Функции аптек. Что такое аптека

Что такое аптека?Аптека - особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптеку традиционно рассматривают, как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют, как «оказание фармацевтической помощи населению». Фармацевтическая помощь включает в себя процедуру консультирования врача и пациента с целью определения наиболее эффективного, безопасного и экономически оправданного курса лечения.

Классификация аптек по характеру деятельности

Производственные - в производственных аптеках находятся производственные помещения (ассистентские, моечные, дистилляционные (коктории), боксы и проч.), где изготавливаются лекарства и торговый зал. Изготовлением лекарств по рецептам и назначениям врачей могут заниматься фармацевты и провизоры, под контролем провизора-технолога и провизора-аналитика. Последний проводит качественный и количественный анализ приготовленных форм. Несколько десятилетий назад в ассистентской различали места для изготовления мягких (мази, свечи), жидких (микстуры, растворы) и твёрдых (порошки) форм. Глазные капли и инъекционные растворы изготавливают в асептических условиях бокса.Аптеки готовых лекарственных форм - аптеки данного типа занимаются только продажей лекарств, изготовленных на заводах фирм-производителей.

Классификация аптек по характеру отпуска

Для аптечных организаций ГОСТом 91500.05.0007-2003 установлена следующая классификация.Аптека (собственно) Может осуществлять следующие функции:
  • реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;
  • изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;
  • отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;
  • реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее - товары, разрешённые к отпуску из аптечных организаций);
  • отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;
  • предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Аптечный пункт
  • реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача (кроме наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;
  • изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовленной внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;
  • отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;
  • предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
  • предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;
Аптечный киоск Может осуществлять следующие функции:
  • реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;
  • предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;
  • оказание первой медицинской помощи.
Аптечный магазин То же что и аптечный киоск, отличий от которого нормативная документация не устанавливает.Интернет-аптека Представительство аптек в сети интернет, где можно без посещения аптечного пункта заказать необходимые лекарства с доставкой на дом. Интернет-аптека осуществляет доставку лекарств, витаминов, косметики, лечебных трав, приборов для измерения различных показателей, а также медицинской техники и оборудования высокого уровня. При заказе лекарств через интернет также можно получить консультации провизора, помощь специалиста в выборе подходящего лекарственного средства и экономию времени. АПТЕКА (от греч. apotheke-склад), учреждение для хранения, приготовления и отпуска лекарств. В древности врачеванием и изготовлением лекарств занимались одни и те же лица; однако, указания о существовании самостоятельной А. встречаются и до хр. эры. В России врачебно-фармацевтиче-ское дело получает первоначальное развитие при Иоанне IV. Первая А. была устроена в 1581 г. приезжим англичанином, к-рый привез с собой 160 иноземных средств, что в то время было исключительно большим ассортиментом лекарств. Этими средствами, «пристойными про великого государя», пользовались только царь, его семья и придворные. Народ пользовался средствами из «зеленных и москотильных» лавок. При Алексее Михайловиче были устроены две казенные А.- в Москве (1672 г.), а затем в Вологде. В 1701 г. Петр I впервые разрешил к открытию 8 частных А., установив аптечную привилегию (см.). В 1721 г. распоряжение об открытии частных А. было распространено и на др. города. В первой половине XVIIIв. в Москве насчитывалось 14 А. Постепенно число А. увеличивалось; рост числа вольных А. в России таков: в 1843 г.-1.302, 1866 г.-1.582, 1878 г.-1.860, 1886 г.- 2.766, 1895 г.-3.133,1900 г.-3.452,1904 г.- 3.757, 1910 г.-4.523 (о количестве А. в СССР см. Аптечная сеть). Вся деятельность А. строго нормировалась законом в виде особых Аптекарских уставов (первый в 1790 г.). Аптекари занимались разведением и сбором лекарственных трав, высушиванием и обработкой их, изготовлением многих хим. продуктов и сложных фарм. препаратов. Вплоть до XX в. фармацевты являлись и почти единственными аналитиками, на к-рых возлагались всякие хим. и суд.-мед. анализы (в особенности, в провинции). Однако, уже со второй половины XIX в. появляется ряд факторов, подрывающих престиж и монопольную роль аптеки. С 60-х гг. XIX в. за границей начинается быстрое развитие крупной фарм. промышленности, начавшей заводским (более дешевым) путем изготовлять лекарств, препараты. Для культуры и сбора лекарственных растений также стали организовываться крупные фирмы. С возникновением в России зем. медицины начинается у нас бесплатный и удешевленный отпуск лекарств из земских А. В обход стеснительной аптечной привилегии, возникают суррогаты А.-аптекарские магазины (см.), конкурирующие с А. Экономические устои старой А. вследствие этого колеблются. А., возникшие на монопольной системе, будучи окружены конкурентами, уже не в состоянии приспособиться к новым условиям. Их владельцы объединяются и ведут энергичную борьбу в защиту своих привилегий против свободной торговли аптекарскими товарами, против прав земств и городов на оказание бесплатной лекарственной помощи, против открытия новых А., против возникновения и развития фарм. фабрик и заводов и т. д. Россия наводняется вследствие этого химич. и фарм. препаратами герм. и франц. производства, а аптекари становятся просто их перепродавцами. А. из лабораторий, из к-рых когда-то вышло немало научных открытий, превращаются в место мелочной купли-продажи. Качество отпускаемых лекарств ухудшается. А., особенно в провинции, начинают широко заниматься также и подачей мед. советов. Привилегии на открытие А. выдаются без всякой системы и перепродаются за громадные суммы. Неблагоприятные материальные и моральные условия труда и быта заставляют служащих А. искать защиты своих интересов в проф. объединении. В 80-х гг. возникает первая попытка образования обществ служащих фармацевтов, которые наряду с защитой своих экономических интересов выдвигают также лозунг о правильном развитии и рационализации дела лекарственной помощи. В первую очередь выставляются требования уничтожения аптечной монополии, а затем уже (1905 г.) выдвигается лозунг муниципализации А. В 1912 г. через Государственную думу проходит закон о преимущественных правах местных самоуправлений на открытие аптек явочным порядком. После Октябрьской Революции организации служащих фармацевтов, по своему собственному почину, начинают осуществлять на деле идею национализации А. На основании декрета Совнаркома от 28/ХП 1918 г. все А. в СССР переходят в собственность государства. Изгнание частного капитала придает А. совершенно новое направление, и они перестают служить средством наживы и извлечения прибыли. А. становится органической частью леч.-сан. сети; теряется грань между т. н. вольной и больничной А. и прекращается деление А. на городские, сельские и др., с различным качеством работы. Процесс постепенного вытеснения кустарно-ремесленного способа изготовления лекарственных форм технически более совершенными (механизация рецептуры, массовая заготовка) получает свободное развитие. Начинается рационализация каталога медикаментов. При переходе к новой экономической политике А. были переведены на хозяйственный расчет (1921-23 гг.), но отсутствие материальных средств не дало возможности восстановить сразу все А.; поэтому часть их была сдана в аренду. Было даже разрешено открытие новых А. частными лицами. Но государственная А. очень скоро выходит из этих затруднений и вытесняет полностью частный капитал. В СССР ныне существуют А. двух типов: больничные и внебольничные. А. больничные находятся при больницах, амбулаториях и др. леч. учреждениях, содержатся на гос. или местном бюджете и обслуживают бесплатно как учреждения, при к-рых они находятся, так и остальное население. А. внебольничные отпускают медикаменты по рецептам врачей за плату и состоят на хозяйственном расчете. В большинстве мест, особенно в городах и фаб.-зав. районах, обслуживание бесплатной лекарств, помощью застрахованных и приравненных к ним групп производится из А., состоящих на хоз. расчете, за счет органов здравоохранения. Из 38 млн. рецептов, отпущенных в 1925 году из аптек, состоящих на хоз. расчете, 25 млн. отпущено застрахованным и приравненным к ним группам. В виду этого А. при мед.-сан. учреждениях не стационарного типа ликвидируются, и обслуживание населения передается А., находящимся на хоз. расчете. Эти последние в большинстве находятся в ведении аптекоуправлений (см.), имеют самостоятельные сметы и управляются заведующим А., назначаемым аптекоуправлением и утверждаемым здравотделом. Устройство А. и порядок функционирования их предусматриваются во всех государствах особыми законами. В СССР деятельность А. нормируется Наркомздра-вом.-Согласно существующим правилам, А. должна быть устроена в светлом, сухом, высоком помещении и расположена в одном этаже (не выше второго); А. состоит из след. комнат: 1) приемная для приема рецептов

План аптеки: 1 -тамбур; 2 -прихожая; 3 - приемная; 4 -передаточное окно; 5 -рецептурная; «-комната для служащих; 7 -коктория; «-моечная; 9 -материальная; 10- передаточное окно; 11- вход в подвал; 12 -распаковоч-ная; 13- уборные; 14- коридоры; 15- контора; 1 в-дежурная; 1 7-квартира управляющего.

И отпуска лекарств; в приемной комнате должны иметься, помимо соответствующей мебели для посетителей, адреса лечебных учреждений, таблица скорой помощи и противоядий, ящик для заявлений и часы; приемная должна быть использована и для сан.-просвет, выставок, плакатов и лозунгов; 2) рецептурная-для изготовления лекарств; 3) материальная-для хранения запасов медикаментов и др. материалов; 4)коктория и моечная-для варки лекарств, подготовки посуды и т. п. работ; 5) помещение для дежурного персонала; 6) подвал, ледник и сарай. А. должна быть снабжена в достаточном количестве медикаментами по списку-минимум, включающему 300 препаратов и 8 стерильных растворов в ампулах, и предметами гигиены и ухода за больными по особому списку, содержащему 50 предметов. Установлен минимальный список приборов для ассистента, а также список приборов и реактивов для хим. контроля готовых лекарств. Нормирована также справочная библиотека для А. (10 книг). При хранении, проверке и отпуске лекарств А. руководствуется. государственной фармакопеей (см.). Ею же должен руководствоваться врач при прописывании лекарств. Аптека должна отпускать необходимые лекарства также и ночью. В некоторых городах ночью работают лишь дежурные аптеки. Отпуск лекарств. Лекарства из А- отпускаются по рецептам врачей и другого мед. персонала, по копиям рецептов, а также по письменным и устным требованиям всех граждан. Для отпуска ядовитых и сильнодействующих средств по рецептам врачей существуют особые правила (см. Рецепт). По требованиям всех граждан могут отпускаться все лекарства, не имеющие в своем составе ядовитых или сильнодействующих средств. В изъятие из этого правила, губздравотделам предоставлено право издавать списки наиболее употребительных в данной местности сильнодействующих средств, отпускаемых А. без рецепта врача. Отпуск ядовитых и сильнодействующих средств для технич. целей производится согласно особым правилам. В целях борьбы с аптечным знахарством в СССР запрещено А. отпускать средства с названием болезни, против к-рой эти средства назначаются (зубные капли, облатки от головной боли и т. п.), приготовлять лекарства по усмотрению фармацевта (исключение-первая помощь) и отпускать лекарства по особым прописям без указания состава. Плата за отпускаемые лекарства регулируется аптекарской таксой (см.), периодически выпускаемой НКЗдра-вом. Правом работы в аптеках пользуются лица, имеющие фарм. звание и подготовленные в фармацевтических высших и средних учебных заведениях (см. Аптечный персонал). Для руководства, контроля и управления аптечным делом существует в Лечебном управлении НКЗдрава фармацевтический отдел, а в местных здравотделах-фармацевтические отделения. Аптеки периодически подвергаются ревизии, при к-рой проверяются как хозяйственная их деятельность и порядок работы, так и качество отпускаемых медикаментов. (О порядке хранения и контроля лекарственных веществ- см. Медикаменты, о гомеопатических аптеках-см. Гомеопатия.) Лит.: Левинштейн И. И., Руководство к устройству и оборудованию аптеки, М., 1922; «Спутник фармацевта», М., 1927; Труды Всероссийского фармацевтического совещания, М., 1927; Сборник законоположений по фармацевтической части, Гиз, М.-Л.,1921; Бычков И. и Рачковский С, Фармацевтическое дело, его организация и законодательство, М.-Л., 1927.И. Левинштейн. АПТЕКАРСКАЯ ТАКСА, руководство для оценки лекарств, отпускаемых из аптек по рецептам врачей. А. т. состоит из четырех частей: 1) введения, где указаны принципы составления таксы, 2) оценки медикаментов, входящих в состав лекарств, 3) оценки тары и 4) оценки трудовых процессов при изготовлении и отпуске лекарств. В России первая А. т. была издана в 1789 г., последняя полная А. т. издана в 1911 г. Действующая такса в РСФСР издана Наркомздравом РСФСР в 1926 г. В отличие от довоенной, действующая такса не взимает платы за отпуск «simplicia» (простых, не требующих изготовления в аптеках, лекарств). Такса в РСФСР является предельной, и выше ее цен аптеки продавать не вправе. На территории остальных союзных республик действуют таксы, изданные соответствующими наркомздравами союзных республик. При отпуске лекарств застрахованным и приравненным к ним группам за счет органов здравоохранения А. т. не применяется. Этот отпуск, составляющий до 66% всей рецептуры аптек, производится согласно распоряжению Наркомздрава по себестоимости. Средняя стоимость такого рецепта (в РСФСР) на 1925/26 г. составляла 24 к.

"Нормативные акты и комментарии для фармации", 2003, N 12
ЧТО ТАКОЕ "АПТЕКА"?
Чтобы государство было богатым, а люди счастливыми и здоровыми надо научиться говорить правильно.
Конфуций
Глаза, уши, голова есть, видеть, слышать и думать нету.
Дерсу Узала
В последнее время в законодательных актах и в нормативных документах по отношению к организациям розничной торговли, занимающимся фармацевтической деятельностью, употребляются такие термины, как "аптечное учреждение", "аптечное предприятие", "аптечная организация".
Учреждения или предприятия?
В соответствии с ФЗ от 22.06.1998 года N 86 "О лекарственных средствах" аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление и отпуск ЛС. Однако в соответствии с Налоговым кодексом РФ под термином "учреждение" понимается организация, созданная собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично. Учреждения образуются для выполнения функций, не связанных с материальным производством. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (право оперативного управления). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учреждение вправе заниматься деятельностью в соответствии с Положением об учреждении. Особенности правового положения отдельных государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ).
В отличие от учреждения, предприятие это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица. Предприятие вправе заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием. Следовательно, в Законе "О лекарственных средствах" речь идет не об учреждениях, а о предприятиях, тем более что аптечных учреждений, существовавших в СССР в виде Аптечного управления и подотчетных им аптек, в современных социально-экономических условиях не существует. Следовательно, действие ФЗ "О лекарственных средствах" фактически не распространяется на деятельность предприятий розничного звена, реализующих лекарственные средства.
Организации: вопросы терминологии
И учреждения, и предприятия относятся к организациям. Налоговым кодексом РФ (ст. 11 НК РФ) определено, что организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Используемый в Законе "О лекарственных средствах" термин "торговля" обозначает наличие хозяйственной деятельности, обеспечивающей продвижение товаров из сферы производства в сферу потребления. По пути от производителя продукции до конечного потребителя товар проходит через организации, имеющие лицензию на оптовую или розничную торговлю. Оптовая торговля это торговля товарами с целью их последующей перепродажи без изменения свойств товара. В то время как розничная торговля это торговля товарами и оказание услуг покупателям, использующих их для удовлетворения собственных нужд. Для различения оптовой и розничной торговли не имеет значения, какой переработке подвергнется товар в результате профессиональной деятельности покупателя, важно только то, будет ли организацией, профессионально занимающейся торговлей как основным видом деятельности, использоваться имеющийся товар для получения прибыли в виде торговой надбавки. В качестве покупателей могут выступать как частные, так и юридические лица, к числу которых относятся лечебно-профилактические учреждения и органы исполнительной власти, имеющие право на использование бюджетных средств на основании заключаемых договоров купли-продажи медикаментов при реализации государственных программ оказания медицинской помощи населению. Следует отметить, что покупатель имеет право проводить расчеты с торговой организацией как в форме наличного расчета через контрольно-кассовую машину, так и с помощью безналичного расчета, используя пластиковые карты или поручая банку перечисление денег на счет торговой организации. Независимо от формы оплаты стоимости товара, эта торговая операция относится к розничной реализации.
Противоречия законов и определений
В настоящее время Министерством по налогам и сборам в качестве основного отличительного признака розничной торговли используется факт поступления наличных денег в кассу торговой организации, что противоречит Гражданскому кодексу РФ. Определение розничной торговли, данное в статье 492 Гражданского кодекса РФ, также не вполне корректно определяет значение термина "розничная торговля". В соответствии с определением, данным в Гражданском кодексе, продавец товара обязан выяснять у покупателя перед продажей цепь приобретения товара, а также отслеживать дальнейшую судьбу реализованного товара. Причина этого в том, что при розничной торговле в соответствии с определением, данным в Гражданском кодексе, товар реализуется только "для личного, семейного или домашнего использования". Фактически это определение требует вмешательства продавца товара в личную жизнь покупателя, что противоречит Конституции РФ. При безналичном расчете с фармацевтическими организациями, в отличие от наличной формы оплаты, в обязательном порядке взимается 10-процентный налог на добавленную стоимость, что увеличивает расход бюджетных средств при выполнении органами исполнительной власти государственных обязательств в части лекарственного обеспечения населения. Наибольшее противоречие возникает при реализации медикаментов гражданам, имеющим право на 50-процентную оплату стоимости ЛС за счет бюджетных средств. В этой ситуации при реализации одной и той же упаковки медикамента в соответствии с имеющимися инструкциями МНС следует использовать две разных системы налогообложения, два способа ценообразования (с НДС и без НДС), а также относить эту торговую сделку одновременно и к оптовой, и к розничной торговле.
Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки. Законом "О лекарственных средствах" к аптечным учреждениям отнесены аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски, а также аптеки учреждений здравоохранения. Однако аптеки учреждений здравоохранения это структурные подразделения лечебного учреждения, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе связанной с использованием лекарственных средств, а вовсе не самостоятельные учреждения. Поэтому аптеки учреждений здравоохранения не подпадают под действие постановления Правительства РФ от 1 июля 2002 года N 489, которым утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, так как настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и учреждениями, но не структурными подразделениями учреждений.
Аптека, как имущественный комплекс
Действующие в настоящее время нормативные документы не дают четкого и понятного определения таким терминам, как "аптека", "аптечный пункт", "аптечный магазин" и "аптечный киоск". Термин "аптека" образован от греческого слова apotheke склад, кладовая. То есть аптека это специально отведенное место, в котором потребитель может приобрести или получить хранящиеся или производимые там химические вещества, обладающие лечебным действием. Таким образом, под термином "аптека" следует понимать не учреждение, предприятие или организацию, а объект, то есть имущественный комплекс, используемый организацией розничной торговли для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В него включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.
Имущественные комплексы можно классифицировать по различным признакам: ассортименту товаров, разрешенных к реализации, торговой площади, формам торгового обслуживания покупателей и т.д. Например, термин "киоск" заимствованный из сферы оказания торговых услуг, предполагает наличие оснащенного торговым оборудованием строения, не имеющего торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Под термином "магазин" понимается специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Термин "торговый пункт" означает наличие недифференцированной по другим признакам торговой площадки (точки).
Товары для аптеки
Товар это имеющая потребительную стоимость продукция, производимая для продажи или для обмена. Товаром, согласно ГОСТ Р 51303-99, является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Согласно действующему законодательству, в организациях, занимающихся фармацевтической деятельностью, под товаром предлагается понимать лекарственные средства. Законодательством к лекарственным средствам отнесены вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств, а также лекарственные препараты. Так что же такое товар сами лекарственные средства, исходное сырье или препараты, которые в соответствии с имеющимся определением следует считать "дозированным лекарственным средством"?
Ответ на этот вопрос дает Общероссийский классификатор продукции, в соответствии с которым товар это медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения. Такая продукция может производиться в крупносерийном порядке предприятиями химической промышленности, а также изготавливаться мелкими сериями или в индивидуальном порядке фармацевтическими работниками.
Лекарственные средства для врачей и для больных
Следовательно, лекарственное средство это не является ни товаром, и ни веществом. Лекарственное средство термин, свидетельствующий о наличии у ряда химических веществ доказанных лечебных свойств (кровоостанавливающих, жаропонижающих и т.д.), которые позволяют врачу при наличии соответствующего разрешения со стороны органа исполнительной власти в сфере здравоохранения использовать эти химические вещества при лечении заболеваний. Таким образом, термин "лекарственные средства" имеет отношение только к классификации химических веществ по химической структуре с учетом фармакологического или лечебного действия, но не имеет никакого отношения к торговле. Применение термина "медикамент" для предприятий торговли вполне правомочно, если считать, что медикамент это продукт, произведенный в соответствии с утвержденной в соответствующем порядке технологией и удовлетворяющий профессиональные потребности медицинского работника (врача), имеющего установленное государством право на лечение больных. Таким образом, медикаменты производятся только для удовлетворения профессиональных нужд врачей, и могут отпускаться в руки больного только по записке или требованию (рецептурному бланку) врача. Отсюда следует, что конечные потребители медикаментов это медицинские работники, а не больные, получившие химическое вещество по рецептурному бланку, оформленному врачом, даже если они оплатили стоимость этого товара. Медицинские работники используют свойства химического вещества в лечебных целях в качестве расходуемого материала при оказании медицинской помощи или для оказания медицинских услуг, но не в качестве товара для последующей перепродажи с целью получения торговой прибыли. Все вышесказанное выделяет медикаменты из группы прочих товаров народного потребления. Особая опасность в плане возможного нанесения вреда здоровью человека, принимающего фармацевтическую продукцию (pharmacon лекарство, яд), требует особых мер предосторожности, а также соблюдения определенных условий и правил реализации этих товаров.
Для отражения превращения товара в материал, расходуемый для удовлетворения личных нужд потребителя, используются термины "лекарственный препарат" и "лекарство". В случае если химическое вещество используется по назначению и под контролем врача, несущего юридическую ответственность за результат воздействия химического вещества на организм больного, употребляется термин "лекарственный препарат". Если больной самостоятельно принимает решение о применении химического вещества для решения проблем, связанных со здоровьем, употребляется термин "лекарство". Отметим, что людьми, не посвященными в тонкости профессиональной медицинской деятельности, под термином "лекарство" понимается все то, что может оказать какое-либо положительное влияние на решение проблем, связанных со здоровьем, а не только химическое вещество, обладающее доказанным лечебным действием.
Таким образом, имеется настоятельная необходимость приведения терминологии, используемой в нормативных и распорядительных документах, в соответствие с тем понятийным содержанием, которое имеется в терминологических словарях.
Начальник информационно-аналитического отдела
Управления организации лекарственной
помощи Министерства здравоохранения
Московской области, к.м.н.
М.Г.МАЛАЕВ

Аптека осуществляет следующие задачи:

    изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;

    продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;

    распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.

Развертывание и дислокация аптечной сети осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

    максимальное приближение к населению;

    максимальное приближение к лечебно-профилактическим учреждениям.

Открытие аптек в городских районах осуществляется с перспективами развития обслуживания населения в этих районах, наравне с ростом населения, развитием транспортных сетей, построением промышленных, лечебных и других предприятий и учреждений.

Аптека районного центра для осуществления задач по системному обслуживанию населения должна контролироваться районным отделом здравоохранения и руководить работой всех аптек своего района.

Обязанностью аптек районного центра также является контроль за условиями хранения и расходования лекарств в лечебно-профилактических учреждениях данного района.

Центральная районная аптека обязана:

    контролировать своевременную доставку медицинских товаров со склада;

    обеспечивать аптеки района этиловым спиртом и ядовитыми веществами;

    получать каждый месяц из каждой аптеки района заявки и корректировать их;

    доставлять заявки в аптекоуправление;

    контролировать состояние лекарственных запасов в сельских аптеках;

    представлять в аптекоуправление заявки на аптечное оборудование;

    предупреждать лечебно-профилактические учреждения о поступлении и составе медицинских товаров.

Аптеки лечебно-профилактических учреждений

Функции и задачи:

    приготовление и продажа или отпуск лекарственных средств, перевязочного материала, медицинского инструментария, предметов санитарной гигиены и др.;

    контроль за потребностью лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, медицинском инструментарии, перевязочном материале, предметах санитарной гигиены и др.;

    прием лекарственных средств, медицинской аппаратуры, инструментов и иного, поступающих с аптечных складов, заводов, и др.;

    учет ядовитых, наркотических препаратов, спиртов, кислот и др.;

    своевременное пополнение запасов лекарственных средств и медицинского имущества;

    контроль использования материальных средств;

    контроль за отпуском лекарственных средств, перевязочного материала, медицинской аппаратуры и инструментария для специализированных кабинетов.

Классификация аптек лечебно-профилактических учреждений

    Аптеки больниц смешанного, общего типа.

    Аптеки специализированных лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки учебных, клинических лечебно-профилактических учреждений.

Штат аптек лечебно-профилактических учреждений

В штат аптек лечебно-профилактических учреждений входят заведующий-провизор, заместитель заведующего-провизора, провизор-аналитик, провизор-технолог (он же рецептар-контролер), дефектар, фармацевт, фасовщик, санитарка, провизор-клиницист, фармацевтический инспектор, фармацевт-сигнарант, бухгалтер-фармацевт, заведующий газобаллоничным хозяйством, инженер-техник по ремонту медицинской техники и экспедитор.

Заведующий-провизор

Заведующий-провизор аптеки лечебно-профилактического учреждения должен иметь высшее фармацевтическое образование и определенный опыт работы не менее 5 лет. Назначается и увольняется он приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения. Заведующий-провизор имеет права заведующего отделением лечебно-профилактического учреждения и контролирует всю работу аптеки. Заведующий-провизор обязан контролировать четкую работу в аптеке по изготовлению, приему и отпуску лекарств по рецептам. Он контролирует снабжение медицинским имуществом лечебно-диагностические кабинеты, лаборатории; обеспечивает правильное хранение медикаментов, медицинского инструментария; контролирует расход медикаментов в отделениях лечебно-профилактического учреждения, особенно контролируя ядовитые, наркотические средства. Заведующий контролирует фармацевтический порядок в аптеке, соблюдение санитарно-гигиенических правил, составляет сметы на получение медицинского имущества.

Медицинский персонал аптеки должен систематически получать от заведующего приказы, инструкции и другие документы, имеющие отношение к работе аптеки.

Провизор-аналитик

Количество провизоров-аналитиков в одной аптеке лечебно-профилактического учреждения не должно быть больше 2 человек. Провизор-аналитик должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначение и увольнение контролируется заведующим-провизором аптеки. Он находится под начальством заведующего-провизора и заместителя провизора аптеки.

Заместитель заведующего-провизора

Заместитель заведующего-провизора должен иметь высшее фармацевтическое образование. Он назначается и увольняется главным врачом лечебно-профилактического учреждения, подчиняется непосредственно заведующему-провизору и при отсутствии последнего замещает его. Он обеспечивает контроль постоянного изготовления и отпуска лекарств и другого медицинского материала в отделение. Несколько раз в год сверяет наличие и работу (пригодность) медицинской аппаратуры и инструментария в кабинетах отделения. Осуществляет непосредственное участие в контроле выполнения техники безопасности и противопожарных мероприятий.

Провизор-технолог (рецептар-контролер)

Эта должность определяется из расчета 1 единица на 400 коек в терапевтическом отделении. Провизор-технолог принимает требования от различных подразделений лечебно-профилактического учреждения по отпуску медицинских средств и др. В специализированных отделениях (гинекологических, ожоговых, онкологических, урологических, травматологических) определяется из расчета 1 провизор-технолог на 300 коек. А в хирургическом отделении на 200 коек приходится 1 провизор-технолог. Провизор-технолог должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой, подчиняется заведующему аптекой и его заместителю.

Провизор-технолог осуществляет прием рецептов и требований, контролирует оформление рецептов, контролирует выписку рецепта в соответствии с возрастом больного и его заболеванием. Объясняет пациенту способ применения и хранения лекарства.

Провизор-технолог обязан регистрировать лекарства и другие медицинские средства, которые есть в наличии или которые отсутствуют в аптеке. Осуществляет контроль и проверку хранения, использования медицинских средств в отделениях, лабораториях, кабинетах; сообщает медицинскому (врачам) персоналу о наличии медицинских средств в аптеке.

Дефектар

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 500-1000 коек и занимается лицом с высшим образованием. Назначение и увольнение его производится заведующим аптекой. Дефектар подчиняется заведующему аптекой и заместителю заведующего аптекой. Он контролирует записи медикаментов, запасы медицинских средств (наличие серии изготовляющего завода, номера лаборатории, анализа, номера склада, срок годности и др.).

Руководит изготовлением в аптеке полуфабрикатов, концентратов и перефасовкой медикаментов.

Фармацевт

Эта должность вводится в штат аптеки из расчета по 1 единице на 300 или 350 коек. Фармацевт должен иметь среднее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения. Его контролирует провизор-технолог или провизор-аналитик. Фармацевт должен изготавливать лекарства по мере необходимости для отделений и по рецептам врачей, а также должен правильно подготовить и оформить лекарства перед их отпуском. Фармацевт должен периодически повышать квалификацию.

Фасовщик

Должность фасовщика вводится, так же как и должность фармацевта, из расчета на 350-400 коек 1 единицы. Эта должность может заниматься лицом и без фармацевтического образования. Назначается фасовщик и увольняется заведующим аптекой, а контролируется провизором-технологом, фармацевтом. Он занимается расфасовкой и перефасовкой лекарственных, дезинфицирующих средств, аптечной и лабораторной посуды, выдачей перевязочных средств.

Санитарка

Должность санитарки вводится из расчета 0,35 должности на каждую должность провизора-технолога и фармацевта. Прием и увольнение санитарки оформляет заведующий аптекой ЛПУ. Санитарка аптеки выполняет различную работу (мытье и обработку посуды, уборку помещений и др.).

Провизор-клиницист

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 1100 коек и больше. Провизор-клиницист должен иметь фармацевтическое образование. Он принимает участие в консилиуме врачей и контролирует назначение ими лекарств, разрабатывает технологию изготовления лекарств, унифицирует ее. Назначается главным врачом ЛПУ и контролируется заведующим аптекой.

Фармацевтический инспектор

Эта должность может быть введена в штат аптеки многопрофильного ЛПУ из расчета 1 единица на 900 коек и более. Эту должность замещает человек с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 10 лет. Подчиняется он непосредственно заведующему-провизору аптеки ЛПУ, а принимается и увольняется главным врачом. Фармацевтический инспектор участвует в составлении специального плана контрольно-ревизионной работы в ЛПУ и аптеки на 1 год: проверяет особенности хранения медикаментов в кабинетах, правильность выписки лекарств, посты медицинских сестер.

О нарушениях правил хранения и расхода медикаментов в аптеке фармацевтический инспектор докладывает заведующему аптекой, заведующему отделением и главному врачу ЛПУ.

Фармацевт-сигнарант

Эта должность может вводиться в штат аптеки крупного многопрофильного лечебно-профилактического учреждения из расчета 1 единица на 800 коек, 2 единицы на 1200 коек и 3 единицы на 1600 коек. Он назначается и увольняется заведующим аптекой.

Должность сигнаранта занимается лицом, имеющим среднее фармацевтическое образование. Этот специалист обеспечивает непрерывный процесс производства лекарств, повышение профессионального мастерства персонала, улучшение качества оформления упаковки лекарственных средств.

Бухгалтер-фармацевт

Эта должность целесообразна для аптек многопрофильного ЛПУ с таким же расчетом, как и фармацевт-сигнарант. Должность занимается лицом со средним фармацевтическим образованием, знающим бухгалтерский учет. Бухгалтер-фармацевт контролируется заведующим аптекой. Бухгалтер-фармацевт обеспечивает своевременный, правильный учет всего медицинского имущества, предметно-количественный учет ядовитых и наркотических средств, этилового спирта и др.

Инженер (техник) по ремонту медицинской техники

Должность инженера целесообразно вводить в штат аптеки ЛПУ с числом коек от 600 и более. Количество инженеров зависит от насыщенности отделений ЛПУ аппаратурой. Техник должен готовить к эксплуатации всю поступающую технику, осуществлять техническое обслуживание и различный ремонт медицинской и аптечной техники, повышать эксплуатационную надежность, производить профилактические осмотры аппаратуры, делать записи о проведенных ремонтах в паспортах аппаратов и регистрировать выработку их в процессе эксплуатации, следить за работой (правильной) медицинской и аптечной техники. Периодически инструктируют медперсонал по технике безопасности.

В ЛПУ есть еще другие должности, которые могут замещаться в зависимости от профиля ЛПУ.

Аптеки в России с каждым годом все более оснащаются современной техникой, так как прогресс в аптечном деле не стоит на месте. Аптек становится все больше благодаря устойчивости экономики, увеличению уровня потребления населения, росту разработок новых методов лечения и лекарственных средств.

Очковой оптики, хирургических инструментов, минеральных вод и других медицинских товаров. Аптека ведет санитарно-просветительную работу и распространяет популярные сведения о лекарственных средствах среди населения.

В сельской местности аптека занимается также заготовкой лекарственного растительного сырья. Работа аптеки регламентируется положением, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

Существуют два типа аптеки: 1) хозрасчетные, или открытые, аптеки, производящие отпуск лекарственных препаратов по рецептам и путем ручной продажи, изготавливающие лекарства (по рецептам) и осуществляющие отпуск различных медицинских товаров всем гражданам; в этих аптеках в неотложных случаях оказывается доврачебная медицинская помощь; 2) аптеки лечебных учреждений, или закрытые, изготавливающие лекарства по рецептам врачей для больных, находящихся в данном лечебном учреждении, и обеспечивающие эти учреждения всеми видами медицинского имущества. При может быть также организована продажа медикаментов больным через аптечные ларьки (киоски).

Аптеки размещаются в отдельных помещениях, размеры которых зависят от объема работы. Аптеки с большим объемом работы имеют приемную (зал ожидания), рецептурную, ассистентскую, материальную, фасовочную, комнату для изготовления лекарств в асептических условиях (), кокторнй и моечную. При аптеке должен быть подвал, кладовая для хранения запасов медицинского имущества и другие подсобные помещения. В аптеке, где объем работы небольшой, в одном помещении могут быть рецептурная и ассистентская, ассистентская и стерилизационная, моечная и кокторий и т. д. Основные фармацевтические должности в аптеке заняты специалистами, имеющими высшее фармацевтическое образование; должности рецептара-контролера, дефектара и ассистента могут быть заняты и лицами со средним фармацевтическим образованием. Из подсобного персонала в аптеке работают фасовщики и санитарки (мойщицы).

Одной из главнейших функций аптеки является хранение медикаментов, с тем чтобы они не теряли своей доброкачественности при отпуске населению или лечебно-профилактическим учреждениям. Различные лекарственные средства могут изменять свои качества под влиянием неодинаковых причин, поэтому существуют отдельные правила для хранения каждой группы медикаментов (например, правила хранения в аптеке препаратов, изменяющихся под действием света, температуры, правила хранения легко летучих веществ, газов, огнеопасных и взрывчатых веществ и т. д.). Существуют особые положения о хранении ядовитых и сильнодействующих веществ (см. , ), лекарственно-растительного сырья, витаминов и отдельных лекарственных форм (например, растворов для инъекций, таблеток и т. д.). Имеются также правила хранения резиновых изделий, хирургических инструментов, перевязочных материалов и другого оборудования. Для многих лекарственных средств в Государственной указан предельный срок хранения и условия хранения. Сроки хранения, или сроки годности, лекарственных средств варьируют от нескольких месяцев до нескольких лет. Фармакопейный комитет наблюдает за выполнением этих указаний и по истечении отмеченного в документе срока, если нет изменений внешнего вида лекарственного средства, производит проверочный анализ. Препараты, сохранившие доброкачественность, подлежат хранению и реализации в течение времени, указанного дополнительно (обычно это примерно половина первоначального срока). Лекарственные средства, не имеющие установленного срока хранения, проверяют при появлении изменений внешнего вида. Сроки хранения исчисляют со времени изготовления лекарства, а для растительного сырья - со дня поступления на склад изготовителя. Сроки хранения могут изменяться, и работникам аптеки вменяется в обязанность систематически наблюдать за состоянием медикаментов, следить за указаниями об изменении сроков хранения со стороны Фармакопейного комитета Министерства здравоохранения СССР. При появлении внешних изменений лекарственные средства должны быть подвергнуты анализу немедленно (не дожидаясь предельного срока, установленного в документе).

Впервые в нашей стране создана контрольно-аналитическая служба аптек, осуществляющая проверку качества лекарств, что призвано обеспечивать население высококачественными лекарственными средствами.

При врачебных, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах имеются так называемые аптечные пункты двух категорий: с правом изготовления лекарств и для продажи лекарств в готовых упаковках. Аптечные пункты первой категории возглавляются лицами с фармацевтическим образованием и являются филиалами аптек. В отличие от аптеки, этот пункт имеет минимум приборов и оборудования, которые предоставляются аптеке по подчиненности. Хранение, изготовление и отпуск лекарств из аптечного пункта первой категории производятся по правилам, установленным для аптек. Аптечным пунктом второй категории заведует фельдшер или другое лицо со средним медицинским образованием, которого назначает районный отдел здравоохранения.

Аптека . В СССР имеются два основных типа аптек: хозрасчетные, осуществляющие лекарственное обслуживание населения: и снабжение лечебно-профилактических учреждений, и больничные, обслуживающие лечебные учреждения, при которых они находятся. Нормативы размещения аптечной сети (число жителей, приходящееся на одну аптеку) приведены в таблице 1.

Больничные аптеки организуются при лечебно-профилактических учреждениях, имеющих свыше 100 коек.

В зависимости от объема товарооборота и рецептуры аптеки разделяются на шесть категорий. Аптеки I-IV категорий имеют специализированные отделения: рецептурно-производственное, безрецептурного отпуска медицинских товаров и др. Во всех аптеках имеются аналитические столы, а при наличии в штате химика-аналитика - кабинеты. Лекарства, отпускаемые из аптеки, подвергаются одному из видов внутриаптечного контроля.

Порядок хранения медикаментов в аптеке, изготовления, контроля качества и отпуска лекарств регламентируется Министерством здравоохранения СССР.

Состав и нормативы площади помещений (в м 2) хозрасчетных аптек приведены в таблице 2 и показаны на рис. 1.

Таблица 2
Наименование помещений Категории аптек, площадь в м 2
I II III IV V VI
Зал обслуживания населения 137 100 70 57 35 33
Ассистентская 70 45 35 20 20 -
Асептическая 15 11 9 9 7 7
Кубовая-стерилизационная 15 12 9 7 7 7
Кабинет химика-аналитика 7 7 - - - -
Моечная 20 15 12 10 7 5
Расфасовочная 20 13 10 - - -
Материальные комнаты 135 85 60 50 25 15
Кабинет управляющего аптекой 8 8 8 - - -
Контора 15 10 8 10 10 8
Комната отдыха 20 12 10 7 7 -
Санитарный узел 4 4 2 2 2 2
Помещения для хранения запасов и другие подсобные (в подвале) 196 126 104 85 30 20
Всего 662 448 337 257 150 97

Помещения для больничных аптек предусматриваются типовыми проектами больниц (рис. 2).

Рис. 1. Планировка аптеки II категории: 1 - комната отдыха; 2 - хранение перевязочных материалов; 3 - распаковочная; 4 - материальная рецептурно-производственного отделения; 5 - расфасовочная; 6 - моечная; 7 - кубовая-стерилизационная; 8 - гардероб; 9 - санитарный узел; 10 - хранение кислорода; 11 - хранение минеральных вод; 12 и 13 - материальная отделения безрецептурного отпуска; 14 - отделение безрецептурного отпуска; 15 - отделение оптики; 16 - зал обслуживания посетителей: 17 - материальная отделения оптики; 18 - рецептурная; 19 - ассистентская; 20 - асептическая; 21 - кабинет химических анализов; 22 - контора; 23 - комната дежурного; 24 - кабинет управляющего; 25 - касса.


Рис. 2. Планировка аптеки больницы на 400 коек: 1 - асептическая; 2 - кубовая-стерилизационная, 3 - ассистентская; 4 - кабинет заведующего; 5 - рецептурная; 6 - моечная; 7 - комната для ожидания; 8 - материальная.



Просмотров