Езда по выделенной полосе в субботу. Актуальные штрафы за нарушения автобусной полосы

В больших и средних по размеру городах нашей страны на дорожном полотне выделены специальные полосы для городского транспорта, например, автобусов и маршруток.

Согласно законодательству нашей страны и правилам дорожного движения, любым другим видам транспорта запрещено выезжать на данный участок. Давайте разберемся какое наказанием может последовать за это правонарушение и когда разрешен проезд по выделенной полосе для общественного городского транспорта.

Согласно законодательству Российской Федерации запрещено выезжать на полосу общественного транспорта, по полосе общественного транспорта имеют право передвигаться только автобусы, маршрутные такси и троллейбусы.

Во всех других случаях выезд на этот участок дороги будет считаться правонарушением и наказываться административным наказанием в виде денежного штрафа.

С 2012 года был введен новый пункт в правила дорожного движения, согласно которому, зарегистрированные машины такси, с установленными шашечками, желтыми государственными номерными знаками, световым сигналом и таксометром, имеют право на передвижение по полосе, выделенной для городских транспортных средств.

Во всех остальных случаях такой маневр, как выезд на выделенную для автобусов полосу, считается правонарушением и наказывается денежным штрафом в сумме 1500 рублей. При этом в двух столицах нашей родины, размер денежной штрафной санкции за это нарушение достигает сумму в три тысячи рублей.

Если был совершен подобный маневр на встречную выделенную полосу, то минимальное наказание штраф суммой пять тысяч рублей, а при рецидивах автомобилиста лишат водительского удостоверения на срок до одного года. При этом возможна снисходительность инспектора, если вы объезжали препятствие и вам пришлось совершить неправомерный маневр, то вам снизят сумму штрафа до 1500 рублей.

Обратите внимание, что данное правонарушение не считается злостным, поэтому если вы оплатите штраф в течении 20 дней после совершения правонарушения, то у вас будет возможность его сумму снизить на 50%, согласно нововведениям законодательного органа Российской Федерации.

Давайте рассмотрим в каких случаях разрешен или обязателен проезд по выделенной полосе, и можно ли ездить по ней вообще.

Когда правилами предусмотрен проезд по автобусной полосе?

Езда по выделенной полосе не считается злостным нарушением, но в нашем государстве запрет на подобные маневры действует в любых ситуациях. То есть если вы попали в длинную и мучительную пробку, то выезд на выделенный участок будет считаться злостным правонарушением и вам будет выписан штраф согласно статьям КоАП о правилах дорожного движения.

Но есть некоторые случаи, когда такой маневр позволителен:

  1. Если выделенный участок дороги отделен прерывистой линией, то езда по автобусной полосе возможна при повороте или смене направления движения;
  2. При необходимости высадить или посадить пассажира справа;
  3. При выезде на дорогу, к примеру, со стоянки;

В любом случае необходимо быть уверенным, что вы не создаете помеху для общественных видов транспорта, например, по отношению к автобусу, троллейбусу или маршрутке. В нашей стране законодательство предусмотрело запрет подобных маневров для защиты граждан, которые сели в общественный транспорт и надеются на свою безопасность.

Обратите внимание, что если вы создадите опасную ситуацию на дороге для городского транспортного средства, то вы будете дополнительно оштрафованы на сумму 500 рублей.

Некоторые ситуации на дороге предусматривают обязательный выезд на выделенную полосу. Например, если автомобилист собирался поворачивать транспортное средство в том направлении, в какую сторону идёт полоса. Если водитель автомобиля этого не сделает, то может возникнуть аварийная ситуация, в которой может пострадать городской транспорт, а это означает что вас оштрафуют за создание помехи автобусу или маршрутке в размере 500 рублей.

С чем связан запрет на движение по полосе для автобусов?

Двигающийся автобус, троллейбус, маршрутка – это автомобиль, которому вы должны уступить дорогу, так как при возникновении ДТП может возникнуть опасность большого количества пострадавших или погибших. В этом случае вы можете быть наказаны уголовно – вплоть до реального лишения свободы, сроком на девять лет. Поэтому лучше задумайтесь, стоит ли ездить по автобусной полосе, если вы можете создать опасность для жизней большого количества граждан. И если вы уже начали движение по полосе, лучше свернуть обратно в пробку и постоять некоторое время, чем сесть в тюрьму на длительный срок.

Согласно заметкам автомобилистов, им выписывается штраф за выделенную полосу зачастую при фиксации нарушения видео и фото фиксаторами. При этом штраф за автобусную полосу может быть выписан и инспектором ГИБДД, если вы были замечены им в момент совершения маневра.

Движение по выделенной полосе предусмотрено исключительно для общественных автомобилей, при этом по ней зачастую передвигаются и машины с маркировками МЧС, МВД, скорой помощи и пожарной части. Им ездить по выделенной полосе разрешается законодательством.

В условиях резко возросшего количества автомобилей на дорогах страны за последнее десятилетие, передвигаться по ним становится все труднее и труднее. Особенно актуальна эта проблема для крупных городов Российской Федерации, среди которых Москва занимает одну из лидирующих позиций. Постоянные пробки на дорогах, увеличение количества аварийных ситуаций осложняет жизнь как автомобилистам, так и простым гражданам, для которых добраться на работу и домой вовремя на общественном транспорте становится порой самой сложной задачей дня.

Что такое полоса для движения общественного транспорта

Закономерным результатом в борьбе с этой проблемой является повсеместное появление специализированных полос, целевым назначением которых является движение по ним общественного транспорта. Правила дорожного движения (ПДД) РФ предусматривают порядок, регулирующий проезд по полосе, выделенной для общественного транспорта, а также исключения для остальных участников движения. Штрафные санкции, связанные с нарушениями данных правил регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Исходя из общего определения "полоса движения", указанного в разделе 1 "Общие положения" ПДД РФ, можно сказать, что:

Полоса движения для общественного транспорта - это продольная полоса проезжей части, которая обозначается специальной разметкой и знаками, имеющая достаточную ширину для проезда общественного транспорта в один ряд. Обычно такая полоса занимает крайний правый ряд, ближайший к краю проезжей части. Бывают и случаи, когда данная полоса является единственной, которая направлена навстречу общему потоку движения автомобилей.


Выделенная полоса для движения общественного транспорта обозначается знаками:

    п.5.13.1 и п.5.13.2;

    дорожной разметкой в виде буквы "А".

Правила движения по выделенной полосе

Согласно ст.18.2 ПДД РФ, по такой полосе движение и остановка каким либо транспортным средствам, кроме общественных, запрещены. Исключением из этого правила является движение по этой полосе школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа на этой полосе.

Стоит отметить, что разрешение общественному транспорту, легковым такси, школьным автобусам передвигаться по выделенной полосе не означает запрета для них на движение по другим полосам проезжей части. Прерывистая линия разметки дает возможность осуществить перестроение на близлежащую попутную полосу движения, что создает им больше свободы в передвижении по сравнению с остальными участниками дорожного движения.

В ситуациях, когда автобусную полосу и оставшуюся проезжую часть дорожного полотна разделяет прерывистая разделительная линия разметки, для того, чтобы осуществить поворот направо все движущиеся автомобили обязаны перестроиться на полосу общественного транспорта для осуществления данного маневра. Также разрешается в таких местах осуществлять заезд на данную полосу для подъезда к правому краю проезжей части, чтобы посадить или высадить пассажиров, а также для того, чтобы осуществить въезд на дорогу. Обязательно при этом убедиться, что ваше движение не создаст помех общественному транспорту (ст.18.2 ПДД РФ).

Штрафы за движение по полосе общественного транспорта

При рассмотрении вопроса о том, какой штраф за выезд на полосу общественного транспорта применяется в случае нарушения Правил дорожного движения, важно отметить, что под административные санкции могут попасть не только водители обычных транспортных средств. Наказанию могут подвергнуться также и водители общественного транспорта и тех транспортных средств, которые указаны в качестве исключения. Причем важно помнить, что общественный транспорт на данной полосе имеет преимущество перед всеми остальными участниками движения.

Учитывая вышесказанное, КоАП предусмотрены следующие штрафы:

    Статья 12.17 ч.1 КоАП:

    "Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству; влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей."

    Это значит, что водители школьных автобусов, легковых такси и велосипедисты обязаны предоставлять преимущество и не создавать помех в движении общественного транспорта.

    Статья 12.17 ч.1.1 КоАП определяет штраф за движение по полосе общественного транспорта в 2018:

    "Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения; влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей."

Поскольку проезд по автобусной полосе предусматривает движение в один ряд, то при поломке впереди едущего транспортного средства, едущий за ним водитель автомобиля попадает в затруднительную ситуацию (при условии, что данная полоса, единственная направленная навстречу общему потоку движения транспорта). В сложившихся обстоятельствах продолжить движение можно лишь пересекая сплошную линию и выезжая на встречную полосу движения. За такие нарушения предусмотрены следующие штрафы:


    Статья 12.15 ч.3 КоАП:

    "Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия...влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей."

    Статья 12.15 ч.4 КоАП:

    "Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения <...> влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев."

    Статья 12.15 ч.5 КоАП:

    "Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей."

Штраф за езду по выделенной полосе в Москве

Как уже упоминалось в начале статьи, Москва, по праву столицы России, является лидером по загруженности автомобильных дорог. Конечно это не единственный город, страдающий от постоянных пробок и заторов на дорогах. Именно по этой причине КоАП в вопросе штрафов за выезд на выделенную полосу наряду с Москвой ставит и Санкт-Петербург. Только для этих двух городов предусмотрен штраф за движение по автобусной полосе, ужесточенный в два раза.

Статья 12.17 ч.1.2 КоАП:

"Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей."

Практика решения споров, возникающих вследствие нарушений ПДД РФ богата ситуациями, когда более высокие штрафы заменялись более низкими. Возникновение таких случаев происходит это из-за своевольного и избирательного назначения наказания сотрудниками ГИБДД. Это несложно сделать, когда одно и то же правонарушение можно квалифицировать по нескольким статьям. Если вы оказались в подобной ситуации и не знаете, что конкретно предусматривает закон о данной ситуации, обязательно проконсультируйтесь со специалистом в этих вопросах!

С некоторых пор преимущество на дороге есть не только у автомобилей оперативных служб. Специальная полоса выделена для проезда общественного транспорта. Обычным автомобилям по ней двигаться запрещено, а если игнорировать правило, можно заработать наказание. Санкции ждут и водителей, едущих по встречной и разделительной полосам. Но в каждом случае есть свои нюансы.

Читайте в этой статье

Что такое «выделенка»

В больших городах с интенсивным движением не так давно были размечены полосы, которыми разрешено пользоваться только общественному транспорту, маршрутным такси. Это сделано для безопасности движения, удобства пассажиров. Ведь «выделенка» дает возможность автобусу не стоять в пробке, избежать опасных маневров ради ее объезда.

Специальная полоса чаще располагается с правой стороны дороги. Она отделена разметкой (сплошной или прерывистой), на ней также имеется литера А.

Тем, кто не пользуется общественным транспортом, такая привилегия для него кажется излишней. Но выделенная полоса придумана и впервые опробована не в России, другие страны тоже используют «выделенку». Доказано, что она помогает «разгрузить» дорогу, сократить протяженность и количество заторов.

Что будет за езду по выделенной полосе для автобуса/общественного транспорта

О запрете передвигаться всем иным видам транспорта, кроме общественного, по выделенной полосе четко сказано в пункте 18.2 Правил Дорожного Движения:

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1 , 5.13.1 , 5.13.2 ,5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

Но там нет информации о санкциях в отношении водителей, допустивших нарушение. Зато наказание за езду по автобусной полосе прописано в статье 12.17 КоАП. Мера его зависит от спровоцированной водителем ситуации:

  • если он не предоставил положенное преимущество общественному транспорту, то получит от сотрудника ГИБДД или заплатит 500 р. штрафа;
  • в случае, когда машина ехала по выделенной полосе или остановилась на ней, придется отдать в пользу государства 1500 р.

Кроме того, стоянка на «выделенке» может привести к эвакуации автомобиля и отправки его на штрафстоянку.

Такая ответственность предусмотрена для большинства городов, где есть соответствующая разметка. А в центрах федерального значения, то есть Москве и Санкт-Петербурге она еще жестче. За игнорирование правила о недопустимости езды на полосе для автобусов, троллейбусов, такси и остановки на участке водитель получит штраф в 3000 р.

Размер выплаты увеличен вдвое, так как в этих городах движение особенно интенсивное. И нарушение запрета ехать по «выделенке» чревато большими проблемами для всех его участников, многократно повышает опасность пути.

В КоАП есть санкции и за другие проступки, касающиеся игнорирования преимуществ общественного транспорта на дороге:

  • создание помехи на выделенной полосе закончится для нарушителя штрафом в 1500 р. по статье 12.17;
  • перемещение на нее при наличии знака «въезд запрещен» (именуемого «кирпичом») наказывается выплатой 500 р. в соответствии со статьей 12.16.

О штрафах за движение по полосе для общественного транспорта смотрите в этом видео:

Штраф за езду по встречной полосе или разделительной

Часто выделенная полоса бывает более свободной, чем разрешенные для проезда обычных автомобилей участки дороги. Ведь маршрутный транспорт ходит по определенному графику. И иногда водители не могут удержаться от того, чтобы проехать по встречной автобусной полосе. Тем самым они совершают нарушение, отраженное в разделах 4 и 5 статьи 12.15 КоАП:

  • за перемещение по выделенной полосе навстречу идущему транспорту водитель получит штраф в 5000 р. или останется без документа на управление автомобилем на 4 — 6 месяцев;
  • если он совершил подобное повторно, ему грозит лишение прав до 1 года.

При рецидиве проезда по встречной «выделенке» и фиксации проступка видеосистемой нарушителю придется оплатить штраф в 5000 р. То есть все меры аналогичны тем, что предпринимаются в отношении водителя, который просто ехал по встречной полосе. И неважно, была она предназначена для общественного транспорта или доступна любым автомобилям.

Что касается выезда на разделительную линию, вот какая информация об этом есть в пункте 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Но это не означает разрешения двигаться по ней в иных случаях. Ведь есть еще и статья 12.16 КоАП, в частности раздел 1. В соответствии с ним за несоблюдение правил, касающихся разметки в виде сплошной линии, можно заполучить предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф в 500 р. Если же водитель повернул влево либо развернулся, игнорируя разделительную полосу, с него потребуют уплаты 1000 — 1500 р.

О мерах наказания за выезд на полосу встречного движения смотрите в этом видео:

Забылся и ехал по левой – можно ли избежать наказания

Еще одно нарушение, касающееся неверного использования дорожных полос – перемещение по левой стороне, когда свободна правая. При этом другие участники движения вынуждены при рисковать. Ведь объехать идущую по левой полосе машину в этом случае можно только справа.

Законом предусмотрена мера и за это нарушение. Есть пункт 9.4 ПДД, в котором сказано, что ТС должно держаться правого края дороги, если он свободен. Передвижение в подобном случае по левой полосе запрещено. Наказание регламентировано статьей 12.15 КоАП, часть 1. В соответствии с ней водителю выписывают штраф в 1500 р.

Санкции можно избежать, ведь многополосное движение существует не просто так. По левой стороне дороги разрешено перемещаться в случаях, когда:

  • на остальных участках нет места из-за интенсивности движения;
  • необходимо повернуть налево или развернуться;
  • обогнать идущий впереди автомобиль, если оба ТС находятся на разрешенном для маневра участке.

Если доказать сотруднику ГИБДД или суду, что водитель ехал по левой полосе не имея других возможностей, наказывать его не будут.

Когда необходимо въехать на «выделенку»

В законе предусмотрены случаи, когда автомобиль обязан совершать движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Речь идет об участках, выделенных прерывистой линией. Обычно они располагаются у перекрестков. А так как «выделенка» находится ближе к тротуару, повернуть направо, не заехав на нее, не представляется возможным.

Маневр при этом должен выглядеть так: водитель сначала перестраивается на участок для общественного транспорта и лишь затем уезжает за угол, как собирался. Если он нарушит этот порядок, ему придется заплатить штраф в 500 р. Наказание регламентируется статьей 12.14, раздел 1.1:

Невыполнение требования ПДД, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Когда разрешено перемещаться по полосе для автобусов

Есть и иные обстоятельства, в которых движение обычной машины по полосе, выделенной для общественного транспорта, вполне законно:

  • При выезде на главную дорогу из переулка либо со двора многоквартирного дома. В обоих случаях избежать попадания на «выделенку» чисто технически не удастся, ведь эта полоса находится с правого края. Ее придется пересекать, чтобы встать на разрешенный для движения участок, в любом случае. Тем не менее водитель частного автомобиля должен сначала убедиться, что не помешает своим выездом на «выделенку» рейсовому автобусу или маршрутному такси.
  • При необходимости высадить из машины пассажиров. Это следует делать там, где разделительная линия прерывистая, что обычно бывает у остановок для общественного транспорта. Высаживать людей, прижавшись к правому краю собственной полосы, нельзя. Ведь в таком случае они окажутся на выделенной полосе, то есть на проезжей части, и могут попасть под колеса общественного ТС.

Необходимо заехать на автобусный участок, встать плотнее к его правому краю, чтобы пассажиры имели возможность сразу ступить на тротуар.

Высадка на дороге
  • В выходные дни. Считается, что в субботу и воскресенье автомобильное движение ослабевает. Поэтому в выделении особых полос для общественного транспорта нет необходимости. К этому периоду относят также дни государственных праздников, которые являются нерабочими. Но в каждом городе могут быть свои нюансы, касающиеся выходных.

Например, в Москве суббота таковым не считается. И если обычный автомобиль окажется в этот день на автобусной полосе, его водителя оштрафуют.

Мнение о том, что по «выделенке» всем можно ездить ночью с 23.00 и до 7 утра, ошибочно. Это предложение рассматривалось законодателями в 2013 году, но принято не было.

О том, в каких случаях разрешено перемещаться по автобусной полосе, смотрите в этом видео:

Почему не всем такси разрешено двигаться по выделенной полосе

Не секрет, что перевозкой пассажиров занимаются не только муниципальные такси, зарегистрированные компании, но и владельцы личных автомобилей. Очень часто они уверены, что если имеют лицензию, то могут ездить по выделенной полосе наравне с автобусами и маршрутками.

Но их останавливают и штрафуют на законном основании. Ведь в большинстве частные «извозчики» даже при наличии разрешения на перевозку пассажиров выглядят как обычные авто. То есть не имеют внешних опознавательных знаков:

  • правильного цвета (желтого);
  • «шашечек» на корпусе;
  • сигнального фонаря на крыше;
  • счетчика в салоне.

В Москве, помимо перечисленных атрибутов, на машине такси должен быть государственный знак на желтом фоне, свидетельствующий о принадлежности к общественному транспорту. Строго говоря, обычные «бомбилы» даже с лицензией на этот вид деятельности к данной категории не относятся. И ехать по выделенной полосе не имеют права, а если все же перемещаются по ней, то нарушают закон.

Иногда в том, какие участки дороги разрешены и запрещены для езды, разобраться трудно. Особенно, если водитель живет в маленьком городе с однополосным движением и отсутствием «выделенки», а вынужден колесить по столице. Поможет изучение ПДД, а также КоАП, в которых запреты и разрешения прописаны достаточно четко. Если вопросы все же остались, их разъяснит опытный автоюрист.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

По каким дням можно выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта? Практически любой московский автомобилист уверенно ответит: полосы работают по будням, а в выходные и праздники по ним могут ездить все. И будет не прав.

Да, таблички с «молоточками» давно примелькались, и многие не обращают на них внимания, выучив особенности организации движения. На этом и решили сыграть в столице. На участке проспекта Мира таблички «по рабочим дням» заменили на «понедельник-суббота». Таким образом, вместо любого выходного дня теперь выезжать на автобусную полосу можно только по воскресеньям. Не заметили? Получите «письмо счастья» на 3000 рублей!

С формальной точки зрения оправдаться автомобилистам нечем: знак есть, и его требования нужно соблюдать . Но как назвать ход властей, которые сначала приучили водителей к стандартной схеме, а потом «без объявления войны» сменили ее на другую? Видимо, масштаб поступлений от поборов с автовладельцев стал иссякать, и в Москве перешли на «мелкие пакости».

В ЦОДД прокомментировать ситуацию пообещали в ближайшее время. Только вдумайтесь: на протяжении как минимум недели на одной из основных вылетных магистралей столицы висят знаки с непонятной аргументацией, а ведомство только начало думать, как это объяснить.

За освобождение «выделенок» по субботам выступает Мосгортранс. Якобы в эти дни трафик в мегаполисе настолько большой, что мешает автобусам и троллейбусам. Однако об экспериментальном статусе знаков автомобилистов никак не информируют. Придут ли «нарушителям» штрафы? Когда вступят в законную силу? Кто ответственен за эксперимент без предупреждения? Все эти вопросы, увы, остаются без ответа. В роли подопытных кроликов по принятой у властей традиции, как обычно, выступают рядовые водители.



Просмотров