Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Чрезвычайный съезд кумыкского народа ч2 Мы пойдем на референдум

1 марта текущего года в Махачкале прошёл Чрезвычайный съезд кумыкского народа, приуроченный к предполагаемому голосованию в Народном собрании РД по озвученному главой РД Абдулатиповым Р.Г. вопроса о передаче расположенных на Кумыкской равнине земель отгонного животноводства горным (преимущественно аварским) районам.

Намерения главы республики Дагестана встретило ожидаемый протест среди кумыкской общественности, ведь речь шла об изъятии, например у кумыкско-ногайского Бабаюртовского района 87%, а у чисто кумыкского Кумторкалинского 60% их территории. Немалые потери грозят и другим кумыкским районам. Другой Родины у кумыков нет, и потому по определению не могло быть и другой реакции. Уже сегодня стала реальностью этническая чересполосица на Кумыкской равнине, то есть уничтожение компактности расселения кумыков, трактуемое самим народом как проявление этноцида (народоубийственной политики). Схожие проблемы существуют и у ногайцев.

На съезде были представлены 350 делегатов от различных кумыкских общин и организаций, в том числе в прошлом враждовавших друг с другом. Кроме того на съезд пришло ещё более тысячи заинтересованных проблемой кумыкского народа граждан. Знаменательно, что люди, ещё полгода назад противостоявшие друг–другу во время выборов в Государственную думу 2016 г. в этот день мирно беседовали между собой. Теперь у них общий противник и общая борьба. Этот день по праву можно считать днём кумыкского единства!

История появления горцев на равнине не столь глубока. Во время восстановления Чечено-Ингушетии в конце 1950-х годов чеченцы начали изгонять дагестанцев из своих домов и по решению дагестанских властей горцев стали заселять в кумыкские районы. Аргументы были при этом самые разные, но чаще всего апелировали к человеколюбию и интернационализму кумыков. И те откликались, отдавали переселенцам буквально последнее, что у них имелось и самое драгоценное – свою землю, обильно политую кровью и потом предков. Кумыки искренне верили в вечные дружбу и братство, увы реальность оказалась много прозаичней их представлений.

Шли годы, число переселенцев росло, менялось и их поведение. Если первое поколение ещё испытывало к кумыкам некоторое почтение, как к хозяевам земли, то уже их дети почувствовали себя «как дома». На съезде приводились факты, что когда в помощи нуждались уже сами кумыки, то переселенцы им в этом отказывали. В конце 1980-начале 1990-х переселенцы уже заявляли о необходимости и передела границ районов и создания на Кумыкской равнине, например, мононационального аварского района. Естественно, что такие заявления воспринимались кумыками крайне болезненно. В 1990-е годы Кумыкская равнина в полной мере почувствовала на себе всю «благодарность» этнических банд, первыми жертвами которых, впрочем, оказались не кумыки, а брошенные на произвол судьбы русские пенсионеры. Повыгоняв их из домов на улицу, уголовники нажили свой «первоначальный капитал», а потом принялись уже и за кумыков. Естественно, что большинство горских переселенцев в этом не участвовало, но, возражали ли они против систематических преступлений в отношении русских, кумыков, ногайцев? Нет. Но вернёмся к повестке съезда, то есть к вопросу о правовом статусе земель отгонного животноводства.

Республиканский закон о статусе земель отгонного животноводства был принят 09 октября 1996 года.

Вот определение земель отгонного животноводства:

«К землям отгонного животноводства относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно».

Статья 7 закона об отгонном животноводстве гласит:

«При ликвидации коллективных организационно-правовых форм хозяйствования и других сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся отгонным животноводством, приоритетное право на аренду земель отгонного животноводства предоставляется сельхозтоваропроизводителям сельских муниципальных образований, за хозяйствами которых эти земли были закреплены ранее, а в случаях, если сельхозтоваропроизводители этих сельских муниципальных образований не обеспечили эффективное целевое использование указанных земель в течение трех лет, — сельхозтоваропроизводителям соответствующих районных муниципальных образований».

Колхозы, которым эти земли были предоставлены давно развалились, но прежним хозяевам эти земли отчего-то так и не возвратили.

Согласно букве закона пользователи земли («отгонники») обязаны:

    эффективно использовать земли по целевому назначению, повышать их плодородие, проводить охрану и проводить экологическую экспертизу, не допускать ухудшения экологической обстановки;

    не допускать перегрузки земель скотом, перетравливания, дополнительной распашки вне орошения;

    в установленные сроки содержать поголовье на зимних пастбищах;

    своевременно вносить плату;

    не нарушать права других пользователей земли.

Ничего подобного в зоне отгонного животноводства и в помине нет. На месте «кутанов» стоят выросшие как грибы после дождя ряды кирпичных и саманных домов – целые сёла. Построены они были абсолютно противозаконно, ведь земля под пастбища выделялась горским колхозам временно. И теперь, глава РД собирается передать эти земли навечно горным районам, одновременно перекроив карту Кумыкской равнины. Для этого в последние месяцы в СМИ была развёрнута компания по описанию трудности быта жителей кутанов на равнине, причём совершенно не говорится о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются сами коренные жители равнины кумыки и ногайцы. Действия дагестанских чиновников по мнению выступавших носят противозаконный и провокационный характер.

А. Мурзаев привёл факт обращения жителей ногайского селения Татаюрт к правительству с просьбой вернуть селу 6 тысяч га, переданных отгонщикам, поскольку население села за последние полвека выросло, и земли местным жителям не хватает. Однако, просьба жителей была оставлена без внимания, горцам же в подобных случаях почти никогда не отказывали. По словам А. Мурзаева между кумыкским народом и властями на региональном и окружном уровне словно бы железный занавес. Кумыков не хотят слышать. Их проблемы не решаются, а усугубляются.

Представитель таркинских общин З. Валиев раскрыл двойные стандарты дагестанских властей. Когда у жителей Ботлиха изымали 60 га для городка погранзаставы, то им щедро возмещали утерю, с просьбой о представлении земли к ним обращался лично Президент РФ. То есть внимание к ним было чрезвычайным. Кумыкские же земли изымаются в тысячекратно больших размерах и совершенно без какого-либо учёта мнения самих кумыков. Подобное поведение властей РД З. Валиев охарактеризовал как дискриминацию кумыков по этническому принципу и разжигание межнациональной розни.

Представитель джамаата (общины) селения Львовское-1 М. Адильханов рассказал о проблемах и чаяньях бабаюртовских кумыков и ногайцев, осветил он и историю успешной борьбы родного джамаата за свои земли. Речь его была ярка и насыщена. В конце своего выступления он предложил отправить в Народное Собрание висевший над президиумом баннер с хадисом Пророка (с.а.в.) о непозволительности владения чужим имуществом для мусульманина.

Х. Алханаджиев осветил краткую историю образования Дагестана и земельно-правовых отношений в нём и дал оценку правовому статусу кумыков в сравнительном аспекте. Он привёл примел как власти РД отрицая право кумыков на обозначение собственной этнической территории легко одобряют подобные обозначения для других народов, создавая для них даже территориальные образования непредусмотренные российским законодательством, например введя в оборот понятие «участок» (Бежтинскй участок), создав под этой маркой отдельный муниципалитет. Кумыкам в создании подобных муниципалитетов всячески препятствуют.

По словам выступавших, глава республики всё время говорит о проблемах своего этноса и никогда о проблемах других народов, в том числе и кумыкского. Его любовь к своему этносу заслуживает уважения, но не стоит забывать, что в Дагестане существует ещё как минимум 30 других народов.

Лейтмотивом съезда была мысль о том, что возможности для уступок и компромиссов исчерпаны. Народ ждёт от властей Дагестана конкретных шагов по исправлению сложившейся несправедливости, иначе будет действовать, так как посчитает необходимым для самосохранения в границах российского законодательства, естественно. Наиболее оглушительных аплодисментов слушателей заслужил делегат, озвучивший слова: «Мы на чужое не претендуем, но своего не отдадим!».

Съезд принял резолюцию, осуждающую инициативы главы РД в земельном вопросе, как противоречащие федеральным законам Российской Федерации и жизненно-важным интересам кумыкского народа. Намечена дата очередного съезда – 12 апреля 2017 года. Озвучено намерение пригласить на предстоящий съезд и главу Дагестана, дабы он дал разъяснения по проблемам кумыкского народа.

1 марта 2017 года кумыкские организации объединились, чтобы совместно добиваться решения проблем, представляемого ими народа. Это единство вызвало недовольство отдельных политических маргиналов попытавшихся добавить свою ложку дёгтя, но на то они и маргиналы, чтобы вызывать у твёрдых поборников единства и законности лишь с трудом скрываемое равнодушие.

Стоит отметить также информационную атаку на кумыкский народ накануне съезда. В частности, журналист З. Газиев пытался выставить дело таким образом, что никаких проблем у кумыкского народа нет и кто-то якобы специально «раздувает» кумыкский вопрос, что заработать политически очки. Он упрекает кумыков примерами хозяйственно-экономических преступлений рядом их чиновных соплеменников, умалчивая при этом, что большинство из этих чиновников являлись выдвиженцами и назначенцами его близкого родственника – бывшего главы Дагестана М.-А. Магомедова. Что же выходит, по логике З. Газиева кумыки сами виноваты во всех своих проблемах и получается, кумыкские активисты и лидеры, убитые за деятельность в интересах родного народа (А.Алхаматов, Б. Алжанбеков, Б. Гаджиев, У. Теймуров, Ильяс-Хаджи Ильясов и др.) сами убили себя? Совершенно проигнорировал журналист противозаконную деятельность чиновников в вопросе об отгонном животноводстве. Прямо ущемляющую права кумыков и ногайцев. Если его почитать, все кумыки уже давно выехали из Дагестана и образовавшуюся пустоту от нечего делать заполнили мигранты с гор. Абсурдность заявлений З. Газиева самоочевидна, впрочем, подобный ход рассуждений характерен для профессиональных кумыкофобов в дагестанских СМИ. Даже часто повторяемая ложь не становится правдой. Отчего Газиев не напишет прямо, мол, ребята вы проиграли, мы вас завоевали, смиритесь? Зачем прибегать ко всей этой иезуитской казуистике?

В конце приведём небольшую историческую справку. Дагестан возник в 1920 году после съезда народов Дагестана, в котором участвовали и кумыкские представители. Дагестан мыслился как союз равноправных народов со своими этнотерриториями — обозначенными по швейцарскому образу словом «кантон». То есть, Дагестан образца 1920-х годов позиционировал себя как федерацию. Более того местная элита считала республику, не автономной, а союзной и везде указывала её название как ДССР, а не ДАССР. В 1930-е годы дагестанские народы были административно разделены уже на районы, при создании которых также учитывались исторических границы их проживания, продолжая тем самым учитывать интересы национальностей, исторически владевших соответствующими территориями (на это указывал ещё нарком просвещения Дагестана А. Тахо-Годи). В том числе и кумыков. С приходом к власти А. Даниялова в отношении кумыков этот фундаментальный принцип придерживался больше формально. Как бы то ни было, современный Дагестан не имеет ничего общего с Дагестаном 1920-х годов, за вхождение в который голосовали кумыкские делегаты в ноябре 1920-го года. Теперь это скорее криминально-коррупционная зона, а не республика. Интересы кумыкского народа совершенно игнорируются руководством РД, а сам народ подвергается разнузданной травле в СМИ прямо или косвенно с ним связанных. Можно прямо говорить о захвате власти в Дагестане националистически ангажированным этнокланом, интересы которого входят в противоречия с интересами большинства дагестанцев, а не одних только кумыков и ногайцев. Поиск путей к выходу из того тупика куда Дагестан завёл этот клан и его духовные предшественники в лице А. Даниялова и М-С. Умаханова продолжается.

Зайнутдин Аджиев

Проведенный в Махачкале 1 марта чрезвычайный съезд кумыкских общественных организаций осветил серьезные общественно-политические противоречия в Дагестане.

Основной причиной созыва съезда стало Послание Рамазана Абдулатипова в феврале 2017 года, в котором Глава РД он еще раз заявил о необходимости закрепления земель отгонного животноводства (ЗОЖ) за поселениями, стихийно возникшими на них.

Земли уходят в горы

Если будет реализован такой вариант решения проблемы ЗОЖ, то арендованные территории будут изъяты из подчинения равнинных муниципальных районов и переданы горным районам. Участники съезда такие намерения власти посчитали посягательством на земли традиционного проживания кумыков и других народов, а также нагнетанием межнационального противостояния.

Залимхан Валиев , известный кумыкский общественный деятель, один из организаторов и активных участников съезда уточнил РИА «Дербент», что основной целью съезда была защита законных прав и интересов народов, проживающих на этих территориях: «Это касается лезгин, ногайцев, кумыков, русских – всех, кто на равнине живет!».

По мнению Валиева, руководство республики принимает решения, игнорируя законодательство и мнения народов:
«Земельные вопросы должны решаться согласно Конституции страны с учетом прав и интересов местного народа, на которых должны базироваться законодательные и иные акты, принимаемые республиканской властью.

Согласно федеральным законам пусть передадут земли отгонного животноводства муниципальным образованиям, жители которых являются собственниками данных земель. А уже потом, с учетом прав и интересов муниципалитеты между собой принимают решения, чтобы государство не игнорировало права и интересы каждого народа».


Свободу муниципалитетам

На съезде затронули вопрос о местном самоуправлении. Валиев напомнил, что Конституционный суд подтвердил право сельских поселений самим выбирать глав местных органов власти. А несоблюдение этого положения и вмешательство республиканских властей в выборные процедуры лишает муниципальные образования самоуправления. В итоге это отражается на ситуации с ЗОЖ.

По сообщению Валиева, на съезде была принята резолюция всеми участниками мероприятия. Он перечислил их: КНК «Тенглик», Национальный совет кумыкского народа, «Ватан», «Къумукъ халкъ совети», Союз общественных объединений «Сплоченность», местные общественные организации, депутаты районных, сельских уровней, главы администраций сельских поселений и др. участники.

Как удалось выяснить РИА «Дербент», в настоящее время в резолюцию вносятся изменения и дополнения, после чего с окончательный вариант резолюции будет опубликован, а также передан республиканской власти.

Мы пойдем на референдум

Примерно через полтора месяца организаторы съезда планируют снова собраться и обсудить меры, которые будут приняты властью. В случае поддержания требований подписантов о приведении ситуации в соответствие с федеральными законами и соблюдении положения о целевом использовании земель дальнейшие шаги будут опираться на учет прав и интересов разных групп населения. Такой путь сможет привести в выработке «дорожной карты» и значительно снизит протестный накал кумыкского населения в Дагестане.

«Если же руководство республики проигнорирует наши требования, то мы инициируем проведение референдума, на котором определим статус кумыкского народа, поставим вопрос о территориальной целостности земель кумыкского народа, о его самоопределении в рамках Дагестана», – заявил кумыкский общественник.

Амиль Саркаров

1 марта текущего года в Махачкале прошёл Чрезвычайный съезд кумыкского народа, приуроченный к предполагаемому голосованию в Народном собрании РД по озвученному главой РД Абдулатиповым Р.Г. вопросу о передаче расположенных на Кумыкской равнине земель отгонного животноводства горным (преимущественно аварским) районам.

Намерения главы республики Дагестана встретило ожидаемый протест среди кумыкской общественности, ведь речь шла об изъятии, например у кумыкско-ногайского Бабаюртовского района 87%, а у кумыкского Кумторкалинского 60% их территории. Немалые потери грозят и другим кумыкским районам. Другой Родины у кумыков нет, и потому по определению не могло быть и другой реакции. Уже сегодня стала реальностью этническая чересполосица на Кумыкской равнине, то есть уничтожение компактности расселения кумыков, трактуемое самим народом как проявление этноцида (народоубийственной политики). Схожие проблемы существуют и у ногайцев.

На съезде были представлены 350 делегатов от различных кумыкских общин и организаций, в том числе в прошлом конфликтовавших друг с другом. Кроме того, на съезд пришло ещё более тысячи заинтересованных проблемой кумыкского народа граждан. Знаменательно, что люди, ещё полгода назад противостоявшие друг другу во время выборов в Государственную думу 2016 г., в этот день мирно беседовали между собой. Теперь у них общий противник и общая борьба. Этот день по праву можно считать днём кумыкского единства!

История появления горцев на равнине не столь глубока. Во время восстановления Чечено-Ингушетии в конце 1950-х годов чеченцы, возвращаясь в свои же дома, вынуждены были буквально силой изгонять из них дагестанцев, и по решению дагестанских властей горцев стали заселять в кумыкские районы. Аргументы были при этом самые разные, но чаще всего апеллировали к человеколюбию и интернационализму кумыков, прославлявшимся во всех газетах для подогрева кумыкского гостеприимства. И те откликались, отдавали переселенцам буквально последнее, что у них имелось и самое драгоценное – свою землю, обильно политую кровью и потом предков. Кумыки искренне верили в вечные дружбу и братство, увы реальность оказалась много прозаичней их представлений.

Шли годы, число переселенцев росло, менялось и их поведение. Если первое поколение ещё испытывало к кумыкам некоторое почтение, как к хозяевам земли, то уже их дети почувствовали себя «как дома». На съезде приводились факты, что когда в помощи нуждались уже сами кумыки, то переселенцы им в этом отказывали. В конце 1980-начале 1990-х переселенцы уже заявляли о необходимости и передела границ районов и создания на Кумыкской равнине, например, мононационального аварского района. Естественно, что такие заявления воспринимались кумыками крайне болезненно. В 1990-е годы Кумыкская равнина в полной мере почувствовала на себе всю «благодарность» этнических банд, первыми жертвами которых, впрочем, оказались не кумыки, а брошенные на произвол судьбы русские пенсионеры. Повыгоняв их из домов на улицу, уголовники нажили свой «первоначальный капитал», а потом принялись уже и за кумыков. Естественно, что большинство горских переселенцев в этом не участвовало, но, возражали ли они против систематических преступлений в отношении русских, кумыков, ногайцев? Нет. Но вернёмся к повестке съезда, то есть к вопросу о правовом статусе земель отгонного животноводства.

Республиканский закон о статусе земель отгонного животноводства был принят 09 октября 1996 года.

Вот определение земель отгонного животноводства:

«К землям отгонного животноводства относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно».

Статья 7 закона об отгонном животноводстве гласит:

«При ликвидации коллективных организационно-правовых форм хозяйствования и других сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся отгонным животноводством, приоритетное право на аренду земель отгонного животноводства предоставляется сельхозтоваропроизводителям сельских муниципальных образований, за хозяйствами которых эти земли были закреплены ранее, а в случаях, если сельхозтоваропроизводители этих сельских муниципальных образований не обеспечили эффективное целевое использование указанных земель в течение трех лет, - сельхозтоваропроизводителям соответствующих районных муниципальных образований».

Колхозы, которым эти земли были предоставлены давно развалились, но прежним хозяевам эти земли отчего-то так и не возвратили.

Согласно букве закона пользователи земли («отгонники») обязаны:

1. эффективно использовать земли по целевому назначению, повышать их плодородие, проводить охрану и проводить экологическую экспертизу, не допускать ухудшения экологической обстановки;

2. не допускать перегрузки земель скотом, перетравливания, дополнительной распашки вне орошения;

3. в установленные сроки содержать поголовье на зимних пастбищах;

4. своевременно вносить плату;

5. не нарушать права других пользователей земли.

Ничего подобного в зоне отгонного животноводства и в помине нет. На месте «кутанов» стоят выросшие как грибы после дождя ряды кирпичных и саманных домов – целые сёла. Построены они были абсолютно противозаконно, ведь земля под пастбища выделялась горским колхозам временно. И теперь, глава РД собирается передать эти земли навечно горным районам, одновременно перекроив карту Кумыкской равнины. Для этого в последние месяцы в СМИ была развёрнута компания по описанию трудности быта жителей кутанов на равнине, причём совершенно не говорится о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются сами коренные жители равнины кумыки и ногайцы. Действия дагестанских чиновников по мнению выступавших носят противозаконный и провокационный характер.

А. Мурзаев привёл факт обращения жителей ногайского селения Татаюрт к правительству с просьбой вернуть селу 6 тысяч га, переданных отгонщикам, поскольку население села за последние полвека выросло, и земли местным жителям не хватает. Однако, просьба жителей была оставлена без внимания, горцам же в подобных случаях почти никогда не отказывали. По словам А. Мурзаева между кумыкским народом и властями на региональном и окружном уровне словно бы железный занавес. Кумыков не хотят слышать. Их проблемы не решаются, а усугубляются.

Представитель таркинских общин З. Валиев раскрыл двойные стандарты дагестанских властей. Когда у жителей Ботлиха изымали 60 га для городка погранзаставы, то им щедро возмещали утерю, с просьбой о представлении земли к ним обращался лично Президент РФ. То есть внимание к ним было чрезвычайным. Кумыкские же земли изымаются в тысячекратно больших размерах и совершенно без какого-либо учёта мнения самих кумыков. Подобное поведение властей РД З. Валиев охарактеризовал как дискриминацию кумыков по этническому принципу и разжигание межнациональной розни.

Представитель джамаата (общины) селения Львовское-1 М. Адильханов рассказал о проблемах и чаяньях бабаюртовских кумыков и ногайцев, осветил он и историю успешной борьбы родного джамаата (сообщества) за свои земли. Речь его была ярка и насыщена. В конце своего выступления он предложил отправить в Народное Собрание висевший над президиумом баннер с хадисом Пророка (салл Аллаху алейхи ва ссалям) о непозволительности владения чужим имуществом для мусульманина.

Х. Алханаджиев осветил краткую историю образования Дагестана и земельно-правовых отношений в нём и дал оценку правовому статусу кумыков в сравнительном аспекте. Он привёл пример как власти РД отрицая право кумыков на обозначение собственной этнической территории легко одобряют подобные обозначения для других народов, создавая для них даже территориальные образования непредусмотренные российским законодательством, например введя в оборот понятие «участок» (Бежтинский участок), создав под этой маркой отдельный муниципалитет. Кумыкам в создании подобных муниципалитетов всячески препятствуют.

По словам выступавших, глава республики всё время говорит о проблемах своего этноса и никогда о проблемах других народов, в том числе и кумыкского. Его любовь к своему этносу заслуживает уважения, но не стоит забывать, что в Дагестане существует ещё как минимум 30 других народов.

Лейтмотивом съезда была мысль о том, что возможности для уступок и компромиссов исчерпаны. Народ ждёт от властей Дагестана конкретных шагов по исправлению сложившейся несправедливости, иначе будет действовать, так как посчитает необходимым для самосохранения в границах российского законодательства, естественно. Наиболее оглушительных аплодисментов слушателей заслужил делегат, озвучивший слова: «Мы на чужое не претендуем, но своего не отдадим!».

Съезд принял резолюцию, осуждающую инициативы главы РД в земельном вопросе, как противоречащие федеральным законам Российской Федерации и жизненно-важным интересам кумыкского народа. Намечена дата очередного съезда – 12 апреля 2017 года. Озвучено намерение пригласить на предстоящий съезд и главу Дагестана, дабы он дал разъяснения по проблемам кумыкского народа.

1 марта 2017 года кумыкские организации объединились, чтобы совместно добиваться решения проблем, представляемого ими народа. Это единство вызвало недовольство отдельных политических маргиналов, попытавшихся добавить свою ложку дёгтя, но на то они и маргиналы, чтобы вызывать у твёрдых поборников единства и законности лишь с трудом скрываемое равнодушие.

Стоит отметить также информационную атаку на кумыкский народ накануне съезда. В частности, журналист З. Газиев пытался выставить дело таким образом, что никаких проблем у кумыкского народа нет и кто-то якобы специально «раздувает» кумыкский вопрос, что заработать политически очки. Он упрекает кумыков примерами хозяйственно-экономических преступлений рядом их чиновных соплеменников, умалчивая при этом, что большинство из этих чиновников являлись выдвиженцами и назначенцами его близкого родственника – бывшего главы Дагестана М.-А. Магомедова. Что же выходит, по логике З. Газиева кумыки сами виноваты во всех своих проблемах и получается, кумыкские активисты и лидеры, убитые за деятельность в интересах родного народа (А.Алхаматов, Б. Алжанбеков, Б. Гаджиев, У. Теймуров, Ильяс-Хаджи Ильясов и др.) сами убили себя? Совершенно проигнорировал журналист противозаконную деятельность чиновников в вопросе об отгонном животноводстве. Прямо ущемляющую права кумыков и ногайцев. Если его почитать, все кумыки уже давно выехали из Дагестана и образовавшуюся пустоту от нечего делать заполнили мигранты с гор. Абсурдность заявлений З. Газиева самоочевидна, впрочем, подобный ход рассуждений характерен для профессиональных кумыкофобов в дагестанских СМИ. Даже часто повторяемая ложь не становится правдой. Отчего Газиев не напишет прямо, мол, ребята вы проиграли, мы вас завоевали, смиритесь! Зачем прибегать ко всей этой иезуитской казуистике?

В конце приведём небольшую историческую справку. Дагестан возник в 1920 году после съезда народов Дагестана, в котором участвовали и кумыкские представители. Дагестан мыслился как союз равноправных народов со своими этнотерриториями - обозначенными по швейцарскому образу словом «кантон». То есть, Дагестан образца 1920-х годов позиционировал себя как федерацию. Более того местная элита считала республику не автономной, а союзной, и везде указывала её название как ДССР, а не ДАССР. В 1930-е годы дагестанские народы были административно разделены уже на районы, при создании которых также учитывались исторических границы их проживания, продолжая, тем самым, учитывать интересы национальностей, исторически владевших соответствующими территориями (на это указывал ещё нарком просвещения Дагестана А. Тахо-Годи). В том числе и кумыков. С приходом к власти А. Даниялова в отношении кумыков этот фундаментальный принцип придерживался больше формально. Как бы то ни было, современный Дагестан не имеет ничего общего с Дагестаном 1920-х годов, за вхождение в который голосовали кумыкские делегаты в ноябре 1920-го года. Теперь это скорее криминально-коррупционная зона, а не республика. Интересы кумыкского народа совершенно игнорируются руководством РД, а сам народ подвергается разнузданной травле в СМИ прямо или косвенно с ним связанных. Можно прямо говорить о захвате власти в Дагестане националистически ангажированным этнокланом, интересы которого входят в противоречия с интересами большинства дагестанцев, а не одних только кумыков и ногайцев. Поиск путей к выходу из того тупика, куда Дагестан завёл этот клан и его духовные предшественники в лице А. Даниялова и М-С. Умаханова, продолжается.

1

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

На Чрезвычайном Съезде кумыкского народа, состоявшемся 10 февраля в Пятигорске, собрались более 300 делегатов от 46 кумыкских обществ (джамаатов) Дагестана, Северной Осетии — Алании, Чеченской Республики. Обсуждались меры по преодолению катастрофического социально-экономического положения равнинных поселений — традиционного места проживания кумыков.

Выработанная резолюция была направлена федеральным властям. Также на съезде принято решение о создании межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России». Среди учредителей нового объединения Кумыкское национально-культурное общество «Намус» (РСОА), Союз общественных объединений «Сплоченность» (РД), Совет старейшин кумыкского народа (РД), инициаторы создания национально-культурной автономии кумыков в Чеченской Республике.

Делегатов приветствовали руководители Совета старейшин балкарского народа (КБР) И. Сабанчиев, Национального совета ногайского народа России З. Кочеров, межрегионального общественного объединения «Эльбрус» (КБР) Д. Этеев, атаман Кавказской казачьей линии Ю. Чуреков. Глава Совета старейшин кумыкского народа А. Мурзаев также зачитал аудитории приветствие атамана Терско-Кизлярского казачьего округа Н. Спирина, солидаризировавшегося с требованиями съезда и отметившего, что в положении фактически обделенных землей в Дагестане оказались казаки, кумыки и ногайцы.

В выступлениях делегатов были подняты актуальные вопросы ситуации в Дагестане, в которую вовлечено население равнинных районов республики. Выступавшие требовали остановить фактический отъем земли у проживающих на равнине, когда посредством массового выделения земли жителям горных районов Дагестана под отгонное животноводство изымается земля, которой не хватает жителям кумыкских поселений. Угрозу делегаты видят и в закреплении больших площадей земли в качестве территориальных рекреационных зон.

Поскольку все эти вопросы, отмечалось на съезде, решаются по большей части без участия кумыкских обществ, это уже привело к оттоку кумыков на заработки, поскольку они не могут дома заниматься аграрным производством — земли нет. Неоднократно по земельному вопросу происходили столкновения, едва не переросшие в кровопролитие.

Правозащитник Р. Исмаилов отметил, что в Дагестане никто не скрывает клановой системы управления: когда межнациональные отношения второстепенны по отношению к межклановым отношениям, уповать на реализацию попранного права наивно и с приходом нового руководства республики. Делегат З. Ибрагимов говорил и об экологических последствиях хищнического отношения к земле. Святое для кумыков место Таркитау уже окружено 17 карьерами, и это не только стирает историческую память, но и приводит к осушению, оползням и камнепадам.

Представители совета старейшин отметили, что практически никто из жителей равнины кумыкской национальности не получает грантов на развитие сельского хозяйства, не имеет доступа к кредитным ресурсам Россельхозбанка, а в числе десятков кооперативов Дагестана, которым оказывается господдержка, нет кумыкских аграриев, то есть традиционному сельхозпроизводству фактически перекрыли кислород. Отсюда неустроенность множества семей, тусклые перспективы будущего для молодежи. И эту застывшую ситуацию напряжения делегаты съезда неоднократно называли более опасной для республики, чем религиозный экстремизм.

Делегат от кумыкского села Брагуны из Чеченской Республики М. Темирсолтанов обратил внимание, что в этих острых вопросах требуется позитивная воля руководства к справедливому решению проблем. Он привел в пример первого президента Чеченской Республики А.-Х. Кадырова и нынешнего главу региона Р. Кадырова, которые никогда не делили народ республики на своих и чужих в вопросах развития территорий, их обустройства и земельных отношений. В результате кумыки в Чечне живут благополучно и довольны своим положением.

Делегаты съезда кумыкского народа приняли обращение к Президенту России В. Путину. Согласно итоговой резолюции, в связи с дискриминационной кадровой политикой при формировании нового кабинета министров республики, из-за многолетнего игнорирования властями Республики Дагестан всех уровней многочисленных обращений кумыкских джамаатов по земельным вопросам, из-за отсутствия доверия ко всем ветвям власти в Республике Дагестан диалог по поднятым на чрезвычайном съезде вопросам делегаты готовы вести только с участием представителей федерального центра.

В случае отсутствия приемлемого ответа на обращение чрезвычайного съезда кумыкского народа делегаты намерены организовать шествие к резиденции полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО.

Резолюция чрезвычайного съезда кумыкского народа —

учредительного собрания межрегиональной общественной организации

«Конгресс кумыкских общин России»

После обсуждения насущных вопросов сохранения кумыкского народа на фоне обострения застарелых проблем и препятствий на пути развития кумыкского народа, чрезвычайный съезд кумыкского народа, общим числом более 300 делегатов, представляющих:

46 джамаатов кумыков Республики Дагестан, Республики Северная Осетия — Алания и Чеченской республики,
Кумыкское национально-культурное общество «Намус» (Республика Северная Осетия — Алания),
Союз общественных объединений «Сплоченность» (Республика Дагестан),
Совет старейшин кумыкского народа (Республика Дагестан),
инициаторов создания национально-культурной автономии кумыков в Чеченской республике,

приняли следующую резолюцию.

1. В Республике Дагестан проводится дискриминационная антикумыкская кадровая политика, о чем говорят результаты формирования нового кабинета министров республики.

2. Принять конституционно-правовые меры по обеспечению прав и интересов кумыкского народа, оказавшегося в меньшинстве на своих исконных землях на территории Республики Дагестан.

3. Провести инвентаризацию всех земель отгонного животноводства и рекреационных земель с обязательным включением в состав комиссии представителей общественности.

4. Вернуть 8166 га земель, изъятых при насильственном переселении 1944 года.

5. Восстановить муниципальное образование «Таркинский район» в прежних границах.

6. Отменить закон Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства» как самый коррупциогенный закон.

7. Передать из республиканской в муниципальную собственность равнинных районов земель отгонного животноводства.

8. Выразить недоверие всем руководителям исполнительных органов власти, депутатам Народного Собрания Республики Дагестан, номинально представляющим кумыкский народ, и потребовать от них добровольного сложения полномочий из-за их систематического игнорирования запросов и чаяний своего народа.

9. Поддержать просьбу казачества, выраженную публично ранее, об образовании единого Южного федерального округа путем объединения СКФО и ЮФО в интересах эффективной защиты прав и законных интересов населения субъектов РФ.

10. Просить Президента Российской Федерации направить комиссию Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям для изучения социально-экономического положения кумыкского народа, которому грозит этноцид.

11. Из-за многолетнего игнорирования властями Республики Дагестан всех уровней многочисленных обращений кумыкских джамаатов, из-за отсутствия доверия ко всем ветвям власти в Республике Дагестан, диалог по поднятым в резолюции вопросам вести только с участием представителей федерального центра.

12. В случае отсутствия приемлемого ответа в течение 10 дней на обращение чрезвычайного съезда кумыкского народа, изложенного в данной резолюции, организовать в г. Пятигорске шествие к резиденции Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО А.Г. Хлопонина.

Организационный комитет

чрезвычайного съезда кумыкского народа —

учредительного собрания межрегиональной общественной организации

«Конгресс кумыкских общин России»

Обращение кумыкского народа к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину:

Уважаемый Владимир Владимирович!

К Вам обращаются представители Кумыкского народа, одного из титульных народов Республики Дагестан, народа с древней историей, твердыми морально-нравственными идеалами и вековыми традициями. Среди них, если говорить о политической стороне дела, не последнее место занимает ясно осознанная приверженность Кумыкского народа союзу с великим русским народом, с великой Россией.

В том, что это не пустые слова убеждает простой факт: в ходе 25-летней Кавказской войны кумыки никогда ни разу не подняли оружие против русских войск, против России! Более того, кумыкский правитель, шамхал Тарковский устроил торжественную встречу Петру Великому, когда тот через Кумыкский Прикаспий совершал свой знаменитый «Персидский поход» 1722 года. Встречал его лично, вместе с супругой.

Русскому царю, а в его лице всему русскому государству, были возданы такие почести, каких шамхал не воздавал даже персидским шахам!

Говоря современным языком, встреча на высшем уровне проходила в исключительно дружественной атмосфере — с вручением царской чете ценных подарков, изъявлением дружбы и готовности к вечному миру и сотрудничеству. Наконец, проявлением полной лояльности стало предложение шамхала включить в русские войска отряд кумыкских воинов! Правда, Петр отказался от этого предложения, но, как говорило Руссо, «намерение не промахивается» — готовность Кумыкского правителя быть союзником и помощником русского царя проявилась в этом эпизоде в полной мере…

Этот исторический эпизод мы могли дополнить еще целым рядом других эпизодов, которые также свидетельствуют о верности Кумыкского народа союзу с Россией. С истории мы начали неспроста — еще Конфуций советовал: если хочешь воспитать патриота своей страны — дай ему возможность изучить ее историю. Наша молодежь знает свою историю и воспитывается на ее примерах, воспитывается в духе преданности союзу с Россией, в духе нерушимости наших уз, но и в надежде, что Россия, как страна с огромными материальными и морально-нравственными силами, не даст в обиду своих младших союзников и друзей. Разрушение этой надежды, как нетрудно понять, привело бы и к разрушению веры в Россию, веры в ее желание быть справедливой в отношении народов, ее составляющих, прошедших с нею долгий и тяжелый путь к тому величию, которое мы сегодня видим во всех ее делах и устремлениях.

Именно Вы, уважаемый Владимир Владимирович, являетесь одним из тех деятелей современности, который трудится во имя величия России. При Вас прозвучала знаменитая, чеканная формула Петра Столыпина: «Им (т.е. врагам России) нужны великие потрясения, нам нужна — Великая Россия!». И не только прозвучала, но системно и последовательно проводится в жизнь… Мы это понимаем, и поэтому обращаемся к Вам со своими чаяниями и проблемами.

Мы думаем, что Вы способны нас услышать, что Вы можете исправить ту ненормальную, губительную для нашего народа ситуацию, в которой он оказался в результате несправедливой по сути и опасной по своим возможным последствиям антикумыкской политики, проводимой руководством Дагестана. Мы не хотим тут произносить громких обвинительных речей ни в чей адрес, но должны заявить: мы видим эту тенденцию и мы не согласны мириться с нею! И у нас на это есть не только моральное право, но и право юридическое, закрепленное как в Российской Конституции, так и в целом ряде международных правовых документов.

Согласно Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН, и в особенности Декларации прав коренных народов, принятой той же ООН в сентябре 2007 года — земля и все другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности коренных народов, исторически проживающих на соответствующей территории. Однако в Дагестане мы этого не видим. Здесь произошла серьезная трансформация земельных отношений, которая можно привести к очень тяжелым, чтобы не сказать — катастрофическим последствиям для Кумыкского народа.

А значит, и для всех остальных народов Дагестана, поскольку искусственное смешение наций, произведенное в Дагестане путем непродуманного и никак необоснованного «разбавления» равнинных народов горскими народами, привели к этнической перенаселенности, перегруженности равнинных районов. А хищническое отношение пришельцев к «чужой» земле обернулись ее деградацией, потерей ею своих репродуктивных возможностей и сил. Для кого-то это, возможно, пустяк, но для Кумыкского народа, веками лелеявшего эту землю, отстаивавшего ее независимость с оружием в руках — это огромная человеческая трагедия.

И Вы, Владимир Владимирович, как нам кажется, способны понять эту нашу трагедию лучше, чем кто бы то ни был другой в России! Глубокий аналитик современности Константин Казенин очень метко заметил, что у Кумыкского народа наблюдается обида, чувство задолженности Российского государства перед ними. Это совершенно верно в психологическом плане. А в плане практическом это чувство может вылиться в реальные действия. В Дагестане радикализация (некоторые даже используют термин — палестинизация) идет по многим направлениям, но самая опасная среди них — это рост недовольство равнинного населения политикой землепользования, проводимой дагестанским руководством. Именно земельный вопрос стал причиной целого ряда межэтнических столкновений в равнинной части Дагестана. Это противостояния кумыкского Костека с даргинским Новым Костеком, Агачаула с Карамахи, поселка Львовское-1 с жителями Казбековского района и ряд других примеров.

Земля и кровь уже повязывают жителей Дагестана.

Кратко эту политику можно охарактеризовать как «узаконение беззакония»! Приведем лишь одну цифру, которая сразу же осветит Вам картину с земельным вопросом в части, касающейся Кумыков. Составляя 15% от общей численности населения Дагестана, являясь историческим владельцем всей равнинной части Дагестана, которая издревле называлась «Кумыкской», он сегодня владеет лишь 4% земли на этой равнине! Что к этому можно добавить?!

Новый руководитель, как мы видим уже с первых его шагов, намерен продолжать эту политику. Ведь не случайно одним из первых его заявлений стали слова, что в Дагестане нет этнических земель, что земли там должны и будут принадлежать тем, кто ее выкупит, и будет вкладывать в нее деньги… Это заявление говорит о полном непонимании господином Абдулатиповым ни исторического прошлого Дагестана, ни ее нынешних реалий. Именно такая позиция, характерная и для длинного ряда предыдущих руководителей, и не дает Кумыкскому народу реализовать свое Конституционное право на сохранение своей среды обитания, языка, обычаев и культуры.

Именно эта позиция не дает народам Дагестана реализовать свои возможности, заложенные в законе о местном самоуправлении в части распоряжения своими землями. А тот факт, что господин Абдулатипов заявил Вам в ходе встречи, что в Дагестане давно установился этнический баланс во всех областях, в том числе и в земельном, указывает или на неосведомленность нового руководителя о тонкостях ситуации в Дагестане, или же о сознательном искажении ее. Что из этого хуже, мы не знаем, но одно стоит другого.

Но, если от эмоций перейти к анализу сложившейся к этому времени реальности, то мы увидим весьма неприглядную картину. Сегодня можно без преувеличения констатировать, что в равнинной части республики назревает серьезный кризис, в основе которого лежит земельная проблема. Он обусловлен и подогревается постоянным сокращением земельных площадей на равнине. Этот процесс вызван тремя факторами:

1) Стабильно высоким темпом роста рождаемости населения в равнинном Дагестане.

2) Постепенным, но устойчивым возвращением на историческую родину кумыков, некогда выехавшим на заработки в северные области России.

3) Постоянным, нерегулируемым притоком горского населения на равнинные земли.

Эти процессы, вроде бы безобидные сами по себе, вне контекста общей земельной ситуации в Дагестане, являются в конкретно-исторических условиях факторами дестабилизации и нарушения основ и перспектив жизнедеятельности равнинных народов республики.

Уже сегодня для равнинного Дагестана характерны регулярные стихийные протесты, связанные с неправильным ведением земельной политики здесь. И здесь ключевое слово — стихийные. Завтра они могут стать организованными, что на фоне общей дестабилизации, охватившей Арабские страны и страны Ближнего Востока может сыграть весьма негативно повлиять на ситуацию на Северном Кавказе в целом, и в Дагестане в частности. Не нам Вам это говорить, уважаемый Владимир Владимирович, Вы эти перспективы знаете гораздо лучше нас и неоднократно говорили о них с разных трибун.

Учитывая все эти факты и факторы, мы уверенно заявляем: давно назрела необходимость открытого и честного обсуждения вопросов землепользования, взрывоопасный потенциал которых копился десятилетиями. Это важно в первую очередь потому, что, оставленные без внимания, пущенные на самотек, они могут привести к межэтническим столкновениям — самым опасным в условиях Дагестана. Да, это вопросы непростые, они требуют серьезного анализа, определения причин и факторов, способствовавших их накоплению, поиска и выработки хотя бы предварительных подходов и вариантов их разрешения. Значимость такой работы усиливается фактором трудно, с пробуксовками идущей в республике муниципальной реформой.

Эффективное управление земельными ресурсами Дагестана без этого попросту невозможно. Что касается т.н. «земельной реформы», то нам, кумыкам, вполне понятна ее подкладка: под лозунгом «земельной реформы» в республике осуществляется передача в собственность переселенцам с горных районов равнинных земель, как предоставленных им в свое время во временное пользование советской властью. Кроме того, законодательно легализуются их (переселенцев с гор) незаконно и самовольно построенные на этих арендованных землях домостроения. Та же картина и в городах, включая и городской округ Махачкала, где также легализуются их домостроения и земельные участки по факту систематических самозахватов.

Уважаемый Владимир Владимирович, о катастрофическом положении Кумыкского народа можно говорить долго и много. Вы, как руководитель вдумчивый и глубоко осведомленный, наверняка знаете всю информацию об этом вопросе.

Хотим лишь заверить Вас в том, что Кумыкский народ не хочет ни вражды с соседними народами, ни тем более войны с ними. Мы хотим спокойно жить на своей земле, мирно трудиться на ней и делиться плодами своих трудов с другими народами Великой России. От Российского государства нам нужно только одно: чтобы оно обеспечило равенство народов Дагестана, да и всей России в целом.

Остальные проблемы — экономические, социальные, культурные — решим сами.

С большим уважением к Вам и с надеждой на понимание,

Организационный комитет учредительного собрания межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России»:

Кумыкское национально-культурное общество «Намус» (Республика Северная Осетия — Алания).
Союз общественных объединений «Сплоченность» (Республика Дагестан).
Совет старейшин кумыкского народа (Республика Дагестан).
Инициаторы создания национально-культурной автономии кумыков в Чеченской республике.
Представители 46 джамаатов кумыков Республики Дагестан, Республики Северная Осетия — Алания и Чеченской республики.

Принято на чрезвычайном съезде кумыкского народа — учредительном собрании межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России», прошедшем в административном центре СКФО, г. Пятигорске 10 февраля 2013 г.

СПРАВКА:

Кумыки — один из тюркских народов Северного Кавказа. Основное место их проживания — дагестанская равнина. Также они проживают в Чечне, Северной Осетии, Ставропольском крае. Крупные кумыкские общины имеются в Тюменской области и Югре. Общая численность кумыков в России, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, составила 503 тысячи человек.



Просмотров