изношенность оборудования,

· Острая нехватка величины инвестиционных средств и временных ресурсов на технологическое и техническое оснащение порта для соблюдения Плана развития порта.

Российский порт «Махачкала» в Дагестане

«ОАО "Махачкалинский международный морской торговый порт» - каспийский порт Российской Федерации, расположенный на западном побережье Каспия в республике Дагестан, г. Махачкала, Портовое шоссе, дом 5.

Махачкалинский порт является единственным незамерзающим портом России на Каспии, навигация которого открыта круглый год.

Мощность порта - до 7 млн. тонн наливных и 2 млн. тонн сухих грузов в год. Махачкалинский порт обладает транспортным флотом общим дедвейтом более 80 тыс. т.

Инфраструктура и логистика Махачкалинского порта

Две гавани: наливная и сухогрузная.

Оборудование:

· 15.800 кв. М открытых складских площадей;

· вспомогательные суда,

· железнодорожный паром «Махачкала-1» на 52 железнодорожных вагоов.

Железнодорожная станция Махачкала Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Морской железнодорожный паром «Махачкала-1» ходит по маршруту Махачкала – Актау.

Рис.34 Расположение Махачкалинского порта

Товаропотоки Махачкалинского порта

Основные перерабатываемые портом грузы:

· нефтепродукты,

· нефтяной кокс,

· минерально-строительные (щебень, гравий),

· генеральные грузы,

· хлопок,

· лесные грузы.

Экспорт-импорт и грузопотоки Махачкалинского порта

Через Махачкалинский порт проходят грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также транзитные грузы на Иран (Анзали), Казахстан (Актау), Туркмению (Туркменбаши) и далее в Турцию, Среднюю Азию и обратно.

К 2010 году планируется довести объемы переработки грузов в Махачкалинском порту до 15 млн. т.

Достоинства и недостатки Махачкалинского порта

Достоинства порта:

· Единственный не замерзающий российский порт,

· Введение в систему международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Трасека», «Запад-Восток»,

· Модернизация всех портовых сооружений,

· Формирование морского железнодорожного паромного флота с объёмом перспективных перевозок до 20 тыс. вагонов в год.

Недостатки порта:

· Слабая техническая оснащённость,

· Отсутствие крытых складов,

· Нестабильная социо-политическая ситуация в регионе,

· Отсутствие активных инвестиционных проектов,

· Ориентированность на нефтеперевалку.

Порт «Баку» в столице Азербайджана

Бакинский Международный Морской Торговый Порт, по адресу Aзербайджанская Республика, г. Баку, улица Узеир Гаджибеков – 72 (Рисунок 34), включает в себя несколько зон – терминалов:

· Основной Грузовой,

· Контейнерный,

· Нефтяной (Дюбенди),

· Паромный,

· Пассажирский.

Инфраструктура и логистика Бакинского порта

Мощность Бакинского порта до 15 млн. тонн наливных и до 10 млн. тонн сухих грузов в год.

Основной Грузовой Терминал Бакинского порта расположен в черте города Баку и предназначен для перевалки генеральных, контейнерных, навалочно-насыпных экспортно-импортных и транзитных грузов.

Мощность терминала до 2 млн. т. в год, с возможностью обработки до 3 судов, до 150 вагонов и до 100 автомашин в сутки.

Контейнерный Терминал создан на базе Основного Грузового Терминала. Мощностью до 15.000 контейнеров в год (вкл. 40 футовых).

Нефтяной Терминал в Дюбенди является крупнейшим нефтеналивным терминалом на Апшеронском полуострове. Терминал производит перевалку Казахстанской, Туркменской и Азербайджанской нефти, которая в дальнейшем отправляется в порты Черного моря и далее на мировые рынки. Мощность терминала до 10 млн. т грузов в год.

Паромный Терминал осуществляет перевалку железнодорожных, грузовых и легковых автомашин, а также посадка-высадка пассажиров, следующих между Баку – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) - Иранские порты. Мощность до 8 млн. тонн грузов в год.



Просмотров