Формы существования долговых обязательств рф. Долговые обязательства

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный (муниципальный) долг включает прямые и условные обязательства. Прямой долг подразумевает ценные бумаги, банковские и бюджетные кредиты.

В мировой практике встречаются различные подходы к учету условных обязательств: гарантий и просроченной кредиторской задолженности (бюджета, бюджетных учреждений и унитарных предприятий и др.), а также судебных исков.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Существует несколько вариантов учета суммы предоставляемых государством гарантий в объеме долга (их выбор зависит от практики предоставления гарантий, существующей в данной стране): гарантии могут совсем не включаться в состав долга, включаться с учетом вероятности наступления гарантийного случая или включаться в размере полной суммы обязательств.

Первая схема оправдана, если гарантии не используются как инструмент «отложенного платежа» и вероятность того, что следует осуществлять выплаты по гарантиям, очень мала. В случае применения второй схемы разрабатываются методики, определяющие вероятность наступления гарантированного события на основании финансовой отчетности предприятий и органов власти нижестоящего уровня, но обязательствам которых предоставлены гарантии. Третий вариант учета гарантий принят в Российской Федерации, поскольку в 1990-е гг., была распространена практика предоставления гарантий как формы «отложенных расходов» (гарантия предоставлялась с учетом того, что гарантируемые средства не будут возвращены основным заемщиком и через какое-то время гарантию необходимо будет погашать за счет бюджетных средств).

Расхождение также касается методов учета просроченной кредиторской задолженности в объеме долга. По российскому законодательству кредиторская задолженность учреждений, но которым бюджет несет субсидиарную ответственность, не учитывается как долговое обязательство органа власти, хотя в 1990-е гг. кредиторская задолженность достигала порядка 10% ВВП. При этом, так как орган власти несет субсидиарную ответственность по долгам (например, унитарных предприятий), в случае обращения кредитора в суд государству придется нести ответственность по этой задолженности.

Таким образом, при оценке объема долга в Российской Федерации необходимо помнить, что, с одной стороны, суммы гарантий скорее всего завышены по сравнению с объемом, который может быть предъявлен к погашению, с другой стороны, у организаций, по которым орган власти несет субсидиарную ответственность, может существовать значительный объем просроченной кредиторской задолженности, которая также может потребовать погашения.

Заимствования могут различаться по срочности:

  • краткосрочные (менее одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет включительно).

Краткосрочные займы привлекаются в основном с целью покрытия временных сезонных разрывов между расходами и поступлением налоговых платежей. Долгосрочные займы привлекаются для финансирования строительства школ, мостов, дорог, аэропортов, а также для финансирования долгосрочного бюджетного дефицита.

Среди ценных бумаг различают:

  • дисконтные - предусматривают формирование дохода инвестора в виде дисконта - разницы между ценой размещения (ценой покупки ценной бумаги) и ценой погашения;
  • купонные - предусматривают ежеквартальные (иногда полугодовые) выплаты процентных платежей, размещаются такие бумаги обычно по номиналу.

Также различают бумаги с плавающей или фиксированной процентной ставкой. Для обязательств с плавающим процентом возможна дальнейшая классификация с точки зрения правил расчета процентной ставки и наличия дополнительных условий: индексируемые/неиндексируемые, т.е. предусматривающие или не предусматривающие пересчет суммы долга (его номинальной стоимости) в зависимости от изменения какого-либо показателя.

По обращаемости долговых инструментов различают рыночные и нерыночные ценные бумаги. Ценные бумаги являются нерыночными , если они выпускаются с существенными ограничениями на обращение. Ограничения могут быть следующими: полный запрет на обращение, переход собственности только в ограниченном ряде случаев, по специальному разрешению эмитента. Нерыночные ценные бумаги выпускаются, как правило, с ориентацией на конкретный сегмент рынка. Кроме собственно ограничений на обращение, как правило, устанавливаются ограничения на круг держателей нерыночных ценных бумаг. Они выпускаются в основном с ориентацией на одну из следующих групп потенциальных инвесторов: население (мелкие частные инвесторы), государственные бюджеты других уровней, иностранные государства и международные финансовые учреждения. Считается, что у надежных заемщиков доля рыночных инструментов больше.

По обеспечению бумаги выпускаются под общее или конкретное обязательство.

По условию погашения выделяют бумаги с возможностью досрочного погашения или ее отсутствием. Обязательства могут предусматривать право эмитента на досрочное погашение, т.е. эмитент может принять решение выкупить свои ценные бумаги раньше срока погашения, заявленного в момент эмиссии, а также право эмитента в будущем определять срок погашения. Условия погашения могут предусматривать возможность частичного погашения обязательства.

Кроме того, ценные бумаги могут быть подразделены на несколько категорий с точки зрения возможностей изменения сроков обращения после выпуска ценных бумаг. Если эмитент ценных бумаг обладает таким нравом, то обязательства называются отзывными , в противном случае - безотзывными.

Различные виды долговых инструментов дают возможность заемщику структурировать параметры долга оптимальным образом, чтобы заимствования были удобны как для него самого, так и для потенциальной группы инвесторов. Разнообразие инструментов повышает маневренность заемщика. Результатом грамотно построенной системы заимствований может быть снижение общей стоимости государственного долга.

Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслужива-ния сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ .

В зависимости от заемщика публичный долг подразде-ляется на государственный долг Российской Федерации, государст-венный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Под государствен-ным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обяза-тельства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта-ми международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст-венную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокуп-ность его долговых обязательств; он полностью и без условий обес-печивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответствен-но понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем иму-ществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантиро-ваны. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга ор-ганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты воз-никающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг .

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде-ляют капитальный и текущий государственный долг.

Под капиталь-ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начис-ленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государст-венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза-тельств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существо-вать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий-ской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Россий-ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ-ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде-ральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключен-ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури-зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть крат-косрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обяза-тельства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федера-ции и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением меж-дународных соглашений и договоров на уровне муниципального об-разования. Все упомянутые формы в рыночной практике использу-ются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные обра-зования.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком , который в качестве кредитных ресурсов ис-пользовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, опреде-ляемых ежегодными соглашениями.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем государственного долга субъектов РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем муниципального долга включаются:
1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.



Просмотров