Фз 156 от 29 июня года. Президент Российской Федерации

Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Москвичев А.А.)

Дата размещения статьи: 15.09.2015

Федеральным законом вносятся изменения в различные отрасли законодательства, направленные на повышение инвестиционной привлекательности условий для функционирования малого и среднего предпринимательства в России. Ключевые нововведения, связанные с расширением поддержки малого и среднего бизнеса, затронули нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

В частности, изменения коснулись определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 25 до 49 процентов увеличен порог участия иностранных юридических лиц, а также лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменены ограничения в отношении суммарной доли участия в уставном капитале для юридических лиц, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". Также исключены положения о периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки один раз в пять лет. Предполагается, что принятая мера позволит Правительству РФ своевременно принимать меры по изменению предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом сложившейся экономической ситуации и деловой конъюнктуры. Увеличен с двух до трех календарных лет, следующих один за другим, критерий изменения категории субъекта малого и среднего предпринимательства при повышении или снижении предельных значений величин выручки от реализации и средней численности работников, установленных п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства

В рамках расширения поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривается создание АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", определяются полномочия, задачи и функции в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Основные положения, касающиеся деятельности корпорации развития малого и среднего бизнеса, регулируются ст. ст. 25.1 - 25.2 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 156-ФЗ корпорация создается на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий", предполагается, что последнее прекратит существование до 1 сентября 2015 г. после внесения изменений в устав акционерного общества. Новая структура объединит финансово-кредитные и правовые ресурсы поддержки малого и среднего бизнеса. Институт развития предпринимательства создается с участием АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (АО "МСП Банк"), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка. В связи с этим Закон N 156-ФЗ предполагает заключение договора доверительного управления между Федеральной корпорацией и Внешэкономбанком в отношении 100 процентов акций "МСП Банка" с последующей оплатой этими акциями дополнительной эмиссии акций новой структуры. Тем самым проблемы малого и среднего бизнеса в получении кредитных ресурсов предполагается решать в рамках предоставления финансирования через "МСП Банк".

О закупках

Отдельные изменения затронули также некоторые положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". На законодательном уровне введена обязанность конкретных заказчиков, перечень которых утверждается Правительством РФ, осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в частности, у субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства наделяется обязанностью осуществления мониторинга и оценки утвержденных планов закупки. Также корпорация вправе обжаловать в судебном порядке действия или бездействие заказчиков в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство изменений, касающихся осуществления закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, вступают в силу с 1 ноября 2015 г. Перечень конкретных заказчиков, обязанных осуществлять закупку продукции, в том числе у субъектов малого и среднего бизнеса, предполагается утвердить к 1 января 2016 г.
Целью принятых изменений является обеспечение дальнейшего устойчивого увеличения доли малого и среднего предпринимательства в экономике, расширение доступа к закупкам, улучшение бизнес-климата и повышение социальной стабильности в России. Закон N 156-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2015 г., за исключением отдельных положений.

Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098) следующие изменения:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.Н. Страхов оспаривает конституционность пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", дополнившего Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" частью четвертой , согласно которой лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом Российской Федерации, и трудовой пенсии по старости, за исключением ее базовой части (в действующей редакции Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 - за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".


Настоящим информируем об изменениях, вносимых в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 №156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон №156-ФЗ).

Закон №156-ФЗ, в первую очередь, касается внесения изменений в отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон №209-ФЗ). В частности, изменены ограничения в отношении структуры капитала субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Порог суммарной доли участия иностранных юридических лиц , или суммарной доли участия российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП , в уставном (складочном) капитале субъектов МСП не должна превышать 49% каждая (ранее был установлен порог на уровне 25%). Также новшеством, введенным Законом 156-ФЗ, является положение о том, что данное ограничение не относится к юридическим лицам, получившим статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Законом №209-ФЗ определены следующие критерии отнесения хозяйствующего субъекта к категории МСП:

1) критерий в отношении структуры капитала хозяйствующего субъекта (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №209-ФЗ);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:

Для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;

Для малых предприятий - от 15 до 100 человек включительно;

Для микропредприятий - до 15 человек.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП.

С 25.07.2015 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.07.2015 №702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление №702) в два раза увеличиваются предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП.

С вступлением в силу данного постановления, утрачивает силу предыдущее аналогичное постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101 (Постановление №101).

В таблице приведены значения предельных величин выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для отдельных категорий субъектов МСП в соответствии с указанными постановлениями.

Значение показателя

в соответствии с Постановлением №702

(применяется с 25.07.2015 )

Значение показателя

в соответствии с Постановлением №101

(применяется до 24.07.2015 )

Микропредприятия

120 млн. рублей

60 млн. рублей

Малые предприятия

800 млн. рублей

400 млн. рублей

Средние предприятия

2 млрд. рублей

1 млрд. рублей

Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому данный показатель не учитывается при отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту МСП.

Кроме того, Законом №156-ФЗ были внесены изменения в условия перехода предприятия из категории субъекта малого или среднего предпринимательства. В частности, категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения выручки и (или) средней численности работников за предшествующий календарный год будут выше или ниже предельных значений, установленных Законом №209-ФЗ или постановлением Правительства РФ, в течение трёх календарных лет, следующих один за другим . Напомним, что раньше этот срок составлял всего два года.

Также Закон №156-ФЗ предусматривает создание на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация), которое будет осуществлять свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Законом №209-ФЗ. Основными задачами Корпорации являются:

Оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

Привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

Организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объему закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и др.

Хотим еще раз обратить Ваше внимание на то, что хозяйствующий субъект может относить себя к отдельной категории МСП при соблюдении новых предельных значений показателей, уже начиная с 25.07.2015 .

Также отметим, что указанные изменения не имеют никакого отношения к особенностям применения хозяйствующим субъектом специальных налоговых режимов, в частности УСН.

Закон №156-ФЗ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo. gov. ru и вступил в силу с 30.06.2015 , за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Постановление №702 было размещено на портале www. pravo. gov. ru 17.07.2015 и вступает в силу с 25.07.2015 .

В случае необходимости тексты Закона №156-ФЗ и Постановления №702 могут быть направлены в Ваш адрес по Вашему дополнительному запросу.

С копией настоящего сообщения Вы также можете ознакомиться на официальном сайте нашей компании в разделе "Статьи и комментарии" (http://www.auditspb.ru/articles.html?nid=691).

Консалтинговая группа "Аудит Санкт-Петербург"

Статья 1

Внести в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098) следующие изменения:

1) в части первой слова "(с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи)" заменить словами "(с учетом исключений, установленных настоящей статьей)";

2) дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4946; N 52, ст. 5505) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".";

2) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитывается размер доли страховой части трудовой пенсии, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2007, N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания: "При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.";

2) абзац первый пункта 3 статьи 17 после слова "Лицу" дополнить словами "(за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 171 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением)";

3) главу IV дополнить статьей 17 1 следующего содержания:

"Статья 17 1 . Доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим

1. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона) имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности. При установлении доли страховой части трудовой пенсии указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона.

2. В страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы, учтенные при исчислении стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для назначения трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

3. Размер доли страховой части трудовой пенсии определяется по формуле:

СД = ПКд/Т, где

СД - размер доли страховой части трудовой пенсии;

ПКд - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части трудовой пенсии;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление доли страховой части трудовой пенсии.

4. К доле страховой части трудовой пенсии, предусмотренной настоящей статьей, применяются правила корректировки, индексации и дополнительного увеличения, а также порядок назначения (включая сроки назначения), перерасчета размера, выплаты (включая перевод за пределы территории Российской Федерации) и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой части трудовой пенсии по старости.";

4) статью 30 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

"4 1 . При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

3. Положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", доли страховой части трудовой пенсии распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

4. Положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления доли страховой части трудовой пенсии распространяются на государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, получающих в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.

5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и права на долю страховой части трудовой пенсии федеральными государственными служащими, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

6. Положение части 5 настоящей статьи применяется при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на долю страховой части трудовой пенсии государственными служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, получающими в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет.

7. Выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и выплата доли страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим, получающим в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, являются расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляются за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии.

8. В случае смерти пенсионера, получавшего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и обратившегося до дня вступления в силу настоящего Федерального закона за назначением страховой части трудовой пенсии по старости, не установленной ему своевременно в связи с отсутствием правового механизма, регулирующего ее установление, причитающиеся ему суммы страховой части трудовой пенсии по старости выплачиваются членам семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и которые проживали совместно с пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами страховой части трудовой пенсии по старости последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами причитающиеся им суммы страховой части трудовой пенсии по старости распределяются между ними в равных долях.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Москва, Кремль

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2008, N 12
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 156-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 146-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ"
(КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ВНЕСЕННЫМ В ПЕНСИОННОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)>
Принятыми 22 июля 2008 г. Федеральными законами N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий", N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, касающихся пенсионного обеспечения и установления трудовых пенсий.
Так, Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ установлено следующее.
1. В Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) внесено очень важное для государственного пенсионного обеспечения дополнение, касающееся выплаты работающим военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР).
Таким образом, бывшие военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях).
Для назначения трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам необходимо наличие условий, предусмотренных ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, а именно: достижение определенного возраста (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет) и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Данные положения Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.
2. В Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении) внесены изменения, позволяющие федеральным государственным служащим одновременно получать пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом о государственном пенсионном обеспечении, и долю страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к вышеуказанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.
При этом должно выполняться следующее условие: федеральные государственные служащие должны иметь не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ст. 10 Закона о трудовых пенсиях. В вышеуказанный страховой стаж также включаются периоды службы, учтенные при исчислении стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении, и периоды работы и (или) иной деятельности, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.
Доля страховой части трудовой пенсии формируется исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в ПФР после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности.
Размер доли страховой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п. 3 ст. 17.1 Закона о трудовых пенсиях.
К доле страховой части трудовой пенсии применяются правила о ее увеличении в связи с индексацией и правила дополнительного увеличения.
Следует отметить, что положения Закона о трудовых пенсиях в части установления доли страховой части трудовой пенсии распространяются на государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Данные положения Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 г.
С 1 января 2009 г. вступит в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ, ст. 2 которого вносятся дополнения в п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях.
С этого времени в страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, а также наравне с нестраховыми периодами, указанными в пп. 1 - 6 п. 1 ст. 11 этого Закона, будут включаться следующие нестраховые периоды:
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Следует отметить, что вышеуказанные периоды, засчитываемые в страховой стаж, по продолжительности не могут превышать пяти лет в общей сложности.
Остальные изменения и дополнения, устанавливаемые Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ, определяют порядок выделения ПФР средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.
О.А.Ткаченко
Подписано в печать
06.11.2008



Просмотров