Если возникает вопрос как правильнее. "И тогда возникает вопрос, - как вообще подобное государство - способно выжить?"

Экология сознания: Все будет иметь смысл тогда и только тогда, когда приведет к какому-то действию. Есть действие – есть смысл. Нет действия – нет смысла.

Вопрос «Что делать?» - воистину чудесный вопрос. Потому что ответом на него можно воспользоваться сразу, немедленно. Задавая себе вопрос «Что делать?» и отвечая на него, мы перестаем толочь воду в ступе и сразу начинаем что-то делать. Что нам, собственно, и надо.

Ведь, если вдуматься, то все вопросы в человеческой жизни сводятся к вопросу «Что делать?». Какие бы мы вопросы ни задавали и какие бы мы ответы ни получали, все это будет иметь смысл тогда и только тогда, когда приведет к какому-то действию. Есть действие – есть смысл. Нет действия – нет смысла.

Ну то есть, конечно, мы в каждый момент времени что-то делаем. Вопрос лишь в том – что именно мы делаем. Удовлетворяют ли нас наши текущие действия или нет. Вопрос «Что делать?» как раз и служит этой задаче – найти действия, которые нас удовлетворят.

Действия, которые нас удовлетворят, характерны тем, что, как только они найдены, мы немедленно начинаем их делать. У нас не возникает проблем с тем, чтобы «заставить себя» делать эти действия. Если подходящие действия найдены, они начинают совершаться нами автоматически.

Поэтому, постоянно задавая себе вопрос «Что делать?», мы постоянно находим подходящие нам на данный момент действия. И начинаем их делать. От этого жизнь максимально упрощается. Ведь мы в каждый момент времени будем знать, что нам делать!

Представьте себе – вы всегда знаете, что вам делать. Никаких проблем выбора. Никаких дилемм. Вы просто находите подходящее действие и делаете его. В каждый момент времени. Постоянно. Всю жизнь.

Такая жизнь окажется невероятно эффективной. Ведь что такое неэффективная жизнь? Это когда мы большую ее часть не понимаем, что нам нужно делать и делаем то, что нас не устраивает. Потому что мы не знаем, что делать вместо этого. А если мы будем постоянно задавать себе вопрос «Что делать?», мы будем знать это. Всегда.

Вообще, все проблемы в нашей жизни возникают лишь потому, что мы не знаем, что нам делать. Даже так: все ситуации в нашей жизни становятся проблемами, когда мы не знаем, что нам делать. Ведь если мы знаем, что нам делать, то проблемы нет. Потому что мы просто делаем – и всё. Проблемы нет. Есть действия.

Вся наша жизнь, в сущности, состоит из действий. Мы с самого рождения что-то делали. И сейчас что-то делаем. И будем что-то делать, пока будем существовать. Действия – это основа всей нашей жизни!

Поэтому с действиями надо уметь обращаться. Надо уметь находить действия, которые будут улучшать нашу жизнь. Для этого и надо постоянно задавать себе вопрос «Что делать?».

Когда мы не знаем, что нам лучше делать, мы делаем то же, что делали раньше. По привычке. По инерции. Потому что мы просто не знаем, что еще можно делать.

А когда мы знаем, что нам лучше делать – каждое наше новое действие становится лучше и лучше. И наша жизнь становится лучше и лучше. Потому что мы делаем ее лучше и лучше своими действиями.

Поэтому – постоянно задавайте себе вопрос «Что делать?». Этот вопрос поможет вам найти ответ на него. И тогда вы будете знать, что вам лучше делать. И будете это делать. И всё в вашей жизни будет хорошо. опубликовано

Перед всеми на Земле и не один раз вставал вопрос о том, что делать, когда не знаешь, что делать. Само возникновение вопроса не говорит об обязательно трагической безвыходности ситуации, это может быть просто растерянность из-за выпадения какого-то звена в цепи событий или просто нежелание что-либо предпринимать. В последнем случае уместно восклицание: «Не знаю, че делать!»

Просто надо что-то делать

Существует утверждение, что не бывает безвыходных положений. Однако для человека, оказавшегося в беде, это слабое утешение, потому что в глобальном смысле такое утверждение все-таки подразумевает смерть как выход из тупика. Это очень мрачно. Если вернуться к более жизнеутверждающим положениям, то при ситуации «что делать, когда не знаешь, что делать» человека, перед которым возник этот вопрос, необходимо поддержать и сообща попытаться найти выход из создавшегося положения. Конечно, в такие минуты очень нужно, чтобы рядом находился любящий человек. Во-первых, он не порадуется свалившемуся несчастью, что уже хорошо. Во-вторых, как говорится, две головы лучше. В наше время чаще всего возникают из-за отсутствия денег. И выход тут один - попытаться их найти. Советы могут носить только сугубо индивидуальный характер. Как правильно делать какие-то шаги в нужном направлении, подскажет близкий человек. Ведь он знает о ситуации не понаслышке.

Время - лучший лекарь

Трагический окрас приобретает ситуация «что делать, когда не знаешь что делать» в случае ухода любимого человека. Тут совет может быть только один - надо постараться как-то это пережить. Опять-таки, не зря утверждает что время - лучший лекарь. На то она и мудрость, что складывается из миллионов подобных ситуаций. В момент острого переживания это слабое утешение, но все же. Остается только порадоваться наличию интернета! Друг рядом - это хорошо. А вдруг он страдает косноязычием? В интернете на эту тему - стихи, пословицы, советы и, самое главное, всевозможные тренинги. Народная мудрость утверждает, что с бедой надо переспать, на утро будет пусть не легче, но возникнет ощущение, что жизнь продолжается, и за нее надо бороться. Вот тут-то и уместны тренинги, при помощи которых человек рано или поздно будет в состояния понять,

Надо помнить, что жизнь «полосатая»

Отвлечь человека в момент острого горя или когда ситуация кажется ему совершенно безвыходной, невозможно, надо попытаться успокоить его, скорее всего, при помощи необходимых лекарств. Есть, конечно, радикальные действия - новый стресс, то есть, как говорится, клин клином. Не любое выдержит.

Напрашивается один разумный вывод, вытекающий, опять-таки, из народной мудрости - перемелется - мука будет. То есть на вопрос, что делать, когда не знаешь, что делать, существует ответ - надо как-то дальше жить. Об этом и песни поются. Что можно делать в этой ситуации? Необходимо как-то собраться или хотя бы попытаться это сделать. Стыдно, но необходимо, применительно к данной ситуации утверждать такие истины, как: «Вам помогут правильное питание и активные занятия спортом на свежем воздухе». Однако это действительно так. Сегодня не лезет кусок в горло, завтра то же самое, но организм свое возьмет, и это будет первый шажок к выздоровлению. А когда человек «разрулит» ситуацию, радость его будет огромной, искренней и ни с чем несравнимой. Может быть, именно этих сильных ощущений не хватает охотникам за адреналином, у которых не бывает безвыходных положений. Хотя с глубиной переживаний искреннего горя или радости не сравнится никакой экстрим.

Не всегда все так страшно

Фраза «даже не знаю, что делать» может иметь кокетливый оттенок и означать невозможность выбора из большого числа прекрасных предложений, и даже любование этой ситуацией. Однако так бывает очень редко. Случаются ситуации, когда человек, подвластный кому-нибудь или чему-нибудь, не знает, что делать из-за отсутствия приказов сверху. Существует много рекомендаций. Не самые лучшие из них, но подходящие к определенным ситуациям, это советы по поводу, что в данном случае лучше ничего не делать. А еще лучше расслабиться, сосредоточиться на внутреннем мире (медитировать) и, если получится, уснуть. И это лучшая из всех рекомендаций. Медитация, как и беседа с Богом, доступна далеко не всем.

Бывают ситуации, когда делать что-либо просто не хочется. Если форма этого нежелания приобретает тяжелый характер, то это называется депрессией. Человек теряет интерес ко всему, у него занижается самооценка - и тут уже окружающим впору восклицать: «Не знаю, что делать просто!» Обращаться к врачу.

Подход к проблеме всегда индивидуален

Существуют десятки советов, что делать, когда не знаешь, что делать. Советуют копать, грызть палочку, делать шаг вперед, даже листать меню или пройтись по магазинам. Каждый совет глубоко индивидуален и подразумевает конкретную ситуацию.

Собраться с мыслями в трудном положении человеку верующему гораздо легче. Во-первых, он привык полагаться на Бога и верит, что Он ему все равно поможет. Эта вера сама по себе составляет ощутимую долю гарантии выхода из тупика. Во-вторых, у глубоко верующего человека всегда есть собеседник, вернее тот, к кому можно обращаться с вопросами. Сами по себе вопросы и свои собственные на них ответы представляют собой умственную деятельность, то есть поиск выхода из создавшейся ситуации. Беседа с Богом - это и успокоение, и Эти действия имеют смысл только для людей глубоко и искренне верующих. Они всегда под защитой. А если человек атеист или вера идет параллельно с реальной жизнью?

Доделать незаконченное

Если ситуация не балансирует на грани жизни и смерти, то выходов из рядового тупика, который в жизни встречается часто, достаточно. Оптимального рецепта нет, кроме того, как сесть и успокоиться, собраться с мыслями. Люди разные, но у большинства накопилось много того, что хотелось бы сделать, да мешали различные обстоятельства, а может быть, на хобби не хватало сил. Самое время привести в порядок коллекции.

И вот все изменилось - главная цель жизни, движущая ее сила на время исчезла. Самое время заняться делами, отложенными на «потом». Можно навести порядок в доме, можно пересмотреть старые фильмы, прочитать книгу, на которую не хватало времени. Можно уехать и увидеть давно желанные места. Или, наконец, просто сесть к компьютеру, и в интернете и почитать, и посмотреть, и увидеть, и даже привести какие-то дела в порядок. Опять-таки, все это возможно при ситуации, когда человек сыт, здоров и жизни ничего не угрожает. Во всех других положениях цель есть - надо конкретно искать выход.


Вы современная деловая леди: ответственная работа в офисе, строгое начальство, капризные клиенты… И тут тест показывает вам две полосочки. Несмотря на все трудности, вы понимаете, что очень рады появлению малыша. Но возникает вопрос: как быть с работой? Все мы зависим от обстоятельств, и понятно, что заработанные деньги для будущей мамы никогда не будут лишними. Но у работы на поздних сроках беременности есть масса недостатков. Так что же, уходить в декрет пораньше или работать до последнего?

Уйти в декрет пораньше. Аргументы

Не полезнее курения. На основе недавнего исследования британские ученые утверждают, что работа на поздних сроках беременности так же вредна, как курение в «интересном положении». Исследователи проанализировали данные о здоровье 18 тысяч женщин, которые стали мамами в течение последних 20 лет. Статистика показала, что у тех, кто не оставил работу на девятом месяце , дети рождались с недостатком веса. У женщин, которые пренебрегали декретным отпуском, младенцы при рождении были в среднем на 200-250 граммов меньше, чем у тех, кто ушел в декрет в период с шестого по восьмой месяцы. Примерно таким же действием на малыша обладают выкуренные во время беременности сигареты. Интересный факт: специалисты отмечают, что особенно этот эффект был заметен у матерей старше 24 лет. У женщин моложе этого возраста вес детей не зависел от того, продолжали они работать до самых родов или нет.

Нервотрепка на работе. Другая, не менее важная причина покинуть рабочее место на шестом-восьмом месяце – . Не секрет, что в большинстве своем офисная работа изобилует стрессами: просроченные дедлайны, внезапные срывы проекта, капризные клиенты и «разносы» от начальства, недосып… Кто-то просто подвергается хроническому стрессу, а некоторые работники бывают настолько угнетены негативной атмосферой, что впадают в депрессию. Беременность, сопровождаемая сильными стрессами, вредит здоровью младенца на протяжении долгих лет. Уже к четырехлетнему возрасту дети женщин, переживших какие-либо потрясения, по сравнению с остальными сверстниками имеют заметно более слабое здоровье. В частности, они чаще болеют астмой и сильнее подвержены инфекционным заболеваниям.

«На работу наплевать». Наконец, еще один аргумент в пользу декретного отпуска в третьем триместре – как ни странно, сохранение успешной карьеры. Существует миф, что на поздних сроках беременности женщина «глупеет». Это не так. Просто организм будущей мамы вырабатывает , которые настраивают ее на мысли и заботу о малыше. В это время ей может стать неинтересно практически все, кроме ребенка. Рвение к работе в таком состоянии заметно снижается. Если нечто подобное происходит и с вами, задумайтесь: чем портить себе репутацию и заниматься неинтересным делом, не лучше ли набраться сил перед родами? Известно, что молодой маме редко удается выспаться. Гораздо лучше, если вы отдохнете, а коллеги запомнят вас как хорошего профессионала, который обязательно к ним вернется.

Но у сторонников противоположной точки зрения – работать до последнего - тоже есть весомые аргументы. Это и экономическая стабильность, и социальная востребованность, и… те же гормональные перестройки. У некоторых женщин они не просто не мешают, а даже способствуют работе.

Работать до последнего. Аргументы

Вы чувствуете себя нужной. Основная жалоба беременных и молодых мам: «Я выпала из жизни». У вас есть шанс до последнего отсрочить этот неприятный момент. Если же ваша работа позволяет частичную занятость на удаленной основе, вы сможете вернуться к ней так скоро, как вам позволят силы и . Многие мамы с удовольствием переключаются на рабочие проблемы после хлопот с ребенком. Чувствовать себя социально значимой очень важно.

Нет времени для тревог. Пока домашние мамочки часами размышляют о здоровье малыша, выдумывая кучу несуществующих поводов для беспокойства, вы тревожитесь лишь о сдаче проекта. Впрочем, перед вашими офисными коллегами у вас тоже есть преимущество: во-первых, к беременным все же относятся снисходительнее, во-вторых, вырабатывающиеся на поздних сроках беременности гормоны позволяют вам чувствовать себя более уравновешенной. А у спокойного человека всегда меньше шансов сделать ошибки, чем у суетящегося.

Волшебный инстинкт гнездования. Многие женщины в третьем триместре ощущают огромный прилив энергии и желание «все вокруг переделать». Чаще всего этот гормональный механизм включается за несколько недель до родов. Медики называют его «инстинктом гнездования» - природой он задуман для того, чтобы будущая мама подготовила жилище к появлению в нем малыша. Но поскольку в современных реалиях родители обычно заботятся о детской и всех необходимых предметах заранее, сидящие дома мамочки начинают до блеска начищать дом и переставлять мебель, что в их состоянии не слишком полезно. А вот может направить кипучую энергию перестроек в трудовое русло. Коллеги и начальство наверняка будут впечатлены.

Экономическая стабильность. Появление ребенка – нагрузка на бюджет семьи. Коляска, кроватка, стульчик для кормления, памперсы и вещи, из которых малыш мгновенно вырастает, - все это требует немалых денежных вложений. Ни для кого не секрет, что декретное пособие рассчитывается из «белой» зарплаты и потому может представлять из себя довольно мизерную сумму. Работа до родов обеспечит вам поддержку как в материальном, так и в психологическом плане.

Жить интересно. Если вы не мыслите себя без работы, и здоровье позволяет работать – почему бы и нет. Несмотря на медицинские выкладки, по которым работа в последнем триместре вредна, нельзя забывать и об эмоциональном состоянии матери. Оно играет не последнюю роль для развития ребенка. Если работа делает вас счастливой, возможно, не стоит отказываться от нее надолго.

Дети работающих мам счастливее. Работа в течение беременности - верный способ не выпасть из процесса и легче вернуться к труду после родов. А психологи недавно установили, что дети работающих мам в целом чувствуют себя счастливее. Во-первых, они не «перегружены» родительской опекой, что нередко происходит с отпрысками мам-домохозяек. Во-вторых, их матери чувствуют себя счастливыми, поскольку востребованы в нескольких областях жизни. А восприятию окружающего мира ребенок учится именно у родителей.

Аргументов «за» и «против» работы до самых родов, наверное, найдется поровну. Важно прислушиваться к себе. Ваши потребности, эмоции и здоровье будущего малыша должны по возможности находиться в гармонии. В чем именно будет заключаться эта гармония - в ежедневном посещении любимой работы или спокойном отдыхе дома – решать именно вам.

В своей книге «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России» Вы пытаетесь посмотреть на российскую историю с точки зрения постколониальных исследований. Все-таки это новый метод или метафора? Насколько органично смотреть на российский материал таким образом?

Я думаю, это метод, но только он не новый, потому что такие крупные русские историки, как Ключевский и многие другие, его уже давно использовали. Скорее это новая трактовка старого, хорошо забытого. Многие знают, что Российская империя на протяжении своей истории постоянно завоевывала окраины и распространялась во все стороны света – в некоторые века с очень большой скоростью, временами помедленнее. Но пока Россия это делала на своей периферии, ее внутренние пространства оставались не освоенными. Вот очень важно и полезно понять, что Россия там делала, в этих неосвоенных внутренних пространствах.

Позволяет ли этот метод взглянуть на какие-то конкретные эпизоды российской истории иначе?

Да, книга состоит из многих глав, и каждая из глав – это отдельный эпизод, отдельный случай, который я исследую. Они очень разные – от пушной торговли в Средние века до положения, в которые попадали русские и нерусские интеллектуалы в ситуации колонизации. В этом контексте появляются и очень известные фигуры, которых все ожидают увидеть, например, Пушкин, и фигуры, которые кажутся неожиданными, например, Кант.

А как именно они попадают в этот контекст?

Внутренняя колонизация – это всегда вызов для интеллектуала, потому что понять колониальную власть в отсутствие расовой, географической, а часто и в отсутствие языковой дистанции между властью и подданными, это серьезная интеллектуальная задача. Поэтому я подробно рассматриваю то, что думающие люди писали, например, не только о Кавказе, но и о центральных российских губерниях, и изучаю ситуации, в которую попадали интеллектуалы, когда Российская империя оккупировала или колонизировала места, в которых они жили. Это как раз касается Канта, жившего в Кенигсберге, который оказался под российской властью.

Субъектом колонизации является всегда государство, которое включает в свой состав все новые и новые народы?

Да, чаще всего субъектом является государство, но в определенной степени и общество, когда они действуют совместно. Мы знаем много случаев, когда помещики наряду с чиновниками – условно говоря, культурно-экономическая элита – представляли государство, опережая или, наоборот, искажая его намерения, направляя его политику и так далее.

Получается, что внутренняя колонизация – это такой социальный и ментальный механизм, который, по сути, может использоваться совершенно разными субъектами?

Иногда это политический, иногда культурный, иногда экономический механизм, а часто все вместе. Колонизация – это вообще осуществление власти, основанной на культурной дистанции. Колонизация эту дистанцию реализует, и она же ее создает. Критерием этих различий может быть то, что между властью и ее подданными лежат моря и океана, а может быть то, что у них разная религия или разный культурный уровень. Если власть осуществляется без конструирования культурной дистанции, то это не колонизация, а какой-то другой тип власти. Внутренняя колонизация всегда культурный механизм, но имеет значение и экономический, и политический факторы – отношения экономической эксплуатации, физического подавления, насилия.

Можно ли тогда говорить, что всякое полиэтническое государство – это так или иначе внутренняя колонизация, без этого оно невозможно?

Многие полиэтнические государства возникли из монархий или империй. Но нужно смотреть на конкретных примерах.

А помогает ли этот механизм внутренней колонизации объяснить что-то в текущей ситуации, например, в экономической модели?

Хронологически моя книга доходит примерно до русской революции 1917 года, и современная ситуация в ней не рассматривается. Но если это вопрос ко мне лично, то я думаю, что здесь еще непочатый край работы, каким образом понимать нынешнюю ситуацию. В моей книге действительно есть глава, которую многие принимают как такое метафорическое изложение современной энергетической зависимости; в этой главе я провожу аналогии со средневековой зависимостью от экспорта меха. Аналогии могут казаться случайными, и иногда, как я показываю, они действительно являются случайными. Но чаще всего они описывают одни и те же механизмы, которые становятся благодаря этому более понятны.

А что касается социальных процессов? Экономическая аналогия прямая, но нет ли противоречия между тем, что государство проводит внутреннюю колонизацию в отношении тотально всех, но тем не менее наше население желает сильную руку, сильное государство и демонстрирует патерналистские настроения. Как это трактовать в рамках концепции?

Была такая концепция в течение многих десятилетий и даже столетий, что Россия именно потому нуждается в сильной руке и монархическом правлении, что она такая большая. Что само пространство такое и плотность населения на нем таковы, что если из одного конца в другой нужно добираться много лет, то управлять этим можно только сильной рукой с очень далекого центра. Об этом писала Екатерина, ее поддерживали французские мыслители, потом это перепевалось российскими философами и историками. Но важно и то, чему это пространство обязано своим существованием. Это пространство создавалось государством благодаря его экспансии. Возникает вопрос, зачем государству было это пространство, которым потом оправдывали само государство. Сначала оно расширялось в поиске меха как уникального ресурса для внешней торговли; другого такого не было. Потом меха окончились, и начались смутные времена. Я подробно пишу об этом в своей книге. Но ресурсная зависимость для России вовсе не является вечной проблемой. Скорее государство циклически к ней возвращается.

Тем не менее, откуда же такое отношение именно населения к власти?

Такое отношение не надо абсолютизировать, как вообще ничто другое. Бывали любовь и поклонение, бывали совсем другие времена, когда население с полным на то основанием ненавидело государство, пыталось уехать подальше, свергнуть власть или жить так, как будто оно не замечает государства. Всякое бывало в русской истории – и в давние времена, и совсем недавно.

То есть происходящий сейчас ностальгический откат в советское время со всеми этими настроениями – это не реализация извечного представления о власти?

Я не вижу этого ностальгического отката. Нынешняя политическая система не имеет никакой преемственности с советской. Это очень новое изобретение, которое оправдывает себя, в некоторых своих проявлениях, лжепреемственностью.

Как описанный колонизационный механизм соотносится с тем, что называют имперскими практиками России?

В традиционной историографии под имперскими практиками понимаются практики внешней колонизации. То есть то, что Российская империя делала в Средней Азии, или то, что советское государство делало, к примеру, в Эстонии. Я не отрицаю того, что имперские практики имели место на периферии или в отдаленных губерниях. Мне важно, что они имели место и в давно уже освоенных губерниях и краях, которые тоже когда-то не были российскими или русскими, но постепенно становились. И в них имперские практики продолжали осуществляться, становясь практиками внутренними.

Насколько показывает история, все империи и колонии в общем перестали существовать. По крайней мере в виде империй и колоний. Почему же у нас этот механизм продолжает действовать?

Ну, не стоит спрашивать у историков о будущем. Вы сами сказали, что все империи так или иначе подходили к своему краху. Чаще всего этот момент был связан с насилием, которое оказывалось необходимо для перехода в новое состояние.

То есть мы просто очень медленно движемся к тому, чтобы все завершилось?

Я вовсе не считаю, что медленно.

В последнее время появилось сразу несколько работ, которые предлагают взглянуть иначе на большую дистанцию в российской истории. В чем, по Вашему мнению, смысл такого взгляда на историю сегодня? Какую пользу может принести Ваша книга в этом смысле?

Я не очень понимаю, какая польза может быть от истории. Историки всегда предупреждают, например, генералов о том, что те готовятся к прошедшим войнам, тогда как надо готовиться к совсем другому; но генералы их никогда не слушают. Так же политики готовятся к прошлому миру, который они уже заключили, а не к будущему, которого не знают. Историки, бывают, предупреждают обо всем этом. Но сама идея, что историки существуют для того, чтобы предупреждать политиков, ложная. Но российское руководство сейчас необычно внимательно относится к исторической науке, которая от этого, увы, совсем не становится полезной. На все это есть свои причины, по-моему, вполне понятные. А польза, которую может принести моя книга, это польза для читателя. Если читатель что-то поймет после этого про свою жизнь, значит, вот она польза.

Просто сейчас история является таким полем идеологической борьбы, на основании которого с помощью правильного акцентирования конструируются национальная память и идентичность. Какого эффекта в этом смысле ожидать от Вашей книги?

Ну, посмотрим, что может дать эта книга и как она изменит идентичность или что другое. Я не очень верю в то, что вообще существует такая вещь, как идентичность. Разве что в качестве наших меняющихся представлений о себе, о прошлом и настоящем, о других людях. То, что власть постоянно говорит об идентичности, скорее означает, что чувство идентичности нужно самой власти, без этого ей никак не обойтись, она может потеряться. А люди могут совсем не разделять этих страхов. Как это реально происходит сегодня в России, надо спрашивать не меня, а, например, социологов. Только я с очень большим недоверием отношусь к опросам, особенно когда социологи спрашивают людей о выборе, который они в реальной жизни не имеют возможности сделать, а потом на этом основании конструируют идентичность.

Возможно, это стремление к равновесию, потому что когда мы получаем ответы на вопросы, то этим самым уменьшаем неопределенность? Но тогда почему возникает неравновесие, порождающее неопределенность? возможно, это знания хотят быть познанными?! Но тогда всё живое в такой степени стремится к знаниям, в какой оно нуждается в них. Каждое живое существо имеет свою структуру, в которой есть нечто несовершенное и существо в своём стремлении к совершенству пытается получить те знания, которые для этого необходимы. Следовательно, для каждого существа уже изначально определена мера его несовершенства, которую он должен достроить. И для одних это может быть во внешнем материальном мире, а для других - на духовном пути.

Любое живое существо стремится быть гармоничным со своим окружением. Это стремление свидетельствует о единстве всего сущего на Земле и во Вселенной и внутреннем, часто не осознаваемом знании, о неполном единстве. Истинное единство возможно только в гармонии, и когда у человека возникают какие-либо эмоциональные состояния, то они свидетельствуют либо об отсутствии единства, или его нарушении, и тогда эти состояния окрашены в цвета отрицательных эмоций, либо в положительные, что свидетельствует о возникновении единства в какой-то части человеческого существа.

Любая деятельность человека возникает только тогда, когда в системе человек и окружающая его среда возникает нарушение гармонии, равновесия, симметрии. Любое восстановление этой системы приводит к равновесию, неподвижности. Поэтому, всемерное удовлетворение человеческих потребностей приводит к тому, что у человека исчезает стремление творить, познавать, меняться качественно. А так как в человека природой заложено стремление к познанию, то в этом случае оно трансформируется в стремление изменений количественных. Другими словами, «я не хочу быть другим, я хочу, чтобы меня стало больше». Так как всё, что я имею - это тоже я, то в этом случае я хочу иметь как можно больше, и пределов этому не существует, так же, как не существует пределов познания самого себя. Таким образом, стремление к познанию себя и мира дало ветвь - жажду присвоения, не знаний, а вещей, власти, удовольствий.

Вопросы - это первые шаги к познанию или к приобретению ценностей этого проявленного мира. И если в первом случае вопросы возникают в ментальном Пуруше, то во втором - в эго. Для примера можно рассмотреть вопрос, касающийся цели. Если у человека возникает вопрос с какой целью создал бог человека, и из Ветхого завета получаем ответ «плодитесь и размножайтесь» и будьте в своих делах угодными богу. То в таком ответе мы не видим будущего. Его нет, стремиться не к чему. Если нам говорят, что жизнь на Земле возникла спонтанно и сама эволюция - это так же спонтанный процесс. Человек по Дарвину произошел от обезьяны и по Энгельсу - труд создал человека - во всех этих теориях человек так же не имеет никакой цели и будущего. У него нет вселенской цели, да и сама вселенная - это случайное скопление небесных тел, в котором так же нет никакого смысла и никакой цели. А если так, то все бессмысленно, бесцельно, тщетно и «Всё суета сует». Тогда живи, как хочешь, делай, что хочешь. Ограничения стремлений к удовольствиям, богатству и власти могут быть только со стороны более сильного противника, но ни в коем случае ни со стороны совести, которая иллюзия. На самом деле все теории и даже все религии лишают человечество будущего, ему некуда стремиться, он может прирастать количественно, а качественно он уже и так царь природы. Религиозные люди могут возразить, так как у них есть посмертный рай, или в худшем случае ад. Но, обратите внимание - Рай и Ад - это только количественное выражение земного удовольствия или неудовольствия, хорошего и плохого, радости и горя. Другими словами, человек не только по образу и подобию своему создал бога, но и посмертное существование создал по образу и подобию земного - так же бессмысленного и так же без будущего. Истинное будущее всегда или неизвестное, но предполагаемое, или известное, но трудно достижимое. Если оно легко достижимо, то оно теряет свою ценность. Но если человека лишить его будущего, то прекратится его внутренний рост и смысл своей жизни он начнёт искать в настоящем. Он захочет свой человеческий рай построить на Земле. И, конечно же, этот рай возможен только за счёт других людей, потому что если я сам должен буду своими руками в поте лица своего трудиться и создавать рай, а потом поддерживать в нём райское состояние, то что это будет за рай. Но рай без будущего - это ад. Есть такая притча. Умер человек и посмертно оказался в прекрасном дворце, в котором слуги предупреждают каждое его желание, а хоры прекрасных девушек создают ему сладость для глаз, ушей и всего остального.

Как замечательно в раю, подумал человек. На следующий день было то же самое. Правда, менялись декорации и исполнители, репертуар тоже менялся, но сама райская суть оставалась неизменной. И так триста шестьдесят пять дней в году без всяких выходных! И тогда человек взмолился, обращаясь к богу и прося его, чтобы он его хотя бы на время поместил в ад. Бог без всякой волокиты тут же ответил ему: "А ты думаешь, где ты находишься, в раю? Нет, это ад и тебе придётся в нем пребывать вечно".

Если у человека нет будущего, то у него постепенно исчезнут вопросы, потому что ответы на любые вопросы всегда находятся в будущем.



Просмотров