Фз 156 от 29 июня года. Президент Российской Федерации
Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Москвичев А.А.)
Дата размещения статьи: 15.09.2015
Федеральным законом вносятся изменения в различные отрасли законодательства, направленные на повышение инвестиционной привлекательности условий для функционирования малого и среднего предпринимательства в России. Ключевые нововведения, связанные с расширением поддержки малого и среднего бизнеса, затронули нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В частности, изменения коснулись определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 25 до 49 процентов увеличен порог участия иностранных юридических лиц, а также лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменены ограничения в отношении суммарной доли участия в уставном капитале для юридических лиц, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". Также исключены положения о периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки один раз в пять лет. Предполагается, что принятая мера позволит Правительству РФ своевременно принимать меры по изменению предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом сложившейся экономической ситуации и деловой конъюнктуры. Увеличен с двух до трех календарных лет, следующих один за другим, критерий изменения категории субъекта малого и среднего предпринимательства при повышении или снижении предельных значений величин выручки от реализации и средней численности работников, установленных п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
В рамках расширения поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривается создание АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", определяются полномочия, задачи и функции в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Основные положения, касающиеся деятельности корпорации развития малого и среднего бизнеса, регулируются ст. ст. 25.1 - 25.2 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 156-ФЗ корпорация создается на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий", предполагается, что последнее прекратит существование до 1 сентября 2015 г. после внесения изменений в устав акционерного общества. Новая структура объединит финансово-кредитные и правовые ресурсы поддержки малого и среднего бизнеса. Институт развития предпринимательства создается с участием АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (АО "МСП Банк"), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка. В связи с этим Закон N 156-ФЗ предполагает заключение договора доверительного управления между Федеральной корпорацией и Внешэкономбанком в отношении 100 процентов акций "МСП Банка" с последующей оплатой этими акциями дополнительной эмиссии акций новой структуры. Тем самым проблемы малого и среднего бизнеса в получении кредитных ресурсов предполагается решать в рамках предоставления финансирования через "МСП Банк".
О закупках
Отдельные изменения затронули также некоторые положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". На законодательном уровне введена обязанность конкретных заказчиков, перечень которых утверждается Правительством РФ, осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в частности, у субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства наделяется обязанностью осуществления мониторинга и оценки утвержденных планов закупки. Также корпорация вправе обжаловать в судебном порядке действия или бездействие заказчиков в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство изменений, касающихся осуществления закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, вступают в силу с 1 ноября 2015 г. Перечень конкретных заказчиков, обязанных осуществлять закупку продукции, в том числе у субъектов малого и среднего бизнеса, предполагается утвердить к 1 января 2016 г.
Целью принятых изменений является обеспечение дальнейшего устойчивого увеличения доли малого и среднего предпринимательства в экономике, расширение доступа к закупкам, улучшение бизнес-климата и повышение социальной стабильности в России. Закон N 156-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2015 г., за исключением отдельных положений.
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098) следующие изменения:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.Н. Страхов оспаривает конституционность пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", дополнившего Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" частью четвертой , согласно которой лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом Российской Федерации, и трудовой пенсии по старости, за исключением ее базовой части (в действующей редакции Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 - за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Настоящим информируем об изменениях, вносимых в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 №156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон №156-ФЗ).
Закон №156-ФЗ, в первую очередь, касается внесения изменений в отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон №209-ФЗ). В частности, изменены ограничения в отношении структуры капитала субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Порог суммарной доли участия иностранных юридических лиц , или суммарной доли участия российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП , в уставном (складочном) капитале субъектов МСП не должна превышать 49% каждая (ранее был установлен порог на уровне 25%). Также новшеством, введенным Законом 156-ФЗ, является положение о том, что данное ограничение не относится к юридическим лицам, получившим статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Законом №209-ФЗ определены следующие критерии отнесения хозяйствующего субъекта к категории МСП:
1) критерий в отношении структуры капитала хозяйствующего субъекта (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №209-ФЗ);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
Для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;
Для малых предприятий - от 15 до 100 человек включительно;
Для микропредприятий - до 15 человек.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП.
С 25.07.2015 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.07.2015 №702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление №702) в два раза увеличиваются предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП.
С вступлением в силу данного постановления, утрачивает силу предыдущее аналогичное постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101 (Постановление №101).
В таблице приведены значения предельных величин выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для отдельных категорий субъектов МСП в соответствии с указанными постановлениями.
Значение показателя в соответствии с Постановлением №702 (применяется с 25.07.2015 ) |
Значение показателя в соответствии с Постановлением №101 (применяется до 24.07.2015 ) |
|
Микропредприятия |
120 млн. рублей |
60 млн. рублей |
Малые предприятия |
800 млн. рублей |
400 млн. рублей |
Средние предприятия |
2 млрд. рублей |
1 млрд. рублей |
Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому данный показатель не учитывается при отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту МСП.
Кроме того, Законом №156-ФЗ были внесены изменения в условия перехода предприятия из категории субъекта малого или среднего предпринимательства. В частности, категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения выручки и (или) средней численности работников за предшествующий календарный год будут выше или ниже предельных значений, установленных Законом №209-ФЗ или постановлением Правительства РФ, в течение трёх календарных лет, следующих один за другим . Напомним, что раньше этот срок составлял всего два года.
Также Закон №156-ФЗ предусматривает создание на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация), которое будет осуществлять свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Законом №209-ФЗ. Основными задачами Корпорации являются:
Оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
Привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;
Организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объему закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и др.
Хотим еще раз обратить Ваше внимание на то, что хозяйствующий субъект может относить себя к отдельной категории МСП при соблюдении новых предельных значений показателей, уже начиная с 25.07.2015 .
Также отметим, что указанные изменения не имеют никакого отношения к особенностям применения хозяйствующим субъектом специальных налоговых режимов, в частности УСН.
Закон №156-ФЗ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo. gov. ru и вступил в силу с 30.06.2015 , за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Постановление №702 было размещено на портале www. pravo. gov. ru 17.07.2015 и вступает в силу с 25.07.2015 .
В случае необходимости тексты Закона №156-ФЗ и Постановления №702 могут быть направлены в Ваш адрес по Вашему дополнительному запросу.
С копией настоящего сообщения Вы также можете ознакомиться на официальном сайте нашей компании в разделе "Статьи и комментарии" (http://www.auditspb.ru/articles.html?nid=691).
Консалтинговая группа "Аудит Санкт-Петербург"
Статья 1
Внести в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098) следующие изменения:
1) в части первой слова "(с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи)" заменить словами "(с учетом исключений, установленных настоящей статьей)";
2) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4946; N 52, ст. 5505) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.
6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".";
2) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитывается размер доли страховой части трудовой пенсии, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2007, N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания: "При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.";
2) абзац первый пункта 3 статьи 17 после слова "Лицу" дополнить словами "(за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 171 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением)";
3) главу IV дополнить статьей 17 1 следующего содержания:
"Статья 17 1 . Доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим
1. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона) имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности. При установлении доли страховой части трудовой пенсии указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона.
2. В страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы, учтенные при исчислении стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для назначения трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.
3. Размер доли страховой части трудовой пенсии определяется по формуле:
СД = ПКд/Т, где
СД - размер доли страховой части трудовой пенсии;
ПКд - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части трудовой пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление доли страховой части трудовой пенсии.
4. К доле страховой части трудовой пенсии, предусмотренной настоящей статьей, применяются правила корректировки, индексации и дополнительного увеличения, а также порядок назначения (включая сроки назначения), перерасчета размера, выплаты (включая перевод за пределы территории Российской Федерации) и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой части трудовой пенсии по старости.";
4) статью 30 дополнить пунктом 41 следующего содержания:
"4 1 . При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
3. Положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", доли страховой части трудовой пенсии распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
4. Положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления доли страховой части трудовой пенсии распространяются на государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, получающих в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.
5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и права на долю страховой части трудовой пенсии федеральными государственными служащими, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
6. Положение части 5 настоящей статьи применяется при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на долю страховой части трудовой пенсии государственными служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, получающими в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет.
7. Выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и выплата доли страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим, получающим в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, являются расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляются за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии.
8. В случае смерти пенсионера, получавшего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и обратившегося до дня вступления в силу настоящего Федерального закона за назначением страховой части трудовой пенсии по старости, не установленной ему своевременно в связи с отсутствием правового механизма, регулирующего ее установление, причитающиеся ему суммы страховой части трудовой пенсии по старости выплачиваются членам семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и которые проживали совместно с пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами страховой части трудовой пенсии по старости последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами причитающиеся им суммы страховой части трудовой пенсии по старости распределяются между ними в равных долях.
Президент Российской Федерации
Д. Медведев
Москва, Кремль
"Налоговый вестник: комментарии к
нормативным документам для бухгалтеров",
2008, N 12
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 156-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
И
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 146-ФЗ
"О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ"
(КОММЕНТАРИЙ К
ИЗМЕНЕНИЯМ, ВНЕСЕННЫМ В ПЕНСИОННОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ)>
Принятыми 22 июля 2008 г.
Федеральными законами N 146-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам
установления трудовых пенсий", N 156-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
по вопросам пенсионного обеспечения"
внесены изменения и дополнения в ряд
законодательных актов, касающихся
пенсионного обеспечения и установления
трудовых пенсий.
Так, Федеральным
законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ установлено
следующее.
1. В Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей" (далее - Закон о пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу) внесено очень важное для
государственного пенсионного обеспечения
дополнение, касающееся выплаты работающим
военным пенсионерам, помимо пенсии по
государственному обеспечению, страховой
части трудовой пенсии с учетом страховых
взносов, отраженных на их индивидуальных
лицевых счетах в Пенсионном фонде
Российской Федерации (ПФР).
Таким
образом, бывшие военнослужащие (за
исключением граждан, проходивших военную
службу по призыву в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин) имеют право
на одновременное получение пенсии за
выслугу лет или пенсии по инвалидности,
предусмотренных Законом о пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, и трудовой пенсии по старости (за
исключением ее базовой части),
устанавливаемой в соответствии с
Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(далее - Закон о трудовых пенсиях).
Для
назначения трудовой пенсии по старости
вышеуказанным лицам необходимо наличие
условий, предусмотренных ст. 7 Закона о
трудовых пенсиях, а именно: достижение
определенного возраста (мужчинам - 60 лет,
женщинам - 55 лет) и наличие не менее пяти лет
страхового стажа.
Данные положения
Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ
применяются к правоотношениям, возникшим с
1 января 2007 г.
2. В Федеральный закон от
15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" (далее -
Закон о государственном пенсионном
обеспечении) внесены изменения,
позволяющие федеральным государственным
служащим одновременно получать пенсию за
выслугу лет, предусмотренную Законом о
государственном пенсионном обеспечении, и
долю страховой части трудовой пенсии,
устанавливаемой к вышеуказанной пенсии за
выслугу лет в соответствии с Законом о
трудовых пенсиях.
При этом должно
выполняться следующее условие: федеральные
государственные служащие должны иметь не
менее пяти лет страхового стажа,
приходящегося на периоды работы и (или) иной
деятельности, предусмотренные ст. 10 Закона
о трудовых пенсиях. В вышеуказанный
страховой стаж также включаются периоды
службы, учтенные при исчислении стажа
государственной службы для назначения
пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.
19 Закона о государственном пенсионном
обеспечении, и периоды работы и (или) иной
деятельности, к которой была установлена
пенсия за выслугу лет.
Доля страховой
части трудовой пенсии формируется исходя
из расчетного пенсионного капитала,
сформированного за счет общей суммы
страховых взносов, поступивших за
застрахованное лицо в ПФР после назначения
пенсии за выслугу лет за период не менее чем
12 полных месяцев работы и (или) иной
деятельности.
Размер доли страховой
части трудовой пенсии определяется в
соответствии с п. 3 ст. 17.1 Закона о трудовых
пенсиях.
К доле страховой части
трудовой пенсии применяются правила о ее
увеличении в связи с индексацией и правила
дополнительного увеличения.
Следует
отметить, что положения Закона о трудовых
пенсиях в части установления доли
страховой части трудовой пенсии
распространяются на государственных
служащих субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих, получающих пенсию
за выслугу лет в соответствии с законами и
иными нормативными актами субъектов
Российской Федерации и актами органов
местного самоуправления.
Данные
положения Федерального закона от 22.07.2008 N
156-ФЗ применяются к правоотношениям,
возникшим с 1 января 2008 г.
С 1 января 2009 г.
вступит в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N
146-ФЗ, ст. 2 которого вносятся дополнения в п.
1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях.
С этого
времени в страховой стаж, требуемый для
назначения трудовой пенсии, наравне с
периодами работы и (или) иной деятельности,
которые предусмотрены ст. 10 Закона о
трудовых пенсиях, а также наравне с
нестраховыми периодами, указанными в пп. 1 - 6
п. 1 ст. 11 этого Закона, будут включаться
следующие нестраховые периоды:
- период
проживания супругов военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту,
вместе с супругами в местностях, где они не
могли трудиться в связи с отсутствием
возможности трудоустройства;
- период
проживания за границей супругов
работников, направленных в дипломатические
представительства и консульские
учреждения Российской Федерации,
постоянные представительства Российской
Федерации при международных организациях,
торговые представительства Российской
Федерации в иностранных государствах,
представительства федеральных органов
исполнительной власти, государственных
органов при федеральных органах
исполнительной власти либо в качестве
представителей этих органов за рубежом, а
также в представительства государственных
учреждений Российской Федерации
(государственных органов и государственных
учреждений СССР) за границей и
международные организации, перечень
которых утверждается Правительством РФ.
Следует отметить, что вышеуказанные
периоды, засчитываемые в страховой стаж, по
продолжительности не могут превышать пяти
лет в общей сложности.
Остальные
изменения и дополнения, устанавливаемые
Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ,
определяют порядок выделения ПФР средств
федерального бюджета на возмещение
расходов по выплате страховой части
трудовых пенсий в связи с зачетом в
страховой стаж нестраховых
периодов.
О.А.Ткаченко
Подписано в
печать
06.11.2008