Ферапонтов монастырь. Ферапонтов белозерский богородице-рождественский монастырь

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Фрески Ферапонтова монастыря

В одном из отдаленных районов Вологодской области, близ города Кириллова, находится древний монастырь, основанный в XIV веке московским монахом Ферапонтом. Более 600 лет назад возник он с небольших рубленых келий. Со временем к монастырю стали отходить окрестные земли. В монастырскую казну потекли денежки, на которые приобретались новые земли и деревни, а также приглашались мастера для строительства каменных крепостных стен, храмов и других зданий. Приобреталось и много книг: Ферапонтов монастырь завел огромную библиотеку, переписываемые по заказу книги рассылались отсюда по всей Руси.

В самом начале XVI века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было. Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев (плотников, штукатуров, левкасчиков и др.) выполнила за два с небольшим года.

Собор Рождества Богородицы

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые исследователи (в частности, Г. Чугунов) считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Акафист Богородице если и включался в роспись, то занимал обычно незначительное место где-нибудь в приделах храмов. Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся. Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной. Главная задача для него — акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!».

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — заполнено сияющей живописью. Дионисий охотно отдается ярким впечатлениям жизни, он может упиваться пестрыми узорами драгоценной парчи, яркими красками заморских шелков, сиянием камней-самоцветов.

«Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром. Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира. Ритмическое построение сцен, движение фигур говорят о наблюдательности и гениальном мастерстве художника, а жизненные впечатления Дионисий всегда переводит в область прекрасной и возвышенной поэзии. Даже самые обыденные персонажи — слуги, наполняющие сосуды вином, или слепые нищие, питающиеся жалким подаянием, — на фресках приобретают особое благородство и достоинство.

Брак в Кане Галилейской

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.

По мнению многих исследователей, этот образ напоминает «Пантократора» из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне — в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора.

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне — сонмы певцов славят Марию, как во чреве носившую избавление пленным».

На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе — как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Марию уже не певцы и не святые, а русские люди.

Покров Богоматери

Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи. На западном фасаде хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам (позже в этой части собора была выстроена паперть, и роспись оказалась внутри храма).

Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний — деисус, средний — сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний — архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм».

Портальная фреска — это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны — родителей Марии. Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников. В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения совершенно самобытные. Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем.

Ласкание и Марии

Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Обычно эту сцену другие мастера изображали как полную драматических объяснений Иоаким устремлялся к жене, и Анна отвечала ему не менее выразительной жестикуляцией. У Дионисия даже похожего ничего нет. Его Иоаким уже знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний». Анна на фреске Дионисия не делает попытки встать, не тянется к еде. Исполненная достоинства и смиренной благодати, она сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее. И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства.

Рождество богородицы

Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии». Композиционный центр этой части фрески — золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Купание Марии

Исследователи отмечали, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. Специалисты (правда, не все) считают, что при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, поэтому его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода.

В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши. Знаток старины С.С. Чураков выдвинул гипотезу, что водоем символизирует источник «божьих щедрот», а получающие их люди составляют одну семью — муж, жена и их сыновья. Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына — Владимир и Феодосий.

С. С. Чураков считает, что реальные люди введены Дионисием и в другую композицию. Так, в сцене «Страшного суда» среди фрязинов (иноземцев) художник изобразил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Кремле Успенский собор. И действительно, этот портрет очень выразителен: голова изображенного несколько откинута назад, большой лоб, нос с характерной горбинкой, карие глаза, бритое лицо, лысый череп... Перед зрителем предстает человек немолодой, независимый, умудренный опытом и знаниями, не преклоняющийся даже перед властелинами. Пока это только еще гипотеза, на которую, возможно, дадут ответ будущие исследования.


Текст Надежды Иониной

Возможно, этот пост покажется вам не совсем интересным – мало репродукций, оставляет желать лучшего их качество (впрочем, мне кажется, это просто невозможно передать в фотографии), много текста (предупреждаю сразу) - но мне очень хотелось напомнить вам о великом Мастере, посвятившем всю свою жизнь одному проекту. ОДНОМУ - но какому!!! Московский фотохудожник и издатель Юрий Холдин - единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки, сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства. Кстати, жители и гости Москвы могут увидеть его работы - в Музее православного искусства Храма Христа Спасителя теперь есть постоянная экспозиция работ фотохудожника Юрия Холдина. Кроме того, существует передвижная выставка работ его проекта «Свет фресок Дионисия – миру».



Итак, Юрий Иванович Холдин. Нет. Сначала Дионисий, вернее, его фрески. 21 сентября 2012 г. знаменитым фрескам великого Дионисия в Ферапонтовом монастыре исполнилось 510 лет. Фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - единственный в России памятник средневековой русской художественной культуры XI-XVвв. с полным циклом росписей (это подчеркиваю, а то подумаете, что вообще единственный), сохранившихся в первозданном виде. Только по этой причине они имеют уникальное значение, не говоря уже о том, что писал их мастер, которого его современники называли "мудрым", "пресловущим паче всех в таковом деле", "началохудожником живописания" на Руси. Площадь фресковой живописи составляет около 700 кв.м. и включает в себя порядка трехсот композиций художника. Фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. О гениальном Дионисии и Ферапонтовом монастыре писать не буду.


Ансамбль Ферапонтова монастыря - памятник истории и культуры федерального значения на территории Кирилловского района Вологодской области



Фрески Дионисия в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Юрий Холдин родился 15 августа 1954 года. Окончил Университет Искусств в 1979 году, ВГИК. Работал в кинематографе. С 1990 года погрузился в православную тематику, стал фотографировать. В этот период он снимает Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Издает альбом своих фотографий "Московский некрополь. Новодевичий монастырь". Начинает работать над серией "Фрески Руси". С 1995 года снимает фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Итогом работы стал просветительский проект "Свет фресок Дионисия - миру", в рамках которого запечатленные Юрием Холдиным фрески Дионисия экспонировались в 2006 г. в Государственной Третьяковской галерее, Новом Манеже на выставке "Свет Православия" в рамках Образовательных Рождественских чтений (2007 г.), Российском государственном гуманитарном университете, Новгороде, Костроме, Ярославле, Санкт-Петербурге. Одной из наиболее значительных работ мастера в последние годы стал художественный альбом "Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого". Юрий Холдин являлся одним из основателей и президентом Фонда "Фрески Руси". Его профессиональная деятельность протекала в России и других странах.





Дионисий с сыновьями расписал храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря за 34 дня. Холдин снимал комплекс этих фресок 10 лет! Столько времени понадобилось не только для того, чтобы охватить всю настенную живопись. Рассматривая работы мастера, вспоминаешь буквальный перевод слова «фотография» - «светопись». Обычно фрески снимают ночью, при искусственном освещении, благодаря чему получаются достаточно жесткие контуры с непроницаемыми пятнами черных теней. Хуже всего выглядит то, что написано на вогнутых поверхностях храма. Авторский метод Юрия Холдина позволяет фотографировать днем: «Мы взяли за эталон передачи цвета фресок Дионисия летний солнечный день, когда охра вспыхивает, загорается празднично, и в то же время можно воспринять это и как богослужебное время, когда загораются свечи и охра окрашивается в такой теплый золотистый цвет, а голубая и синяя краски немножко успокаиваются. И вот только тогда у нас стало получаться. Но эта работа не лежит в области репродуцирования или в области фотофиксации, потому что это уже интерьерная постановочная съемка. Конечно же, мы работали со светом, пространством и образом, в том числе и с образом композиций Дионисия. То есть для нас было все важно - и окно, и рамы, и стяжка, и пол, и дверь, - и, конечно же, фрески». Это уникальная работа и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. Сам Холдин все время сравнивал себя с переводчиком - перевод с языка иконописи на язык светописи, то есть фотографии. И тут, как и в работе любого переводчика, главное - добиться максимальной точности художественной и смысловой. Ни капли ретуши и, как бы сейчас сказали, фотошопа. Даже трещинки - как живые. Кроме того, фотохудожник, вопреки искусствоведческим приемам ХХ века, не стал репродуцировать фрески, а начал работать с пространством.



Богоматерь на престоле с архангелами Гавриилом и Михаилом

Святитель Николай Мирликийский

Собор Рождества Богородицы - северо-восточная часть


Первый Вселенский Собор


Архангел Гавриил (франмент фрески " Благовещиние ") - слева; " О, Всепетая Матерь"

"Благовещение"


"Сон и ласкание Марии"


"Купание Марии"

"Поклонение волхвов"


"О Тебе радуется... " Богородица со святыми


Брак в Кане Галилейской

Великомученик Георгий

Праведный Иосиф. Фрагмент фрески " Бегство в Египет"

Я познакомилась с работами Юрия Холдина на выставке в Коломенском. Если говорить честно, то я не сразу поняла, вернее, осознала, что это фотографии. Я наклонялась к ним, чтобы разглядеть лучше. В голове крутилась дикая мысль: «Неужели их сняли со стены и окантовали?» Глядя на слишком реалистично представленного Дионисия, не сразу понимаешь, что за фотографическими фресками огромный труд другого мастера, глазами которого мы теперь можем видеть фрески, значительно реальнее, чем в родных стенах собора. Те, кто бывал там хоть раз, понимают, как недостаточно получасовой экскурсионной программы, чтобы «объять необъятное». А можно проделать огромный путь и не попасть в собор - на открытии выставки в Храме Христа Спасителя о собственном печальном опыте говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кроме того, композиционная выверенность и колорит фото-фресок, создающих эффект присутствия в самом соборе, позволяет нам многое видеть теперь без перспективных искажений. Как пример, такого Иоанна Предтечи не видели и те, кто бывал в Ферапонтовом монастыре. Этот образ высоко, его видимость зависит от света, а свет - от времени дня, года и погоды. Работы Холдина дают недостижимую в музее возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий.


"Притча о девах разумных и неразумных" . Разрез по центральному продольному нефу

Разрез по центральному поперечному нефу – вид на запад. После получения благой вести Мария отправилась к сестре своей матери Елизавете - жене священника Захарии, будущей матери Иоанна Предтечи.

Собор Рождества Богородицы - наружная роспись западного портала

Фрагмент северной стены собора Рождества Богородицы

Работа Юрия Ивановича Холдина не была заказом, не финансировалась. Его единственной опорой стала семья, жена, которая не роптала (хотя приходилось жертвовать многим), чтобы дать возможность мужу закончить съемку древнего шедевра. Холдин не шел ни на какие компромиссы, когда речь заходила о качестве и съемки, и печати. Те отпечатки, что на сторонний взгляд выглядели вполне приличными, но, с его точки зрения, не соответствовали цвету фресок в Ферапонтове, он уничтожал. Аргумент, что это - выбрасывание денег на ветер, не принимал вообще. Любая из его фотографий уникальна: от каждого кадра осталось по одному авторскому отпечатку. В применении к фотографии - это парадокс. Но Холдин занимался не просто фотографией, а переводом с языка иконописи на язык светописи. Переводом виртуозным и верным. Мастерство фотографа от глубокого понимания древнерусского искусства здесь не отделить. Бог ведает, сколько времени посвятил художник разработке уникального метода фотовоспроизведения фресок. Все это останется тайной Юрия Холдина. Он погиб во время съемок утренней Москвы - в воскресенье 29 июля 2007 г. около пяти утра, - сорвался с 11-го этажа дома, где жил. Произошло обрушение карниза, на котором стоял Мастер...

Понимаю, что много получилось текста, но не поленитесь, прочитайте, пожалуйста, статью Гузель Агишевой. Вы лучше узнаете этого удивительного человека и Мастера.

Был такой подвижник, Юрий Холдин, открывший нам великого русского иконописца Дионисия - автора фресок в Ферапонтовом монастыре

Исполнилось 510 лет фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Скажем откровенно: мало кто туда доедет. А если и доедет - мало что увидит. Пускают всего-то на 15 минут, за это время даже самый искушенный в иконописи человек с самым зорким зрением не в состоянии объять гений Дионисия. Но! Был такой подвижник, Юрий Холдин, который открыл нам Дионисия. И это не преувеличение. Чтобы оценить его труды, надо прийти на выставку в храм Христа Спасителя. Эта экспозиция продолжает дополняться новыми работами из архивов фотохудожника и с благословления патриарха будет теперь постоянной.

В начале 1990-х Холдин был уже известной личностью - имел международные награды за ассоциативную фотографию. Мог бы заниматься коммерческой фотографией, делать деньги. Но «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». Он отправился в 1992-м на Соловки, чтобы через судьбу монастыря рассказать о судьбе России. Отснял большой цикл о «соловецкой Голгофе» и возвращении монастыря. Не дождавшись понимания, сложил в стол огромный труд, успев издать в Италии лишь небольшой альбом. Позже, паломничая по русскому северу, заехал с другом, поэтом Юрием Кублановским, в Ферапонтов монастырь. Бывает ли такое случайно? Увидел в храме Рождества Богородицы фрески Дионисия и уже не смог от них оторваться. Ферапонтов стал смыслом его жизни. 12 лет, до самой своей трагической гибели, Юрий Иванович Холдин отдал Дионисию, тому, как без искажений показать людям этот знаменитый, но, по сути, неизвестный миру шедевр.

В то время считалось правильным для передачи истинного цвета снимать фрески ночью, под жестким фронтальным искусственным освещением. Холдин этот стереотип разрушил. Он задумался о том, какую световую среду мог держать в уме Дионисий, расписывая храм? Стал изучать, как естественный свет воздействует на наше восприятие пространства и цвета в соборе. Подтверждение его поисков пришло из Италии - вместе с выставкой «Джотто в Падуе», которую в 2004-м привезли в Россию. Итальянцы соорудили из дерева макет капеллы и обклеили его изнутри снимками фресок Джотто. Плоскими. Кто-то над этим посмеялся, назвал консервами. А Холдин уже знал, почему возникло это ощущение. Потому и определил себе сверхзадачу: ощущение должно быть таким, будто попадаешь в единое цветовое пространство собора.

Целый год исследовал стенопись, просчитывал свет, при котором колорит Дионисия раскрывается наиболее гармонично, чтоб не довлела ни теплая, ни холодная краска, чтоб охра загоралась, а голубец мерцал, не было провалов и неизбежных черных теней: И нашел единственно верный для решения поставленной задачи камертон: полдень солнечного дня - вот когда замысел Дионисия полностью раскрывается. Конечно, это же кульминация Божественной литургии! Но ведь дневной свет очень переменчив, а значит, правильно передать цвет в условиях дневной освещенности невозможно? Холдин нашел свой узкий путь преодоления этой проблемы. Семь лет ушло на решение сложнейших технологических задач свето- и цветопередачи, чтобы вызвать у зрителя ощущение неотмирности образов, их парения в световоздушном пространстве храма. И в итоге, как высказался один батюшка-художник, «явил миру Дионисия без единой тени земного мира». Его альбом «Сквозь пелену пяти веков» (2002) стал событием мирового значения. 300 композиций, или 700 «квадратов» росписи! Здесь было все - объем, цвет, свет, фактура. Фактически - факсимиле самого Дионисия! Кстати, о факсимиле: Дионисий не подписывал своих творений, не принято было это у древнерусских иконописцев. Но в Рождественском Богородицком соборе Ферапонтова монастыря подпись оставил - в простенке северной двери храма: «А писцы Деонисие иконник съ своими чады. О владыко Христос всех царю, избави их, Господи, мук вечныхъ».

Выставочные работы Холдина уникальны - все экспериментальные экземпляры, где больше полпроцента гуляния цвета, были им уничтожены. Он был тверд в понимании своей ответственности за Дионисия: «После меня не должно оставаться брака». Тиражировать холдинские работы - задача наисложнейшая. Считая, что «цифра» - всего лишь промежуточный информационный продукт, за основу съемки он брал слайд, объект той же водоэмульсионной природы, что и сама фреска. И, сканируя каждый раз под нужный размер, добивался особого звона: передать каждую композицию без малейшей потери качества, чтобы у зрителя появлялось ощущение, что он видит саму фреску. И он этого добился - многие подходят, щупают:

О профессиональной требовательности Холдина ходили легенды еще при его жизни. Ею он раздражал многих. Раньше искусствоведы словами описывали то, что потенциальный зритель должен был принять на веру: одежда ангела такого-то цвета, крыло - такое-то: А тут нате, вот вам работы Дионисия, без малейших искажений! Пойдешь в храм - так не увидишь: неизвестно, в какое время суток тебя туда запустят, да и то на 15 минут! И монбланы кандидатских с докторскими, с их камланием и откровенной отсебятиной, которую принято называть научной трактовкой, полетели к черту! Потому что пришел один такой умный «фотограф» и 12 годами своего истового, подвижнического труда, ведомый талантом, интуицией, прозрением, поставил все дело с головы на ноги.

Показав Дионисия, Холдин дал нам небывалые возможности для исследований, и благодаря такому прорыву уже открылись интереснейшие вещи. Не мелочи какие-то, а, может, главное в творчестве иконописца: мы увидели светоносный центр работ Дионисия. В советские времена - почувствуйте разницу - это называлось пустым центром! А оказалось-то, что вовсе он не пустой, а светоносный. Ибо главное, чего добивался иконописец Дионисий, - это передать Божественный фаворский свет! Так фаворский свет творений Дионисия пять веков спустя открылся нам благодаря Холдину.

Смотрю съемку 2006 года - Юрий Холдин с Саввой Ямщиковым в Третьяковке дают пресс-конференцию. Холдин красивый, легкий, словно нарисован перышком, с открытым, ясным лицом. Говорит спокойно, просто. И когда через год он упал во время съемки с 12-го этажа, никто не верил в несчастный случай. Рассуждали про неестественную траекторию полета, и дело уголовное было открыто. Но Катя, его жена и самый верный помощник, говорить об этом не хочет. Она с удовольствием рассказывает о его деле, смеется, вспомнив, что как-то пожаловалась ему на недостаток денег, на быт, на детей: ведь почти все личные средства из семейного бюджета годами шли на движение проекта. И как в ответ появилось на стенке над ее письменным столом изречение из Нового Завета: «Горе мне, если я не благовествую». Считал, что надо быть готовым к восприятию Божьей милости. Он был готов.

Гузель Агишева

Статья «Второе пришествие Дионисия». Газета «Труд» из номера 169 за 20 Ноября 2012г.

Ну это даже как-то и оценивать сложно, такую древность. Конечно это чудесное чудо. Такая сохранность в таком климате. Монастырь смотрится отлично. Очень правильная организация подачи материала. Сначала просмотр и рассказ где и что смотреть, потом сам рассказ

Маленький, почти карманный монастырь, белоснежный. Зимой народу практически нет. Приехали специально посмотреть фрески. Для работ 500-летней давности очень хорошее состояние. Хорошо, что до личного знакомства с фресками проводят ликбез с помощью фильма.

Константин ★★★★★

(22-06-2017)

Нередко сюда заезжали полюбоваться, но давно не были в музее. В этот раз решили пройти весь. Экспозиция состоит из 4 частей, билеты по отдельности. В сумме порядка 500р на взрослого (в т.ч. 250р - собственно фрески), пенсионерам скидка процентов 20. Можно оплатить картой.
К фрескам запускают группами по расписанию, перед этим показ документального фильма. Посетили также церковь. Мартиниана и верх и низ трапезной (церковное искусство и предметы народного быта).

Ферапонтово, порядка 130 км, дорога хорошая. Придумывать восхитительные эпитеты для данного места не стоит. Если Вы не приобщались к росписям фрескам Дионисия в соборе Рождества Богородицы, Вы, скорее всего счастливый человек – Вам есть куда стремиться, чтоб открыть для себя Прекрасное. А увидев росписи, Вы просто вбираете в себя Великую красоту мастера, иногда можете и воспарить к куполам. Предвидя мимолетность в общении с сим местом мы заранее договорились с наиболее знающим специалистом музея Еленой Николаевной, она научный сотрудник заповедника с 30- летним стажем, знания не ограничены теми же куполами. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Мы провели с ней два часа, при этом беседуя в основном именно по росписям. Для себя удалось понять, как родилось столь не каноническое творение. Ферапонтов находиться в такой глухомани, что здесь мастер мог позволить себе отойти от прописных канонов, над ним не висело око церковников, старающихся представить веру как паству вечно в чем-то кающихся грешников. В Ферапонтово мастер просто творил как сам ощущал Веру – праздником души. Потому и получились у него все фигуры движущимися, и вера в его фресках получилась радостная, дающая человеку внутреннюю душевную благодать,

Монастырь маленький, но очень хороший. Смотрится красиво. Фрески, достаточно интересно с исторической точки, когда они были написаны, а так конечно не особо. Но посмотреть один раз стоит конечно. Музеи и выставки слабенькими показались. И конечно это не должно стоить таких денег, сколько берут за билеты.

Александр ★☆☆☆☆

(15-01-2016)

Удивляет в первую очередь хамство и "бычка" как стандартный способ общения с приезжими и угрюмость местных. Хамят все - продавец в магазине, водитель микроавтобуса (не рейсового, а заказного, получившего 6000 руб на 3 часовой маршрут), хозяйка дома, который снимали не за гроши на всю компанию. Хамят и грубят безо всяких причин, в ответ на улыбки и вежливость.
На ходу повышают цены, несмотря на предыдущие договоренности.
Места прекрасные, странно, что совсем неподалеку, например в Каргополе, люди крайне отзывчивые и приветливые.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сам монастырь прекрасен, и архитектура, и атмосфера.

Очень маленький, "карманный" монастырь. Что интересно - он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО не только из-за своих фресок, но и как образец монастырского русского строительства того времени.
Церковь Рождества Богородицы архитектурно очень простая и скромная. Фрески изумительные, чУдные. Они словно "поют". Не повредит ли им круглогодичный доступ?!
Есть действующая церковь Богоявления, внутри очень хорошо и благостно, хотя пространства мало и темно (темнота в этой церкви добавляет ощущения таинственности). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В церкви имеется чудотворная икона Божьей Матери "Скоропослушница" - по словам свечницы, она имеет особенную благодать помогать при бесплодии.

Скажу сразу, в Ферапонтово приезжают практически с единственной целью: посмотреть фрески великого иконописца Русского Средневековья Дионисия (они сохранились только здесь). Поэтому, если вы не особенно интересуетесь этим видом искусства, то можете быть и разочарованы. Для человека увлекающегося иконописью вопрос денег и остального на первом месте не находится. Каждому свое. А отреставрированы фрески действительно идеально, Рублев в Успенском соборе Владимира или Великий Новгород и близко не стоят. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Совет: приезжайте в не туристический сезон (мы например были в апреле), тогда рассматривать творения Дионисия можно сколько угодно.

Про музей фресок Дионисия я знаю очень давно, поэтому как только выпала возможность, приехали туда с женой. Впечатления двоякие: с одной стороны, уникальные росписи известного мастера в отличной сохранности; с другой - ожидание чего-то большего. Вообще испытал двойственные ощущения от всего в Ферапонтово. "Парадная" (южная) сторона монастыря выставляет напоказ полуразвалившийся забор, нелепые огороды и ветхие сараи, которые портят вид; но с северной стороны - прекрасное озеро, чистый берег и сосны. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Монастырский двор чистенький, но маленький. Кроме фресок Дионисия смотреть особо нечего. За цену билета (250 рублей) становится особенно обидно тогда, когда смотрительницы пытаются заставить платить отдельно за фотосъемку.
Из-за упомянутых в видеофильме мастеров Возрождения (Леонардо, Рафаэль и проч.) - современников Дионисия сравнение для непрофессионала получается не в пользу русского мастера (проверено на других посетителях). Пожалуй, нужно хорошо знать, зачем ты едешь в Ферапонтово, чтобы избежать разочарований.

Если оказались в Кириллове, то обязательно надо заехать в Ферапонтово. Красивое место, красивые фрески, но это никак не стоит 250 руб. за билетик!!! За посещение других достопримечательностей на территории монастыря надо еще заплатить по 200 руб. с носа. Мы остановились только на фресках + в цену билета входит просмотр фильма на 10 минут. Все четко по времени: зашли в 16,15 - посмотрели фильм про фрески - вышли - зашли в храм в 16,30 - посмотрели 10 минут - вышли, т.к. на пятки наступает следующая группа. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Это просто музей и никак иначе, но посетить один раз вполне можно.

Монастырь небольшой, но очень приятный. Расположен в живописном месте на берегу озера (точнее между Бородаевским и Паским озерами). Собор Рождества Богородицы работает как музей фресок - стенопись Дионисия сохранилась с 1502 г (проводились некоторые работы по консервации красочного слоя, но не реставрации, которая подразумевает восстановление). В церкви прп. Мартиниана находится рака с мощами прп. Мартиниана (единственная деревянная резная рака древней Руси, сохранившаяся полностью). В Трапезной палате -выставка старинных монастырских икон, а также живописи. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Действующий Храм в честь Богоявления Господня (надвратная церковь).

Были в новогодние каникулы. На фрески покупается отдельный билет, цена - 250 руб. В сам музей не пошла, т.к. была давняя мечта увидеть именно фрески. Опасалась, что будет много народу. Но фильм смотрела в гордом одиночестве, в самой церкви было 4 чел. + смотрительница. Так что в организационном плане все хорошо.
Что касается самих фресок.... Для меня эталоном в этом виде искусства является роспись церкви Пророка Ильи в Ярославле. Кто видел, тот поймет. Здесь и палитра другая, пастельная (голубой, охра, коричневый) и стиль. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, конечно, вопрос еще в том, что фрески Дионисия не поновлялись, а 500 лет - все-таки срок! Попыталась представить себе, как это выглядело свеженарисованное - наверное, здорово!
Подводя итог: один раз это посмотреть точно стоит.

Красивая природа, монастырь, тишина, мало людей. Был бы художником - сидел бы и рисовал пейзажи. Цены на фрески Дионисия согласен завышены, спасло пенсионное) Но их надо обязательно посмотреть!!! Фоткать не разрешают, но выдают листок с фотками и размещением фресок.

Как место - великолепное! Чудесные края - тишина, да водная гладь, невероятные пейзажи! Как музей - убого, да еще и дорого! Билеты в Эрмитаж стоят дешевле. За осмотр фресок - 250р., за остальной музей 210 р., который представляет из себя музей крестьянского быта, выставку местных художников (мы попали на картины, изображающие солнечную Италию...) и деревянную ц. Ильи Пророка в селе Цыпино - пожалуй самое интересное из этого. Кроме того, чтобы посмотреть разные экспозиции пришлось искать смотрителей, чтобы нам их открыли. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Но несмотря на все, приезжайте архитектура и природа того стоят!

Посетили монастырь вчера. Заказали экскурсию в собор на осмотр фресок,(1500 до 5 человек). Слушали с удовольствием, очень понравилось, стоит потраченных денег. Какое преимущество посещать подобные места вне сезона, гуляй и смотри спокойно. К сожалению дул жуткий холодный ветер, поняли, что мы на севере, поэтому не сомогли посетить другую эскурсию по монастырю, но впечатления и так великолепные. Кстати понедельник в музее выходной день. Вот только поесть было негде: гостиница работает, а ресторан...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Как то это место не располагает к разговорам-больше к
размышлениям!Особенно, когда солнце прорвется сквозь узкие окна и выхватит фрагмент ПРОШЛОГО, которое как настоящее!
Устроенные теплые полы теперь и зимой допускают людей
к этим шедеврам.В такой глухомани(с такими дорогами!)и
такая звонкая красота!

Музей! Как музей, слаб и не устроен почти. Все внимание фрескам, которые сначала почти 70 лет губили, теперь восстановили. Кстати, в храмах, где идут службы - плесень и грибок с которыми борются, совершая подвиг, реставраторы - не живут вообще...А там где служба недавно восстановлена - очищаются зачастую сами по себе росписи.
Что-то видимо не дает плесени жить там где служат...
Территория ухожена слабо. Такой памятник! И такое практически небрежение... Разрухи нет, но и любовного ухода нет тоже. Что не удивительно. Денег музею никто не даст. На храм дадут а музею нет....
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Храмов с подобными росписями видел много. Но видимо с такими старыми росписями больше нет.
Место само по себе удивительной красоты. И озеро и сосны и монастырь на холме
Музей крестьянского быта - склад прялок и ткацких станков. Не более. Очень интересная галерея картин местных художников. Очень светлые радостные работы.
Есть малюсенькая надвратная церковь... взгляда ничего не зацепило в ней.
Но посетить нужно обязательно. Я собственно затем и ехал в Вологду.
Дорога из Вологды. Местами отличная, местами заплатка на заплатке.

Елена ★★★★★

(27-07-2012)

Посетили в конце марта 2012 года после Кирилло-Белозерского монастыря (который не очень приглянулся). Заказали экскурсию и остались в полном восторге. Есть и у нас чем гордится. Потрясающие фрески Дионисия, отлично организованная современная система их сохранения. В Мирожском монастыре в Пскове фрески старше, но их автор не известен, поэтому музейные работники сохраняют их подручными средствами. Здесь же государством вложены деньги (благодаря самоотверженности местного директора) и это здорово. Кругом тишина не реальная. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

С удивлением узнала, что Ферапонт после этого монастыря основал Лужецкий монастырь в Можайске (там даже есть купель, но не на территории монастыря, а в ближайшей деревне). У нас дача рядом, сто раз у монастыря были, а этого не знали. Пробел уже восполнили!!! Обязательно нужно заказывать экскурсию: намного информативней и познавательней.

Дорога от Вологды очень приличная, даже незнаю почему тут народ пишет что плохая. На территорию вход бесплатный. На стенах выставка старинных фото и картин местных художников. В надвратной церкви сейчас службы проходят. На фрески, каюсь, не пошли смотреть - дорого. Кругом, красота - озеро, дали. В целом хорошо, хоть и не так обширно как Кириллов, но посетить обязательно надо.

светлана ★★★★★

(12-06-2012)

по единому билету за 200 руб. смотреть практически нечего. ну очень дорого. фрески в эту цену не входят

Андрей Клочков ★★★★☆

(11-05-2012)

К сожалению, музей закрывается в 17:00, и уже в половине пятого в него не пускают.
Зато вокруг - прекрасные виды!!!

Елена ★★★★★

(4-05-2012)

Были 2 мая. Оказались единственными посетителями. Снаружи вроде ничего особенного, но когда зашли в храм - ощущение какого-то чуда! Больше всех понравился образ Николая Чудотворца, он просто необыкновенный! Уходить не хотелось!!!
Поражает, что в такой глуши (120 км от Вологды по жутко разбитой дороге, в селе "в 2 дома") сохранилась ВСЯ роспись храма 1502г. в ПЕРВОЗДАННОМ виде! Её (как нам объяснила экскурсовод) не восстанавливали, все реставрационные работы были направлены лишь на сохранение и очищение от кирпичной пыли и грибка. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И 250р. совсем не большая плата, если учесть, сколько стоит поддержание всех систем (а там и система очистки воздуха, и поддержание заданной температуры и влажности, и еще Бог знает что) и з/п персоналу, который находится там и работает, даже для единичных туристов, которыми оказались мы...

vorchun ★★★★★

(12-03-2012)

Посетил в третий раз.Первые два фрески были недоступны.Теперь, благодаря теппым полам и аппаратуре,
чудо стало возможным (даже зимой).Солнце только способствовало, а лучи внутри храма творили чудеса!
Уходить не хотелось!Отдельное спасибо экскурсоводу и схеме фресок, по которой можно все понять!
И забывается все и плохая дорога и большие расстояния.
Нужно побывать и ПРОНИКНУТЬСЯ!

Уралочка ★★★★★

(11-01-2012)

Монастырь и музей открыт увы совсем даже не ежедневно! 9 января нам не удалось попасть, видимо по случаю понедельника и новогодних каникул.

Марийка ★★★★★

(3-10-2011)

Обязательно стоит посетить, но всего лишь один раз для тех, кто в древнерусской живописи ничего не понимает - будет достаточно. Места несказанно красивые, удивительные. Были 24.09.2011, 250 руб. за просмотр фресок в такой глуши, по-моему, дорого. в остальные музейчики (тоже за деньги) не ходили. рекомендую подняться в надвратную церковь, она действующая (прямо над входными воротами) - вот это старина и святость!

Были здесь 14 июля 2011 года. Посмотрели фильм и фрески. Долго смотреть не дают, но неверное так надо - температурный режим и все такое. Вообще, конечно, дороговато за 10 минут просмотра без живой экскурсии. Оцениваю фрески и труд реставраторов, музею поставил бы меньше.

tata ★★★☆☆

(7-07-2011)

Побывали в монастыре 19 июня. И место чудесное, и фрески хороши, но вместо экскурсии 10-и минутная лекция по телевизору с жуткого качества звуком. Если что запомнил - иди рассматривай фрески. Все это за 250 р. с человека. Общее разочарование исправило общение с сотрудницей музея "Цыпинская церковь". Церковь входит в состав музея "Ферапонтов монастырь" и находится в 2-х км от него. "Цыпину" ставлю 5 баллов.

Elena ★★★☆☆

(30-05-2011)

Хочу предупредить всех путешественников, приезжающих в монастырь. Фрески Дионисия можно увидеть только по отдельному билету стоимостью 250 рублей сноса. Единый билет такой возможности не дает!И сдать его нельзяю И мы на этом попались.Нам пришлось покупать и те и другие билеты, хотя мы собирались посмотреть только фрески (времени к сожалению было в обрез). Тетеньки-музейные работники ничего толком не объясняют.Экскурсию никто проводить и не собирался. Сюда больше никогда не поеду, потому что от такого отношения к туристам осадок надолго остается. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А место очень красивое. Посмотреть стоит.

Побывала второй раз в Ферапонтово в январе 2011. Приехали на закате, и монастырь был подсвечен закатным солнышком в розовые цвета. Великолепные виды, природа. Тянет приезжать туда еще и еще. Еще раз полюбовалась на фрески Дионисия. Теперь перед осмотром показывают фильм о фресках, а потом осмотр с экскурсоводом. Стоимость на январь 2011 - 250 руб.
И еще, если будете зимой, не забудьте взять с собой санки или ледянку и скатиться с горы прямо к озеру вместе с местной ребятней))

Наталья ★★★★★

(22-11-2010)

Место потрясающее! Больше всего нравится, что вокруг не появилось города, поэтому монастырь находится в дивном уголке природы на берегу красивого озера. Умели монахи место выбирать. Нравится старина, отсутствие глянца. Экскурсия по музею тоже показалась интересной.И еще. Такого синего неба, как над Ферапонтовым монастырем я не видела нигде в центральной и северной России. Может, нам просто повезло с погодой.

Марьям ★★★★★

(28-10-2010)

Посетили группой из МГУ в мае 2001г.(после посещения Кирилло-Белозерского монастыря, где вечером в лучах заката - до сих пор оставившее в душе незабываемое впечатление от Природы)возвышался этот величественный, мощный монастырь, а затем поутру, чуть подъехав на автобусе, взбирались к Ферапонтову монастырю на фоне озера, купающегося в лучах солнца так светится в памяти этот изящный монастырь - здесь все свято, и когда вскоре в Москве в Третьяковской галерее была выставка фресок Дионисия (мы уже готовы...продолжение src="/jpg/plus.gif">

были воспринимать с интересом информацию о Дионисии)Как хочется вернуться сюда в это кольцо- Кирилло- Белозерский- Ферапонтов - Горицы (в каком состоянии сейчас последний - тогда ещё только начинали восстанавливать)

Монастырь не впечатлил, как и музей, размещенный в нем. Не люблю я монастыри-музеи с советскими бабушками-музейщицами. Это не живые монастыри, утратившие благодать и святость. В монастырях нужно молиться, а не глазеть на экспозиции. Хорошо хоть надвратную церковь отдали прихожанам - есть где помолиться и поставить свечку...

Да, монастырь хорош. В действующей части на перилах висят платки для женщин. Но действующая церквушка очень мала. А посмотреть фрески, действительно, дороговато - 200 руб. А вообще, заехать можно. Озеро очень чистое, а вид на монастырь с озера не повторим...

Анна ★★★★★

(13-03-2010)

В Кириллове и ФЕрапонтове были в октябре 2009, стояла волшебная золотая осень. Места красивейшие, озера, леса, деревни... А когда из-за пригорка увидели над озером сияющий белыми стенами монастырь, от восхищения минут десять стояли на обочине просто молча любовались, дух захватило. Достопримечательностей хватает, не ленитесь съезжать в стороны от основной трассы.
Обязательно еще вернемся в те края!

Да, место уникальное. Часть фресок восстановлена, продолжаются реставрационные работы. В музее быта и на выставке местных художников смотреть особо нечего. Надвратная церковь – действующая. Хотя билеты, согласен с Марией, дороговаты. Для соотечественников можно бы и подешевле.

Нам очень повезло с экскурсоводом, живая девушка рассказывала, как пела:). Совершенно иное вИдение истории, другие легенды.
Фрески Дионисия фотографировать не разрешают вовсе не потому, что они испортятся от вспышки, а с целью пресечь "личное обогащение".
Сам монастырь гораздо красивее смотрится снизу, от площади.

Михаил Г. ★★★☆☆

(25-09-2008)

Были в монастыре в июне 2008 года. Впечатления резко отрцательные. Достижения коммерческих результатов сводят на нет всё духовное восприятие от увиденного. 10 лет назад был в восторге от этого места, хотя в то время менее ухоженного и "цивилизованного". Гораздо большее впечатление производит монастырь с воды в часы заката, если взять лодку у местного населения и поплавать по озеру. Это хоть чуть-чуть напомнит о былой духовности этого места.

Мария ★★☆☆☆

(24-09-2008)

Монастырь расположен на берегу живописного озера. Красиво! Хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Внутри - коммерция! Билеты в музей - дорогущие (посмотреть фрески Дионисия - 160руб./чел). Билетеры и смотрители музея - срогие, как надсмотрщики.
Фрески Дионисия меня не впечатлили, не трогают душу.

Ручьева ★★★★★

(25-08-2008)

Главное конечно – фрески, их количество и замечательная сохранность. Была здесь дважды. Впервые году эдак в 1983-м, зимой. Не было тогда никаких знаний о фресках и древнерусской живописи. Приехали, вокруг все обветшало, запущено, кто-то отпер нам дверь церкви, и увидели мы чудо. Среди зимы, грязи и запустения – иной мир, голубизна фресок, и на многие годы ощущение дивного видения и удивления, как это могло сохраниться в течение 500 лет. Не камень, не крепостные мощные стены, а тонкий рисунок на слое штукатурки.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Второй раз были в 2007 году. Благоустроенность, контроль количества посетителей. Все вполне объяснимо – музей-то уникальный, но ощущения чуда уже нет. Есть понимание, что ты в музее, правда, в музее уникальном. Фрески можно смотреть сколько хочешь, только просят выйти, если приходит группа и в храме больше 10-ти человек.

Очень понравилась экспозиция с предметами быта, именно тем, что их так много. Интересно было и на выставке книг, и на экспозиции, посвященной истории монастыря. Для места, столь отдаленного от столиц, музей в целом (о фресках и речи нет, уникальны, этим все сказано) не может не восхищать, очень достойно.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные с трапезной, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит , .

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли .

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.



Просмотров