Фонд защитных сооружений. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты

Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве" и в целях реализации единой государственной политики в области создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального толкования положений нормативных документов в области защиты населения, обеспечения планомерного строительства общегородских объектов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе комплексного проектирования, необходимого финансирования и совершенствования нормативных требований к размещению защитных сооружений гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (приложение).

2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Положение
о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

1. Введение

Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средствах защиты является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Москвы и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководители органов исполнительной власти и организаций города Москвы независимо от формы собственности несут персональную ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны:

строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и военное время заглубленных помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство в военное время (далее особый период) недостающих быстровозводимых убежищ гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Положение разработано на основании:

Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", постановления Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве", распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы", распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП", государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих размещение защитных сооружений гражданской обороны в пределах территории города Москвы.

2. Основные термины и определения

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является составной частью национальной безопасности страны.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город, иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.

Трудоспособное население - часть населения страны, определяемая на основании данных государственной статистики, независимо от того, участвует оно в общественном производстве или нет.

Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в границах проектной застройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Работающая смена дежурного линейного персонала организаций - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской обороне.

Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.

Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженерное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый период для восполнения недостающего фонда средств коллективной защиты населения.

Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданской обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый период.

Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и природного характера, опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсий и террористических актов.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - установленные нормативными документами требования по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на защиту населения, промышленно-производственного персонала и максимальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраструктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей и природной среде.

3. Область применения

3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при разработке градостроительных планов развития территорий, проектов планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований размещения объектов строительства, градостроительных планов земельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории города Москвы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города Москвы

Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат следующие категории населения города Москвы:

трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;

работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на территории этих предприятий или вблизи них;

работники работающей смены дежурного линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых в нормативном радиусе сбора укрываемых;

нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслуживающий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений.

5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы

5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом действующих норм и коэффициентов применительно к определению общего количества трудоспособного населения по городу Москве на текущий период времени.

5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к размещению на стадии разработки документации по планировке территории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию населения.

5.2.1. На стадии разработки документации по планировке территории определяется общее количество населения, подлежащего укрытию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской обороны с учетом существующих.

5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торгового, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потребности и возможностей по освоению подземного пространства.

5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земельных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территорий.

5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, определяется решением федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

6. Финансирование строительства и имущественно-земельные отношения

6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы, производится за счет средств города в рамках городского государственного заказа.

6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных источников финансирования, производится за счет средств застройщика.

6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещаемых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объекта.

6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство защитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета города Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования (пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по проекту численности укрываемых.

6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком (инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представлять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет документов для оформления прав собственности города Москвы на завершенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской обороны) в установленном порядке.

6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений гражданской обороны на период от завершения строительства и ввода в эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распорядительным документом Правительства Москвы (префекта административного округа города Москвы).

6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на защитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны передаются в хозяйственное ведение специализированным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

6.9. Финансирование строительства защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов бюджета Российской Федерации.

Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве"

Укрытие населения в защитных сооружениях


В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны, классификация которых представлена на рис. 4.3.1.

Рис. 4.3.1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

В результате реализации инженерно-технических мероприятий сегодня в отрасли создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья человека не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и иного характера.

Создание фонда защитных сооружений осуществляется на базе следующих основных принципов:
* защитные сооружения для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) возводятся заблаговременно;
* накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории, с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Имеющийся опыт и расчеты показывают, что наиболее эффективно в чрезвычайных ситуациях используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора режим III). Такие убежища обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.

Кроме того, в убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и другие.

Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков, проведения аварийно-спасательных работ.

Пребывание населения в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.

Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с "Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.

По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.

Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.

В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:
* определяют потребности в защитных сооружениях;
* осуществляют контроль за созданием защитных сооруже-
ний и поддержанием их в готовности;
* ведут учет существующих и создаваемых защитных соору-
жений.
В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в
мирное время рекомендуется:
* приспособление существующих, реконструируемых и
вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;
* строительство этих объектов.
Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ представлены в табл.4.3.1.

Таблица 4.3.1
Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
* освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
* постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
* строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
* возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах "Мероприятия гражданской обороны" территориальных и отраслевых планов, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.
Эти планы, как правило, включают:
* количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
* порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
* порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
* приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
* строительство укрытий простейшего типа.

Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшего типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.

Установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены строительными нормами и Временной инструкцией о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны от1998 года.. Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения представлена в табл.4.3.2

Таблица 4.3.2.
Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения


В целях выполнения задач по созданию и содержанию защитных сооружений МЧС России и органы управления ГОЧС на местах осуществляют следующие функции:
* принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;

* участвуют в проведении госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
* организуют согласование типовых и индивидуальных
проектов защитных сооружений;
* организуют учет существующих и создаваемых объектов;
* осуществляют методическое руководство и контроль за
созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.

Периодичность и содержание проверок состояния защитных сооружений

Состояние защитных сооружений проверяется при ежегодных и специальных (внеочередных) смотрах и комплексных проверках.

Ежегодные осмотры производятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения в военное время.

Специальные осмотры производятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.
При осмотрах защитных сооружений должны проверяться:

общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
наличие и состояние средств пожаротушения.
Комплексная проверка защитного сооружения проводится один раз в три года, для чего в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляются перспективные планы проведения комплексных проверок.
При этом проверяется:
герметичность убежища;
работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;
эксплуатация в режиме защитного сооружения в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.

Комплексная проверка состояния защитного сооружения на объекте проводится в порядке, установленном руководителями предприятия, учреждения или организации, эксплуатирующей сооружение.
Кроме проверок, планируемых руководителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляются периодические проверки по планам органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В состав комиссий по проведению проверок состояния защитных сооружений должны включаться: представители органов управления ГОЧС, соответствующие специалисты объектов экономики и служб; представители территориальных комитетов по управлению государственным имуществом.
Председателями комиссий могут быть: объектовой - заместитель председателя объекта, главный инженер, главный энергетик; районной - заместитель главы администрации района; городской (областной) - заместитель руководителя городской (областной) администрации.

Результаты проверки состояния защитного сооружения оформляются актом. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе осмотров и проверок, предложения по их устранению отражаются в журнале проверки состояния убежища (противорадиационного укрытия).

С результатом проверок должны быть ознакомлены руководители предприятий, учреждений и организаций, на балансе которых находятся защитные сооружения, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования.

На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющихся защитных сооружений, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Введение

Глава 2. Убежища гражданской обороны

Глава 3. Противорадиационные укрытия

Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

Глава 5. Простейшие укрытия

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

Глава 1. Классификация защитных сооружений

В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.

1. Общие положения

В последние десятилетия XX века и начала XXI века на вооружение ряда стран приняты новые образцы обычных средств поражения и средств их доставки, что обусловило изменение характера вооруженной борьбы. Применение обычных современных средств поражения (крылатые ракеты морского и наземного базирования, класса «Воздух – Земля» большого радиуса действия и т. п.)
в Югославии, Ираке и Ливии четко свидетельствует о вероятности активного использования в будущем указанных средств для достижения победы
над противником. Особенностью применения обычных современных средств поражения по военным объектам и объектам тыла является нанесение точечных ударов, в результате которых объект теряет свою способность к нормальному функционированию. Вместе с тем, после завоевания превосходства в воздухе
и при разрастании конфликта на территории противника не исключается вероятность нанесения бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов городов
и населенных пунктов, что неизменно приведет к гибели мирного населения.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 000
«О Военной доктрине Российской Федерации», ядерное оружие продолжает оставаться важным фактором сдерживания военных конфликтов
с применением оружия массового поражения. В случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Тем не менее, вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга невысока.

Но абсолютно понятно, что в мирное время невозможно, а в ряде случаев
и нецелесообразно (исходя из финансовых возможностей), обеспечить защитными сооружениями все население. В связи с чем, работникам органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций, не следует стремиться к достижению
100% обеспеченности установленных групп населения ЗС ГО, которая вызывает сомнение в достоверности. В части, касающейся показателя обеспеченности установленных групп населения, рекомендуется соблюдать требования приказов МЧС России ДСП и.

В соответствующих планах гражданской обороны необходимо учитывать комплекс мероприятий, который необходимо осуществить при угрозе нападения противника, а именно:

приведение в готовность к приему укрываемых всех имеющихся ЗС ГО;

ускоренную достройку строящихся ЗС ГО, при этом защитные сооружения с готовностью 50% достраиваются согласно проекту, остальные – с установкой упрощенного оборудования;

строительство для соответствующих групп населения быстровозводимых убежищ (на предприятиях) и противорадиационных укрытий,
как в категорированных городах, так и в городах и населенных пунктах,
не отнесенных к группам по гражданской обороне. При этом необходимо определить количество организаций, осуществляющих строительство, места хранения (складирования) конструкций ЗС ГО и инженерно-технического оборудования;

приспособление подвалов и иных подземных помещений под ПРУ, строительство простейших сооружений для укрытия населения,
не обеспечиваемого защитными сооружениями в планомерном порядке.

4.4. Исходными данными для проведения мероприятий по накоплению фонда ЗС ГО являются сведения, приведенные в п. п. 3.6. – 3.11.

4.5. Из основных направлений (или способов) накопления необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий)
в мирное время следует считать:

Сохранение имеющегося фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности
к приему укрываемого населения

К мероприятиям, направленным на сохранение фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности к приему укрываемого населения, относятся:

1. Проведение текущих и капитальных ремонтов , техническое обслуживание и при необходимости замена инженерно-технического оборудования с истекшими сроками эксплуатации.

Данное мероприятие требует значительных капитальных вложений и должно быть тщательно спланировано.

Справочно

Средняя стоимость капитального ремонта убежища – от 5,2 млн. рублей ПРУ – от 2,5млн. рублей (цены могут меняться.)

Для муниципального образования рекомендуется ежегодно планировать проведение 1 капитального ремонта или 2-3 текущих ремонтов ЗС ГО,
что представляется реальной возможностью.

2. Использование ЗС ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
в интересах экономики региона, развития предпринимательства и бизнеса,
в качестве мест проведения занятий спортивных секций, культурно-массовых
и иных мероприятий, подземных автостоянок и т. п.

Передача защитных сооружений, не используемых в мирное время
по прямому предназначению, на арендной основе или иных условиях
в хозяйственное ведение юридическим или физическим лицам, позволит обеспечить их сохранность. Для того, чтобы заинтересовать юридическое
или физическое лицо в аренде ЗС ГО, следует предусматривать минимально возможную арендную плату за пользование сооружением с обязательным условием надлежащего их содержания и проведения арендатором текущих ремонтов.

3. Тщательный отбор защитных сооружений, предлагаемых для снятия
с учета, и проверка документации для их списания.

Представляется, что работники органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций из-за недостаточной обеспеченности населения защитными сооружениями, в первую очередь должны проявлять высокую принципиальность при принятии решения о списании ЗС ГО, быть своеобразным барьером сокращения фонда ЗС ГО.

Справочно:

В соответствии с приказом МЧС России
«Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (в ред. приказа МЧС РФ от 01.01.2001
N 377) ЗС ГО снимаются с учета в случаях:

утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно
или экономически нецелесообразно;

проводимого нового строительства, реконструкции, технического переоснащения зданий и сооружений, осуществляемых по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО ;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО
в оперативное управление , хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО
на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 1309.

При направлении актов снятия с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией следует руководствоваться порядком, установленным МЧС России.
При этом:

акты снятия с учета ПРУ с прилагаемой документацией для согласования направляются в Южный региональный центр МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

акты снятия с учета убежищ с прилагаемой документацией
для согласования направляются в МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и Южный региональный центр МЧС России.

4. Осуществление контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

Собственники (балансодержатели) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю их состояния,
как представителям надзорных органов, так и представителям органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием

Вследствие изменения характера вооруженной борьбы в современных условиях, снижения уровня военной опасности, ограниченные экономические возможности государства, проблемы заблаговременного накопления фонда ЗС ГО для укрытия всего населения не ставятся в разряд первоочередных государственных задач.

Вместе с тем, главной задачей мирного времени следует считать накопление достаточного количества конструкций быстровозводимых убежищ и ПРУ, инженерно – технического оборудования (с учетом необходимости укрытия населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты), определить места их складирования (хранения). Важно также определить места строительства, организации (силы и средства), привлекаемые для возведения быстровозводимых защитных сооружений.

Быстровозводимые защитные сооружения (убежища и ПРУ) с упрощенным внутренним оборудованием возводятся в короткие сроки в угрожаемый период
и в военное время с применением сборных конструкций, производство которых целесообразно организовывать в районах строительства или вблизи от них. Работы, приводящие к удлинению сроков возведения (укладка монолитного бетона, сварочные работы и т. п.) или требующие квалифицированной рабочей силы, должны быть сведены к минимуму. В качестве ограждающих конструкций используются, как правило, сборные железобетонные изделия, бетонные блоки, лесоматериалы, металлопрокат, листовая или волнистая сталь, ткани и прочие подручные материалы. Применение конструкций и элементов специального изготовления нецелесообразно, так как требует больших капитальных затрат, вкладываемых задолго до возможного их использования и связанных
с необходимостью проведения существенной переоснастки и перестройки технологических линий предприятий-изготовителей.

Использование подземного пространства под защитные сооружения гражданской обороны

Указанный способ накопления необходимого фонда защитных сооружений является наиболее экономичным и менее трудоемким.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах разворачивается строительство подземных гаражей и тоннелей (переходов), складов и других заглубленных помещений. При относительно небольших затратах они могут быть приспособлены для использования в качестве убежищ и укрытий для населения.

Справочно:

Подземный гараж на 100 автомашин может быть приспособлен
для укрытия до 5 тысяч человек.

Не следует пренебрегать возможностью укрытия населения
в метрополитенах, в горных выработках, пещерах естественного происхождения
и иных подземных выработках (шахты). Такие сооружения обладают высокими защитными свойствами от поражающих факторов, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения. Что касается затрат
на их приспособление для укрытия населения, то они, как правило, меньше,
чем на строительство ЗС ГО котлованного типа.

Приспособление для укрытия населения подвальных помещений
в зданиях существующего жилого и производственного фонда , строительство укрытий простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, щели, траншеи, блиндажи и т. д.)

5. Заключение

5.1. В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в ЗС ГО как способ защиты от опасностей, возникающих
в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения)
и использованием средств индивидуальной защиты повышает надежность защиты населения. В условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, это способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

Установленная в государстве система инженерной защиты населения предполагает проведение комплекса мероприятий по улучшению содержания
и использования в мирное время имеющихся ЗС ГО, поддержанию
их в готовности к укрытию работающих смен организаций и населения, а также приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия, подготовку к строительству и строительство в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

5.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в пределах Южного федерального округа, органам местного самоуправления
и организациям, а также органам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, предоставляется право вносить дополнения
в настоящие рекомендации, применять дополнительные меры и способы для накопления фонда ЗС ГО, направленные на совершенствование условий содержания и эксплуатации ЗС ГО, поддержания их в постоянной готовности
к использованию по предназначению.

Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах Южного федерального округа рекомендуется изучить данные рекомендации, внести дополнения и изменения применительно
к условиям социального и экономического развития региона.

Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.

Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:

1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

в) приспособление под убежища метрополитенов;

г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений

Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основ­ным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.

К объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:

– в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежа­ния из расчета 0,55х1,8 м на человека;

– норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъя­русном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помеще­ниях пунктов управления 2 м 2 /чел;

– количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;

– высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за выче­том объемов помещений дизельной и тамбуров);

– для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).


– в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, при­боры, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское иму­щество;

– для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависи­мости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;

– один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;

– для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;

– входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);

– электроснабже­ние убежищ необхо­димо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляет­ся либо от сети го­рода (предприятия), либо с помощью за­щищенной дизель­ной электростан­ции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусмат­риваются местные источники освеще­ния (переносные электрические фо­нари, аккумулятор­ные светильники);

– каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления пред­приятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;

– водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;

– отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоя­тельным ответвлениям;

– в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются ос­новные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рас­считывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного при­легания;

– трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определен­ные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электро­проводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы ото­пления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).

– приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и уст­ройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные

укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.

– защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, две­рей, заделкой окон и других элементов;

– для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устра­ивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, пере­крытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).

– для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, от­верстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;

– двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотны­ми материалами, а их края - пористой резиной.

Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:

– чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обыч­ной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;

– фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или уг­розе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убе­жищ - не менее 2м 3 на одного укрываемого в час;

– полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприяти­ях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.

Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные уст­ройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и под­пора.

Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защи­щенным электропитанием - с электрическим.

Для защиты от пыли обычно используют ячей­ковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, зак­репленную пружинными защелками в установоч­ной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.

Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:

1 – сетка;

2 – обойма ячейки;

3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.

Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных но­меров, образующими три слоя. Размеры отвер­стий в сетках и относительные площади их се­чения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к по­верхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.

Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со смен­ными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.

Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра

Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ)и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) использу­ются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.

Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель

Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а ко­лонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очис­тки воздуха в зависимости от потреб­ностей.

Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)

В убежищах относительно неболь­шой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации возду­ха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.

Для создания подпора воздуха в со­оружениях могут использоваться ката­литические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кисло­родом воздуха до углекислого газа.



Просмотров