Фз о пенсиях для водителей скорой помощи. Отпуска работникам скорой помощи

Нет ничего важнее и ценней человеческой жизни. Никогда нельзя предугадать, как и в какое время, человеку станет плохо и понадобится квалифицированная медицинская помощь. За то, насколько быстро бригада скорой помощи доберется до больного, отвечает водитель скорой помощи.

Именно на него возлагаются надежды по преодолению городских нескончаемых пробок или загородного бездорожья. Такой работник должен обладать прекрасными картографическими знаниями и умением квалифицированно водить доверенный ему транспорт.

Так сколько же зарабатывает водитель скорой помощи? Является ли данная профессия актуальной на сегодняшний день? Какова перспектива развития в этой должности? Для ответа на поставленные вопросы необходимо детально рассмотреть специфику работы в данном направлении.

Работа и обязанности водителя скорой помощи

Для того, чтобы стать водителем скорой помощи не требуется высшее медицинское или какое-либо еще образование. Вполне хватит среднего или средне-специального образования. Главным условием для приема на работу является водительское удостоверение с открытой категорией «В». На данную должность можно устроиться студентом медицинской академии и начинать получать опыт с первых курсов обучения.

Каждый водитель скорой помощи должен прекрасно ориентироваться в дорожно-транспортных развязках города, суметь объехать пробки, а также должен знать все служебные подъезды к медицинским учреждениям.

Данный работник напрямую подчиняется фельдшеру или врачу, который его заменяет. Также в обязанности водителя на данной должности входят:

  • исполнять задания, оставленные врачом;
  • нести ответственность за медицинский транспорт;
  • смотреть за исправностью приборов, сигнализирующих о приближении скорой помощи;
  • помогать медицинскому работнику в процессе переноса, погрузки и разгрузки больных или пострадавших;
  • помогать медицинскому работнику в оказании первой медицинской помощи (наложение швов, жгута, подключение необходимых аппаратов, транспортировка больных, отличающихся психически-нестабильным состоянием);
  • нести ответственность за сохранность медицинских инструментов, которые находятся внутри кареты скорой помощи;
  • исправно исполнять правила медицинского распорядка, а также правила техники безопасности.

Водитель скорой помощи – это не просто специалист, который умеет быстро ездить. Это человек, который с полной ответственностью и сердечностью подходит к рабочей деятельности, осознавая, что именно от него в большинстве случаев зависит жизнь пострадавшего. Такой специалист должен быть:

  • ответственным;
  • исполнительным;
  • добросердечным;
  • порядочным;
  • иметь хорошую координацию;
  • уметь быстро ориентироваться на местности;
  • иметь рациональный склад ума;
  • уметь быстро принимать решения;
  • стрессоустойчивым;
  • хладнокровным;
  • выносливым;
  • сдержанным.

Также работник этой профессии должен уметь выполнять несложный ремонт при поломке автомобиля, а также уметь самостоятельно оказать первую медицинскую помощь.

Плюсами данной профессии является высокая социальная ответственность перед людьми. Также для тех, кто уже имеет большой стаж в работе, предусматриваются хорошие денежные надбавки за работу. Но и минусов в профессии предостаточно:

  • высокий риск попадания в ДТП;
  • невысокий заработок на старте карьеры;
  • повышенная физическая занятость и нагрузки, которые могут пагубно отразиться на здоровье;
  • вероятность стрессовых ситуаций из-за постоянного ненормированного рабочего распорядка.

Заработная плата

Заработная плата сотрудника состоит из фиксированного оклада, который и является основным доходом водителя скорой помощи. Премии бывают не чаще, чем один раз в квартал и по усмотрению начальства. При непрерывном стаже работы сроком в три года специалисту к окладной части делается надбавка 10%, которая по истечении двух лет может повышаться.

Данная надбавка не может быть выше 30% от оклада за все время работы. Каждый работник может уйти на ежегодный отпуск, который оплачивается организацией, и составляет 28 календарных дней, где предусмотрены шесть дополнительных дней.

При исполнении водителем скорой помощи обязанностей санитара в период перевозки инфекционных больных, то его отпуск может быть продлен на 12 дней, а в процессе перевозки психически больных людей – 30 дней. Досрочного выхода на пенсию у данной категории работников государством не предусматривается.

В городах и регионах России

В Российской Федерации средняя заработная плата водителя скорой помощи в 2017 году равняется 18400 рублей. Самым востребованным регионом является Тамбовская область, где эквивалент запросов на сайтах по поиску работу составляет 22.2%. Следом идет Московская область с запросами в 13.9%, а третье место занимает Краснодарский край – 11.1%.

Самую высокую заработную плату получают водители скорой помощи, которые работают в Московской области. Там средний доход специалистов данного профиля равняется 39160 рублей. На втором месте по доходности является Ленинградская область – 32500 рублей, а следом идет Республика Башкортостан , где представители данной профессии зарабатывают 30 тысяч рублей.

В западных странах

В западных странах специализация «водитель скорой помощи» имеет актуальную и востребованную направленность. Правда, в большинстве случаев, работник совмещает еще обязанности парамедика или санитара, в обязанности которого входит неотложная помощь пострадавшим людям.

  1. В Соединенных Штатах Америки специалист данной области зарабатывает 30-40 тысяч долларов год. Эта заработная плата является средней по всей стране. Плюсами для водителей «неотложки» в США являются большие скидки на медицинское обслуживание и страховку.
  2. В Германии водитель скорой помощи может рассчитывать на зарплату 1800—2000 евро. Заработок невелик, но работнику предоставляется бесплатная корпоративная мобильная связь, а также большая скидка на страхование и медицинские услуги.
  3. Во Франции ситуация схожа с германской: водители получают в среднем 1.5-2 тысячи в европейской валюте.
  4. В странах ближнего зарубежья водители скорой помощи всегда требуются, но наблюдается большая текучка кадров. Это обуславливается тем, что запрос на таких работников велик, а заработная плата не всегда удовлетворяет соискателей.

Так, например, на территории Украины водитель скорой помощи зарабатывает в среднем 3200 гривен, что в переводе на российские рубли составляет 7140. На такую зарплату достаточно сложно прожить, тем более, если у работника есть семья и дети. Самым высокооплачиваемым регионом является Киевская область. Так специалист зарабатывает 3400 гривен в месяц (около 7600 рублей).

Коллеги из Республики Беларусь зарабатывают в среднем 400 белорусских рублей за отработанный месяц (чуть меньше 12 тысяч рублей). На Минскую и Гомельскую области приходится самое большее количество запросов по поиску представителей данной профессии – 11%. Самым высокооплачиваемым городом для водителей скорой помощи является Минск, где заработок может достигать 550 белорусских рублей (чуть больше 16 тысяч рублей).

В России профессия водителя скорой помощи является крайне важной и востребованной, но из-за отсутствия достойной заработной платы и условий труда лишь малая часть специалистов данной области идут работать в данную сферу.

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что основным нормативным документом, регулирующим предоставление дополнительных отпусков медицинским работникам, является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список), утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298-П/22 (в редакции от 29.05.91).

В Разделе XL «Здравоохранение» Списка установлено, что при работе на станциях (в отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и в отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц право на дополнительный отпуск имеет:

· водитель автомобиля - 6 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации инфекционных больных - 12 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации психически больных - 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке применения Списка, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (в редакции от 15.04.2004), если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 116 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи за непрерывную работу в этой должности свыше трех лет предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск.

Данный отпуск предоставляется сверх дополнительного отпуска, установленного Списком. Отметим, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей в коллективном договоре или локальном нормативном акте могут предусматривать дополнительные отпуска большей продолжительности, чем установлено законодательством (ст. 41 и 116 ТК РФ). При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском полностью (ст. 120 ТК РФ , письмо Минтруда России от 12.08.2003 № 861-7).

Не пугайтесь "древности" законодательных актов.

Если У Вас проводилась специальная оценка условий труда, то в карте аттестации у Вас должны быть указаны степень вредности и положенные Вам компенсации (в том числе и количество дней дополнительного отпуска)

Если до проведения экспертизы рабочих мест, водители скорой помощи имели право на дополнительный отпуск и их условия труда не изменились, то отказать им вправе на такой отпуск нельзя, так как спецоценка не позволяет отменить ранее установленные работнику гарантии.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер НЕ МОГУТ БЫТЬ УХУДШЕНЫ, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона ПРИ УСЛОВИИ СОХРАНЕНИЯ соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер."

Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.

По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.

Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.

Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.

На досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда имеют право водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Кто может выйти на пенсию пораньше

Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на получение пенсии, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет — соответственно для мужчин и женщин.

Досрочная пенсия таким работникам назначается, если они постоянно в течение полного рабочего дня осуществляют перевозки на регулярных городских маршрутах. К данному виду перевозок относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно следовать через все промежуточные контрольные пункты и прибывать на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Указанные сведения могут содержаться в таком документе, как паспорт на маршрут. В паспорте на маршрут указана вся информация, которая свидетельствуют о принадлежности маршрута к регулярному городскому (в черте города) или же к маршруту, не относящемуся к таковому, например, пригородный маршрут.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. При этом правом на льготное пенсионное обеспечение такие водители будут пользоваться только при условии документального подтверждения постоянной и полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Как подтвердить право на льготную пенсию

Водитель приступает к работе на основании путевого листа. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.

При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Кто не имеет права на льготную пенсию

Стоит учесть, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Пенсия

Размер досрочной трудовой пенсии по старости работникам автомобильного транспорта определяется по общим правилам. Он зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо после 1 января 2002 года на лицевой счет в системе ОПС.

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, в том числе водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, занятым на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержден Приказом МЗСР РФ от 31 марта 2011г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Каждый гражданин РФ в соответствии с Конституцией имеет право на труд, а также создание условий занятости, отвечающих и технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормативам.

Именно поэтому на законодательном уровне предусмотрен ряд льгот для тружеников, которые выполняют свои обязанности в условиях, отклоняющихся от нормальных в связи с наличием опасных факторов, что позволяет сохранить и высокую работоспособность, и предупредить профессиональную заболеваемость.

Законодательное регулирование

Согласно норм, закрепленных в ст.210 ТК РФ, приоритетом государственной политики является сохранение жизни и здоровья работников путем внедрения ряда мероприятий направленных на улучшение условий труда, обеспечения безопасности, а также компенсации условий занятости отклоняющихся от нормы.

Также с целью предотвращения развития профессиональных заболеваний и повышенного травматизма на федеральном уровне предусмотрен ряд обязательств для работодателей , призванных усовершенствовать производственный процесс и уменьшить влияние вредных факторов на здоровье тружеников.

В частности, во исполнение норм ФЗ №426, в каждой компании независимо от формы собственности должна быть проведена оценка условий труда с целью выявления факторов, которые относятся к особо вредным либо опасным. На основании ст.210 ТК РФ должен быть разработан ряд мероприятий, которые позволят уменьшить негативное влияние путем выдачи средств защиты и осуществления контроля за санитарно-гигиеническими нормами.

Во исполнение норм ст.212 ТК РФ должна быть создана служба охраны труда , целью которой является разработка и обеспечения правил техники безопасности, обучение сотрудников безопасным методам труда, позволяющим уменьшим травматизм и установление соответствия норм труда действующим нормативам.

Также в порядке ст.210 ТК РФ в компании должен быть установлены ряд льгот и гарантий для тружеников, которые осуществляют трудовую функцию в условиях, отклоняющихся от нормы.

Причем размер гарантий должен быть не меньше установленного законом, а в ряде случаев и больше в виду норм закрепленных в отраслевых соглашениях либо приказах.

Виды льгот

В ФЗ №426 установлены 4 класса , в частности:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные;
  • опасные.

Естественно оптимальные условия считаются нормой и каких-либо мероприятий, кроме осуществления контроля не требуют. А вот 2 класс , считается уже допустимым, что предполагает наличие некоторых факторов, способных привести к возникновению расстройства функций здоровья на кратковременной основе и которые купируются за счет предоставления средств защиты и отдыха.

Опасные условия, соответствующие 4 классу , встречаются достаточно редко, учитывая, что работа с химическими элементами и излучениями присутствует только в компаниях с определенной спецификой.

А вот 3 класс вредности является более распространенным в виду того, что в нем учтены множество факторов, присутствующих в большинстве компаний, от запыленности и вибрации, до занятости в условиях повышенной температуры, не говоря уже о работе с газосваркой или испарениями. А учитывая, что опасных факторов достаточно много, данный класс разбит на подклассы, позволяющие учесть степень воздействия и предусмотреть льготы, позволяющие компенсировать причиненный вред.

В частности, на законодательном уровне установлены следующие льготы :

Сокращенная продолжительность рабочего времени

В порядке ст.91 ТК РФ нормой трудовых часов в неделю является 40 часов. Труженикам, которые по результатам оценки заняты в условиях признанных вредными и отнесенными к степени вредности 3.3 и 3.4 положено сокращение нормы трудовых часов до 36 , на основании ст.92 ТК РФ.

При этом у них есть право трудиться и полную неделю, но только за дополнительную плату, ведь разница в 4 часа для них будет являться уже сверхурочной работой, которая оплачивается в порядке ст.152 ТК РФ.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

На основании ст.117 ТК РФ труженикам при наличии класса вредности: 3.2,3.3,3.4 также положен и дополнительный период отдыха не менее 7 дней , оплачиваемый в размере среднего заработка и подлежащий предоставлению в порядке очередности, определяемый графиком.

Причем на законодательном уровне установлена минимальная продолжительность сего периода отдыха, и руководство компании за счет собственных средств может увеличить его протяженность.

Оплата труда в повышенном размере

Положена за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, и доплата в размере 4% на основании ст.147 ТК РФ.

Причем данный вид поощрения полагается всем сотрудникам имеющим класс вредности 3 на местах труда, независимо от подкласса, но на отраслевом уровне для некоторых категорий граждан могут быть предусмотрены и повышенные размеры, естественно в прямой зависимости от степени вреда.

Проведение периодических медицинских осмотров

Во исполнение норм ст.212 ТК РФ руководство компании обязано периодически осуществлять меры направленные на выявления развития профессиональных заболеваний, путем проведения периодических медицинских освидетельствований в отношении всех сотрудников компании.

Однако труженики, занятые в условиях, отклоняющихся от нормальных и имеющих класс вредности 3, подлежат еще и:

  • психиатрическому обследованию во исполнение норм ФЗ № 3185-1;
  • медицинскому обследованию с целью предупреждения развития ВИЧ (ФЗ №38);
  • обследованию с целью предупреждения развития туберкулезного заболевания (ФЗ № 77).

Обеспечение лечебно-профилактическим питанием

В Постановлении Правительства РФ № 168 сказано, что в случае наличия вредных условий занятости на местах труда, работникам положена выдача молока не менее полулитра за смену либо профилактическое питание, которое оговоренный продукт может заменить.

Отдельно для получения каждого продукта классность не установлена в связи с тем, что молочная компенсация предоставляется на основании перечня вредных факторов и занимаемой должности.

То есть при наличии класса вредности 3,1 и 3,2 на получение молока можно рассчитывать, если труженик занят, к примеру, в сфере энергетики или строительных работ.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии

Пенсионное обеспечение тружеников регламентируется нормами ст.30 ФЗ №400, в соответствии с которой, лица занятые в отрасли с вредными факторами, имеют право на получении пенсии досрочно, то есть по достижении 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин соответственно.

Причем досрочное назначение оговоренной выплаты напрямую зависит от наименования должности, которая должна и выработанного стажа в определенной отрасли и условиях.

Страхование от несчастных случаев

В порядке, оговоренном в ФЗ № 125, руководство компании обязано осуществлять страхование сотрудников от наступления несчастного случая, а также предоставлять определенные гарантии в связи с получением травмы в отношении сотрудников занятых в условиях вредности 3 класса.

В частности, согласно норм, закрепленных в ст.17 сотрудников направляют на курортное лечение, а также предоставляют лекарственные средства и оплату лечения за счет предприятия.

Запрет на совместительство

В соответствии со ст.282 ТК РФ работа в качестве совместителя возможна на нескольких предприятиях с учетом нормы часов и наличия свободного времени.

Однако, если труженик по основному месту занятости работает в условиях, отнесенных к 3 классу вредности, и на должности по совместительству присутствуют аналогичные факторы, дополнительной занятости он не подлежит, в виду превышения нормы негативного воздействия и риска развития тяжелых заболеваний.

Порядок оформления

Основанием для установления определенного класса вредности, то есть того же 3.1 или 3.2, является проведение оценки условий занятости, закрепленного в заключении эксперта. Также в соответствии с нормами трудового законодательства, условия труда, а также предоставляемые в связи с этим льготы и гарантии, должны быть оговорены в локальных актах компании с целью определения порядка и условий предоставления гарантий и их размера.

То есть при издании коллективного договора руководство компании изначально должно прописать, какие условия труда присутствуют в учреждении с указанием класса, а также на какие льготы работники могут рассчитывать. К примеру, дополнительный отпуск положен только при наличии класса 3.2, а вот выдача молока и при классе 3.1, в случае если должность сотрудника присутствует в Списке №1.

Также во исполнение норм, закрепленных в ст.57 ТК РФ, в договоре о взаимном сотрудничестве должны быть прописаны условия о предоставлении гарантий в связи с трудом в условиях, отклоняющихся от нормальных, в частности, размер доплаты и режим труда. Должен быть оговорен перечень льгот и в других актах, а именно в Положении о заработной плате и Правилах распорядка.

Основанием для предоставления вышеуказанных льгот также является табель выходов и приказы о приеме и предоставлении отпусков, в связи с тем, что в порядке норм закрепленных Постановлением №168 оговоренные гарантии положены только за фактически отработанное время в определенных условиях. То есть работник получит доплату либо отпуск только с учетом отработанного времени за минусом выходных, и времени пребывания в основном отпуске.

Денежные компенсации

Вышеуказанные льготы предусмотрены для тружеников с целью предотвращения развития профессиональных заболеваний путем увеличения времени отдыха за счет дополнительных дней отдыха и предоставления специального питания. Однако законодательством также допускается возможность замены продуктовой компенсации материальным обеспечением, эквивалентным стоимости оговоренных продуктов, о чем сказано в Приказе №45н.

А замена дополнительных отпусков деньгами не допускается в связи с нормами ст.126 ТК РФ в связи с тем, что питаться полноценно работник может и сам, а вот отдохнуть от непосредственных обязанностей и воздействия опасных факторов может только посредством получения отпуска.

Особенности для медицинских работников

Основным условием получения льгот является присутствие вредных условий труда на рабочих местах, отнесенных к классу 3 и принадлежность к определенной отрасли. К примеру, медицинские работники, занятые в области охраны здоровья могут сталкиваться со многими вредными факторами в процессе осуществления своей деятельности, а соответственно и иметь право на льготы.

В частности, в порядке Постановления №101 медикам положен сокращенный рабочий день в зависимости от занимаемой должности и факторов труда, а на основании Постановления № 482 дополнительный отпуск протяженностью от 35 до 14 дней в зависимости от занимаемой должности и присутствия вредных факторов.

В соответствии с нормами Постановления № 781 медицинские работники имеют право и на досрочную пенсию , при наличии стажа не менее 15 лет в определенных условиях, предусматривающих отклонения от нормальных. А на основании Постановления № 168 медики вправе рассчитывать и на спец.питание, если работают в рентген кабинетах либо иммунных лабораториях, не говоря уже о сотрудниках ВИЧ и турб-дитспансеров.

Работа в условиях вредности, относящихся к классу 3.1 и 3.2, не является простой, учитывая, что труженик вынужден принимать на себя воздействия всех негативных факторов, присутствующих на месте труда. Именно поэтому для данной категории работников и установлены льготы с целью предотвращения развития заболеваний и снижения работоспособности.

О льготах и компенсациях за вредные условия труда смотрите в следующем видеоматериале:



Просмотров