Федеральный закон о мониторинге сооружений и зданий.

В целях охраны жизни и здоровья граждан, животного мира и растений, а также предупреждения действий, которые способны ввести в заблуждение потенциальных покупателей был разработан специальный нормативно-правовой документ. На основании было принято решение создать отдельный акт, который будет устанавливать не общие нормы о техническом регулировании, а конкретные требования относительно безопасности зданий и сооружений.

23 декабря 2009 года Государственной Думой был принят . Совет Федерации одобрил настоящее постановление 25 декабря 2009 года.

  • нормы и требования относительно устойчивости построек;
  • нормы по гарантированию безопасности строений и других сооружений на протяжении всего строительного процесса;
  • формы оценки пригодности.

Последние изменения

Последняя редакция ФЗ 384 с изменениями была опубликована 02.07.2013 году. Нововведения вносились членами Правительства Российской Федерации. Последним изменениям подверглась статья 30 пункт 1 части 13. Согласно новой редакции, в помещениях с большим количеством посетителей, а также в медицинских, образовательных зданиях и банковских организациях, на субъектах транспортной инфраструктуры должны быть прописаны меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений.

Отдельно следует выделить следующие статьи:

Статья 4 384 ФЗ. Аутентификация зданий и сооружений, которая осуществляется в соответствии со следующими признаками:

  • назначение;
  • принадлежность к категории транспортной инфраструктуры;
  • воздействие агрессивных природных процессов и техногенных явлений;
  • принадлежность к категории опасных производственных субъектов;
  • пожарная опасность, а также степень ответственности.

Никакие поправки и изменения в статью не вносились.

Ст 7. Нормы и требования устойчивости. Строевые конструкции должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства не возникало угрозы нанесения вреда жизни или здоровью человека. А также имуществу физических и юридических лиц, общегосударственному и городскому капиталу, внешней среде обитания, жизни и здоровью животного мира и растений.

Ст 17 ФЗ 384. Регулирует нормы и требования относительно обеспечения противопожарной безопасности зданий и сооружений. В проектных документах должны быть обоснованы следующие параметры:

  • расстояние от проектируемой конструкции до ближайшего здания;
  • принимаемые свойства огнестойкости и противопожарных элементов;
  • применение разделения пожарных отсеков;
  • расположение и протяженность путей эвакуации людей.

Сведения о проезде и подъезде пожарной техники и система оповещения людей при пожаре также вносятся в проектные документы.

Минстрой России в настоящее время ведет работу по внесению изменений в действующий технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» 384-ФЗ. Ниже приводится ряд предложений по возможным изменениям регламента.

Следует отметить важные положительные аспекты принятого 30 декабря 2009 года Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Прежде всего, в Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ регламент добавил статью 5.1, подчеркивающую специфику технического регулирования в строительной отрасли. Эта статья так и называется «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений». Одной из этих особенностей, введенных регламентом, является обязательность выполнения требований определённой группы нормативных документов, применение которых обеспечивает безопасность зданий и сооружений.

Если вспомнить, в своё время Закон «О техническом регулировании» наибольшее неприятие и критику встретил как раз со стороны строительного сообщества, именно из-за игнорирования этим Законом специфики строительной деятельности.

Так добровольно или обязательно?

В то же время, технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» не является документом прямого действия и в нем не указан адресат — для кого он, собственно, написан. В первой статье сформулированы лишь общие цели принятия регламента. Поэтому в преамбуле регламента надо прямо указать, что регламент должен использоваться, прежде всего, при разработке нормативных документов. Именно в нормативных документах общие положения регламента должны быть преобразованы в конкретнее технические требования, выполнение которых и обеспечит безопасность проектируемых, возводимых и эксплуатируемых строительных объектов.

Статья 5 п.2 регламента озаглавленная «Обеспечение соответствия безопасности изданий и сооружений требованиям настоящего Федерального Закона» так и утверждает, что выполнение обязательных требований данного регламента обеспечиваются через выполнение требования по безопасности, содержащиеся в сводах и правилах, или специальных технических условиях. При этом, выполнение требований этих документов может быть двояким: обязательным и добровольным.

Обязательное исполнение требований сводов правил и национальных сводов правил относится только к документам, включенным в перечень, утверждаемый Правительством России. На это указывает статья 6 пункт 1 Технического регламента.

Еще один перечень документов, утверждает Ростехрегулирование. Эти документы применяются на добровольной основе, но, тем не менее, также обеспечивают выполнение обязательных требований данного технического регламента. Получается, что обязательные требования можно выполнять на добровольной основе. Это юридический казус, который никто обосновать не может. Поэтому упоминание о добровольном применении нужно либо исключить, либо принцип добровольного применения внятно юридически разъяснить в виде отдельного параграфа.

В Резолюции Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» (Челябинск, октябрь 2013 года) было подчеркнуто, что в техническом регулировании строительства до настоящего времени не решен целый комплекс проблем. При этом в Решении Конференции указывается, что «добровольное» применение никакими правовыми актами не определено, и что добровольное применение нормативных документов не может быть основой для проведения экспертизы как проектной документации, так и для целей строительного надзора, представлений для судебных органов и т.д.. Утвержденный недавно новый Перечень нормативных документов обязательного применения повторяет ошибки предыдущего, когда нормативный документ делится на части для добровольного и обязательного применения.

Упомянутые перечни вот уже ряд лет являются предметом нареканий и двоякого толкования. Например, вопрос, делают ли ссылки в обязательном документе на документы добровольного применения их также обязательными? Критерии составления перечней совершенно не ясны, отсюда и обилие мнений на этот счет. Если критерием является безопасность, то получается, что есть безопасность обязательная, а есть не очень обязательная, то есть добровольная. Между тем, в реалиях, мало какие строительные процедуры не влияют на безопасность объектов. Например, за рамками нового перечня остались документы на правила производства работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений, хотя, по логике, эти документы должны быть все, без исключения, указаны в обязательном перечне, хотя список этих работ довольно длинен.

Наиболее радикальный способ решить проблему перечней документов - это вообще не составлять никакого перечня. Действующие нормативные акты вполне позволяют это сделать. Кто бы ни составлял подобный перечень, неизменно будут возникать вопросы о целесообразности включения того или иного документа. Пользователями упомянутого перечня как инструмента выполнения требований Технического регламента, являются прежде всего проектировщики и органы государственного строительного надзора.

В обязанности органов надзора входит согласно Положению, утвержденному Правительством от 1 февраля 2006 года №54, проверка строительных работ и используемых материалов на соответствие требованиям норм и, подчеркнем, проектной документации. Согласно требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ст.15,п.6, проектировщик должен в проекте давать ссылки на примененные им нормативные документы из обязательного или добровольного перечня.

Но помимо этих документов, проектировщик пользуется большим количеством других нормативов, прежде всего, стандартами, определяющими технические требования к строительным материалам. Все они являются неотъемлемой частью проектной документации. Соответственно, органы строительного надзора обязаны проверять строительные работы на стадии производства или завершения на соответствие требованиям этих нормативных документов. Следует отметить, что в Положении о государственном строительном надзоре ни слова не говорится о том, что при проверке следует руководствоваться перечнями документов обязательного или добровольного применения, но неоднократно подчеркивается, что проверка должна проводиться на соответствие проектной документации. Более того, Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» прямо указывает, что проектная документация должна использоваться в качестве основного документа при принятии решения об обеспечении безопасности здания или сооружения (статья15,п.10). Потому в каждом конкретном случае достаточно в проекте указать применённый документ, чтобы сделать его обязательным для конкретного применения.

Терминологическая опасность

Вернемся к регламенту. В регламенте «О безопасности зданий и сооружений» использовано, заимствованное из Закона «О техническом регулировании» понятие «минимальные необходимые требования» (ст.3 п. 6). Совершенно неясно, в чем их минимальность для данного регламента. Тем более, регламент не оперирует при формулировании конкретных требований численными техническими характеристиками, анализируя которые можно было бы оценить минимум это или максимум. Для расчета и проектирования строительных конструкций концепция «минимальные необходимые требования» вообще-то и психологически опасна. Любая конструкция должна иметь определённый запас прочности. Аварии строительных объектов происходят нередко по причине выполнения необходимых требований по минимуму.

То же можно сказать о «пониженном уровне ответственности»Вызывает недоумение отнесение в регламенте к пониженному уровню ответственности зданий и сооружений для индивидуального жилищного строительства (ст.4,п.10).

В самом термине «пониженный уровень ответственности заложено пренебрежение к пользователям таких зданий и сооружений. В сейсмоопасных зонах в случаях землетрясения рушатся и убивают людей чаще всего именно такие объекты «пониженного уровня ответственности». Ответственность может быть либо особая для объектов, выход из строя которых приводит к огромному экологическому ущербу (высокие плотины, атомные электростанции, химические объекты, объекты жизнеобеспечения городов и т.д.), либо повышенная (высотные здания, внеклассные мосты, тепловые электростанции, зрелищные объекты с одновременным присутствием большого числа людей и т.д.), либо нормативная (проектная).

Несколько случайным выглядит перечень «понятий» (почему-то не терминов), используемых в регламенте по безопасности зданий и сооружений.

Из видов безопасности дано определение лишь термину «механическая безопасность», хотя в главе 3 Регламента указаны многие другие виды безопасности. В тоже время, в разделе «понятия» даны термины в тексте регламента не используемые в частности «апробированная методика», «аварийное освещение», приведены определения «усталости явления», но нет более общего термина «надежность строительных конструкций», а также «долговечность».

В ГОСТ 54257 «Надежность строительных конструкций и оснований. Общие положения» термин «воздействие» включает нагрузку, что логично, поскольку учет воздействия (например, температуры) реализуется через учет эквивалентных нагрузок. В регламенте же это разные термины.

Термин «механическая безопасность» в регламенте определяется через отсутствие недопустимого риска. Риск является вероятностной, т.е. численной величиной. Это определение «механической безопасности» делает данный технический регламент, строго говоря, законом отложенного действия до тех пор, пока не будут разработаны стандарты, устанавливающие допустимые значения рисков для различных зданий и сооружений. Кроме того, необходимо будет разработать стандарты, содержащие методики определения фактических значений конкретных для зданий и сооружений величин рисков. Полученные значения необходимо будет затем сопоставить с допустимыми.

До сегодняшнего дня оценка «механической безопасности» или надежности делалась путём анализа первой группы предельных состояний, и на этом принципе построены все нормы расчета прочности. Вероятностные методы (а к ним относится оценка риска) допускается использовать в том случае, если количество данных позволяет проводить их статистический анализ и если эти данные являются однородными и статистически независимыми. (см ГОСТ «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения»,)

Термин «жизненный цикл здания» неправомерно включает периоды времени, связанные с инженерными изысканиями и проектированием, это отдельные процессы, к исчерпанию эксплуатационной пригодности здания не имеющие отношения. Термин «здание» - это не результат, как указано в его определении (здание может быть не закончено), а объект строительства.

В требованиях к проектной документации (ст. 15) регламента «О безопасности зданий и сооружений» необходимо дополнительно указать, что эта документация должна содержать ссылки на конкретные нормативные документы, которые были использованы при ее подготовке.

В ст. 16 «Требования к обеспечению механической безопасности зданий и сооружений» технического регламента следует исключить численные значения коэффициентов надежности по ответственности и количеству уровней ответственности. Технический регламент — это, прежде всего, юридический документ.

Подобные уровни должны быть обозначены в соответствующем стандарте, в частности, в упомянутом выше ГОСТ 54257.

Свод правил или стандарт?

Главу 4 регламента следует дополнить статьей, содержащей положения, что контроль процесса строительства должен включать контроль на соответствие проектов организации строительства и правилам производства работ. Следует в тексте дать определение основополагающих нормативных документов — стандарт и свод правил. Термин стандарт может быть позаимствован из Закона «О техническом регулировании».

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, и т.д.

Но этот же Закон дает неудачное определение свода правил

Свод правил — документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства и т.д. . Прямо скажем, беспомощное определение. Вряд ли кто-нибудь может внятно объяснить, что такое «описание процессов проектирования».

В стандарте — устанавливаются, в своде правил — содержатся; в стандарте — характеристики процессов проектирования, в своде правил — описание процессов проектирования.

А вот как свод правил определял до своей отмены, СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве» - «Своды правил являются документами, содержащими с необходимой полнотой и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм».

Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» СНиПам был придан статус, иными словами, присвоено второе название — «Свод правил», что породило определённую путаницу, поскольку термин «свод правил» уже был задействован. Всего с 1995 года до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли было разработано около 100 сводов правил. После выхода Постановления Правительства от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Начался цикл превращения действующих СНиП в своды правил, и актуализируемые документы были названы сводами правил. Была утрачена важная семантическая составляющая, а именно, слово «нормы». Сравните: «Свод правил» и «Строительные нормы и правила», коротко — СНиП. Что звучит более весомо?

Владимир ТРАВУШ,

доктор техн. наук, проф., академик РААСН

Юрий ВОЛКОВ,

кандидат техн. наук, советник РААСН

В основе этого феномена – неуважение к профессионалам. Сегодня профессионал часто воспринимается как белая ворона. Он не может работать «по понятиям», пугает рисками, авариями, говорит о необходимости что-то исследовать. Его скучно слушать, надо напрягать извилины, чтобы понять, о чем это он вещает. И главное, он чаще всего не обещает сиюминутной выгоды.

Удобнее использовать послушных исполнителей, не имеющих собственного мнения, забывая о законе сопромата «Опираться можно только на то, что сопротивляется». Но нарушение законов природы никогда не проходит без печальных последствий. Начали падать спутники, разрушаться энергоблоки, намного чаще, чем раньше, стали трещать дома, даже недавно возведенные. Так, постепенно, мы приближаемся к опасной черте – периоду техногенных катаст­роф. Снижается надежность проектных решений, уменьшается долговечность строящихся зданий, исчерпывается ресурс ранее возведенных строений, эксплуатируемых на износ без профилактических ремонтов и мониторинга за их состоянием.

Что можно противопоставить этой негативной тенденции? Только опору на профессионалов. Этому призван способствовать Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384-ФЗ). Он распространяется на весь жизненный цикл здания – инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию – вплоть до сноса строения. Главное же его значение состоит в том, что он ставит заслон непрофессионализму и некомпетентности, что не всегда и не всем удобно. Можно утверждать, что сегодня для того, чтобы навести порядок в области строительства, достаточно исполнять этот закон.

1. Закон покончил со спекуляциями последних лет о необязательности исполнения строительных норм.

Закон 384-ФЗ устанавливает ясные требования об обязательности положений, стандартов и сводов правил, оказывающих влияние на безопасность. В настоящее время завершается процесс актуализации строительных норм, в котором авторы этой публикации принимают самое активное участие, работая в технической комиссии Минрегионразвития. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки, нормы, которые не пересматривались вот уже несколько десятилетий, удалось обновить введением актуальных современных требований.

2. Принцип предельных состояний – основа обеспечения безопасности.

Реализованная в законе концепция обеспечения механической безопасности здания или сооружения хорошо знакома проектировщикам и давно принята как в нашей стране, так и за рубежом. Она базируется на условии недопущения предельного состояния по прочности и устойчивости в строительных конструкциях и в грунтах основания как в процессе строительства, так и в период эксплуатации здания или сооружения.

Тем не менее сам факт, что эту концепцию сделали основополагающей для федерального закона, трудно переоценить. Это позволит привлекать к ответст­венности тех проектировщиков, которые вольно или невольно, в силу своей слабой компетентности, занимаются «воровством надежности» у объекта. Это оздоровит ситуацию в проектировании и очистит его от авантюристов, деятельность которых с каждым годом становится все опаснее.

Некоторым горе-проектировщикам кажется, что можно чуть-чуть, ненадолго нарушить требования норм, и все обойдется. Однако допустить возникновение предельного состояния непозволительно даже на пять минут, как нельзя на пять минут украсть в банке миллион. И то и другое – преступление. Первопричиной любой аварии строительного объекта является нарушение норм либо при проектировании, либо при строительстве и эксплуатации.

3. Закон вводит требование о трехмерных нелинейных расчетах взаимодействия зданий и оснований.

Впервые на уровне федерального закона прописаны требования к расчетным моделям, расчетным схемам, основным предпосылкам расчета. Прежде всего они должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой строительной ситуации. Необходимо учитывать пространственную работу строительных конструкций, геометрическую и физическую нелинейность и даже пластические и реологические свойства материалов и грунтов. Особо оговаривается необходимость расчета зданий и оснований с учетом их взаимодействия.

Российские специалисты имеют признанный приоритет в этой тематике. Профессор В. М. УЛИЦКИЙ, глава петербургской геотехнической школы, является председателем международного технического комитета № 207 «Взаимодействие зданий и оснований. Подпорные стены» Всемирной ассоциации геотехников ISSMGE, в котором работают ведущие специалисты из 22 стран.

Для того чтобы выполнить требования закона, нужен самый современный расчетный аппарат, эффективные модели работы грунта и конструкций, программы совместного расчета зданий и оснований в трехмерной постановке.

К сожалению, подавляющее большинство проектных фирм не владеет основами совместных расчетов, не располагает верифицированными программами для расчетов оснований. Необходимы срочные меры по повышению квалификации проектировщиков в области нелинейных расчетов взаимодействия зданий и оснований, по овладению ими совершенными инструментами нелинейных трехмерных совместных расчетов.

4. Закон вводит требование об обеспечении безопасности окружающей застройки.

Негативное влияние строительства на окружающую застройку должно быть минимальным. Не допускается создание угрозы для жизни и здоровья граждан, для сохранности имущества. Подобное требование содержалось в московских и петербургских геотехнических нормах. Теперь оно приобретает высокий статус требования федерального закона. В этом качестве оно позволит существенным образом улучшить ситуацию со строительст­вом в условиях плотной городской среды, которая еще недавно характеризовалась так: «Один дом строим – два ломаем».

Важность и своевременность этого требования легче осознать при столкновении с весьма распространенной сегодня ситуацией, когда непрофессиональный проектировщик принимает такие решения, которые приводят к повреждению соседней застройки. Но вместо кардинального пересмотра проектного решения в сторону повышения его безопасности предлагается усиление соседней застройки в обширных зонах (иногда до 50 м от объекта!).

Согласно закону в проектной документации должны быть предусмотрены меры, предупреждающие или уменьшающие последствия техногенных воздействий. Ведение строительных работ должно осуществляться способами, не приводящими к расструктуриванию слабых глинистых грунтов, распространенных на территории Санкт-Петербурга.

5. Закон приветствует применение результатов исследований.

Перед строителями современность ставит новые вызовы: возведение высотных зданий, развитие подземного пространст­ва, сложная реконструкция кварталов городской застройки на слабых грунтах Петербурга. Без научных исследований, без обобщения достижений современной геотехники решение этих задач абсолютно невозможно. В законе введено требование о научном сопровождении изысканий и проектирования для объектов повышенного уровня ответственности.

Для сложных объектов проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами, испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных техногенных воздействий, оценкой риска их возникновения. Если проектировщик видит недостаток норм, он должен восполнить пробел, привлекая исследования, расчеты и испытания. К сожалению, способны на это только коллективы наиболее квалифицированных проектировщиков, активно занимающихся научными исследованиями. Весьма отрадно, что закон способствует вовлечению исследований в практику проектирования, что приведет к прогрессу во всей строительной отрасли.

6. Закон установил новые требования к проведению мониторинга.

Анализируя совокупность взаимоувязанных требований закона, можно отметить следующее:

· мониторинг становится обязательным для любого строящегося здания или сооружения и распространяется на весь его жизненный цикл;

· мониторинг должен отслеживать состояние основания, конструкций и инженерных коммуникаций и контролировать его соответствие проекту;

· проект должен предусматривать проведение мониторинга состояния окружающих зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительства и эксплуатации объекта;

· мониторинг должен отслеживать изменение параметров, характеризующих безопасность объектов и геологической среды не только в ходе строительства, но и в процессе эксплуатации здания.

Основой для контроля за предельными параметрами являются результаты совместных расчетов зданий и их оснований.

7. Закон устанавливает жесткие требования к экспертизе.

Согласно закону важным элементом обязательной оценки соответствия зданий и сооружений является экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации. Она должна установить их соответствие требованиям закона перед началом строительства, в том числе требованиям к обеспечению механической безопасности. Ключевыми для современной проектной практики являются требования к расчетным моделям.

К сожалению, далеко не все органы государственной и негосударственной экспертизы сегодня в состоянии оценить достоверность расчетов и используемых моделей. Некоторые даже не ставят себе такой цели.

В помощь экспертам нами разработано руководство по экспресс-оценке достоверности компьютерных расчетов. Оно поможет выявлять грубые расчетные ошибки, не прибегая к дублированию расчетов.

Таким образом, введение в действие нового федерального закона побуждает экспертов заняться повышением квалификации для овладения знаниями в области современных расчетных моделей, методов численного моделирования и методов экспресс-оценки сложных компьютерных расчетов.

В международной практике страховыми фирмами и государственными инстанциями при экспертизе проектов применяется правило «четырех глаз»: одна пара принадлежит автору проекта, как правило, специалисту мирового уровня, а вторая – эксперту, также имеющему международную известность и вооруженному необходимым инструментарием для перепроверки всех расчетов и проектных решений. Именно такая экспертиза нужна сегодня строительной отрасли.

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ). Область применения, структура документа, основные положения, взаимосвязь с другими документами

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

  • 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • 4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • 1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  • 2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
  • 3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
  • 4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
  • 5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
  • 6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
  • 1) механической безопасности;
  • 2) пожарной безопасности;
  • 3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
  • 4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
  • 5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
  • 6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • 7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
  • 8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам и сводам правил, включенным в указанный в части 1 настоящей статьи перечень.

Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет.

Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. 6.7)

В случае если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Чтобы обеспечить максимальную безопасность зданиям и сооружениям, вводятся специальные требования безопасности к их постройке с использованием Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Закон распространяется на жилые и нежилые помещения, предприятия промышленности на территории Российской Федерации. Этот регламент не распространяется на здания, которые предназначены для хранения оружия и взрывчатых веществ. Сюда не входят горные выработки, строительные сооружения космодромов, сооружения и постройки, которые находятся в области оборонной и государственной промышленности.

Описание технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Основные требования правил безопасности сооружений и зданий, а также связанные с ними процессы проектирования и строительства;
  • Глава 3 — Требования к технической документации для обеспечения безопасности сооружений и построек;
  • Глава 4 — Обеспечение безопасности сооружений и зданий в процессе реконструкции, строительства, локального или же капитального ремонта;
  • Глава 5 — Безопасность жилых и нежилых строений во время эксплуатации или в период демонтажа;
  • Глава 6 — Техническая оценка построек на предмет безопасности;
  • Глава 7 — Заключительные положения.

Последние изменения в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года.

О техническом регулировании: Федеральный закон 184. Подробности

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние поправки в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года. В частности, была изменена часть 13 ст 30.

Ст 13

Если в здании находится большое число посетителей (медицинские, банковские, образовательные организации), должны быть направлены меры, которые обезопасят граждан Российской Федерации и иностранных жителей криминальных проявлений или же их последствий.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые при последней редакции изменения не вносились:

Статья 4 384 ФЗ

Ст 4 описывает идентификацию построек и сооружений. Чтобы этот закон имел юридическую силу, их необходимо регистрировать по следующим критериям:

  • Предназначение;
  • Отношение к транспортной инфраструктуре или к другим сооружениям, которые существенно влияют на их сохранность и безопасность;
  • Риск природных процессов и явлений территорий, на которых будет осуществляться строительство конкретных объектов;
  • Опасность взрывов и пожаров;
  • Степень привлечения к ответственности.

Постройки должны быть идентифицированы в соответствии с признаками, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Если здания и сооружения обладают повышенным уровнем ответственности, они должны быть отнесены к технически сложным и опасным уникальным объектам. Если постройки обладают нормальным уровнем ответственности, то в такую категорию входят все здания, за исключением пониженного и повышенного уровня ответственности.

Идентификационные признаки должны быть указаны:

  • Застройщиком;
  • Лицом, который подготавливает проектную документацию.

Ст 7

В статье 7 описываются требования механической безопасности. Строительные сооружения и фундамент здания должны быть прочные и устойчивые, чтобы при эксплуатации или строительстве, жизнь и здоровье людей не подвергались опасности. Должны быть предусмотрены обязательные меры при:

  • Разрушении отдельных несущих конструкций;
  • Возможности разрушения построек;
  • Деформации величины конструкции;
  • Повреждения части сооружения или здания.

Ст 17 ФЗ 384

В статье 17 описываются требования к обеспечению пожарной безопасности сооружения или постройки. Чтобы обеспечить пожарную безопасность сооружения или здания, в проектной документации должно быть указано следующее:

  • Расстояние между зданиями в случае пожара;
  • Значение параметров огнестойкости конкретных построек;
  • Расположение путей, при помощи которых можно эвакуировать людей;
  • Параметры систем обнаружения пожара, уведомления и эвакуация граждан или лиц без гражданства в случае возникновения пожара;
  • Методы обеспечения возможности проезда пожарной техники, безопасности доступа подразделений;
  • Организационные и технические мероприятия, которые касаются обеспечения пожарной безопасности сооружения или здания в момент строительства или во время эксплуатации.

Ст 23

В статье 23 описываются требования к обеспечению освещения.

В зданиях, в которых живут граждане, а именно в общественных помещениях, должно быть обеспечено естественное или совмещенное с искусственным освещение для снижения вероятности причинения вреда своему здоровью гражданами. Если в таких зданиях нет возможности создать искусственное освещение, должно быть создано альтернативное решение, которое бы поспособствовало снижению риска причинения вреда здоровью гражданам. На момент строительства на постройках должно быть наружное освещение.

В статье 25 описываются требования для обеспечения зданий защитой от влаги. В проектных документах о сооружениях или постройках должны быть приняты общие решения, на основании которых должен быть:

  • Сконструирован водоотвод с наружных поверхностей, в том числе у кровли и подземных строительных конструкций;
  • Осуществлена обработка кровли относительно водонепроницаемости. Сюда относятся перекрытия, наружные стены и стены подземных помещений и полов;
  • Осуществлять препятствие появлению конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных сооружений. Исключением являются светопрозрачные части витражей и окон.

В ст 36 описываются требования, которые способствуют обеспечению безопасности сооружений и зданий во время эксплуатации.

Безопасность обеспечивается регулярным техническим обслуживанием. Проводятся регулярные осмотры и контрольные проверки:

  • фундамента;
  • строительных конструкций;
  • коммуникаций.

Чтобы устранить обнаруженные проблемы, проводится капитальный или локальный ремонт.

Характеристики помещений и зданий должны соответствовать требованиям проектной документации. Если параметры разнятся, то при помощи технического обслуживания они должны быть возвращены в исходное значение. Эксплуатация зданий должна осуществляться эффективно, внедрятся приборы учета энергозатратных ресурсов и прочее.

Скачать 384 ФЗ с изменениями

Цели Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следующие:

  • Защита здоровья и жизни граждан, имущества юридических и физических лиц, муниципального и государственного имущества;
  • Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;
  • Обеспечение построек и сооружений необходимой коммуникацией и приборами учета.

Чтобы скачать Федеральный закон, следует перейти по .



Просмотров