Факторы среды и их влияния на биоценозы. Биоценозы естественные и искусственные биоценозы биоценоз

Цель: выяснить, что такое факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы.

  1. Сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм.
  2. Научить школьников выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную характеристику.
  3. Сформировать у учащихся познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий.
  4. Расширить знания школьников о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу.

Оборудование:

  • таблицы с изображением животных, иллюстрирующие приспособленность их к среде обитания;
  • презентация;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный, систематизирующий ЗУН.

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстрированный, частично поисковый с элементами исследовательской работы.

Основные понятия и термины урока: абиотические, биотические и антропогенные факторы среды.

Приёмы деятельности учителя: введение в тему; рассказ с опорой на знания из курса биологии за 6 класс; организация и закрепление в форме биологических задач и тестов в ходе изучения материала.

Организация деятельности учащихся: отработка отдельных, касающихся темы данного урока, элементов опорного конспекта; ответы на биологические задачи и тесты в ходе закрепления; обобщение знаний.

    ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

III. Представление учебного проекта.

V. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с закреплением.

Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов.

Показ слайда № 1 и слайда № 2 (Приложение 1)

Зависимость каждого организма и любой популяции от абиотических, биотических и антропогенных факторов можно показать на примере всем известного растения пшеницы.

Показ слайда №3 (Приложение 1)

    АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Климат является главным фактором внешней среды. Основные компоненты климата – свет, температура, влажность. Все они относятся к абиотическим факторам.

Различные животные могут отрицательно или положительно реагировать на свет, что тесно связано с их образом жизни. Воздействие света на организмы может иметь, например, следующие последствия:

  • наступление периода размножения у птиц (при увеличении длины светового дня);
  • суточные и сезонные ритмы у растений и животных;
  • подготовка к перелётам птиц;
  • наступление стадии покоя у насекомых;
  • начало цветения у растений;
  • изменение интенсивности процесса фотосинтеза у растений, а также их скорости роста и развития.

На жизнедеятельность различных организмов очень серьёзно влияет температурный фактор. Его воздействие может приводить, например, к следующим последствиям:

  • ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных;
  • увеличение или уменьшение двигательной активности;
  • наступление периода летней или зимней спячки;
  • изменение интенсивности питания;
  • активизация или ослабление процесса дыхания;
  • наступление периода размножения;
  • начало сокодвижения у растений;
  • увеличение или уменьшение скорости прорастания семян.

Верхний температурный предел жизни – 45-50° С тепла. Это связано с тем, что при температуре выше 50° С, как правило, начинается необратимое разрушение белка.

Изменение температурного фактора по-разному влияет на организмы холоднокровных и теплокровных животных. В первом случае это приводит к понижению интенсивности процессов жизнедеятельности, а во втором – к их активизации.

Третьим важнейшим экологическим фактором является влажность. Роль этого фактора в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов связана с тем, что вода:

  • входит в состав различных клеточных структур;
  • принимает участие в растворении и транспортировке многих веществ в клетке;
  • обеспечивает терморегуляцию в организме;
  • образует внутриклеточную среду, необходимую для нормального функционирования различных органоидов.

Вопрос учащимся: назовите приспособления растений и животных к низкой влажности воздуха и почвы.

Совместное рассуждение.

Биологическая задача № 1

Даны животные: черепаха, ящерица, божья коровка (жук).

Объясните, в чём проявляется зависимость насекомых и пресмыкающихся от такого фактора среды как температура? Почему большинство этих наземных животных в период активности не переносят холода и погибают?

III. Представление учебного проекта

Показ-представление учебного проекта “Влияние абиотических факторов среды на амфибионтов”, см. Приложение 2.

Вывод № 1: к основным абиотическим факторам относятся температура, свет, влажность.

    БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Популяции биологических видов, живущие в пределах одного ареала, могут вступать друг с другом в экологические взаимодействия разных типов.

Показ слайда № 4 (Приложение 1).

Биологическая задача № 2

Жизнь животных зависит не только от абиотических факторов среды. Как вы это понимаете? Какое значение для животных имеют растения? Приведите примеры взаимосвязи растений и животных.

Вывод № 2: взаимодействия между особями и популяциями одного или разных видов называется биотическими факторами.

    АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

На первых этапах своей эволюции человек общался со многими другими биологическими видами “на равных”, и его влияние на природную среду не выходило за пределы её возможностей к самовосстановлению. Однако дальнейший прогресс человеческого общества привёл к всё более усиливающемуся воздействию на природу. В ряде случаев это воздействие привело к полному вымиранию многих видов животных и растений. В настоящее время антропогенные факторы можно рассматривать как важнейшую силу, преобразующую природную среду, населённую различными видами живых организмов.

    Показ слайда № 5 (Приложение 1)

Антропогенные факторы могут отрицательно влиять не только на окружающую нас природную среду, но и на самого человека. Разнообразные источники загрязнения, возникновение которых непосредственно связано с деятельностью человека, выбрасывают в окружающую среду огромное количество химических веществ, представляющих серьезную опасность для здоровья человека. Возникающие по этим причинам болезни сокращают жизнь каждого из нас.

    Показ слайда № 6 (Приложение 1)

Вопрос учащимся: назовите положительные воздействия, которые человек оказывает на природу.

Вывод № 3: человечество обязано ограничить своё отрицательное воздействие на природу, проявляющееся в прямом истреблении биологических видов, загрязнении среды обитания промышленными отходами.

IV. Закрепление: тест-контроль.

I-е задание

Подберите к вопросам правильные ответы.

1) Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, сообществ, называют факторами:

а) абиотическими,

б) биотическими,

в) экологическими,

г) антропогенными.

2) Что относится к биотическим факторам среды:

а) растения, животные, грибы, бактерии,

б) температура воды, атмосферное давление,

в) влажность, солёность воды.

II-е задание

Закончите недописанные фразы.

1) Взаимоотношения между организмами, соревнующимися за одни и те же ресурсы среды, имеющиеся в недостатке называются…

Ответ: конкуренцией.

2) Взаимоотношения организмов в биоценозе называются…

Ответ: биотическими отношениями.

3) В биосфере живые организмы активно взаимодействуют друг с другом. Характер этих взаимодействий – предмет изучения науки…

Ответ: экологии.

V. Домашнее задание.

  1. § 54 учебника (Биология: Животные: Учебник для 7 классов общеобразоват.учеб.заведений / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002)
  2. Вопрос 1 и 2 – устно, вопрос 3 – письменно (стр.274).

    Литература

  1. Биология: Животные. Учебник для 7-го классов общеобразоват.учеб.заведений / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Кулев А.В. Исследовательская работа школьников по изучению земноводных // Биология в школе. 1993. № 4.
  3. Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л. Анатомия лягушки. – М.: Высшая школа, 1994.
  4. Чернова Н.М. Учителю биологии об основах экологии (лекции). – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.

1 вариант

1. Что из перечисленного относиться к искусственным биоценозам?

А) степь, б) поле, в) луг

2. как называется вертикальное пространственное деление биоценоза?

А) ярусность, б) слоистость, в) мозаичность

3. Как называются компоненты биоценоза - организмы, способные производить органические вещества из неорганических?

4. Как называются организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения?

А) продуценты, б) консументы, в) редуценты

5. Кто является консументом второго порядка?

А) заяц, б) орел, в) мышь полевка

6. Сколько факторов среды выделяют?

А) 3, б) 4, в) 5

7. Как называется влияние одних организмов на другие?

А) биотические, б) абиотические, в) антропогенные

8. Какой из этих факторов антропогенный?

А) поедание хвои животными, б) выветривание почв, в)осушение болот

9. Из предложенного списка организмов выпишите отдельно продуцентов:

Тест по теме «Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценозы».

2 вариант

1. Что из перечисленного относиться к естественным биоценозам?

А) лес, б) сад, в) пруд

2. Из каких компонентов состоит биоценоз?

А) продуценты и консументы, б) консументы и редуценты, в) продуценты, консументы и редуценты

3. Как называются гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами? А) продуценты, б) консументы, в) редуценты

4. Как называются хищные гетеротрофы?

А) консументы 1 порядка, б) консументы 2 порядка в) консументы 3 порядка

5. Кто из этих организмов является редуцентом?

А) гриб, б) волк, в) дуб

6. Как называется совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической среды на живые организмы?

А) антропогенные факторы, б) абиотические факторы, в) биотические факторы

7. Как называется фактор воздействия деятельности человека на другие организмы?

А) биотический, б) абиотический, в) антропогенный

8. Какой из факторов относиться к биотическим?

А) охота лисиц на грызунов, б) вырубка леса, в) состав почвы

9. Из предложенного списка организмов выпишите отдельно редуцентов:

1.Водоросли, 2. Бактерии, 3. Волк, 4. Уж, 5. Лисица, 6. Сурок. 7. Грибы, 8. Ястреб, 9. Зеленые растения, 10. Кузнечик, 11. Змея, 12. Микроскопические водоросли, 13. Заяц, 14. Черви, 15. Мышь, 16. Ящерица, 17. Рыбы

Ответы к тесту «Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценозы».

Вариант 1

1.б

2.а

3.а

4.в

5.б

6.а

7.а

8.в

9. 1, 9, 12

Вариант 2

1.а

2.в

3.б

4.б

5.а

6.б

7.в

8.а

9. 2, 7, 14

Среда обитания - это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Приспособления организмов к среде носят название адаптации. Способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает самую возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и измэ-няются в ходе эволюции видов.

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические и биотические, антропогенные.

Абиотические факторы - температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности - это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы - это формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа.

Взаимные связи организмов - основа существования биоценозов и популяций; рассмотрение их относится к области синэко-логии.

Антропогенные факторы - это формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.

Хотя человек влияет на живую природу через изменение абиотических факторов и биотических связей видов, деятельность людей на планете следует выделять в особую силу, не укладывающуюся в рамки этой классификации. В настоящее время практически вся судьба живого покрова Земли и всех видов организмов находится в руках человеческого общества, зависит от антропогенного влияния на природу.

Один и тот же фактор среды имеет различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Например, сильный ветер зимой неблагоприятен для крупных, обитающих открыто животных, но не действует на более мелких, которые укрываю 1ся в норах или под снегом. Солевой состав почвы важен для питания растений, но безразличен для большинства наземных животных и т. п.

Изменения факторов среды во времени могут быть: 1) регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года или ритмом приливов и отливов в океане; 2) нерегулярными, без четкой периодичности, например изменения погодных условий в разные годы, явления катастрофического характера - бури, ливни, обвалы и т. п.; 3) направленными на протяжении известных, иногда длительных, отрезков времени, например при похолодании или потеплении климата, зарастании водоемов, постоянном выпасе скота на одном и том же участке и т. п.

Экологические факторы среды оказывают на живые организмы различные воздействия, т. е. могут влиять как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях; как модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов; как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей.

1. Закон оптимума. Каждый фактор имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организмы. Результат действия переменного фактора зависит прежде всего от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или просто оптимумом для организмов данного вида. Чем сильнее отклонения от оптимума, тем больше выражено угнетающее действие данного фактора на организмы (зона пессимума). Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно, наступает смерть. Пределы выносливости между критическими точками называют экологической валентностью живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

Представители разных ал-дов сильно отличаются друг от друга как по положению оптимума, так и по экологической валентности. Так, например песцы з тундре могут переносить колебания температуры воздуха в диапазоне око то 80°С (от +30 до -55°С), тогда как тепловодные рачки Сepilia mirabilis выдерживают изменения температуры воды в интервале не более 6°С (от 23 до 29C). Одна и та же сила проявления фактора может быть оптимальной для одного вида, пессимальной-для другого и выходить за пределы выносливости для третьего.

Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к названию фактора приставки «эври». Эвритермные виды - выносящие значительные колебания температуры, эврибатные - широкий диапазон давления, эвригалинные - разную степень засоления среды.

Неспособность переносить значительные колебания фактора, или узкая экологическая валентность, характеризуется приставкой «стено»-стенотермные, стенобатные, стеногалинные виды и т. д. В более широком смысле слова виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобионтными, а те, которые способны приспосабливаться к разной экологической обстановке,- эврибионтными.

2. Неоднозначность действия фактора на разные функции. Каждый фактор неодинаково влияет на разные функции организма. Оптимум для одних процессов может являться пессимумом для других. Так, температура воздуха от 40 до 45 °С у холоднокровных животных сильно увеличивает скорость обменных процессов в организме, но тормозит двигательную активность, и животные впадают в тепловое оцепенение. Для многих рыб температура воды, оптимальная для созревания половых продуктов, неблагоприятна для икрометания, которое происходит при другом температурном интервале.

Жизненный цикл, в котором в определенные периоды организм осуществляет преимущественно те или иные функции (питание, рост, размножение, расселение и т. п.), всегда согласован с сезонными изменениями комплекса факторов среды. Подвижные организмы могут также менять места обитания для успешного осуществления всех своих жизненных функций.

3. Изменчивость, вариабельность и разнообразие ответных реакций на действие факторов среды у отдельных особей вида. Степень выносливости, критические точки, оптимальная и песси-мальные зоны отдельных индивидуумов не совпадают. Эта изменчивость определяется как наследственными качествами особей, так и половыми, возрастными и физиологическими различиями. Например, у бабочки мельничной огневки - одного из вредителей муки и зерновых продуктов-»критическая минимальная температура для гусениц -7°С, для взрослых форм - 22 °С, а для яиц -27 °С. Мороз в 10 °С губит гусениц, но не опасен для имаго и яиц этого вредителя. Следовательно, экологическая валентность вида всегда шире экологической валентности каждой отдельной особи.

4. К каждому из факторов среды виды приспосабливаются относительно независимым путем. Степень выносливости к какому-нибудь фактору не означает соответствующей экологической валентности вида по отношению к остальным факторам. Например, виды, переносящие широкие изменения температуры, совсем не обязательно должны также быть приспособленными к широким колебаниям влажности или солевого режима. Эвритермные виды могут быть стеногалинными, стенобатными или наоборот. Экологические валентности вида по отношению к разным факторам могут быть очень разнообразными. Это создает чрезвычайное многообразие адаптации в природе. Набор экологических валентностей по отношению к разным факторам среды составляет экологический спектр вида.

5. Несовпадение экологических спектров отдельных видов. Каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям. Даже у близких по способам адаптации к среде видов существуют различия в отношении к каким-либо отдельным факторам.

Правило экологической индивидуальности видов сформулировал русский ботаник Л. Г. Раменский (1924) применительно к растениям, а затем широко было подтверждено и зоологическими исследованиями.

6. Взаимодействие факторов. Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Эта закономерность получила название взаимодействия факторов. Например, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе. Угроза замерзания значительно выше при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. Наоборот, один и тот же экологический результат может быть по-

лучен разными путями. Например, увядание растений можно приостановить путем как увеличения количества влаги в почве, так и снижения температуры воздуха, уменьшающего испарение. Создается эффект частичного взаимозамещения факторов.

Вместе с тем взаимная компенсация действия факторов среды имеет определенные пределы, и полностью заменить один из них другим нельзя. Полное отсутствие воды или хотя бы одного из основных элементов минерального питания делает жизнь растения невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Крайний дефицит тепла в полярных пустынях нельзя восполнить ни обилием влаги, ни круглосуточной освещенностью.

Учитывая в сельскохозяйственной практике закономерности взаимодействия экологических факторов, можно умело поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности культурных растений и домашних животных.

7. Правило ограничивающих факторов. Факторы среды, наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют возможность существования вида в данных условиях. Если хотя бы один из экологических факторов приближается или выходит за пределы критических величин, то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Такие сильно уклоняющиеся от оптимума факторы приобретают первостепенное значение в жизни вида или отдельных его представителей в каждый конкретный отрезок времени.

Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Природа этих факторов может быть различной. Так, продвижение вида на север может лимитироваться недостатком тепла, в аридные районы - недостатком влаги или слишком высокими температурами. Ограничивающим распространение фактором могут служить и биотические отношения, например занятость территории более сильным конкурентом или недостаток опылителей для растений. Так, опыление инжира всецело зависит от единственного вида насекомых - осы Blastophaga psenes. Родина этого дерева - Средиземноморье. Завезенный в Калифорнию, инжир не плодоносил до тех пор, пока туда не завезли ос-опылителей. Распространение бобовых в Арктике ограничивается распределением опыляющих их шмелей. На острове Диксон, где нет шмелей, не встречаются и бобовые, хотя по температурным условиям существование там этих растений еще допустимо.

Чтобы определить, сможет ли вид существовать в данном географическом районе, нужно в первую очередь выяснить, не выходят ли какие-либо факторы среды за пределы его экологической валентности, особенно в наиболее уязвимый период развития.

Выявление ограничивающих факторов очень важно в практике сельского хозяйства, так как, направив основные усилия на их устранение, можно быстро и эффективно повысить урожайность растений или производительность животных. Так, на сильно кислых.почвах урожай пшеницы можно несколько увеличить, применяя разные агрономические воздействия, но наилучший эффект будет получен только в результате известкования, которое снимет ограничивающие действия кислотности. Знание ограничивающих факторов, таким образом, ключ к управлению жизнедеятель-ностью организмов. В разные периоды жизни особей в качестве ограничивающих выступают различные факторы среды, поэтому требуется умелое и постоянное регулирование условий жизни выращиваемых растений и животных.

Биоценоз

Биоценоз - это совокупность популяций различных видов живых организмов, населяющих какой-либо более или менее однородный участок земной поверхности (суши или водоема). Биоценоз характеризуется определенными отношениями организмов между собой и приспособленностью к окружающей их среде (биотопу). Он моет быть составлен немногими (олигоценоз) и многими (полиценоз) видами. Один вид биоценоз составлять не может: даже в сельскохозяйственной монокультуре (пшеничное поле, яблоневый сад и пр.) всегда участвуют многие виды наземных и почвенных организмов.

Биоценоз принято делить по систематическим признакам на фитоценоз, зооценоз и микробоценоз. Функционально-экологически биоценоз делится по ступеням экологической пирамиды на группы организмов - продуцентов, консументов и редуцентов, объединенных трофическими связями. Вместе с биотопом биоценоз составляет биогеоценоз. Структурно биоценоз делят на горизонты, слои, ярусы, пологи, меротопы. Биоценозы, развиваясь, либо самообновляются, либо после фазы самообновления стареют и в результате сукцессии относительно быстро и закономерно сменяются другими биоценозами.

Как функциональные части биогеоценозов биоценозы составляют практически непрерывный биоценотический покров - континуум. Как сложное своеобразное образование биоценоз характеризуется биомассой (первичной и вторичной) и биологической продуктивностью.

Более широким понятием, чем экосистема, является ландшафт. Ландшафт - конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и определенной структурой, т.е. закономерным сочетанием его морфологических частей (местностей, урочищ, фаций); это основная единица физико-географического районирования. В зависимости от происхождения различают ландшафт: природный, геохимический, культурный, акультурный, антропогенный, агрикультурный, болотный, географический, элементарный и др.

Важное свойство ландшафта - быть средовоспроизводящей системой условий, необходимых для жизнедеятельности живых организмов, - поддерживать газовый состав воздуха, качество воды и почвы в экологически оптимальных пределах.

Экологические факторы как специфические элементы природной среды

Организмы не могут существовать изолированно от окружающей их среды со всем многообразием ее природных условий. Взаимодействия между компонентами биоценоза осуществляются через определенные элементы среды, т.е. посредством определенных факторов, действующих на биологические объекты. Однако не все факторы одинаково влияют на организм. Есть такие элементы среды, факторы, которые безразличны для организма. Поэтому необходимо различать средообразующие элементы, или факторы вообще, и экологические факторы, оказывающие определенное воздействие на организм.

Раздел экологии, который занимается изучением взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой носит название аутэкология (факторальная экология). Так что же такое вообще экологический фактор?

Экологическими факторами называют элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм. Они по своим особенностям весьма разнообразны, имеют различную природу и специфику действия.

Понятие экологического фактора - одно из наиболее общих и чрезвычайно широких понятий экологии. В соответствии с этим задача классификации экологических факторов оказалась весьма сложной, так что общепринятого варианта до сих пор нет. В то же время достигнуто согласие относительно целесообразности использования при классификации экологических факторов определенных признаков. Прежде всего экологические факторы делятся на внешние (экзогенные или энтопические) и внутренние (эндогенные) по отношению к данной экосистеме. К внешним относятся факторы, действие которых в той или иной степени определяют изменения, происходящие в экосистеме, но сами они практически не испытывают ее обратного воздействия. Таковы солнечная радиация, интенсивность атмосферных осадков, атмосферное давление, скорость ветра, скорость течения и т.д. В отличие от них внутренние факторы соотносятся со свойствами самой экосистемы (или отдельных ее компонентов) и в действительности образуют ее состав. Таковы численности и биомассы популяций, запасы различных веществ, характеристики приземного слоя воздуха, водной или почвенной массы и т.д.

Второй распространенный классификационный принцип - это деление факторов на биотические, абиотические и антропогенные.

Абиотические факторы - температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности - это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы (климатические, эдафические, топографические, гидрофизические, гидрохимические факторы).

Биотические факторы - это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа. К этой группе принадлежат топические взаимоотношения организмов на почве их совместного проживания (антагонизм организмов, выделение фитонцидов, антибиотиков и др.), трофические поглощения (автотрофы и гетеротрофы), генеративные отношения (на основе размножения).

Антропогенные факторы - это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.

Следует отметить, что деление факторов на эндогенные и экзогенные, как и на биотические и абиотические не совпадает. В частности, существуют как экзогенные биотические, например интенсивность заноса извне (из другой экосистемы) семян некоторых видов в экосистему, так и эндогенные абиотические факторы, такие, как концентрация О2 или СО2; в приземном слое воздуха или в воде (биогенное происхождение О2 и СО2 не превращает их в биотические факторы).

Широкое использование в экологической литературе находит классификация факторов в основном по отличительным свойствам экосистемы и внешней среды, специфическое влияние которых они характеризуют. Например, среди экзогенных различают метеорологические (климатические), геологические, гидрологические, миграционные (биогеографические), антропогенные факторы, а среди эндогенных - микрометеорологические (называемые также микро - или биоклиматическими), почвенные (эдафические), водные (относящиеся к водной массе) и биотические (характеризующие свойства растений, животных и микроорганизмов). Существуют и другие классификации. Важным классификационным показателем служит характер временной динамики экологических факторов, в особенности наличие или отсутствие ее периодичности (суточной, лунной, сезонной, многолетней).

Особая роль среди экологических факторов принадлежит суммативным (аддитивным) факторам, характеризующим численности, биомассы или плотности популяций организмов, а также запасы или концентрации различных форм вещества и энергии, временные изменения которых подчиняются законам сохранения. Например, говорят о ресурсах тепла, влаги, органической и минеральной пищи и т. д. В отличие от них такие факторы, как интенсивность и спектральный состав радиации, уровень шума, окислительно-восстановительный потенциал, скорость ветра или течения, размер и форма пищи и т.д., которые также сильно влияют на организмы, не относятся к категории ресурсов, так как к ним неприменимы законы сохранения.

Один и тот же фактор среды имеет различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Например, сильный ветер зимой неблагоприятен для крупных, обитающих открыто животных, но не действует на более мелких, которые укрываются в норах или под снегом. Солевой состав почвы важен для питания растений, но безразличен для большинства наземных животных и т.п.

Изменения факторов среды во времени могут быть:

1. Регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года или ритмом приливов и отливов в океане;

2. Нерегулярными, без четкой периодичности, например изменения погодных условий в разные годы, явления катастрофического характера - бури, ливни, обвалы и т.п.;

3. Направленными на протяжении известных, иногда длительных, отрезков времени, например при похолодании ли потеплении климата, зарастании водоемов, постоянном выпасе скота на одном и том же участке и т.п.

Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

1. Как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

2. Как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях;

3. Как модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов;

4. Как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей.

Все экологические факторы или во всяком случае основные, ведущие, довольно тесно взаимосвязаны друг с другом. Обычно изменение одного из них влечет за собой и изменение других. Однако следует помнить и о том, что каждый экологический фактор или комплекс взаимодействующих факторов по-разному действует на организмы в разные фазы их онтогенеза. Экологические свойства особей меняются с возрастом и в зависимости от жизненного состояния. Своеобразие действия фактора зависит и от того, каким путем размножается особь - генеративным или вегетативным. Наконец, надо учитывать и генетическую неоднородность популяций

Главные задачи экологии сводятся к познанию законов действия различных экологических факторов, взятых как в отдельности, так и в совокупности.

Факторы природной среды биосферы приходится рассматривать в двух системах - элементарной и комплексной.

Элементарная разделяет их по принципу разделения наук о природе. К физическим факторам относятся температура, свет, давление, электрические явления и все остальное, что изучает физика, к химическим - реакция среды, наличие веществ и элементов, к биологическим - влияние микроорганизмов, растений и животных.

Но факторов этих чрезвычайно много, и, работая в природе, изучать их сразу все очень трудно, и иногда невозможно. Однако можно выйти из положения, если учесть, что элементарные факторы в природе действуют не независимо друг от друга, а объединяются в закономерные комплексы. Например, стоит сказать, что такой комплекс, как ясная погода, сменился другим, пасмурной, - и каждый специалист поймет, что при этом давление понизилось, облачность и влажность увеличились, доля прямой радиации (солнечного излучения) резко уменьшилась, рассеянной возросла, суточные колебания температуры сократились... К основным подразделениям комплексной системы факторов относятся: климат - все воздействия, идущие через атмосферу; геологические условия - все особенности строения земной поверхности, почвы; биотические факторы - воздействия живой природы и, наконец, человеческая деятельность.

Какой системой факторов удобнее пользоваться - это зависит от обстоятельств, от целей работы. Если мы ставим полевой или тем более лабораторный опыт по подбору лучших дозировок удобрений, то удобна элементарная система. Если оцениваем хозяйственные угодья или ведем экспедиционные исследования, то все преимущества - у комплексной. Но оба метода познания, аналитический, заключенный в использовании элементарной системы факторов, и синтетический, связанный с комплексной системой, как всегда, дополняют друг друга в деле познания истины.

Действие одного фактора может быть изменено другим, но не может быть замещено. Однако при комплексном действии среды может наблюдаться как бы «эффект замещения», или, лучше, «эффект компенсации».

Чтобы судить о значении экологического фактора, надо учитывать продолжительность и повторяемость его экспериментального действия в течение жизни данного организма и потомков этого организма.

Каждый экологический фактор характеризуется определенными количественными показателями - интенсивностью и диапазоном действия. То есть влияние экологического фактора сильно зависит от его «дозировки». Действия фактора прежде всего характеризуются его амплитудой, размахом колебаний. В этом отношении еще со времен Сакса принято выделять три кардинальные точки для жизни (и отдельных функций) организма или вида (рис. 2) и значения интенсивности фактора.

Рис. 2.

Две точки - минимум и максимум - характеризуют «пороговое» действие фактора, при котором развитие организма или вида идет хуже всего. Этих точек две: одна в области недостаточного, другая в области избыточного значения фактора. Эти точки называют «пессимумом», зоной угнетения. Вся заштрихованная зона - зона жизнедеятельности организма. Наилучшее развитие идет при оптимальной интенсивности фактора (средняя часть). Зона действия фактора - от минимума до максимума - представляет собой экологическую валентность вида.

Вышесказанное может быть выражено и более простой кривой (рис. 3), в двух координатах, где по оси абсцисс отложена интенсивность фактора, а по оси ординат - изменение состояния организма «теоретически» оно бы шло по прямой (1), но действительное действие фактора оказывается иным (2). Диапазоном действия фактора являются такие его интенсивности, в пределах которых может существовать организм.

Рис. 3.

Таким образом, биологический процесс может осуществляться не при любых изменениях фактора, а в пределах двух его значений - максимального и минимального, которые представляют собой границы (пределы) толерантности данного процесса относительно данного фактора.

Однако следует помнить, что экологические факторы действуют не по отдельности, а в совокупности. Правило, или «закон», совокупного действия экологических факторов было установлено еще в начале XX в. В 1909 г немецкий агрохимик и физиолог растений А. Митчерлих вывел закон, который он назвал «закон эффективности факторов». В 1918 г. этот «закон» был пересмотрен и переименован Б. Бауле в «закон совокупного действия». Согласно этому закону: величина урожая () зависит не только от какого-нибудь одного (пусть даже лимитирующего) фактора, но и от всей совокупности действия факторов одновременно, т.е. = (Х1, X2, Х3, ....., Хn). Закон совокупного действия факторов иногда называют законом Митчерлиха-Бауле. Экспериментально установлено, что в природе один экологический фактор может воздействовать на дугой; поэтому успех вида в окружающей среде зависит от взаимодействия факторов. Например, повышенная температура способствует ускорению испарения влаги, снижение освещенности обусловливает снижение потребностей растений в содержании цинка в почве, животные труднее переносят высокие температуры при большой влажности.

Фактор, который при определенном наборе условий окружающей среды ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организмов; называется лимитирующим фактором. Иначе можно сказать лимитирующий фактор - это экологический фактор, концентрация которого выше или ниже оптимальной.

Понятие о лимитирующем факторе ведет начало от закона минимума Либиха (1840) и закона толерантности Шелфорда (1913). Как лимитирующий фактор особенно часто выступают температура, свет, биогенные вещества, течение и давление среды, почва, пожары и т.д.

Закон минимума Либиха, иначе закон ограничивающих факторов, гласит, что факторы среды, имеющие в конкретных условиях пессимальное значение, т.е. наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют (ограничивают) возможность существования вида в данных условиях несмотря на оптимальное сочетание остальных условий. Такие уклоняющиеся от оптимума факторы приобретают первостепенное значение в жизни вида или отдельных особей, определяя их географический ареал. Например, растениям для нормального развития нужны К, N, Р и комплекс микроэлементов. В почвах конкретного поля некоторые из этих элементов могут быть в достаточном, другие - в явно недостаточном, количестве. Бездумное внесение всех без исключения удобрений нанесет вред окружающей среде, так как будут использованы только нужные элементы, а ненужные - будут смыты в водоемы и могут стимулировать цветение воды (эвтрофикацию).

Закон толерантности Шелфорда, закон, согласно которому лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному фактору. Иными словами этот закон можно пояснить так: отсутствие или невозможность существования вида определяется как недостатком, так и избытком любого из ряда факторов, имеющих уровень, близкий к пределам переносимого данным организмом.

Однако надо сформулировать ряд положений, дополняющих «закон толерантности» Шелфорда.

Некоторым организмам свойственно иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора и узкий - в отношении другого.

Наиболее распространенными будут виды, имеющие широкий диапазон толерантности ко всем факторам.

В связи с первыми двумя положениями иногда выделяют противоположные пары видов: стенотермный - эвритермный (по температуре); стеногидрический - эвригидрический (по воде); стеногалинный - эвригалинный (по засоленности); стенойкный - звриойкный (местообитание). Соотношение этих пар видов можно изобразить графически (рис. 4), например зависимость роста (ордината) от температуры (абсцисса). В этом случае вид 1 будет стенотермным (узкая амплитуда) и, кроме того, олиготермным, т.е. развивающимся при малых температурах; иначе говоря, его минимум и максимум сближены («стено»), но оптимум лежит при низких температурах. Вид 2 будет тоже стенотермным, но в то же время мегатермным, приспособленным к высоким температурам. А вид 3 - эвритермный с промежуточно лежащим оптимумом.

Рис. 4.

3. Третьим дополнением к «закону толерантности» будет следующее: если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то диапазон толерантности может сузиться и по отношению к другим экологическим факторам.

4. Использованию организмами оптимальных физических условий среды во многих случаях мешают конкурентные отношения.

5. Многие факторы среды становятся лимитирующими в критические периоды жизни организмов, особенно в периоды размножения.

Подводя итог сказанному о лимитирующих факторах, можно сказать, что всякое условие, которое приближается к пределам толерантности (терпимости) или выходит за эти пределы, называется лимитирующим фактором. Следовательно, в природе организмы зависят не только от содержания необходимых веществ, от соотношения и состояния критических физических факторов, но также и от диапазона толерантности (устойчивости) самих организмов к этим и другим компонентам среды.

7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А.

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

· представлений о значении биологических знаний в жизни человека

· Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературойПосмотрите фрагмент мультфильма

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы (тетрадь)

- это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы (термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки (изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)




Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

  • представлений о значении биологических знаний в жизни человека
  • Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой

Задачи урока:

  • повторить понятийный аппарат по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле
  • закрепить причины устойчивости биоценозов, значение звеньев биоценоза
  • выявить факторы среды, влияющие на жизнь биоценоза
  • научиться составлять логические связи между понятиями
  • развивать умение работать с литературным текстом, используя знания биологии

Ход урока

I.Организационный момент.

Рефлексия. Как вы оцениваете свою готовность к уроку (смайлики)

II. Актуализация знаний.

  • Составление понятийной карты в парах и индивидуально по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле (карта на парте)

Проблемные вопросы по д.з

Вопрос 1. Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза .

(Пространственная и временная ярусность позволяет большому количеству видов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое использование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняющимся условиям живой и неживой природы, т. е. выше устойчивость.)

Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.

(Примером пространственной ярусности у животных может служить распределение гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетеревиные, овсянки, коньки и др.), в кустарниковом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.). Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездования. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты - зимой)

Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка ?

(Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органические вещества из неорганических. Например, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и воды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню. Консументы - это потребители органических веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнести к I и II порядку)

Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей? (Это объясняется тем, что в естественных биоценозах видовой состав и взаимоотношения между видами сбалансированы. Внедрение в устойчивую систему естественного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднительно. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естественных преград.)

III. Изучение нового материала.

Посмотрите фрагмент мультфильма

В каком биоценозе происходят события?

Какой процесс в жизни главного героя показан?

Что характерно для представителей данного класса?

В каких биоценозах герой может обитать?

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы (тетрадь)

- это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы (термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки (изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Заполните таблицу Экологические факторы

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прочтения текста:

Экологические факторы Таблица №2

Физкультминутка - ладошки, уши, улыбка

Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.

Антропогенные факторы и будут объектом нашей дальнейшей работы на уроке

Ребята, значение понятий «биотические» и «абиотические факторы» вам уже известно, давайте определимся в понятии антропогенные факторы . Вам знакомы слова с таким же корнем?

(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог . Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).

Значение слов: антропос и генезис

Запишите значение этих слов в рабочий лист.

(от греч. «антропос» -человек, «генез»-происхождение).

Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…

(Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).

Запишите определение в ваши тетради

Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.

Актуальность темы

Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).

Не кажется ли вам, что «человеческий фактор» можно было бы занести в группу «Биотические факторы»? Какая, по вашему мнению, причина заставила ученых и ряд исследователей выделить его в отдельную категорию. (Звучат ответы, догадки, домыслы)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:

На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Пользуясь своими знаниями, учебником «наполните» чаши весов в ваших рабочих листах

Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы

А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека) .

4. Подведение итогов. ОЦЕНИВАНИЕ

1. Фронтальная беседа.

  • Что сегодня узнали на уроке?
  • Задайте вопрос к новой теме
  • Какие группы факторов мы можем выделить

2. Рефлексия.

Выберите смайл, который соответствует вашей работе на этом уроке.

Итак …придешь домой и расскажешь о………….

5. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3

Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом»

Предварительный просмотр:

Дата

Ф.И.

КАРТА ПОНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

Стрелками покажите, как связаны эти понятия между собой и напишите над стрелками, в чем суть данной связи

  1. АТАВИЗМЫ
  2. РУДИМЕНТЫ
  3. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
  4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
  6. ИЗМЕНЧИВОСТЬ
  7. ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
  8. ЭВОЛЮЦИЯ
  9. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
  10. ЭМБРИОЛОГИЯ
  11. АНАТОМИЯ
  12. ДИВЕРГЕНЦИЯ
  13. ВИДООБРАЗОВАНИЕ
  14. АРЕАЛ ОБИТАНИЯ
  15. МИГРАЦИЯ
  16. ЭНДЕМИК
  17. КОСМОПОЛИТ
  18. РЕЛИКТ
  19. ЧАРЛЬЗ ДАРВИН
  20. АРХИОПТЕРИКС

В каких биоценозах герой может обитать?

Прочитайте и выпишите в два столбика все знакомые экологические факторы

Зелёная земля (Тайга)

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни- выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, неслышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Николай Сладков «Разноцветная земля»

Пользуясь своими знаниями «наполните» чаши весов

Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?

05.02.2016 Факторы среды и их влияние на биоценозы

Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы 1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. 1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. Прочитайте учебник стр 273 до статьи Антропогенные факторы Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы

Абиотические факторы Биотические факторы – «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни- выворотни»; – отсутствие ветра- «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. Абиотические факторы Биотические факторы

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3 Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом» Семашкова Елена Александровна учитель биологии ГБОУ СОШ 348 Санкт-Петербург




Просмотров