Этапы внутреннего аудита охраны труда. Что такое аудит по охране труда? Документация по ОТ

Аудит проводится с целью:

  • Оценка организации и структуры подразделений, занимающихся вопросами безопасности сотрудников. Так, в соответствии с Законом "Об основах охраны труда в РФ", на предприятиях с количеством сотрудников от 100 и выше для этого должна существовать отдельная служба (на малых эти функции может выполнять один специалист, имеющий соответствующую подготовку или опыт).
  • Анализ эффективности мероприятий. При этом исследуют риск получения производственных травм и развития профессиональных заболеваний, статистику предприятия и комплекс мер, направленных на предотвращение подобных проблем.
  • Работа с персоналом. Аудиторы проверяют правильность составления и ведения документации по охране труда, журналов и отчётов. Кроме того, проводится тестирование для определения реальных знаний работников и степени выполнения инструкций.
  • Изучение предприятия. Комплексный технический анализ состояния охраны труда, проверка документов на оборудование, наличия у персонала необходимых инструкций и соответствующего уровня обучения.

Все работодатели, независимо от размера организации, должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Это указано в пункте 4 статьи 212 Трудового кодекса РФ.

Из статьи вы узнаете:

Что такое и для чего проводится аудит охраны труда на предприятии

Система управления ОТ должна функционировать. Это обязанность работодателя. Функционирование СУОТ заключается в управлении охраной труда на всех уровнях, формировании культуры безопасного труда на каждом рабочем месте. Чтобы проверить, не сведена ли СУОТ только к формальному документальному оформлению, прибегают к аудиту функционирования системы.

Виды аудита по охране труда

Аудит бывает внешним и внутренним. Внешний проводят специализированные организации или индивидуальные предприниматели. Внутренний проводится силами самой организации.

Для того чтобы провести внешний аудит охраны труда, исполнителю необходимо разработать методику и согласовать ее с заказчиком. Целью может быть проверка не только , но и состояния дел по охране труда при реорганизации, либо при сомнениях в

Внутренний может провести новый специалист по ОТ, принимающий дела, или главный инженер, но лучше всего, если аудит внутри организации будет проводить комиссия в составе не менее чем из трех человек, включая привлеченных экспертов. Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, то для аудита охраны труда можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем).

Это может быть:

  • специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области ОТ;
  • специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору, . Это предусмотрено частью 3 .

Что проверяют

Работников предприятия нужно подготовить к аудиту. Для этого следует известить руководителей в каждом структурном подразделении, провести беседу с персоналом. Необходимо разъяснить цели проверки, порядок поведения работников (никакой паники, никакой показухи, обычный производственный процесс). Проверочные мероприятия не проводят в период повышенной концентрации внимания на результат работы (сдачи квартальной, годовой отчетности для бухгалтерии или отдела продаж, например).

Аудиторы знакомятся с локальной документацией и сравнивают ее с требованиями, содержащимися , анализируют технологические карты, планы производства и проекты производства работ повышенной опасности.


Затем проводятся полевые исследования. Для этого проверяющие проводят встречу с каждым работником, анализируют эффективность управления охраной труда в рамках многоступенчатого контроля. Если это необходимо, выполняют наблюдения за технологическим процессом, за работой персонала, особенно при . Важно проверить, как в организации работники ведут документацию по ОТ: наряды, акты-допуски, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте и т.п.

Важно, чтобы информация, которую получают проверяющие во время аудита охраны труда, была достоверной и объективной. Бывает, что на достоверность итогов влияют нарушения в технологическом процессе или поверхностный подход к проверке, сосредоточение внимания на маловажных деталях, нехватка времени. Формально проведенная проверка не помогает в работе, а лишь снижает уровень доверия работников к .

Результаты аудита системы управления охраной труда

Недостаточно просто провести аудит. Аудитор должен сообщить обо всех обнаруженных пробелах и проблемах в охране труда руководителям структурных подразделений и другим ответственным лицам, обсудить с ними причины нарушений, запланировать корректирующие мероприятия и определить исполнителей и сроки выполнения.

Результаты проверки заносят в отчет. Утвержденной его формы нет. Отчет предоставляют заказчику – руководству организации – генеральному директору или главному инженеру.

По результатам проверки оформляется протокол несоответствий. В нем отображают обнаруженные нарушения.

Например:

  • сроки проведения обучения на предприятии регулярно нарушают;
  • руководители структурных подразделений не проходят обучение в учебном центре;
  • ответственные сотрудники не оформляют при внутреннем обучении;
  • руководителям и специалистам организации не выдают удостоверения о проверке знаний.

Такие факты указывают в протоколе.

Устранить выявленные нарушения и несоответствия нужно в течение месяца. Для этого составляют план работы. Если понадобится, срок выполнения корректировочных мероприятий можно продлить.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

Внутренний аудит - доступное для руководителя средство, с помощью которого осуществляется контроль состояния условий труда на предприятии в целом, и для каждого сотрудника на рабочем месте.

Какова польза от внутреннего аудита?

Внутренний аудит это проверка отлаженности системы, управляющей охраной труда. Данные аудиторских проверок призваны помочь эффективному руководителю предприятия составить статистику нарушений охраны труда, чтобы иметь возможность, при необходимости, указать в отчетности для владельца компании, акционеров или инвесторов, те моменты, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы. Руководитель также может указать, каким образом он решает эти проблемы.
График внутреннего аудита бывает плановым, и внеплановым. Внеплановый аудит проводится, если на предприятии произошла внезапная смена руководителя.
Существует 10 этапов внутреннего аудита, которые касаются, непосредственно, охраны труда. Они представляются в виде полезных рекомендаций для руководителей и специалистов предприятия. Рассмотрим каждый из них.

1. Первый этап предполагает разработку специального стандарта для предприятия или организации, в котором будут прописаны основные моменты, касающиеся внутреннего аудита:

  • информация о персонале, какую роль он выполняет для организации, и какая ответственность закрепляется за каждой должностью;
  • организация подготовительных мероприятий по проведению аудита, план проведения;
  • описывается форма, в которой должна предоставляться отчетность по итогам внутреннего аудита, а также описываются нюансы по процессу регистрации;
  • указываются возможные дополнительные мероприятия, которые будут проходить на предприятии в целях корректировки полученных результатов.

2. Необходимо определиться с объектом проверки. В каком направлении будет работать аудитор или аудиторская группа. Например, выполняются следующие действия:

  • Выявляются риски, вызывающие травмоопасность различных видов. Проверяется годность СИЗ, или наличие факторов и упущений, которые приводят к незащищенности работника на рабочем месте.
  • Проводится предварительная проверка журнала инструктажа по ТБ, а также личных карточек сотрудников, если предприятие предусматривает их наличие.
  • Перечисляется перечень необходимой документации по охране труда, а также проверяется, насколько правильно заполнены все формы.
  • Определяется, насколько сотрудники готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Проверяется есть ли на предприятии необходимое количество СПБ.

3. Необходимо разработать программу аудита. Этим вопросом займется комиссия, утвержденная руководителем. На данном этапе определяются с ответственными за охрану труда на предприятии лицами, и всеми сотрудниками, которые имеют к этому вопросу непосредственное отношение, а также обозначают:

  • перечень документов, которые подлежат проверке;
  • дату предоставления отчета и списки лиц, которым будут разосланы копии отчета.

Следует добавить в документ информацию об объекте и направлении аудита, указать какую цель он преследует. Определить сроки его проведения и состав аудиторской группы.
Программ аудита на предприятии может быть несколько. А сама проверка может производиться как одним аудитором, так и группой лиц. Для этого привлекаются свои специалисты, а также сторонние профессионалы. Обязанности по проверке должны быть распределены.

4. На четвертом этапе издается распорядительный документ в виде приказа или распоряжения от руководителя о том, что на предприятии будет проведена внутренняя аудиторская проверка. Когда проверка планируется на одном из структурных подразделений предприятия, необходимо за 10 дней до начала аудита уведомить об этом руководителя структурного подразделения.

5. После того как аудиторам будет представлен перечень необходимых документов, они обязаны с ними ознакомиться, а также проанализировать нормативно-правовые акты действующего законодательства, относительно объекта будущей проверки, и приступить к разработке специальных контрольных листов - брошюр, которые используются как памятки для персонала.

6. Шестой этап характеризует непосредственное начало аудиторской проверки. Собираются необходимые для отчетности данные, проходит этап их анализа и все остальные моменты, которые были предусмотрены в программе аудиторской проверки.
Проверка может быть проведена в рабочее или нерабочее время. Это прописано в Трудовом Кодексе РФ. Если планируется внутренний аудит в нерабочее время, сотрудник должен дать согласие в письменной форме, а такую работу работодатель обязан оплатить.
Основная задача аудитора - получить правдивую и точную информацию о состоянии дел, относительно которых была организована проверка.

7. Если в процессе внутреннего аудита были выявлены нарушения, аудитор или аудиторская группа должны составить протокол несоответствий и подготовить отчет по результатам проверки.
Какие несоответствия могут быть выявлены в результате внутреннего аудита?

  • нарушение сроков обучения охране труда;
  • наличие информации о том, что руководитель проверяемого подразделения организации, нарушил правила и не прошел своевременное обучение в специальном учебном центре;
  • отсутствие необходимых документов, подтверждающих прохождение сотрудниками обучения;
  • отсутствие у сотрудника удостоверения, подтверждающего факт прохождения обучения.

Все перечисленные нюансы отображаются в протоколе несоответствий. Также фиксируется дата и место обнаружения нарушения, описывается его значимость и внутреннее содержание. При подготовке отчета аудитор обязан подвести итоги проверки и посвятить в них всех заинтересованных участников. Отчет подготавливается в течение недели после проведенного аудита. Форма отчета может быть разработана предприятием.

8. Восьмой этап. Проводится совещание руководителей подразделений. На нем озвучиваются результаты проверки, а в случае выявленных нарушений, обсуждаются пути и сроки их исправления. Также назначаются ответственные лица за их корректировку.

9. Девятый этап - это возможность устранить несоответствия и нарушения в течение одного месяца со дня обнародования итогов аудиторской проверки. Однако, при необходимости, с учетом специфики работающего предприятия, сроки устранения нарушений могут быть продлены.

Пример. В результате аудиторской проверки строительной компании были выявлены нарушения следующего содержания: СИЗ, закупленные для предприятия, не имели лицензии и не соответствовали требованиям. С целью устранить выявленные несоответствия, руководитель распорядился закупить новые СИЗ. Ответственному лицу, допустившему такое нарушение, объявили строгий выговор с занесением в личное дело.

10. Последний этап проведения внутреннего аудита - это регистрация результатов проверки в реестре внутреннего аудита предприятия. В него заносятся все данные по итогам проверки. А также отображаются сведения о времени и дате выполненных этапов и прилагаются копии всех необходимых документов.
Когда проведение внутреннего аудита имеет регулярную основу, а выявленные в ходе проверок нарушения, ответственно исправляются и анализируются - риск возникновения травматизма на таких предприятиях сводится к минимуму.

Запросить более подробную информацию по внутреннему аудиту ОТ можно на странице -



Просмотров