Если заказчик отказался от заключения контракта. Вовремя не подписал контракт, выигранный на гос-торгах Не вовремя заказчик подписал контракт фас

Илья, добрый день! Если речь о 44-ФЗ, то согласно ст. 54 указанного закона

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику . При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Исходя из приведенной нормы непредставление в установленный срок подписанных экземпляров контракта в адрес заказчика или обеспечения исполнения контракта признается уклонением от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями

№ А79-4223/2014, Ф01-6290/2014

Вместе с тем, как правильно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения

Ни Федеральный закон № 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитали, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Как установили суды, 15.04.2014 оператор электронной торговой площадки ОАО «Единая электронная торговая площадка» направил на электронный почтовый ящик Общества уведомление о поступлении проекта контракта № ....828.
Почтовый сервис mail.ru распознал данное письмо как «спам» и автоматически отправил его в папку «Спам», поэтому Общество своевременно не подписало поступивший контракт.
Общество 23.04.2014 направило государственному заказчику - Учреждению -письмо о предоставлении доступа на электронную площадку для обеспечения возможности подписать государственный контракт.
Одновременно Общество направило письмо в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (организатор электронного аукциона) и ОАО «Единая электронная торговая площадка», которые сообщили об отсутствии возможности предоставить доступ на электронную площадку и необходимость обращения в Федеральную антимонопольную службу.
Указанные обстоятельства подтверждены документально, и Управление их не оспаривает.
Кроме того, Общество предприняло попытку предоставить государственному заказчику подписанные со своей стороны экземпляры контракта на бумажном носителе . Однако Учреждение отклонило подписанный Обществом бумажный вариант государственного контракта в связи с отсутствием факта его подписания на электронной торговой площадке.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что в действиях Общества отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.

можно пробовать ссылаться на иные причины - но нужны основания… просто молчать - не вариант....- признают бездействием вас как участника… и могут внести в РНП - оспорить - нужен мотив..

Включение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе. В ходе судебного разбирательства дела не установлены обстоятельства свидетельст-вующие о намеренном и умышленном уклонении от заключения государственного контракта.

реш уваж п реш уваж п ричина.pdf ричина.pdf

получен
гонорар 42%

Я выиграл конкурс, но в положенный срок не отослал на площадку Сбербанк АСТ подписанный контракт.
Павлов Илья

Здравствуйте!

Сдается мне, что у вас все таки не конкурс а аукцион в электронный форме, так как именно при аукционе в электронной форме подписание контракта осуществляется на электронной площадке.

Заново заказчик не имеет право представлять вам на подпись контракт, так как в таком случае в законе установлена императивная норма о том, что заказчик должен направить информацию о вас уполномоченному органу для принятия решения о включении вас в РНП:

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов , а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

4. В случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
5. В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

По этому в данном случае вы должны заботиться не о заключении контракта, а о том как бы не попасть в РНП, контракт с вами уже не подпишут. Контракт будут пописывать с участником закупок, которому присвоен второй номер.

В связи с этим вам необходимо найти какую нибудь уважительную причину незаключения вами контракта, так как суды уделяют внимание именно этому факту. На заседании ФАС вы должны представить доказательства уважительности ваших действий, что вы не действовали недобросовестно

Вместе с тем, как правильно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитали, что
при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.

Бесплатная оценка вашей ситуации

    10661 ответ

    3549 отзывов

Я выиграл конкурс, но в положенный срок не отослал на площадку Сбербанк АСТ подписанный контракт. И мне пришло сообщение о расторжении котнракта. А Сбербанке мне сообщили, что клиент, контракт с которым я выиграл, может мне еще раз послать этот контракт. Но когда я позвонил клиенту, он сообщил мне, что не имеет юридического права послать мне контакт еше раз, он может только разорвать контракт и послать сообщение о внесении моей фирмы в список недобросовестных. Прав ли мой клиент и можно ли как-то подписать этот контракт?
Павлов Илья

Добрый день! Как я понимаю речь идет не о конкурсе, а о электронном аукционе, если взаимоотношения происходят через площадку Сбербанк АСТ.

В таком случае, если Вы во время не отправили заказчику подписанный проект контракта и не приложили к нему обеспечение либо в виде банковской гарантии либо в виде внесения денег на счёт заказчика- Вы считаете уклонившимся от заключения контракта и заключить с Вами контракт заказчик не имеет права, контракт будет заключен с участником занявшим 2ое место(после Вас) при его согласии. Что либо сделать тут уже нельзя!
Только если есть уважительные причины и ещё ряд обстоятельств- можно не попасть в реестр недобросовестных поставщиков но это только через арбитражный суд- Заказчик обязан направить информацию о Вас для внесения в указанный реестр!

В данной статье приведено описание ситуаций, в которых исполнитель рискует не получить оплату за выполненный объем работ, услуг или за товар, если контракт заключен с нарушением установленного порядка

Основываясь на судебной практике, разберем основные ситуации, которые подвергают исполнителя повышенному риску не получить оплату:

  • между заказчиком и исполнителем вообще не был заключён контракт, однако работы ведутся, услуги оказываются, товар поставляется на устных договоренностях;
  • контракт был заключен, но в обход существующих конкурентных процедур;
  • исполнитель фактически выполнил больший объем работ, чем был предусмотрен контрактом;
  • принятые на себя обязательства исполнитель частично или даже полностью выполнил уже по истечении срока действия контракта.

Ситуация №1. Имеются только устные договоренности, без документального оформления (т.е. контракт не заключался ни с помощью ЭЦП, ни подписывался на бумажном носителе).

Риск для исполнителя не получить оплату от заказчика в этой ситуации очень велик. Если исполнитель обращается в суд, то суд обычно встает на сторону заказчика и отказывает во взыскании с него денежных средств.

Суды так обосновывают свою позицию: государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта. Оплата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта не подлежит взысканию даже в качестве неосновательного обогащения заказчика. Иной подход противоречил бы целям регулирования данных правоотношений и означал бы допущение согласования осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг без соблюдения требований, установленных Законом № 44 , что открывало бы возможность для приобретения имущественных выгод недобросовестными поставщиками (исполнителями) и государственными или муниципальными заказчиками в обход закона.

Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2016 N Ф01-679/2016 по делу N А38-3426/2015 (поставка товара без заключения контракта), Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2016 N Ф04-2986/2016 по делу N А81-5515/2015 (оказание услуг без заключения контракта), Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 N 10АП-10581/2015 по делу N А41-24398/15 (выполнение работ без заключения контракта).

Однако у этого правила имеются исключения. В указанных ниже случаях суд признал право исполнителя получить оплату даже при отсутствии контракта:

  • В ходе оказания спорных услуг заказчик направил письмо с гарантиями их оплаты и передал исполнителю сведения, необходимые для осуществления охраны. Исполнитель продолжал оказывать услуги не в целях обойти требования закона, а в связи со спецификой деятельности заказчика (наличие на объекте бактериологической лаборатории, использование в работе возбудителей инфекционных заболеваний), чтобы исключить проникновение третьих лиц на объект (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2016 N Ф03-1823/2016 по делу N А37-765/2015).
  • Заказчик обязан оплатить работы, выполненные с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Сам факт проведения работ не оспаривался. Претензий к качеству работ и их стоимости заказчик не предъявлял. Отказ от оплаты он обосновывал только отсутствием контракта (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.02.2016 N Ф03-203/2016 по делу N А04-5007/2015).
  • Исполнитель после истечения срока действия контракта продолжал оказывать услуги по техническому обслуживанию средств охраны. Заказчик принял услуги без замечаний и возражений, но отказался оплатить. Требование исполнителя суд удовлетворил частично, взыскав задолженность за период, в течение которого у Заказчика отсутствовал контракт новым исполнителем, так как отношения сторон носили регулярный характер и услуги были необходимы для поддержания в надлежащем состоянии технических средств охраны (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.05.2015 N Ф03-1833/2015 по делу N А73-9448/2014).
  • По предписанию ФАС закупка возвращена на этап подачи заявок. Заказчик обратился к подрядчику с просьбой выполнить работы по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения без заключения контракта. Подрядчик работы выполнил, но заказчик их не оплатил. Суд указал, что в отсутствие заключенного контракта между сторонами фактически сложились отношения, которые регулируются гл. 37 ГК РФ . Факт выполнения работ установлен. Заказчик принял их, не предъявляя претензий к качеству, объему и стоимости. Работы являлись социально значимыми и необходимыми, так как освещение улиц обеспечивает в том числе охрану жизни и здоровья граждан, а также безопасность дорожного движения. Работы имели для заказчика потребительскую ценность. Отношения между сторонами сложились в предыдущие периоды. Таким образом, предъявленные к оплате денежные средства являются для заказчика неосновательным обогащением, которые суд и взыскал в пользу подрядчика (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2016 N Ф04-610/2016 по делу N А27-12836/2015).

Обратите внимание, что дополнительным аргументом в пользу исполнителя может быть то обстоятельство, что заказчик имел право на заключение контракта с единственным поставщиком (постановление АС по Нижегородской области № А43-22178/2014 от 30 января 2015 г.).

Ситуация №2. Контракт заключили, не проводя конкурентные процедуры

В большинстве случаев суды признают подобные контракты недействительными, принимая сторону заказчика, который не платит исполнителю, поскольку договор не действует. Именно поэтому риски исполнителя во многом схожи с первой ситуацией:

  • Исполнитель на основании договора выполнил работы по переносу линий электропередач. Заказчик, являясь органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета, работы не оплатил. Суд установил, что работы выполнялись для нужд муниципального образования. Исходя из предмета договора, заказчик должен был провести конкурс, что не было сделано. Таким образом, договор противоречит требованиям законодательства и исполняться не должен (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2016 N Ф08-8079/2016 по делу N А53-4382/2016).
  • Стороны заключили договор на разработку проектно-сметной документации. Исполнитель выполнил обязательства, стороны подписали акт сдачи-приемки работ. Однако заказчик работы не оплатил. Суд установил, что договор был заключен без соблюдения необходимого порядка. Оплата работ противоречит нормам, устанавливающим порядок расходования бюджета, и необоснованно ставит исполнителя в преимущественное положение по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на заключение контракта. Договор является ничтожным, поскольку нарушает требования законодательства и посягает на публичные интересы и права третьих лиц (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 по делу N А69-927/2016).

Что касается заказчика в случаях, когда контракт заключен без проведения необходимой конкурентной процедуры, то им нарушаются положения статьи 93 (часть 2) и статьи 24 (часть 5) Закона № 44. Поэтому контролирующие органы могут привлечь заказчика к административной ответственности:

  • в соответствии с КоАП России (статья 7.29, часть 1), за неправильный выбор метода определения поставщика на виновного наложат штраф в сумме 30 тысяч рублей;
  • в соответствии с КоАП России (статья 7.29, часть 2), если по закону поставщик должен определяться путем проведения аукциона либо конкурса, заказчик будет оштрафован на 50 тысяч рублей.

Однако и в этой ситуации суды встают на сторону исполнителя и взыскивают оплату с заказчиков, хотя и значительно реже:

  • Исполнитель оказал услуги по поддержанию в тепловом режиме здания электростанции. Заказчик их не оплатил. Отношения сторон урегулированы гражданско-правовым договором (соглашением о возмещении убытков).
    С заказчика взыскана стоимость оказанных услуг. Суд указал, что специфика правоотношений между сторонами состояла в предоставлении заказчику услуг теплоснабжения, а не в возмещении убытков. Исполнитель является единственной ресурсоснабжающей организацией по поставке отопления, горячего и холодного водоснабжения, стоимость услуг регулируется тарифами. Таким образом, к правоотношениям применяется ст. 93 Закона № 44. Заказчик мог осуществить закупку у единственного поставщика. Исполнитель вправе требовать оплатить оказанные услуги при отсутствии контракта (Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2015 по делу N 309-ЭС15-26 , Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)).
  • Договор на выполнение работ по восстановлению школьной ограды заключен без соблюдения требований Закона № 44. Заказчик принял работы без замечаний, но не оплатил. Суд установил, что в действиях подрядчика отсутствовали признаки недобросовестности. Срочный характер работ был обусловлен предписаниями органов внутренних дел, выданными в преддверии начала учебного года (акт обследования школы, проведенного сотрудником полиции). Вывод суда: ответственность за несоблюдение процедур, предусмотренных Законом № 44, несет, прежде всего, заказчик, а не исполнитель. Заказчик злоупотребил правом, так как знал о необходимости руководствоваться Законом № 44. В процессе выполнения работ он неоднократно давал поручения, контролировал ход работ, согласовывал смету с вышестоящим руководством (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 N 17АП-14385/2015-ГК по делу N А60-23476/2015).

Ситуация №3. Контракт заключен в полном соответствии с законом, однако исполнен в большем объеме

Нередко бывают случаи, когда необходимо проводить так называемые дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги), которые не предусмотрены контрактом. К примеру, часто это случается в строительной отрасли, поскольку точно предусмотреть в проектно-сметной документации все виды, а также объемы работ довольно сложно.

Будет ли подрядчик иметь возможность взыскать плату за проведение дополнительных работ, во многом зависит от того, имеется ли соглашение на выполнение этого объема работ. Если дополнительное соглашение заключено, то его цена должна быть фиксированной и определяться на весь срок исполнения.

Ситуации, которые предусматривают изменение цены контракта, а также объема работ, регламентированы Законом № 44 (статья 95, часть 1). В остальных же случаях это рассматривается как нарушение закона и предполагает административную ответственность в соответствии с КоАП России (статья 7.32, часть 4). На юридических лиц налагается штраф в сумме 200 тысяч рублей, а на виновных сотрудников – в сумме 25 тысяч рублей.

Подрядчик, с большой долей вероятности взыщет стоимость дополнительных работ, поскольку суды смотрят на наличие дополнительного соглашения (определение ВС России № 302-ЭС15-13256 от 26 января 2016 г.). Кроме этого, суд может обязать заказчика оплатить работы, если:

  • заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) или не возражал против них, а контрактом была предусмотрена возможность увеличить объемы работ на сумму не более 10%;
  • проводить дополнительные работы необходимо, чтобы выполнить основные работы

Данные выводы можно сделать из судебных решений - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2016 N Ф04-787/2016 по делу N А03-14755/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2016 N Ф09-9832/16 по делу N А60-56059/2015.

Если дополнительного соглашения нет, то суды по общему правилу обычно отказывают во взыскании сумм, ссылаясь на необходимость оформления всех изменений к контракту в соответствии с законами РФ. Также суд учитывает, мог ли быть достигнут намеченный результат работ без выполнения дополнительных объемов. Если исполнитель не оформляет все изменения к договору, то он сильно рискует не получить оплату (Определение ВС России от 26 января 2016 г. № 302-ЭС15-13256 , Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 N 20АП-4384/2015 по делу N А23-5311/2014, постановление АС по Восточно-Сибирскому округу от 18 марта 2016 г. № Ф02-7882/2015 , и постановление АС по Западно-Сибирскому округу № Ф04-27226/2015 от 3 декабря 2015 г.).

Ситуация №4. Контракт заключен, однако исполнен по истечении срока его действия

Зачастую просрочки возникают по договорам оказания услуг, носящим длительный характер (например, охрана, хранение, телекоммуникационные услуги). После истечения срока действия контракта новый контракт сторонами не заключается, однако услуги продолжают предоставляться. В дальнейшем исполнитель требует оплатить услуги по истечении срока действия контракта.

Часто исполнитель в судебном порядке взыскивает стоимость оказанных им услуг. При этом основными аргументами становятся согласие заказчика на оказание услуг и их длящийся характер. Нередко именно заказчик выступает инициатором продолжения оказания услуг.

Такая позиция отражена в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 N 08АП-7824/2015 по делу N А75-13178/2014, Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N

, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4 , пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

7. В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7 , части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4 , части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

11. Блокирование денежных средств на специальном счете победителя в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе прекращается в сроки, установленные частью 8 статьи 44 настоящего Федерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

14. В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

15. Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Последствия признания договора незаключенным в нормах ГК РФ однозначно не определены, что приводит к многочисленным спорам по данному вопросу. Разобраться в этом вопросе поможет предложенный в нашей статье анализ норм ГК РФ и решений арбитражных судов.

Что предполагает заключение договора?

Согласно статье 432 ГК РФ, заключение договора означает достижение согласия сторон по всем условиям, которые считаются для данной сделки существенными. Существенными же признаются те пункты контракта, обязательность согласования которых предписана законом. Также существенным условием может быть признан и пункт, не обозначенный законодательством как обязательный, если на его согласовании настаивает одна из сторон.

Вторым обязательным признаком заключения договора является соблюдение предписанной законом формы сделки. Исходя из требований статьи 158 ГК РФ, сделка может быть совершена в письменной либо устной форме. Кроме того, помимо простой письменной формы ряд сделок, согласно требованиям статей 163 и 164 ГК РФ, требует обязательной госрегистрации либо нотариального удостоверения.

Если для сделки необходима госрегистрация, то такая сделка становится обязательна для сторон и иных лиц лишь после ее государственной регистрации.

Последствия признания договора незаключенным по ГК РФ

Стороны договора или третьи лица имеют право в судебном порядке требовать признания сделки незаключенной в случае недостижения согласия по всем существенным условиям либо несоблюдении предписанной формы. При этом сторона, которая полностью или частично приняла исполнение от контрагента (либо иным образом подтвердила действительность сделки), данного права лишается, поскольку это противоречит принципу добросовестности в гражданско-правовых отношениях, зафиксированному в статье 1 ГК РФ.

Соответственно, если не выполнены требования статьи 432 ГК РФ в отношении договора, суд обязан признать его незаключенным, то есть не порождающим каких-либо прав и обязанностей. Если стороны на момент вынесения такого решения не приступили к исполнению по такой сделке, решение будет лишь формальностью. Если же стороны начали исполнять свои обязанности по такой сделке, возникает вопрос: каким образом суду поступить в отношении уже исполненного? Нормы ГК РФ этого не уточняют, что вызывает на практике массу коллизий.

Часто последствия незаключенных сделок путают с последствиями недействительных, которые могут быть признаны таковыми в силу статьи 167 ГК РФ. В этой связи важно помнить, что признание сделки, противоречащей основам нравственности и правопорядка, мнимой, притворной либо имеющей в себе какие-либо пороки (кабальной, совершенной под влиянием обмана или угрозой насилия либо лицом, не имеющим права на ее заключение), недействительной может повлечь для сторон негативные последствия вплоть до взыскания полученного по сделке в доход государства, согласно статье 169 ГК РФ.

Во избежание неправильного применения статьи 432 ГК РФ Президиумом ВАС РФ издан Обзор судебной практики (информационное письмо) от 25.02.2014 № 165 (далее — Обзор), в котором содержатся как примеры правильно разрешенных дел, так и рекомендации для судов.

Последствия признания договора незаключенным — судебная практика

В пункте 1 Обзора приведен классический образец незаключенного договора, на примере которого показан порядок применения последствий отсутствия соглашения сторон по существенным условиям сделки. Примером послужила ситуация, когда собственник имущества МУПа (муниципального унитарного предприятия) обратился в суд с иском о признании заключенного между МУПом (арендодателем) и коммерческой организацией (арендатором) договора аренда нежилого помещения. В обосновании своих требований истец обозначил, что присланный ему на согласование договор не может быть им завизирован, так как из его содержания не ясно, о каком именно помещении идет речь.

Что касается юридического обоснования своей позиции, то истец сослался на статью 295 ГК РФ, которая допускает сдачу имущества, находящего в хозяйственном ведении, в аренду только после одобрения собственника. Соответственно, отсутствие такого одобрения позволяет применить к сделке последствия, обозначенные в статьях 167 и 168 ГК РФ, то есть признать ее недействительной.

Позиция суда по делу

Судом в процессе рассмотрения дела было установлено, что ни приложения к договору, не текст самого соглашения не позволяют однозначно установить, о каком помещении идет речь. Пояснения сторон также оказались противоречивыми. Суд указал, что в силу статьи 432 ГК РФ условие о предмете сделки должно быть согласовано сторонами, имеющиеся же противоречия показывают, что данное условие фактически сторонами не согласовано. Следовательно, договор не может считаться заключенным.

Касательно применения последствий недействительной сделки судом отмечено, что незаключенный договор не может быть признан недействительным (следовательно, применяться последствия недействительной сделки к нему не должны), поскольку речь о действительности может идти лишь в том случае, если договор заключен. Сделка же, которой нет, не может иметь вообще каких-либо последствий.

Возврат исполненного — пример № 1

В приведенном выше примере стороны еще не приступили к исполнению по сделке, поэтому для полноты картины рассмотрим еще один пример, указанный в пункте 5 Обзора, где одной из сторон была исполнена своя часть обязательств. Предприниматель А в ходе переговоров с предпринимателем Б по вопросу заключения договора поставки пиломатериалов перечислил последнему аванс в счет оплаты за поставленную продукцию, однако в результате длительных переговоров сделку стороны так и не заключили. Предприниматель А обратился в суд с требованием о взыскании выплаченного аванса, ссылаясь на положения статьи 1102 ГК РФ, то есть указывая, что предприниматель Б без наличия соответствующих юридических оснований получил денежные средства.

Однако на момент обращения в суд со дня выплаты аванса прошло более 3 лет, в связи с чем арбитраж, опираясь на положения статей 196 и 200 ГК РФ, отказал истцу в иске ввиду истечения срока исковой давности. Суд апелляционной инстанции данное решение отменил и иск предпринимателя А удовлетворил, указав, что ответчиком была неосновательно приобретена сумма аванса. Что же касается срока исковой давности, то в таких случаях он должен исчисляться не с момента передачи аванса, а с того дня, когда стороне стало известно о том, что договор не будет заключен.

Возврат исполненного — пример № 2

Аналогичное решение было вынесено судом и ввиду признания незаключенным договора займа, по которому займодавец перечислил заемщику денежные средства. Впоследствии договор был признан незаключенным ввиду отсутствия указания на возвратность средств согласно статье 810 ГК РФ. На момент обращения в суд за взысканием трехлетний срок давности с момента передачи денег также истек, однако судом было принято правильное решение об удовлетворении требований, поскольку в данной ситуации указанный срок должен исчисляться с того момента, когда стороне стало известно о признании сделки незаключенной.

Не знаете свои права?

В обоих случаях помимо возврата сумм неосновательного обогащения судом были удовлетворены требования истцов о взыскании процентов за пользование чужими средствами, которые предусмотрены нормами статей 395, 1107 ГК РФ.

Правовые последствия признания договора незаключенным ввиду несоблюдения формы сделки

Пункт 3 Обзора показывает судам и практикам пример правильного разрешения дела в данной ситуации. Между предпринимателями А и Б было заключено пятилетнее соглашение об аренде нежилого помещения. Согласно статье 609 ГК РФ, такие сделки подлежат государственной регистрации, условие о которой стороны не выполнили, однако обязательства по сделке исполняли добросовестно.

Впоследствии арендодатель изменил намерения и обратился в суд с требованием признать данную сделку незаключенной ввиду несоблюдения обязательной для нее формы. Суд первой инстанции иск удовлетворил, однако апелляционная инстанция данное решение отменила и в иске отказала, обратив внимание на следующие обстоятельства:

  1. Сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям сделки, стороны добросовестно соблюдали все ее условия.
  2. Из содержания статей 433, 651 ГК РФ вытекает, что цель госрегистрации контракта об аренде недвижимости — уведомление широкого круга лиц о наличии соответствующей сделки.
  3. Поскольку сделка не прошла госрегистрацию, она не порождает тех последствий, которые влияют на права третьих лиц. В частности, к данной сделке неприменимы положения о преимущественном праве продления договора (статья 621 ГК РФ) и сохранении сделки при смене сторон (статья 617 ГК РФ).
  4. Так как истец передал в пользование помещение, тем самым подтвердив факт заключения сделки и приняв на себя обязательства по ней, они должны исполняться по правилам об аренде. Требовать возврата помещения арендодатель может лишь исходя из общих положений об арендных сделках.
  5. Иное толкование норм ГК РФ способствует поощрению недобросовестного поведения сторон, что недопустимо.

Последствия признания незаключенными отдельных видов сделок (подряда, аренды, поставки)

Приведенные выше примеры показывают, что в том случае, если стороны полностью или частично исполнили свои обязательства по сделке, которая не была заключена (была признана незаключенной), к таким отношениям применяются последствия неосновательного обогащения. Вместе с тем применение норм главы 60 ГК РФ имеет особенности в отношении различных видов сделок. Так, если речь идет о поставке или иных сделках, предполагающих передачу в собственность имущества либо денежных средств (купле-продаже, мене, дарении и т. д.), к ним должны применяться правила статей 1104 и 1105 ГК РФ.

Согласно статье 1104 ГК РФ, неосновательно приобретенное имущество подлежит возврату в натуре. Речь идет о денежных средствах, индивидуальных вещах и вещах, определяемых родовыми признаками. От даты признания сделки незаключенной до момента возврата приобретатель отвечает перед собственником вещи за любые недостатки (недостачу либо ухудшение состояния вещи), произошедшие как случайно, так и по вине приобретателя. Однако до момента признания сделки незаключенной он несет ответственность лишь за умышленное причинение вреда вещи либо повреждение ввиду грубой неосторожности.

В том случае, если возвратить вещь в натуре невозможно, приобретатель обязан возместить, согласно статье 1105 ГК РФ, ее стоимость на момент приобретения и разницу, если на момент фактического возврата вещь подорожала.

Последствия признания договора аренды незаключенным

По общему правилу, предусмотренному статьей 1107 ГК РФ и применяемому ко всем сделкам, приобретатель обязан возместить доходы, которые он получил либо должен был получить от использования вещи и денег. В отношении денег применяются правила о начислении процентов согласно статье 395 ГК РФ.

Однако выплачивать проценты либо фактическую арендную плату приобретатель должен лишь с момента, когда ему стало известно о том, что он неосновательно обогатился. Таковым же, как отмечает ВАС РФ в Обзоре, является момент признания сделки незаключенной.

Если речь идет об аренде и прочих сделках, в которых имущество передано на определенное время без намерения его приобретения в собственность, применению подлежит правило, указанное в части 2 статьи 1105 ГК РФ: пользователь будет обязан возместить сумму всех полученных им доходов за все время пользования. Размер платы за пользование будет определяться по цене, действующей на момент фактического окончания пользования в том месте, в котором оно осуществляется.

Последствия признания договора подряда незаключенным

Особенности определения последствий по признанным незаключенными сделкам о подряде разъяснены ВАС РФ в пункте 7 Обзора. При этом ВАС РФ указывает, что суд, рассматривая подобные дела, должен оценивать обстоятельства в пользу сохранения сделки, а не ее аннулирования.

В отношении подряда это означает, что если стороны не согласовали какое-либо из существенных условий договора (например, в нарушение требований статьи 708 ГК РФ не определили начальный и конечный сроки проведения работ, но приступили к исполнению по договору), то к таким отношениям должны применяться правила о подряде. Договор в таком случае, несмотря на нарушение требований статьи 432 ГК РФ, все-таки следует считать заключенным.

При этом суд подчеркивает, что если подрядчик выполнил порученное задание, сдал его результаты заказчику и последний их принял, то к таким отношениям применяются правила о подряде, даже если между сторонами и вовсе не было заключено соответствующего соглашения.

Следовательно, в такой ситуации заказчик обязан оплатить работу подрядчика, а подрядчик, согласно статье 723 ГК РФ, несет ответственность перед заказчиком за качество выполненных работ.

Подряд и госконтракт

В пункте 7 Обзора ВАС РФ указывает, что если работы выполнены подрядчиком для государственного или муниципального заказчика без заключения госконтракта либо последний был признан незаключенным ввиду нарушения процедуры размещения госзаказа, то описанные выше последствия к такой сделке не применяются. Более того, в случае сдачи работ по такой сделке выполненное не относится к неосновательному обогащению заказчика.

В обоснование данной позиции суд указывает, что нарушение процедуры размещения госзаказа свидетельствует об отсутствии согласования воли сторон на его выполнение. При этом взыскание неосновательного обогащения в таких ситуациях, по мнению ВАС РФ, привело бы к поощрению недобросовестных госзаказчиков и организаций-подрядчиков, нарушающих тем самым нормы законодательства о госзакупках.

Подводя итог, остается отметить, что нормы ГК РФ не определяют в достаточной степени последствия признания сделки незаключенной. В связи с чем имеющиеся пробелы приходится восполнять сложившейся судебной практикой, наиболее значимые примеры из которой подробно рассмотрены в нашем материале.

Вопрос:

Добрый день!
У меня вопрос по 44 ФЗ. Что ждать заказчику если он просрочил отправку контракта на 8 часов? должен 11, а отправлен 12 в 8.00, признан факт нарушения на площадке. И правда ли, что данные о нарушениях с площадки автоматически направляются в ФАС? Спасибо


Ответ:

Анализ положений Закона №44-ФЗ позволяет придти к выводу о том, что ответственность заказчика за совершение указанного нарушения будут зависеть от квалификации таких действий контролирующим органом.

Если указанные действия будут квалифицированы как нарушение сроков заключения контракта, то размер штрафных санкций составит 50 тысяч рублей (ч.3 ст.7.32 КоАП РФ). Однако вопрос о том, правомерна ли будет данная квалификация, является неоднозначным и ответ на него зависит, прежде всего, от способа определения поставщика.

Если способом определения поставщика был электронный аукцион, то действия заказчика по размещению в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта для подписания будут являться составной частью процедуры заключения контракта (ч.2 ст.70 Закона №44-ФЗ). В связи с чем, нарушение срока размещения проекта контракта на электронной площадке может быть квалифицировано как нарушение сроков заключения контракта, за которое ч.3 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Если же рассматривать действия заказчика как направление проекта контракта победителю конкурса для подписания, то можно прийти к другим выводам.

Порядок заключения контракта по результатам конкурса (установлен в статье 54 Закона) предусматривает совершение определенных действий на всех этапах, начиная с подписания контракта победителем и заканчивая последующим подписанием контракта заказчиком, после чего контракт будет считаться заключенным. Направление же заказчиком проекта контракта для подписания победителю конкурса согласно части 2 статьи 54 Закона №44-ФЗ связано с процедурой рассмотрения и оценки заявок. Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, в виде штрафа в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более 30тысяч рублей. Таким образом, если заказчиком нарушен срок направления для подписания проекта контракта по результатам аукциона, штраф может составить 50 тысяч рублей, если аналогичное нарушение совершено при проведении конкурса, размер штрафа может составить один процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Что касается автоматического направления информации о нарушениях с площадки в ФАС России, то следует отметить, что в настоящий момент взаимосвязь оператора электронной площадки и контролирующего органа не осуществляется настолько, чтобы автоматически фиксировать подобные случаи. Во-первых, в работе оператора электронной площадки используются автоматизированные информационные системы, которые даже при бесперебойном функционировании не могут гарантировать во всех случаях отсутствие правовых ошибок. Во-вторых количество подобных случаев в масштабах Российской Федерации настолько велик, что контролирующий орган не мог бы отреагировать на все в силу объективных обстоятельств.



Просмотров