«Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин. «Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин О корпоративной культуре

1. уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ;
в) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере - три миллиона рублей.

Комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления - таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием - неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

Занижение стоимости перемещаемых товаров;

Сокрытие товаров;

Неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

Другой комментарий к статье 194 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция статьи бланкетная. Помимо Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) порядок уплаты таможенных платежей определяется рядом нормативных актов, например Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010), Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 06.12.2011), Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ" и др.

Непосредственный объект - экономические и финансовые интересы Российской Федерации.

Предмет преступления - таможенные платежи.

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы.

Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.

В примечании к комментируемой статье указывается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 млн. руб., а организации - 2 млн. руб. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Следовательно, преступление следует считать оконченным с момента принятия таможенной декларации.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.

4. Субъект преступления - специальный. Это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи.

5. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации - 10 млн. руб.).

В ч. 3 предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. В ч. 4 комментируемой статьи ответственность усилена для участников организованной группы.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 194 УК РФ

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (действующая редакция)

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Ст. 194 УК РФ определяет уголовный ответ и наказание за нежелание оплачивать пошлину таможне путём перемещения предметов чрез державные кордоны. Это обложение – непременная плата в бюджет государства. Ввозимые и вывозимые товары через границы Российской федерации подлежат обязательному таможенному обложению.

Субъекты используют все варианты, которые позволяют не вносить таможенные выплаты. Такое деяние приводит к суровому наказанию, по которому виновный лишается свободы на длительное время или судебным органом назначается административное взыскание, учитывая тяжесть правонарушения.

Деяние – уклонение от уплаты таможенных платежей со стороны организации, физического лица, совершаемое в значительном объёме, юридически наказуемо.

Назначают:
  1. Оплату штрафа 100 – 500 тыс. руб. с доходов, зависящих от размеров заработка подсудимого за 1-3 года.
  2. Выполнение обязательной трудовой повинности на 480 часов.
  3. Принудительную отработку на 24 месяца.
  4. Заключение под стражу на два года.

За неуплату налогов распространённый вид наказания для физлиц – это оплата штрафов в назначенной судом сумме.

Когда это же правонарушение совершает в крупном размере сговорившаяся группа лиц, за совершённое уклонение от выплаты налогов, пошлин они караются наказанием в виде выплаты денежных средств 300 – 500 тыс. руб., которые высчитываются из заработка или иной прибыли подсудимых.

Назначается наказание:

  1. Трудовая отработка на 60 месяцев с запретом на частный бизнес и занятие руководящих постов на 36 месяцев или запреты не применяют.
  2. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих постах три года или запреты не применяются.
  3. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих должностях, заниматься предпринимательством3 года или без запретов.

Предусмотренное в ч. 1 и ч. 2 ст.194 УК РФ действие, которое совершается субъектами, занимающими руководящий пост, использующими должностное преимущество. Если они применяют насильственные действия по отношению к объекту, проводящему проверку таможни, то это правонарушение карается заключением на срок 5 – 10 лет, с выплатой штрафного взыскания 1 млн руб. с суммы заработка, иной прибыли виновного за 60 месяцев. При этом учитывается умысел должностного лица, который действовал из-за корыстного или личного интереса.

Есть случаи, когда отменяется штрафное взыскание, но применяется заключение под стражу на полтора года.

Правонарушения, которые указываются в ч. 1, 2, 3 действующей статьи, совершаемые созданной организованной группировкой, подлежат наказанию. Назначают заключение под стражуна 7 –12 лет и выплату штрафной суммы в 1 млн руб. с заработка, другой прибыли виновных за 5 лет. Также применяют заключение под стражу на 24 месяца.

Неуплата таможенных платежей УК РФ признаётся в крупном размере, если продукция, пересекающая таможню, внезависимости от количества товарной партии составляет сумму больше 2 млн руб., а особенно в крупном размере – это партии продукции на 6 млн руб.

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

В налоговом кодексе указано:

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

Оплата таможенного налога бывает 5 видов:
  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

Это касается:
  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Закон Таможенного кодекса ст. 82 регулирует дату уплат сборов, разрешает вносить платежи с отсрочкой или рассрочкой.

Этим кодексом в ст. 80-81 указывается на возможность прекращения выплат таможенных пошлин, налогов, разъясняется, когдаможно не платить.

Декларант, другие субъекты, декларирующие продукцию, у которых есть законное право на проведение мытных выплат, уголовно отвечают за произведённый своевременно процесс оплаты таможенных обложений.

Объективную сторону уклонений от выплат пошлин, характеризуют юридическим бездействием, связанным с утайкой предметов, подлежащих обложению, но также не исключается неуплата налога при выдаче всех сведений о продукции.


Уклонением выплат таможенного обложения также считают ложную информацию, предоставляемую в документации, декларациях в таможню.

Это касается деталей:
  • мытных процедур;
  • цены;
  • сведений о производителе продукции;
  • сведений об автотранспорте.

Предоставляют неверную информацию для снятия мытной пошлины или чтобы получить её в небольшом размере.

Внесённые обложения, направляемые в таможню, приобретают статус державной собственности. Если возникает желание присвоить их путём предоставления ложной документации, дающей правовые основания на возвращение этой суммы, согласно ст.89 – 90 ТК, то это квалифицируется как мошенничество пост.159 УК.

Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей начинается с превышения на сумму 3 миллиона руб. Когда образовывается невыплата из-за невнесения некоторых видов мытной пошлины, то по ч. 1 ст. 194 УК РФ требуется обоснование неуплаты платежа по единому умыслу.Статья 194 УК РФ состав преступления – неуплату пошлин определяет как вредоносный результат непоступления в державный бюджет мытного сбора в положенную дату, установленную законом.


У правонарушения признак умышленности: гражданин желает и осознаёт невыплату мытного сбора.Субъектом преступных посягательств является физическое лицо, обязанное оплачивать пошлины, а также руководящие лица, главбухи предприятий.

Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, относят к правонарушению небольшой тяжести, а ч. 2 относят к средней тяжести.

В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:

  1. Мытная пошлина на оплату импорта.
  2. Налог на вывоз.
  3. НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
  4. Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.

Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.

Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций — 2 млн руб.

Изыскиваются варианты, чтобы избежать выплат по таможенным оплатам:

  1. Снижение цены перемещаемой продукции.
  2. Сокрытие предметов.
  3. Ложные сведения о мытном режиме.
  4. Неправдивые данные о стране-производителе товаров.

Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.

Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.

На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.

Если не последует добровольное поступление требуемых сумм, мытными органами принимаются радикальные меры:

  • возбуждение уголовного дела;
  • принудительное взыскание.

Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.

Предусматриваемый ст.194 УК РФ признак преступления – применимо к объекту, контролирующему таможню, – насильственные действия, которые причинили вред здоровью. О полномочиях таможенников рассказано в статье 95 ТК.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 194 УК РФ

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Ч. 4 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарий к ст. 194 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. “б” ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК).

Комментарий к статье 194 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права (см. комментарий к ст. 188 УК). Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

2. Предмет преступления – таможенные платежи и таможенные сборы. Таможенные платежи включают:

а) ввозную таможенную пошлину;

б) вывозную таможенную пошлину;

в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).

К таможенным сборам относятся:

а) таможенные сборы за таможенное оформление;

б) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

в) таможенные сборы за хранение (ст. 357.1 ТК).

Таможенные платежи взимаются в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями и дополнениями), нормами ТК и НК за перемещение товаров через таможенную границу и являются обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 318 ТК, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

3. Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т.д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Преступление совершается с прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д. – ст. ст. 16 и 126 ТК).

6. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака:

а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35 УК, особо крупного размера – в примечании к ст. 194 УК: сумма неуплаченных платежей, превышающая 36 млн. руб.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 200 9 г. N 17) к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые к таможенным платежам не относятся и не являются предметом рассматриваемого преступления.

Особенности уплаты таможенной пошлины в отношении товаров для личного пользования также установлены гл. 49 Таможенного кодекса.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие виды, указанные в подп. 1 и 2).

В соответствии со ст. 72 ТК таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Порядок исчисления таможенных платежей, основания возникновения обязанности по их уплате, а также сроки их уплаты определяются указанным Таможенным кодексом, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в ред. от 6 декабря 2011 г.), Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”, Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 “Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования” и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к данной статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.

Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 2 – 4 рассматриваемой статьи, предполагают уголовную ответственность за то же деяние, совершенное:

1) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

2) в особо крупном размере (см. примечание к настоящей статье);

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие должностного лица определено в примечании к ст. 285 УК РФ Применительно к рассматриваемой норме под таковыми следует понимать, в частности, должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, таможенного досмотра и осмотра, а также должностных лиц иных органов, привлекаемых для выполнения указанных функций либо проведения таможенной проверки. К данной категории также следует отнести и должностных лиц, освобожденных от таможенного контроля. Для вменения указанного признака необходимо установить, что должностное лицо использовало свои полномочия именно для уклонения от уплаты таможенных платежей;

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Под насилием следует понимать любое физическое воздействие (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать совершению действий, направленных на уклонение от таможенных платежей, либо устраняя в его лице такое препятствие. Применение насилия (за исключением убийства и причинения тяжкого вред здоровью) охватывается составом, предусмотренным п. “б” ч. 3 ст. 194 УК РФ, и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступление против личности, не требует. В случае причинения тяжкого вреда здоровью либо убийства лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль, содеянное квалифицируется по совокупности с ч. 2 ст. 105 либо соответствующей части ст. 11 УК РФ;

5) организованной группой (см. примечание к ст. 35 УК РФ).

Видео о ст. 194 УК РФ

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. (с января по сентябрь) внешнеторговый оборот России составил 321,409 млрд. долларов, в том числе экспорт 304 млрд. долларов импорт 114,833 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2010 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

В последние годы экономическая активность сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в России действует Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, и активизация правотворческой деятельности происходит систематическим внесением изменений. Так, Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации" была дополнена ст. 334 "Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов". Теперь предусматривается возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов ввозимых на территорию РФ иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ). Итак, описание признаков составов данных преступлений взаимосвязано с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Рассмотрим особенности преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Для того чтобы дать исчерпывающую характеристику рассматриваемого деяния, необходимо обратиться к нормам Таможенного кодекса РФ и определить понятийный аппарат. Согласно ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Ввозная или вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, - это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Сумма таможенного платежа имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК РФ. Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" и другими федеральными и региональными нормативными актами. Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

По смыслу и по тексту ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и с физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК РФ), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК РФ в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства. Пункт 2 ст. 319 ТК РФ предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: "Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: в соответствии с законодательством Российской Федерации: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); товары обращаются в федеральную собственность". Кроме того, ст. ст. 333 - 335 ТК РФ устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты).

Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает сложным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом. В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, подпадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей. При установлении объективной стороны преступления необходимо прежде всего доказать наличие предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, которое представляет собой внешнее проявление преступного поведения лица. Такие действия (бездействие), связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, раскрываются в нормах Таможенного кодекса РФ: ст. ст. 281, 282, 283, 284, ч. 1 ст. 254 ТК РФ.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей включает в себя: нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; нарушение сроков уплаты таможенных платежей; выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них; неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим. Такие противоправные деяния образуют состав преступления при условии, что уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей или нескольких действий по неуплате таможенных платежей, то необходимо учитывать, что неуплата всех платежей охватывалась единым умыслом обвиняемого. Предметом доказывания являются и квалифицирующие признаки объективной стороны рассматриваемого преступления: совершение двух и более фактов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, где каждый из вменяемых эпизодов представляет собой самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом виновного; уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ). Доказыванию при уклонении от уплаты таможенных платежей, кроме признаков, описанных в диспозиции ст. 194 УК РФ, подлежат и иные имеющие значение для правильного разрешения дела: время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния. Если же они остались невыясненными, если не известны ни время, ни место, ни способ совершения деяния, то и само это деяние нельзя признать установленным. Без определения времени совершения преступления невозможно решить вопросы о действии уголовного закона во времени, применении срока давности, проверить выдвинутое обвиняемым алиби и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей следует исходить из того, что под установленными сроками, указанными в диспозиции ст. 284 ТК РФ, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

По каждому уголовному делу должен быть установлен способ совершения преступления, т.е. комплекс осуществляемых лицом в определенной последовательности действий, которые приводят к преступному результату. Без определения порядка, метода, последовательности и целенаправленности деяния в большинстве случаев не представляется возможным установить, является ли данное деяние преступным. Осуществление преступных действий определенным способом иногда свидетельствует и о невиновности в этом конкретного лица (например, использование такого способа, который требует наличия определенных полномочий, знаний, навыков и т.п., отсутствующих у подозреваемого). Способы совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в законе не указаны, они могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъект уплаты таможенных платежей, как это происходит и с налоговыми платежами, стремится к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает юридическую природу совершенных им сделок, режим перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующие субъекты, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства. В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, могущие образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, могущих дать объективную правовую оценку положения.

Проводя юридический анализ норм ст. 194, нельзя не обратить внимания на схожесть состава преступления с составом, предусмотренным ст. 188 УК РФ "Контрабанда". Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики Российской Федерации.

Многие юристы утверждают, что содержащиеся в ст. ст. 188 и 194 УК РФ нормы фактически являются одним и тем же преступлением. Дело в том, что с учетом статистических данных ФТС России ст. 194 УК РФ не работает. За 2009 г. правоохранительной службой по ст. 194 УК РФ - 1% возбужденных уголовных дел. В 2009 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 5757 уголовных дел, что на 15,4% больше, чем в 2008 г. (4988 дел).

Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионах деятельности Калининградской, Северо-Западной, Дальневосточной, Южной, Приволжской, Сибирской, Центральной и Восточно-Сибирской оперативных таможен, а также в Домодедовской и Шереметьевской таможнях. На протяжении 2009 г. в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел находилась на уровне 87%. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 5032 дела, что на 8% больше, чем в 2008 г. (4647 дел).

Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:

  • - средства наземного транспорта - 950 уголовных дел;
  • - наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества - 947 уголовных дел;
  • - товары народного потребления - 833 уголовных дела;
  • - лес и лесоматериалы - 456 уголовных дел;
  • - продукты питания - 186 уголовных дел;
  • - иностранная валюта - 133 уголовных дела;
  • - огнестрельное оружие - 102 уголовных дела.

По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде задержано 524 лица (в 2008 г. - 448). К 225 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в 2008 г. - 138).

В суды с обвинительными актами направлено 717 уголовных дел, что на 2% больше по сравнению с 2008 г. (704).

По 573 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2008 г. - 547).

Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. рублей (в 2008 г. - 13,6 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - 916,5 млн. рублей (в 2008 г. - 1,3 млрд. рублей).

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК России) возбуждено 257 уголовных дел.

Несомненно, оба этих преступления являются сходными, но ни в коем случае не являются идентичными. Более того, при квалификации одних и тех же действий недопустимо вменение обоих этих составов, так как они являются во многом взаимоисключающими. С точки зрения направленности умысла различают преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 188 УК РФ, и преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ. При контрабанде умысел преступника направлен именно на перемещение товаров через таможенную границу. В данном случае можно рассматривать пример, когда товар ограничен, запрещен к ввозу, к нему применяются меры нетарифного регулирования. При уклонении же от уплаты таможенных платежей умысел преступника направлен на избежание материальных затрат по таможенному оформлению. Уточнения требует умысел уклонения от уплаты таможенных платежей. Исходя из анализа ст. 194 УК РФ, умысел данного преступления прямой, но данный вопрос представляется спорным, так как при заполнении декларации возможно не умышленное скрытие информации, а допущение неумышленной ошибки.

Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного перемещения предметов через таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК рассматривается несколько иначе, чем иные способы незаконного перемещения. Законодатель указывает на перемещение, сопряженное, т.е. сопровождаемое, с недекларированием или недостоверным декларированием, а не совершаемое, например, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем ухода от него. В случае же уклонения от уплаты таможенных платежей цель действия (бездействия) - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей. Основания возможности перемещения товаров или иных предметов через таможенный контроль определяются исходя из установленных ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" принципов, из задач защиты страны от проникновения предметов, противоречащих началам нравственности, вредных для здоровья и проч. Основания же уплаты и размер таможенных платежей определяются, исходя из бюджетных задач, тарифной политики, необходимости защиты отечественного предпринимателя и т.д. Следовательно, если действия (бездействие) направлены на то, чтобы уменьшить сумму этих платежей либо вообще избежать их уплаты, деяние подпадает под ст. 194 УК РФ. К таким действиям на практике относят: заявление недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, что дает основания для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении переместить товары через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Таким образом, к настоящему времени в правовой литературе и судебной практике сложилось совершенно однозначное представление о разграничении составов, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК. Если сформулировать кратко, оно сводится к тому, что по ст. 188 УК могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются в случае ввоза при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары. Иные действия, совершенные с товаром, перемещенным через таможенную границу на таможенную территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от умысла и конкретных обстоятельств.

Анализ статистических данных ФТС России и судебная практика по рассматриваемым составам преступлений (ст. ст. 188, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации) указывают на то, что состав, предусмотренный ст. 194 УК РФ, поглощается составом ст. 188 УК РФ, что порождает факт неприменения правоохранительными органами состава уклонения от уплаты таможенных платежей и еще раз подтверждает факт того, что ст. 194 УК РФ не работает, а законодатель искусственно разделил составы, в связи с чем возникает множество вопросов при квалификации и разграничении.



Просмотров