Где можно парковать машину во дворе дома. Правила парковки во дворах жилых домов

Ежегодно количество автомобилей на российских дорогах увеличивается. Особенно остро стоит проблема парковки машин на придомовой территории многоквартирных домов. Согласно законодательству РФ, государство не имеет права обязывать владельцев машин ставить свои автотранспортные средства на платных стоянках или приобретать гараж. Такие действия являются противоправными.

На сегодняшний день не существует четкого закона, в котором бы содержались правила о том, как и где разрешается оставлять свои автомобили во дворах многоэтажных домов. К тому часто бывает, что во дворе просто не хватает места для стоянки машин. Именно это является причинами возникновения конфликтных ситуаций между владельцами жилых помещений.

Все жильцы дома обладают одинаковыми правами на владение придомовой территорией. Это пространство является их общей собственностью. Решать все вопросы, связанные с обустройством парковки во дворе многоквартирного дома необходимо на коллективном собрании владельцев жилья. Закон гласит, что только они вправе решать такие вопросы. Если стояка на придомовой территории уже существует, то она является общей собственностью всех жильцов.

Приватизация земельного участка возле многоэтажных домов возможна, если этой площади присвоен кадастровый номер. Если такой документации нет, то для начала необходимо будет поставить здание на кадастровый учет, а потом уже начинать все процедуру приватизации. Если этого не сделать, то закон будет рассматривать все постройки на этой площади как самовольную постройку, подлежащую сносу.

Согласно российского ЖК территорию возле дома можно оформлять как частное владение. В таком случае ее владелец будет устанавливать размер земельного налога и принимать решение об облагораживании придомовой территории. Также он может решить при помощи голосования на общем собрании будет во дворе многоквартирного дома парковка для машин или нет. В его обязанности будет входить обустройство уже существующей стоянки.

Стать владельцем придомовой территории может любой житель дома. Для этого достаточно провести коллективное собрание и при помощи голосования утвердить ответственное лицо. Весь процесс оформления может занять несколько месяцев.

Согласно законодательным актам для приватизации придомовой территории необходимо представить следующие документы:

  • бланк с письменным согласием всех собственников жилья;
  • технический паспорт на жилое здание.

Отрицательной стороной приватизации является необходимость ежегодной уплаты налогов. Именно
поэтому решившись на такое действие, жильцы должны иметь конкретный план действия по рациональному использованию придомовой территории.

Положительной стороной приватизации является то, что жители дома могут увеличить количество парковочных мест. Для этого им или их представителю достаточно обратиться в городскую администрацию. Также благодаря приватизации можно зафиксировать за каждым владельцем жилья парковочного места или согласовать индивидуальное расписание парковок.

Закон об обустройство стоянки во дворе многоквартирного дома

Для начала необходимо ознакомиться с нормативами, в которых указывается как правильно организовать парковочные места во дворе.

Для начала необходимо решить, где во дворе будет организована стоянка для машин. Она не должна препятствовать передвигаться пешеходам и автотранспортным средствам. Также она не должна мешать людям, проживающих на первых этажах. Именно поэтому предусмотрены следующие нормы:

  • стоянку для машин необходимо располагать минимум в десяти метрах от окон домов;
  • для парковок, вместительность которых составляет 10 машин – минимальное расстояние 15 м;
  • если стоянка рассчитана на 50 автомобилей и более, то расстояние должно составлять минимально 50 м;
  • для большой автостоянки, вместительность которой составляет 101–300 автомобилей, необходимо разрабатывать проектную документацию. Также особые требования в этом случае предъявляются покрытию;
  • если высота дома составляет больше 28 м, то необходимо предусмотреть хотя бы два выезда со стоянки;
  • располагать автостоянку необходимо на расстоянии 50 м от многоэтажных домов.

Парковочные места для парковки должны соответствовать следующим размерам: минимальная длина – 5 м, ширина – 2,3 м. Для людей с ограниченными возможностями, которые передвигаются на инвалидном кресле минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

Согласование с владельцами помещений дома выбранное место для парковки

Закон гласит, что все вопросы, связанные с благоустройством придомовой территории домов, необходимо решать на коллективном собрании всех владельцев квартир. Принятие решений происходит при помощи заочного или очного голосования. Сама процедура проведения такого собрания и голосования должна проходить в определенной последовательности. Если в процессе голосования были допущены нарушения, то его результаты можно оспорить в суде.

Закон гласит, что автопарковки необходимо согласовать с ГИБДД и местными органами управления, отвечающими за градостроительство и архитектуру.

Строительство стоянки должно соответствовать санитарным и строительным нормам и правилам. Для этого составляется проект, в котором должно содержаться следующее:

  • план или схематическое изображение площадки;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • конкретное месторасположение кнопки вызова пожарной команды;
  • указать на плане месторасположение ограничители для движения;
  • указать тип покрытия площадки;
  • указать дорожную разметку и месторасположение дорожных знаков.

Правила дорожного движения

Найти ответ о том, где разрешается парковка машин можно в документе, который называется «Правила дорожного движения». Согласно этих норм, владельцу автомобиля придется оплатить штраф, если он припарковал в неположенном месте свое транспортное средство. Правила запрещают следующее:


Но эти правила не решают всех проблем. При нехватке мест людям все равно приходиться нарушать закон. Если автостоянка мешает нормальной жизнедеятельности жителей окружающих домов, то владельцы помещений могут подать жалобу в следующие организации:

  • городская или районная администрация;
  • сан.-эпидем. инспекция;
  • пожарная инспекция;
  • судебные органы.

Система штрафов за нарушения правил дорожного движения в жилой зоне

Незаконная автопарковка и нарушение правил дорожного движения в жилой зоне грозит наказанием. Закон предусматривает следующие меры наказания: штраф или лишение прав. Размеры штрафов установлены следующие:

  • штраф при несоблюдении скорости движения в жилой зоне составляет пятисот рублей или лишение прав на год;
  • штраф за нарушения ПДД при движении транспорта в жилой зоне для Столицы и Санкт-Петербурга составляет 3000 рублей;
  • штраф за нарушения ПДД для жилой зоны в остальных регионах РФ – полторы тысячи рублей;
  • штраф за стоянку возле мусорных контейнеров составляет 2000–5000 рублей;
  • штраф за парковку на тротуаре или пешеходной зоны составляет 2000 рублей.

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Что говорит закон

Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.

Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.

Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:

  • Федеральные законы:
    • 06.10.2003 № 131-ФЗ;
    • 08.11.2007 №257-ФЗ;
    • 10.12.1995 №196-ФЗ.
  • КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
  • Правила дорожного движения РФ;
  • СанПиН (правила и нормы).

Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.

Как организовать парковку во дворе жилого дома

Не обязательно тревожить власть вопросами парковки. Жильцы многоквартирных домов могут своими силами решить эту проблему. Организовать стоянку и движение автомобилей во дворе можно несколькими способами.

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание . При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Без создания ТСЖ так же можно будет своими силами обустроить парковочные места. Но в этом случае вы не сможете ничего предъявить случайным людям, посетителям и работникам соседних офисов. Сложно будет добиться увеличения парковочных мест, с ТСЖ это сделать гораздо проще.

Нередки случаи обустройства платной парковке во дворе домов. Как с этим бороться рассказывает следующее видео:

С чего начать

Начало строительства парковки в последние годы планируют чуть раньше, чем возведение самого многоквартирного дома. СанПиН регулируют дистанцию, на которой может расположиться парковка. Ее величина зависит от количества парковочных мест:

  • Менее 11 автомобилей – минимум 10 м;
  • От 11 до 50 автомобилей – минимум 15 м;
  • От 51 до 100 автомобилей – минимум 25.

Если строятся ряды гаражей, то это расстояние разрешается снизить на 25% (минимум в 10 м сохраняется), если соблюдены условия:

  • В гаражах нет окон;
  • Въезд не направлен на жилые окна первых этажей.

Но это все решается на этапе строительства дома. По факту возникновения проблемы с паркингом в уже построенном и обжитом доме начинать следует с собрания собственников квартир. Там жильцы определят, нужно ли им ТСЖ, вступать в него, если оно существует, действительно ли необходима полноценная парковка.

Так как собственники жилья владеют не только квартирой, но и придомовой территорией, то договариваться нужно не только автомобилистам. Люди, которым нужны парковочные места, должны согласовать все процедуры и планы с жильцами без машин.

Куда обратиться

В процессе подготовки и реализации плана постройки паркинга придется посетить:

  • Кадастровую палату;
  • Администрацию;
  • Местный орган по земельным ресурсам и благоустройству;
  • Органы пожарной безопасности;
  • ГИБДД;
  • Проектную организацию;
  • Строительную организацию.

И теперь мы расскажем об особенностях процедуры оформления парковки во дворе жилого дома.

Об опыте жильцов в отношении организации парковки во дворе дома рассказывает следующий видеосюжет:

Процедура

  1. В первую очередь ставим придомовую собственность на кадастровый учет. Если дом построен давно, существует ТСЖ, то это будет не проблематично, достаточно посетить соответствующее заведение. Если ТСЖ только-только начало свою деятельность, либо его до сих пор нет, то придется сначала определить границы и управление собственностью, затем обращаться в кадастровую палату.
  2. Далее организуется голосование или опрос всех жильцов-собственников. Важно, чтобы все участники были осведомлены о планах на парковку, выразили свое мнение. В итоге все должны прийти к одному положительному решению, иначе несогласные или непредупрежденные жильцы могут подать в суд. Обязательный итог собрания – оформленный протокол общего собрания. Важно! Кворум при принятии решения должен превышать или быть равен 66,6%.
  3. Затем вступают в силу правила СанПиНа. Проверяем место вокруг дома на соответствие этим положениям. Отметим, что стоянка вместимостью более 100 единиц транспорта должна получить допуск у пожарных.
  4. С протоколом собрания направляемся в местный орган по землеустройству. Составленное там заявление для выдачи земельного участка рассмотрят в течение трех дней. На практике этот срок может растянуться из-за ошибок в протоколе и иных обстоятельств.
  5. Следующий этап – посещение ГИБДД. Он не строго обязателен, но наличие бумаги из гос. инспекции помогает при возникновении спорных ситуаций.
  6. После оформления и получения последних документов производят сбор средств. Затем обращаются в проектную компанию за оформлением макета будущего паркинга, и с ним идем в строительную компанию.

Споры о парковочных местах для машин на дворовой территории жилого дома идут между жителями регулярно. Подавляющее большинство автовладельцев стремится поставить транспорт поближе к своему дому, чтобы была возможность наблюдать за ним из окон и в случае необходимости максимально быстро добежать до автомобиля. Жильцы нижних этажей, а также люди, которые по каким-либо причинам не имеют личного автотранспорта, противятся таким способам парковки, ведь их нормальному существованию в собственной квартире очень мешают едкие выхлопные газы, звуки сигнализации и шум работающего двигателя. Кроме этого, подобная парковка препятствует оказанию экстренной медицинской и пожарной помощи, поскольку зачастую машины этих служб не имеют возможности подъехать к нужному дому.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

В такой ситуации люди, страдающие от безнаказанности автовладельцев, нарушающих правила парковки во дворах жилых домов, просто не знают, куда можно обратиться за получением информации о своих правах и разъяснением законов. Оказать юридические консультации могут правовые агентства и адвокатские конторы, но, чтобы попасть к их сотрудникам, нужно заранее записаться, а сам прием стоит немалых денег.

Поэтому идеальным решением проблем с незаконной парковкой во дворе жилого дома в 2017 году станет круглосуточная бесплатная помощь квалифицированного юриста на сайте онлайн.

Любой желающий может оставить свой вопрос в специальном окошке на странице сайта внизу справа, и опытный специалист ответит на него с точки зрения закона буквально в течение нескольких минут.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Ответ на вопрос, почему в 2017 году около жилых домов складывается столь печальная ситуация с парковочными местами, нужно искать в законах.

К сожалению, до сих пор в нормативных актах нашей страны, в том числе, и законах, нет единой позиции относительно правил парковки, что, в свою очередь, способствует регулярным конфликтам между жильцами, переходящими порой в настоящие военные действия.

Основным документом, регулирующим нормативы обустройства парковочной территории в 2017 году, являются санитарные нормы под №2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми:

  • Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
  • Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства придомовых территорий, включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

В 2017 году все застройщики обязаны соблюдать указанные нормы Санэпидемнадзора при проектировке и строительстве домов. Предвидя потребности будущих жильцов, крупные строительные компании, стараются выкупить как можно больше земли под застройку, чтобы в будущем организовать цивилизованные парковочные территории для машин, предотвращая тем самым различные конфликты.

Помимо санитарных норм федерального уровня, в каждом субъекте России существуют региональные законы, которые устанавливают дополнительные правила и нормы для организации парковочных мест около жилых домов.

Требования ПДД к парковке автотранспорта

Правила дорожного движения (основной закон для владельца машины) должны применяться автомобилистами не только непосредственно на дороге: они обязательны к соблюдению также в дворовой территории и жилой зоне.
На основании этого закона, водителям категорически запрещены следующие парковочные действия:

  • Стоянка около жилых домов автотранспорта, признаваемого законом грузовым, имеющего массу более трех с половиной тонн. Исключение: особые места для такой стоянки.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за нарушение этого правила, составляет 1500 рублей; для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (городов федерального значения) – 3000 рублей.

  • Стоянка машин во дворах жилых домов с работающим двигателем. Согласно тексту ПДД, стоянка – это временная остановка транспорта более пяти минут с включенным двигателем. Однако подобные действия не являются нарушением, если в это время осуществлялась посадка или высадка пассажиров, а также производились какие-либо действия с грузом. Чаще всего это правило нарушается автолюбителями в холодные сезоны.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за такую стоянку, установлен в размере 1500 рублей; для жителей самых крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга – целых 3000 рублей.

  • Парковка в жилых дворах на пешеходной зоне – тротуарах. Зоны, обозначенные специальными дорожными знаками, являются исключением из этого правила.

Закон предусматривает штраф за это нарушение, которое в 2017 году составляет 2000 рублей.

  • Заграждение проезда, поскольку это может вызвать невозможность выезда/въезда других автомобилей и транспорта экстренных служб. Размер штрафа в 2017 году имеет прямую зависимость от статьи КоАп, применяемой сотрудником ГИБДД в конкретной ситуации.

Случаи регулярного заграждения машинами проезда/выезда из дворов давно не редкость. Выходом из ситуации может послужить письменное заявление жителей в органы ГИБДД, в идеальном варианте – с указанием государственных номеров автомобилей-нарушителей. В случае положительного результата рассмотрения обращения, во дворе установят дорожный знак «проезд запрещен».

  • Собственноручное создание и оборудование парковочного места. Специальные заграждения для машин имеют право устанавливать только специальные службы. Нарушение данного требования влечет для граждан в 2017 году штраф до 5000 рублей.
  • Оставление транспорта рядом с мусорными контейнерами (ближе пяти метров).

Закон предполагает штраф за подобное нарушение, имеющий размер в 2017 году в пределах от 2000 до 5000 рублей.

Как видно, штрафы, налагаемые законом за неправильную парковку в 2017 году, довольно невысокие, что побуждает автовладельцев ставить транспорт на удобные для них места снова и снова.

Порядок наложения ответственности

Для того, чтобы на владельца машины была наложена административная ответственность в виде штрафа, заинтересованным лицам необходимо самим вызвать сотрудников дорожной инспекции, поскольку последние довольно редко объезжают придомовые районы с целью выявления нарушения правил парковки. Они зафиксируют факт несоблюдения закона и составят протокол об административном правонарушении.

Из этого следует вывод, что для законной борьбы с недобросовестными водителями, жители многоквартирных домов имеют право самостоятельно привлекать работников органов ГИБДД.

Кроме этого, когда машины, которые припаркованы в неположенном месте, мешают уборке придомовой территории, аварийным или дорожным работам, работники управляющих компаний вправе вызвать эвакуатор, если уведомление владельца о необходимости убрать машину, не возымело действия.

По аналогии с обычными жильцами, работники управляющей компании также вправе сообщить органам ГИБДД о нарушении закона, вследствие чего на собственника машины будет наложен штраф.

В ситуации, когда оставление автомобиля возле жилых многоквартирных домов мешает проезду пожарной техники к территории возгорания, штраф на нарушителя налагает не дорожная инспекция, а пожарная.

Споры о парковочных местах звучат все громче и громче. Люди идут на различные ухищрения, чтобы застолбить за собой то или иное место во дворе, поставить авто максимально близко к своему подъезду, заехать на газон или даже детскую площадку, чтобы обеспечить себе минимальное расстояние для перемещения своего туловища в пространстве. Мне это все тоже очень не нравится, поэтому я решил подготовить материал о том как принудить автомобилистов ставить свои авто как положено, а не как неандертальцы.

Для моего региона проблема стала актуальна примерно в 2010 году. С тех далеких пор машин становится все больше, а развитие автомобильной инфраструктуры по факту значительно отстает от темпов автомобилизации населения. Большинство дворов нынешней России физически не смогут вмещать в себя автомобили всех жильцов окрестных домов. Развязываются настоящие парковочные войны. Неоднократно видел, как люди готовы драться подобно гладиаторам, лишь бы не идти лишние 50 метров пешком.

Почему парковка во дворах должна быть организована по правилам?

Во-первых, криво наставленные машины препятствуют проезду крупного транспорта. Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор (кстати, ), грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарникам.

Во-вторых, парковка на газонах и детских площадках доставляет жителям много неудобств. Дети, играя, натыкаются на авто и могут его повредить, а любители парковаться на газонах портят эстетический вид двора и развозят грязь по всей округе.

Чем регламентируется парковка во дворах?

Правилами дорожного движения и санитарными нормами. Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок

Санитарные нормы и правила парковок во дворах

Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома. Конкретные данные зависят от количества машино-мест. Если их менее 10, то расстояние до окон должно быть не менее 10 метров. Если парковка вмещает от 11 до 50 машин, то не менее 15 метров. 51-100 машино-мест – не менее 25 метров, 101-300 машин – не менее 35 метров. Парковки, куда вмещается более 300 машин располагаются от окон жилых домов не ближе 50 метров.

Правила дорожного движения и парковка во дворах. Штрафы за неправильную парковку во дворах

Начнем с наиболее частого – парковка на газонах. КоАП не предусматривает штрафов за парковку на газонах, а вот региональное законодательство – очень даже. Например, в Санкт-Петербурге за парковку на газоне автомобилист заплатит от 3 000 до 5 000 рублей. Для того, чтобы узнать “тарифы” на парковку на газоне в вашем городе, обратитесь в администрацию города. Туда же можно отправить фото “короля парковки” в момент совершения нарушения, а лучше позвонить. Тогда его привлекут к ответственности. Только не забудьте записать на видео (или сфотографировать) само нарушение, ведь не всегда сотрудники администрации могут незамедлительно выдвинуться на место происшествия, а нарушитель может остаться и вовсе безнаказанным.

Целый букет нарушений – ст 12.28 КоАП. Это нарушения правил движения, установленных в жилой зоне. А где они прописаны? Смотрим главу 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” (как раз те самые ПДД): запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Но это же жилые зоны!!! А вот в п. 17.4 этого же постановления написано, что все эти меры актуальны и для дворовых территорий. В такой ситуации фиксируйте нарушения на видео/фото и звоните в дежурную часть ГИБДД.

Что делать, если заблокировали/закрыли машину во дворе?

Водитель, закрывший проезд другим транспортным средствам проезд, нарушает правила остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19 ч. 4 КоАП), а это штраф до 2 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга – 3 000 рублей). Для привлечения к ответственности за подобные вещи сфотографируйте нарушение и звоните в дежурную часть ГИБДД. Но я бы для начала порекомендовал своими силами связаться с владельцем. Зачастую люди блокируют другие авто, но оставляют номер телефона. Не нужно рубить с плеча, проявите толерантность.

Парковка на тротуаре во дворе. Как привлечь к ответственности?

Тротуар – это часть улицы, предназначенная для пешеходов. Водители автомобилей имеют право парковки на тротуаре исключительно в тех случаях, когда это разрешено требованиями соответствующих знаков. Во всех остальных случаях водитель подпадает под п. 3 ст. 12.19 КоАП, а это штраф в 1 000 рублей (3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга). Для привлечения к ответственности – фотографируем и вызываем ГИБДД.

Куда жаловаться на нарушение парковок во дворах?

Если дело касается нарушения санитарных норм, то:

  • пожарная инспекция;
  • инженерная служба района;
  • санитарная инспекция;
  • экологическая служба.

Если были нарушены правила дорожного движения, то в ГИБДД. Кроме того, на данный момент есть возможность отправить фотографию зафиксированного нарушения через специальные порталы. Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов.

Проблема парковки во дворах все более актуальна

Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.

Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают парковки на придомовой территории возле своего дома. Как УО взаимодействовать с владельцами машино-мест и какие у них обязанности, расскажем в статье.

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Законна ли парковка на придомовой территории

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно. Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Нормативы парковки на придомовой территории

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если стоянка примыкает к другому зданию, аварийные выходы через его окна должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом , определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

  • минимальная ширина – 2,3 м;
  • минимальная длина – 5 м;
  • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

  • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
  • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

  • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
  • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • расположение дорожных знаков и разметки;
  • тип покрытия.

Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Организация парковки на придомовой территории

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой парковки, расположены отдельные элементы благоустройства, такие как скамейки и клумбы.

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в создании придомовой парковки.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).

Составление проектной документации обойдется в пределах 50–200 рублей за 1 кв.м. площади.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Незаконная парковка на придомовой территории и эвакуация автомобилей

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовую парковку можно признать незаконной, если она:

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД. Как данный документ должен быть оформлен?

В шапке заявления, которая размещается в верхнем правом углу листа, указываются следующие сведения:

  • наименование органа ГИБДД, в который подается обращение;
  • Ф. И. О. и контактные данные заявителя.

Текст обращения, описывающий ситуацию в таких подробностях:

  • местонахождение незаконной придомовой парковки;
  • государственные номера автомобилей, замеченных на стихийной стоянке;
  • наличие блокирующих объектов, перекрытий, ограждений и пр.;
  • контактные данные свидетелей, который могут подтвердить факт существования незаконной парковки.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:

  • парковка на местах для инвалидов, в том числе на придомовой территории;
  • стоянка вторым и далее рядом;
  • парковка на тротуарах, в том числе на придомовой территории;
  • создание препятствий для движения, въезда или выезда других транспортных средств;
  • стоянка на территории пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м перед ними.

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Безопасность детей на придомовой парковке

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики). Именно поэтому взрослым людям ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки. Покажите ему заранее дорогу в школу и расскажите обо всех опасностях, которые могут подстерегать на ней.

Как организуют платные придомовые парковки

Сегодня платную придомовую парковку можно организовать по нескольким сценариям.

Вариант 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение высокой оборачиваемости мест парковки автомобилей;
  • повышение общей скорости движения;
  • снижение загруженности стоянок;
  • открытие новых парковочных площадок.

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

  • постановление правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», которое регламентирует работу стоянок, организованных за счет средств столичного бюджета;
  • постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»;
  • постановление правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (регулирует деятельность стоянок, которые возводятся на частные средства по результатам проведения аукциона).

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Вариант 2. По решению владельца

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

  • субъект РФ;
  • муниципальное образование;
  • владельцы квартир в МКД (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

  • земельный участок, на котором располагается здание;
  • элементы благоустройства и озеленения территории;
  • иные объекты, которые находятся на участке и используются для обслуживания дома.

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

  1. Лица, не проживающие в данном доме, не обязаны исполнять постановления общего собрания его владельцев.
  2. Закон умалчивает о том, кто же имеет право взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников не является юридическим лицом и не имеет соответствующих полномочий. Со стороны инициативной группы владельцев квартир подобные действия также являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ (ч. 1).

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД, также не урегулирован на законодательном уровне.

Машиноместа на придомовой парковке – общедолевое имущество или частная собственность

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки. Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре. При возникновении спорных ситуаций суды на основании технических паспортов признавали такие машиноместа обособленными нежилыми помещениями в составе придомовой парковки либо нежилого здания.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа. Их площадь составляет 10–16 кв. м. Данный факт наводит на мысль о том, что регистрация машиномест в качестве самостоятельных объектов недвижимости продолжается.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен. Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев. На практике суды в большинстве случаев признают машиноместо, которое находится на территории придомовой парковки, частью недвижимого объекта (долей в праве общей долевой собственности на здание или помещение).

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет.

  • Машино-место как объект недвижимости: что нужно знать УК о его собственнике в 2017 году

Новые предложения депутатов по поводу придомовой парковки

Закон, регулирующий вопросы организации и функционирования придомовых парковок, был предложен партией «Справедливая Россия». В настоящее время проект находится на стадии доработки, так как неясным является механизм его действия в отношении МКД, построенных ранее и не имевших большой территории вокруг.

В чем суть предложения «Справедливой России»? Рассмотрим основные аспекты.

  1. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника. Владелец стандартной однушки (33 кв. м.) получит одно машиноместо. А те жильцы, площадь квартиры которых больше 50 квадратных метров, должны стать обладателями двух мест на придомовой парковке.
  2. При составлении проекта стоянки для дома, рассчитанного на 1000 человек, следует предусмотреть 40 машиномест для гостей. Если предположительное число обитателей будет равно 2000, то таких площадок должно быть 80.

Специалисты уже сейчас указывают на несовершенства данного закона, которые могут спровоцировать конфликты между жильцами многоквартирных домов. Ведь в нашей стране нередки случаи, когда в однокомнатной квартире ютится большая семья, имеющая несколько машин. Согласно новым нормам им не останется ничего иного, кроме как парковать свои автомобили на другой стоянке. Одновременно с этим могут пустовать некоторые машиноместа, которые закреплены за жильцами крупногабаритных квартир. Чтобы достигнуть компромисса в данном вопросе, необходимо поддерживать с соседями диалог и бесконфликтные отношения.

Новые правила, разработанные депутатами дополнительно, в ближайшее время будут введены для жильцов близлежащих домов в отношении платных парковок. Ночью, к примеру, пользование ими будет свободным и доступными для всех желающих, в том числе жильцов домов, расположенных вблизи. Предположительно функция контроля за исполнением закона будет возложена на региональные власти. Поможет им создание специального реестра для учета всех стояночных мест в городе, в том числе и тех, которые расположены на придомовых парковках.



Просмотров